facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Global international scientific
analytical project
GISAP
GISAP logotip
Перевод страницы
 

ПЛАКАТ ТОТАЛИТАРНЫХ СТРАН КАК ФЕНОМЕН МИФОЛОГИЗИРОВАННОГО СОЗНАНИЯ

ПЛАКАТ ТОТАЛИТАРНЫХ СТРАН КАК ФЕНОМЕН МИФОЛОГИЗИРОВАННОГО СОЗНАНИЯ
Svetlana Аrefyeva, доцент, кандидат педагогических наук, доцент

Маргарита Асанова, студент

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия

Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике - "Россия";

Статья посвящена рассмотрению мифологизированного сознания в плакате на основе сравнительного искусствоведческого анализа тоталитарного искусства СССР и Германии.

Ключевые слова: плакат, тоталитарное искусство.

 

Плакат (лат.placatum) с давних времен представлял собой объявление, свидетельствующее о событии, которое имело большое значение в жизни общества. Популярность данного вида графики, вследствие большеформатности, броскости компановки на листе изображения,текста расширило его функции и стало рассматриваться как афиша, реклама, наглядная агитация, пропаганда. Плакат был всегда обращен к широкой аудитории – это обуславливает характер его выразительных средств:

1)   комбинирование понятий «просто», «понятно», «выразительно»;

2)   отображение наиболее яркого момента, образа (символа);

3)   краткость, удобочитаемость шрифта, злободневность надписи;

4)   взаимосвязанность и взаимообусловленность изображения и текста.

Тоталитаризмпредставляющий собой доктрину, которая объединяет три движения, как ленинско-сталинская стадия большевизма, муссолиниевский фашизм и гитлеровский национал-социализм. Онипроизвели идентичную художественную концепцию и тот же самый вид официального искусства [2, стр. 3]. Наиболее полно он выразился в плакате. Рассмотрению этих тенденций посвящали свои труды Григорьева О.И., Голомшток И.Н., Лифшиц М.А., Недошивин Г. А.,Турчин В. С. и др.

С момента возникновения тоталитарные государства формировали искусство в строгом соответствии с идеологией государства. Таким образом, перед ним ставится жесткая цель; всякое инакомыслие уничтожается. Так было в России с приходом к власти большевиков и в Германии – с приходом национал-социалистов.

Общими для всех стран было: 1) объявление культуры идеологическим оружием борьбы за власть, 2) монополизация всех форм и средств художественной жизни, 3) создание аппарата контроля и управления искусством, 4) отторжение всех стилей и направлений, которые не «ложились» в официальную тенденцию. Для России был отобран социалистический реализм. Для Германии – «искусство Третьего Рейха», основанного на классических принципах (выражающегося на деле личными пристрастиями фюрера и ближайшего окружения).

В России основы тоталитаризма закладывались внутри авангарда, который выдвинул идею «служения искусства революции и государству». Отсюда национализация художественных фондов, средств информации, системы образования, сложение идеи партийности культуры. Например, условный образ с пропагандистским текстом плакат Л.М. Лисицкого (1890-1941) «Клином красным бей белых» (см. рис.1).

В Германии радикальное движение дадаизма и национальной формы экспрессионизма несло в себе эмоциональный заряд отрицательного отношения к реальности. Остросоциальное объединение «Новая вещественность» выдвигало призыв к братству всех людей. Пожалуй, эти примеры – свидетельство идентичности стран, где партийные руководители были едины в стремлении осуществлять контроль над искусством, которое тесно смыкалось с политикой. Таким образом, отношение к нему в конце 20-х годов XX века было весьма серьезным, т.к. оно рассматривалось как инструмент для улавливания человеческих душ. Разве что в СССР оно называлось пролетарским, а в Германии – арийским.

Рис.1. Л.М. Лисицкий,  (1890-1941), «Клином красным бей белых», 1920

Однако с крушением надежд создать в Германии «красную революцию» и выходом на политическую арену нацизма, искусство встает на новые рельсы – тоталитарной «стальной романтики» Третьего Рейха, прославляющей фюрера и великолепное будущее во главе с ним.

В обеих странах создавался образа «идеального» руководителя-вождя: безличностный, безликий, канонизированный. Весьма показателен в этом отношении плакат Х. Ланцингера (1899-1949)«Гитлер-знаменосец» (см. рис. 2).

рис.2. Х. Ланцингер (1899- 1949)«Гитлер-знаменосец» («Hitler the Standard Bearer»)1930

И целая плеяда работ художников-графиков (см. рис. 3), изображающая И.В. Сталина как вдохновителя, организатора побед, с волевой энергией, заражающая зрителей.

рис.3

Различия в подходе трактовок и сути изображений окончательно сформировался в годы второй мировой войны. В СССР художественный стиль отличался:лаконичностью и выразительностью. Основным выработанным выразительным средством, стал прием усиления изображением текста, который легко воспринимался даже при движении. Как правило, на листе плаката обычно изображали одну-две фигуры. В цветовом отношении – применялись локальные цвета.Так, обширно использовался плоскостной красный цвет. Например, плакаты Д. Моора, И.М. Тоидзе (см. рис. 4). Художники научились внимательней вглядываться в лица людей, предавать их характеры и учитывать психологию зрителя (явное к ним обращение) – это сделало его еще более активным и впечатляющим. При этом, советский плакат отличается схематичностью, обобщенностью образа, использованием графических метафор. Например, образ женщины в виде Родины-Матери.

рис. 4

В изображении врага применялась карикатурность. Примером тому служат работы объединений графиков «Боевой Карандаш» и «Кукрыниксы». Часто ими использовался опыт предшествующего времени – 20-30 годов. Например, ОКНА РОСТА (см. рис. 5).

рис. 5. Объединение «Боевой карандаш» (В.А. Гальба, И.М. Ец, В.И. Курдов, Н.Е. Муратов, Г.Р. Петров) «Фашизм – враг человечества» 1939

Плакатное искусство Германии военного времени отличалось высоким художественным уровнем. В них можно выделить несколько сюжетных линий: прославление фюрера, величие немецкого народа, призывы к активным действиям. В качестве метафоры использовался орел, который символизировал Третий Рейх. Так, певдореалистические плакаты воспевали арийские черты, обращались к мифологии и готическому этносу. Среди наиболее знаменитых мастеров Х. Байер, Ф. Альбрехт, Л.Холвейн, Х.Сталютер.

Плакат в Германии в сравнении с советским намного статичнее; цветовая палитра ограничена коричневыми, синими и черными тонами и лишь враг обознался красным цветом. Например, работа неизвестного автора (см. рис. 6).

рис. 6.                                                         рис. 7

Неизвестный автор                                    Боккасиль

                  «Танки – твое оружие» 1941           «Честь, Преданность, Мужество» 1941

 

Сходства в плакатном творчестве СССР и Германии наблюдаются в использовании символов. Так, очень часто в качестве композиционного центра выступают символы: красное знамя, серп и молот, Звезда Давида – «Холокост», соединение двух рун SS– гитлеровский режим (см. рис. 7).

Формированию патриотических чувств народов, вдохновению воинов применяли средства высмеивания врага. Особо показательно в этом отношении творчество объединения «Кукрыниксы» (М. Куприянов, П. Крымов, Н. Соколов), которые способствовали рождению портрета-плаката, ставшим сильнейшим орудием пропаганды (см. рис. 8).

рис. 8.Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крымов, Н. Соколов) «Три года войны» 1943

 

И все же немецкие художники не смогли решить задачу объединения масс собирательными образами солдата или женщины: в плакатах, как правило, отсутствовала масштабность, пластический замысел, но присутствовала любовь к мелким деталям и бесполезный реализм.

Как это не странно, обе страны объединяет тоталитарный стиль руководства, где культивировалась жизнь по шаблонам. Массовость искусства позиционировались как «свобода», именно здесь плакат играет одну из главных ролей по обеспечению унификации сознания. Средства, которые тоталитарные режимы использовали в плакатах для формирования мифа своих стран (см. табл.1).

СССР

Германия

общее:

· Обращение к массам;

· контроль информации и искусства как поддержка идеологии пролетариата и мифа о достоинствах социализма;

· использование символики (красное знамя, серп и молот);

· герои плакатов– пролетариат и вожди: простые советскиелюди (рабочий-солдат, колхозница-мать, Сталин и руководители партии);

· тексты– патриотического содержания в связи с рисунком (как иллюстрация);

· образ врагав виде аллегории

· Обращение к массам;

· контроль информации и искусства для формирования унифицированного мышления;

· использование символов (орла как Родины, свастики);

· герои плакатов– солдаты (герои), вождь (Гитлер с надчеловечным характером),женщины и дети (как усиление образа солдата).

· тексты–сила в вооружении, прославление нации;

·  образ врага– аллегоричен

отличительные особенности:

стилистика

схематичность, условность, графичность. Позднее – реалистичность, живописность

реалистичность, графичность, правильная анатомия человека

композиционное

решение

динамичность композиции и образов

статичность и реже – динамика

цветовая

палитра

лаконичный (красно-черно-белый). При изображении врага –черный.

Обогащение цветовой палитры - с приближением Победы

преимущественно коричневый, черный, темно-синий, красный при изображении врага

сюжет

собирательный (солдат-герой, Родина- мать, женщина)

Идеалогизированный( мифический, рыцарский, готический этнос)

образ врага

сатирико- карикатурный

подчеркнуто не арийские черты лица, аллегоричность

    

В любом случае, советская и немецкая плакатная пропаганда была нацелена на поддержание идеалов государств, боевого духа и восхваления собственной державы. Искусство, как зеркало, отображало реальность и тождество тоталитарного стиля. Исторические традиции накладывали свой отпечаток на каждый из национальных вариантов этого феномена.

Но каждый народ несет ответственность за свою историю. В современном мире новое поколение должно извлечь урокииз несчастий нашей эпохи, где в первой половине века XXвека искусство сохранило существовавшие приоритеты как мощная кульминационная тенденция своего времени.

 

Литература:

  1. Григорьева О.И.Формирование образа Германии советской пропагандой в 1933—1941гг.: Автореф. дис.канд. ист. наук. -М.: 2008;
  2. ГоломштокИ. Н. Тоталитарное искусство. – М.: Галарт, 1993;
  3. История русского и советского искусства/под ред. Д.В.Сарабьянова.- М.: Высшая школа, 1979;
  4. Колпинский Ю. Фашизм и монументальное искусство. — Искусство, 1934, № 4, с. 197.
  5. Соколова Н.М. Кукрыниксы. –М.: Изд-во академии художеств СССР, 1962 ;
  6. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная.- М.: 1980.
  7. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда – М.: Изд-во МГУ, 1993.
0
Ваша оценка: Нет Средняя: 6.1 (8 голосов)
Комментарии: 21

Макарова Татьяна Львовна

1. "Уважаемые авторы, вот раз вами заявлено, что «брали наиболее известные произведения», то и надо хотя бы перечислить наиболее известных авторов и их художественные стили. Или для вас остались неизвестными, например, Корецкий и Кокорекин…? Также поддерживаю мнение, что изображение в статье плаката «Родина-мать зовет!» заслуживает того же качества, как рис. 5 и 7, т.е. одинаковые условия для обеих сторон." – согласна с этим. «Родина-мать зовет!» - это шедевр всех времен, я бы так сказала. Это плакат, работающий на все 100%, сделанный от души, профессионально, это произведение искусства! 2. Во-вторых, плакат, где "Гитлер-вождь" - вообще не упоминать в виде иллюстрации. Только бы сказала. Причины понятны. Наука наукой, но Интернет – инструмент тиражирования, а этот как бы выразиться… нечеловек того не заслуживает. 3. В-третьих – в принципе, в выводах упомянуты итак понятные и уже известные особенности агитационного плаката, которые читают на "Истории дизайна", которые можно было бы сказать "вместе" и сослаться на труды ученых + свои выводы. А вот отличительные черты выделить отдельно, именно в таблице, как и сделано авторами. Думаю, работа, в целом, как исследование, с учетом ограниченного объема статьи, заслуживает внимания и развития. Удачи авторам!

Руслан Абдулов

Уважаемые авторы, вот раз вами заявлено, что «брали наиболее известные произведения», то и надо хотя бы перечислить наиболее известных авторов и их художественные стили. Или для вас остались неизвестными, например, Корецкий и Кокорекин…? Также поддерживаю мнение, что изображение в статье плаката «Родина-мать зовет!» заслуживает того же качества, как рис. 5 и 7, т.е. одинаковые условия для обеих сторон. Похвально ваше стремление «осмыслить сходные явления современности», поэтому ждем от вас работ уже по «объективизации» настоящего. Удачи и поздравления с приближающимся 70-летием Победы (сов. «плакатики», видать-то хороши были)! С уважением, Руслан.

Арефьева Светлана Муллануровна

Руслан,данные рисунки в статье имеют задачу иллюстрирования (напоминания), а его размер обусловлен объемом (больше рисунки- больше цена публикации). По части стилей... вероятно вы имели ввиду либо методы, либо способы, либо жанры графики, т.к. стиль в этот промежуток был один - социалистический реализм. Язвительный тон по части "незнания" авторов - недопустим в научной среде. Этих авторов знают даже дети. Удача нам не помешает, спасибо. Надеюсь, что и вы сможете в дальнейшем просвещаться в области истории искусства. Плакатики были и остаются хорошими))

Назарова Елена Павловна

Благодарю за ответ, уважаемые авторы. Вы не приемлете выражение «художественный стиль советского плакатного искусства»? По поводу стоимости презентации доклада (как человек, уже участвующий ранее в презентации GISAP), сообщаю вам на будущее, что она бесплатная в отличие от публикации и позволяет представлять красивые презентации по искусствоведению. Да, представительны арийцы на рис. 6, 7, но если бы такое же качество изображения присутствовало у рис. с плакатом «Родина-мать зовет», может кому-то стало понятнее, почему «от проникновенного взгляда женщины на плакате у бойцов шли мурашки по коже», и как «агитка превратилась в подлинный шедевр». И все-таки, при проведении сравнения с немецкими плакатами необходимо перечислить основные приемы при создании плакатов хотя бы известными советскими художниками.

Арефьева Светлана Муллануровна

На наш взгляд, мы нисколько не умаляли достоинства нашей плакатной графики. В искусствоведении "художественный стиль плакатного искусства" не приемлем. Насчет рисунков (их размеров и качества) учтем ваши пожелания. В таблицах, если внимательно посмотреть - эти приемы выявлены. Описания нет, верно (решились не повторяться. Думали, что и так понятно). В любом случае - спасибо за проявленный интерес.

Назарова Елена Павловна

Сложно что-либо добавить к рецензии специалиста, эксперта по искусствоведению, профессора Степанской Т. М. Но, уважаемые Светлана и Маргарита, позвольте поделиться своими впечатлениями о статье. Заявлена современная «модная» тема, и предстоит большая работа по ее раскрытию. Материала по теме в интернете - уйма, но необходимо проанализировать его: если заявлено сравнение работ советских и немецких авторов, то и нужно сравнение проводить по одинаковым параметрам….Например, сообщаете о сюжетных линиях немецких военных плакатов, значит необходимо для сравнения привести популярные темы и советских плакатов: «В атаку!», «Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою», «Смерть детоубийцам» (только маленьких детей-евреев сколько было уничтожено фашистами..) и т.д. Перечисляете фамилии «наиболее знаменитых мастеров» Германии, так, соответственно, приведите и советских авторов: Тоидзе И., Кокорекин А., Иванов В, Корецкий В. и др. И, наверно, неверно замечено в статье, что «советский плакат отличается схематичностью,……..использованием графических метафор». Существовали различные направления, в том числе и близкие к станковому живописному произведению, например, знаменитый плакат «За Родину!» (с фигурой раненого матроса, бросающего гранату), использовались и приемы фотомонтажа и т.д. И еще, также сугубо личное мнение: если уж приводятся иллюстрации в статье о плакатах, то они должны быть равноценны по приличному качеству для обоих сравниваемых сторон. В общем, «в рамках небольшой статьи» все не объять, и в дальнейшем может вам выпустить серию статей, рассматривая меньшие временные или территориальные интервалы. Не только на Алтае над плакатами работали местные художники, но и в Татарстане - Б. Альменов, Р. Сайфуллин и др. Дальнейших научных поисков и успехов!

Арефьева Светлана Муллануровна

Елена, спасибо за внимание к нашей публикации. Не совсем согласна по части вашего определения, что тема "модная". Тема актуальная, т.к. позволяет провести некие параллели, чтобы осмыслить сходные явления современности. Объективизиция художественного творчества недавнего прошлого - довольно непростая задача (не все готовы провести переоценку). Характер изобразительности и способы воплощения сюжетной линии - вот что нас волновало. Брали наиболее известные произведения, чтобы проще было сравнивать. В рамках короткой статьи трудно вместить все. Такой цели просто не стояло.

Ермекбай Жарас

Уважаемые авторы! Для меня как историку ваша статья интересна с исторической точки зрения на примере Германии и СССР второй мировой войны, так как плакаты есть особый вид изобразительного искусства характерное для всх стран и народов. Единственное пожелание, следовало использовать в историографии работы немецких авторов по этой теме. Желаю творческих успехов. С уважением, Ж.А. Ермекбай

Арефьева Светлана Муллануровна

Уважаемый Ермекбай Жарас! Благодарю за оценку. Замечание справедливое. Немецких авторов, которые обращались бы к данной теме, нужно было проанализировать, указать, согласна. Однако, в рамках небольшой статьи -задача бы была не из простых. Думается, что это дело будущего. Спасибо)

Степанская Тамара Михайловна

Коллеги! Не могу вполне согласиться с предыдущими комментариями: слишком мал объем изобразительного материала для сравнения советского и германского плакатов. Критерии сравнения схематичны, не историчны. Истоки советского плаката имеют глубокие и далекие корни, достаточно вспомнить русские народные картинки часто сатирического характера, вспомнить песенный и словесный фольклор, в котором кратко, но очень выразительно и точно характеризуется событие, явление, человек, недаром в плакате большое значение имеет слово, как в поговорке или пословице (Атаманом артель крепка. Беда привалила — ума не хватило. Без запевалы и песня не поется. Будет волку на холку. Был Филя в силе — все други к нему валили, а пришла беда — все прочь со двора. Ворон ворону глаз не выклюет. Ворона за море летала, да вороной и вернулась и т.п.). Историческое событие полное драматизма вызывало развитие журнальной сатирической графики, листовок и плакатов. Вспомним 1812 год, рисунки Теребенева о том, как отступая по Смоленской дороге, Наполеон суп из вороны варил, вспомним 1905-1907 годы о том, как в плакатах и журнальной графике отразились кровавые события на Дворцовой площади 9 января, когда была расстреляна мирная демонстрация стариков, старух, детей и священников, вспомним плакаты Гражданской войны, плакат Тоидзе "Родина-мать зовет", созданный никак не по приказу тоталитарного режима. Автор статьи справедливо отмечает, что характер плакатов с течением войны становился оптимистичнее ("Дойдем до Берлина!" и т. д.). Могу утверждать, что в регионах Советского союза в военные годы местными художниками создавались листовки, плакатики патриотического содержания; например, на Алтае первым автором плакатов, развенчивающих германского завоевателя, был художник Харин, далёкий от партийных органов и органов власти, это была его личная инициатива, и он использовал опыт русских художников в создании сатирической журнальной графики и патриотических плакатов. Таким образом, у плаката есть традиции в каждой культуре, например, вспомним англичанина У. Хогарта, испанца Ф. Гойю. Концепция статьи несколько надумана, слабо аргументирована. Концепцию статьи надо было бы обосновать научно, почему берется ХХ век, Советский союз и Германия, а не тридцатилетняя война в Европе и не Отечественная война 1812 года в России. В названии и содержании статьи сквозит заданность темы. Желаю автору более аналитического и самостоятельного подхода к раскрытию проблемы научной статьи. Всего доброго Тамара Михайловна.

Арефьева Светлана Муллануровна

Тамара Михайловна, благодарю за отзыв. В нашем случае,заданность временных рамок-попытка в малом периоде разглядеть тенденции, которые были в искусстве. А они были. Представление доказательной базы превышение рамок статьи. Отсутствие "воды" - это желание передать суть в краткой форме. Почему XX век? СССР и Германия - страны, которые наиболее остро пережили данный факт. Почему плакат? Оттого, что многие произведения тоталитарного искусства уже сейчас "теряются" во времени, тогда как плакат имел возможность сохраниться вследствие большого тиража. Обращение к данной теме ныне - желание разобраться в прошлом.

Луговая Татьяна Анатолиевна

Хочу поддержать авторов! Ваш материал интересен, имеет право на существование и продолжение. С уважением, Татьяна Луговая

Луговая Татьяна Анатолиевна

Уважаемые авторы! Исследование Ваше остро актуально и должно иметь продолжение. Думаю, Вам будет интересно ознакомиться с книгой Сауленко Людмилы Лукьяновны "Мы наш, мы новый миф построим...: Мифологемы тоталитарного искусства" (2001 г.), которая на широком материале глубоко анализирует искусство тоталитаризма. Удачи Вам в научном и творческом труде! С уважением, Татьяна Луговая

Арефьева Светлана Муллануровна

Татьяна Анатолиевна! Благодарю за отзыв и пожелание. Воспользуемся)

Саносян Хачатур

Уважаемые авторы. Плакаты были есть и будут инструментом агитации. Позитивной или негативной - это уже другой вопрос. Спасибо за статью. Х.А. Саносян

Трещалин Михаил Юрьевич

Уважаемые коллеги! Вы провели анализ политического плаката как политической, так и с технической точек зрения. Причем, взят достаточно небольшой промежуток времени. Каждый из приведенных плакатов выполняет свою агитационно-рекламную функцию. Но почему "Мифологизированное сознание"? Если вспомнить плакаты военного и мирного времени, то все они так или иначе соответствуют определенным задачам идеологии государства или корпорации. Такие плакаты весьма конкретны. К стати, думаю, что дело не тоталитаризме, а в той идее, которую надо донести до населения. С уважением М.Ю. Трещалин

Арефьева Светлана Муллануровна

В данном конкретном примере показывается как искусство ангажирует политика. Видя за искусством огромную силу воздействия на массы, власть диктует ей в зримых образах воплотить миф об уже измененном объекте, нравственных установках, опыте социальном и материальном. Спасибо за вопрос)

Семен Борисович

Данное исследование и сравнительный анализ политического плаката эпохи тоталитаризма в СССР и Германии достаточно убедительны и доказательны. Конечно злободневность и сиюминутная действенность плаката неоспоримы. Это и есть главная цель и заслуга плаката.Поздравляю с удачной работой,которая может стать многосерийной. С.Житнигор

Арефьева Светлана Муллануровна

Спасибо за отзыв)

Лагода Оксана Николаевна

Очень плодотворный материал для исследований. Хочется отметить, что авторы уделили внимание практически всем основным характеристикам плакатного творчества и сделали емкий сравнительный анализ. Безусловно, рамки отдельной публикации достаточно узки для изложения глобальной сути тоталитаризма и его символического отображения в плакате, каждый из проанализированных элементов заслуживает отдельного углубленного исследования. Авторам желаю удачи в продолжении начатой работы и предлагаю осмыслить художественно-проектные закономерности отображения идеологии тоталитаризма (общие и частные, локальные) как константы его "фирменного стиля". Удачи! С уважением, Ксения

Арефьева Светлана Муллануровна

Благодарю, Оксана Николаевна!
Комментарии: 21

Макарова Татьяна Львовна

1. "Уважаемые авторы, вот раз вами заявлено, что «брали наиболее известные произведения», то и надо хотя бы перечислить наиболее известных авторов и их художественные стили. Или для вас остались неизвестными, например, Корецкий и Кокорекин…? Также поддерживаю мнение, что изображение в статье плаката «Родина-мать зовет!» заслуживает того же качества, как рис. 5 и 7, т.е. одинаковые условия для обеих сторон." – согласна с этим. «Родина-мать зовет!» - это шедевр всех времен, я бы так сказала. Это плакат, работающий на все 100%, сделанный от души, профессионально, это произведение искусства! 2. Во-вторых, плакат, где "Гитлер-вождь" - вообще не упоминать в виде иллюстрации. Только бы сказала. Причины понятны. Наука наукой, но Интернет – инструмент тиражирования, а этот как бы выразиться… нечеловек того не заслуживает. 3. В-третьих – в принципе, в выводах упомянуты итак понятные и уже известные особенности агитационного плаката, которые читают на "Истории дизайна", которые можно было бы сказать "вместе" и сослаться на труды ученых + свои выводы. А вот отличительные черты выделить отдельно, именно в таблице, как и сделано авторами. Думаю, работа, в целом, как исследование, с учетом ограниченного объема статьи, заслуживает внимания и развития. Удачи авторам!

Руслан Абдулов

Уважаемые авторы, вот раз вами заявлено, что «брали наиболее известные произведения», то и надо хотя бы перечислить наиболее известных авторов и их художественные стили. Или для вас остались неизвестными, например, Корецкий и Кокорекин…? Также поддерживаю мнение, что изображение в статье плаката «Родина-мать зовет!» заслуживает того же качества, как рис. 5 и 7, т.е. одинаковые условия для обеих сторон. Похвально ваше стремление «осмыслить сходные явления современности», поэтому ждем от вас работ уже по «объективизации» настоящего. Удачи и поздравления с приближающимся 70-летием Победы (сов. «плакатики», видать-то хороши были)! С уважением, Руслан.

Арефьева Светлана Муллануровна

Руслан,данные рисунки в статье имеют задачу иллюстрирования (напоминания), а его размер обусловлен объемом (больше рисунки- больше цена публикации). По части стилей... вероятно вы имели ввиду либо методы, либо способы, либо жанры графики, т.к. стиль в этот промежуток был один - социалистический реализм. Язвительный тон по части "незнания" авторов - недопустим в научной среде. Этих авторов знают даже дети. Удача нам не помешает, спасибо. Надеюсь, что и вы сможете в дальнейшем просвещаться в области истории искусства. Плакатики были и остаются хорошими))

Назарова Елена Павловна

Благодарю за ответ, уважаемые авторы. Вы не приемлете выражение «художественный стиль советского плакатного искусства»? По поводу стоимости презентации доклада (как человек, уже участвующий ранее в презентации GISAP), сообщаю вам на будущее, что она бесплатная в отличие от публикации и позволяет представлять красивые презентации по искусствоведению. Да, представительны арийцы на рис. 6, 7, но если бы такое же качество изображения присутствовало у рис. с плакатом «Родина-мать зовет», может кому-то стало понятнее, почему «от проникновенного взгляда женщины на плакате у бойцов шли мурашки по коже», и как «агитка превратилась в подлинный шедевр». И все-таки, при проведении сравнения с немецкими плакатами необходимо перечислить основные приемы при создании плакатов хотя бы известными советскими художниками.

Арефьева Светлана Муллануровна

На наш взгляд, мы нисколько не умаляли достоинства нашей плакатной графики. В искусствоведении "художественный стиль плакатного искусства" не приемлем. Насчет рисунков (их размеров и качества) учтем ваши пожелания. В таблицах, если внимательно посмотреть - эти приемы выявлены. Описания нет, верно (решились не повторяться. Думали, что и так понятно). В любом случае - спасибо за проявленный интерес.

Назарова Елена Павловна

Сложно что-либо добавить к рецензии специалиста, эксперта по искусствоведению, профессора Степанской Т. М. Но, уважаемые Светлана и Маргарита, позвольте поделиться своими впечатлениями о статье. Заявлена современная «модная» тема, и предстоит большая работа по ее раскрытию. Материала по теме в интернете - уйма, но необходимо проанализировать его: если заявлено сравнение работ советских и немецких авторов, то и нужно сравнение проводить по одинаковым параметрам….Например, сообщаете о сюжетных линиях немецких военных плакатов, значит необходимо для сравнения привести популярные темы и советских плакатов: «В атаку!», «Боец побеждает неприятеля в рукопашном бою», «Смерть детоубийцам» (только маленьких детей-евреев сколько было уничтожено фашистами..) и т.д. Перечисляете фамилии «наиболее знаменитых мастеров» Германии, так, соответственно, приведите и советских авторов: Тоидзе И., Кокорекин А., Иванов В, Корецкий В. и др. И, наверно, неверно замечено в статье, что «советский плакат отличается схематичностью,……..использованием графических метафор». Существовали различные направления, в том числе и близкие к станковому живописному произведению, например, знаменитый плакат «За Родину!» (с фигурой раненого матроса, бросающего гранату), использовались и приемы фотомонтажа и т.д. И еще, также сугубо личное мнение: если уж приводятся иллюстрации в статье о плакатах, то они должны быть равноценны по приличному качеству для обоих сравниваемых сторон. В общем, «в рамках небольшой статьи» все не объять, и в дальнейшем может вам выпустить серию статей, рассматривая меньшие временные или территориальные интервалы. Не только на Алтае над плакатами работали местные художники, но и в Татарстане - Б. Альменов, Р. Сайфуллин и др. Дальнейших научных поисков и успехов!

Арефьева Светлана Муллануровна

Елена, спасибо за внимание к нашей публикации. Не совсем согласна по части вашего определения, что тема "модная". Тема актуальная, т.к. позволяет провести некие параллели, чтобы осмыслить сходные явления современности. Объективизиция художественного творчества недавнего прошлого - довольно непростая задача (не все готовы провести переоценку). Характер изобразительности и способы воплощения сюжетной линии - вот что нас волновало. Брали наиболее известные произведения, чтобы проще было сравнивать. В рамках короткой статьи трудно вместить все. Такой цели просто не стояло.

Ермекбай Жарас

Уважаемые авторы! Для меня как историку ваша статья интересна с исторической точки зрения на примере Германии и СССР второй мировой войны, так как плакаты есть особый вид изобразительного искусства характерное для всх стран и народов. Единственное пожелание, следовало использовать в историографии работы немецких авторов по этой теме. Желаю творческих успехов. С уважением, Ж.А. Ермекбай

Арефьева Светлана Муллануровна

Уважаемый Ермекбай Жарас! Благодарю за оценку. Замечание справедливое. Немецких авторов, которые обращались бы к данной теме, нужно было проанализировать, указать, согласна. Однако, в рамках небольшой статьи -задача бы была не из простых. Думается, что это дело будущего. Спасибо)

Степанская Тамара Михайловна

Коллеги! Не могу вполне согласиться с предыдущими комментариями: слишком мал объем изобразительного материала для сравнения советского и германского плакатов. Критерии сравнения схематичны, не историчны. Истоки советского плаката имеют глубокие и далекие корни, достаточно вспомнить русские народные картинки часто сатирического характера, вспомнить песенный и словесный фольклор, в котором кратко, но очень выразительно и точно характеризуется событие, явление, человек, недаром в плакате большое значение имеет слово, как в поговорке или пословице (Атаманом артель крепка. Беда привалила — ума не хватило. Без запевалы и песня не поется. Будет волку на холку. Был Филя в силе — все други к нему валили, а пришла беда — все прочь со двора. Ворон ворону глаз не выклюет. Ворона за море летала, да вороной и вернулась и т.п.). Историческое событие полное драматизма вызывало развитие журнальной сатирической графики, листовок и плакатов. Вспомним 1812 год, рисунки Теребенева о том, как отступая по Смоленской дороге, Наполеон суп из вороны варил, вспомним 1905-1907 годы о том, как в плакатах и журнальной графике отразились кровавые события на Дворцовой площади 9 января, когда была расстреляна мирная демонстрация стариков, старух, детей и священников, вспомним плакаты Гражданской войны, плакат Тоидзе "Родина-мать зовет", созданный никак не по приказу тоталитарного режима. Автор статьи справедливо отмечает, что характер плакатов с течением войны становился оптимистичнее ("Дойдем до Берлина!" и т. д.). Могу утверждать, что в регионах Советского союза в военные годы местными художниками создавались листовки, плакатики патриотического содержания; например, на Алтае первым автором плакатов, развенчивающих германского завоевателя, был художник Харин, далёкий от партийных органов и органов власти, это была его личная инициатива, и он использовал опыт русских художников в создании сатирической журнальной графики и патриотических плакатов. Таким образом, у плаката есть традиции в каждой культуре, например, вспомним англичанина У. Хогарта, испанца Ф. Гойю. Концепция статьи несколько надумана, слабо аргументирована. Концепцию статьи надо было бы обосновать научно, почему берется ХХ век, Советский союз и Германия, а не тридцатилетняя война в Европе и не Отечественная война 1812 года в России. В названии и содержании статьи сквозит заданность темы. Желаю автору более аналитического и самостоятельного подхода к раскрытию проблемы научной статьи. Всего доброго Тамара Михайловна.

Арефьева Светлана Муллануровна

Тамара Михайловна, благодарю за отзыв. В нашем случае,заданность временных рамок-попытка в малом периоде разглядеть тенденции, которые были в искусстве. А они были. Представление доказательной базы превышение рамок статьи. Отсутствие "воды" - это желание передать суть в краткой форме. Почему XX век? СССР и Германия - страны, которые наиболее остро пережили данный факт. Почему плакат? Оттого, что многие произведения тоталитарного искусства уже сейчас "теряются" во времени, тогда как плакат имел возможность сохраниться вследствие большого тиража. Обращение к данной теме ныне - желание разобраться в прошлом.

Луговая Татьяна Анатолиевна

Хочу поддержать авторов! Ваш материал интересен, имеет право на существование и продолжение. С уважением, Татьяна Луговая

Луговая Татьяна Анатолиевна

Уважаемые авторы! Исследование Ваше остро актуально и должно иметь продолжение. Думаю, Вам будет интересно ознакомиться с книгой Сауленко Людмилы Лукьяновны "Мы наш, мы новый миф построим...: Мифологемы тоталитарного искусства" (2001 г.), которая на широком материале глубоко анализирует искусство тоталитаризма. Удачи Вам в научном и творческом труде! С уважением, Татьяна Луговая

Арефьева Светлана Муллануровна

Татьяна Анатолиевна! Благодарю за отзыв и пожелание. Воспользуемся)

Саносян Хачатур

Уважаемые авторы. Плакаты были есть и будут инструментом агитации. Позитивной или негативной - это уже другой вопрос. Спасибо за статью. Х.А. Саносян

Трещалин Михаил Юрьевич

Уважаемые коллеги! Вы провели анализ политического плаката как политической, так и с технической точек зрения. Причем, взят достаточно небольшой промежуток времени. Каждый из приведенных плакатов выполняет свою агитационно-рекламную функцию. Но почему "Мифологизированное сознание"? Если вспомнить плакаты военного и мирного времени, то все они так или иначе соответствуют определенным задачам идеологии государства или корпорации. Такие плакаты весьма конкретны. К стати, думаю, что дело не тоталитаризме, а в той идее, которую надо донести до населения. С уважением М.Ю. Трещалин

Арефьева Светлана Муллануровна

В данном конкретном примере показывается как искусство ангажирует политика. Видя за искусством огромную силу воздействия на массы, власть диктует ей в зримых образах воплотить миф об уже измененном объекте, нравственных установках, опыте социальном и материальном. Спасибо за вопрос)

Семен Борисович

Данное исследование и сравнительный анализ политического плаката эпохи тоталитаризма в СССР и Германии достаточно убедительны и доказательны. Конечно злободневность и сиюминутная действенность плаката неоспоримы. Это и есть главная цель и заслуга плаката.Поздравляю с удачной работой,которая может стать многосерийной. С.Житнигор

Арефьева Светлана Муллануровна

Спасибо за отзыв)

Лагода Оксана Николаевна

Очень плодотворный материал для исследований. Хочется отметить, что авторы уделили внимание практически всем основным характеристикам плакатного творчества и сделали емкий сравнительный анализ. Безусловно, рамки отдельной публикации достаточно узки для изложения глобальной сути тоталитаризма и его символического отображения в плакате, каждый из проанализированных элементов заслуживает отдельного углубленного исследования. Авторам желаю удачи в продолжении начатой работы и предлагаю осмыслить художественно-проектные закономерности отображения идеологии тоталитаризма (общие и частные, локальные) как константы его "фирменного стиля". Удачи! С уважением, Ксения

Арефьева Светлана Муллануровна

Благодарю, Оксана Николаевна!
Партнеры
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.