facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

ГОНЧАРСТВО В ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРЬЕРА

ГОНЧАРСТВО В ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРЬЕРА
Bondarenko Victoriya, dean, full professor

Svitlana Vasilivna Katrichenko, senior lecturer

Kharkiv State Academy of Design and Arts, Ukraine

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

УДК 738.(07):72

Рассматривается роль гончарства в подготовке дизайнеров. Изучение народных традиций этого древнего вида искусства, освоение различных технологий, выполнение копий лучших музейных образцов, изготовление изделий из керамики – путь, который проходят дизайнеры ХДАДМ. Анализируются конкретные архитектурные объекты, где внедрены различные декоративные композиции из пластического керамического материала.

Ключевые слова: дизайнер, керамика, гончарное искусство, народные традиции.

The role of ceramics is examined in preparation of designers. Study of folk traditions of this ancient type of art, mastering of different technologies, implementation of copies of the best museum standards, making of wares from ceramics is a way that is passed by the designers of Kharkiv State Academy of Design and Arts. Certain architectural objects are analysed, where different decorative compositions are inculcated from plastic ceramic material.

Keywords: designer, ceramics, fictile art, folk traditions.

Керамика в качестве строительного материала и изделия из глины применяется народами разных стран и континентов многие тысячелетия. Каждый народ вносит в их использование свои особенности, присущие социально-экономическим, климатическим условиям, технике производства и национальным традициям.

На Украине накоплены богатые традиции в применении керамики не только в строительстве, но и в создании различных изделий декоративно-прикладного искусства. Они обусловлены технической и технологической спецификой производства изделий из керамики на местном сырье и национальными особенностями, нашедшими выражение в своеобразном применении этого материала как в архитектуре, так и в повседневном быту.

В XIX - начале XX века в архитектуре Украины декоративная керамика подучила своё активноеразвитие. Многие талантливые архитекторы использовали керамику как основной материал, который с исключительным мастерством применялся для отделки фасадов и интерьеров, раскрывая в полную силу его пластические возможности в сочетании с красочными глазурями и эмалями.

Индустриальные методы строительства и требования современного уровня архитектуры поставили перед архитекторами и художниками ряд новых проблем в области синтеза монументально-декоративного искусства и архитектуры.

Ведущая роль в образовании главных идейно-содержательных центров архитектурного пространства принадлежит монументальному искусству.

В условиях интенсивного индустриального строительства весьма актуальным становится широкое использование в организации экстерьеров и интерьеров произведений декоративного характера, в том числе произведений многих видов декоративно-прикладного искусства.

Особенно активно в этом отношении используется керамика. Она находит применение, как в современных зданиях, сооружаемых из бетона и металла, так и в уникальных сооружениях и в массовом строительстве. На фасадах и в интерьерах новых зданий часто можно встретить живописные или скульптурные керамические панно и композиции.

Широкое использование керамики в архитектуре объясняется тем, что ей нет равных по долговечности и доступности, по устойчивости цвета и фактуры. Стойкие и долговечные покрытия из керамики как нельзя лучше соответствуют современным санитарно-гигиеническим требованиям.

Очень часто даже самый обыкновенный керамический строительный материал используется как декоративный.

Декоративная керамика - один из активно развивающихся видов современного декоративно-прикладного искусства, сфера её применения постоянно расширяется.

Отличительной чертой современности является широкое использование традиционных и новых форм декоративной керамики в организации архитектурного пространства.

При подготовке дизайнеров в Харьковской государственное академии дизайна и искусств большое внимание уделяется изучению студентами различных декоративных материалов.

Одно из ведущих мест среди них занимает изучение различных видов декоративной керамики.

Студенты знакомятся с пластическими, технологическими и художественными возможностями этого древнего материала. Изучение его начинается в период летней производственной практики, которая чаще всего проводится в городе Львове и его окрестностях [1].Здесь, в этнографическом музее, студенты знакомятся с лучшими образцами народного искусства. Тщательные обмеры изделий, копирование рисунков дают возможность в последующем выполнять копии в натуральную величину украинской бытовой объемной керамики - кувшина, куманца, тарелки, миски и других изделий.

Этому предшествует теоретическое и практическое изучение различных керамических материалов (терракота, фаянс, шамотные массы и т.д.), а также материалов, применяемых для декорирования и росписи керамических изделий (глазури, эмали, ангобы, керамические краски и др.).

Каждый студент выполняет по несколько вариантов декорирования керамических изделий цветными ангобами в технике "фляндровка", "пластилаж" и «сграффито".

Помимо копирования бытовой объёмной керамики студенты выполняют копии керамического изразца, выполненного в "косовской" традиционной манере. В процессе выполнения копии в натуральную величину приобретаются практические навыки в изготовлении изразца, гравировке, росписи ангобами и цветной глазурью.

Изучение образцов народного искусства из керамики, а также секретов технологии даёт возможность студентам перейти к решению задач сегодняшнего дня.

На факультете «Дизайн среды» Харьковской государственной академии дизайна и искусств заключен договор о творческом содружестве с Харьковским плиточным заводом. Тесные многолетние контакты с этим предприятием определили задачи на разработку эскизов рисунков и опытных образцов различных облицовочных керамических плиток. Декорирование плиток осуществляется в технике подглазурной и надглазурной росписи. Разрабатываются также образцы рельефных облицовочных плиток с декорированием прозрачной или цветной глазурью.  

Кроме этого, изучение на учебных занятиях свойств, особенностей, гигиенических и технических характеристик керамической плитки и мозаики способствуют эффективности получения положительных результатов  проектной деятельности студентов. Подтверждением этому является выполнение студентами 4 курса конкурсных работ для зарубежных и украинских компаний, заинтересованных в новых креативных идеях для ванной комнаты или в дизайне керамической плитки (рис. 1-4).

С большим интересом студенты работают над заданием "Сувенир". Здесь активно проявляются творческие возможности каждого студента, его пространственное и образное мышление.

Такое детальное изучение керамики даёт возможность студентам во  многих курсовых и дипломных проектах предусматривать применение декоративной керамики как одного из основных средств создания художественно-образного решения проектируемого интерьера. Подготовка художника в академии осуществляется таким образом, что он способен не только выполнить проект архитектурно-художественного решения интерьера, но имеет достаточные профессиональные навыки для его осуществления в натуре.

Именно поэтому проектирование объектов осуществляется только на реальной основе. Лучшие проекты внедряются студентами в натуре в период производственных практик и дипломного проектирования.

Наиболее интересно применена студентами под руководством педагогов декоративная керамика в интерьерах главного почтамта, дворца водных видов спорта, фармацевтического университета, районной аптеки № 28, городской студенческой больницы г. Харькова и т.д.

Объекты эти значительно отличаются по объёмно-пространственному, архитектурно-конструктивному решению, функциональному назначению и другим параметрам. Но в каждом из них большую образную нагрузку несут декоративные композиции, выполненные в керамике.

На ряде объектов эта декоративная функция керамики тесно переплетается с функцией информационной, даже - познавательной.

Так, в зале международных телефонных переговоров главного почтамта две конструктивные, большие по сечению пилястры перестают восприниматься только как несущие конструкции опор, поскольку на их поверхностях в технике керамики изображена история телеграфа, телефона и других видов связи. Темы "История почты в России" и "Виды связи сегодня" объединены с темой "Столицы мира" благодаря пластическим возможностям этого материала.

Эти же пластические качества керамики позволили выявить и подчеркнуть тему сказочного подводного мира в декоративном керамическом панно площадью 55 м2 во дворце водных видов спорта.

В вестибюле Харьковского фармацевтического института керамическое декоративное панно изобилует цветами - символом фармакопии. В их окружении размещена фигура Панацеи – богини здоровья и врачевания.

Романтичны четыре женские фигуры, символизирующие времена года в декоративной композиции, выполненной в технике керамики, в городской студенческой больнице. Здесьавторы использовали естественные возможности шамота, его цвет, матовую фактуру. Эта чистота декоративной поверхности ассоциируется с образом медицины.

Совершенно по-иному решены декоративные керамические букеты цветов, выполненные из фаянса для интерьера столовой этой же больницы. Роспись солями по сырой эмали создала такие неожиданные цветовые композиции, что невольно ощущаешь аромат запахов природы.

Декоративная керамика позволяет более полно раскрыть архитектурный образ сооружения, его тектонику, назначение и, вместе с тем, способствует воспитанию средствами монументальной пропаганды нравственно-эстетического вкуса населения.

Перспективность использования декоративной керамики в организации внутреннего пространства помещения, а также возможность расширения сфер её применения и существования в современной архитектурно-художественной среде определяет множественность оригинальных форм произведений, жанровое и технологическое разнообразие, высокие декоративные и эстетические свойства материала, неувядающую его популярность.

        Литература:

  1. Українська керамологія: Національний науковий щорічник. 2001 / За редакцією доктора історичних наук Олеся Пошивайла. – Опішне: Українське народознавство, 2001. – Кн. 1. – 384 с.
  2. Гинзбург В.П. Керамика в архитектуре./ В.П. Гинзбург. – М.: Стройиздат, 1983.-200с., ил.
  3. Голубец О.М. Ностальгия по утраченной керамичности // Декоративное   искусство СССР, 1988. - №12. – С.40-41.
  4. Джеки Эткин. Керамика для начинающих. / Д. Эткин:  [пер. с англ. Е.В. Петровой, Ю.В. Устиновой]. – М.: Изд-во АРТ-РОДНИК, 2006. – 129с.
  5. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в современном интерьере. / Л.Е. Жоголь. – К.: Будівельник, 1986. – 102с.:ил.

0
Your rating: None Average: 6.3 (3 votes)
Comments: 4

Makarova Tatyana Lvovna

Доклад носит, в целом, практический характер. В народных промыслах - корни той оригинальности и свежести, которую имеет каждая национальная школа дизайна. Удачи в развитии молодежи

Lagoda Oksana Nikolaevna

Безусловная продуманность и методичность, а в результате и продуктивность изложенной методики преподавания в ХГАДИ свидетельствует о высоком уровне культуры вуза в целом. В основе ее народное творчество, которое бережно и профессионально трансформируется с учетом современных требований, технологий и тенденций в дизайне. Однако, прикладной характер публикаций для этого проекта необходимо было бы подкрепить научными и теоретическими положениями. С уважением к авторам, О.Лагода

Syraev Dmitry Gennadevich

Интересная тематика, но текст больше напоминает доклад или сообщение чем научную статью, - из пяти источников всего только одна ссылка в тексте

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Доклад имеет явно прикладной характер, что тоже ценно. Изучение народного творчества дает возможность приобщиться к неисчерпаемым истокам знания. Не случайно говорят, что именно в народном творчестве, связанном с архаической ритуальной культурой, проявляются архетипы коллективного бессознательного. Знание народных традиций, декоративно-прикладного искусства и фольклора воспитывает истинные ценности, хороший вкус и чувство меры, что важно для хорошего дизайнера. Не говоря уже о том, что изучение народного искусства является обязательным для того, чтобы соответствовать современным модным тенденциям в дизайне: "ближе к природе" (экостиль), "индивидуальность", "коллажирование". Спасибо автору за интересный доклад!
Comments: 4

Makarova Tatyana Lvovna

Доклад носит, в целом, практический характер. В народных промыслах - корни той оригинальности и свежести, которую имеет каждая национальная школа дизайна. Удачи в развитии молодежи

Lagoda Oksana Nikolaevna

Безусловная продуманность и методичность, а в результате и продуктивность изложенной методики преподавания в ХГАДИ свидетельствует о высоком уровне культуры вуза в целом. В основе ее народное творчество, которое бережно и профессионально трансформируется с учетом современных требований, технологий и тенденций в дизайне. Однако, прикладной характер публикаций для этого проекта необходимо было бы подкрепить научными и теоретическими положениями. С уважением к авторам, О.Лагода

Syraev Dmitry Gennadevich

Интересная тематика, но текст больше напоминает доклад или сообщение чем научную статью, - из пяти источников всего только одна ссылка в тексте

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Доклад имеет явно прикладной характер, что тоже ценно. Изучение народного творчества дает возможность приобщиться к неисчерпаемым истокам знания. Не случайно говорят, что именно в народном творчестве, связанном с архаической ритуальной культурой, проявляются архетипы коллективного бессознательного. Знание народных традиций, декоративно-прикладного искусства и фольклора воспитывает истинные ценности, хороший вкус и чувство меры, что важно для хорошего дизайнера. Не говоря уже о том, что изучение народного искусства является обязательным для того, чтобы соответствовать современным модным тенденциям в дизайне: "ближе к природе" (экостиль), "индивидуальность", "коллажирование". Спасибо автору за интересный доклад!
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.