facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МУЗЫКАНТОВ НА БАЗЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В СФЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МУЗЫКАНТОВ НА БАЗЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В СФЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ
Titova Evgenia, applicant

National Academy of Sciences of Ukraine - Institute of Ferrous Metallurgy, Ukraine

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

УДК 78.07.37.02-04

Приведены сведения о новых возможностях развития ассоциативного мышления, творческого воображения и фантазии музыкантов, базирующихся на современных научных достижениях в сфере нанотехнологий.

Ключевые слова: творческое воображение, ассоциативное мышление, фантазия, музыкант, нанотехнологии, нанокартины, нанообъекты.

The information about the new opportunities of associative thinking, creativity imagination and fantasy of musicians, based on modern scientific achievements in the field of nanotechnology are given.

Keywords: creative imagination, associative thinking, fantasy, musician, nanotechnology, nanopictures, nanoobjects.

В современном обществе одним из обязательных условий эффективной самореализации музыканта является формирование его как творческой личности. При этом важный этап процесса обучения состоит в активизации творческого воображения и, прежде всего, ассоциативного мышления, так остро необходимого инструменталисту и дирижеру для создания образа исполняемого ими произведения, передачи образа, рожденного в сознании дирижера оркестрантам. Ассоциации связывают признаки заданного объекта с похожими признаками других объектов: образами и символами, воспоминаниями, звуками, ощущениями и т.п. Известно, что решению многих проблем мешает именно ограниченный круг ассоциаций. Обоснование необходимости упражнения мозга, важности развития ассоциативного мышления достаточно убедительно сделано в исследованиях, выполненных психологами, педагогами и музыкантами. В контексте развития творческого воображения рассмотрены различные аспекты образного мышления. Однако, несмотря на наличие широкой научно-теоретической базы, отдельные вопросы остаются мало исследованными, в частности, понятие «ассоциативно-образное мышление», развитие же образной компоненты мышления рассматривается, как правило, только в связи с исполнительской деятельностью и практически не затрагивает вопросы подготовки студентов в музыкальных училищах.

Способность к генерированию идей представляет неотъемлемое свойство человеческого ума, именуемое фантазией или воображением. Из выделяемых обычно 3-х типов воображения: логического, критического и творческого именно последнему, не имеющему на данный момент прототипов в реальном мире принадлежит решающая роль в развитии общества [1]. Моделируя мысленно в мозгу цепь событий, объединенных причинной связью и используя прошлый опыт человек определяет (воображает) недостающее заключительное звено. Непосредственно в процессе создания воображаемых образов мозг осуществляет генерирование идей в определенных формах и конкретных кодах. При этом склонность к зрительно-образным представлениям свидетельствует о доминировании зрительного воображения, преобладание акустических образных представлений является доказательством наличия музыкальной фантазии. В контексте формирования музыканта, как творческой личности развитие его творческого воображения, ассоциативно-образного мышления и фантазии приобретает особую актуальность.

В основе творческого воображения музыканта, как правило, находится ассоциативное мышление, которое у музыканта-исполнителя связано с необходимостью создания образа музыкального произведения. Задача музыканта состоит в следовании за идеей произведения и мыслью автора и на этой основе – поиска личных ассоциаций и собственных образов. При этом индивидуальное понимание композиторского образа музыкального произведения исполнителем, поиск словесных, зрительных, слуховых и пр. ассоциаций для творческого воплощения и донесения его до слушателя зависит от не только от опыта и мастерства музыканта, а определяется, главным образом, исходным уровнем интеллекта, состоянием нервной системы, темперамента личности. Поэтому основная задача по развитию и активизации ассоциативного мышления, стоящая перед музыкантом в процессе обучения и творческой деятельности, состоит, прежде всего, в развитии его интеллекта, постоянном повышении уровня знаний и расширении собственного кругозора.

Существует большое число различных средств и методик активизации творческого мышления развития ассоциативных представлений и воображения. Преимущественно – это примеры и тесты на составление цепочек ассоциаций. Особенность используемых музыкантами методик обусловлена целесообразностью активизации как слухового, так и зрительного ассоциативного мышления. Применение той или иной методики связано с нацеленностью обучаемых на конкретный конечный результат творческой деятельности и предполагаетне только и не столько создание и исполнение музыкального произведениякак синтеза звукового и визуального представления, но и, прежде всего, обучение студентов с акцентом на приобретение знаний по истории, культуре, изучении современных научных достижений и на их базе – поиск образно-смысловых ассоциативных связей и параллелей. Такой подход способствует всестороннему, более полному раскрытию музыкальных образов, насыщенному индивидуальным представлением,  а также реализации их студентами в практической творческой деятельности.

Цель работыпредставить принципиально новый метод активизации творческого воображения, фантазии и ассоциативного мышления, используемый автором в повседневной практике работы с молодежным оркестром народных инструментов в музыкальном училище, появление которого связано с самыми последними достижениями науки в сфере нанотехнологий. Новейшие открытия наномира, сделанные учеными на рубеже веков, не только открывают перспективы использования новых технологий и материалов, но и потрясают воображение, и могут дать новый импульс к развитию и пониманию ранее известных методов творческого познания мира.

На мониторе в одном из залов Выставки 3-го Международного Форума по нанотехнологиям (Россия, Москва, 2010г.) демонстрировались рисунки детей, представляющие собой картины наномира, увиденного глазами ребят, которые привлекали внимание посетителей безбрежным полетом фантазии. А насколько важно изучение этого вида творчества, свидетельствует уже тот факт, что детские нанорисунки были представлены на таком значительном мероприятии, как международный Форум, на котором присутствовали представители более 50-ти стран мира. Можно с уверенностью констатировать, что в арсенале современных методов развития нестандартного мышления появились принципиально новые средства, методики работы с которыми еще предстоит создать. Это яркий пример того, как  практика опережает теорию.

Заметим, что термины «нанотехнология», «наночастица», «наноматериал» появились и получили широкое распространение только в последние годы. Приставка «нано», означающая одну миллиардную часть целого (метр и нанометр сопоставимы, как диаметры земного шара и копеечной монеты). Нанотехнологии включают создание и использование материалов, устройств и технических систем, функционирование которых определяется наноструктурой, то есть ее упорядоченными фрагментами размером от 1 до 100 нм. Новые знания, полученные благодаря развитию электронной туннельной и сканирующей микроскопии сделали видимыми при увеличении в 100 миллионов раз не только отдельные атомы, но и орбиты электронных оболочек. (Вспомним, что первый в мире «нанотехнолог» Левша мечтал о «мелкоскопе» с увеличением всего в 5 млн. раз).

Сегодня не кисти и краски, а реальные объекты наномира являются орудием современных нанохудожников. Создаются международные выставки, проводятся конкурсы нанокартин, куда со всего мира присылают фотографии микро- и наноструктур в самом прямом смысле неземной красоты. При этом цветовая гамма нанообъектов определяется их размером. Поэтому, чтобы раскрасить невидимые структуры в разные цвета, нанотехнологи используют полупроводниковые наночастицы – «квантовые точки» разных размеров.

Удивительный мир, существующий на атомарном и молекулярной уровне, неведомый нам ранее открывают нанокартины. Будучи свидетелями удивительных красот наблюдатели пытаются найти аналоги в известном нам макромире. Возникшие ассоциации отражаются в названии картин. Например, «подсолнечное поле», созданное исследователями Китайского университета Гонконга, где в середине «цветка» располагаются нановолокна оксида кремния толщиной порядка 10 н (Рис.1а). На картине с названием «Вглубь материи» (Рис. 1б) представлен вогнутый кристалл азотнокислого серебра. [2]. У кого-то, глядя на картину, возникает ассоциация с глубоким колодцем, а кто-то увидит лабиринт. Из массива нановолокон кобальта, железа и бора получилась апокалиптическая картина «Нановзрывы», представленная на Рис.1в [3].

а                                                               б

в

Рис.1. Нанокартины: «Подсолнечное поле» (а), «Вглубь материи» (б), «Нановзрывы» (в).

В процессе работы в оркестровом классе музыкального училища с целью развития у музыкантов творческого воображения и полета фантазии автор использует картины объектов наномира. Так, при обучении будущих дирижеров особо важно найти ассоциативную связь между образами, заложенными в музыкальном произведении и жестом дирижера. По мнению И.А. Мусина [4] «здесь в большей степени проявляется творческое начало, фантазия дирижера, его способность находить отдаленные ассоциации, сближать различные понятия». В тоже время способность дирижера оказывать воздействие на исполнителей и публику зависит от его способности находить эти ассоциации. Поэтому «все воспитание и самовоспитание дирижера должно идти по линии развития способности ощущать ассоциативные связи и находить жестовое воплощение движения музыкальной ткани».

Для решения проблемы следует использовать все известные средства и разрабатывать новые, базирующиеся на научных инновациях. Так, в практике работы автора с оркестрантами и дирижерами, знакомство с картинами нанообъектов предваряет знакомство студентов с достижениями нанотехнологий, объяснение картин наномира, глядя на которые музыканты мысленно проникают вглубь мироздания, сопоставляют устройство макромира на уровне галактик, вселенной, планет со строением микро- и нанокосмоса. От постижения сути строения материи, еще несколько десятилетий тому бывшей недоступной нашему пониманию и взору, ребята переполняются чувствами гордости от постижения новых знаний и восторга – от проникновения в тайны мироздания; они переосмысливают значимость собственной персоны, приходят к пониманию ее роли. В аудитории ощущается величие момента, появляется стремление увидеть музыку в картинах наномира, которые в отличие от полотен живописи, вызывают у музыкантов не только широкую гамму чувств от прикосновения к шедеврам, но и – восторг от постижения глубинных знаний мироустройства. Это – умиление, страх, восхищение и, обязательно, – появление прилива сил, «всплеск адреналина». Остается «увязать» возникшие чувства, оттенки ощущений и ассоциаций с теми задачами и проблемами, которые стоят перед студентами при создании, разборе и исполнении музыкальных произведений. В случае работы с оркестрантами поиск музыкальных аналогий осуществляется коллективно, а возникающие при этом чувства являются тем вдохновением, которое способно охватить одновременно весь коллектив. При этом радость и гордость за успех является тоже всеобщей и поэтому особенно яркой.

Звук, цвет, свет всегда рядом. Вдохновленный музыкальными шедеврами М.К. Чюрленис создавал свои «музыкальные» картины («Соната весны», «Скерцо» и пр.). А.Н. Скрябин чувствовал прямую ассоциацию между звуком и светом, добиваясь желаемой выразительности и впервые в истории используя светомузыку. В данном же случае, наоборот, картины (зрительные образы) устройства мира на атомарном уровне вызывают у музыкантов-инструменталистов желание совершенствовать и оттачивать свое мастерство, стремление с особой точностью передать нюансы и музыкальный образ в целом. Появляется желание создать собственный исполнительский вариант и даже – произведение, ни на что не похожее. Будущие дирижеры стараются оттачивать жест и точнее передать материал музыкальной ткани. Возникающие при этом «удесятеренные» силы направлены на желание облечь известное в совершенно иную форму, создать музыкальные шедевры нового поколения – под стать революционным достижениям науки нашего века.

Таким образом, использования «наноживописи» для активизации ассоциативного мышления музыканта позволяет установить ассоциативную связь между зрительными и звуковыми образами, перенести эти ассоциации на рассматриваемые музыкальные произведения, что является важным фактором развития творческих способностей музыкантов. Современные достижения в сфере нанотехнологий являются мощным стимулом к развитию творческоговоображения и ассоциативного мышления музыкантов, раскрывая огромный, ранее неведомый простор для полета фантазии.

Литература:

  1. Лук А.Н. Психология творчества / М.: Наука. – 1978. – 126 с. – С.34.
  2. http://www.nanometer.ru/2010/05/19/12742574158520_213918.html
  3. http://demoniks.wordpress.com/2010/10/15
  4. Мусин И.А. Язык дирижерского жеста / М.: Музыка, 2007. – 232с. – С. 192-194.
0
Your rating: None Average: 4.8 (5 votes)
Comments: 14

Irina Arkhipova

Уважаемая г-жа Титова! Очень интересная статья. Мне кажется, что студентам музыкального училища "повезло", что у них есть такой увлеченный преподаватель. Желаю успехов! Ирина Архипова .

Titova Evgenia Sergeevna

Уважаемая г-жа Архипова! Приятно узнать, что Вам понравилась моя работа. Вообще это - один из элементов создаваемой мною авторской методики, так сказать, "опережающего" обучения студентов музыкального училища, позволяющей мне формировать оркестр народных инструментов из музыкантов впервые взявших в руки "неродной" (дополнительный) инструмент. А уже через 3 месяца с 25-ю такими юношами и девушками мы выходим с концертами к публике с "положительными результатами". Одним словом, работаем потихоньку. Уверена, что у Вас есть не менее интересные разработки. Успеха Вам во всех начинаниях! Евгения Титова

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Уважаемая Евгения! Вы излишне эмоционально восприняли мой комментарий и достаточно многословно по этому поводу отстаивали себя. Актуальность темы не заменяет ее научной подачи. А у Вас она подается более в публицистическом стиле. Историографии вопроса нет, ссылок маловато, литература оформлена не по стандарту. Можно еще продолжать. Однако мое замечание не стоит утрировать. Просто примите к сведению. А тема замечательная. И Ваше к ней "патриотическое" отношение достойно всяких похвал. Желаю автору успехов. С уважением, Татьяна Анатольевна Луговая.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Отсутствие научных положений и теоретических обоснований, а также излишняя эмоциональность публикации ставят под сомнение ее ценность. Однако, отрадно осознавать активную позицию преподавателя, который ищет "новые" аргументы для успешной реализации своей деятельности.

Titova Evgenia Sergeevna

Г-жа Ксения! Вынуждена отметить, что, к сожалению, правила хорошего тона Вам не знакомы. Ваш комментарий похож на двойной выстрел. По первому субъективному и безапелляционному Вашему замечанию поясняю. Это – пионерская разработка и представляет тот случай, когда практика опережает теорию. Поэтому оставим «научные положения и теоретические обоснования» на позже или тем, кто будет идти за нами. Нельзя согласиться и с тем, что в Вашей трактовке ценность публикации имеет прямую связь с ее эмоциональностью. А вот насчет того, что Вы, г-жа Оксана-Ксения, осознаете (что этот имеющий очень много значений глагол подразумевает у Вас?) мою активную позицию преподавателя, который ищет "новые" (почему-то в кавычках?) аргументы для успешной реализации своей деятельности отвечу следующее. Знаете, моя деятельность вполне успешна, очень разнопланова, любима мною и по достоинству оцененная международным сообществом. Поэтому мне не надо искать никаких новых (тем более в кавычках) доводов (аргументов) для доказательства успешного ее осуществления (реализации). Что-то не то или не так Вы «осознаете». Чем это я так Вас обидела? Подозреваю, что Вы просто сами не поняли, что написали. Вдумайтесь в написанное и поймете, что так нельзя по-русски сказать. Возможно это – неточный перевод с английского? Несмотря на такой недоброжелательный комментарий, желаю Вам всего самого доброго. Евгения Титова.

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Тема очень интересна. Немного не хватает научного обоснования. Вопрос к автору: считаете ли Вы искусством произведения, созданные на основе медиа-технологий?

Titova Evgenia Sergeevna

Уважаемый(ая) г-н (г-жа) expert 52! В Вашем комментарии мне больше всего понравилась первая мысль. Если верить, как говорят в народе, что первая мысль всегда правильная, то тогда все в порядке. А если серьезно – спасибо Вам за отзыв и понимание неординарности темы. По поводу научного обоснования, которого Вам почему-то «немного не хватает», то давайте остановимся на наличии актуальности (для развития и реализации творческой личности в современном обществе), новизны (это предложение не имеет мировых аналогов), возможности практической реализации (опробовано с положительным результатом на группе студентов) предложенного метода, которые, очевидно, являются убедительными аргументами и доводами (что есть суть обоснования) в пользу права на жизнь такого подхода к развитию творческого воображения. Да, Ваше замечание оказалось настолько «заразительно», что на очереди в комментариях стоит уже некая «Ксения», которая не может найти в моем докладе и научных положений, и теоретических обоснований. Наверное, надо будет ответить. За вопрос – спасибо. Меня еще никто не спрашивал об этом. Отвечаю: безусловно да. Искусство, в широком понимании, не зависит от того, кто есть художник, и что он использует в качестве орудия своего производства: краски или цифровые коды. Сегодня реально существуют цифровая живопись и компьютерное искусство. Только вот никак не могу понять, почему вдруг Вам захотелось узнать мое мнение по данному вопросу. Не думаете же, что с Вами общается компьютер (иронизирую). Хотя именно Ваш комментарий больше похож на машинный. Понимаю. Мы все куда-то бежим, торопимся, стараясь успеть, не только дня, но и ночи нам уже не хватает. Сократили, предельно упростили общение – главное ухватить суть, зачем распинаться. Вот человечности как-то не хватает. А ведь гораздо приятнее было б увидеть приветствие, обращение, подпись. Так или не так? Ведь expert 52 он тоже Человек? Хотя, может быть Вы правы, зачем? Нажал на кнопку expert 52 и ясен человек. С благодарностью за проявленное внимание и пожеланием успеха Евгения Титова.

Gaykin Victor A.

Уважаемая госпожа Титова, Ваша статья очень интересна. И небольшое непрофессиональное замечание дилетанта. Музыка это отражение (богатого и иррационального)мира подсознания - эмоций, чувств. Увы, наномир не отличается изощрённостью, скорее это символы. Китайский художник , рисуя объект, старается найти его (упрощённый) образ-символ. Художественное мышление китайцев связано с их музыкальной культурой , которая на взгляд европейцев мелодично бедна. Поэтому я не уверен, поможет ли нанообразы развитию музыкальному творчеству. С уважением Гайкин В.А.

Titova Evgenia Sergeevna

Уважаемый г-н Гайкин! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моему докладу. Трудно согласиться с Вашим мнением относительно того, что наномир - "не отличается изощрённостью, скорее это символы". Думаю, что нет смысла Вам сейчас что-то доказывать (тем более, что я, так сказать, "по совместительству" являюсь еще и нанотехнологом в сфере литейного производства). Если Вы заинтересуетесь этой темой, то, получив соответствующую информацию, будете удивлены Вашим сегодняшним представлениям. Что же касается Ваших сомнений о пользе нанообразов в развитии творческого воображения, то каждый, конечно, имеет право на собственное мнение. Вообще наличие творческого воображения, степень его развития и средства, активирующие это процесс – очень индивидуальны. Чтобы немного рассеять Ваши сомнения и перейти из области чувственного в реальность, могу привести результаты исследований, проведенных мною со студентами музыкального училища, свидетельствующие о "расшатывании" воображения и значительном расширении кругозора испытуемых после знакомства с тестовыми заданиями по картинам наномира. Видите, у всех это по-разному. По крайней мере, есть уже первые положительные результаты. И это дает повод для определенного оптимизма и вселяет уверенность, что не все так уж плохо. Не правда ли? Еще раз спасибо, что откликнулись и, главное, посмотрели в корень – надо ли это вообще. Ни то, что некоторые – требуют теоретических обоснований! Е. Титова.

Gaykin Victor A.

Спасибо за ответ, Вы несомненно талантливый человек и возможно станете известной как публицист С уважением Гайкин В.А.

Shaayhimova R.

СПАСИБО АВТОРУ ЗА ИНТЕРЕСНУЮ СТАТЬЮ, ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ. ЖЕЛАЮ УСПЕХА В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. С УВАЖЕНИЕМ Шалгимбаева Бадиша Есхановна

Titova Evgenia Sergeevna

Уважаемая Бадиша Есхановна! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моей статье. С пожеланием успеха Евгения Титова

Nabiyev Alpasha Alibek

Ваша работа актуальная в области междисциплинарных наук. Я думаю Вы можете подняться на высокую вершину науки если Вы интенсивно используете инновационные технологии третьего тысячелетия

Titova Evgenia Sergeevna

Спасибо за оценку моей работы. Всецело с Вами солидарна. Именно так и стараюсь работать. Успеха и Вам на Вашем поприще. Евгения.
Comments: 14

Irina Arkhipova

Уважаемая г-жа Титова! Очень интересная статья. Мне кажется, что студентам музыкального училища "повезло", что у них есть такой увлеченный преподаватель. Желаю успехов! Ирина Архипова .

Titova Evgenia Sergeevna

Уважаемая г-жа Архипова! Приятно узнать, что Вам понравилась моя работа. Вообще это - один из элементов создаваемой мною авторской методики, так сказать, "опережающего" обучения студентов музыкального училища, позволяющей мне формировать оркестр народных инструментов из музыкантов впервые взявших в руки "неродной" (дополнительный) инструмент. А уже через 3 месяца с 25-ю такими юношами и девушками мы выходим с концертами к публике с "положительными результатами". Одним словом, работаем потихоньку. Уверена, что у Вас есть не менее интересные разработки. Успеха Вам во всех начинаниях! Евгения Титова

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Уважаемая Евгения! Вы излишне эмоционально восприняли мой комментарий и достаточно многословно по этому поводу отстаивали себя. Актуальность темы не заменяет ее научной подачи. А у Вас она подается более в публицистическом стиле. Историографии вопроса нет, ссылок маловато, литература оформлена не по стандарту. Можно еще продолжать. Однако мое замечание не стоит утрировать. Просто примите к сведению. А тема замечательная. И Ваше к ней "патриотическое" отношение достойно всяких похвал. Желаю автору успехов. С уважением, Татьяна Анатольевна Луговая.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Отсутствие научных положений и теоретических обоснований, а также излишняя эмоциональность публикации ставят под сомнение ее ценность. Однако, отрадно осознавать активную позицию преподавателя, который ищет "новые" аргументы для успешной реализации своей деятельности.

Titova Evgenia Sergeevna

Г-жа Ксения! Вынуждена отметить, что, к сожалению, правила хорошего тона Вам не знакомы. Ваш комментарий похож на двойной выстрел. По первому субъективному и безапелляционному Вашему замечанию поясняю. Это – пионерская разработка и представляет тот случай, когда практика опережает теорию. Поэтому оставим «научные положения и теоретические обоснования» на позже или тем, кто будет идти за нами. Нельзя согласиться и с тем, что в Вашей трактовке ценность публикации имеет прямую связь с ее эмоциональностью. А вот насчет того, что Вы, г-жа Оксана-Ксения, осознаете (что этот имеющий очень много значений глагол подразумевает у Вас?) мою активную позицию преподавателя, который ищет "новые" (почему-то в кавычках?) аргументы для успешной реализации своей деятельности отвечу следующее. Знаете, моя деятельность вполне успешна, очень разнопланова, любима мною и по достоинству оцененная международным сообществом. Поэтому мне не надо искать никаких новых (тем более в кавычках) доводов (аргументов) для доказательства успешного ее осуществления (реализации). Что-то не то или не так Вы «осознаете». Чем это я так Вас обидела? Подозреваю, что Вы просто сами не поняли, что написали. Вдумайтесь в написанное и поймете, что так нельзя по-русски сказать. Возможно это – неточный перевод с английского? Несмотря на такой недоброжелательный комментарий, желаю Вам всего самого доброго. Евгения Титова.

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Тема очень интересна. Немного не хватает научного обоснования. Вопрос к автору: считаете ли Вы искусством произведения, созданные на основе медиа-технологий?

Titova Evgenia Sergeevna

Уважаемый(ая) г-н (г-жа) expert 52! В Вашем комментарии мне больше всего понравилась первая мысль. Если верить, как говорят в народе, что первая мысль всегда правильная, то тогда все в порядке. А если серьезно – спасибо Вам за отзыв и понимание неординарности темы. По поводу научного обоснования, которого Вам почему-то «немного не хватает», то давайте остановимся на наличии актуальности (для развития и реализации творческой личности в современном обществе), новизны (это предложение не имеет мировых аналогов), возможности практической реализации (опробовано с положительным результатом на группе студентов) предложенного метода, которые, очевидно, являются убедительными аргументами и доводами (что есть суть обоснования) в пользу права на жизнь такого подхода к развитию творческого воображения. Да, Ваше замечание оказалось настолько «заразительно», что на очереди в комментариях стоит уже некая «Ксения», которая не может найти в моем докладе и научных положений, и теоретических обоснований. Наверное, надо будет ответить. За вопрос – спасибо. Меня еще никто не спрашивал об этом. Отвечаю: безусловно да. Искусство, в широком понимании, не зависит от того, кто есть художник, и что он использует в качестве орудия своего производства: краски или цифровые коды. Сегодня реально существуют цифровая живопись и компьютерное искусство. Только вот никак не могу понять, почему вдруг Вам захотелось узнать мое мнение по данному вопросу. Не думаете же, что с Вами общается компьютер (иронизирую). Хотя именно Ваш комментарий больше похож на машинный. Понимаю. Мы все куда-то бежим, торопимся, стараясь успеть, не только дня, но и ночи нам уже не хватает. Сократили, предельно упростили общение – главное ухватить суть, зачем распинаться. Вот человечности как-то не хватает. А ведь гораздо приятнее было б увидеть приветствие, обращение, подпись. Так или не так? Ведь expert 52 он тоже Человек? Хотя, может быть Вы правы, зачем? Нажал на кнопку expert 52 и ясен человек. С благодарностью за проявленное внимание и пожеланием успеха Евгения Титова.

Gaykin Victor A.

Уважаемая госпожа Титова, Ваша статья очень интересна. И небольшое непрофессиональное замечание дилетанта. Музыка это отражение (богатого и иррационального)мира подсознания - эмоций, чувств. Увы, наномир не отличается изощрённостью, скорее это символы. Китайский художник , рисуя объект, старается найти его (упрощённый) образ-символ. Художественное мышление китайцев связано с их музыкальной культурой , которая на взгляд европейцев мелодично бедна. Поэтому я не уверен, поможет ли нанообразы развитию музыкальному творчеству. С уважением Гайкин В.А.

Titova Evgenia Sergeevna

Уважаемый г-н Гайкин! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моему докладу. Трудно согласиться с Вашим мнением относительно того, что наномир - "не отличается изощрённостью, скорее это символы". Думаю, что нет смысла Вам сейчас что-то доказывать (тем более, что я, так сказать, "по совместительству" являюсь еще и нанотехнологом в сфере литейного производства). Если Вы заинтересуетесь этой темой, то, получив соответствующую информацию, будете удивлены Вашим сегодняшним представлениям. Что же касается Ваших сомнений о пользе нанообразов в развитии творческого воображения, то каждый, конечно, имеет право на собственное мнение. Вообще наличие творческого воображения, степень его развития и средства, активирующие это процесс – очень индивидуальны. Чтобы немного рассеять Ваши сомнения и перейти из области чувственного в реальность, могу привести результаты исследований, проведенных мною со студентами музыкального училища, свидетельствующие о "расшатывании" воображения и значительном расширении кругозора испытуемых после знакомства с тестовыми заданиями по картинам наномира. Видите, у всех это по-разному. По крайней мере, есть уже первые положительные результаты. И это дает повод для определенного оптимизма и вселяет уверенность, что не все так уж плохо. Не правда ли? Еще раз спасибо, что откликнулись и, главное, посмотрели в корень – надо ли это вообще. Ни то, что некоторые – требуют теоретических обоснований! Е. Титова.

Gaykin Victor A.

Спасибо за ответ, Вы несомненно талантливый человек и возможно станете известной как публицист С уважением Гайкин В.А.

Shaayhimova R.

СПАСИБО АВТОРУ ЗА ИНТЕРЕСНУЮ СТАТЬЮ, ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ. ЖЕЛАЮ УСПЕХА В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. С УВАЖЕНИЕМ Шалгимбаева Бадиша Есхановна

Titova Evgenia Sergeevna

Уважаемая Бадиша Есхановна! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моей статье. С пожеланием успеха Евгения Титова

Nabiyev Alpasha Alibek

Ваша работа актуальная в области междисциплинарных наук. Я думаю Вы можете подняться на высокую вершину науки если Вы интенсивно используете инновационные технологии третьего тысячелетия

Titova Evgenia Sergeevna

Спасибо за оценку моей работы. Всецело с Вами солидарна. Именно так и стараюсь работать. Успеха и Вам на Вашем поприще. Евгения.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.