facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Maksyutova Zulfiya, head of a chair, candidate of philosophy, associate professor

Tyumen State University, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

В статье анализируются аксиологические проблемы общества потребления и категория «ценность» как философская проблема.

Ключевые слова: ценности,ценностные ориентации общество потребления, аксиология, принцип минимума диссипации.

The article analyzes the axiological problems of the consumer society and the category of «value» as a philosophical problem.

Keywords: values, value orientations of the consumer society, Axiology, the principle of minimum dissipation.

Современная эпоха, часто называемая «новым осевым временем человечества», характеризуется радикальным пересмотром всей системы ценностей, еще недавно представлявшихся практически незыблемыми. В условиях переходного периода перед обществом и отдельным человеком встает задача выбора способа жизни, новых смыслов. Поскольку шкала ценностей общества тесно связана со шкалой ценностей личности, возникает ряд сложнейших вопросов, касающихся взаимосвязи природы ценностей и природы личности. Ценности для личности становятся ориентиром в жизни, т.е. смыслообразующим фактором, особенно в переломные периоды общества.

Подходы к проблеме ценности наблюдались уже в античные времена, но ее развернутая те­оретическая разработка начинается во второй половине XIII века и интенсивно ведется в ХIХ-ХХ вв. впервые четко разграничил мир су­щего (что есть в реальности) и мир должного (того, что должно быть, мир ценностей, нормативных идей разума) И.Кант, а позже неокантианцы создали аксиологию, или учение о ценностях. Их линию продолжили феноменологи (Э.Гуссерль, М.Шелер) и экзистенциалисты, а также представители «философии жизни» (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель), персонализма, неотомизма и т.д.

В советской философской науке аксиологическая проблематика долгое время либо вовсе игнорировалась, либо рассматривалась в рамках идеалистической философии. Однако в последующем анализируются такие проблемы, как ценность и культура, ценности, нормы и идеалы, ценности классово-групповые и общечеловеческие, ценность и свобода личности, проблема ценностных ориентаций и т.д. Значительный вклад в исследование социальных функций ценностей, в анализ их типологии внесли В.Виндельбанд и Г.Риккерт. Именно под влиянием неокантианской философии началось активное обращение к ценностной проблематике в конце XIX- начале XX вв. Отечественные философы и мыслители русского зарубежья не разобращались к аксиологическим проблемам. Можно отметить работы Н.А. Бердяева, СИ.Гессена, И.А.Ильина, И.О.Лосского, П.А.Сорокина, C.JI. Франка и др. С середины XX века аксиологическую проблематику стали систематически разрабатывать В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимов, М.С. Каган и др., которые значительно расширили проблемное поле исследования сущности и динамики ценностей.

Исследование феномена самореализации связывается с ценностными ориентациями и смысложизненными проблемами человека в работах экзистенциалистов (С.Кьеркегор, А.Камю, Ж.-П.Сартр и М.Хайдеггер); представителей гуманистической психологии (А.Маслоу и К.Роджерс). К числу наиболее значительных философских исследований проблемы ценностей и самореализации относятся работы И.Канта, Н.Гартмана, А.Гелена, Э.Кассирера, Г.Плесснера, В.Франкла, М.Шелера. Проблема ценностей в различных аспектах рассматривалась в публикациях К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, Э.В.Ильенкова, Л.Н.Когана, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, А.Ф.Лосева, М.К.Мамардашвили, А.Г.Москаленко, В.Ф. Сержантова, А.В. Скворцова, В.И. и др.

В отечественной и зарубежной науке имеется несколько классификаций видов ценностей; строятся они на разных основаниях и по-разному отвечают да вопрос, какие ценности считать высшими. Мыслью о предпочтительности именно духовных ценностей продиктована классификация ценностей, предлагавшаяся В.П. Тугариновым, разделившим все ценности на «ценности жизни» (утилитарные ценности) и «ценности культуры» (этические и эстетические ценности). Принимая эту классификацию как одну из возможных, следует отметить, что различие между материальными и духовными ценностями нельзя абсолютизировать, ибо, в сущности, все ценности без исключения имеют «духовную» функцию, поскольку, в конечном счете, способствуют развитию и разрушению личности.

Цивилизационный подход акцент делает на преемственности в историческом развитии материальной и духовной культуры человечества, накоплении, в ходе этого развития, непреходящих ценностей и общечеловеческие ценности, при таком подходе, предстают как выражение общих черт в совокупном социокультурном опыте человечества. Главными общечеловеческими ценностями являются: человек, его жизнь, физическое и нравственно-духовное здоровье, его достоинство, честь, свобода самоутверждения и саморазвития.

Характеризуя современное общество, некоторые авторы отмечают, что «предпосылку и содержание модернизации составляет движение от ценностно-рационального к целерациональному отношению к миру». Это общество эффективно в реализации целей, формирует приоритет индивидуальных целей и делает цель – достижение интересов, а не следование ценностям – своей главной предпосылкой и основным содержанием [11].

Каждое общество характеризуется специфическим набором, иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности. Хотя ценность – это значимость для личности чего-то в мире, необходимо подчеркнуть, что ценности не первичны, они производны от соотношения мира и личности. Ценностные ориентации, важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом личности, ограничивают значимое от незначимого, тем самым являясь важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности. В этом смысле развитые ценностные ориентации являются признаком зрелости личности, показателем меры ее социальности. А неразвитость ценностных ориентаций приводит к непоследовательности в поведении, говорящей о том, что во внутренней структуре личности господствуют внешние стимулы.

Ценности группируются в зависимости от преобладающей тенденции в обществе. Они навязываются обществом отдельной личности, если личность не принимает общественные ценности, становится изгоем. Поскольку люди по-разному относятся к жизни и даже к самой ее значимости, к труду, к преобразованию бытия, к нравственным нормам. В каждой культуре рождаются, расцветают и умирают свои идеалы. Наконец, культуры как бы перекликаются между собой, существуют межкультурные ценности, которые не отменяют специфических ценностей каждой культуры. Но это вовсе не означает, будто личностные предпочтения жестко сопряжены с тем, что принято в данной культуре. Люди не просто выбирают ценности, они придают им различную значимость. Но есть ценности, которые продолжают существовать в разных культурах, сменяющих друг друга. Наконец, есть такие ценности, которые можно назвать универсальными, или общечеловеческими. Потребности в истине, добре, красоте универсальны, вечны, но конкретное представление о них в каждой эпохе различно. В этих двух триадах испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека, которые могут, на наш взгляд, говорить в пользу существования объективного смысла.

Поэтому проблема ценностей не может рассматриваться вне связи с такими аспектами проблемы, как соотношение материального и духовного, а, следовательно – природного и социального, без рассмотрения проблемы личности, взаимосвязи личности и общества. Ценности существуют, только не в физической действительности, а в человеческой ментальности, и, в конечном счете, они определяют исторически конкретные формы социальной жизни. Эпохи различаются не тем, что производится и не тем, как производится, а принятыми системами ценностей. Сами ценности, после того, как они однажды были выбраны, имеют тенденцию превращаться в чрезвычайно консервативное образование. Поэтому подлинная природа ценностей раскрывается не в их обретении, а в их последействии. Выбираемая ценность на период процесса выбора еще не ценность. Она станет таковой, лишь утвердившись в сознании и поведении личности. В наиболее общей форме ценности проявляют себя как предельные основания свободного выбора. Ценностные ориентации людей в большинстве случаев не являются их изобретением, а заимствуются из господствующих систем ценностей, которые правят миром [1].

Постоянная в ходе жизни переоценка ценностей является закономерным результатом диалектики жизни личности, изменения, перестройки ее взаимоотношений с миром, прежде всего с другими людьми, с обществом. В результате изменения внутренних условий вступают в действие, актуализируются те или иные ценности. Таким образом, «проблема ценностей – это борьба за высший уровень человеческого существования, за вершину бытия» [9].

Столь же важен механизм образования антиценностей, образующих иерархию, которая взаимодействует с иерархией позитивных ценностей: более высокая в иерархии антиценность способна заставить личность действовать во вред себе, подавляя относительно низко расположенные ценности. Ценности возникают как результат свободного выбора, поскольку субъект всегда имеет возможность принять не ту ценность, а другую, ей противоположную или с ней плохо совместимую. Это, собственно, и означает, что ценности носят субъективный характер, в этом смысле они не абсолютны, а относительны.

Согласно Фромму разные общественные системы в разной мере способствуют развитию личности. Это означает, что только такое общество дает возможность для полного самовыражения личности, в котором на каждой стадии индивидуального развития она находит условия для приложения своих способностей и удовлетворения своих потребностей [14]. Несомненно, личность живет в обществе, которое снабжает ее готовыми моделями мышления и поведения, эти стереотипы создают иллюзию смысла жизни. Так, например, в обществе потребления достигшими своего акме считаются люди, имеющие много денег или других материальных ценностей. Главным смыслом жизни современного человека становится «деньги любой ценой», безудержный рост потребления и погоня за комфортом.

Анализируя такую ситуацию, академик В.Э. Чудновский приходит к выводу, что причиной многих глобальных проблем, является «заблуждающийся разум», формирующий ложный смысл жизни: направленность на добывание денег любым способом, которая становится главной жизненной потребностью, вытесняя на периферию сознания истинно человеческие ценности [16].

Известны попытки объяснить направленность современного общества на утилитарные ценности «принципом минимума диссипации» или «принцип наименьшего действия». В обществе, где главной целью стали деньги, этот принцип объясняет простейшие способы их получения, отсюда вытекает проституция, коррупция, мошенничество и т.п. Об этом свидетельствует рост наркомании, снижение уровня интересов, интеллектуальной и творческой активности населения, а также рост преступности, насилия и деструктивности [14].

Итак, проблема соотношения потребностей и ценностей в смысложизненных ориентациях личности не решается однозначно. По крайней мере, можно выделить несколько подходов в решении вопроса о высшей цели и ценности жизни человека, согласно которым, личность живет: 1. чтобы чувствовать и наслаждаться (гедонистический подход); 2. чтобы быть счастливым (эвдемонистический подход); 3. чтобы действовать (деятельностный подход).

Блестящим анализом гедонизма, является работа Э. Фромма «Иметь или быть?», которая стала особенно актуальной для современного российского общества. Он предлагает свое решение этой проблемы, противопоставляя «принципу обладания» «принцип бытия», проповедуя отказ от потребительской ориентации, которую он связывает с западной цивилизацией, и необходимость выработки у личности «продуктивной ориентации, основанной на любви» [15]. Здесь проблема потребностей и ценностей рассматривается как проблема непримиримого противоречия между материальным и духовным, индивидуальным и общественным. Причем, как нам, кажется, справедливо делается акцент на пагубности, опасности для личности зависимость от физических, материальных потребностей и абсолютизация обладания, чувственных удовольствий, что чревато пресыщением, эгоизмом, духовной деградацией личности. С другой стороны, потребительское сознание современной личности опасно также в контексте глобальных проблем современности. Именно чрезмерные масштабы потребительства являются условием массового производства материальных ценностей, результатом которого является истощение природных ресурсов, а также экологические проблемы.

Как пишет В.А. Кутырев, «сверхпотребление перерастает в потребление самого человека», поскольку современный человек перестает быть субъектом и превращается в материал прогресса. Развитие технического разума подавляет смысловое сознание, лишившись которого он становится «без(д)умным». Тем самым современная техногенная потребительская цивилизация может характеризоваться как абсурдная, или как время mortido– «влечение к смерти». Такую философскую характеристику современное общество получает потому, что разум начинает действовать против самого себя, подменяя ценности добра ценностями зла, устремляясь к целям, достижение которых грозит самому существованию мира [6].

Главной причиной общества потребления является потребительское сознание современного человека, подверженного «новационизму» [6], создание нового становится самоценным занятием и не служит удовлетворению естественно-витальных, исторических, но разумных, необходимых для достойной жизни потребностей. Нельзя не согласиться с автором, что «садисты по отношению к природе, мы становимся мазохистами по отношению к технике все это переносится на образование, которое, переставая быть личностным, превращается в автоматизированное…». Такое общество лишается сначала ценностей, а потом и смысла. Задача философии в этой связи заключается в том, чтобы обосновать право человека на бытие в условиях глобальных проблем современности.

Фромм предлагает смысложизненную концепцию – «быть», т.е. реализовывать для себя более высокую, чем обладание вещами, людьми, властью, программу жизнедеятельности, такую программу, которая бы отвечала духовным потребностям личности; потребность в самореализации, в том числе в реализации своих духовных способностей. Эти качества благоприобретены человеком, творящим своей деятельностью историю и культуру.

Таким образом, в каждой личности существуют в изначальном виде оба стремления (и «быть», и «иметь»). Какое же из этих двух стремлений возьмет верх, определяется не только индивидуальными биопсихическими особенностями и спецификой непосредственного социального окружения, не только господствующими в данном обществе моральными нормами и ценностными установками, а также от выбора самой личности. Формирование личности зависит от социальных условий, и общество несет за нее ответственность, хотя личность не является только объектом внешних обстоятельств. Внешняя среда только способствует или препятствует развитию определенных черт характера и определенных границ, в рамках которых она действует. Личность никогда не бывает детерминирована настолько, чтобы в какой-то период ее жизни совершенно исключалась возможность кардинального изменения, вызванного рядом событий или переживанием. Даже в самые «бездомные» эпохи (М. Бубер) находились выдающиеся личности, воплощающие наивысшую форму смысла жизни, без которых человечество утратило бы перспективу.

Литература:

  1. Анисимов М. Проблема истины и ценностей в историческом познании. // CREDONEW. 2002. № 2. С. 28.
  2. Бауман З. Индивидуализированное общество. Пер. с англ. М.: Логос, 2002.
  3. Васильев В.В. Персональные ценности.// Вопросы философии. 2007. № 8. С. 149.
  4. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. №8. С. 85-98.
  5. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992. С. 110
  6. Кутырев В.А. Время Mortido // Вопросы философии. 2011. №7. С. 18-29.
  7. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев, 1990. С. 69.
  8. Нариньяни А.С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии, 2008. № 4. С. 8-13.
  9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. С. 96.
  10. Тульчинский Г.Л. Разум. Воля. Успех. О философии поступка. Л., 1990. С. 176.
  11. Федотова В.Г. и др. Глобальный капитализм: три великие трансформации. Социально-философский анализ взаимоотношений экономики и общества. // Вопросы философии. 2008. №8. С. 9.
  12. Франкл В. Воля к смыслу. // Пер с англ. М.: Прогресс, 2000. С. 276.
  13. Франкл В. человек в поисках смысла. М., 1990 С.324.
  14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. С. 222.
  15. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. С. 216.
  16. Чудновский В.Э. Коварство разума // Литературная газета. 2012. №1,2.
0
Your rating: None Average: 6 (12 votes)
Comments: 10

Tolstikov Victor Aleksandrovich

Тема, безусловно, актуальная. Именно сейчас должна произойти пресловутая «переоценка ценностей», вернее – возврат к ценностям «общечеловеческим». Маятник аксиологических предпочтений общества сейчас начинает движение в обратную от гедонизма сторону. Однако, статья более походит на урезанное начало автореферата диссертации. Подробный разбор чужих мнений, а вывод остался за бортом. К тому же говоря о ценностях и духовности никак нельзя обойти религиозный взгляд на эти вещи. Как начало – очень хорошо, ждем продолжения.

Тема, безусловно, актуальная для современной науки. Однако, наиболее актуцальные аспекты проблемы не нашли адекватное отражение в статье. Было бы интересно увидеть анализ таких аспектов, как ценностные основы современной культуры - меняются или нет? Сформировалась ли система ценностей современной культуры? Влияют ли меняющиеся ценности на тип современной культуры? Как ценности современной культуры соотносятся с процессами глобализации? и т.д. Часть статьи, касающаяся исторического аспекта - общеизвестный факт. Не совсем четкая структура статьи. Может быть, если бы название статьи было бы "Соотношение личностных ценностей и ценностей общества" или что-то близкое к этому, можно было бы согласиться с изложенным материалом. Тема, сформулированная в названии, требует иного подхода, в частности, анализа ценностной ситуации современной культуры в целом, тенденции в развитии ценностной системы современности. А как можно рассматривать современные условия развития культуры без влияния глобализационных процессов на культуру, ведь глобализация - мощный фактор трансформации культуры.

Dedyulina M.A.

Культурфилософская рефлексия в целом и аксиология в частности призваны отвечать на «вечные вопросы бытия в болевых точках своего времени» Мышление в дискурсе «анти-» противоречит основной задаче подобного рода поисков — обнаружения ответов на вопросы о смысле и сущности происходящего, поскольку изначально задает «отрицательную» оценочную доминанту, что сужает исследовательский горизонт. По выражению Ю. Хабермаса, «культурные ценности трансцендируют фактический ход действий, они сгущаются и образуют исторические или биографические узлы ценностных ориентаций» . В таком понимании ценностей и их места в архитектоническом движении смыслов в пространстве культуры посредством реализации различных субъектных стратегий невозможно существование «антиценностей», возможно лишь отчуждение от них, принимаемое в истории культуры самые разные формы — от существования субкультур в одном культурно-историческом контексте до радикальной смены эпох

Starikov Pavel

Очень содержательная постановка проблемы. Известный мифолог Кемпбелл отмечает, что человек в культуре всегда находится между двумя вечными темами: то, что вызывает восторг и то, что вызывает ужас. Ад и рай с легкостью находится в мифологии любого общества. Позитивные ценности не существуют вне мира антиценностей. Однако сегодня мы видим не один образец рая, и в этом главная проблема современной культуры, которая требует осмысления, присутствие множества "райских обителей" и среди них первые - "соборы потребления", как писал Бодрияр. Одной оцифровкой здесь не обойдешься.

Rupatov Muslim Dusmanovich

Зульфия, а где Ницше, отец ценностей? Поймите, только у Ницше есть все, что вам надо по этой проблеме. Не уводите метафизический смысл ценности в сферу психологии и социологии, зачем, там, она скучно смотрится. Ценность, не то, что можно иметь или в чем можно быть, ценность в том, отчего можно избавиться в виде иметь и быть. Не рассматривайте ценность как полочку, норму или еще как-то эмпирично, покажите ее метафизическую сущность. Извините за поучения. С уважением, Рупатов Муслим

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Статья очень интересна и актуальна. Автор поставила многоточие в определении ценностей современного общества "Быть или иметь" - вот в чем вопрос. А каковы аксиологические тенденции дня грядущего?

Maksyutova Zulfiya Gil'manovna

Благодарю за положительную оценку работы. Данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ столь многогранной темы. Вопрос "быть или иметь" поставлен давно, и на уровне каждого человека решается сугубо индивидуально. Меня этот вопрос волнует в том плане, чему учить молодежь в стенах вуза в условиях трансформации ценностей, глобализации и глокализации, появления новых аксиологических тенденций. Ваш вопрос, скорее всего, предполагает эмпирические исследования, над которыми в данный момент автор продолжает работу в рамках проекта "Исследование ценностных ориентаций молодежи Крайнего Севера" и надеюсь результаты представить в одной из конференций.

Chernyak Vladimir ivanovich

Проблема, в большей мере, видится не в том, что люди больше хотят "иметь", чем "быть". В эпоху рационализма и "числовой" коммуникативности есть проблема "соизмеримости" ценностей. Человек привыкает "видеть" "ценность", а не "иметь представление" о ней. И "взломать" эту тенденцию "мирным путем" можно только конкретизировав, "оцифровав" то, что мы называем духовными ценностями. С уважением, Черняк Владимир

Ismailova Sevil Aydin

Действительно проблема ценностей неиссякаемая, но, и в то же время и довольно разработанная. Автор представил своё видение проблемы.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Достаточно злободневная тема. Но, как мне кажется, несколько идеализирована автором. Современное общество потребления формирует и развивает культуру потребления - достаточно мощную составляющую общей культуры человечества, которая благодаря рекламе, пиару, дизайну и т.п. действует изощренно и подступно. По этой причине подмена ценностей антиценностями уже не пугает, не настораживает, не возмущает, а просто констатируется...
Comments: 10

Tolstikov Victor Aleksandrovich

Тема, безусловно, актуальная. Именно сейчас должна произойти пресловутая «переоценка ценностей», вернее – возврат к ценностям «общечеловеческим». Маятник аксиологических предпочтений общества сейчас начинает движение в обратную от гедонизма сторону. Однако, статья более походит на урезанное начало автореферата диссертации. Подробный разбор чужих мнений, а вывод остался за бортом. К тому же говоря о ценностях и духовности никак нельзя обойти религиозный взгляд на эти вещи. Как начало – очень хорошо, ждем продолжения.

Тема, безусловно, актуальная для современной науки. Однако, наиболее актуцальные аспекты проблемы не нашли адекватное отражение в статье. Было бы интересно увидеть анализ таких аспектов, как ценностные основы современной культуры - меняются или нет? Сформировалась ли система ценностей современной культуры? Влияют ли меняющиеся ценности на тип современной культуры? Как ценности современной культуры соотносятся с процессами глобализации? и т.д. Часть статьи, касающаяся исторического аспекта - общеизвестный факт. Не совсем четкая структура статьи. Может быть, если бы название статьи было бы "Соотношение личностных ценностей и ценностей общества" или что-то близкое к этому, можно было бы согласиться с изложенным материалом. Тема, сформулированная в названии, требует иного подхода, в частности, анализа ценностной ситуации современной культуры в целом, тенденции в развитии ценностной системы современности. А как можно рассматривать современные условия развития культуры без влияния глобализационных процессов на культуру, ведь глобализация - мощный фактор трансформации культуры.

Dedyulina M.A.

Культурфилософская рефлексия в целом и аксиология в частности призваны отвечать на «вечные вопросы бытия в болевых точках своего времени» Мышление в дискурсе «анти-» противоречит основной задаче подобного рода поисков — обнаружения ответов на вопросы о смысле и сущности происходящего, поскольку изначально задает «отрицательную» оценочную доминанту, что сужает исследовательский горизонт. По выражению Ю. Хабермаса, «культурные ценности трансцендируют фактический ход действий, они сгущаются и образуют исторические или биографические узлы ценностных ориентаций» . В таком понимании ценностей и их места в архитектоническом движении смыслов в пространстве культуры посредством реализации различных субъектных стратегий невозможно существование «антиценностей», возможно лишь отчуждение от них, принимаемое в истории культуры самые разные формы — от существования субкультур в одном культурно-историческом контексте до радикальной смены эпох

Starikov Pavel

Очень содержательная постановка проблемы. Известный мифолог Кемпбелл отмечает, что человек в культуре всегда находится между двумя вечными темами: то, что вызывает восторг и то, что вызывает ужас. Ад и рай с легкостью находится в мифологии любого общества. Позитивные ценности не существуют вне мира антиценностей. Однако сегодня мы видим не один образец рая, и в этом главная проблема современной культуры, которая требует осмысления, присутствие множества "райских обителей" и среди них первые - "соборы потребления", как писал Бодрияр. Одной оцифровкой здесь не обойдешься.

Rupatov Muslim Dusmanovich

Зульфия, а где Ницше, отец ценностей? Поймите, только у Ницше есть все, что вам надо по этой проблеме. Не уводите метафизический смысл ценности в сферу психологии и социологии, зачем, там, она скучно смотрится. Ценность, не то, что можно иметь или в чем можно быть, ценность в том, отчего можно избавиться в виде иметь и быть. Не рассматривайте ценность как полочку, норму или еще как-то эмпирично, покажите ее метафизическую сущность. Извините за поучения. С уважением, Рупатов Муслим

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Статья очень интересна и актуальна. Автор поставила многоточие в определении ценностей современного общества "Быть или иметь" - вот в чем вопрос. А каковы аксиологические тенденции дня грядущего?

Maksyutova Zulfiya Gil'manovna

Благодарю за положительную оценку работы. Данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ столь многогранной темы. Вопрос "быть или иметь" поставлен давно, и на уровне каждого человека решается сугубо индивидуально. Меня этот вопрос волнует в том плане, чему учить молодежь в стенах вуза в условиях трансформации ценностей, глобализации и глокализации, появления новых аксиологических тенденций. Ваш вопрос, скорее всего, предполагает эмпирические исследования, над которыми в данный момент автор продолжает работу в рамках проекта "Исследование ценностных ориентаций молодежи Крайнего Севера" и надеюсь результаты представить в одной из конференций.

Chernyak Vladimir ivanovich

Проблема, в большей мере, видится не в том, что люди больше хотят "иметь", чем "быть". В эпоху рационализма и "числовой" коммуникативности есть проблема "соизмеримости" ценностей. Человек привыкает "видеть" "ценность", а не "иметь представление" о ней. И "взломать" эту тенденцию "мирным путем" можно только конкретизировав, "оцифровав" то, что мы называем духовными ценностями. С уважением, Черняк Владимир

Ismailova Sevil Aydin

Действительно проблема ценностей неиссякаемая, но, и в то же время и довольно разработанная. Автор представил своё видение проблемы.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Достаточно злободневная тема. Но, как мне кажется, несколько идеализирована автором. Современное общество потребления формирует и развивает культуру потребления - достаточно мощную составляющую общей культуры человечества, которая благодаря рекламе, пиару, дизайну и т.п. действует изощренно и подступно. По этой причине подмена ценностей антиценностями уже не пугает, не настораживает, не возмущает, а просто констатируется...
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.