facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

Формирование коллективной идентичности граждан Украины: ценностное измерение

diplomdiplom
Voropayeva Tetyana, associate professor, candidate of psychology, associate professor

Taras Shevchenko National University of Kiev, Ukraine

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

УДК 165.242.1

В статье анализируются проблемы самоидентификации и становления коллективной идентичности граждан Украины. Анализируются результаты эмпирического изучения самоидентификации граждан Украины по методике Берри, а также результаты эмпирического исследования базовых ценностей при помощи методики Шварца. Интерпретируются эмпирически выделенные типы.

Ключевые слова: коллективная идентичность, граждане Украины, базовые ценности.

The problems of self-identification and the development of collective identity of the citizen of Ukraine are analyzed in this article. The results of the empirical research of self-identification of the citizen of Ukraine by Berry method and the results of the empirical research of basic values by Schwartz method are analyzed. There are interpreted distinguished empirically types.

Keywords: collective identity, citizen of Ukraine, basic values.

Активизация глобализационных процессов в мире приводит к ускорению внутренних трансформаций в государствах СНГ, актуализируя проблему становления разных форм коллективной идентичности в новых социокультурных координатах. В условиях радикальных социально-экономических трансформаций в странах СНГ наблюдается рост этнокультурного партикуляризма и субкультурного разнообразия, усиление геополитической и геоэкономической конкуренции, увеличение территориальных перемещений больших групп людей. Такая специфика общественного развития постсоветских государств связана с появлением новых социокультурных феноменов, которые требуют комплексного (междисциплинарного) анализа. Глобализация осуществляет кардинальное влияние на духовную сферу любого общества, деформируя традиционные системы ценностей и трансформируя коллективные идентичности. В таких условиях особую остроту приобретает проблема формирования позитивной коллективной идентичности граждан стран СНГ, ведь только те государства, которым удастся сберечь свою национальную самобытность, свой тип экзистенции, духовности и креативности, не поддадутся глобализационным схемам. В связи с этим актуальность междисциплинарного изучения особенностей формирования коллективной идентичности (основными формами которой являются этническая, национальная, религиозная, региональная и континентальная идентичность) граждан Украины не вызывает сомнений.

Известно, что феномен коллективной идентичности давно привлекает внимание многих исследователей и активно обсуждается в разноплановых социально-гуманитарных дискурсах. В зарубежной науке этот феномен исследуется преимущественно в русле социокультурной антропологии, социологии и психологии с разных теоретико-методологических позиций (Е. Дюркгейм, З. Фрейд, Э. Эриксон, К. Юнг, Б. Андерсон, М. Барретт, З. Бауман, Ф. Барт, П. Бергер, А. Ватерман, Э. Геллнер, Б. Геральд, Р. Дженкинс, В. Дуаз, Дж. Колеман, Г. Кон, В. Коннор, Б. Лукман, Г. Люббе, Дж. Марсиа, Д. Маттесон, А. Мелуччи, Дж. Г. Мид, М. Мид, С. Московичи, Э. Смит, С. Страйкер, Г. Теджфел, Дж. Тернер, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, Ч. Тейлор, В. Хесле, И. Штрауб и др.). В российской и украинской науке коллективная идентичность изучается в рамках философии, политологии, социологии, культурологии, психологии (Ю. Арутюнян, Ю. Бромлей, Е. Галкина, П. Гнатенко, Я. Грицак, Л. Дробижева, А. Здравомыслов, Н. Иванова, Л. Ионин, М. Козловец, И. Кондаков, Н. Корж, Н. Лебедева, А. Лукина, В. Малахов, О. Мачинский, Л. Нагорная, Л. Науменко, М. Обушный, В. Павленко, М. Рябчук, С. Савоскул, К. Соколов, Г. Солдатова, Т. Стефаненко, А. Сухарев, В. Тишков, Н. Хренов, Н. Шульга, В. Ядов и др.).

Теоретический анализ разных концептуальных подходов к изучению проблемы коллективной идентичности показывает, что идентичность является результатом процесса идентификации, которая должна рассматриваться как процесс, включенный в целостную жизнедеятельность субъекта; неразрывно связанный с когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферой личности; обусловленный ее потребностями, мотивами, целями и установками; опосредованный знаково-символическими, идейно-образными и ценностно-смысловыми системами культуры. А. Мелуччи считал, что коллективная идентичность формируется в результате совместного интерактивного процесса самоопределения конкретной социальной общности, связанного с общими ориентациями их действий и тем полем возможностей и ограничений, в котором совершаются их совместные действия. Становление и развитие коллективной идентичности опосредуется обращением к универсальным феноменам культуры и актуализацией смысловых процессов.

Таким образом, концепт «коллективная идентичность» охватывает определенное коллективное «Мы» конкретного сообщества (регионального, религиозного, этнического, национального, континентального и т.д.). На этой основе выделяются различные формы коллективной идентичности (региональная, религиозная, этническая, национальная, континентальная и др.), а сама коллективная идентичность (как общее чувство принадлежности к определенной общности или обществу) отражает существенные связи между людьми. При этом идентичность коллективных субъектов всегда зависит от самоидентификации индивидов, которые являются членами данного сообщества. Индивиды могут быть членами разных сообществ, они также могут входить в эти коллективы и выходить из них в любое время. Именно поэтому в процессе формирования коллективной идентичности конструируется определенный коллективный образ данного сообщества, с которым и идентифицируют себя члены этого сообщества. К коллективной идентичности любой индивид идет, как правило, «снизу», от реальных коллективных действий, в контексте которых происходит его собственное самоопределение и конструируется общее «Мы». Коллективная идентичность всегда укоренена в реальных социальных практиках и отношениях. Именно поэтому коллективные идентичности можно рассматривать как коммуникативные конструкты, дискурсивные факты, которые необходимо правильно интерпретировать, выявляя те социокультурные горизонты, которые за ними скрыты. Кризис коллективной идентичности всегда связан с нивелированием традиций, распадом общей культурной памяти, отвержением аутентичных знаково-символических и ценностно-смысловых систем культуры, разрушением системы коллективно-исторического опыта и общих представлений и т.п.

Процесс формирования коллективной идентичности граждан Украины исследовался нами в 1991 – 2011 гг. в рамках нескольких международных научных проектов Центра украиноведения Киевского национального университета имени Тараса Шевченко («Украинская национальная идея: теоретико-эмпирические аспекты»; «Социально-психологические и региональные аспекты формирования национального самосознания граждан Украины как фактора государственного строительства»; «Трансформация национальной идентичности: историософские, культурологические и социально-психологические аспекты» и др.), которые были поддержаны Фондом «Возрождение», Фондом Фридриха Эберта, Фондом фундаментальных исследований Министерства образования и науки Украины, а также Ассоциацией украинских банков. В этих проектах были исследованы гендерная, возрастная, профессиональная, религиозная, этническая, метаэтническая, локальная, региональная, национальная, европейская (или континентальная), планетарная, постсоветская и другие виды идентичности граждан Украины, проживающих в разных регионах страны. Всего было изучено 39 400 респондентов от 18 до 87 лет [1, с. 12 – 17; 2, с. 24 – 53; 3, с. 33 – 35].

Для изучения трансформации разных видов идентичности мы использовали методику М. Куна – Т. Макпартленда «Кто Я?», адаптированную методику «Шкала измерения идентичности» М. Синереллы и другие методы. Для изучения аксиологических особенностей формирования коллективной идентичности граждан Украины мы использовали методику изучения ценностных ориентаций М. Рокича, а также теоретический и эмпирический подход Ш. Шварца [4, p. 3 – 65], который в 80-х – 90-х года ХХ в. провел кросс-культурные исследования базовых ценностей в 46 странах мира (в Болгарии, Чехии, Польше, Эстонии, Венгрии, Словакии, Словении, России, Грузии и др.). Надежность результатов проведенного нами исследования обеспечивалась методологическим обоснованием его исходных позиций; использованием совокупности диагностических методик, адекватных цели и заданиям исследования; объединением количественного и качественного анализа эмпирических данных; использованием методов математической статистики с привлечением современных программ обработки данных, репрезентативностью выборки.

Междисциплинарный подход позволил проследить динамику коллективной идентичности граждан Украины: 1) нивеляцию постсоветской идентичности (в 1991 – 1999 гг.); 2) возрастание этнической (в 1991 – 1999 гг.) и религиозной (в 2001 – 2010 гг.) идентичности; 3) трансформацию общеславянской идентичности (в 1999 – 2010 гг.); 4) укрепление региональной идентичности (в 2006 – 2009 гг.); 5) возрастание престижности национальной идентичности в 2001 – 2008 гг. (высокий уровень национальной идентичности в 1991 г. имели 26% респондентов, в 2001 г. – 25%, а в 2011 г. – только 21% респондентов, низкий уровень национальной идентичности в 1991 г. имели 18%, в 2001 г. – 27%, а в 2011 г. – 39% респондентов); 6) утверждение европейской идентичности в 1999 – 2008 гг. (когда стала заметной тенденция к увеличению показателей европейской идентичности как в группе этнических украинцев, так и в группе национальных меньшинств; при этом европейская идентичность до 2011 г. не теряла своей значимости для граждан Украины, таким образом, запрос на европейскость является очень сильным в украинском обществе, хотя наличие в украинских СМИ проевропейской риторики сочетается с полным отсутствием взвешенной политики национальной идентичности в Украине); 7) синхронизацию подъемов и спадов в развитии национальной и европейской идентичности в 1999 – 2011 гг. (национальная и европейская идентичность достигли самого высокого уровня развития в 2004 – 2005 гг., в частности, в 2005 г. высокий уровень национальной идентичности имели 28% респондентов, а низкий уровень национальной идентичности был характерен только для 22% респондентов, в этом же году высокий уровень европейской идентичности имели 37% респондентов, а низкий уровень – 18%).

Для респондентов, у которых выявлен высокий уровень этнической, национальной и европейской идентичности (группа «В»), характерна более конструктивная иерархия жизненных смыслов (у них доминируют экзистенциональные и самореализационные смыслы) и высший уровень патриотизма, чем для респондентов с низким уровнем этнической, национальной и европейской идентичности (группа «Н»), у которых доминируют гедонистические и статусные смыслы. У представителей группы «Н» разрыв между этнической и национальной идентичностью в 2,5 раза больше, чем у представителей группы «В». Также у представителей группы «В» и группы «Н» были выявлены четыре типа этнической идентичности (по типологии Берри [5, p. 44 – 62]): а) моноэтническая идентичность с собственной этнической группой (соответственно – 71% и 24%); б) измененная идентичность, которая сформировалась на основе самоидентификации с чужой этнической группой (соответственно – 5% и 36%); в) биэтническая идентичность (19% и 6%); г) маргинальная этническая идентичность (5% и 34%), когда чужая этническая группа расценивается как такая, которая имеет более высокий экономический и социальный статус, нежели собственная (этот феномен объясняется желанием индивида интегрироваться в доминантную группу и таким образом получить позитивный социальный статус).

В проведенном исследовании эмпирически были прослежены трансформации ценностных ориентаций респондентов. Для этого использовалась методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Респондентам было предложено проранжировать 18 терминальных ценностей по порядку их субъективной значимости. Для представителей группы «В» характерно доминирование таких терминальных ценностей: здоровье, интересная работа, любовь, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, друзья, свобода, познание, творчество, жизненная мудрость. Для представителей группы «Н» характерно доминирование других терминальных ценностей: здоровье, материально обеспеченная жизнь, удовольствия, любовь, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь, друзья, красота природы и искусства [6, с. 23 – 28.].

Проведенное исследование позволило выявить некоторые ценностные трансформации, которые обусловлены кардинальными социально-экономическими и общественно-политическими изменениями в Украине: достаточно заметны сдвиги ориентаций граждан Украины с пацифистских и этических ценностей на деловую активность, прагматические и материальные ценности. Прослеживается динамика ценностных приоритетов респондентов в условиях социально-экономического кризиса (когда возрастает значимость ценностей «активная, деятельная жизнь», «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь») и в условиях относительной экономической стабильности (когда возрастает значимость ценностей «познание» и «творчество»). Выявлено постепенное увеличение «веса» таких ценностей, как «здоровье», «уверенность в себе», «свобода», «интересная работа». Именно эти ценностные ориентации можно конструктивно использовать в качестве важного демократического трансформационного ресурса украинского общества [7, с. 171 – 173]. Представители группы «Н» больше ориентируются на успешную карьеру, финансово обеспеченную и комфортную жизнь, отдых и развлечения, для них характерно доминирование прагматических и гедонистических установок. Для представителей группы «В» характерны ориентации на общественное признание, интересную работу, познание, творчество, жизненную мудрость, они также ценят мир во всем мире и в Украине. В целом, трансформации ценностных ориентаций граждан Украины связаны со стремлением улучшить свою жизнь в материальном и финансовом плане, с усилением прагматических и утилитарных устремлений, с деформацией общественных и моральных идеалов, с общим снижением значения традиционных ценностей.

Использование методики Ш. Шварца позволило выделить блок базовых ценностей украинской культуры (это те фундаментальные нормы и принципы, которые обеспечивают целостность социальных систем и национальных общностей, поскольку в них выражается особая значимость определенных материальных и духовных благ для существования и развития данных систем и общностей), которые транслируются от поколения к поколению. При этом представителям старшего поколения более свойственна тяга к стабильности и определенности, а представителям молодого поколения – стремление к динамичности и изменчивости. Выяснилось, что на протяжении 2004 – 2008 гг. сложился базовый ценностный профиль современных украинцев: Доброжелательность (4,62); Универсализм (4,58); Самовыражение (4,53); Традиционность (4,49); Безопасность (4,43); Мастерство (4,37); Равноправие (4,33); Автономия (4,21); Гармония (4,06); Конформность (3,88). Сочетание Самовыражения и Универсализма свидетельствует о стремлении респондентов к справедливости и толерантности; Универсализма и Доброжелательности – об альтруистической направленности; Традиционности и Конформности – о стремлении сохранить стабильность за счет добровольного самоограничения и подчинения; Конформности и Безопасности – о стремлении защитить порядок, стабильность и социальную гармонию; Самовыражения и Мастерства о творческой направленности. Проведенное исследование показывает, что базовые ценности украинской культуры являются экзистенциальными, экофильными и персоналистическими. Деструктивные трансформации таких ценностей, как Равноправие и Автономия (в 2010 – 2011 гг.) надо обязательно преодолеть, ведь они являются аксиологической и моральной базой социальной ответственности и очень важны для поддержания и развития демократии. Восстановление значимости ценностей Мастерства и Автономии является основой и ценностной базой для развития свободного предпринимательства. А усиление ценностей Самовыражения и Мастерства является аксиологической базой для утверждения украинской трудовой этики и творческого назначения украинского народа. Наиболее мощными факторами, которые определяют семантическое пространство ценностно-мотивационной структуры всех групп респондентов, является Толерантность, Добролюбие, Самодетерминация, которые можно назвать базовыми ценностными тенденциями украинской культуры.

Для представителей группы «В» характерна более тесная связь с системой базовых ценностей украинского народа (коэффициент корреляции между высоким уровнем развития этнической идентичности и базовыми ценностями – 0,68; между высоким уровнем развития национальной идентичности и базовыми ценностями – 0,63; между высоким уровнем развития европейской идентичности и базовыми ценностями – 0,52), чем для представителей группы «Н» (коэффициент корреляции между низким уровнем развития этнической идентичности и базовыми ценностями – 0,24; между низким уровнем развития национальной идентичности и базовыми ценностями – 0,18; между низким уровнем развития европейской идентичности и базовыми ценностями – 0,13).

Полученные результаты демонстрируют не только довольно значительный воспитательный потенциал системы базовых ценностей украинской культуры, но и «национальный вклад» украинского народа в систему общечеловеческих ценностей, ведь последние общечеловеческие тенденции (процессы глобализации и информатизации, борьба с терроризмом, экологическими проблемами и др.) свидетельствуют, что базовые ценности украинской культуры являются своеобразным «ответом на глобальные вызовы времени», поскольку человечество ищет новые стратегии взаимодействия и жизнедеятельности на планете Земля, и в связи с этим украинское миролюбие, терпимость, экофильность, доброжелательность, неагрессивность, неэкспансивность и уважение к другим культурам приобретают общечеловеческое звучание. Этот «украинский вклад» в процесс развития человеческой цивилизации подтверждает постепенный рост приоритетности идеалов ненасилия, природосохранения и гуманистических ценностей в системе новых мировоззренческих ориентиров человечества.

Проведенное исследование показало, что субъект (как индивидуальный, так и коллективный) является центром ценностных и смысловых отношений в рамках национальной общности, что базовые ценности украинской культуры существенно влияют не только на иерархизацию всей структуры коллективной идентичности, но и на интеграцию коллективной идентичности в целостную систему. Сохранение базовых ценностей и развитие коллективной идентичности является важным условием существования и развития украинской нации и украинской национальной культуры в условиях глобализации.

Литература:

  1. Воропаєва, Т. Трансформація національної ідентичності громадян України (19912001 рр.) / Т. Воропаєва, С. Бойко // Вісник КНУ імені Тараса Шевченка. Серія «Українознавство». – Вип. № 6. – К.: ВПЦ «Київський університет», 2002. – С. 12 – 17.
  2. Сергійчук, В. Трансформація національної ідентичності: історіософські, культурологічні та соціально-психологічні аспекти / В. Сергійчук, Т. Воропаєва  // Фундаментальні орієнтири науки. – К.: Фонд фундаментальних досліджень, 2005. – С. 24 – 53.
  3. Воропаєва, Т. С. Особливості становлення національної та європейської ідентичності громадян України / Т.С. Воропаєва // Problems and tendencies of modern society development. Materials digest of the IXth International Scientific and Practical Conference (Kiev, London, September 14-September 19, 2011). Socialogical, philological, philosophical, sciences and history / All-Organizing Committee: B. Zhitnigor (chairman), S. Godvint, L. Kupreychik, A. Tim, G. Georgio, T. Morgan, S. Serdechnyy, L. Straker. – Odessa: InPress, 2011. – P. 33 – 35.
  4. Schwartz, S. H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. / In M. P. Zanna // Advances in Experimental Social Psychology. – Orlando, FL: Academic. – 1992. – Vol. 25.– P. 3 – 65.
  5. Berry, J. W. Cross-cultural psychology: Research and applications / J.W. Berry, Y.H. Poortinga, M.H. Segall, P.R. Dasen. – Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 44 – 62.
  6. Воропаева, Т. С. Специфика самоидентификации этнических украинцев и русских в Украине: социально-психологические аспекты / Т. С. Воропаева // Личность в межкультурном пространстве. – Ч. 1. – М.: РУДН, 2008. С. 23 – 28.
  7. Воропаєва Т. Базові цінності громадян України в умовах глобальних викликів / Т. Воропаєва // Людина і соціум в умовах глобальної кризи: погляд крізь призму суспільствознавства та богослов’я. – К.: Національна Академія управління, 2010. – 400 с. – С. 171 – 173.
0
Your rating: None Average: 6.4 (8 votes)
Comments: 20

Zhitnigor Semen Borisovich

Уважаемый автор Татьяна Воропаева! Я давно слежу за вашими выступлениями и комментариями, которые всегда честны и научно образованы.Я понимаю, что данная статья—итог работы целого коллектива энтузиастов поднявших вместе с вами на щит один из самых болезненных вопросов нашей современной Украины. И самое главное, попытка в этой связи определить конкретность той украинской национальной идеи…И причем, не разъединяющей, а сближающей все национальные меньшинства, к которым трудно соотнести русский этнос Украины.. Во главу всего должен ставится позитив всех решаемых и не решаемых вопросов. Конечно, эта работа требует дальнейших подвижек и должна стать настольной для наших воинственных депутатов и их фракций. Во многом от низ зависит безболезненная интеграция нацменьшинств, как это делается в цивилизованных странах, на которые мы привыкли кивать только в нужные для себя моменты политической жизни страны … Но только кивать! Ох и вопросы вы подняли в своей научной работе, Татьяна, сохраняя при этом непроницаемый нейтралитет. И это понятно! Благодарю Вас … Оценка ОТЛИЧНО Эксперт С.ЖИТНИГОР

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемый господин С. Житнигор! Огромное спасибо за Вашу оценку! Полностью согласна с Вами. Я думаю, что только вместе с такими специалистами, как Вы, можно решить эти сложнейшие вопросы. С искренним уважением, Воропаева Татьяна.

Makarova Tatyana Lvovna

Видна огромная работа коллектива ученых. Проблема очень сложная... и "себя не потерять" и гордиться своим народом, страной и, в то же время, развиваться далее, с учетом достижений европейских, которые будут полезны. Этот вопрос актуален для каждого народа, действительно для многих стран СНГ. Удачи авторам. Быть может, они помогут людям понять "себя", те процессы, которые происходят в обществе, и определиться, как лучше быть, как быть дальше.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Огромное спасибо за Вашу оценку! Вы абсолютно правы, исследуемая проблема очень сложная. В наших проектах принимали участие и студенты, и аспиранты, и молодые ученые, и ученые с большим стажем и опытом работы. Ваша оценка адресуется всем участникам этой серии проектов! Многие аспекты данной проблемы мы изучали совместно с российскими учеными, которым мы очень благодарны за сотрудничество и конструктивные советы. Очень надеемся, что наши исследования помогут людям стать более осведомленными, толерантными и ответственными. Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Olga Soldatenkova

Спасибо автору за фундаментальное иследование на обширном эмпирическом материале, за убедительные выводы, описывающие именно механизм формирования коллективной идентичности. Удачи Вам в дальнейших изысканиях.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Огромное спасибо за Вашу оценку! Желаю Вам всего самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Jdanova Liubov

Своевременное исследование, проведенное автором, заслуживает внимания, особенно на пост-советском пространстве.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! Большое спасибо Вам за оценку! С уважением, Воропаева Т.

Serge Nazarov

Очень интересная и полезная статья. Исследование проведено на высоком профессиональном уровне. Такие статьи нужно читать нашим депутатам и министрам, после чего делать соответствующие выводы. Хотелось бы пообщаться с автором статьи лично (и пригласить прочитать научно-популярную лекцию нашим студентам). С искренним уважением, Сергей.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемый Сергей! Благодарю Вас за оценку! Если Вы живете в Киеве, то приходите к нам в университет (Главный корпус, ауд. 105), мы сможем договориться о лекциии для студентов. С уважением, Воропаева Т.

Shemyakina Mariya

Интересное этнологическое исследование, изобилующее социологическими изысками и аллюзиями. Чего не хватает? Конкретики. Имеется в виду, какая именно часть украинских респондентов была исследована. Ведь очевидно, что при всей "цельности сознания" запад и восток Украины несколько отличаются в своих предпочтениях и взглядах.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! Большое спасибо за Ваш комментарий! В статье указано, что было изучено 39 400 респондентов, также имеются ссылки на предыдущие публикации, где более конкретно раскрыта проблема национальной идентичности (которая Вас интересует). В названии данной статьи нет слов "национальная идентичность" потому, что исследовалось ценностное измерение коллективной идентичности (а если учесть, что объем статьи не должен превышать 7 страниц, то у автора просто не было возможности изложить исследуемые проблемы более развернуто). Автор не представляла в этой статье данные о "цельности сознания" (этому вопросу были посвящены предыдущие статьи). В данной статье также не представлены отличия между респондентами, которые проживают на Западе и Востоке Украины (этому вопросу также были посвящены другие статьи). Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Syraev Dmitry Gennadevich

Актуальная тематика! Согласен комментаторами, что не раскрыта сама суть национальной идентичности Украины. Идентичность – это цель и миссия народа. Исторически Украина и Россия не рассматривались отдельно, а только как один народ с одной православной миссией. Есть, например, труды Данилевского по этому поводу, - идея славянского союза. Ведь национальная идея не в отделении, а в соединении, и не обязательно географически, а духовно!

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! Большое спасибо за Ваш комментарий! Если Вас интересует суть национальной идентичности, то Вы можете прочитать предыдущие публикации по данной теме (например, статьи "Специфика формирования коллективной идентичности граждан Украины" // Московское научное обозрение. – 2011. - № 9. – С. 25 – 29; "Theoretical and empirical aspects of the formation of national and European identity of citizen of Ukraine (1991 – 2011)" // European Science and Technology. – Wiesbaden (Germany), 2012. – P. 715 – 720). А данная статья посвящена ценностному измерению коллективной идентичности. Все наши коллеги, которые принимали участие в названных проектах, разводят понятия "идентичность", "цель" и "миссия" народа (это хорошо известно современным культурологам, этнологам, этносоциологам и этнопсихологам). Данная статья не посвящена рассмотрению исторических аспектов отношений между Украиной и Россией. В представленной статье не планировалось также рассмотрение работ Данилевского, православной миссии народа и идеи славянского союза. Хотя проблема национальной идеи не рассматривалась в представленной статье, но мы действительно изучали этот вопрос (в частности, на протяжении 15 лет было проведено несколько Всеукраинских опросов, которые позволили выявить представления граждан Украины об украинской национальной идее). Можем порекомендовать всем желающим ознакомиться хотя бы с несколькими публикациями, в которых исследуются эти проблемы: 1) Гідність, розвиток, свобода: національна ідея для України // «Україна молода». – 12 липня 2001 р.; 2) Сучасна українська національна ідея: теоретико-емпіричні дослідження // Українознавство – 2004. Календар-щорічник. – К., 2003. – С. 127 – 133; 3) Трансформація уявлень громадян України про національну ідею // Ідеологія в сучасному світі.– К., 2011. – С. 165 – 167. Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Автор демонстрирует фундаментальный научный подход к актуальной теме. В связи с этим вопрос: какие механизмы формирования и укрепления коллективной индентичности украинцев Вы считаете наиболее эффективными в сегодняшних социокультурных условиях?

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! Большое спасибо за оценку! Мы считаем, что в Украине должна быть разработана и реализована современная политика формирования национальной идентичности (как это было сделано во многих цивилизованных странах мира). Такая политика должна способствовать консолидации граждан Украины, а не противопоставлению разных регионов. Такая политика должна быть направлена на конструктивную интеграцию национальных меньшинств в украинское общество. Наши предварительные исследования показали, что есть базовые ценности, которые поддерживаются большинством граждан Украины (прежде всего, это ценности достоинства, развития и свободы). В этом плане необходимо еще многое сделать, для чего нужно объединить усилия нескольких научных коллективов. Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Достаточно актуальное исследование и важные результаты, особенно в свете последних событий в Украине. Огорчает констатация того факта, что имеет место "снижение значения традиционных ценностей". И, хотя автор, как отстраненный исследователь-наблюдатель, сохраняет нейтралитет в высказывании личного отношения к выявленным тенденциям, хочется верить, что фраза "проблема формирования позитивной коллективной идентичности граждан стран СНГ....., ведь только те государства, которым удается сберечь свою нац. идентичность... не поддаются глобализационным схемам", - это своеобразная "смысловая опечатка". Не думаю, что нац. идентификацию и идентификацию с участием в СНГ стоит ставить в один уровень. А приведенные результаты стоит использовать в повседневной практике, в частности - педагогической. Очень своевременно и убедительно. С уважением, О.Лагода

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! О.Лагода, Благодарю Вас за интерес к данной статье, а также за Ваш комментарий! Цитирую то предложение, с которым Вы не согласились: "В таких условиях особую остроту приобретает проблема формирования позитивной коллективной идентичности граждан стран СНГ, ведь только те государства, которым удастся сберечь свою национальную самобытность, свой тип экзистенции, духовности и креативности, не поддадутся глобализационным схемам". В этом предложении речь идет о "коллективной идентичности граждан стран СНГ", то есть граждан тех стран, которые входят в СНГ, а не граждан самого СНГ, ведь никакого гражданства СНГ нет, соответственно, мы не могли изучать и такую идентичность. Автор статьи никогда не видела исследований, в которых бы изучалось гражданство СНГ (или подобная идентичность). Спасибо за Ваше замечание! Мне нужно было более точно написать это предложение. Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Dzhura Sergey Georgievich

Да, традиционное и фундаментальное исследование... Однако самого главного в нем не нашел. В чем же самоидентификация украинского народа? Чтобы просто и гениально одновременно? Мне кажется это есть в работе: http://www.edinenie.su/vp/analit/2011/20111115_Liberation-philosophy-in-Russia.pdf Освобождение философии на Руси от догм византийского богословия. Там сказано. что: "...сталинское определение термина «нация» необходимо уточнить. Для наций во все времена характерна не общность экономической жизни, а общность смысла жизни, выходящего за пределы удовлетворения физиологических и бытовых потребностей людей, составляющих нацию, и который выражается в общественном самоуправлении, включая и управление экономикой"... То есть для Украины (как части Святой Руси, Белой Руси и являющейся окраиной Руси) есть своя надцель или метацель. И это не ура-партиотизм, который ничем не лучше немецкого. В общем рекомендую почитать статью: Украинская идея как соcтавная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей: http://ethics.roerich.com/doc/kultura/ukrain.htm которая не такая наукообразная и где автор не прячется за фамилии а ищет истину. В общем удачи на пусти к Истине!

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! С интересом прочитала рекомендованные Вами статьи, спасибо за ссылки! Было бы неплохо пообщаться с Вами лично. Результаты наших многолетних (1991 - 2012 гг.) исследований мы представляли на многих конференциях в 12-ти странах мира (в частности, в России: в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Томске, Белгороде). Мы разводим понятия "идентичность" и "идентификация", "этническая идентичность" и "национальная идентичность", мы не опираемся на определение нации, сделанное Сталиным. Проблема национальной идеи не рассматривалась в представленной статье, но мы действительно изучали этот вопрос (в частности, на протяжении 15 лет было проведено несколько Всеукраинских опросов, которые позволили выяснить представления граждан Украины об украинской национальной идее). Можем порекомендовать всем желающим ознакомиться хотя бы с несколькими публикациями, в которых исследуются эти проблемы: 1) Гідність, розвиток, свобода: національна ідея для України // «Україна молода». – 12 липня 2001 р.; 2) Сучасна українська національна ідея: теоретико-емпіричні дослідження // Українознавство – 2004. Календар-щорічник. – К., 2003. – С. 127 – 133; 3) Трансформація уявлень громадян України про національну ідею // Ідеологія в сучасному світі.– К., 2011. – С. 165 – 167; 4) Специфика формирования коллективной идентичности граждан Украины // Московское научное обозрение. – 2011. - № 9. – С. 25 – 29; 5) Theoretical and empirical aspects of the formation of national and European identity of citizen of Ukraine (1991 – 2011) // European Science and Technology. – Wiesbaden (Germany), 2012. – P. 715 – 720. Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.
Comments: 20

Zhitnigor Semen Borisovich

Уважаемый автор Татьяна Воропаева! Я давно слежу за вашими выступлениями и комментариями, которые всегда честны и научно образованы.Я понимаю, что данная статья—итог работы целого коллектива энтузиастов поднявших вместе с вами на щит один из самых болезненных вопросов нашей современной Украины. И самое главное, попытка в этой связи определить конкретность той украинской национальной идеи…И причем, не разъединяющей, а сближающей все национальные меньшинства, к которым трудно соотнести русский этнос Украины.. Во главу всего должен ставится позитив всех решаемых и не решаемых вопросов. Конечно, эта работа требует дальнейших подвижек и должна стать настольной для наших воинственных депутатов и их фракций. Во многом от низ зависит безболезненная интеграция нацменьшинств, как это делается в цивилизованных странах, на которые мы привыкли кивать только в нужные для себя моменты политической жизни страны … Но только кивать! Ох и вопросы вы подняли в своей научной работе, Татьяна, сохраняя при этом непроницаемый нейтралитет. И это понятно! Благодарю Вас … Оценка ОТЛИЧНО Эксперт С.ЖИТНИГОР

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемый господин С. Житнигор! Огромное спасибо за Вашу оценку! Полностью согласна с Вами. Я думаю, что только вместе с такими специалистами, как Вы, можно решить эти сложнейшие вопросы. С искренним уважением, Воропаева Татьяна.

Makarova Tatyana Lvovna

Видна огромная работа коллектива ученых. Проблема очень сложная... и "себя не потерять" и гордиться своим народом, страной и, в то же время, развиваться далее, с учетом достижений европейских, которые будут полезны. Этот вопрос актуален для каждого народа, действительно для многих стран СНГ. Удачи авторам. Быть может, они помогут людям понять "себя", те процессы, которые происходят в обществе, и определиться, как лучше быть, как быть дальше.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Огромное спасибо за Вашу оценку! Вы абсолютно правы, исследуемая проблема очень сложная. В наших проектах принимали участие и студенты, и аспиранты, и молодые ученые, и ученые с большим стажем и опытом работы. Ваша оценка адресуется всем участникам этой серии проектов! Многие аспекты данной проблемы мы изучали совместно с российскими учеными, которым мы очень благодарны за сотрудничество и конструктивные советы. Очень надеемся, что наши исследования помогут людям стать более осведомленными, толерантными и ответственными. Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Olga Soldatenkova

Спасибо автору за фундаментальное иследование на обширном эмпирическом материале, за убедительные выводы, описывающие именно механизм формирования коллективной идентичности. Удачи Вам в дальнейших изысканиях.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Огромное спасибо за Вашу оценку! Желаю Вам всего самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Jdanova Liubov

Своевременное исследование, проведенное автором, заслуживает внимания, особенно на пост-советском пространстве.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! Большое спасибо Вам за оценку! С уважением, Воропаева Т.

Serge Nazarov

Очень интересная и полезная статья. Исследование проведено на высоком профессиональном уровне. Такие статьи нужно читать нашим депутатам и министрам, после чего делать соответствующие выводы. Хотелось бы пообщаться с автором статьи лично (и пригласить прочитать научно-популярную лекцию нашим студентам). С искренним уважением, Сергей.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемый Сергей! Благодарю Вас за оценку! Если Вы живете в Киеве, то приходите к нам в университет (Главный корпус, ауд. 105), мы сможем договориться о лекциии для студентов. С уважением, Воропаева Т.

Shemyakina Mariya

Интересное этнологическое исследование, изобилующее социологическими изысками и аллюзиями. Чего не хватает? Конкретики. Имеется в виду, какая именно часть украинских респондентов была исследована. Ведь очевидно, что при всей "цельности сознания" запад и восток Украины несколько отличаются в своих предпочтениях и взглядах.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! Большое спасибо за Ваш комментарий! В статье указано, что было изучено 39 400 респондентов, также имеются ссылки на предыдущие публикации, где более конкретно раскрыта проблема национальной идентичности (которая Вас интересует). В названии данной статьи нет слов "национальная идентичность" потому, что исследовалось ценностное измерение коллективной идентичности (а если учесть, что объем статьи не должен превышать 7 страниц, то у автора просто не было возможности изложить исследуемые проблемы более развернуто). Автор не представляла в этой статье данные о "цельности сознания" (этому вопросу были посвящены предыдущие статьи). В данной статье также не представлены отличия между респондентами, которые проживают на Западе и Востоке Украины (этому вопросу также были посвящены другие статьи). Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Syraev Dmitry Gennadevich

Актуальная тематика! Согласен комментаторами, что не раскрыта сама суть национальной идентичности Украины. Идентичность – это цель и миссия народа. Исторически Украина и Россия не рассматривались отдельно, а только как один народ с одной православной миссией. Есть, например, труды Данилевского по этому поводу, - идея славянского союза. Ведь национальная идея не в отделении, а в соединении, и не обязательно географически, а духовно!

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! Большое спасибо за Ваш комментарий! Если Вас интересует суть национальной идентичности, то Вы можете прочитать предыдущие публикации по данной теме (например, статьи "Специфика формирования коллективной идентичности граждан Украины" // Московское научное обозрение. – 2011. - № 9. – С. 25 – 29; "Theoretical and empirical aspects of the formation of national and European identity of citizen of Ukraine (1991 – 2011)" // European Science and Technology. – Wiesbaden (Germany), 2012. – P. 715 – 720). А данная статья посвящена ценностному измерению коллективной идентичности. Все наши коллеги, которые принимали участие в названных проектах, разводят понятия "идентичность", "цель" и "миссия" народа (это хорошо известно современным культурологам, этнологам, этносоциологам и этнопсихологам). Данная статья не посвящена рассмотрению исторических аспектов отношений между Украиной и Россией. В представленной статье не планировалось также рассмотрение работ Данилевского, православной миссии народа и идеи славянского союза. Хотя проблема национальной идеи не рассматривалась в представленной статье, но мы действительно изучали этот вопрос (в частности, на протяжении 15 лет было проведено несколько Всеукраинских опросов, которые позволили выявить представления граждан Украины об украинской национальной идее). Можем порекомендовать всем желающим ознакомиться хотя бы с несколькими публикациями, в которых исследуются эти проблемы: 1) Гідність, розвиток, свобода: національна ідея для України // «Україна молода». – 12 липня 2001 р.; 2) Сучасна українська національна ідея: теоретико-емпіричні дослідження // Українознавство – 2004. Календар-щорічник. – К., 2003. – С. 127 – 133; 3) Трансформація уявлень громадян України про національну ідею // Ідеологія в сучасному світі.– К., 2011. – С. 165 – 167. Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Автор демонстрирует фундаментальный научный подход к актуальной теме. В связи с этим вопрос: какие механизмы формирования и укрепления коллективной индентичности украинцев Вы считаете наиболее эффективными в сегодняшних социокультурных условиях?

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! Большое спасибо за оценку! Мы считаем, что в Украине должна быть разработана и реализована современная политика формирования национальной идентичности (как это было сделано во многих цивилизованных странах мира). Такая политика должна способствовать консолидации граждан Украины, а не противопоставлению разных регионов. Такая политика должна быть направлена на конструктивную интеграцию национальных меньшинств в украинское общество. Наши предварительные исследования показали, что есть базовые ценности, которые поддерживаются большинством граждан Украины (прежде всего, это ценности достоинства, развития и свободы). В этом плане необходимо еще многое сделать, для чего нужно объединить усилия нескольких научных коллективов. Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Достаточно актуальное исследование и важные результаты, особенно в свете последних событий в Украине. Огорчает констатация того факта, что имеет место "снижение значения традиционных ценностей". И, хотя автор, как отстраненный исследователь-наблюдатель, сохраняет нейтралитет в высказывании личного отношения к выявленным тенденциям, хочется верить, что фраза "проблема формирования позитивной коллективной идентичности граждан стран СНГ....., ведь только те государства, которым удается сберечь свою нац. идентичность... не поддаются глобализационным схемам", - это своеобразная "смысловая опечатка". Не думаю, что нац. идентификацию и идентификацию с участием в СНГ стоит ставить в один уровень. А приведенные результаты стоит использовать в повседневной практике, в частности - педагогической. Очень своевременно и убедительно. С уважением, О.Лагода

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! О.Лагода, Благодарю Вас за интерес к данной статье, а также за Ваш комментарий! Цитирую то предложение, с которым Вы не согласились: "В таких условиях особую остроту приобретает проблема формирования позитивной коллективной идентичности граждан стран СНГ, ведь только те государства, которым удастся сберечь свою национальную самобытность, свой тип экзистенции, духовности и креативности, не поддадутся глобализационным схемам". В этом предложении речь идет о "коллективной идентичности граждан стран СНГ", то есть граждан тех стран, которые входят в СНГ, а не граждан самого СНГ, ведь никакого гражданства СНГ нет, соответственно, мы не могли изучать и такую идентичность. Автор статьи никогда не видела исследований, в которых бы изучалось гражданство СНГ (или подобная идентичность). Спасибо за Ваше замечание! Мне нужно было более точно написать это предложение. Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.

Dzhura Sergey Georgievich

Да, традиционное и фундаментальное исследование... Однако самого главного в нем не нашел. В чем же самоидентификация украинского народа? Чтобы просто и гениально одновременно? Мне кажется это есть в работе: http://www.edinenie.su/vp/analit/2011/20111115_Liberation-philosophy-in-Russia.pdf Освобождение философии на Руси от догм византийского богословия. Там сказано. что: "...сталинское определение термина «нация» необходимо уточнить. Для наций во все времена характерна не общность экономической жизни, а общность смысла жизни, выходящего за пределы удовлетворения физиологических и бытовых потребностей людей, составляющих нацию, и который выражается в общественном самоуправлении, включая и управление экономикой"... То есть для Украины (как части Святой Руси, Белой Руси и являющейся окраиной Руси) есть своя надцель или метацель. И это не ура-партиотизм, который ничем не лучше немецкого. В общем рекомендую почитать статью: Украинская идея как соcтавная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей: http://ethics.roerich.com/doc/kultura/ukrain.htm которая не такая наукообразная и где автор не прячется за фамилии а ищет истину. В общем удачи на пусти к Истине!

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемые коллеги! С интересом прочитала рекомендованные Вами статьи, спасибо за ссылки! Было бы неплохо пообщаться с Вами лично. Результаты наших многолетних (1991 - 2012 гг.) исследований мы представляли на многих конференциях в 12-ти странах мира (в частности, в России: в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Томске, Белгороде). Мы разводим понятия "идентичность" и "идентификация", "этническая идентичность" и "национальная идентичность", мы не опираемся на определение нации, сделанное Сталиным. Проблема национальной идеи не рассматривалась в представленной статье, но мы действительно изучали этот вопрос (в частности, на протяжении 15 лет было проведено несколько Всеукраинских опросов, которые позволили выяснить представления граждан Украины об украинской национальной идее). Можем порекомендовать всем желающим ознакомиться хотя бы с несколькими публикациями, в которых исследуются эти проблемы: 1) Гідність, розвиток, свобода: національна ідея для України // «Україна молода». – 12 липня 2001 р.; 2) Сучасна українська національна ідея: теоретико-емпіричні дослідження // Українознавство – 2004. Календар-щорічник. – К., 2003. – С. 127 – 133; 3) Трансформація уявлень громадян України про національну ідею // Ідеологія в сучасному світі.– К., 2011. – С. 165 – 167; 4) Специфика формирования коллективной идентичности граждан Украины // Московское научное обозрение. – 2011. - № 9. – С. 25 – 29; 5) Theoretical and empirical aspects of the formation of national and European identity of citizen of Ukraine (1991 – 2011) // European Science and Technology. – Wiesbaden (Germany), 2012. – P. 715 – 720. Всего Вам самого доброго! С уважением, Воропаева Т.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.