facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

Развитие теории реабилитации в условиях кризиса либеральных ценностей / DEVELOPMENT OF THE REHABILITATION THEORY IN CONDITIONS OF THE LIBERAL VALUES CRISIS

Развитие теории реабилитации   в условиях кризиса либеральных ценностей / DEVELOPMENT OF THE REHABILITATION THEORY IN CONDITIONS OF THE LIBERAL VALUES CRISISРазвитие теории реабилитации   в условиях кризиса либеральных ценностей / DEVELOPMENT OF THE REHABILITATION THEORY IN CONDITIONS OF THE LIBERAL VALUES CRISIS
Lavrenteva Zoya, professor, doctor of education, associate professor

Novosibirsk State Pedagogical University, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

В статье показывается, как развиваются идеи реабилитации на основе осознания, укрепления и развития либеральных установок равноправия и безусловной ценности людей с разными возможностями здоровья. Доказывается, что понимание сущности реабилитации осуществляется через отрицание инфантицида и сегрегации и утверждение идей инклюзии и интеграции. На современном этапе кризиса либеральных ценностей акцент в реабилитации делается на сохранение самобытности и уникальности личности.

Ключевые слова: реабилитация, педагогические теории реабилитации, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, либеральные ценности.

The article shows how the ideas of rehabilitation through awareness, strengthening and development of the liberal attitudes of equality and unconditional worth of individuals with different abilities. It is proved, that the understanding of the essence of rehabilitation is through the rejection of infanticide and segregation and promote inclusion and integration. At the present stage of the crisis of liberal values, the emphasis in rehabilitation is on maintaining the originality and uniqueness of the individual.

Keywords: rehabilitation, pedagogic theory of rehabilitation, a child with disabilities, liberal values.

 

Мир меняется. Этот тезис не только признают ученые и практики, но и начинают активно искать способы действия в новых условиях. Не стоит в стороне от этих процессов и психолого-педагогическая наука.

Особая роль отводится анализу таких психолого-педагогических явлений, которые резко поменялись в последние годы под воздействием либеральных ценностей. К таким изменяющимся явлениям, несомненно, можно отнести реабилитацию.

В целом, влияние либеральных ценностей на реабилитацию стоит оценить как прогрессивное. Именно признание равности, ценности и достоинства людей с особенностями развития привело к повышению качества жизни очень большого количества людей, имеющих проблемы со здоровьем. Опираясь на либеральные ценности, они перешли от выживания и борьбы на жизнь в ее самом глубоком понимании. Как показывают социологические исследования, позитивно меняется и то население, которое признает ценность контактов и отношений с особо развивающимися людьми.

Вместе с тем, необходимо осознать, не ведет ли слепое насаждение либеральных ценностей (или, напротив, его резкое отрицание) в деформации самой сути новшеств в реабилитации? Что происходит внутри реабилитационных процессов? Как их понимает современная педагогическая наука в свете переоценивания либеральных ценностей?

Известно, что реабилитация как научное понятие активно начинает использоваться в литературе и практике с середины XVIIIвека, когда медицина переходит на так называемую третичную систему. Суть этой третичной системы заключалась в том, что выделялись три основных этапа медицинской помощи населению: профилактика, лечение, реабилитация. Под реабилитацией стало пониматься осуществление комплекса медицинских процедур, направленных на восстановление утраченных в результате болезни функций организма. При положительной реабилитации у человека восстанавливались функции, позволяющие начать трудовую деятельность. При невозможности восстановления утрат человек получал статус инвалида, что означало «ненужного», «никчёмного», т.е. нетрудоспособного члена общества. Реабилитация в отношении этой категории населения далее не предусматривалась.

Конечно, данные целевые установки медицинской реабилитации остались в прошлом. В настоящее время инвалиды являются обязательными клиентами медицинской реабилитации. Но отдельные рудименты продолжают довлеть над реабилитационными действиями – у инвалидов настойчиво продолжают восстанавливать утраченное, используя механизмы замещения и упражнения. Нельзя сказать, что этот подход не дает результатов. Напротив, в некоторых случаях просто восхищает, например, создание замещающих протезов конечностей, которые двигаются силой мысли и дают человеку ощутить свое искусственное тело. Но на повестку дня все настойчивее становится вопрос социальной этике и социальной идентификации человека с такими существенными замещениями.

Именно этические, аксиологические проблемы реабилитации привели к тому, что еще в начале разработки проблем медицинской реабилитации в ее определение пытаются внести поправки. Так, начинается понимание того, что восстановить речь у глухого человека невозможно, а восстановить способность к общению с другими – да; восстановить зрение не представляется возможным, а восстановить способность к чтению – да. Уже в 1760 году французский аббат Де Лэпе основывает Парижский институт глухонемых, а 1784 году французский педагог Валентин Гаюи открывает первую в мире школу для незрячих. В нашей стране первая школа для глухих открывается в 1806 году, а для незрячих – в 1807 году. Бурно развивающееся дефектологическое образование начинало все активнее влиять на разработку проблем реабилитации. Самым важным, с точки зрения понимания педагогической сущности реабилитации, было признание того, что процесс реабилитации должен быть направлен не только на восстановление права на труд у взрослого человека, но и на восстановление трудовых способностей у будущих трудящихся. Категория детства с ограниченными возможностями вводится в реабилитационный процесс.

Обогащение медицинского смысла реабилитации происходит и за счет осмысления ограничений человека в самом широком социальном смысле. Правоведы, философы, социологи, общественные деятели заговорили о необходимости осуществления реабилитации незаконно отверженных и уязвимых категорий населения. Предметом реабилитации становятся утраченные возможности человека. Объектами реабилитации признаются не только люди с нарушенным здоровьем и инвалиды, но и нищие, бродяги, несовершеннолетние правонарушители, вдовы и сироты, оставшиеся без семейной заботы, дети и пожилые, подвергающиеся семейному насилию. В конце концов под реабилитацией стали понимать восстановление доброго имени человека.

Вместе с тем, в многочисленных определениях понятия «реабилитация» продолжает доминировать восстановление утраченного. Даже после сверхудачных экспериментов И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова по обучению слепо-глухо-немых детей, после публикации в 1947 г. книги ученицы И.А. Соколянского Ольги Скороходовой и защиты ей кандидатской диссертации по педагогике в 1961 году в нашей стране не происходит прорыва к понимаю реабилитации, как процессавосстановления неких специфических способностей, помогающих человеку с особенностями в развитии или особенностями социального ограничения жить полнокровной и полноценной жизнью.

Новым импульсом научного переосмысления понятия «реабилитация» стали изменения общества в отношении к людям с утратами. В силу вступают подвергающиеся сегодня сомнению либеральные ценности. Включаясь в мировое сообщество, где к инвалидам сформировался подход на основе равных прав и равных возможностей, наша страна начинает активно эти идеи воспринимать и продвигать в практику. Существенную роль в активном внедрении новых стандартов реабилитации начинают играть сами инвалиды (да и другие категории исключенных из общества в связи с утраченными возможностями) и инновационные социальные практики реабилитации. В связи с внедрением в общемировое научное сообщество открываются новые знания о проблемах реабилитации. Мы начинаем в определенном смысле не только догонять зарубежную науку о реабилитации, но и вносить собственный вклад в ее продвижение, активно развивая антропологические идеи восстановления человеческого в человеке (Л.О. Бадалян, А.И. Бороздин, Н.Ф. Дементьева, З.И. Лаврентьева, Е.И. Холостова, Т.В. Фуряева).

Для того, чтобы подчеркнуть переход сущности реабилитации от утрат к способностям, в нашей стране начинает активно развиваться теория абилитации. Под абилитацией понимается поиск, выявление, актуализация способностей. В результате делается вывод, что реабилитация – это восстановление утраченных возможностей, а абилитация – развитие потенциальных возможностей. Кроме того, утверждается, что в процесс абилитации включаются дети раннего возраста, когда у них еще ничего и не сформировалось, а, следовательно, и не утрачено.

Обращение к понятию «абилитация» как раз меняет вектор направления процесса реабилитации – от утрат к потенциалу, от восстановления к развитию дополнительных возможностей. Это касается не только детей, но и взрослых. Это может быть применимо не только к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и другим категориям людей, у которых традиционными способами развития и формирования не раскрылись их возможности. Только в процессе специально организованных реабилитационных действий, направленных на поиск и экстрагирование (вытягивание на поверхность) непонятых, скрытых, латентных способностей, данным людям можно помочь.

В связи с вышеизложенным предлагаем понимать реабилитацию как процесс восстановления способностей, помогающих людям с уязвимыми возможностями, наиболее полно раскрыться, выработать обоюдно приемлемые специфические способы общения и взаимодействия с миром и с их помощью стать полноценным членом общества.

Наряду с накоплением знаний о сущности реабилитации происходит оформление теоретических подходов, раскрывающих закономерности реабилитационного процесса. Становление и развитие концептуальных идей тесным образом связывается с основными тенденциями отношения общества к людям с ограниченными способностями здоровья и уязвимым слоям населения [4].

Можно выделить, по крайней мере, пять основных этапов, которые показывают, как меняется отношение общества к данной категории населения.

Первый этапимеет достаточно долгий период: от первобытнообщинного строя до IVв. нашей эры. В связи с низкой экономической эффективностью данной категории населения ее воспринимали как обузу, как никчёмных, ненужных людей, как нечто угрожающее жизнедеятельности остального сообщества. Отсюда и безучастное отношение к этим людям; общественно признанное право оставить этих людей без внимания и заботы; изгнание их из сообщества и прямое насилие, вплоть до лишения жизни. Происходило обесценивание человеческой жизни «лишнего», «ненужного», «бесполезного» члена человеческого рода. Поэтому с полным правом можно назвать этот этап социальным инфантицидом.

Инфантицидом (infanticide) называют умерщвление детей по экономичес­ким, религиозным, политическим или социальным причинам. Мы же этим термином хотим обозначить отношение общества к особой группе населения, жизнь которого была настолько обесценена, что с ними расставались без всякого эмоционального и нравственного переживания. Жизнь и здоровье боевого коня ценились гораздо выше, поэтому термин реабилитация использовался в это время только в ветеринарии. 

Совершенно очевидно, что в период инфантицида никакой теории реабилитации просто не могло возникнуть.

На Западе такое состояние дел продолжалось еще в течение трех столетий после принятия христианства. Только укрепившись и получив широкое распространение, христиане утверждают законы, запрещающие убийство любого живого существа, посланного на землю Богом. С принятием Правил поместного Собора Сардийского в 347 году под защиту церкви и церковного сообщества принимаются сироты, вдовы, больные, заблудшие и страждущие.

 В России первые попытки государственного противодействия практикам детоубийства относятся к 1649 году, когда было принято «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича. Вопрос о сохранении жизни другим уязвимым слоям населения решался еще позже – при Петре I, Елизавете и Екатерине II. Мы отставали от европейских реабилитационных идей более, чем на полтора тысячелетия.

Несмотря на временные границы, и в Европе, и в России процесс двигался в сторону признания обществом тезиса о защите права уязвимых категорий населения на жизнь. Как только эти люди попадали под покровительство церкви и им сохраняли жизнь, на повестку дня становился вопрос – что с ними делать. По крайней мере, надо было научить общество их видеть, замечать и спасать. Проблема реабилитации объективно возникала перед западной цивилизацией. Реабилитационная теория была проста – призрение данной категории населения, т.е. предоставление ей крыши над головой и обеспечение пищей и минимальным уходом. Субъектами исполнения реабилитационных действий становились как служители церкви, так и простые прихожане. Результатом стало увеличение количества людей, живущих с особенностями развития и социального статуса. 

Так постепенно человеческое сообщество переходило на второй этап, длившийся вплоть до конца XVIIIвека. Ведущей его особенностью стало признание права на жизнь данной категории населения, но обособление его от основной массы народа. Их собирали в монастырях, создавали специализированные учреждения, «закрывали» в смирительных, организовывали заведения разряда «на особом положении». Их продолжали сторониться и даже боялись, что нахождение рядом с ними может нанести урон жизни обычного человека. Прекрасно данный стиль отношения общества к людям с ограничениями в здоровье и уязвимой социальной жизнью показан в величайшем произведении Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Будет справедливым назвать этот этап сегрегационным.

Сегрегация(позднелат. segregatio –отделение) –политика принудительного отделения какой-либо группы населения. В основе выработанной в этот период религиозной модели лежит представление об инвалиде или заблудшем человеке как о существе, несущим определенное наказание за чьи-то грехи. Соответственно в общественном сознании он представляется человеком опасным. Общество по христианским соображениям должно было его изгнать, отдалить от себя.

Отсюда и теория реабилитации – восстановление способности к жизни в отделенной от общества замкнутой (зачастую однородной) группе.  Реабилитация осуществлялась за счет включения этих людей в трудовую деятельность. В России хорошо зарекомендовал себя опыт создания так называемых инвалидных рот, где бывших военных использовали на посильных работах. Их учили выживать, приспосабливаться жить со своими недостатками, достигать максимального уровня самообслуживания. И они действительно учились, определенным образом развивались и все больше стремились в то пространство, которое человечеством было определено как наиболее пригодное.

Общество постепенно вынуждено было открывать им дверь в свое привилегированное пространство. В начале XIXвека наступил тритий этап, характеризующийся жизнью рядом. Пусть инвалиды и другие уязвимые категории населения оставались с низкой социальной статусностью, занимали непрестижные должности на рынке труда, подвергались унижениям и обдавались презрением, они были включены в единое человеческое сообщество. Следовательно, необходимо было учиться взаимодействовать. Конечно, на правилах «нормального» сообщества. Отсюда и возникает идея приближения поведения людей с ограничениями к норме здорового и социально благополучного человека. В нашей интерпретации этап получает название «коррекционный». Сразу появляются теории реабилитации, ставящие своей целью адаптировать инвалидов и другой особый контингент к общепринятым нормам.

Несмотря на ограниченность данных теоретических посылов, они сыграли огромную положительную роль в жизни всего человечества. Общество сначала было вынуждено устанавливать с ними контакты и отношения, а потом само стало придумывать новые способы развития этих отношений. Как мы уже отмечали раньше, коррекционная реабилитация открыла дорогу развитию школ для детей с особенностями в развитии, стала основой для создания системы социальной защиты, развития здравоохранения. Ломался стереотип несамостоятельности и нетрудоспособности. Реабилитация начинает включать в себя восстановление утраченного до максимально приближенного к норме.

На переход к четвертому этапу на рубеже XIXи XXстолетия существенно повлияли события Первой мировой войны. Молодые военные инвалиды во весь голос заявили о своих правах ни на жизнь рядом, а на продолжение жизни вместе. Начинается этап инклюзии, т.е. включения в единое сообщество людей с особенностями. Теории реабилитации начинают строиться на идеях равных прав при неравных возможностях. Активно развивается медицинская концепция реабилитации, основанная на разработке многочисленных протезов, появляются технические приспособления, позволяющие инвалидам заниматься различными видами трудовой, культурной и творческой деятельности. Начинают утверждаться как несомненная ценность либеральные установки равенства людей с проблемами в здоровье.

После Второй мировой войны возникают реабилитационные концепции нормализации (Бенгтон Нирье, Ф.Л. Ратнер) и независимой жизни (Гербен Делонг). Теория независимой жизни предполагает организацию такого сообщества людей с особенностями в развитии, которое выстраивает жизнь и отношения с окружающим миром в соответствии со спецификой ограничения. Независимая жизнь – создание специализированных конгломераций, где люди с ограничениями живут и действуют во взаимодействии с волонтерами. Хорошо известны специально созданные общины детей с аутичными расстройствами или общины людей, имеющих синдром Дауна. Они ставят своей целью образование собственных способов поведения и оригинальных способов взаимодействия с окружающими. Это очень важная цель – научить человека (желательно с раннего детского возраста) с особенностями свои особенности знать и использовать в жизни [2]. Они еще больше укрепляют либеральные ценности в отношении реабилитируемых.

Теории нормализации строится на идее «дополнительности», т.е. создании дополнительных, в том числе и технических, средств, позволяющих человеку с ограничениями действовать на равных с другими детьми в открытом социуме. Такой реабилитационный подход хорошо просматривается в теории образовательной инклюзии, т.е. включении детей с особенностями в развитии в единое образовательное пространство с детьми, имеющими относительную норму в здоровье.

В результате происходит существенный скачок в разрушении изоляции, у людей с особенностями расширяются возможности самостоятельного ведения естественной повседневной жизни, появляется право на самоопределение [3].

В настоящее время разворачивается пятый этап новых взаимоотношений общества и уязвимой части населения, в том числе и людей с глубокими нарушениями здоровья. Его начало связывается с принятием в 2000 году Пекинской декларации прав инвалидов в новом тысячелетии.  Цель данного этапа – включить людей с особенностями развития в принятие решений. На передний план выдвигаются такие реабилитационные концепции, как психосоциальная, социокультурная и человеческого разнообразия. Психосоциальная концепция направлена на расширение понятия нормы и снятия стигматизационных ярлыков. Социокультурные концепции базируются на развитии права данной категории населения иметь свои установки и образ жизни, которые являются объективной и неотъемлемой частью современной культуры. Теория человеческого разнообразия, как видно из названия, предполагает снятие оценочных суждений в отношении тела человека и его внешних характеристик. Все эти реабилитационные конструкты направлены на то, чтобы не просто включить одну категорию населения в сообщество другой, а чтобы выработать общие, взаимообогащающие принципы совместной жизни [1]. Исходя из этого разворачивающийся на наших глазах этап можно назвать интеграционным.

Интеграция (от лат. integration) – это процесс объединение частей в целое. Именно в этот момент либеральные ценности начинают подвергаться существенному давлению. Происходит осознание необходимости сохранения индивидуальности, обособления личности, защиты уникальности и самости.

Думается, это не столько кризис либеральных ценностей, сколько отражение нового витка взаимоотношению людей в социуме: объединяясь, люди, в том числе и с особенностями в развитии, стремятся остаться самими собой, воспользоваться своей уникальностью и именно поэтому стать неотъемлемой частью других. 

Литература:

  1. Лаврентьева З.И.  Холистический динамизм как методологический принцип исследования социально-педагогических явлений., Педагогическая наука и современное образование: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции 6 – 7 февраля 2014 года., Ред. совет: Т.Б. Алексеева, И.В. Гладкая, И.Э. Кондракова, Н.М. Федорова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 30 – 35
  2. Лаврентьева З.И.  Ресурсы воспитания подростков с ограниченными возможностями., Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXIвека: материалы Международной научно-практической конференции в рамках VIСибирского педагогического семинара (г.Новосибирск, 6-8 ноября 2012 г.) / под общ. ред. Т.А. Ромм, И.В. Хромовой. – Новосибирск: Изд. НГПУ. – 2012. – Т. 1. – С. 235-243.
  3. Лаврентьева З.И.  Влияние реабилитации на разрешение подростком кризиса отношения к самому себе как к человеку с ограниченными возможностями., Социальная педагогика: вызовы XXI века. Social Pedagogy: Challenges of the XXI Century: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию социальной педагогики в России. Красноярск, 7-8 ноября 2011 г.: в 2 т. – Красноярск, 2011. – Т. 2. – 282 с. – С.69 – 75.
  4. Фуряева Т.В., Бочарова Ю.Ю. Реабилитация и интеграция людей с инвалидностью в общество: учебное пособие для магистрантов /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2014. – 300 с.
0
Your rating: None Average: 8.3 (10 votes)
Comments: 12

Revutska Olena

Уважаемая коллега! Статья весьма актуальна, дает большую историческую информацию о становлении специальной педагогики и реабилитации как одной из ее важных составляющих. Проблема реабилитации людей с отклонениями в физическом развитии затрагивает все слои человеческого общества и требует дальнейшего изучения и поиска путей для эффективного использования реабилитации как средства восстановления здоровья. Нет ничего важнее, чем здоровье ребенка, человека и один из путей их сохранения является реабилитация. Разновидности ее разнообразны и применяются индивидуально, что необходимо учитывать в практической работе. Искренне желаем Вам дальнейших поисков в данной теме и успехов на благо человечества. С уважением, Ревуцкая Елена.

Lavrenteva Zoya Ivanovna

Спасибо большое, Елена Владимировна, за добрые слова и позитивную оценку моей статьи.

Igropulo Irina Fedorovna

Уважаемая Зоя! Благодарю Вас за интересную и содержательную статью, написанную в красивом стиле, сочетающем научность и ясность изложения. Импонирует Ваш акцент на позитивной роли либеральных ценностей не только в плоскости практических действий по изменению образа жизнедеятельности людей с особенностями в развитии (что для российской действительности есть несомненный шаг вперед), но и в объективно возрастающей научно-теоретической активности целых исследовательских коллективов. Оба этих направления представляются мне одинаково значимыми. Желаю Вам новых успехов в научных изысканиях и практической деятельности!

Lavrenteva Zoya Ivanovna

Уважаемая Ирина Федоровна, благодарю Вас за позитивную оценку моей статьи. Действительно, сдвиги в отношении людей с особенностями в развитии есть и в науке, и в практике. От нас, ученых, зависит - удержим ли мы эту тенденцию. Отклики на статью позволяют ответить на это положительно. Спасибо Вам.

Kubanov Ruslan

Уважаемый автор! Спасибо, за исключительно информативный материал, удачная взаимосвязь педагогики и философии придает исследованию легкость и неповторимый научный оттенок. Успехов Вам в дальнейшей научной работе. С уважением, Кубанов Р. А.

Suyunchaliyeva Maiya

Уважаемая, Зоя Лаврентьева. Спасибо большое за актуальность статьи, с большим удовольствием прочитала ее. Проанализировав поэтапно, вы четко показали развитие самого процесса, действительно реабилитация- это проблема всего общества, прежде всего человек должен быть собой, быть Человеком, не утратив личностных качеств. С уважением, Суюнчалиева М.М.

Sergey Kormilets

Стаття дуже цікава і актуальна. Бажаю подальших успіхів у Ваших наукових розвідках.

Panfilova Alvina

12.02.2016. 10.40. - Панфилова Альвина Уважаемая коллега. Всегда с большим интересом читаю материалы по результатам вашего исследования. Статью отличает высокий научный потенциал, компетентность в рассмотрении проблемы, исторический и научный ракурс описания, авторское видение и анализ результатов исследования. Проблема всё ещё очень актуальная и пока у многих групп инвалидов весьма мало перспектив для реабилитации себя как личностей с их индивидуальным потенциалом, хотя, несомненно, мы в этом направлении продвигаемся, формируем общественное мнение, проводим те или иные акции. Известно также, что нам ещё есть чему поучится у представителей других стран, где этой проблемой занимаются давно и с большим продвижением. Действительно, сегодня очень важен интеграционный этап реабилитации, при котором, психосоциальная концепция направлена на расширение понятия нормы и снятия стигматизационных ярлыков; социокультурные концепции базируются на развитии права данной категории населения иметь свои установки и образ жизни, которые являются объективной и неотъемлемой частью современной культуры, а теория человеческого разнообразия предполагает снятие оценочных суждений в отношении тела человека и его внешних характеристик. Искренне желаю вам развития проблемы в прагматическом варианте и внедрении рекомендаций через все информационные каналы в реальную практику жизнедеятельности инвалидов. С пожеланиями успеха, Альвина Павловна

Fedina Volodimira

Стаття надзвичайно цікава, актуальна і пізнавальна. Дякуємо!

Nazina Olga Vladimirovna

Автором затронута проблема, которая на сегодняшний день звучит достаточно остро. Отношение к людям с ограниченными способностями является одним из показателей уровня духовно-нравственного развития общества. К сожалению, данной категории граждан всё ещё сложно найти собственную «нишу» в современном российском социуме, добиться профессиональной самореализации и «безусловного» уважения. Реакции людей, в особенности представителей молодого поколения, на встречу с личностями с особенностями развития настолько противоречивы, что зачастую они вынуждены изолироваться, ограничивая своё социальное пространство лишь собственной семьёй. В этой связи встаёт вопрос о необходимости внедрения в массовое сознание идеи самоценности любой личности, её права на самореализацию вне зависимости от состояния физического и душевного здоровья и поиска соответствующих методик. В статье проведён подробный экскурс в историю развития научного подхода к дефиниции понятия «реабилитация», а также эволюции отношения общества к категории граждан с ограниченными способностями. Не вызывает сомнений научный характер исследования. В свете происходящего в современном социальном пространстве кризиса либеральных ценностей чрезвычайно актуальной видится затронутая в статье антропологическая идея «восстановления человеческого в человеке», а также акцент на теории «абилитации», перенёсшей фокус внимания с утраченных возможностей на потенциал личности. С уважением, Ольга Назина

Alina A.Balitska

Уважаемая госпожа Зоя Лаврентьева! С интересом прочла Вашу статью. Думается, что интеграция предполагает среди прочих и улучшение качества реабилитации, чему открывает возможности современная техника. Термин "люди с особенными потребностями" подчеркивает, что общество обязано их удовлетворить. С уважением Алина Балицкая

Sanosyan Khachatur Avetis

Автор считает, что "это не столько кризис либеральных ценностей, сколько отражение нового витка взаимоотношению людей в социуме: объединяясь, люди, в том числе и с особенностями в развитии, стремятся остаться самими собой, воспользоваться своей уникальностью и именно поэтому стать неотъемлемой частью других". "Слепое насаждение либеральных ценностей", приводит к их доминированию, что и отражается на поведении индивидуума. В глобальном масштабе - результат плачевный, особенно если эти ценности используются в противовес здравому смыслу.
Comments: 12

Revutska Olena

Уважаемая коллега! Статья весьма актуальна, дает большую историческую информацию о становлении специальной педагогики и реабилитации как одной из ее важных составляющих. Проблема реабилитации людей с отклонениями в физическом развитии затрагивает все слои человеческого общества и требует дальнейшего изучения и поиска путей для эффективного использования реабилитации как средства восстановления здоровья. Нет ничего важнее, чем здоровье ребенка, человека и один из путей их сохранения является реабилитация. Разновидности ее разнообразны и применяются индивидуально, что необходимо учитывать в практической работе. Искренне желаем Вам дальнейших поисков в данной теме и успехов на благо человечества. С уважением, Ревуцкая Елена.

Lavrenteva Zoya Ivanovna

Спасибо большое, Елена Владимировна, за добрые слова и позитивную оценку моей статьи.

Igropulo Irina Fedorovna

Уважаемая Зоя! Благодарю Вас за интересную и содержательную статью, написанную в красивом стиле, сочетающем научность и ясность изложения. Импонирует Ваш акцент на позитивной роли либеральных ценностей не только в плоскости практических действий по изменению образа жизнедеятельности людей с особенностями в развитии (что для российской действительности есть несомненный шаг вперед), но и в объективно возрастающей научно-теоретической активности целых исследовательских коллективов. Оба этих направления представляются мне одинаково значимыми. Желаю Вам новых успехов в научных изысканиях и практической деятельности!

Lavrenteva Zoya Ivanovna

Уважаемая Ирина Федоровна, благодарю Вас за позитивную оценку моей статьи. Действительно, сдвиги в отношении людей с особенностями в развитии есть и в науке, и в практике. От нас, ученых, зависит - удержим ли мы эту тенденцию. Отклики на статью позволяют ответить на это положительно. Спасибо Вам.

Kubanov Ruslan

Уважаемый автор! Спасибо, за исключительно информативный материал, удачная взаимосвязь педагогики и философии придает исследованию легкость и неповторимый научный оттенок. Успехов Вам в дальнейшей научной работе. С уважением, Кубанов Р. А.

Suyunchaliyeva Maiya

Уважаемая, Зоя Лаврентьева. Спасибо большое за актуальность статьи, с большим удовольствием прочитала ее. Проанализировав поэтапно, вы четко показали развитие самого процесса, действительно реабилитация- это проблема всего общества, прежде всего человек должен быть собой, быть Человеком, не утратив личностных качеств. С уважением, Суюнчалиева М.М.

Sergey Kormilets

Стаття дуже цікава і актуальна. Бажаю подальших успіхів у Ваших наукових розвідках.

Panfilova Alvina

12.02.2016. 10.40. - Панфилова Альвина Уважаемая коллега. Всегда с большим интересом читаю материалы по результатам вашего исследования. Статью отличает высокий научный потенциал, компетентность в рассмотрении проблемы, исторический и научный ракурс описания, авторское видение и анализ результатов исследования. Проблема всё ещё очень актуальная и пока у многих групп инвалидов весьма мало перспектив для реабилитации себя как личностей с их индивидуальным потенциалом, хотя, несомненно, мы в этом направлении продвигаемся, формируем общественное мнение, проводим те или иные акции. Известно также, что нам ещё есть чему поучится у представителей других стран, где этой проблемой занимаются давно и с большим продвижением. Действительно, сегодня очень важен интеграционный этап реабилитации, при котором, психосоциальная концепция направлена на расширение понятия нормы и снятия стигматизационных ярлыков; социокультурные концепции базируются на развитии права данной категории населения иметь свои установки и образ жизни, которые являются объективной и неотъемлемой частью современной культуры, а теория человеческого разнообразия предполагает снятие оценочных суждений в отношении тела человека и его внешних характеристик. Искренне желаю вам развития проблемы в прагматическом варианте и внедрении рекомендаций через все информационные каналы в реальную практику жизнедеятельности инвалидов. С пожеланиями успеха, Альвина Павловна

Fedina Volodimira

Стаття надзвичайно цікава, актуальна і пізнавальна. Дякуємо!

Nazina Olga Vladimirovna

Автором затронута проблема, которая на сегодняшний день звучит достаточно остро. Отношение к людям с ограниченными способностями является одним из показателей уровня духовно-нравственного развития общества. К сожалению, данной категории граждан всё ещё сложно найти собственную «нишу» в современном российском социуме, добиться профессиональной самореализации и «безусловного» уважения. Реакции людей, в особенности представителей молодого поколения, на встречу с личностями с особенностями развития настолько противоречивы, что зачастую они вынуждены изолироваться, ограничивая своё социальное пространство лишь собственной семьёй. В этой связи встаёт вопрос о необходимости внедрения в массовое сознание идеи самоценности любой личности, её права на самореализацию вне зависимости от состояния физического и душевного здоровья и поиска соответствующих методик. В статье проведён подробный экскурс в историю развития научного подхода к дефиниции понятия «реабилитация», а также эволюции отношения общества к категории граждан с ограниченными способностями. Не вызывает сомнений научный характер исследования. В свете происходящего в современном социальном пространстве кризиса либеральных ценностей чрезвычайно актуальной видится затронутая в статье антропологическая идея «восстановления человеческого в человеке», а также акцент на теории «абилитации», перенёсшей фокус внимания с утраченных возможностей на потенциал личности. С уважением, Ольга Назина

Alina A.Balitska

Уважаемая госпожа Зоя Лаврентьева! С интересом прочла Вашу статью. Думается, что интеграция предполагает среди прочих и улучшение качества реабилитации, чему открывает возможности современная техника. Термин "люди с особенными потребностями" подчеркивает, что общество обязано их удовлетворить. С уважением Алина Балицкая

Sanosyan Khachatur Avetis

Автор считает, что "это не столько кризис либеральных ценностей, сколько отражение нового витка взаимоотношению людей в социуме: объединяясь, люди, в том числе и с особенностями в развитии, стремятся остаться самими собой, воспользоваться своей уникальностью и именно поэтому стать неотъемлемой частью других". "Слепое насаждение либеральных ценностей", приводит к их доминированию, что и отражается на поведении индивидуума. В глобальном масштабе - результат плачевный, особенно если эти ценности используются в противовес здравому смыслу.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.