facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

FASHION-ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ

FASHION-ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ КАНАЛ КОММУНИКАЦИИFASHION-ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ
Lagoda Oksana, associate professor, candidate of art sciences, associate professor

Cherkasy State Technological University, Ukraine

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

Автор рассматривает модный костюм и его изображение в иллюстрации моды, выявляет особенности функционирования этих специфических каналов коммуникации, анализирует тенденции развития дизайнерского креатива в сфере модной иллюстрации.

Ключевые слова: костюм, иллюстрация моды, процесс коммуникации, дизайнерский креатив.

The author considers a fashionable costume and its image in a fashion illustration, reveals features of functioning of these specific channels of communications, analyzes tendencies of development of a design creative in sphere of a fashionable illustration.

Keywords: costume, illustration of fashion, process of communication, designer's creativity.

Изучение костюма в ХХ веке отмечено как разрозненными специальными подходами, так и обобщенным – системным рассмотрением этого феномена, предполагающим его анализ в трех плоскостях, выявляющих три вида закономерностей существования костюма в культуре: исторические, структурные и функциональные. Это позволяет увидеть костюм как многогранное и многоуровневое образование – целостность, содержание которой определяется сложностью ее структуры, а структура – функциями. Разнообразие функций костюма обусловлено тем, что в пространстве культуры он взаимодействует со многими другими ее элементами. Поэтому в нем нашли отражение все достижения как материальной, так и духовной, а также социальной жизни общества, проявившиеся в разной степени выразительности на уровне обыденной культуры и культуры повседневности [1; 2].

Как определенная художественно-образная система костюм непосредственно связан с образом его носителя – человеком, манерой его поведения, атрибутивными и денотативными характеристиками. В костюме они обладают описательно-повествовательным или же нарративным потенциалом. Он реализован через компоненты костюма как совокупность составляющих его сложно «сложенной» структуры, способной искусственно изменять не просто внешность, а образ человека. Реализуя практическую пользу как основное функциональное назначение, обогащая ее ценностным смыслом, костюм становится способом социальной организации. Любая его составляющая является не просто сама собой – вещью, а воспринимается как знак чего-то другого. Благодаря этому все разнообразие предметного мира костюма принадлежит сфере и материально-практической и духовной (художественной).Функциональная плоскость системы костюма создает специфический спектр форм, которые в различных комбинациях соединяют обе сферы: от сугубо практических до сугубо художественных – арт-форм. Последнюю определяют обычно как знаковую форму или же символическую [3].

Костюму присуща также универсальная функция, задача которой «вписывать» человека в костюме в то или иное пространство-контекст, обеспечивая ему тем самым комфортность в жизнедеятельности и коммуникации. В современных исследованиях именно социальные функции костюма наиболее акцентированы. Их условно подразделяют на такие группы, как: функции информирования и функции формирования. Первая объединяет функции, которые несут информацию о человеке как носителе костюма – участнике определенной социальной группы, наделенном индивидуальными характеристиками. Вторая – указывает на формирование внешнего и внутреннего образа человека. Неотъемлемой составляющей каждой из функций костюма является коммуникация, основанная на соответствующей знаковой системе – коде, которым и есть костюм как «вестиментарный культурный код» /Р. Барт/ условно разделенный на: «реальный вестиментарный код» и «вербальный вестиментарный код» [4].

«Модный костюм» описывается социальными функциями моды. Как исключительная ценность нематериального характера, «модность» костюма обусловлена определенными социально-культурными, историческими, экономическими и другими условиями. Она распространяется и доминирует в социуме.В истории развития форм костюма выделяются те образцы, которые «иллюстрируют» историю моды в одежде. Среди множества разнообразных форм выделяются именно те, которые наделены модным значением как особого рода ценностью, которая привлекательна для общества, его отдельных социальных групп. Изображенные на полотнах художников, в скульптуре, гравюре, в росписи храмов и в модных изданиях разных исторических периодов эти образцы становятся основанием для исследований, будучи вовлечены в процесс коммуникации.

Впрочем, независимо от того, моден костюм или нет, он обладает коммуникативной функцией как определенной «информативностью» в целом. Костюмы различают по половым, возрастным, социальным и другим признакам. Эта информация носит знаково-символический, семантический характер и содержится в формах, составляющих систему костюмов, в их компонентности, колористическом решении и принципах декорирования, а также многом другом устоявшемся исторически. Не существует вневременных значений костюма. Они включают также стилевые константы. Это позволяет рассматривать непосредственно костюм как своеобразное «сообщение», «послание» или же, как текст, назначение которого информировать окружающих о носителе костюма [4].

Когда костюм имеет значение «модного», он приобретает своеобразную «дополнительную коммуникативность», связанную с такими функциями моды как распространение модных стандартов, образцов и идеалов, а также презентация. Это обстоятельство делает «модный образ» костюма «рекламным модным образом», обогащая его различными визуальными и вербальными мифами. Как рекламный, образ модного костюма включается в процесс коммуникации, для чего использует различные способы, среди которых и художественные, и технические. Они выполняют одинаковое задание, смысл которого состоит в том, чтобымаксимально полно передать информацию о сути «модного» в костюме используя «совокупность выразительных средств», которые можно определить как «стилистику трактовки модных образов костюма». Таким образом, модный костюм становится специфическим коммуникативным каналом. Отметим, не сам костюм непосредственно, а его визуализация как вид информации!

В самом широком смысле термин коммуникация обозначает процесс взаимодействия и способы общения, которые позволяют создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Современная визуализации модных образов костюма или же fashion-иллюстрация, исполняя коммуникативную задачу – рекламу в сфере моды, богата на специфические средства выразительности настолько, что выделилась в отдельный вид творческой деятельности, непосредственно демонстрируя эволюцию стилистики трактовки модных образов костюма. И хотя непосредственное «иллюстрирование моды» относим к появлению первых специализированных модных изданий, самые разнообразные формы практики передачи информации об актуальных новинках в одежде известны еще с доисторических времен: античные фигурины, наскальные (настенные) росписи, портреты, куклы Пандоры, дефиле и прочее… Интересно другое: как, каким образом, и по каким причинам трансформировалось в обществе представление об «облике» fashion-иллюстрации, о том, какие смыслы, задачи, способы репрезентации ей необходимо реализовывать? Собственно эти трансформации стали причиной развития и выделения в отдельную сферу творчества fashion-иллюстрации как неотъемлемого сегмента индустрии моды, а также формирования профессии иллюстратор моды.

Даже самый поверхностный анализ доступного нам иллюстративного материала дает возможность предполагать, что профессиональная fashion-иллюстрация синтезировала в своем арсенале художественных и технических средств то, что было присуще графике, гравюре, портретной живописи, декорационному искусству. Этот синтез был обогащен своеобразием образно-стилистических решений, их интерпретаций, субъективностью дизайнерского креатива (прежде всего – смыслового, концептуального содержания), а также принципов стилизации и презентации образа носителя костюма – человека, его тела.

Учитывая, что информацию принято различать, как: объективную (первоисточник), существующую независимо от сознания человека, и субъективную (семантическую или же смысловую), являющуюся концептом, сообщением, которое хранится на определенном носителе, – можно предположить, что модный костюм – это первое, а его иллюстрация (визуализация) – второе. Это предположение достаточно условно, поскольку костюм уже является продуктом творческой деятельности, а значит носителем субъективной информации. Мы не можем воспринимать его как данность. Однако… Объективную информацию классифицируют на основе способа восприятия (визуальная, звуковая, тактильная, слуховая, вкусовая). А субъективную – по назначению (личная, массовая, конфиденциальная) и способу подачи (визуальная, аудио). Визуализация модного костюма – fashion-иллюстрация, – является знаком, носителем субъективной информации предназначенной для массового восприятия. Если рассматривать иллюстрацию моды как деятельность, продуктом которой является визуальная информация, можно настаивать на том, что последняя состоит из знаков и их конфигураций, из визуальных систем. Качество отображенной в них информации определяется, прежде всего, качеством самих знаков, а точнее – уровнем абстрагирования художественной информации: образ – символ – знак.

Визуальные знаки и системы иллюстрации моды ориентированы на всеобщее восприятие, на передачу эмоционально-чувственных сообщений, нарративность которых не требует сложных интеллектуальных осмыслений в процессе восприятия модных образов костюма. Все должно быть предельно ясно, однозначно и неоспоримо. Сознательное и подсознательное, в этом случае, выражаются через своеобразные «послания-впечатления», которые: краткие, емкие, насыщенные, эмоционально выразительные, имеющие способность забываться и заменяться аналогичными. Приоритетное значение имеет не их смысловое наполнение, а красота смысла, игра реальности и иллюзий, новое, непривычное. Таким образом, повышенная эмоциональность и чувственность становятся основными критериями полноты реализации «модных образов» в интенсивном информационном потоке рекламы моды. Среди задач, которые в этом контексте решает дизайнер совершенно уместным и точным становится определение дизайна, предложенное Г.Н. Лолой: «Дизайн есть коммуникативная практика конструирования знакового продукта способного создавать ситуацию впечатления» [6, с.28].

Сегодня вся социокультурная реальность рассматривается как текст: знаков, символов, текст артефактов, визуальных носителей – рекламные ролики, глянец и т.п. В визуальных текстах, которыми является fashion-иллюстрация смысл «на поверхности», он доступен, зрим, визуализирован. Его восприятие, основываясь на проекциях и идентификациях человека с визуализированными образами и ролями, происходит на уровне фантазийной реальности, виртуально. Восприятие визуальных текстов ценностное, оно соизмеримо с впечатлениями, которые способен переживать человек от созерцания (а упрощенно – от потребления) произведений искусства. Однако, вопрос: самого костюма как произведения или же изображения этого костюма как произведения?

Вспомним, костюм – «реальный вестиментарный код», а его описания /по Р. Барту/ – «вербальный вестиментарный код». Но где же изображение, иллюстрация моды, та «картинка», которая сумела произвести столь яркое впечатление, уже не являясь реальной вещью – костюмом?! Она есть! И у нее есть собственная история, которая еще недостаточно изучена, однако, уже при самом малом проникновении в «суть проблемы» демонстрирует и изобилие образно-стилистических решений, и разнообразие технических средств, специфических технологий, а самое главное – бесконечное множество творческих фантазий, нарративность которых неоспорима, поскольку зрима, визуализирована. Ее субъективная коммуникативность – это потенциальная креативность иллюстратора моды: мастера, который не шьет одежду, не проектирует ее, но «творит» ее образы, синтезируя в них всю текстуальность современной культуры.

Иллюстрация – это визуализация, созданная с целью выделить субъект – костюм и человека в нем, а не форму как таковую. Иллюстрации используются для передачи эмоционального состояния костюма как произведения искусства, визуализации образов героев и репрезентации их как модных объектов. Иллюстрации объясняют и декорируют текстовые смыслы каталогов, журналов. Этот вид визуального искусства выделяется специфической художественно-образной и стилистической выразительностью, а также уровнем интерпретации. Сегодня четко прослеживается тенденция, когда иллюстрация моды в ее исходном виде (ручная графика) возвращается на страницы глянцевых журналов.

Такой известный трендсеттер как Ли Эделькорт и ее команда активно используют fashion-иллюстрацию в прогнозировании тенденций моды [5]. То, чем занимается Л. Эделькорт, Г. Лола определяет как «базовый нарратив», который «представляет собой описание явившегося образа с указанием на инструменты его воплощения в объекте… Базовый нарратив, как правило, хорошо читается в рекламных текстах и дизайнерских брендах» [6, с. 65]. Для его формирования используют «типовые семиотические модели» или же «протомодели образа», оснащенные смысловыми маркерами, метафорой и темой. Это логично, поскольку дизайн-продукт должен быть и оригинальным и узнаваемым, т.е. в чем-то типичным. «В дизайне нет плагиата – используя «готовые формы», дизайнер все равно создает свой образ… В дизайне есть место цитате, реплике, парафразу, но не копии, так что протомодель – это только ресурс» [6, с. 68]. Г. Лола считает, что «фундаментальные образы-паттерны в современном дизайне немногочисленны,… имеет смысл говорить о трех: «natura», «tech» и «art». В первом образе эстетизируется природа, во втором – машина (техническая структура), в третьем – сам акт эстетизации». В культурной ситуации последних двух десятилетий, по мнению ученого, лидирующие позиции занимает образ «art», которому присущи искусственность, постановочность, детальная продуманность. «Эстетизация не просто обнаруживается, а демонстрируется, и в зависимости от того, что эстетизируется можно выделить… основные версии: «концепт- art», «богемный- art», «глэм- art», «трэш- art», «ретро- art»» [6, с. 68]. Собственно, это уже можно достаточно красочно и полно проиллюстрировать работами современных fashion-иллюстраторов, но еще необходимо глубоко исследовать, доказав прежде всего теоретически то, что уже увидено.

Формируя единое информационное пространство, вестиментарная мода предполагает не только обращение, «цитирование», изменение, преемственность в культуре одежды, привнося удобные, общепринятые и общепонятные нормы поведения, профессиональные языки и символы, международные бренды, образцы массовой культуры и др., но и влияет на культурные универсалии, превращая их в динамичные категории. Подобная динамичность во многом обуславливается своеобразием создаваемых дизайнерами и иллюстраторами коннотаций, благодаря которым происходит постоянное «обновление» модных образов, стилистики костюма, форм его рекламы и т.п. И именно в таком контексте в вестиментарной моде актуальность приобретает фундаментальная категория креативности. А точнее, соотнесение креативности дизайнера создающего одежду с креативностью дизайнера иллюстрирующего модные образцы этой одежды. Необходимо также помнить о том, что среди потенциальных потребителей «модного» есть достаточное количество креаторов, умеющих использовать модные образные решения дизайнеров и иллюстраторов, пропуская их сквозь призму выразительно-индивидуалистического творческого переосмысления.




 

Литература:

  1. Давыдова В.В. Костюм в пространстве культуры / В.В. Давыдова // Виртуальное пространство культуры / Материалы научной конференции. – СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – С. 191-195.
  2. Современные стратегии исследований костюма: нарратологическое измерение/ О.Н. Лагода// Dynamics of human intelligence evolution, moral and aesthetic world perception and artistic creation / materials digest of the XIIIth International Scientific and Practical Conference. – Odessa: In Press, 2011. – P. 52-54.
  3. Clothes – the “external” Form of a self-identity Narrative / О.Lagoda // Journal of International Scientific Publications: Language, Individual & Society, Volume 5, Part 2. P. 71-83 / ISSN 1313-2547 Published at: http://www.science-journals.eu
  4. Грусман М.В. Мода как феномен культуры и средство социокультурной коммуникации: Ав-т дис… канд. культурологи: 24.00.01 – теория и история культуры / М.В. Грусман. Санкт-Петербург, 2010.
  5. «Красноязычность» и«косноязычность» проявлений моды: нарратологическое измерение/ О.Н. Лагода// Dynamics of human intelligence evolution, moral and aesthetic world perception and artistic creation / materials digest of the XX International Scientific and Practical Conference and the I stage of Research Analytics Championships in construction sciences, architecture, culturology and study of art. – London: Published IASHE, 2012. – P. 116-119.
  6. Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива / Г.Н. Лола. СПб. : Элмор, 2011. – 140 с.
0
Your rating: None Average: 7.5 (8 votes)
Comments: 13

Аrefyeva Svetlana

Статья приятна для прочтения в культурологическом отношении. Понятно, что мода иллюстрирует и "говорит" на специфическом языке. Все верно... Дизайн на сегодня мутирует в разных направлениях и, пожалуй, становится одним из востребованных видов творчества для масс. Мода не избежала его внимания... Непонятно только какое отношение к цитированию имеют иллюстрации? Возможно, если бы у них существовала хотя бы атрибуция, читающему была бы хоть какая-то возможность соотнести их с текстом.

Zhitnigor Semen Borisovich

Всегда интересное для кого то лично, будет вызывать интерес еще у целого круга не равнодушных к жизни общества людей. Тем более, на различных аспектах моды концентрируется громадное внимание общества вообще. Тема моды всегда была животрепещуща, а в наше время тем более. Современный дизайн уже сплетается с понятием «искусство дизайна» и это правильно. Сегодня мода не просто диктует. Она становится Диктатором в жизни общества. Сейчас время торжества дизайнерского креатива. Правда и в том, что модный костюм и его изображение не всегда сливаются в реалиях жизни, но они действительно взаимодействуют со многими элементами культуры народа и общества. Человек и костюм – это уже тенденция к поведению в разных ситуациях. Автор хорошо разбирается в подобранной им для этой работы теме: … специфический канал коммуникаций. Отлично подобрана иллюстративная часть Поздравляю автора с очень хорошей статьей для любого специфического журнала. Оценка ОЧЕНЬ ХОРОШО. Эксперт С. ЖИТНИГОР.

Makarova Tatyana Lvovna

Добрый день! Приятно, что автор анализирует иллюстрацию в современном контексте. Сделан обзор интересных источников, много цитат В чем же авторские выводы и предложения по "особенности функционирования этих специфических каналов коммуникации" и "тенденции развития дизайнерского креатива в сфере модной иллюстрации"?

Shaayhimova R.

Удивительно. Меня всегда восхищают люди, которые могут взять обычную вещь и создать из нее произведение искусства. Собственную философию. Для этого нужен настоящий талант. Спасибо Вам уважаемый автор за интересную статью. Желаю творческих успехов! С уважением Шалгимбаева Бадиша Есхановна.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Уважаемая Бадиша Есхановна, спасибо Вам Большое за комментарий. Я тоже отношусь к людям, которые ценят высокие творческие проявления, особенно в "малом" - обыкновенной вещи, а то и вещице. О.Лагода

Chernyak Vladimir ivanovich

Замечательный подход к интерпретации проблемы влияния моды и, непосредственно дизайна на восприятие людей. Одно маленькое предостережение - к использованию понятия "объективная информация". В метафизике и материалистической диалектике - это будут две разные "вещи". По моим, например, представлениям, мы имеем дело не с "объективной информацией", а с энергетическими импульсами - звуковыми волнами, световыми и т.д. А уже наша система восприятия осуществляет преобразования "энергия-информация". И если Вы начнете более детально рассматривать процесс "кодирования-декодирования", то будете вынуждены (в силу наличия современных научных методов его исследования) придерживаться именно такого подхода. Но тогда метафизики (чьи идеи просматривается в Ваших суждениях), отнесутся к Вашим, полученным в будущем результатам, очень скептически. Но повторюсь, и работа и содержащаяся в ней идея замечательные. С уважением, Черняк Владимир

Olga Soldatenkova

Спасибо автору за содержательный и увлекательный материал, отлично изложенный и иллюстрированный. Вопрос относительно понимания фэшн-иллюстрации как коммуникативного канала: насколько универсальна мода и универсальна ли (одинаково понятна), если всегда имеет место вопрос правильной раскодировки послания-иллюстрации?

Lagoda Oksana Nikolaevna

Действительно, универсальность моды - это спорная тема. И определенная субъективность декодирования, как и кодирования, "послания-иллюстрации" имеет место (на что и указано в публикации). Именно по этим причинам считаю допустимым рассматривать проблему в нарратологическом измерении. Попросту говоря, не "что" рассказано, а "как"-"каким способом"... Спасибо за вопрос, О.Лагода

Syraev Dmitry Gennadevich

Автором отлично изучена и проработана данная тематика. Вопросы Оксане: можно ли дизайн отнести к искусству? Ведь искусство создается для души, а дизайн для комфорта и потребления. А также современный глянец, можно ли отнести к этому определению? Спасибо!

Lagoda Oksana Nikolaevna

Спасибо за вопросы, Дмитрий. Предполагаю, что вызову "волну" споров, но... Промышленное серийное производство предметов потребления как создание функциональных и эстетичных вещей - это "положение" на стыке искусства и техники, которое нашло отражение в существующих (сложившихся исторически) определениях дизайна: художественное производство - промышленная эстетика - художественное проектирование и т.п. /Очень советую прочесть последнюю книгу Г.Н.Лолы/. И задумайтесь, разве комфорт и его "потребление" не для души?! В современных условиях дизайн - это что-то совершенно иное. Однозначно, не искусство в "чистом виде"! Скорее универсальный инструментарий - не один инструмент, а система, - обеспечивающий возможность реализовать в предмете потребления на высоком эстетическом (художественном) уровне целый комплекс требований: эргономичность, экологичность, комфортность, экономичность, рациональность, полифункциональность и еще-еще-еще... плюс - эстетичность. Закономерное усиление и акцентирование "эстетического" в дизайн-продукте приводит к ослаблению "утилитарного" и формированию "элитарного" - на этой территории господствует мода в ее социокультурном измерении. Где-то так... Что касается современного глянца, то это словно "вторая сторона медали" и зачастую - виртуальная для большинства читателей. "Глянец" часто в современной практике асоциируется с "гламуром", но это не одно и то же, хотя обеим приписывают негативные или же низкопробные коннотации, не воспринимают всерьез. Скажу так, глянец эксплуатирует, и часто не достаточно качественно, дизайнерские вещи, проекты, образы на уровне "элитарного", т.е. модного. Проблема на самом деле достаточно сложная, находящаяся в пределах культуры потребления, которая формируется обществом в обыденной культуре и культуре повседневности. Еще раз спасибо за внимательное прочтение публикации и вопросы. О.Лагода

Syraev Dmitry Gennadevich

Спасибо, Оксана за ответ и рекомендацию к прочтению Г.Н.Лолы. Особой «волны» споров не вызовет, но тема дизайна интересна для дискуссии. Соглашусь с вами, что дизайн это «положение» на стыке искусства и техники, следовательно, дизайн не обязан быть высокодуховным в отличии от искусства. Также можно рассматривать в эстетическом ракурсе эти понятия: категория красоты (дизайн) и категория прекрасного (искусство). Красота тиражируема, прекрасное же духовно, следовательно – единично, поэтому обладает уровнем уникальности. Искусство творит мастер, не ремесленник. Что касается комфорта и потребления, то дизайн стремится угодить, сделать эмоции только положительными, чтобы привлечь внимание, разрекламировать, таким образом, дизайн это продукт. Душа же раскрывается только в комбинации противоположности. Можно ли отнести дизайн к искусству? Отчасти, да, так как в нем присутствует креатив, но формирует стереотипы искусство, а дизайн сравнивает. Такое мнение)

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Автор продолжает радовать глубокими высокопрофессиональными статьями о разных аспектах моды в культурологическом осмыслении. Мои поздравления! Кстати, научная школа автора очень близка одесской (ОНПУ. кафедра культурологии и искусствоведения).

Lagoda Oksana Nikolaevna

Большое спасибо за оценку: приятно, что интересное для меня лично - интересно еще кому-то.
Comments: 13

Аrefyeva Svetlana

Статья приятна для прочтения в культурологическом отношении. Понятно, что мода иллюстрирует и "говорит" на специфическом языке. Все верно... Дизайн на сегодня мутирует в разных направлениях и, пожалуй, становится одним из востребованных видов творчества для масс. Мода не избежала его внимания... Непонятно только какое отношение к цитированию имеют иллюстрации? Возможно, если бы у них существовала хотя бы атрибуция, читающему была бы хоть какая-то возможность соотнести их с текстом.

Zhitnigor Semen Borisovich

Всегда интересное для кого то лично, будет вызывать интерес еще у целого круга не равнодушных к жизни общества людей. Тем более, на различных аспектах моды концентрируется громадное внимание общества вообще. Тема моды всегда была животрепещуща, а в наше время тем более. Современный дизайн уже сплетается с понятием «искусство дизайна» и это правильно. Сегодня мода не просто диктует. Она становится Диктатором в жизни общества. Сейчас время торжества дизайнерского креатива. Правда и в том, что модный костюм и его изображение не всегда сливаются в реалиях жизни, но они действительно взаимодействуют со многими элементами культуры народа и общества. Человек и костюм – это уже тенденция к поведению в разных ситуациях. Автор хорошо разбирается в подобранной им для этой работы теме: … специфический канал коммуникаций. Отлично подобрана иллюстративная часть Поздравляю автора с очень хорошей статьей для любого специфического журнала. Оценка ОЧЕНЬ ХОРОШО. Эксперт С. ЖИТНИГОР.

Makarova Tatyana Lvovna

Добрый день! Приятно, что автор анализирует иллюстрацию в современном контексте. Сделан обзор интересных источников, много цитат В чем же авторские выводы и предложения по "особенности функционирования этих специфических каналов коммуникации" и "тенденции развития дизайнерского креатива в сфере модной иллюстрации"?

Shaayhimova R.

Удивительно. Меня всегда восхищают люди, которые могут взять обычную вещь и создать из нее произведение искусства. Собственную философию. Для этого нужен настоящий талант. Спасибо Вам уважаемый автор за интересную статью. Желаю творческих успехов! С уважением Шалгимбаева Бадиша Есхановна.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Уважаемая Бадиша Есхановна, спасибо Вам Большое за комментарий. Я тоже отношусь к людям, которые ценят высокие творческие проявления, особенно в "малом" - обыкновенной вещи, а то и вещице. О.Лагода

Chernyak Vladimir ivanovich

Замечательный подход к интерпретации проблемы влияния моды и, непосредственно дизайна на восприятие людей. Одно маленькое предостережение - к использованию понятия "объективная информация". В метафизике и материалистической диалектике - это будут две разные "вещи". По моим, например, представлениям, мы имеем дело не с "объективной информацией", а с энергетическими импульсами - звуковыми волнами, световыми и т.д. А уже наша система восприятия осуществляет преобразования "энергия-информация". И если Вы начнете более детально рассматривать процесс "кодирования-декодирования", то будете вынуждены (в силу наличия современных научных методов его исследования) придерживаться именно такого подхода. Но тогда метафизики (чьи идеи просматривается в Ваших суждениях), отнесутся к Вашим, полученным в будущем результатам, очень скептически. Но повторюсь, и работа и содержащаяся в ней идея замечательные. С уважением, Черняк Владимир

Olga Soldatenkova

Спасибо автору за содержательный и увлекательный материал, отлично изложенный и иллюстрированный. Вопрос относительно понимания фэшн-иллюстрации как коммуникативного канала: насколько универсальна мода и универсальна ли (одинаково понятна), если всегда имеет место вопрос правильной раскодировки послания-иллюстрации?

Lagoda Oksana Nikolaevna

Действительно, универсальность моды - это спорная тема. И определенная субъективность декодирования, как и кодирования, "послания-иллюстрации" имеет место (на что и указано в публикации). Именно по этим причинам считаю допустимым рассматривать проблему в нарратологическом измерении. Попросту говоря, не "что" рассказано, а "как"-"каким способом"... Спасибо за вопрос, О.Лагода

Syraev Dmitry Gennadevich

Автором отлично изучена и проработана данная тематика. Вопросы Оксане: можно ли дизайн отнести к искусству? Ведь искусство создается для души, а дизайн для комфорта и потребления. А также современный глянец, можно ли отнести к этому определению? Спасибо!

Lagoda Oksana Nikolaevna

Спасибо за вопросы, Дмитрий. Предполагаю, что вызову "волну" споров, но... Промышленное серийное производство предметов потребления как создание функциональных и эстетичных вещей - это "положение" на стыке искусства и техники, которое нашло отражение в существующих (сложившихся исторически) определениях дизайна: художественное производство - промышленная эстетика - художественное проектирование и т.п. /Очень советую прочесть последнюю книгу Г.Н.Лолы/. И задумайтесь, разве комфорт и его "потребление" не для души?! В современных условиях дизайн - это что-то совершенно иное. Однозначно, не искусство в "чистом виде"! Скорее универсальный инструментарий - не один инструмент, а система, - обеспечивающий возможность реализовать в предмете потребления на высоком эстетическом (художественном) уровне целый комплекс требований: эргономичность, экологичность, комфортность, экономичность, рациональность, полифункциональность и еще-еще-еще... плюс - эстетичность. Закономерное усиление и акцентирование "эстетического" в дизайн-продукте приводит к ослаблению "утилитарного" и формированию "элитарного" - на этой территории господствует мода в ее социокультурном измерении. Где-то так... Что касается современного глянца, то это словно "вторая сторона медали" и зачастую - виртуальная для большинства читателей. "Глянец" часто в современной практике асоциируется с "гламуром", но это не одно и то же, хотя обеим приписывают негативные или же низкопробные коннотации, не воспринимают всерьез. Скажу так, глянец эксплуатирует, и часто не достаточно качественно, дизайнерские вещи, проекты, образы на уровне "элитарного", т.е. модного. Проблема на самом деле достаточно сложная, находящаяся в пределах культуры потребления, которая формируется обществом в обыденной культуре и культуре повседневности. Еще раз спасибо за внимательное прочтение публикации и вопросы. О.Лагода

Syraev Dmitry Gennadevich

Спасибо, Оксана за ответ и рекомендацию к прочтению Г.Н.Лолы. Особой «волны» споров не вызовет, но тема дизайна интересна для дискуссии. Соглашусь с вами, что дизайн это «положение» на стыке искусства и техники, следовательно, дизайн не обязан быть высокодуховным в отличии от искусства. Также можно рассматривать в эстетическом ракурсе эти понятия: категория красоты (дизайн) и категория прекрасного (искусство). Красота тиражируема, прекрасное же духовно, следовательно – единично, поэтому обладает уровнем уникальности. Искусство творит мастер, не ремесленник. Что касается комфорта и потребления, то дизайн стремится угодить, сделать эмоции только положительными, чтобы привлечь внимание, разрекламировать, таким образом, дизайн это продукт. Душа же раскрывается только в комбинации противоположности. Можно ли отнести дизайн к искусству? Отчасти, да, так как в нем присутствует креатив, но формирует стереотипы искусство, а дизайн сравнивает. Такое мнение)

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Автор продолжает радовать глубокими высокопрофессиональными статьями о разных аспектах моды в культурологическом осмыслении. Мои поздравления! Кстати, научная школа автора очень близка одесской (ОНПУ. кафедра культурологии и искусствоведения).

Lagoda Oksana Nikolaevna

Большое спасибо за оценку: приятно, что интересное для меня лично - интересно еще кому-то.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.