facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ АРТЕФАКТЫ И ПРОТОГЕНЕЗ ТЮРКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ АРТЕФАКТЫ И ПРОТОГЕНЕЗ ТЮРКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Ayazbekova Sabina, doctor of philosophy, full professor

International Turkic Academy, Kazakhstan

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Kazakhstan";

Доклад посвящен музыкальным археологическим памятникам, найденным на территории расселения тюркских народов. Анализ артефактов музыкальной культуры позволяет сделать вывод о протогенезе тюркской цивилизации с XII тыс. до н.э.

Ключевые слова: археологические памятники, тюркская музыка, тюркская цивилизация, история.

The thesis is dedicated to the archeological musical artefacts of that have been found on the habitat territory of the Turkic nations. The analysis of the artefacts of the Turkic musical culture brings the author to evaluate the genesis of the Turkic civilisation since 12th century BC.

Keywords: archeological artefacts, Turkic music, Turkic civilisation, history.

О распространении музыки и ее огромной значимости в жизни тюркского суперэтноса известно с самых ранних периодов тюркской цивилизации. Как одно их самых древнейших искусств, музыка прототюркских народов отражена в многочисленных археологических памятниках, ее звучание запечатлено в ритуально-танцевальных сценах наскальной живописи.

Так, к примеру, на территории Азербайджана археологами были обнаружены первые образцы флейт и свирелей без игровых отверстий, относящихся к эпохе палеолита. На скалах Гобустана найдены рисунки, относящиеся к эпохе мезолита, на которых изображены музыкальные инструменты, в том числе и существующий и поныне у многих тюркских народов саз, а также ашуг, исполняющий свое произведение на сазе и целый ансамбль сазистов.

Некоторые исследователи говорят о зарождении мугамов на территории Азербайджана в XII тыс. до н.э. Здесь же найдены изображения хороводов пляшущих фигур, позы которых напоминают народный танец «яллы».

В Гобустане был обнаружен и каменный бубен «Гавал чалан даш», игра на котором сопровождала ритуальные пляски и обряды, а также многоствольные и поперечные флейты и свирели, относящиеся к раннему и позднему неолиту. На склоне горы Шушдаг, на территории древнего города Джигамыш была обнаружена глиняная посуда VI тыс. до н.э. с изображением озана, прижимающего гопуз – древний  тюркский музыкальный инструмент. Свыше двух тысяч лет серебряному кольцу с выгравированной фигурой человечка, играющего на тутеке [1].

Петроглифы Чатал-Гуюка в Анатолии исследователи относят к VII тыс. до н.э.; на них запечатлены танцующие охотники, в руках которых лук, маленькие барабаны и барабаны в форме диска, трещотки [2]. Изображения кругового танца были обнаружены в пещере Ак-Чункур, Саймыл-Таш на территории современного Кыргызстана (мезолитическая эпоха), на петроглифах Ходжикента, Тамгалы, Чулака, Габаевки (Казахстан), Гачурта, Чулуута (Монголия), на побережье Байкала (Сибирь), в Кобыстане (Азербайджан).

Древние круговые танцы сохранились и до настоящего времени в  якутской музыкальной культуре в  стиле дэгэрэн, в котором многочисленные запевы оhуохая занимают особое место. Примечательно, что в каждом районе Якутии имеется своя отличительная напев-формула, которая повторяется всеми участниками танца. При этом запевы оhуохая преломляются в песнях других жанров дэгэрэн ырыа, здесь же зарождается и многоголосие [3].

Исследователи полагают, что музыкальные инструменты в руках женщин, исполняющих ритуальные танцы, воплощают в себе идею плодородия, что проявилось  не только на территории проживания прототюркских народов, но и является примером конвергенции. Ученые обнаружили, что музыкальный лук был также распространен не только на территории проживания прототюркских племен, но и во многих культурах древности (в Африке, на островах Меланезии, Индиии) [4].

Музыкальный лук – один из древнейших музыкальных инструментов - изображен в Кобыстане (III тысячелетие до н.э.) в руках танцующей женщины. Исследователи высказывают гипотезу, что лук, изображенный на петроглифах Чулака (Казахстан) мог бы быть прототипом казахского кыл-кобыза [5].

Изображения  III–I тысячелетии до н.э. (эпоха бронзы и раннего железа) изобилуют изображениями солярных божеств, солнце-людей, солнцеликих великанов, перед которыми устраивались коллективные танцы, сопровождаемые ударными музыкальными инструментами – бубнами и погремушками. Таковы  изображения танцев с участием солнце-людей комплекса Саймалы-таш в Киргизии; Ритуальный танец перед двумя солнечными великанами,  запечатленный в Каньоне Тамгалы близ Алма-Аты (Казахстан).

Наскальные изображения II – I тыс.  до н.э. (эпохи поздней бронзы и раннего железа) отличаются отсутствием солнцеголовых божеств; но образы танцоров и музыкантов остаются весьма распространенными (урочище Саймалы-таш в Ферганском хребте - ритуальная пляска с бубном [6]). Это время, когда у прототюрков возникают новые музыкальные инструменты. Наряду с бубнами появляются изображения духовых музыкальных инструментов.

Открытие археологами в горном Алтае второго Пазырыкского кургана, датируемого V в. до н.э., дали новый источник информации о музыке и музыкальных инструментах скифского периода тюркской цивилизации. В могиле скифского вождя (а он был шаманом и обладал не только политической, но и духовной властью) был найден музыкальный инструмент, который руководитель раскопок С.И.Руденко условно назвал «скифской арфой» [7]. «Арфа»  была найдена и в пятом Пазырыкском кургане, звуки которой и были Последней связью между живыми и мертвыми [8], однако дальнейшая реконструкция «скифской арфы» («скифской праскрипки») позволила В.Н.Басилову вывести общетюркскую музыкальную генеалогию, нашедшую дальнейшее воплощение в казахско-каракалпакском музыкальном инструменте кобыз, а также сделать заключение о том, что смычковые инструменты у восточноевропейских народов были переняты непосредственно от самих кочевников [9].

В пользу этой гипотезы свидетельствует и находки, относящиеся к эпохе «Гуннской империи»: смычкового инструмента, найденного в Джетысу, и наскального рисунка из отрогов Джунгарского Алатау. Оба эти артефакта напоминают современную скрипку [10].

Археологические памятники изобразительного искусства древнего Хорезма, датируемые IV-III вв. до н.э. – III-IV вв. н.э. изобилуют музыкальными сюжетами. Среди них росписи с изображениями музыкантов и музыкальных инструментов (шестиструнной малой угловой арфы, двуструнного лютневидного инструмента, двустороннего барабана в виде песочных часов и терракотовые фигурки) и терракотовые фигурки  музыкантов и музыкальных инструментов (девятиструнной угловой арфой, пятиструнной кифарой, четырехструнным лютневидным инструментом и двуструнных, напоминающих дутары, инструментами). К произведениям древнехорезмийской торевтики относится и серебряное Аниковское блюдо, на котором зафиксирована сцена выноса праха священного Сиявуша, сопровождаемого семерыми музыкантами, трубящими в рога – духовые сигнальные инструменты. Исследования изображенных инструментов позволили сделать выводы о четком их делении на две основные группы: к первой из них относятся инструменты, тяготеющие по своему происхождению к южным земледельческим районам, ко второй – инструменты кочевых племен. Не случайно поэтому, исследователи полагают, что появление в Хорезме угловой арфы, пятиструнной кифары свидетельствует об общности с музыкой и музыкальными инструментами древнего Египта и народов Передней Азии, очевидны параллели двухструнных щипковых инструментов, найденных при раскопках Хорезма, с музыкальными инструментами сакских племен, проживающих на севере Средней Азии и в Приаралье, а также с казахской домброй [11].

Археологические исследования Афрасиаба обнаружили артефакты  III в. до н.э.–VII в. н.э.; здесь представлено огромное количество терракотовых фигурок музыкантов, что само по себе говорит о степени распространения музыки и уважительном отношении к музыкантам в этом городище древнего Самарканда. Среди инструментов, изображенных на этих фигурках или вылепленных отдельно – короткая лютня (уд), (распространена также в этот период на территории Хорезма, Мерва и Восточного Туркестана), арфа (распространена также  в Египте, в шумерской цивилизации),  продольная флейта (близкая к ней встречаются, в основном, у кочевых тюркских народов – у казахов - сыбызғы, башкир - чибазга, туркмен  каргы-тюйдюк, черкесов – сибизги), поперечная флейта (этот инструмент характерен и для музыкальных культур Древнего Египта, эллинистической Греции,  в Индии, Китае), «барабаны-песочницы» (обнаружены также в Индии и Китае) и тарелки (Ассирия) [12].

Большой исторический интерес представляет собой  статуэтка, найденная в Китае – в погребении около Сианя (VII–Х вв.), на которой изображен двугорбый бактрийский верблюд с едущими на нем музыкантами.  В их руках — лютня, угловая арфа и флейта [13].

Найденное в Восточном Туркестане большое количество фигурок обезьян-музыкантов подтверждает проникновение индийской музыкальной культуры в этом регионе, что совпадает с образованием здесь массива индийского населения и проникновением буддизма [14].

Несколько удивительных раскопок удалось найти казахстанскому археологу доктору исторических наук З.Самашеву за хребтом Тарбагатай в долине реки Кара-Каба Катон-Карагайского района Восточного Казахстана. Так, в 2012-2014 годы в казахстанской части Алтая возглавляемых им экспедиций были найдены раннетюркские погребения шаманов, относящиеся к эпохе ранних тюрков (V-VI века н.э.), двое из которых были трепанированы при жизни.  Найденные рядом с ними струнные музыкальные инструменты (два кобыза и один пока не изученный), полное воинское снаряжение (шлем, железный нож, топорчик, колчан с наконечниками стрел, деревянный лук с костяной вставкой, сабля и плетка) свидетельствуют о том, что эти шаманы были  воинами и музыкантами.  Кроме того, эти археологические находки  позволили исследователю прийти к выводам о том, что «во всем ареале древнетюркской культуры нет такой концентрации в одном месте музыкальных инструментов» и «здесь жил музыкальный народ» [15].

О чем могут говорить эти находки археологов?

Прежде всего, они – свидетельство древности тюркской цивилизации, по ним можно судить о периоде ее протогенеза, восходящего к XII тыс. до н.э. В то же время, петроглифы эпохи бронзы и железа зафиксировали музыкальные инструменты, идентичные в разных точках мира. К ним относятся музыкальные луки, барабаны и бубны. Проблема конвергенции, отчетливо прослеживаемая при анализе петроглифов в различных точках мира,  может говорить о первом этапе формирования музыки народов мира как этапе возникновения культурных универсалий. А это значит, что истоки формирования тюркской цивилизации, как и других ранних цивилизаций Востока, могут быть связаны с факторами, до настоящего времени не получившими однозначного научного обоснования. Ясно одно: в основе формирования древнейших цивилизаций могли быть факторы универсального, возможно, космологического, характера.

Сопоставление археологических источников ясно обозначают ареал распространения и единство тюркской цивилизации, ее сакральные точки, подтверждают историко-культурную и этногенетическую общность, имеющую в своей основе, наряду с другими составляющими, скифо-сакскую основу.

Изображения музыкальных инструментов, найденных  на территории древнего Хорезма и Афрасиаба, в Китае говорят о внутрицивилизационном и межцивилизационном взаимодействии тюркского мира, его кочевых и оседлых традиций, о связях тюркских народов с древневосточными цивилизациями Двуречья, Египта, Передней Азии, Индии и Китая.

Найденные археологические находки изображений в петроглифах, терракотовых фигурках, росписях на предметах быта огромного количества музыкантов и музыкальных инструментов, а также захоронения музыкальных инструментов в могиле вместе с вождями и шаманами обозначают высочайший статус музыки в тюркской цивилизации  и свидетельствуют о космогонических, сакральных и политических (как символа власти) функциях музыкального инструмента.

Артефакты выявляют и общность музыкального инструментария. Так,  к примеру, близкими по строению и по названию «домбра» (думбыра, думбара, думрак, домбр, танбур и др.), обнаружены и сохранились инструменты у казахов, башкир, татар, узбеков, алтайцев, кыргызов, таджиков, туркменов, калмыков и других народов

Артефакты Пызырыкского кургана и находки З.Самашева подтверждают связующую роль музыки в космоцентризме древних тюрков, а также знание физиологии человека, медицины, бесспорное владение технологиями трепанации. Они дают также подтверждение о тенгрианской сущности тюркской цивилизации, о взаимосвязи феномена музыки с идеей тенгрианского бессмертия как воплощения движения души между мирами Вселенной.

Таким образом, археологические памятники позволяют сделать вывод о  протогенезе тюркской цивилизации уже в XII тыс. до н.э. Конечно, дальнейшие находки могут и далее сместить вглубь веков эту историческую границу.

 

Литература:

  • 1. Абдуллаева С. Пастушеская свирель звучит в оркестрах // Искусство. - № 1 (55), 2012. – С. 41; Л. С. Бретаницкий, Б. В. Веймарн. Очерки истории и теории изобразительных искусств. Искусство Азербайджана. 1976
  • 2. Д.Д.Штокман;
  • 3. Алексеев Э. Новое в традиционных стилях якутского музыкального фольклора «ДЬИЭРЭТИИ ЫРЫА» И «ДЭГЭРЭН ЫРЫА» // Доклад на VII Международном конгрессе  антропологических и этнографических наук  (Москва, август 1964 г.)
  • 4. Садоков Р.Л. Тайна сладкозвучной арфы. – С.155-157.
  • 5. Мешкерис В. А. Наскальное искусство в творчестве Н.К.Рериха // Новая Эпоха (22), 1999. - http://www.newepoch.ru/journals/22-2/meshkeris.html
  • 6. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. – М.: Музыка, 1980. – С. 14.
  • 7. Руденко С.И. Культура населения горного Алтая. М.-Л., 1953. – С. 324
  • 8.  Д.Г.Савинов. Об обряде погребения больших пазырыкских курганов // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Материалы международной конференции. – Санкт-Петербург, 1996. – 111 с.
  • 9. В.Н. Басилов. «Скифская арфа»: древнейший смычковый инструмент? // Советская этнография. 1991. №4. С. 140-154.
  • 10. «Летопись ЖЕТЫСУ». – Алматы: «Асыл сөз» баспасы, 2012. -  С. 51.
  • 11. С.П.Толстов. Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция АН СССР в 1946 г. // Известия Академии наук СССР, серия истории и философии. – Т. IV, 1947, № 2. – С. 177;  С.П.Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. – М., 1948. – С. 177-178;  Садоков Р.Л. О двух новых изображениях среднеазиатской угловой арфы // Вестник Каракалпакского филиала Академии наук Узбекской СССР, № 4. – Нукус, 1965. – С. 68-75; Садоков Р.Л. Музыкальные инструменты древнего Хорезма в памятниках изоьразительного искусства IV-III вв. до н.э. – III-IV вв. н.э. //  Музыка народов Азии и Африки / ред., сост. В. С. Виноградов. - Москва: Советский композитор, 1969. - 315С. 20-34.
  • 12. Вызго Т.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. Исторические очерки. – М.: Музыка, 1980. – С. 16-27.
  • 13. Barfield T. S. The Perilious Frontier. Oxford, 1989. PP. 66–69.
  • 14. Мирзаев Р. Великий шелковый путь: реалии ХХI в. – Москва: Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России; Издательство «Научная книга», 2005 .-  С. 80.
  • 15. Г. Вологодская. Катон-Карагай: Загадки древних тюрков // Республиканская газета «Караван», № 43 / 31 октября 2014 г.; Казахстанские археологи нашли старинный музыкальный инструмент на Алтае. - http://www.archaeolog.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=198%3A2014-08-19-12-03-02&catid=6%3Anews&Itemid=2&lang=ru
0
Your rating: None Average: 7 (6 votes)
Comments: 7

Zhitnigor Semen Borisovich

Кто слушал настоящий мугам в исполнении народных ашугов с их удивительным горловым пением да еще под саз или ансамбли народных инструментов, да еще среди местной публики... тот никогда не забудет душившие его собственные эмоции. Я вырос в Баку и могу говорить об этой чудной народной музыке. Работая в Казахстане слушал и здесь музыку древних народов. Просто нужно уметь эту музыку слушать душой и сердцем. Спасибо, Сабина Шариповна! Вам действительно необходима книга. Начало уже есть.

Makarova Tatyana Lvovna

Добрый день, уважаемая Сабина. Единственное, что хотелось бы в будущем увидеть в этой интересной теме, это "структуры" музыкальных рядов, особенности этой удивительной музыки, доминирующие тональности и т.п. Хотя бы пару примеров, сравнение с другими культурами. Это могло быть КНИГОЙ. Т.к. если она удивительна и интересна, хочется иметь ответы на вопросы "Почему?" "Чем отличается от других"? С уважением, Т.Л. Макарова

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Уважаемая Сабина Шариповна! Интересный материал, много фактажа, прекрасное изложение. Кажется очень интересной и заслуживающей пристального научного внимания Ваша идея о политической функции музыкальных инструментов тюркской цивилизации. С уважением, Татьяна Луговая

Ermekbay Zharas

Уважаемая Сабина Шарипона! С удовольствием прочитал вашу статью. Это тема для меня новая и познавательная в научном плане. С З. Самашевым знаком, а вот с выдаюшимся археологом В.Ф. Зайбертом много лет дружу. Он ведет раскопки на Ботае и доказал, что лошадь впервые в мире одомашнена в наших казахстанских степях. А вот нашел ли он музыкальные артефакты - это вопрос будет к нему. Думаю, что он предложит найденные артефакты доказывающие музыкальность населения Ботая. Желаю научных успехов! С уважением, Ж.А. Ермекбай.

Stepanskaya Tamara Mihailovna

Автор статьи владеет широкой информацией о фактах археологических открытий памятников музыкальной культуры тюркских народов, что является несомненным достоинством данной публикации. Однако трудно определить принцип структурирования изложения интересной и ценной информации (хронологический, территориальный, сюжетный, по материалу и конструкции?). Перечислительно представлена мозаика фактов. В целом статья имеет описательный характер. автор не обращается к исследованиям 2000-х гг, ограничиваясь 1953, 1964, 1976, 1980, включены в список литературы материалы конференций 1999 и 1996 гг. Без выходных данных представлен в списке Д.Д. Штокман. В списке 8 наименование, в тексте - 15 ссылок, семь (9-15) из которых не представлены в списке. Выводы в статье сформулированы хорошо, но они не являются результатом научной дискуссии на основе сопоставления и анализа сложившихся ранее и новейших научных взглядов и теорий. Между тем научный интерес к проблемам развития музыкальной культуры этносов, трансоформации народных музыкальных инструментов в профессиональное музыкальное искусство и т.п. возрастает и представлен научными публикациями 2000-х годов. Не обозначены методология и методы анализа археологических музыкальных артефактов; не обоснованы и не указаны элементы новизны дискуссионные аспекты. Актуальная и достойная научного внимания тема заслуживает того, чтобы автор статьи продолжал ее изучение, акцентируя, быть может, интерес на народных инструментах: именно они более всего выявлены археологами и автор более всего в статье говорит о них. Желаю автору успеха и более убедительного выстраивания материала на основе аналитической методики и современных теоретических концепций.

Treschalin Michail Yuriyevich

Уважаемая Сабина Шариповна! Прежде всего поздравляю Вас с присвоением звания члена-корреспондента МАНВО! Желаю дальнейших успехов. В Вашей статье приведены серьезные и убедительные аргументы, убеждающие в древности культуры, и, в частности, музыкального искусства тюркских народов. Интересен очень аккуратный вывод о космологическом происхождении древних цивилизаций. Полностью разделяю предположение о сакральных функциях музыкальных инструментов. С уважением М.Ю. Трещалин

Lagoda Oksana Nikolaevna

Уважаемый автор! Большое спасибо за интересную, информативную публикацию. Но, было бы еще лучше, если бы был представлен видеоряд. Думаю, что это дало бы еще более убедительный и утверждающий результат. С уважением, Ксения
Comments: 7

Zhitnigor Semen Borisovich

Кто слушал настоящий мугам в исполнении народных ашугов с их удивительным горловым пением да еще под саз или ансамбли народных инструментов, да еще среди местной публики... тот никогда не забудет душившие его собственные эмоции. Я вырос в Баку и могу говорить об этой чудной народной музыке. Работая в Казахстане слушал и здесь музыку древних народов. Просто нужно уметь эту музыку слушать душой и сердцем. Спасибо, Сабина Шариповна! Вам действительно необходима книга. Начало уже есть.

Makarova Tatyana Lvovna

Добрый день, уважаемая Сабина. Единственное, что хотелось бы в будущем увидеть в этой интересной теме, это "структуры" музыкальных рядов, особенности этой удивительной музыки, доминирующие тональности и т.п. Хотя бы пару примеров, сравнение с другими культурами. Это могло быть КНИГОЙ. Т.к. если она удивительна и интересна, хочется иметь ответы на вопросы "Почему?" "Чем отличается от других"? С уважением, Т.Л. Макарова

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Уважаемая Сабина Шариповна! Интересный материал, много фактажа, прекрасное изложение. Кажется очень интересной и заслуживающей пристального научного внимания Ваша идея о политической функции музыкальных инструментов тюркской цивилизации. С уважением, Татьяна Луговая

Ermekbay Zharas

Уважаемая Сабина Шарипона! С удовольствием прочитал вашу статью. Это тема для меня новая и познавательная в научном плане. С З. Самашевым знаком, а вот с выдаюшимся археологом В.Ф. Зайбертом много лет дружу. Он ведет раскопки на Ботае и доказал, что лошадь впервые в мире одомашнена в наших казахстанских степях. А вот нашел ли он музыкальные артефакты - это вопрос будет к нему. Думаю, что он предложит найденные артефакты доказывающие музыкальность населения Ботая. Желаю научных успехов! С уважением, Ж.А. Ермекбай.

Stepanskaya Tamara Mihailovna

Автор статьи владеет широкой информацией о фактах археологических открытий памятников музыкальной культуры тюркских народов, что является несомненным достоинством данной публикации. Однако трудно определить принцип структурирования изложения интересной и ценной информации (хронологический, территориальный, сюжетный, по материалу и конструкции?). Перечислительно представлена мозаика фактов. В целом статья имеет описательный характер. автор не обращается к исследованиям 2000-х гг, ограничиваясь 1953, 1964, 1976, 1980, включены в список литературы материалы конференций 1999 и 1996 гг. Без выходных данных представлен в списке Д.Д. Штокман. В списке 8 наименование, в тексте - 15 ссылок, семь (9-15) из которых не представлены в списке. Выводы в статье сформулированы хорошо, но они не являются результатом научной дискуссии на основе сопоставления и анализа сложившихся ранее и новейших научных взглядов и теорий. Между тем научный интерес к проблемам развития музыкальной культуры этносов, трансоформации народных музыкальных инструментов в профессиональное музыкальное искусство и т.п. возрастает и представлен научными публикациями 2000-х годов. Не обозначены методология и методы анализа археологических музыкальных артефактов; не обоснованы и не указаны элементы новизны дискуссионные аспекты. Актуальная и достойная научного внимания тема заслуживает того, чтобы автор статьи продолжал ее изучение, акцентируя, быть может, интерес на народных инструментах: именно они более всего выявлены археологами и автор более всего в статье говорит о них. Желаю автору успеха и более убедительного выстраивания материала на основе аналитической методики и современных теоретических концепций.

Treschalin Michail Yuriyevich

Уважаемая Сабина Шариповна! Прежде всего поздравляю Вас с присвоением звания члена-корреспондента МАНВО! Желаю дальнейших успехов. В Вашей статье приведены серьезные и убедительные аргументы, убеждающие в древности культуры, и, в частности, музыкального искусства тюркских народов. Интересен очень аккуратный вывод о космологическом происхождении древних цивилизаций. Полностью разделяю предположение о сакральных функциях музыкальных инструментов. С уважением М.Ю. Трещалин

Lagoda Oksana Nikolaevna

Уважаемый автор! Большое спасибо за интересную, информативную публикацию. Но, было бы еще лучше, если бы был представлен видеоряд. Думаю, что это дало бы еще более убедительный и утверждающий результат. С уважением, Ксения
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.