facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

О ВИРТУАЛИЗАЦИИ И ГЛАМУРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

О ВИРТУАЛИЗАЦИИ И ГЛАМУРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВАО ВИРТУАЛИЗАЦИИ И ГЛАМУРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Lagoda Oksana, candidate of art sciences, associate professor

Cherkasy State Technological University, Ukraine

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

Гламур как явление, стиль жизни, эстетическая норма обращает на себя все большее внимание. Он ассоциируется, прежде всего, с индустрией моды. Гламурным может быть назван материальный объект, человек, публичное место или событие. Таким образом возникают определенные трудности в определении границ этого понятия. Наиболее актуальным, по мнению автора, в условиях современности является взаимосвязь гламура и коммуникаций, гламура и виртуализации общества. Эта связь может объяснить многие аспекты и характеристики упомянутых явлений в их взаимодействии.

Ключевые слова: гламур, гламуризация, информационное общество, коммуникация, виртуализация.

Glamour as a phenomenon, lifestyle and aesthetic norm draws the increasing attention. It is associated primarily with the fashion industry. You can name a glamorous material object, person, place or event is public. Thus, there are certain difficulties in defining the boundaries of the concept. The most pressing, according to the author, under the conditions of modernity is the relationship and communications glamor, glamor and virtualization of society. This relationship may explain many aspects and characteristics of the phenomena mentioned in their interaction.

Keywords: glamor,glamorization, information society, communication, virtualization.

 

Изменения современного мира стремительны и, безусловно, влияют на отношение людей к событиям, вещам и привычному укладу жизни. Переход от реальности взаимодействия ссуществующими физическими объектами и процессами к реальности виртуальной – например, к покупкам в интернете, общению, прогулкам по городам и музеям мира, обучению онлайн, – приводит к тому, что человек имеет дело с имитацией, с изображением, образом вещей вмоделируемыхпроцессах. И если в эпоху модерна человек жил в социальной реальности и общался с конкретными людьми, тов мире постмодерна, в эпоху виртуальной реальности, общаясь с образами, человекобразами живет. Так происходит глобальная трансформация всех сфер его жизни и переход в виртуальную реальность. Наиболее ярко это можно проследить на процессах распространения информации.

В ХХ в.формирование информационного общества предсказывали многие мыслители, подразумевая под этим общее увеличение объема знаний в информационных потоках. Но, современные медиа, интернет, телевидение, радио новых знаний не создают. Между тем, многократно тиражируя и транслируя то, что однажды кем-то уже было создано, организовывают все возможные коммуникации. Таким образом, человек, участвующий в большем количестве коммуникаций, является более осведомленным. Соответственно, он более подвержен процессам виртуализации. Сложно однозначно дать этому позитивную или женегативную оценку. Этотновый виток развития человечества, основанный на коммуникации / виртуализации, заслуживает пристального внимания и изучения. Для автора он интересен в том смысле, что дизайн в современной индустрии моды, создание одежды и ее репрезентация дизайнерскими брендами, а также способы распространения и потребления достаточно показательно демонстрируют описанный выше процесс. Более того, в моде (как, впрочем, и в других сферах) коммуникация / виртуализация, как закономерный процесс современности, имеет свое логическое продолжение в тотальной гламуризации (или же дегламуризации, что в принципе одно и то же).

Еще в 2000 году Д. Иванов издал книгу, в которой рассматривает через призму виртуализации жизнедеятельность человека в сфере политики, социальной сферы, искусства, торговли, общения и обучения и, естественно, потребления – как вещей, так и информации [1]. Она о том, как традиционное общество с характерным для него кустарным производством под влиянием научно-технического и технологического прогресса постепенно стало обществом массового производства, массовой торговли и потребления. Указывая на то, что эти изменения сопровождались ростом материального производства, превращением природы в источник ресурсов и наращиванием технических мощностей, исследователь показывает, что, именно это привело людей на путь овеществления. Так, в ХІХ – первой половине ХХ вв. считалось, что именно в обладании вещами смысл жизни: в их приобретении, сохранении, накапливании как символов престижности. Таким образом, в обществе формировалась своеобразная вещевая классовость и соответствующие ей стили жизни. Гламур, пожалуй, стал одним из наиболее выразительных стилей жизни с яркой репутацией и визуально выразительной внешностью кинодив. Элитный, утонченно элегантный и изысканный он пережил сращивание с киноиндустрией, модой и шоу-бизнесом. Бесконечные мутации и интерпретации этого стиля влияли на развитие индустрий развлечения, на появление новых измерений социальной стратификации не только формируя, но и отображая «новое» аристократическое мировоззрение.

Переход во второй половине ХХ в. к постмодернистскому обществу сопровождался ростом потребления, то есть сверхпотреблением. На рынке появилось значительное количество функционально однотипных товаров, разница между которыми заключалась лишь в дизайне. Поскольку для людей эпохи постмодерна обладание вещами оставалось столь же значимым, как и для людей эпохи модерна, модные бренды в стремлении выделиться, внести элемент индивидуальности в общую массу подобных между собой товаров, создавали конкурентные образцы. И главный message созданных вещей претерпевал значительные изменения. С помощью вещей человек формирует свой образ и транслирует его окружающим. Д. Иванов подчеркивает: «Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую роль в современную эпоху, нужно четко различать сообщение (или послание), интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию. Сообщение (message) – это «вещь», то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека; интерпретация – это «мысль», то есть приобретаемое знание; коммуникация – это лишь операция передачи, трансляции» [1, с.11]. Однако в современном обществеименно эта операция «трансляции», по мнению ученого, является определяющим и доминирующим звеном в триаде «сообщение-коммуникация-интерпретация». Не сложно предположить, что именно в этом «месте» произрастает гламур в его современном, изменившемся в контексте социокультурных перемен обличье. О гламуре и гламуризации была предыдущая публикация автора[ 2], указывающая на то, что образ человека первичен, а пути его достижения – вторичны. А Д. Иванов настаивает на том, что востребованность определяется не столько качеством и функциональностью вещи, сколько социальным статусом компании ее производителя и потребителя. Приходит время фетишей.

Привлекательный образ владельца вещи обычно формирует реклама. Он важен, а все остальное – его реальные качества, особенности производства и т.п. – теряют свое значение. Исключительная приоритетность рекламы в создании образа самого товара и фирмы производителя, способа реализации вещи и внедрения образа ее обладателя становятся точкой отчета и основой процесса виртуализации. Комплексный подход к организации рекламы – это основополагающее звено в цепочке «производство-товар-потребитель». Таким образом, производятся не вещи, а их образы, которые должны быть привлекательны для потребителя, то есть востребованы. Собственно, в этом Д. Иванов видит своеобразие уникальных процессов гламуризации, которые есть следствием виртуализации общества. Об этом вторая книга ученого, изданная в 2008 году [3]. Когда читаешь ее впервые, сознание противится восприятию таких вещей, как: глэм-индустрия, гламуроемкость или же гламурно-промышленный комплекс. Однако, вдумчивый анализ стратегий ведущих фирм, ориентированных на создание модельного ряда – коллекции или же серии функционально одинаковых моделей, различающихся аксессуарами, главное назначение которых в том, чтобы стать информационным поводом, тоесть создать возможность формирования рекламного имиджа, посыл к определенным ценностям, культивируемым всознании потребителей, понимаешь, что такой модельный ряд – это искусная симуляция, то есть гламур в чистом виде.

С помощью массмедиа гламур превращается в универсальную эстетическую характеристику общества начала XXI в., а гламурными теперь могут быть и бизнес-стратегия, и технология, и политика, и даже научная идея. Виртуализация становится замещением реальности ее симуляцией, то есть образом реальности.И когда она становится обыденным явлением, когда «конкуренция образов предельно интенсивна, а интенсивное настоящее не оставляет времени прошлому и будущему, тогда образы делаются максимально броскими и максимально упрощаются. Вот тут-то гламур с характерными для него яркостью и простотой (прямолинейностью, непосредственностью, однозначностью) и становится «не по-детски» значимым и универсальным феноменом». К слову, индустрия моды очевидно одной из первых научилась использовать этот потенциал явления, которое, имея давнюю историю, приобрело черты «глобального» и «тотального» уже в наше время [4]. В чем же состоит гламуризация и как ее определить в условиях современного виртуального общества.

Общая теория гламура в изложении Д. Иванова описывает гламур как «жизнь в мире «большой пятерки» (роскоши, экзотики, эротики, розового, блондинистого) и «горячей десятки» (номинаций, топ-листов, хит-парадов и т. п.)». Специфичность мира живущих в гламуре людей заключается в том, что появление и существование вещей, других людей, идей в этом мире определяется их принадлежностью к «большой пятерке» и их ролью в упорядочении мирового хаоса силой «горячей десятки». Однако важно понимать, что, к примеру, смысл роскоши состоит не в дорогостоящих предметах самих по себе, а в потреблении, которое выходит за пределы функциональности. Экзотика – это скорее быт за пределами обыденности, а не традиционно предполагаемая аутентичность природы и обычаи далеких стран. В понимание эротики вписывается не просто сексуальность в массовой культуре, а интенсивное нагнетание такой сексуальности как «нечеловеческой» или «сверхчеловеческой». Ее измерений может быть бесконечное множество. Очень интересен в общей теории гламура Д. Иванова тезис о «розовом», который относят не только к этому конкретному цвету или же любому яркому и насыщенному (голубой, красный, золотистый и т.п.). Под ним следует понимать «радикальное цветовое решение проблемы», как, к примеру, идеологию «цветной» революции, традиционно-неизменный цвет известного дизайнера.

Квинтэссенция (от лат. quintaessentia - пятая сущность) гламура, по Д. Иванову, – это блондинистое, что означает не просто цвет волос, а «управляемую внешность, управляющую сознанием». Примерами могут служить и наращиваемые ногти, и облик популярной фотомодели, и пластика, изменившая внешность публичного человека как рецепт жизненного успеха, презентуемый в глянцевом журнале. «Полный гламур» возникает тогда, когда пять глэм-субстанций соединяются в одном феномене. Внимание! Не эту ли цель от сезона к сезону преследуют дизайнеры модных домов, редакторы модных журналов, представители светских тусовок и им подобные. Их желания очевидны. Они формируют спрос, социальный заказ, стремление присоединиться к которому транслируют различные информационные ресурсы и каналы коммуникации, а миллионы потенциальных потребителей выказывают желание присоединиться к ним хотя бы виртуально. Так происходит превращение гламура из стиля жизни и эстетической формы в логику производства товаров и создания организационных структур. Очевидно, об этом и о возможных последствиях описанных процессов третья книга Д. Иванова, вышедшая уже в 2015 году [5].

Из всего изложенного выше можно делать разные выводы, но очевидным становится следующее: в ХХІ веке гламур приобретает новые черты и значения, обусловленные изменениями социокультурной, экономической, политической и идеологической канвы развития общества. Продолжая в узком смысле оставаться одной из форм, определяющих стиль жизни определенной группы людей, или же критерием эстетической оценки вещей (стилевые черты в дизайне), процессов, людей, ориентированных на сверх потребление, а также специфическим приемом производства образов в профессиональной среде индустрии моды, гламур тесно связан с процессами коммуникации и виртуализации общества.

Являясь следствием виртуализации, он приобретает характеристики тотального и глобального, демонстрирует определенный набор констант (пять глэм-субстанций) и принципов, создающих устойчивые представления о нем как об универсальном феномене современности. Процессы гламуризации становятся всеобъемлющими и требуют углубленного изучения и обоснования.

 

Литература:

  • 1. Иванов Д.В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов. – СПб. : «Петербургское востоковедение», 2000. – 96 с.
  • 2. Лагода О.М. Гламур как концептуальный продуктс овременности / World-outlook aspects of development of the Historical process and the spiritual culture formation // Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the XCVIII International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in Art History, History, Philosophy, Culturology, physical culture and sports // London : Published by IASHE, 2015. – P. 13-16.
  • 3. Иванов Д.В. Глэм-капитализм / Д.В. Иванов. – СПб. : «Петербургское востоковедение», 2008. – 176 с.
  • 4. Сатарова Е.В. Гламур и мода / Е.В. Сатарова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2010. – № 2 (23). – С. 116-121.
  • 5. Иванов Д.В. Глэм-капитализм. Мир брендов, трендов и трэша… / Д.В. Иванов. – СПб. : Страта, 2015. – 138 с.
0
Your rating: None Average: 7.2 (6 votes)
Comments: 12

Zhitnigor Semen Borisovich

Насколько это реально и какое влияние это оказывает на нашу жизнь?! К сожалению,это явление не настолько надумано,как нам хотелось бы...Тема актуальна,чего уж там... Думаю Оксана Николаевна на этой статье не остановится... С уважением С.Б.Житнигор

Makarova Tatyana Lvovna

Думаю, что такую проблему невозможно изложить в одной - двух статьях, и автор может продолжить свое интересное исследование. Есть и противоположное течение - отрицание гламура: на первом месте снова чистая функциональность вещей и т.п., минимализм, "интеллигентность" выбора, чистота стиля. Мы живем во времена полистилизма. Необходимо еще больше и глубже разобраться в проблеме гламура, она сложная и "многослойная", ждем следующих статей от уважаемой Оксаны Лагоды! С уважением, Т.Л. Макарова

Lagoda Oksana Nikolaevna

Уважаемая Татьяна Львовна! Спасибо за поддержку и комментарий. Буду стараться оправдать доверии и обязательно продолжу разбираться с гламуром. Как мне кажется, современный дизайн не использует потенциал гламура в полной мере, а точнее - использует лишь его "темную сторону", и поэтому из значительного количества нужных и полезных вещей выхолащивается их функциональность, "интеллигентность", а паразитирование и разностилевые мутации приводят к китчу, отсекая саму возможность существования "чистоты стиля". С глубоким уважением, О.Лагода

Makarova Tatyana Lvovna

Думаю, что такую проблему невозможно изложить в одной - двух статьях, и автор может продолжить свое интересное исследование. Есть и противоположное течение - отрицание гламура: на первом месте снова чистая функциональность вещей и т.п., минимализм, "интеллигентность" выбора, чистота стиля. Мы живем во времена полистилизма. Необходимо еще больше и глубже разобраться в проблеме гламура, она сложная и "многослойная", ждем следующих статей от уважаемой Оксаны Лагоды! С уважением, Т.Л. Макарова

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Уважаемая Оксана Николаевна! Доклад интересен, проблема актуальна, порождает много вопросов. Например, каковы критерии "гламурности" для научной идеи? Как именно поменялся гламур в условиях информатизации? Можно ли "селфи" считать элементом виртуального гламура? Отдельного обоснования требует также тезис о том, что "гламур превращается в универсальную эстетическую характеристику общества начала XXI в". Спасибо за очередную интересную работу. С уважением, Татьяна Луговая

Lagoda Oksana Nikolaevna

Приведу две цитаты из книги Д.Иванова, поскольку лучше - не скажешь: 1) " Наука сейчас - это не предприятие по поиску истины, а род языковых игр..., состязаний в манипулировании моделями научного дискурса. В этом плане симптоматичны две тенденции. Во-первых, материальный эксперимент все чаще замещается экспериментом на моделях. Если раньше теории могли строиться только на основе открытия некоего порядка, присущего вещам, то теперь вполне допустимо моделирование без выхода к каким-либо реальным референтам, например компьютерные симуляции природных, технологических и социальных процессов. Во-вторых, процесс верификации гипотез все чаще замещается процессом фальсификации": 2) " Мы живем в эпоху науки образов и образов науки. Следование базовым нормам, направлявшим познавательные/исследовательские практики Модерна - факт, открытие, исследование, компетентность, - симулируется. С замещением вещественных объектов и реальных действий симулякрами исполнение социальных ролей ученого, преподавателя, студента становится виртуальным. Как следствие, виртуализируются иерархия научных степеней и званий (академическое сообщество), научная дискуссия (конференции, конкурсы), научное разделение труда (исследовательская/учебная организация), то есть виртуализируются университет и исследовательская лаборатория как социальные институты". От себя добавлю, что когда указанные процессы виртуализации научного знания приобретают "яркую внешность" - помпезные презентации, громкий и навязчивый пиар, раскрученную рекламу в СМИ или лоби выдающихся меценатов-спонсоров, - гламур поглощает их полностью. Его универсальные характеристики (поверхностность, броская внешняя привлекательность, показательная важность и т.п.), реализуемые через симуляцию, концептуализацию, манипуляцию, повышенную эмоциональность и т.п., формируют новую эстетическую норму практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Соответственно, как универсальные и достаточно оптимальные (хотя и затратные), становятся актуальными и востребованными: конкурсы, рейтинги, красные дорожки, презентации проектов и прочее. Спрос на гламур формирует разнообразие способов его потребления... Это как яркая конфетная обертка, обращая внимание на которую мы не всегда (или же не все!) задумываемся о том, что внутри. По поводу "селфи", как элемента самолюбования (что уже само по себе "гламурно"): как и любая идея, вещь, процесс, в описанной выше среде - однозначно элемент виртуального гламура. А если учесть функции современных гаджетов, которые автоматически обрабатывают любое изображение, делая его "красивым" (без красных глаз, без морщинок и темных кругов под глазами и т.п.), то вопрос отпадает сам по себе. Спасибо за коментарий и вопросы. С уважением, О.Лагода

Ayazbekova Sabina

Уважаемая Оксана Николаевна! Вами поставлена весьма актуальная проблема, оказывающая серьезное воздействие на многие стороны современного общества: психологические, социокультурные, экономические и даже политические. Интересно было бы в дальнейшем обсудить многообразие функций и последствий гламуризации современного общества. С уважением, Аязбекова С.Ш.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Уверенна, что Ваше предложение будет интересно многим... С уважением, О.Лагода

Stepanskaya Tamara Mihailovna

Автор статьи обратился к актуальной теме, требующей научного анализа, и рассматривает ее на основе современных концепций гуманитарного знания в контексте рыночной экономики, ростом потребления и мышления "по образцам рекламы". Автор анализирует такие явления культуры и понятия как "гламур", "виртуальная реальность" в их взаимосвязи. При этом автор обращается к трудам 2000-х годов издания, отдавая предпочтение анализу исследования публикаций Д.В. Иванова. Взаимосвязь гламура и коммуникаций, виртуализация общества - основной вопрос статьи, не обозначена методология, но есть актуальность, современные подходы, умение внести элементы дискуссии в текст статьи позволяют положительно оценить статью.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Согласна с экспертом. Доклад написан скорее в форме эссе. Материал достаточно "свежий", малоизучен, поэтому и подходы к проблеме только лишь прощупываются. Соответственно, о методологии, на мой взгляд, говорить рановато. С уважением, О.Лагода

Treschalin Michail Yuriyevich

Уважаемая Оксана Николаевна! Очень интересная и познавательная статья, особенно для человека, далекого от гламура! Думаю, что гламурный образ жизни в большей степени надуман. Может быть от нечего делать и наличия значительных средств. Не совсем понимаю, как может быть гламурной научная идея. Но популяризация гламурной жизни посредством массмедиа проводится слишком активно. Поэтому полностью согласен с Вашим выводом относительно углубленного изучения влияния гламуризации на общество и обычного человека, который смотрит это по телевизору. С уважением М.Ю. Трещалин

Lagoda Oksana Nikolaevna

Уважаемый Михаил Юрьевич! Именно то, что большинство людей "проживают" значительное количество жизненных ситуаций через экраны телевизоров или мониторы компьютеров (свидетельство виртуализации общества), и есть элементом гламуризации. Мы симулируем и имитируем различные процессы и явления (а именно это основной принцип функционирования гламура), интерпретируя их под индивидуальные запросы. В привычку многих вошло прогуливаться в отделах крупных и дорогостоящих супермаркетов ничего не покупая, но переживая определенное эстетическое и эмоциональное состояние; смотреть шоу-програмы отсылая SMS-ки в поддержку кого-то из участников, словно находясь и реально участвуя в программе, и еще многое подобное... это и есть "неопознанный" и, к сожалению, уже привычный нам процесс гламуризации. Что касается науки, то практически все, что "междисциплинарно", "полифункционально", "псевдонаучно" и подпадает под определение "гламурно". У Д.Иванова это целые отдельные отрасли современного научного знания. Он об этом очень интересно и достаточно убедительно пишет. Я занимаюсь проблемой гламуризации в силу своих профессиональных интересов - индустрия моды и дизайн одежды, гламур как стиль. Но оказалось, что проблема значительно глубже, масштабнее и, знаете, очень болезненна. Стиль гламур в его проявлении во внешности человека, его одежде и предметном окружении оказался наименьшим злом современного мира... Большое спасибо за комент!
Comments: 12

Zhitnigor Semen Borisovich

Насколько это реально и какое влияние это оказывает на нашу жизнь?! К сожалению,это явление не настолько надумано,как нам хотелось бы...Тема актуальна,чего уж там... Думаю Оксана Николаевна на этой статье не остановится... С уважением С.Б.Житнигор

Makarova Tatyana Lvovna

Думаю, что такую проблему невозможно изложить в одной - двух статьях, и автор может продолжить свое интересное исследование. Есть и противоположное течение - отрицание гламура: на первом месте снова чистая функциональность вещей и т.п., минимализм, "интеллигентность" выбора, чистота стиля. Мы живем во времена полистилизма. Необходимо еще больше и глубже разобраться в проблеме гламура, она сложная и "многослойная", ждем следующих статей от уважаемой Оксаны Лагоды! С уважением, Т.Л. Макарова

Lagoda Oksana Nikolaevna

Уважаемая Татьяна Львовна! Спасибо за поддержку и комментарий. Буду стараться оправдать доверии и обязательно продолжу разбираться с гламуром. Как мне кажется, современный дизайн не использует потенциал гламура в полной мере, а точнее - использует лишь его "темную сторону", и поэтому из значительного количества нужных и полезных вещей выхолащивается их функциональность, "интеллигентность", а паразитирование и разностилевые мутации приводят к китчу, отсекая саму возможность существования "чистоты стиля". С глубоким уважением, О.Лагода

Makarova Tatyana Lvovna

Думаю, что такую проблему невозможно изложить в одной - двух статьях, и автор может продолжить свое интересное исследование. Есть и противоположное течение - отрицание гламура: на первом месте снова чистая функциональность вещей и т.п., минимализм, "интеллигентность" выбора, чистота стиля. Мы живем во времена полистилизма. Необходимо еще больше и глубже разобраться в проблеме гламура, она сложная и "многослойная", ждем следующих статей от уважаемой Оксаны Лагоды! С уважением, Т.Л. Макарова

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Уважаемая Оксана Николаевна! Доклад интересен, проблема актуальна, порождает много вопросов. Например, каковы критерии "гламурности" для научной идеи? Как именно поменялся гламур в условиях информатизации? Можно ли "селфи" считать элементом виртуального гламура? Отдельного обоснования требует также тезис о том, что "гламур превращается в универсальную эстетическую характеристику общества начала XXI в". Спасибо за очередную интересную работу. С уважением, Татьяна Луговая

Lagoda Oksana Nikolaevna

Приведу две цитаты из книги Д.Иванова, поскольку лучше - не скажешь: 1) " Наука сейчас - это не предприятие по поиску истины, а род языковых игр..., состязаний в манипулировании моделями научного дискурса. В этом плане симптоматичны две тенденции. Во-первых, материальный эксперимент все чаще замещается экспериментом на моделях. Если раньше теории могли строиться только на основе открытия некоего порядка, присущего вещам, то теперь вполне допустимо моделирование без выхода к каким-либо реальным референтам, например компьютерные симуляции природных, технологических и социальных процессов. Во-вторых, процесс верификации гипотез все чаще замещается процессом фальсификации": 2) " Мы живем в эпоху науки образов и образов науки. Следование базовым нормам, направлявшим познавательные/исследовательские практики Модерна - факт, открытие, исследование, компетентность, - симулируется. С замещением вещественных объектов и реальных действий симулякрами исполнение социальных ролей ученого, преподавателя, студента становится виртуальным. Как следствие, виртуализируются иерархия научных степеней и званий (академическое сообщество), научная дискуссия (конференции, конкурсы), научное разделение труда (исследовательская/учебная организация), то есть виртуализируются университет и исследовательская лаборатория как социальные институты". От себя добавлю, что когда указанные процессы виртуализации научного знания приобретают "яркую внешность" - помпезные презентации, громкий и навязчивый пиар, раскрученную рекламу в СМИ или лоби выдающихся меценатов-спонсоров, - гламур поглощает их полностью. Его универсальные характеристики (поверхностность, броская внешняя привлекательность, показательная важность и т.п.), реализуемые через симуляцию, концептуализацию, манипуляцию, повышенную эмоциональность и т.п., формируют новую эстетическую норму практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Соответственно, как универсальные и достаточно оптимальные (хотя и затратные), становятся актуальными и востребованными: конкурсы, рейтинги, красные дорожки, презентации проектов и прочее. Спрос на гламур формирует разнообразие способов его потребления... Это как яркая конфетная обертка, обращая внимание на которую мы не всегда (или же не все!) задумываемся о том, что внутри. По поводу "селфи", как элемента самолюбования (что уже само по себе "гламурно"): как и любая идея, вещь, процесс, в описанной выше среде - однозначно элемент виртуального гламура. А если учесть функции современных гаджетов, которые автоматически обрабатывают любое изображение, делая его "красивым" (без красных глаз, без морщинок и темных кругов под глазами и т.п.), то вопрос отпадает сам по себе. Спасибо за коментарий и вопросы. С уважением, О.Лагода

Ayazbekova Sabina

Уважаемая Оксана Николаевна! Вами поставлена весьма актуальная проблема, оказывающая серьезное воздействие на многие стороны современного общества: психологические, социокультурные, экономические и даже политические. Интересно было бы в дальнейшем обсудить многообразие функций и последствий гламуризации современного общества. С уважением, Аязбекова С.Ш.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Уверенна, что Ваше предложение будет интересно многим... С уважением, О.Лагода

Stepanskaya Tamara Mihailovna

Автор статьи обратился к актуальной теме, требующей научного анализа, и рассматривает ее на основе современных концепций гуманитарного знания в контексте рыночной экономики, ростом потребления и мышления "по образцам рекламы". Автор анализирует такие явления культуры и понятия как "гламур", "виртуальная реальность" в их взаимосвязи. При этом автор обращается к трудам 2000-х годов издания, отдавая предпочтение анализу исследования публикаций Д.В. Иванова. Взаимосвязь гламура и коммуникаций, виртуализация общества - основной вопрос статьи, не обозначена методология, но есть актуальность, современные подходы, умение внести элементы дискуссии в текст статьи позволяют положительно оценить статью.

Lagoda Oksana Nikolaevna

Согласна с экспертом. Доклад написан скорее в форме эссе. Материал достаточно "свежий", малоизучен, поэтому и подходы к проблеме только лишь прощупываются. Соответственно, о методологии, на мой взгляд, говорить рановато. С уважением, О.Лагода

Treschalin Michail Yuriyevich

Уважаемая Оксана Николаевна! Очень интересная и познавательная статья, особенно для человека, далекого от гламура! Думаю, что гламурный образ жизни в большей степени надуман. Может быть от нечего делать и наличия значительных средств. Не совсем понимаю, как может быть гламурной научная идея. Но популяризация гламурной жизни посредством массмедиа проводится слишком активно. Поэтому полностью согласен с Вашим выводом относительно углубленного изучения влияния гламуризации на общество и обычного человека, который смотрит это по телевизору. С уважением М.Ю. Трещалин

Lagoda Oksana Nikolaevna

Уважаемый Михаил Юрьевич! Именно то, что большинство людей "проживают" значительное количество жизненных ситуаций через экраны телевизоров или мониторы компьютеров (свидетельство виртуализации общества), и есть элементом гламуризации. Мы симулируем и имитируем различные процессы и явления (а именно это основной принцип функционирования гламура), интерпретируя их под индивидуальные запросы. В привычку многих вошло прогуливаться в отделах крупных и дорогостоящих супермаркетов ничего не покупая, но переживая определенное эстетическое и эмоциональное состояние; смотреть шоу-програмы отсылая SMS-ки в поддержку кого-то из участников, словно находясь и реально участвуя в программе, и еще многое подобное... это и есть "неопознанный" и, к сожалению, уже привычный нам процесс гламуризации. Что касается науки, то практически все, что "междисциплинарно", "полифункционально", "псевдонаучно" и подпадает под определение "гламурно". У Д.Иванова это целые отдельные отрасли современного научного знания. Он об этом очень интересно и достаточно убедительно пишет. Я занимаюсь проблемой гламуризации в силу своих профессиональных интересов - индустрия моды и дизайн одежды, гламур как стиль. Но оказалось, что проблема значительно глубже, масштабнее и, знаете, очень болезненна. Стиль гламур в его проявлении во внешности человека, его одежде и предметном окружении оказался наименьшим злом современного мира... Большое спасибо за комент!
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.