facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ЯДРО «НОВОЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ЯДРО  «НОВОЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Зинаида Черванева, professor, candidate of philosophy, full professor

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

Рассматривается качественно новый базис педагогической психологии, присущий постиндустриальному обществу – человеческий капитал. Сравнивается понятие человеческого капитала с традиционными формами материального капитала и показывается, что в современном обществе нужны совершенно новые ориентиры педагогической деятельности и психологические установки, которые бы поднимали на надлежащий уровень отношения в социуме к креативной личности, интеллектуальному творчеству, досугу как форме продолжения креативной деятельности и источникам креативного капитала – важнейшего достижения цивилизации.

Ключевые слова: человеческий капитал, креативная деятельность, педагогическая психология, социальная экономика, управление социальными системами.

Введение. В рейтинге научно-технического прогресса, проведённом в очередной раз известной корпорацией RAND, дан анализ глобальной технологической революции на 2020 г.[1]. В этом документе, включающем 16 направлений научно-технического развития, установлен рейтинг стран. Не вызывает удивления, что в нём на первом месте стоят США. Удивительным и многообещающим является то, что Украине принадлежит неплохое ( в сравнении с остальными показателями) 29 место, а России – и того выше. В то время как по индексу развития человеческого потенциала Россия занимает 57, а Украина 70-е место[2]. Это свидетельствует о том, что, несмотря на невысокий уровень экономических показателей и социального статуса стран, они располагают мощным потенциалом творческой деятельности, лежащей, наряду с экономической мощью, в основе научно-технического прогресса. Иными словами, в странах Восточной Европы высока креативная составляющая научно-технического прогресса, которая должна предопределить социально-экономическое развитие на ближайшее будущее.

Теория постиндустриального общества позволяет сфокусировать исследования на перспективной форме общественного богатства – развитой личности, высветить происходящие изменения в ценностных ориентациях человека, где на фоне традиционных экономических начинают доминировать социокультурные и духовные потребности. Формируется новый тип работника: помимо его образования и квалификации в узком понимании. Востребован уже более широкий спектр способностей и качеств человека, в частности способность к анализу, обработке и использованию стремительно растущего объёма разнообразной информации. Возрастают потребности в производстве нового знания в условиях избыточности общей информации, к самостоятельному принятию решений и одновременно к слаженной работе в команде и сетевых организациях, к самоопределению и поиску путей самореализации через творческую деятельность и пр. Расширяется спектр качеств и способностей, входящих в человеческий капитал за счёт растущего числа интеллектуальных, социальных и культурных составляющих человеческого потенциала.

Человеческий капитал – совершенно новая социально-экономическая категория, включающая в себя, как родовое понятие, несколько понятий видовых – креативный капитал, социальный капитал и др., и изучается в таком смысле социальной экономикой. Одним из постулатов этой новой науки является утверждение, что на современном этапе (в постиндустриальном обществе) «...возникает новая тенденция развития содержания труда – тенденция постепенного превращения его в творческий труд. Это означает, что процесс труда становится одновременно не формальным, а реальным процессом развития человека» [И, с. 17]. «Человек является той целостностью, которая приходит на смену тотальному господству капитала, - пишет А.А. Гриценко, - точнее человек сам превращается в основной капитал, который сам себя воспроизводит в расширенном масштабе» [12, с. 8]. Такой подход практически безгранично расширяет рамки включения в состав человеческого капитала всевозможных способностей, качеств и свойств личности, которые являются или могут быть основанием для расширенного воспроизводства и осознанной реализации на их основе человеческого потенциала.

Но, что не менее важно, социальная экономика, как «новая интегративная наука о человеко-культурной стороне хозяйственной деятельности в широком понимании» [21, с. 121], по-новому поднимает проблемы ответственности человека и человечества за последствия их действий и бездействия, среди прочих ставит вопросы изменения мировоззрения каждого конкретного человека, культурных ценностей и соответствующих коренных перемен в его поведении, что должно стать объектом педагогической психологии в условиях постиндустриального общества.

Цель этой статьи – привлечение внимания коллег, чья креативная деятельность лежит в сфере образования, к вопросу: какие задачи должна решить страна транзитивной экономики для перехода к «обществу знаний», чтобы включить их в формирование творческого развития людей нового общества. Статья основывается на сравнительном анализе работ, принадлежащих украинским и российским ученым разного научного профиля.

Постановка задачи. В научной и особенно – публицистической литературе все чаще говорят об экономике знаний. Именно знания (а не какой-либо иной из существующих двух других основополагающих факторов производства – земли и капитала) убыстряющимися темпами меняют облик современного мира, формируя, по выражению экономистов, интеллектономику (цивилизацию одухотворенного интеллекта) [2]. В связи с тем, что знания представляют собой высшую форму и одновременно – продукт интеллектуальной обработки информации (но не только поэтому), говорят об информационной эпохе [3,4]и информационной экономике [5].

Есть целые теории (иногда фантасмагории), посвященные этому феномену. В одной из работ известного российского экономиста А.В.Бузгалина утверждается следующее: «Действительная победа в геоэкономическом и геополитическом соревновании в 21 веке может принадлежать только открытым сетям (миру, пространству-времени), в которых складываются неотчужденные отношения между людьми по поводу опредемечивания творческой деятельности распредмечивания ее результатов» ([1]. с.29).

Таким образом, налицо две тенденции:

- превращение знания в фактор развития и одну из составляющих капитала («креативный капитал») совеременного постиндустриального общества;

- формирование новых социальных институтов (в форме сетевых структур, слагающих «сетевое общество» по М.Кастельсу) и новых социальных отношений ( в виде добровольного сотворчества) в определенных социальных группах, имеющих тенденцию быстрого роста и укрепления.

Креативное благосостояние личности. Потребность в высшей (т.е. креативной) деятельности является абсолютной потребностью человека. Вторичные потребности лишь способствуют высшей деятельности, но сами по себе не удовлетворяют эту абсолютную потребность. Креа­тивное благосостояние индивидаскладывается благодаря реализации его творческого потенциала, что, с одной стороны, создает моральное удовлетворении деятельностью. С другой – обеспечивает условия расширенного воспроизводства знания и в третьих – обеспечивает прогресс общества.

Структура индивидуальной креативной деятельности. В процессе высшей деятельности индивид потребляет, использует в целях саморазвития свои творческие способности, которые выступают одновременно и как средство творческого труда, и как предмет творческого потребления. Потребляя свои творческие способности, индивид в то же время воспроизводит их. Процесс потребления является в этом случае одновременно процессом труда, и наоборот. Таким образом, креативная деятельность индивида распадается на рабочее время творческого труда-потребления и нерабочее время творческого труда-потребления.

С точки зрения креативной концепции человека, увели­чение производительности общественного труда есть не что иное, как освобождение человека от низших форм деятельности и создание усло­вий для занятия высшей деятельностью.

Итак, увеличение общественного креативного благосостояния озна­чает движение в направлении общественного прогресса.

Креативное благосостояние как ценностная норма. Потребности человека есть, по сути, институциализованные нормы обществен­ной жизни, которые формируются под влиянием глобальной тенден­ции исторического развития (см. [2,3]). Поскольку общественный прогресс за­ключается в увеличении совокупного объема высшей деятельности, соответствующая ему норма общественного поведения трактует такую деятельность как наиболее полезную для человека и общества в це­лом. Глубокая институционализация этой этической нормы индиви­дом приводит к формированию у него осознанной потребности в выс­шей деятельности. Если же эта норма слабо институционализирована индивидом (например, по причине ненадлежащего воспитания), то он не испытывает такой потребности. У такого индивида абсолютная по­требность проявляется неосознанно в различных формах: от пассив­ного просмотра телевизионных программ до употребления алкоголя и наркотиков, которые создают иллюзию высшей деятельности.

Основу креативного благосостояния составляют не столько внешние блага, традиционно исследуемые экономистами, сколько внутрен­ние качества личности. В современном мире определяющим условием благосостояния индивида являются его воспитание и образование, а основными общественными институтами, формирующими будущее благосостояние, становятся семья и школа. Даже самый современный рыночный механизм не может обеспечить потребителя лучшей жизнью, чем он заслуживает по своим знаниям и культуре.Поэтому научить потребителя предъявлять запросы просвещенного человека так же важ­но, как просто удовлетворять его требования.

Креативное благосостояние как межличностное отношение.Межличностное взаимодействие является процессом передачи лично­стных качеств от одного индивида к другому. Чем более развит человек, тем больше степень его индивидуализации, тем больше его возмож­ность обогащать своими личностными качествами других людей и само­му изменяться в результате межличностных взаимодействий. Обрете­ние индивидом новых личностных качеств требует от него творческих усилий. Поэтому в результате межличностного воздействия происхо­дит развитие индивида, что создает предпосылки для увеличения его креативного благосостояния.

Способность индивида испытывать меж­личностные воздействия, т. е. изменяться в результате таких воздейст­вий, тесно связана со способностью оказывать межличностные воздей­ствия на других людей. Творческие способности человека закладываются в раннем возрасте и являются результатом межличностных воздейст­вий со стороны родителей, учителей и пр. Если человек с детства не­восприимчив к воспитанию и обучению, то уровень его творческого развития будет низок.

Свойственное каждому человеку стремление постоянно увеличивать свое влияние на общество посредством расширения и укрепления си­стемы межличностных воздействий не всегда является осознанным. Рассмотрим несколько примеров, демонстрирующих разнообразие проявления этого сущностного стремления человека к персонифика­ции окружающей его социальной среды.

Социальные измерения креативного благосостояния.Социальное взаимодействиемежду индивидами понималось клас­сиками политэкономии исключительно как обмен товарами. В их модели общества межличностное взаимодействие не относилось к значимым экономи­ческим явлениям и фактически не рассматривалось как существенный фактор прогресса.

В теории креа­тивной ценности, наоборот, творческое взаимодействие индивидов составляет основу функционирования общества.Таким образом, в во­просе о сущности общественных отношений теории трудовой стоимости и креативной ценности принципиально расходятся.

У классиков важнейшим результатом социальных взаимодействий являлась экономия труда, достигнутая за счет разделения обществен­ного труда. Из их рассуждений следует, что бла­госостояние индивида тождественно принадлежащему ему объему меновой ценности, или его материальному богатству. В креативной тео­рии ценности творческое межличностное воздействие одного индиви­да на другого имеет прямо противоположные последствия.

Измерение креативного благосостояниячеловека за какой-либо период его жизни представляет собой сложную и пока не решённую задачу. в объективных единицах вре­мени творческого труда. Понятие креативной ценности лежит в основе теории информационной экономики (см. [5]).Если вклассической теории экономической ценности в качестве базовой временной единицы рассматривается время жизни человека, то теория креативной ценности базируется на этическом постулате, который утверждает, в каче­стве абсолютной ценности, время высшей деятельности человека, а все прочие блага — в качестве ценностей вторичных. Таким образом, увеличение творческого досуга является при­обретением и для человека, и для общества, средством повышения их благосостояния.
Неэкономическая категория времени занимает в теории креативной ценности доминирующее положение по сравнению с экономической категорией продуктивности труда, что является следствием этической предпосыл­ки об абсолютной ценности времени творческой деятельности безот­носительно к внешним ее результатам. Если в классической экономической теории ценность предмета определяется затратами времени на его производство, то в креативной теории — его способностью сокращать затраты времени низшей деятельности в результате творческого потребления. Креативная теория ценности явно формулирует сущностное значение высшей деятельности, поэтому здесь не возникает вопроса о целевом показателе, подлежащем максимизации каждым индивидом. Этим по­казателем является креативное благосостояние. В креативной теории главным макроэкономическим показателем служит суммарное время творческой деятельности всех членов общества, или общественное креативное благосостояние.

Психолого-педагогическая сторона проблемы. Почему интеллектуалы, являясь носителями креативного капитала общества, общепризнано, самого важного, самого динамичного и самовозобновляющегося, т.е. практически идеального капитала, – почему, спрашивает В.М.Куклин, они занимают сравнительно низкое социальное положение, о чем свидетельствуют их недостаточные личные доходы, да ещё и к тому же пренебрежительное отношение в обществе? Это главный вопрос воспитания нового человека. Сложилось так, что общество уже в известной степени стало креативным, а социальная мораль остаётся на приоритетах человека физического труда,т.е. в соответствии с постулатами индустриального общества. Причем, не только в нашем, украинском (или российском) социуме. Эти отношения суть инвариантами по отношению к месту и времени. «Истинным интеллектуалам,- заключает Куклин,- приходится платить слишком высокую цену за свой жизненный выбор. Они тратят свои бесценные юность и молодость на овладение знаниями и навыками, а затем еще большую часть своей жизни – на рутинную, поглощающую почти все их жизненные силы, малопонятную и плохо оцениваемую окружающими деятельность. Взамен, правда, они получают возможность приобщаться к тайнам природы и общества, причем результат их усилий проявляется в прогрессе человечества» ([6],с. 44).

Более 10 лет я работаю на кафедре педагогики и психологии управления социальными системами, которая специализируется на подготовке управленческой элиты. Принципы выявления, оценивания и использования креативного капитала технической интеллигенции составляют стержень того совершенно нового подхода к формированию специалистов, который отвечает задачам постиндустриального общества.

Литература:

  1. Бузгалин А.В. Новая Касталия // Социальная экономика, 2005, № 3-4. С. 28-48.
  2. Задорожный Г.В., Барвено О.В. Неоэкономика как интеллектономика (о цивилизации одухотворенного интеллекта) // Социальная экономика, 2001, № 2. С.23-32.
  3. Иноземцев В.Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические последствия. М.: ЗАОИ «Экономика», 2003. 776 с.
  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
  5. Корнейчук В.Б. Информационная экономика. СПб.: Питер, 2006.- 400 с.
  6. Куклин В.М. Нищий интеллект // Университеты. Наука и просвещение. № 3/2006. С. 34-44.


[1]Global Technology Revolution 2020 /RAND Corporation.- 2005.

[2] Индексы человеческого развития. Интернет-ресурс. 2006.

0
Your rating: None Average: 5.8 (13 votes)
Comments: 12

Praliyev Serik Zhailauovich

В статье рассматривается человеческий капитал. Сравнивается понятие человеческого капитала с традиционными формами материального капитала и показывается, что в современном обществе нужны совершенно новые ориентиры педагогической деятельности и психологические установки, которые бы поднимали на надлежащий уровень отношения в социуме к креативной личности, интеллектуальному творчеству, досугу как форме продолжения креативной деятельности и источникам креативного капитала – важнейшего достижения цивилизации. Статья, на мой взгляд, заслуживает высокой оценки. Спасибо автору! С уважением, expert36

Очень благодарна автору за высокую оценку моей статьи. Обращаясь к Вам как эксперту, хочу выразить надежду, что эта тема могла бы стать заглавной одной из конференций "International Scientific Analytical Project" (разумеется, если обсуждение этой возможности - в компетенции экспертов). Еще раз спасибо за доброжелательный тон и позитивное содержание рецензии. Зинаида Черванева

Очень благодарна автору за высокую оценку моей статьи. Обращаясь к Вам как эксперту, хочу выразить надежду, что эта тема могла бы стать заглавной одной из конференций "International Scientific Analytical Project" (разумеется, если обсуждение этой возможности - в компетенции экспертов). Еще раз спасибо за доброжелательный тон и позитивное содержание рецензии. Зинаида Черванева

Tskvitariya Tatyana Alexandrovna

Статья посвящена всегда современной и актуальной проблеме формирования и реализации творческого развития людей нового общества, построенного на знании. Интересной представляется теория развития общественного креативного благосостояния, позиция - Креативное благосостояние как межличностное отношение-.

Большое спасибо за позитивную оценку моей статьи. Ощущаю импульс дальнейшего развития темы, которая оказалась актуальной не только для меня, но и рецензентов. Благодарю!

Starikov Pavel

Очень своевременная статья. Необходимо привлекать внимание к проблемам возросшей роли креативности в современном обществе. Креативность становится сегодня индикатором развитости социума, накопленного социального капитала - основы инновационной экономики. Понимание этих системных моментов, которые далеко не очевидны для политики, государственного управления требует междисциплинарных, комплексных исследований, и, более того, с моей точки зрения, постоянного объема полемики, диалога. Наилучших пожеланий автору.

Благодарна автору отзыва за хорошую оценку статьи и продемонстрированное им глубокое понимание проблемы креативности - базиса человеческого капитала и основы ноосферологии. Мне кажется, что на страницах Интернета - в том числе через эту И.-конференцию очень удобно поднять эту тему. Традиционные учебники обычно опираются на существующий опыт в данной предметной области, что мешает совершить читателю определенную "бифуркацию сознания" - своего рода скачок в будущее. Спасибо. Зинаида Черванева

Благодарна автору отзыва за хорошую оценку статьи и продемонстрированное им глубокое понимание проблемы креативности - базиса человеческого капитала и основы ноосферологии. Мне кажется, что на страницах Интернета - в том числе через эту И.-конференцию очень удобно поднять эту тему. Традиционные учебники обычно опираются на существующий опыт в данной предметной области, что мешает совершить читателю определенную "бифуркацию сознания" - своего рода скачок в будущее. Спасибо. Зинаида Черванева

Vildanova Farida Zagitovna

Добрый день! Тема интересная, очень важная. Особенно понравилась мысль автора: "Поэтому научить потребителя предъявлять запросы просвещенного человека так же важно, как просто удовлетворять его требования". В процессе профессиональной подготовки лиц с ОВЗ данная тема становится очевидной, ребята не знающие своих способностей, имеют мало желаний и, соответственно, мало реализуются. Развивать креативное благосостояние - действительно, то что нужно. Принадлежит ли это словосочетание самому автору или заимствовано у кого-то? Хотелось бы подробнее узнать составляющие креативного благосостояния. Спасибо!

Благодарю за хороший, содержательный отзыв на статью. Отвечая на Ваш вопрос, прежде всего, хочу конкретизировать некоторые положения статьи. Хочу отметить, что существует креативное благосостояние индивида и общественное креативное благосостояние. При этом креативное благосостояние индивида характеризуется показателями интенсивности человеческой жизни, удельным весом высшей, творческой деятельности. Чтобы иметь представление о креативном благосостоянии индивида, равно как и об общественном креативном благосостоянии, достаточно учесть экстенсивную (средняя продолжительность жизни, уровень здоровья населения) и интенсивную (качество жизни населения, т.е. ее насыщенность высшей деятельностью, отражение уровня образования населения). Перемножив интенсивную и экстенсивную составляющие, узнаем, каков уровень креативного благосостояния индивида и уровень общественного креативного благосостояния. Теперь по существу вопроса: Философской основой концепции, понятия креативного благосостояния является теория творческой эволюции французского философа Анри Бергсона, экономической - теория экономического развития Йозефа Шумпетера, а в российской экономике - в работе Б.В.Корнейчука "Теория креативного багосостояния и цели экономической политики". Я нашла возможным рассмотреть психолого-педагогические аспекты этого понятия в смысле, показанном в статье и дополненном выше. Зинаида Черванева

Stepanchuk Natalia

Добрый день! В статье представлены интересные материалы для размышления. Хочу заметить, что я сталкиваюсь с тем, что, в основном, большинство наших сограждан даже не представляют себе свой творческий потенциал, они его тщательно скрывают от самих себя. И несмотря на то, что творческие способности закладываются в раннем детстве, существуют способы активизировать их и в производственных условиях. Хотелось бы, чтобы представители управленческой элиты способствовали созданию благоприятной среды для развития творческого потенциала на предприятиях, "возбуждая" и поддерживая интерес человека к своей уникальной персоне. Потому что интерес, даже если это эгоцентричный интерес, является одним из мощнейших мотивов деятельности человека. Спасибо!

Большое спасибо за поддержку идеи развития творческих способностей у управленческой элиты, в производственных условиях. Они там просто необходимы. Ведь от того, в какой степени управленческие кадры способны к поиску нового, оригинального, нетипичного, уникального зависит в целом прогресс общественного развития. Именно творческий потенциал сегодня определяет позицию страны в мировом постиндустриальном сообществе. Вот почему сегодня существует социальный заказ на повышение творческого потенциала общества как основного ресурса развития государства. И вот почему так важно формировать те качества будущего специалиста,которые прежде всего востребованы сегодня, создавать условия для его личностного развития, творческих способностей, общекультурного и профессионального уровней. В условиях технического университета по мере наших сил мы пытаемся ориентировать будущих специалистов и управленцев решать возникающие проблемы уникальным, новаторским способом, быть по другую сторону от рутины и шаблонов, следовать нестандартным тенденциям. Это относится ко всей направленности деятельности кафедры педагогики и психологии управления социальными системами Национального технического университета "ХПИ") С уважением, Зинаида Черванева.
Comments: 12

Praliyev Serik Zhailauovich

В статье рассматривается человеческий капитал. Сравнивается понятие человеческого капитала с традиционными формами материального капитала и показывается, что в современном обществе нужны совершенно новые ориентиры педагогической деятельности и психологические установки, которые бы поднимали на надлежащий уровень отношения в социуме к креативной личности, интеллектуальному творчеству, досугу как форме продолжения креативной деятельности и источникам креативного капитала – важнейшего достижения цивилизации. Статья, на мой взгляд, заслуживает высокой оценки. Спасибо автору! С уважением, expert36

Очень благодарна автору за высокую оценку моей статьи. Обращаясь к Вам как эксперту, хочу выразить надежду, что эта тема могла бы стать заглавной одной из конференций "International Scientific Analytical Project" (разумеется, если обсуждение этой возможности - в компетенции экспертов). Еще раз спасибо за доброжелательный тон и позитивное содержание рецензии. Зинаида Черванева

Очень благодарна автору за высокую оценку моей статьи. Обращаясь к Вам как эксперту, хочу выразить надежду, что эта тема могла бы стать заглавной одной из конференций "International Scientific Analytical Project" (разумеется, если обсуждение этой возможности - в компетенции экспертов). Еще раз спасибо за доброжелательный тон и позитивное содержание рецензии. Зинаида Черванева

Tskvitariya Tatyana Alexandrovna

Статья посвящена всегда современной и актуальной проблеме формирования и реализации творческого развития людей нового общества, построенного на знании. Интересной представляется теория развития общественного креативного благосостояния, позиция - Креативное благосостояние как межличностное отношение-.

Большое спасибо за позитивную оценку моей статьи. Ощущаю импульс дальнейшего развития темы, которая оказалась актуальной не только для меня, но и рецензентов. Благодарю!

Starikov Pavel

Очень своевременная статья. Необходимо привлекать внимание к проблемам возросшей роли креативности в современном обществе. Креативность становится сегодня индикатором развитости социума, накопленного социального капитала - основы инновационной экономики. Понимание этих системных моментов, которые далеко не очевидны для политики, государственного управления требует междисциплинарных, комплексных исследований, и, более того, с моей точки зрения, постоянного объема полемики, диалога. Наилучших пожеланий автору.

Благодарна автору отзыва за хорошую оценку статьи и продемонстрированное им глубокое понимание проблемы креативности - базиса человеческого капитала и основы ноосферологии. Мне кажется, что на страницах Интернета - в том числе через эту И.-конференцию очень удобно поднять эту тему. Традиционные учебники обычно опираются на существующий опыт в данной предметной области, что мешает совершить читателю определенную "бифуркацию сознания" - своего рода скачок в будущее. Спасибо. Зинаида Черванева

Благодарна автору отзыва за хорошую оценку статьи и продемонстрированное им глубокое понимание проблемы креативности - базиса человеческого капитала и основы ноосферологии. Мне кажется, что на страницах Интернета - в том числе через эту И.-конференцию очень удобно поднять эту тему. Традиционные учебники обычно опираются на существующий опыт в данной предметной области, что мешает совершить читателю определенную "бифуркацию сознания" - своего рода скачок в будущее. Спасибо. Зинаида Черванева

Vildanova Farida Zagitovna

Добрый день! Тема интересная, очень важная. Особенно понравилась мысль автора: "Поэтому научить потребителя предъявлять запросы просвещенного человека так же важно, как просто удовлетворять его требования". В процессе профессиональной подготовки лиц с ОВЗ данная тема становится очевидной, ребята не знающие своих способностей, имеют мало желаний и, соответственно, мало реализуются. Развивать креативное благосостояние - действительно, то что нужно. Принадлежит ли это словосочетание самому автору или заимствовано у кого-то? Хотелось бы подробнее узнать составляющие креативного благосостояния. Спасибо!

Благодарю за хороший, содержательный отзыв на статью. Отвечая на Ваш вопрос, прежде всего, хочу конкретизировать некоторые положения статьи. Хочу отметить, что существует креативное благосостояние индивида и общественное креативное благосостояние. При этом креативное благосостояние индивида характеризуется показателями интенсивности человеческой жизни, удельным весом высшей, творческой деятельности. Чтобы иметь представление о креативном благосостоянии индивида, равно как и об общественном креативном благосостоянии, достаточно учесть экстенсивную (средняя продолжительность жизни, уровень здоровья населения) и интенсивную (качество жизни населения, т.е. ее насыщенность высшей деятельностью, отражение уровня образования населения). Перемножив интенсивную и экстенсивную составляющие, узнаем, каков уровень креативного благосостояния индивида и уровень общественного креативного благосостояния. Теперь по существу вопроса: Философской основой концепции, понятия креативного благосостояния является теория творческой эволюции французского философа Анри Бергсона, экономической - теория экономического развития Йозефа Шумпетера, а в российской экономике - в работе Б.В.Корнейчука "Теория креативного багосостояния и цели экономической политики". Я нашла возможным рассмотреть психолого-педагогические аспекты этого понятия в смысле, показанном в статье и дополненном выше. Зинаида Черванева

Stepanchuk Natalia

Добрый день! В статье представлены интересные материалы для размышления. Хочу заметить, что я сталкиваюсь с тем, что, в основном, большинство наших сограждан даже не представляют себе свой творческий потенциал, они его тщательно скрывают от самих себя. И несмотря на то, что творческие способности закладываются в раннем детстве, существуют способы активизировать их и в производственных условиях. Хотелось бы, чтобы представители управленческой элиты способствовали созданию благоприятной среды для развития творческого потенциала на предприятиях, "возбуждая" и поддерживая интерес человека к своей уникальной персоне. Потому что интерес, даже если это эгоцентричный интерес, является одним из мощнейших мотивов деятельности человека. Спасибо!

Большое спасибо за поддержку идеи развития творческих способностей у управленческой элиты, в производственных условиях. Они там просто необходимы. Ведь от того, в какой степени управленческие кадры способны к поиску нового, оригинального, нетипичного, уникального зависит в целом прогресс общественного развития. Именно творческий потенциал сегодня определяет позицию страны в мировом постиндустриальном сообществе. Вот почему сегодня существует социальный заказ на повышение творческого потенциала общества как основного ресурса развития государства. И вот почему так важно формировать те качества будущего специалиста,которые прежде всего востребованы сегодня, создавать условия для его личностного развития, творческих способностей, общекультурного и профессионального уровней. В условиях технического университета по мере наших сил мы пытаемся ориентировать будущих специалистов и управленцев решать возникающие проблемы уникальным, новаторским способом, быть по другую сторону от рутины и шаблонов, следовать нестандартным тенденциям. Это относится ко всей направленности деятельности кафедры педагогики и психологии управления социальными системами Национального технического университета "ХПИ") С уважением, Зинаида Черванева.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.