facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

Потребность студентов вуза в формировании творческой компетентности

diplomПотребность студентов вуза в формировании творческой компетентностиПотребность студентов вуза в формировании творческой компетентности
Starikov Pavel, associate professor, candidate of philosophy, associate professor

Siberian Federal University, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

На основании анкетных опросов исследуются представления о творчестве студентов Сибирского федерального университета.  Используется методика анализа смысловых ассоциаций с творчеством. Показана тенденция гуманизации представлений о творчестве. Творчество образует в представлении студентов взаимосвязанный смысловой комплекс,  центром которого являются такие характеристики творчества, как: добро, обилие энергии, целостность, здоровье, свобода и независимость, саморазвитие, духовность.

Ключевые слова: студенты, творчество, анализ ассоциаций.

The article reviews the results of the survey devoted to defining attitudes of the Siberian federal university students concerning the phenomenon of the creativity. The study is based on the analysis of the associations as the most effective method to study such a complex phenomenon. The research proves the tendency of the humanization of ideas about the creativity. The results of this study show the strong relations among such features as humanity, the abundance of energy, the integrity freedom and independence, the self-development, which are integrated in the semantic complex in the mass consciousness.

Key words: students , creativity, analysis of the associations.

Ускорение темпов перемен, становление информационного общества, трансформация и усложнение экономической, социальной, культурной сред обитания человека  определяют проблематику креативности как одну из  актуальнейших для  общественных наук. Понятия «креативный класс», «креативный этос»,  «креативная экономика и география» фиксировали внимание исследователей на качественно новых проявлениях человеческого бытия,  разворачивающихся на всех уровнях экономической, социальной и культурной жизни.  Как пишет американский социолог Ричард Флорида, исследующий проблему проявлений креативности в современном обществе: «У человеческой креативности много измерений и аспектов. Сответственно, креативный этос проникает повсюду, от профессиональной культуры до общечеловеческих ценностей и сообществ, изменяя наше представление о себе как об экономических и социальных объектах, т.е. саму идентичность. Новая креативная экономическая система сложилась далеко не окончательно и продолжает развиваться, опосредуя становление новых стилей труда, стилей жизни, форм общения между людьми и сообществами, которые, в свою очередь, способствуют творческой деятельности» [1, с. 36].

Ключевое значение в формировании креативного этоса  играют университеты, которые  становятся ядром креативности, оказываются основным компонентом инфраструктуры креативной экономики на уровне региона.

В этом социальном, экономическом, культурном контексте формирование компетентности в творчестве (социальные, психологические, философские аспекты) определяется как все более важная задача  вузовского гуманитарного образования.  Проблема целенаправленного формирования творческой компетентности, то есть необходимых знаний и навыков организации творческого процесса является значимой как в контексте  удовлетворения потребностей индивидуального развития студентов, так и адаптации ценностей гуманитарного образования к рыночным институтам постиндустриального, информационного общества, креативной экономики.

Очевидно, что для решения этой комплексной проблемы, прежде всего, необходима организация системы мониторинга  творческой компетентности, исследование реальных  потребностей студентов в развитии навыков творчества, получения знаний об организации творческого процесса. В то же время в методологическом плане изучение и интерпретация   представлений, сопряженных с творчеством,  связано с очевидными трудностями. Сегодня способность к творческой деятельности становится своеобразным  индикатором  успешности человека,  развитости его внутреннего мира. Тема творчества определяется  такими актуальными проблемами личности и общества, как: ресурсы развития человеческих способностей, смысл созидательной деятельности, сознательное и бессознательное, свобода и спонтанность, системное мышление и интегративность, мировоззрение и место творческой личности в обществе, возможность и необходимость формирования навыков творчества.  В социальном контексте  появление креативного класса, развитие креативного этоса составляет  наиболее значимую социо-культурную трансформацию конца второго и начала третьего тысячелетия.

Трудности, определяемые  необходимостью глубинной рефлексии относительно   "культурно-генетических кодов"  норм и представлений, соотносящихся с творческим процессом,  задают  поисковый характер современных эмпирических исследований в рассматриваемой области.

Результаты мониторингового исследования, проведенного в  2007,  2009, 2010  г. среди студентов Сибирского Федерального Университета (в целом – 900 студентов)  позволяют выявить общую картину отношения современной студенческой молодежи к творчеству, творческой компетентности, наметить новые гипотезы и перспективные области для изучения по данной тематике. Исследования проводились  среди  студентов  различных институтов и направлений (естественно-научного, гуманитарного, технического).  63%  опрошенных составляют лица женского пола, 37% - мужского. Студентам были предложены проективные тесты, задавались открытые и закрытые вопросы.

По результатам исследования, прежде всего, следует отметить, что в целом студенты склонны считать творчество, творческие способности важной характеристикой современного человека, влияющей на его успешность, карьеру. Так, 79% (2007 г.), 85% (2009 г.), 84% (2010) студентов   согласны с утверждениями, что «способность к творчеству помогает добиться успеха в жизни», «творчество – это источник подлинного удовольствия» (73%,  68%, 75%, соответственно), «на современном рынке труда востребованы творческие люди» (53% , 51%, 51 %).

Студенты, также,  позитивно оценивают возможность развития творческого потенциала личности – 77% (2007 г.), 76% (2009 г.), 72% (2010 г.) студентов согласны или частично согласны с утверждением, что «существуют эффективные методики развития творческого потенциала личности». Поскольку распределения ответов на вопросы анкеты студентов в 2007, 2009, 2010 гг. практически совпадают, то далее в докладе приводятся усредненные результаты исследований, проведенных в 2007, 2009, 2010 году.

С целью проанализировать латентные группы смыслов, сопряженные  с понятием  «творчество»,  в исследовании был применен  новый методический подход – комплексный анализ смысловых ассоциаций. Респондентам  предлагалось  оценить  по семибальной шкале (где «1» - не ассоциируется, «7» - характеристика абсолютно подходит) степень ассоциирования каждого предложенного  значения с творчеством.

В целом ассоциативные тесты широко используются в психологических, социологических  исследованиях, начиная с пионерских работ К.Юнга. В нашем исследовании предполагалось, что испытуемый, опираясь на свои ощущения степени смысловой близости понятий, спроецирует  внутренние представления о творчестве на предлагаемый стимульный материал (набор из тридцати четырех подобранных ранее категорий).

Сравнение результатов исследований за три года показало устойчивость шкалы, достаточную чувствительность  шкалы  для изучения влияния различных психологических, социально-культурных и демографических факторов на ассоциативные структуры, связанные  с понятием  «творчество».

 Анализ средних значений по группам позволяет понять основную структуру ассоциативного поля, сопряженного с творчеством. Использование корреляционного анализа позволяет уточнить  взаимодействие компонентов этого поля.

Основная ассоциативная структура, сопряженная с творчеством, представлена  следующими смысловыми категорями (в скобках указаны средние значения по выборке): воображение (6,4); самовыражение (6,3); талант (6,2); вдохновение (6,1); удовольствие (5,9); саморазвитие (5,8); оригинальность (5,7); импровизация, спонтанность (5,7); свобода, независимость (5,4); интересные люди (5,4); интеллект (5,3).

По всей видимости,  спектр общих для всех студентов смысловых ассоциаций отражает  современную тенденцию гуманизации представлений о творчестве – то есть формирование взгляда на творчество, как на совершенный модус человеческого бытия (становления, целостности, свободы и самовыражения). Так, К. Роджерс (один из известных представителей гуманистической психологии) определяет творчество как «усиление себя», считая, что  главный побудительный мотив творчества - стремление человека реализовать, проявить свои возможности. Под этим стремлением К. Роджерс имеет в виду «направляющее начало, проявляющееся во всех формах органической и человеческой жизни, – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденцию к выражению и проявлению всех способностей организма и «Я» [2, с.413]. Близкую концепцию  творчества развивал А.Маслоу, другие авторы,  сопоставлявшие проблематику здоровья, зрелости, самореализации и творчества.

Показательно в этом контексте ассоциирование творчества студентами, прежде всего, с самовыражением, удовольствием, саморазвитием, вдохновением, импровизацией и спонтанностью.  Можно отметить, что в среднем, для современного студенчества творчество соотносится  больше с воображением, талантом, вдохновением (личностным  началом), чем интеллектом, системным подходом (рациональным и логическим). 

Существенно  неоднородны по выборке  смысловые ассоциации студентов в отношении таких категорий  как: обилие энергии (4,9); интуиция (4,8); добро (4,8); подсознание (4,6);  игра (4,6);  успешность (4,4); духовность (4,4); глубинное ядро человека, сущность (4,3); целостность (4,1); тайна (4,1); природное естество, инстинкт жизни (3,9); риск, неопределенность (3,9); здоровье (3,7); чудеса, волшебство (3,7); престиж (3,2); муки творчества (3,1); конфликт (3,1); проявление Божественного начала (2,9); системный подход (2,9); ощущение незримой поддержки Вселенной, Бога (2,8).

Анализ  данной группы ассоциаций   позволяет соотнести смыслы и значения, сопряженные  с  творчеством, с  направленностью трансформационных процессов в современном мировоззрении. Необходимо   учесть, что в историческом  процессе  представления о  творчестве менялись существенным образом, диалектически проявляя все новые его грани. Современное, здесь и сейчас формирующееся понимание творчества, креативного акта отражает важнейшие особенности нашей эпохи. Среди них следует отметить несколько,  как представляется, наиболее важных: во-первых, формирование новой картины мира, нового мировоззрения на принципах системности, холизма, синергетичности; во-вторых, актуализацию значимости интегративных процессов для решения глобальных проблем, вставших перед человечеством.

В рамках разнообразных научных концепций рождается представление о фундаментальной целостности мироздания, обнаруживается, что мы не можем разложить мир на отдельные "строительные кирпичики", все связано со всем.  В  контексте формирующейся холистической парадигмы творчество предполагает не просто «манипулирование» информацией с целью получения решения – оно включает человека в многомерность космического креативного процесса, в котором преобразуется и сам субъект творчества.

В представлениях авторов гуманистического, экзистенциального, трансперсонального направления мы видим оформление   нового, адекватного для современной эпохи видения творческого процесса, в центре которого  взаимодействие со сложными, уникальными, саморазвивающимися системами (таковыми являются все живые существа, любой реальный объект в силу существующей связи всего со всем).  А именно, каждый акт взаимодействия со сложными, живыми системами -  творческий акт интеграции, трансформации объекта и самого субъекта творчества. Таким образом, творчество определяется в качестве центра, источника развития человеческой индивидуальности, социальных и природных систем.

Тот факт, что  значительная часть студентов соотносит творчество с «обилием энергии» (61% респондентов), «добром» (57% респондентов), «духовностью» (51%); «глубинным ядром человека, сущностью» (49%); «целостностью» (44%); «тайной» (48%) позволяет определить актуальность  проблематики творчества для современного студенчества в широком контексте формирования  новой картины мира, нового мировоззрения и мироощущения на принципах  целостности, холизма, синергичности.

Анализ корреляционной матрицы по этому блоку переменных показал, что творчество образует в представлении студентов взаимосвязанный смысловой комплекс, центром которого являются такие характеристики творчества, как: добро; обилие энергии; целостность; здоровье; свобода и независимость; саморазвитие; духовность (табл.1).  Выявленные ассоциативные связи подтверждают положение о том, что  творчество становится одним из центральных понятий формирующегося  синкретичного мировоззрения и мироощущения современной студенческой молодежи.

Таблица 1

 Матрица интеркорреляций  различных  ассоциаций с творчеством (указаны коэффициенты корреляции по Пирсону)

 

Целостность

Здоровье

Духовность

Добро

Саморазвитие

Свобода

Обилие энергии

Целостность

1,00

0,27

0,23

0,33

0,36

0,38

0,34

Здоровье

0,27

1,00

0,37

0,55

0,24

0,21

0,14

Духовность

0,23

0,37

1,00

0,42

0,34

0,31

0,09

Добро

0,33

0,55

0,42

1,00

0,43

0,47

0,23

Саморазвитие

0,36

0,24

0,34

0,43

1,00

0,48

0,30

Свобода

0,25

0,38

0,21

0,31

0,47

1,00

0,33

Обилие энергии

0,34

0,14

0,09

0,23

0,30

0,33

 

1,00

Для  определения   интереса студентов к развитию своих творческих способностей, формированию творческой компетентности    задавался вопрос «Насколько для Вас   важно развитие следующих способностей и качеств?»  с измерением по семибальной шкале (1- абсолютно не важно, 7 - очень важно, абсолютно необходимо).

В ходе исследования было показано, что  студенты проявляют  выраженный интерес  к овладению конкретными  навыками творчества: «умению генерировать множество разнообразных подходов, идей для решения задач» (среднее значение составляет 5,9); «умению импровизировать» (5,9); «умению посмотреть на мир с иной точки зрения» (5,9); «умению вызывать и использовать мысленные образы для саморазвития, творчества» (5,5); «выявлению структуры своей личности, защитных механизмов, возможностей развития» (5,4). Представляет достаточный интерес для студентов  «знание техник творчества, психологических закономерностей творчества» (4,4).

В целом, использование методики изучения смысловых ассоциаций показало многозначность и поликонтекстность понятия «творчество»,  его значимое положение в  формирующемся современном мировоззрении и мироощущении современного студенчества. Результаты исследования доказывают актуальность проблематики творческого  развития студенческой молодежи, потребность студентов в получении систематизированных знаний о творчестве, необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс курсов, направленных на формирование творческой компетентности учащихся в рамках   широкого, интегрального подхода, включающего социально-философские, психологические, психотехнические аспекты.

В заключение следует добавить, что десятилетний опыт разработки и проведения семестрового авторского курса «Творческий семинар» показал  [3,4] аналогичные тенденции: высокий интерес студентов к современным техникам творчества, их потребность не в узком прагматическом, а в комплексном подходе, основанном на рассмотрении личностной, социальной, духовной и психотехнологической проблематики творчества.

Литература:

  1. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст] / Р. Флорида. – М.: Издательский дом «Классика – ХХI», 2007. – 421 с.
  2. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480с.
  3. Стариков, П.А. Пиковые переживания и технологии творчества: учебное пособие / П.А. Стариков. – Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права», 2011. – 92 с.
  4. Стариков, П.А. Современные технологии организации творческого процесса: учебное пособие / П.А. Стариков. – Красноярск, 2005. – 89 с.
0
Your rating: None Average: 7.5 (11 votes)
Comments: 8

Derecha Viktor Andreevich

Считаю Вашу работу очень актуальной в плане формирования у учащейся молодежи адекватного отношения к сущности творчества и потребности творческого подхода в любых видах профессиональной деятельности. С уважением, В.А. Дереча.

Fedina Volodimira

Стаття предсталяє велику цінність, адже була проведена значна експериментальна робота в контексті сформованості творчої компетентності. Статті такого практичного спрямування викликають повагу та захоплення.

Shaayhimova R.

В статье рассматривается очень актуальная тема о формировании творческой личности студента. Автор поднимает актуальные проблемы, рассматривает элементы творческих способностей, качества творческой личности, обращает внимание на необходимость развития творческого потенциала среди студентов для успешного решения профессионального самоопределения. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности. . Спасибо Вам за статью.

Praliyev Serik Zhailauovich

В статье рассматривается очень актуальная тема о формировании творческой личности студента. Цель работы - прежде всего, установить значение творчества в представлениях современного студента, осознанные и неосознанные представления, потребности, проследить в динамике. На основании анкетных опросов исследованы представления о творчестве студентов Сибирского федерального университета. Использованы методика анализа смысловых ассоциаций с творчеством. Показана тенденция гуманизации представлений о творчестве. Приведены оригинальные результаты исследования о потребности студентов к развитию своих творческих способностей. Спасибо за статью! Успехов Вам! С уважением, expert36

Elena Artamonova

Павел Анатольевич продолжает успешно развивать вопросы своего доклада предыдущей конференции на очень актуальную тему о формировании творческой личности студента. Вузам в современных условиях, отмеченных автором в начале статьи,необходимо воспитывать студентов, как личности инновационной направленности. Приведены оригинальные результаты исследования о потребности студентов к развитию своих творческих способностей. Вызывают большой интерес и вопросы по эффектному вычислению коэффициентов корреляции по Пирсону.Например, как удалось установить, что коэффициенты адекватно представляют соотношения:интересно узнать число опрошенных студентов для выяснения пропорций между числом «наблюдений и факторами». Ведь в отличие от многих общих математических бинарных отношений корреляционные коэффициенты нетранзитивны. Какая компьютерная программа использовалась?

Starikov Pavel

Большое спасибо за проявленный интерес к работе. Цель работы - прежде всего, установить значение творчества в представлениях современного студента, осознанные и неосознанные представления, потребности, проследить в динамике. Мной проводились такого рода исследования с 2002 года, по отдельным шкалам с 1988 года. Общий объем выборки за почти два десятилетия исследований больше трех тысяч респондентов. Собрана большая база данных по многим переменным: религиозные, этические представления, жизненные ориентации студентов. Одно исследование - приблизительно триста человек опрошенных. Последние годы начали формировать дополнительную базу данных относительно опыта пиковых переживаний, потоковых состояний, вдохновение студенческой молодежи. Интересно, что опыт вдохновения в большей степени связан с опытом деятельности в сфере искусства, значительно - с написанием текстов. К сожалению всего этого не отразишь в малом формате доклада. Данные обрабатывались в пакете программ Statistica 7.0. Корреляционный анализ по Пирсону применялся поскольку шкалы можно условно считать метрическими (квазиметрическими). Хотя в целом, расчитанные коэффициенты корреляции незначительно отличаются от расчитанных по Спирмену, гамма. Значимые коэффициенты корреляции между отдельными категориями показывают, что эти две категории входят в один пучок смыслов. Эта задача и решалась в ходе корреляционного анализа - выделить взаимосвязанные пучки смысловых ассоциаций. Таким образом, мы можем использовать три уровня анализа смысловых ассоциаций: по средним значениям (типичные, общие для всех студентов смысловые ассоциации), по корреляциям (поляризацию мнений студентов о творчестве), по выявлению взаимосвязанных пучков (анализ скрытых, обобщающих переменных, так же как и в факторном анализе, но факторный анализ представляется автору более схематичным и довольно легко порождающим ошибки интерпретации). Анлиз смысловых ассоциаций проводился независимо для всех отдельных исследований или выборок. Поскольку и средние, и коэффициенты корреляции для разных выборок практически совпадают ( это говорит и об отсутствии ошибок при формировании выборок, и об относительной стабильности представлений о творчестве за период с 2007 по 2010 гг.), то в докладе были приведены данные за 2009 год. В динамике 1988 по 2010 гг. мы можем видеть постепенное изменение отношения к творчеству, и не в лучшую сторону, хотя ассоциативный анализ тогда еще не использовался. С моей точки зрения самое главное, что мне хотелось бы доказать - необходимость разработки интегральных программ по формированию творческой компетентности студентов, давать студентам межотраслевое целостное представление о творчестве в рамках вузовского образования, усилить компоненту творчества в блоке гуманитарных дисциплин. Так, на кафедре социология Сибирского федерального университета создан учебно-методический образовательный комплекс "Общая социология" с отдельным модулем "Социология инноваций и креативности". Еще раз благодарю, за возможность обсудить проблемы развития творческости студентов.

Mertins Kseniya

Интересное исследование. После прочтения статьи у меня возник вопрос- а зависит ли потребность студентов в творческом методе от психологического возраста? И не рассматривалось ли творчество как процесс получения результата научного исследования?

Polina Bavina

Спасибо, интересные материалы. Вопрос. Какова методика исследования? Применимы ли Ваши материалы в нетворческих специальностях?
Comments: 8

Derecha Viktor Andreevich

Считаю Вашу работу очень актуальной в плане формирования у учащейся молодежи адекватного отношения к сущности творчества и потребности творческого подхода в любых видах профессиональной деятельности. С уважением, В.А. Дереча.

Fedina Volodimira

Стаття предсталяє велику цінність, адже була проведена значна експериментальна робота в контексті сформованості творчої компетентності. Статті такого практичного спрямування викликають повагу та захоплення.

Shaayhimova R.

В статье рассматривается очень актуальная тема о формировании творческой личности студента. Автор поднимает актуальные проблемы, рассматривает элементы творческих способностей, качества творческой личности, обращает внимание на необходимость развития творческого потенциала среди студентов для успешного решения профессионального самоопределения. Развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности. . Спасибо Вам за статью.

Praliyev Serik Zhailauovich

В статье рассматривается очень актуальная тема о формировании творческой личности студента. Цель работы - прежде всего, установить значение творчества в представлениях современного студента, осознанные и неосознанные представления, потребности, проследить в динамике. На основании анкетных опросов исследованы представления о творчестве студентов Сибирского федерального университета. Использованы методика анализа смысловых ассоциаций с творчеством. Показана тенденция гуманизации представлений о творчестве. Приведены оригинальные результаты исследования о потребности студентов к развитию своих творческих способностей. Спасибо за статью! Успехов Вам! С уважением, expert36

Elena Artamonova

Павел Анатольевич продолжает успешно развивать вопросы своего доклада предыдущей конференции на очень актуальную тему о формировании творческой личности студента. Вузам в современных условиях, отмеченных автором в начале статьи,необходимо воспитывать студентов, как личности инновационной направленности. Приведены оригинальные результаты исследования о потребности студентов к развитию своих творческих способностей. Вызывают большой интерес и вопросы по эффектному вычислению коэффициентов корреляции по Пирсону.Например, как удалось установить, что коэффициенты адекватно представляют соотношения:интересно узнать число опрошенных студентов для выяснения пропорций между числом «наблюдений и факторами». Ведь в отличие от многих общих математических бинарных отношений корреляционные коэффициенты нетранзитивны. Какая компьютерная программа использовалась?

Starikov Pavel

Большое спасибо за проявленный интерес к работе. Цель работы - прежде всего, установить значение творчества в представлениях современного студента, осознанные и неосознанные представления, потребности, проследить в динамике. Мной проводились такого рода исследования с 2002 года, по отдельным шкалам с 1988 года. Общий объем выборки за почти два десятилетия исследований больше трех тысяч респондентов. Собрана большая база данных по многим переменным: религиозные, этические представления, жизненные ориентации студентов. Одно исследование - приблизительно триста человек опрошенных. Последние годы начали формировать дополнительную базу данных относительно опыта пиковых переживаний, потоковых состояний, вдохновение студенческой молодежи. Интересно, что опыт вдохновения в большей степени связан с опытом деятельности в сфере искусства, значительно - с написанием текстов. К сожалению всего этого не отразишь в малом формате доклада. Данные обрабатывались в пакете программ Statistica 7.0. Корреляционный анализ по Пирсону применялся поскольку шкалы можно условно считать метрическими (квазиметрическими). Хотя в целом, расчитанные коэффициенты корреляции незначительно отличаются от расчитанных по Спирмену, гамма. Значимые коэффициенты корреляции между отдельными категориями показывают, что эти две категории входят в один пучок смыслов. Эта задача и решалась в ходе корреляционного анализа - выделить взаимосвязанные пучки смысловых ассоциаций. Таким образом, мы можем использовать три уровня анализа смысловых ассоциаций: по средним значениям (типичные, общие для всех студентов смысловые ассоциации), по корреляциям (поляризацию мнений студентов о творчестве), по выявлению взаимосвязанных пучков (анализ скрытых, обобщающих переменных, так же как и в факторном анализе, но факторный анализ представляется автору более схематичным и довольно легко порождающим ошибки интерпретации). Анлиз смысловых ассоциаций проводился независимо для всех отдельных исследований или выборок. Поскольку и средние, и коэффициенты корреляции для разных выборок практически совпадают ( это говорит и об отсутствии ошибок при формировании выборок, и об относительной стабильности представлений о творчестве за период с 2007 по 2010 гг.), то в докладе были приведены данные за 2009 год. В динамике 1988 по 2010 гг. мы можем видеть постепенное изменение отношения к творчеству, и не в лучшую сторону, хотя ассоциативный анализ тогда еще не использовался. С моей точки зрения самое главное, что мне хотелось бы доказать - необходимость разработки интегральных программ по формированию творческой компетентности студентов, давать студентам межотраслевое целостное представление о творчестве в рамках вузовского образования, усилить компоненту творчества в блоке гуманитарных дисциплин. Так, на кафедре социология Сибирского федерального университета создан учебно-методический образовательный комплекс "Общая социология" с отдельным модулем "Социология инноваций и креативности". Еще раз благодарю, за возможность обсудить проблемы развития творческости студентов.

Mertins Kseniya

Интересное исследование. После прочтения статьи у меня возник вопрос- а зависит ли потребность студентов в творческом методе от психологического возраста? И не рассматривалось ли творчество как процесс получения результата научного исследования?

Polina Bavina

Спасибо, интересные материалы. Вопрос. Какова методика исследования? Применимы ли Ваши материалы в нетворческих специальностях?
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.