facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ / APPLICATIONOF EXTREME ANTHROPOLOGY IN STUDYING THE ECOLOGY AND YOUTH HEALTH

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ / APPLICATIONOF EXTREME ANTHROPOLOGY IN STUDYING THE ECOLOGY AND YOUTH HEALTH
Riyaz Masalimov, associate professor, candidate of history, associate professor

Bashkir State University, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

В статье рассматриваются проблемы экологии и здоровья учащейся молодёжи, определяются возможности её адаптации к современным чрезвычайным условиям. Подчёркивается важность принципов экстремальной антропологии для исследования этих проблем.
Ключевые слова: Экстремальная антропология, чрезвычайные ситуации, экология, здоровье, молодёжь, культура, труд.

In the paper problems of ecology and health of the student youth are considered, possibilities of their adaptation to modern extraordinary situations are determined. The importance of the principles of the extreme anthropology for investigation is emphasized.
 Keywords: The Extreme Anthropology, Extraordinary Situations, Ecology, Health, Youth (Students), Culture, Labor.

Физическое и психическое здоровье, как самая существенная практическая часть человеческой природы и культуры, в современных условиях требует выработки более глубокого понимания в отношении того, что делает различные культуры различными и что составляет основу их функционирования, ибо проблемы глобальных изменений, начиная с географическо-климатических и кончая психологическо-поведенческими, теснейшим образом связаны с возможностями, потенциями, интенциями, мотивациями выживания и адаптации каждой культуры, каждого индивида, каждой личности, прежде всего подрастающего поколения, к феноменально изменившимся условиям. Стратегические линии модернизации образования — компетентностный и системно-деятельностный подходы - соответствуют целям, задачам экологического образования в интересах устойчивого развития, направленным на становление компетентной, функционально грамотной личности, нацеленной на саморазвитие и самореализацию, участие в демократическом принятии решений.

Современная антропология, вернее, её одно важное направление, получившее название «экстремальная антропология», строго учитывает возросшую в начале XXI века, обострившуюся ещё раньше, в конце ХХ века, проблему обеспечения безопасности человека, личности и общества [6]. Эта проблема рассматривается как первостепенная, так как необычайное увеличение производительных сил, опиравшихся на новейшие научно-технические открытия и изобретения, и одновременно резкое возрастание опасности, которое сопровождалось их внедрение для естественной природной и искусственной социальной среды обитания человека, стало неопровержимым фактом бытия. Пагубные, зачастую откровенно разрушительные следствия этого внедрения, дававшие о себе знать серией масштабных техногенных катастроф и крупнейших аварий, заставили задумываться над вопросом о совместимости созидательного потенциала научно-технического прогресса с исходящим от него ущербом, о тех силах, посредством которых людям предстоит разрешить это серьёзное противоречие. Как отмечала М.Н. Власова, «экологическая катастрофа — это необратимое изменение природных комплексов, связанных с массовой гибелью живых организмов» [2, с. 85]. Угроза всему живому на планете Земли не случайно сопровождается экономическим кризисом, о чём всерьёз озаботились и экономисты [См.: 3].

Сопоставляя понятия «культура» и «техника», или, как у классиков социологии начала ХХ века, «культура» и «цивилизация», следует отметить, что понятие «техника», понятие «цивилизация», или даже более узкое понятие «техническая культура», характеризуют социальное бытие культуры. Иначе, технология, техническая культура, цивилизация — это явно выраженная культура, они являются наивысшей культурной целостностью и наивысшей культурной идентичностью людей. Как сформулировал профессор РАГС при Президенте РФ Н.М. Мамедов, «культура — это совокупность различных способов и результатов адаптации и организации жизнедеятельности людей в той или иной среде на основе определённых ценностно-мировоззренческих установок и технологических решений. Это интегрированный опыт освоения человеком действительности, который в различных формах и видах передаётся от поколения к поколению и в общем характеризует программу развития данного общества» [4, с. 55]. Но всё же заявлять, что в достижениях культуры закодированы способы самосохранения социума, было бы неверно. Исторический опыт показывает, что любая культура, пусть самая технологически развитая, любая цивилизация находятся под скрытой угрозой и риском. Вот почему так востребована экстремальная антропология, которая не только теоретизирует по поводу проблемы риска, но и пересматривает взгляды на место и роль данного фактора в структуре жизнедеятельности человека и общества. Если поначалу казалось, что такой пересмотр касается изменения характеристики риска лишь с формальной стороны, учитывающей факт расширения сфер его влияния, то по мере погружения в тему, всё явственнее выступали доказательства, требующие качественных перемен во взглядах на факторы экстремальности. Необычайно быстро накапливались аргументы, подтверждающие мнение о том, что умение и знание поведения, деятельности и адаптации в обязательное правило, становятся необходимой и важной составляющей современной культуры. С одной стороны, изменение взгляда на риск порождалось осознанием значимости перемен в самой реальности, с другой — оно свидетельствовало о готовности людей, вернее, об их интенции, стремлении, адекватно реагировать на происходящие перемены, об их сознательных попытках с помощью столь неординарного инструмента, как экстрим, воздействовать на ход событий.

Экстремальность в современном бытии и риск кажутся всего лишь деталью, частностью на фоне общетеоретических проблем, традиционно относящихся к ведению социальной философии. Однако в ходе размышления накапливаются аргументы в пользу мнения, что его исследование способно приблизить нас к познанию предметов не только сокровенных, но необычайно значимых для человека современной эпохи, что познание риска служит своего рода ключом к их пониманию. Поскольку риском пронизаны буквально все стороны бытия людей, их сознание, поведение и деятельность, формирование обобщённого образа рассматриваемого явления представляло собой довольно сложную задачу, его целостный образ как бы растворялся в массе отличающихся друг от друга конкретных форм. Трудности выработки концептуального подхода к проблеме коренились и в том, что в экстремальных усилиях человек реализовывал двойственность своей натуры. Он думал и действовал, побуждаемый силами, заложенными в нём природой и сформированными историей (т.е. культурой). При этом именно в риске единение, концентрация и мобилизация естественно-биологических и социально-культурных качеств достигали наивысшего предела. Порой казалось невозможным решить, каким из них принадлежит пальма первенства в соответствующей мотивации.

Как известно, взрослый организм активно борется со всякими изменениями, способными нарушить его жизнеспособность, включая адаптационные механизмы, противостоящие этим деструкциям. Каждое заболевание может быть понято как процесс взаимодействия защитно-приспособительных механизмов с повреждающим фактором. Это положение справедливо также и по отношению к внутренним, естественно развивающимся изменениям, нарушающим жизнеспособность организма, например, к процессу старения [9, с. 44].

Понятие «здоровье» многозначное и очень сложное понятие, ибо заключает в себе и природно-биологические, социально-культурные и творческо-креативные компоненты. Именно в трудовой деятельности личности эта триада «инстинкты-культура-наука» реализуется в феноменологическом единстве, все эти компоненты содействованы, конечно, в разной степени интенсивности,  в рациональном выборе актора [7, с. 112-113]. Здоровье человека зависит от многих условий и факторов, а именно: среды обитания, уровня и качества жизнедеятельности, эмоционально-чувственного и интеллектуального саморазвития, жизненной позиции и т.д. Здоровье людей определяется духовной, морально-нравственной, социально-политической атмосферой, сложившейся в конкретном обществе. На него влияет абсолютно всё: социально-культурные, экономические и бытовые условия, негативно сказывается грубое политическое насилие. Без преувеличения можно сказать, что сохранение и укрепление здоровья людей — это проблема глобальная, выдвинувшаяся в число острейших проблем общественного развития, для решения которых необходимо разработать целый комплекс экономического, политического и особенно морального развития человечества. Вот почему здоровье человека — центральная проблема в новой антропологической науке.

Обеспечение физического здоровья человека — это важная, но только одна сторона задачи. Другой, не менее важной, является укрепление здорового духа человека, духовности всего народа. Как точно отмечал Эрих Фромм, что «обычно мы пребываем в полусонном состоянии и пробуждаемся только для деловой активности; но мы ещё недостаточно проснулись для жизненной активности, что является единственной значимой задачей для живого существа. Великими вождями человечества становятся те, кто пробудил людей от полудрёмы. Великие враги человечества — это те, кто погружал его в сон, и не столь уж важно, применяли ли они в качестве снотворного поклонение богу или золотому тельцу» [11, с. 581]. Российский советский академик Н.Н. Моисеев писал: «Мощность человеческой цивилизации, её способность влиять на ход событий общепланетарной эволюции становится столь значительной, что в принципе она способна разрушить сложившуюся ситуацию, сложившееся состояние биосферы, которую мы условно назовём равновесной. Конечно, сегодня человек ещё не способен уничтожить биосферу напрочь. Но под его воздействием она может перейти в новый равновесный режим. И каков будет он, об этом мы сегодня сказать ничего не можем. И даже не знаем, будет ли место для человека в этой новой биосфере» [8, с. 84]. Поэтому на передний план научного анализа, на его взгляд, выходят проблемы таких оценок альтернатив человеческой деятельности, которые не нарушают гомеостазиса человека как вида, не разрушают, а обеспечивают совместное развитие человечества и биосферы.

В новой антропологии современный образ цивилизации всё более ассоциируется гражданами с космическими и экологическими идеями, с эстетическими идеалами обеспечения единства всего человечества и его судьбы.  Новая дисциплина подсказывает, что человечество живёт в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека — Homosapiens и складывается условия для формирования другого типа — Homosapiensmoralis, который будет осуществлять нравственный самоконтроль. Поэтому в современных условиях нужно не только продолжать изучать существующий тип человека, но и готовить интеллектуальную почву для формирования человека грядущей цивилизации, более разумной и более моральной, т.е. совестливой.

В здоровье человека сконцентрирован природный, биологический потенциал человеческого индивида, его естественный психофизиологический ресурс и, конечно, конкретные духовно-интеллектуальные данные. В самом понятии «здоровье человека» скрыто множество антропоцентристских смыслов, идеалов и значений, а главное из них — это зависимость здоровья человека от Природы и Космоса. Философское осмысление природно-космической сути здоровья человека как ценностного образования позволяет утверждать, что именно антропологический взгляд является ключевым принципом всех совершающихся в мире событий.

 Вот здесь уместно будет напомнить узость и недостаточность материалистических и идеалистических взглядов на антропогенез, которые оставляют в стороне один важнейший момент: а как именно формировался мозг человека, самый основной аппарат, главный центр мышления, сознания, духовности, морали, без чего сам материальный труд был невозможен, невозможны религии и пр. Огонь вселенский, Солнце — вот что стало важнейшей основой и причиной высшего развития головного мозга человека. Как это ни кажется неожиданно простым, именно умение приготавливать мясную пищу на огне обеспечило постоянный приток в мозг белков и других высших химических соединений, необходимых для формирования сложнейших его участков, нейронов и прочих важных элементов. Практически кора мозга создала человека. Вернее, надо сказать, что человека создали огонь и труд. Древнейшие люди уже догадывались об этом, создавая самые первые, примитивные космологические мифы о зарождении человека из огня, Солнца, т.е. Космоса [5, с.36-37].

Антропологи-философы отлично понимают, о чём идёт речь, когда они осмысливают здоровье человека. «Здоровье, - писал Н.И. Слуцкий, - это биосоциальный потенциал человека, организму которого имманентны саморегуляция гомеостаза под контролем механизма синтеза белка, системная интеграция функций и уравновешивание с внешней средой динамическими стереотипами» [10, с. 24]. Здоровье человека — это такое его состояние, которое способно к естественному гармоничному саморазвитию без каких-либо деформаций, когда все органы его активно взаимодействуют друг с другом, содействуя всем жизненно важным функциям человеческой жизнедеятельности, а именно: нормальному развитию тела, психики и разума.

Метод вариабельности сердечного ритма является одним из наиболее эффективных средств изучения процессов адаптации к различного рода нагрузкам, поскольку позволяет осуществить количественно-качественную оценку состояния регуляторных систем организма. Кардиорегуляторные механизмы юношей и девушек находятся в менее выгодных условиях, чем у взрослых, по причине их морфологической и функциональной незрелости. В связи с этим очень своевременно рассмотрение возрастно-половых особенностей вариабельности сердечного ритма у подростков. Надёжность функционирования организма во многом зависит и от состояния баланса электролитов и их концентрации в крови. Это определяется большой ролью катионов в обмене веществ и поддержании постоянства внутренней среды. Тем не менее, до настоящего времени не сформировались представления о степени изменчивости баланса электролитов на разных этапах развития человека. Данные, имеющиеся в научном обороте, пока не дали возможности получить представление об изменениях электролитного баланса ионов натрия и калия школьников различного пола и возраста. Исследования наших коллег из Бирского филиала БашГУ, изучивших параметры гемодинамики и характер регуляции сердечного ритма, а также  гомеостаза внутренней среды при выполнении проб с дозированной физической нагрузкой, установили увеличение влияния центрального контура регуляции за счёт возрастания симпатических влияний  на сердечный ритм [1, с. 6].

В то же время в силу сложившихся представлений в обществе даже некоторые медицинские работники под термином «здоровье» продолжают понимать только отсутствие болезни. Это продиктовано тем, что в медицинских вузах педагогический процесс построен так, что студент не только лечебно-профилактического, даже медико-профилактического направления получает информацию, в 95% отражающую течение патологического процесса и предполагаемые пути профилактики развития исключительно заболевания. В своё время между врачами-профилактиками и валеологами имели место горячие споры о том, кто должен стать ключевой фигурой на пути сохранения здоровья: врач или валеолог. На этом фоне здоровье студентов являлось предметом пристального внимания не только врачей лечебного профиля и гигиенистов, но и валеологов. Шёл своеобразный естественный отбор: наиболее стойкие и выносливые за счёт перенапряжения адаптационных механизмов организма приспосабливались к неизбежным издержкам гигиенического плана в организации учебного процесса в вузе, которые регистрировались временами до сих пор, наиболее слабые, не освоив учебный план, покидали стены вуза.

Сегодня, когда в обществе продолжается наблюдаться демографический спад, сокращается приток абитуриентов, вузовские коллективы вплотную занялись оптимизацией условий обучения студентов. Однако проанализированная нами литература за последние годы свидетельствует, что до сих пор в исследованиях даже гигиенистов преобладает макроподход, когда главенствующими направлениями являются изучение и усреднение требований к условиям обучения студента вообще, его режиму занятий, нормированию нагрузки. Этот анализ, конечно, нужен, но он в значительной мере проигрывает в эффективности профилактических мер, поскольку самый существенный вопрос, переводящий проблему нормирования нагрузки студента на микроуровень, вскрывающий психологические несоответствия личности и учебного процесса, остаётся открытым.

Литература:

  • 1. Антонова Н.П., Кузнецова Н.О., Исхакова А.Т. Исследование срочных адаптационных реакций и содержания в слюне ионов натрия и калия у детей 7-10 лет в покое и при выполнении дозированных физических нагрузок // Образование учащейся молодёжи в сфере физической культуры и спорта: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Бирск, 2008. - С. 5-6. 
  • 2. Власова М.Н. Экологическая катастрофа... Что это? // Проблемный и экологический подходы в современном образовании: Материалы IXМосковской международной конференции «Образование в XXIвеке — глазами детей и взрослых»: Сб. статей. - М., 2009. - С. 85-87.
  • 3. Изменения климата и их последствия на территории Российской Федерации. -  Том 1. - М., 2008. - URL: www.voeikovmgo.ru/ru/otsenochnyiy-doklad-izmenenie-klimata-na-territorii-rossiyskoy-federatsii.html.
  • 4. Мамедов Н.М. Природа человека и гуманистическая функция культуры // Биология в школе. - 2011. - № 10. - С. 55-60.
  • 5. Масалимов Р.Н. Антропология вначале XXI в. (к вопросу методологии исследований антропогенеза и культурогенеза) // Где Европа встречается с Азией: проблемы истории. - Уфа, 2011. - С. 35-43.
  • 6. Масалимов Р.Н. Экстремальная антропология как инновационный подход к изучению социальных проблем // Креативная экономика и социальные инновации. – 2013. – Вып. 3. - № 2 (5). – С 112-122.
  • 7. Масалимов Р.Н., Мухаметшина Г.С., Стовба Е.В. Бихевиоральные проблемы работника сельской местности // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. - Ульяновск, 2011. - С. 112-115.
  • 8. Моисеев Н.Н. Люди и кибернетика. - М., 1984.
  • 9. Муравов И., Янишевская Р. Адаптационные реакции организма плода при угрозе его жизнеспособности // Валеология. - 2004. - № 2. - С. 44-48.
  • 10. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. - М., 1988.
  • 11. Фромм Э. Душа человека. - М., 1998.
0
Your rating: None Average: 6.4 (7 votes)
Comments: 8

Aleksey Konovalov

Проблема здоровья поставлена. Заявленный метод не расписан, тем более в изучении экологии и здоровья молодежи. Ждем дальнейших поисков.

Tatiana Dolina

Интересная работа, при желании в дальнейших исследованиях автор может привести свой механизм разрешения проблемы психологического несоответствия личности и учебного процесса.

Simonian Geworg

Уважаемый Рияз Ниязович акктуальная статья в области социальной экологии. В статье суть «экстремальной антропологии» расскрит не польностью. С уважением Геворг Саркисович Симонян.

Sergey Chirun

Интересный доклад для специалистов в области социальной философии и антропологии. Думаю, что доклад бы существенно выиграл, если бы в нём больше внимания было уделено вопросам практического применения в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, как элемента системы адаптации молодёжи к современным условиям.

Toivo Tanning

Интересная тема. Интересный подход. Best wishes, Toivo Tanning

Riyaz Masalimov

Dear Toivo, I'm thankful for your approving words. I'm going to elaborate the new conception of so call "extreme anthropology", and also to study it's using relatively to youth in history (e.g., Komsomol und Hitler-Jugend). Brotherly wishes, Riyaz N. Masalimov.

Shapovalova Inna Sergeevna

статья без сомнения интересная, но ей не хватает системности и аналитической законченности.

Riyaz Masalimov

Спасибо Вам, дорогая Инна, за внимание к моей работе. Замечание обязательно учту!
Comments: 8

Aleksey Konovalov

Проблема здоровья поставлена. Заявленный метод не расписан, тем более в изучении экологии и здоровья молодежи. Ждем дальнейших поисков.

Tatiana Dolina

Интересная работа, при желании в дальнейших исследованиях автор может привести свой механизм разрешения проблемы психологического несоответствия личности и учебного процесса.

Simonian Geworg

Уважаемый Рияз Ниязович акктуальная статья в области социальной экологии. В статье суть «экстремальной антропологии» расскрит не польностью. С уважением Геворг Саркисович Симонян.

Sergey Chirun

Интересный доклад для специалистов в области социальной философии и антропологии. Думаю, что доклад бы существенно выиграл, если бы в нём больше внимания было уделено вопросам практического применения в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, как элемента системы адаптации молодёжи к современным условиям.

Toivo Tanning

Интересная тема. Интересный подход. Best wishes, Toivo Tanning

Riyaz Masalimov

Dear Toivo, I'm thankful for your approving words. I'm going to elaborate the new conception of so call "extreme anthropology", and also to study it's using relatively to youth in history (e.g., Komsomol und Hitler-Jugend). Brotherly wishes, Riyaz N. Masalimov.

Shapovalova Inna Sergeevna

статья без сомнения интересная, но ей не хватает системности и аналитической законченности.

Riyaz Masalimov

Спасибо Вам, дорогая Инна, за внимание к моей работе. Замечание обязательно учту!
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.