facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА РОССИИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ ПРОВОСЛАВИЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА РОССИИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ ПРОВОСЛАВИЯИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА РОССИИ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ ПРОВОСЛАВИЯ
Kruchinin Sergei, associate professor, candidate of philosophy, associate professor

Tyumen State Oil and Gas University- Noyabrsk institute of oil and gas , Russia

Ekaterina Bagrova , lecturer, candidate of philosophy

Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

 

В статье рассматривается роль православной веры в становлении и развитии общества и государственности России, так как  православие не является единственной религией в нашей державе, однако оно явно доминирует, поэтому мы и обращаемся именно к его истории.

Ключевые слова:  историческая судьба, православие, государственность, патриотизм, идентичность.

The article discusses the role of the Orthodox faith in the development of society and the state of Russia, as Orthodoxy is not the only religion in our power, but it clearly dominates, so we applied it to his stories.

Keywords:historical destiny, orthodoxy, statehood, patriotism, identity

 

Вопрос, вынесенный в заголовок статьи, является предметом исследования ученых уже несколько столетий. И, тем не менее, он все еще не теряет своей актуальности, поскольку интерес  к истории своего народа является непреходящим. Мы выбрали предметом анализа своего исследования исторические аспекты становления державности в России, поскольку твердо убеждены, что без детального анализа истоков  невозможно и осознание проблем современности. Иными словами, исходя из тематики конкурса, считаем, что прежде чем получить ответ на вопрос «Кем мы хотим быть?», нужно ответить на вопрос «Кто мы?».

Поскольку сама тема исторических корней России является многоаспектной, мы решили остановиться только на одном из этих аспектов, ведь выяснение всех особенностей национальной истории может являться предметом внимания гораздо большего исследования.

Итак, предметом исследования нашей работы является роль православной веры в становлении и развитии общества и государственности России. Отметим, что православие не является единственной религией в нашей державе, однако оно явно доминирует, поэтому мы и обращаемся именно к его истории.

Следовательно, целью нашей работы является выявление роли православной веры в становлении государственности и общественных основ России, для достижения цели мы ставим перед собой ряд задач:

·         исследование истоков православия на Руси,

·         выявление роли христианства в развитии всех сфер культурной жизни Киевской Руси,

·         прослеживание тенденций дальнейшего развития православной церкви на территории современной России,

·         выявление ее роли в духовной и политической жизни страны.

На наш взгляд, одним из фундаментальных исследований в этой области является работа казанского профессора А. Царевского, написанная более ста лет назад.  Разумеется, за десятилетия, прошедшие со времени написания этой книги, историческая судьба России изменилась еще большей мерой, однако взгляды профессора на роль церкви в духовной и политической жизни страны едва ли потеряли свою актуальность. Поэтому мы апеллируем к ней как к одному из первоисточников.

В частности, он утверждает: «Призванная Промыслом Божиим для хранения спасительной истины правого боговедения, подлинного, Православного христианства, Россия всем и обязана была Православному христианству. Оно сплотило политический организм России и упрочило ее могущество; оно всесторонне проникло собою жизнь народа русского и наложило свою неизгладимую печать на все проявления этой жизни, - можно сказать, Православие создало великое тело России и одухотворило его, стало поистине душою России» [4, с. 6].

Роль православия в становлении государственности мы рассматриваем прежде всего на примере Киевской Руси как державы, предшествующей появлению на свет России. Наши предки, как известно, были язычниками, то есть обожествляли силы природы. Система верований на Руси была достаточно разветвленной, поскольку до проведения Киевом политики «собирания» славянских племен они были достаточно разнородными. Почитали славяне в целом одних  и тех же богов,  однако каждое племя могло считать своим непосредственным покровителем того или иного бога (божество), и точно так же могли почитать различных богов как верховных.

На сегодняшний день историки и культурологи так и не смогли реконструировать более-менее единую систему богов и божеств древних славян. Причиной этому, помимо вышеуказанной разнородности племен, является еще и отсутствие письменности у наших предков вплоть до появления миссионеров Кирилла и Мефодия. Следовательно, в отличие от, скажем, древних греков и римлян, славяне не могли записывать свои мифы, а значит, и восстановить особенности их мифологии – задача не из простых.

Так или иначе, реконструкция системы верований восточнославянских племен в эпоху язычества и не входит в цели нашего исследования. Отметим только, что на территорию Руси христианство проникало еще задолго до его официального принятия, то есть в те времена, когда язычество еще развивалось полной мерой. В частности, на территорию Крыма и в Причерноморье, где были греческие колонии,  часто ссылали первых христиан из Византии. Кроме того, не будем забывать о миссионерском подвиге Андрея Первозванного.

Первой княгиней на Руси, принявшей христианскую веру, стала, как известно, Ольга. На тот момент уже было немало крещенных воинов и в княжей дружине. Сама же Ольга крестилась в Константинополе в 955 году (по другой версии, в 957). По этому поводу «Повесть временных лет» рассказывает интересную легенду о якобы влюбленном в Ольгу императоре Константине, который хотел жениться на русской княгине. Однако Ольга хитростью вынудила его стать ее крестным отцом. А, как известно, крестный не может жениться на своей крестной дочери. Поэтому пораженный мудростью Ольги Константин отпустил ее с миром и отправил с ней нескольких священнослужителей для пропаганды христианства на русских землях.

Однако эта легенда вызывает некоторые сомнения. В частности, на момент крещения Ольге было около 60-65 лет, что не может не вызвать вопросы о причинах сватовства императора к достаточно пожилой (даже по нашим меркам) особе. Так или иначе, а именно княгиня Ольга стала первой правительницей Руси – христианкой, за что и была позже канонизирована православной церковью.

Сын Ольги Святослав остался язычником, отказавшись принять новую веру, и только ее внук Владимир (названный позднее Великим, а также Ясным Солнышком) привел к кресту всех русичей в 988 году. Отметим, однако, что попытки «упорядочить» религиозную ситуацию на Руси Владимир начинал с создания так называемого Киевского пантеона богов во главе с Перуном. Однако позднее он осознал важность именно христианской веры, прежде всего, для возвышения роли Киева на политической карте Европы того времени. В уже упомянутой «Повести временных лет» подробно расписаны попытки Владимира изменить веру, то, как он отправлял послов к болгарам, иудеям и грекам, и сам беседовал с послами из этих стран. В соответствии с летописью, Владимир выбрал именно греческую веру, то есть христианскую, поскольку хотел жениться на сестре императора Анне.

Но в угоду официальной церкви появилась и версия о том, что Владимир «заболел глазами» и излечился именно после крещения.  Не углубляясь в истинную суть причин, которые двигали Владимиром, отметим в первую очередь позитивное влияние христианства на культуру Киевской Руси в целом.

Процесс христианизации Руси был долгим и сложным. В течение веков народ хранил двоеверие, христианский культ накладывался на языческие обряды и праздники, смешивались боги и их функции и т.д. Вместе с тем, памятники языческой культуры уничтожались (идолов бросали в реку, уничтожали языческие храмы и т.д.). В частности, широко известен тот факт, что Владимир приказал привязать идола, изображавшего Перуна, к хвосту лошади, протащить таким образом через весь Киев и выбросить в Днепр.

Именно из-за уничтожения памятников языческой культуры во времена Владимира сейчас достаточно сложно восстановить их первоначальный облик. Фактически до наших дней дожил только так называемый Збручский идол, названный так по имени реки Збруч, в которой его нашли.

Возвращаясь к роли христианства на Руси, отметим, что главными центрами культуры после его принятия становятся храмы и монастыри. Крупнейшим культурным центром была Киево-Печерская лавра. При монастырях и церквях учреждаются школы, библиотеки.

Образование в государстве наибольшей мерой распространяется во времена Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Население государства практически все было грамотным. Существовало три типа школ:

·         дворцовая школа повышенного типа (содержалась за счет князя);

·         школа "книжного учения" (для священников);

·         светская школа домашнего обучения (для купцов и ремесленников).

Школы строились по греческому образцу. В них изучали письмо, чтение, счет, пение, музыку, поэтику, риторику, иностранные языки (латынь и греческий). Писали, как правило, стилем на деревянных дощечках или бересте, иногда на пергаменте (но его берегли, поскольку он был дорогим).

Таким образом, образование мог получить практически каждый житель города. К тому же, в 1086 году внучка Ярослава Анна Всеволодовна открыла в Киеве школу для девушек.

Литература в Киевской Руси приобрела большое значение. Ее появление напрямую связывают с принятием христианства, поскольку именно оно принесло на русские земли славянскую письменность. После принятия православия письменность активно развивается, литература становится популярной, хотя стоит отметить, что книги стоили дорого. Книги переписывали специальные мастера, этим занимались при монастырях. Как правило, заказчиками были состоятельные люди (церковные иерархи, князья, высокие бояре и т.д.).

Переписчики книг использовали три способа написания букв:

·         устав – каллиграфическое письмо;

·         полуустав  – письмо с элементами округления букв;

·         скоропись – ближайший способ  к современному письму от руки.

Литература Киевской Руси представлена переводами и оригинальной литературой. С греческого языка переводились библейские тексты, их заключали в молитовники или "изборники", также популярными были переводы светских произведений: военной тематики ("Александрия", "Троянская война", "Девгенеевы деяния"); экологической тематики ("Физиолог", "Шестиднев", "Христианская топография") и др.

Несколько позже появляются оригинальные литературные произведения. Русь пыталась отстоять свое право быть равной с другими государствами, поскольку еще ощущалось некоторое давление на нее со стороны Византии. Поэтому оригинальные художественные произведения должны были доказать христианскую силу Руси, показать, что, несмотря на короткую христианскую историю, она уже может предоставить примеры страданий и мученичества за веру.

Поэтому немалое внимание уделяется агиографическим произведениям – описаниям жизни древних святых и мучеников (в частности, новых, местных святых – Бориса и Глеба, Феодосия Печерского и др). Среди патериков (от латинскогоpater – отец) первым известным произведением является "Киево-Печерский патерик".

Популярными были апокрифы – неканонизированные переводы на Библейские темы, проповеди священников, дидактические (поучительные) произведения: "Слово о Законе и благодати" митрополита Илариона,  "Поучение" Владимира Мономаха ("Поучение детям").

Летописи – исторические произведения о событиях и фактах, представленные в хронологическом порядке. Название жанра происходит от начала каждого годового записи: "В лето...". Древнейшие летописи: Киевская (1037 г.), Киево-Печерская (1073 г.), Новгородская (1079 г.) до наших времен не дошли (они известны по упоминаниям). Частично они вошли в "Повесть временных лет" (около 1110 г.). Это произведение возникло на основе Исходного или Киево-Печерского свода (1093 г.). К нам "Повесть..." дошла в двух списках V вв.: Ипатьевском и Лаврентьевском.

Известное произведение светского характера – "Слово о полку Игореве", которое написано между 1185 и 1187 гг. Автор неизвестен, хотя на сегодня существует немало версий относительно него.

В XIII в. количество светских произведений в Киевской Руси увеличивается. Популярными становятся описания путешествий в другие страны, в частности, в Византию ("Хождение в Царьград" Добрыни Ядрейковича, "Повесть о взятии Царьграда флягами (крестоносцами)").

С появлением христианства на территории Киевской Руси начинается и возведение храмов. Первый каменный храм Киевской Руси – Церковь Богородицы Десятинная (989-996 гг.). Первая светская постройка в Киеве – дворец князя Владимира, построенный с сочетанием византийских и раннероманских традиций зодчества (конец Х – начало ХІ вв.). Среди светских сооружений этого времени наиболее известной достопримечательностью являются Золотые ворота (построенные во времена Ярослава Мудрого). Они также имели церковь – так называемую домовую.

Постепенно в киевской Руси сформировалась собственная культура строительства, которая существенно отличалась от иностранной. Самым известным храмом Киевской Руси была церковь Святой Софии (начало стройки 1037 г., строительство продолжалось еще несколько лет).

Мы достаточно детально остановились на различных сферах культурного развития  Киевской Руси, чтобы продемонстрировать те особенности, которые принесло на славянские земли христианство. Несложно заметить, что именно с его приходом  практически все сферы деятельности державы стали активно развиваться. Однако позитивная роль православной церкви в жизни державы на этом не закончилась.

С точки зрения А. Царевского, «Сплотившись в едином духовном начале Православия, разбросанная дотоле группа славяно-русских племен начала потом, благодаря тому же просветительному началу, ассимилировать себя и целый ряд других, уже совсем чуждых племен, пока, наконец, под сенью святого Православия, многовековым и нелегким историческим подвигом не создалась нынешняя огромная и могущественная православная Русь,- царство со своеобразным строем и идеалами, со своею, очевидно, особенною историческою судьбою и задачею» [4, с. 7].

Здесь может возникнуть вполне логичный вопрос: каким же образом принятие христианства в далекой Киевской Руси может влиять на современную ситуацию в России? Ответ на него можно получить, проследив дальнейшую историю взаимоотношений церкви и державы в нашей стране.

С распадом Киевской Руси, как известно, ее прямыми потомками стали несколько центров: Галицко-Волынская Русь, Новгородская Русь и Владимир-Суздальская. Территории каждого из этих объединений оставались христианизированными, однако процессы развития религии здесь происходили по-разному.

Так, в силу попадания Галицко-Волынской Руси под  юрисдикцию Великого Княжества Литовского, а позднее – Польши, на этой территории образовалось особое течении, названное греко-католической церковью. Также сильные позиции здесь имел и собственно католицизм.

На землях же, входящих в современную Россию, православие осталось ведущей религией. Отметим, что сам термин «православная церковь» появился значительно позже, но мы употребляли его и применительно к раннехристианской церкви на территории Киевской Руси. Собственно раскол церкви на православную и римо-католическую произошел в 1054 году и знаменовал собой закономерный процесс, который вытекал из явных противоречий между этими двумя конфессиями.  Гораздо позднее католическая церковь также поделилась, поскольку от нее откололись протестанты.

Дальнейшая же судьба православной церкви на Руси имела следующие направления: после нашествия на Русь монголо-татар кафедру митрополии перенесли во Владимир (1299 год), позднее – в Москву (1325 год), а с 1448 года православная церковь стала автокефальной. На любом этапе развития общества роль церкви оставалась ведущей.

С точки зрения А. Царевского, роль православной церкви в развитии России выявилась в нескольких направлениях. Прежде всего, это объединение славянских земель вокруг Киева сразу после принятия христианства и дальнейшее их объединение уже вокруг Москвы в последующие столетия. В частности, ученый утверждает:  «При непосредственном и самом деятельном участии церкви Православной сложилось и русское единодержавие. Последнее, мало помалу собирая ослабленные разделением и гибельною враждою уделов силы народные, постепенно скрепило их взаимным союзом и согласием и направило к общегосударственным целям. Только благодаря спасительному самодержавию положен был на Руси конец междоусобным кровопролитиям и оказались силы и средства для борьбы с внешними врагами русского спокойствия. А это великое дело "собирания русской земли" совершилось под опекою Православия и, можно сказать, даже по инициативе великих пастырей церкви русской. Руководясь как бы пророческим предвидением, святой митрополит Петр избрал и благословил Москву, тогда еще совершенно ничтожный городок, чтобы быть ей средоточием Православия и всех сил России, чтобы с Москвою связались все части дотоле раздробленной и изнуренной России» [4, с. 10].

Кроме того, принятие христианства укрепило положение монарха на Руси. Изначально речь шла о князе, затем народ стал свято верить в то, что власть царя также дана от Бога, а православная церковь всячески способствовала распространению этой веры (вспомним незыблемую веру в батюшку-царя, например, в кровавом 1905 году). Монарх почитался если не как представитель Бога на земле (по типу фараона у древних египтян), то, по меньшей мере, как лицо, облаченное властью велением Божьим: «Созидая единство России племенное, национальное, церковь Православная больше всего содействовала укреплению России и политическому объединению государственному. Великую и незаменимую услугу делу русской государственности Православие оказало прежде всего в том отношении, что подняло и освятило в глазах народа авторитет власти царской. В язычестве эта власть основывалась только на силе, а потому и могла иметь только условное и ограниченное значение: всякий сильный дружинник считал себя вправе не подчиняться князю, как, с другой стороны, и князь, уступая силе, вынуждался иногда отказываться от своей власти» [4, с.8].

С функцией централизации земель вокруг столицы тесно связана и следующая функция православной церкви – сохранение единства русских земель. По мнению уже цитированного А. Царевского,  «…во все время этого исторического процесса формирования и укрепления самодержавия на Руси церковь Православная, в лице ее представителей, стояла на страже, энергично и настойчиво возвышая авторитетный голос свой против всяких попыток так или иначе подорвать и нарушить единство русской земли. Сосредоточенная в одном лице митрополита, высшая власть церкви нашей уже этим самым воспитывала в народе мысль о единстве и гражданской высшей власти, как более согласном с духом и предписаниями Православной веры. Еще важнее было то, что высшая иерархическая власть, в лице митрополита, неразлучно следовала всюду за велико-княжеским престолом – из Киева во Владимир, из Владимира в Москву, – и тем, естественно, обращала особенное благоговейное и исключительное внимание народа православного на великого князя, возвышая авторитет его над всеми удельными князьями» [4, с. 10].

Несложно заметить, что цитированный автор является явным поклонником монархии и суровым приверженцем заветов православия. Учитывая его происхождение и образование, это совсем не удивительно: сын протоиерея, выпускник духовной академии, он был воспитан именно в таких традициях.

И в свете такого мировоззрения тем убедительней звучат слова Царевского о том, что именно православие породило в русском народе такую степень патриотизма, которая  способствовала победам над недругами во все времена, начиная от монголо-татар и заканчивая Наполеоном: «Освятивши для русского человека его естественную привязанность к родной земле, вера Православная стала основою русского патриотизма, воспитала в народе русском дух непоколебимой преданности – церкви, царю и отечеству. В нужных случаях этот дух обнаруживался с поражающим самоотвержением и трогательным усердием русских людей <…>

Во время монгольского ига русский народ не потерял свою национальность, самостоятельность и духовность только благодаря Православию. Русский народ не позволил монголам касаться своей святой веры <…>

Прошло слишком сто лет, и только что Россия оправилась от страшного рабства и начала расти и укрепляться, приобщая к себе неверные – Казань, Астрахань, Сибирь и др. земли, как настал страшный для России XVII век. Бедствия времен самозванства были, кажется, еще несноснее монгольского полона; время это кровью записано на страницах нашей истории. Поляки вошли в русские пределы, разорили целые области, овладели, наконец, и сердцем России, ее Москвою. <…> Но само Православие, в лице его доблестнейших представителей и верных исповедников, восстало и на этот раз на защиту России. Только спасая Православие, народ русский смог возвыситься настолько, что сам сделался, так сказать, хозяином положения и решителем своей судьбы. И он отстоял отечество свое, так что из тяжкого испытания вышел с новыми, крепкими силами, с новым запасом внутреннего и внешнего могущества и величия» [4, с. 11-15].

Цитированное исследование написано в конце ХІХ века, поэтому каких-либо прямых выводов для современности из него мы сделать не можем. Вместе с тем, отметим, что и в ХХ веке в сфере культурологов, философов и историков продолжались исследования в этом направлении.

Так, например, один из самых известных исследователей судьбы России Николай Бердяев отмечал, что ее миссия – быть носительницей и хранительницей  идей православия в целом мире. Учитывая, что эта работа была написана философом в 1948 году, можно сделать вывод, что несмотря на бурные события начала ХХ века, несмотря на великие потрясения, произошедшие в России, он твердо верит в великую роль своей страны. Вместе с тем, Бердяев фиксирует и ослабление роли православной веры. Ключевым моментом является не только общая политика СССР, направленная на отрицание ведущей роли церкви, но и общее разочарование интеллигенции в православии.

Для Бердяева «золотым» веком в истории российской культуры является ХІХ столетие, но, как несложно заметить, и на будущие века он возлагает определенные надежды: «Русская мысль, русские искания начала XIX в. и начала XX в. свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа. Русский народ — религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Религиозное беспокойство свойственно и неверующим. Русские атеизм, нигилизм, материализм приобретали религиозную окраску. Русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла жизни. Русским чужд рафинированный скептицизм французов, они — верующие и тогда, когда исповедуют материалистический коммунизм. Даже у тех русских, которые не только не имеют православной веры, но даже воздвигают гонение на Православную церковь, остается в глубине души слой, формированный православием» [1, с. 298-299].

Таким образом, обращение к истокам православной веры и короткий обзор деятельности православной церкви в истории России дают возможность сделать выводы о том, что ее ведущая роль в становлении и развитии государства и общественной мысли не прекращалась, несмотря на многочисленные потрясения и войны. Учитывая даже 75-летнее господство атеизма, стоит отметить, что именно вера остается тем мощным фактором, который способен будить в людях и гражданскую сознательность, и уверенность в будущем своей страны.

В данной статье проводилось исследование о вере православной, однако автор вовсе не утверждает, что она должна господствовать в ущерб всем остальным. Ведь Российская Федерация сегодня – многонациональное государство со множеством религий и религиозных течений. Очевидно, веротерпимость также должна стать одной из основных идей, положенных в концепцию будущего развития державы.

А пока, на наш взгляд, горькие выводы, сделанные А. Царевским в конце ХІХ века, применимы и к современности: «В последнее время религиозное охлаждение интеллигентного европейского общества и уклонение от христианства уже произвело и у нас на Руси тот духовный чад, в котором смертно угорело много молодых и цветущих сил России. Мрак религиозного индифферентизма, туман всевозможных мистических и вздорных лжеучений, расшатанность нравственных основ жизни, неудовлетворенность и тоска человека в самом себе, недовольство и скука даже жизнью, драгоценнейшим даром небес, – вот печальные знамения истекающего теперь, усталого и разочарованного XIX века. К рубежу нового века современный человек приступает в томительном ожидании какого-то обновления, с безотчетным желанием духовного подъема... Для русского человека не может быть ни загадки, ни недоумений относительно того, где и в чем искать это обновление. Православие – вот единственный и ничем незаменимый источник обновления в сгущающемся мраке современности, вот верный исход от наслоения разных вредных  начал, уже немало изнуривших и изнуряющих теперь благодатную почву духовную России» [3, с. 62-63].

Остается отметить также особенности взаимоотношения понятий вера инациональная идентичность, поскольку именно этот аспект и является основной проблемой, заявленной в статье. На наш взгляд, многообразие религиозных конфессий в Российской Федерации (а их, по мнению исследователей, нынче больше 40) и народов (более 130) в целом не позволяет говорить о едином российском народе и, соответственно, о национальной идентичности населения РФ. Скорее, речь идет о национальной идентичности населяющих нашу страну народов (русских, евреев, татар, чеченцев и прочих), осознающих себя также и частью великой державы. 

Что же касается непосредственно православия и его роли в развитии национальной идеи, то, по мнению исследователей (например, С.В. Кортунова), «в условиях нынешней России трудно говорить о православии. Сегодня это государство не только полиэтническое, но и многоконфессиональное, а формально, т.е. в юридическом плане (по действующей Конституции), — светское. Фактически же Россия — страна нерелигиозная и даже вульгарно атеистическая» [2, с. 69]. На наш взгляд, цитированный автор, несомненно, прав, говоря о полиэтничности, многоконфессиональности и светскости современной России. Однако, принимая термин «вульгарно атеистическая», невозможно верить в будущее православной страны и в возрождение ее духовности. А именно духовность, православная вера способна стать активным средством к возрождению все той же национальной идентичности россиян.

 

Литература:

1.    Бердяев Н. Русская идея.  / Николай Бердяев. – СПб: Азбука-классика. 2008. – 320 с.

2.    Кортунов С.В. Национальнаяидентичность: Постижениесмысла/ С. В. Кортунов. — М.:Аспект Пресс, 2009. — 589 c.

3.    Повесть временных лет [Текст] / древнерус. текст и пер. Д. С. Лихачева // Русская литература XI—XVIII вв. — М. : Худож. лит., 1988. — С. 18-49.

4.    Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. / Алексей александровичЦаревский. – Москва: Веб-центр «Омега», 2002. – 64 с.

0
Your rating: None Average: 6 (7 votes)
Comments: 16

Nazarova Elena

Уважаемые Сергей и Екатерина! Спасибо за вашу бескомпромиссность, даже уже смелость написания статьи, т.к. массово наблюдается «в последнее время религиозное охлаждение интеллигентного европейского общества и уклонение от христианства» консервативного: православного и католического. Можно согласиться с мыслью в одном из отзывов на статью: «философское сословие в целом, что-то делает не так», что испокон веков обусловлено сложностью взаимоотношений культуры и религии. Да, Россия – федеративное государство, но такое ли оно многонациональное, как СССР, юридически, все одной национальности – россияне, каждый решает, с какой национальностью себя соотнести, учитывая, наверно, национальности родителей. Так давайте и в вероисповедании придерживаться их веры, «воплощенной в ее разных конфессиях», как ставил задачу для православных «оправдать веру отцов», выдающийся идеалистический философ В. Соловьев.

Kruchinin Sergei

Уважаемая Елена Павловна!На наш взгляд, православие для Руси, как в историческом аспекте, так и в современном, является частью народной идеи, «связующим звеном» с национальной и культурной точек зрения. То есть, православие играет роль не только религиозной, но и социально-культурной составляющей в системе русского общества. Современная многонациональность России, по нашему мнению, в некоторой степени тождественна её исторической многонациональности. Рассматривая российскую историю, нельзя не отметить, что разнонаправленные культурно-национальные процессы на протяжении формирования социума оказывали существенное влияние на духовный облик русской нации. Примером этому могут служить культурные, этнические, нравственные и иные противоречия, возникающие в духовной системе российского общества в процессе присоединения к стране территорий, населенных малыми народами. Кроме того, нельзя не отметить, что на протяжении истории Россия часто принимала в свое «духовное пространство» не только многочисленных мигрантов различных национальностей, но и заимствовала элементы культуры как Востока, так и Запада (что особенно наглядно можно проследить на динамике системы отечественного образования). В этой связи, православие представляется нам своеобразным «духовным цементом», позволяющим объединить чужеродные культурные элементы различных категорий. Современная «многонациональная» Россия (именно «многонациональная» с социально-культурной, а не с юридической точки зрения»), как Вы совершенно справедливо отметили, нуждается в единой духовной системе, единой вере, «воплощенной в разных конфессиях», что русский классик Соловьев также подтверждает в своих философских исканиях. Как нам представляется, на сегодняшний день именно в православии России можно найти выход из духовного кризиса, связанного с отсутствием единой идеологии. Речь идет именно о возрождении «веры отцом», о которой пишет Соловьев. Таким образом, в отношении православия как «скрепляющего» духовно-религиозного начала мне современная России видится так же, как и Россия молодая. Спасибо за оценку. С Ув.

Dedyulina M.A.

Работа была уже опубликована ранее:Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 6 №6, Часть 1, 2014 . Тема очень актуальная и интересная, но авторы, похоже настойчиво пренебрегают исследованиями историков на эту тему. Поэтому над темой надо еще основательно поработать и некоторые моменты переосмыслить. Желаю удачи в этом направлении.

Kruchinin Sergei

Добрый день Людмила Анатольевна! Вы правы, наша работа уже была опубликована. Мы решили ее использовать на этой конференции и получили массу полезной информации (отзывы) чего собственно и хотели. Спасибо за пожелания. С Ув.

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Уважаемые авторы! Очень актуальная тема. На Руси в 16 веке в праздник Вербного Воскресенья совершался православный обряд "Шествие на осляти", символически показывающий не только въезд Иисуса Христа в Иерусалим, но и демонстрирующий подчинение светской власти власти духовной (небесной). Сегодня, к сожалению, все наоборот. А ведь именно духовная власть (воплощенная в ее разных конфессиях) может стать главным фактором консолидации современного общества и гарантом мира. С уважением, Татьяна Луговая

Kruchinin Sergei

Добрый день Татьяна!Мы также придерживается мнения, что возрождение русской национальной идеи возможно посредством православия. Достоверным является то, что неоднократно на протяжении истории православие выступало объединяющим элементом для российского социума. Ярким примером этого может служить объединение Руси после польской интервенции. Тогда православие послужило «фундаментом» народного ополчения. Важно, что в отсутствие легитимной светской власти осталась власть духовная, религиозная. Кроме того, нельзя недооценить культурное значение веры. Речь идет именно об обрядах, традициях, обычаях в православии как важной составляющей русской культуры. С Ув.

Sanosyan Khachatur Avetis

Уважаемые авторы. Цель (выявление роли православной веры в становлении государственности и общественных основ России) и задачи поставленные в статье выполнены. Действительно "православие не является единственной религией в нашей державе, однако оно явно доминирует, поэтому" согласен, что Вами раскрыта "именно" история православия. С уважением, Хачатур (несущий крест) Саносян (санус-здоровый)

Kruchinin Sergei

Уважаемый Хачатур (несущий крест) Саносян (санус-здоровый)! Закономерным является то, что в многонациональном государстве невозможно существование единой конфессии. Россия являет тому яркий пример. Однако, верным является и другое. Российское государство представляет собой образец «постоянства» в отношении веры. То есть, несмотря на различные противоречия, православие на протяжении истории сохраняет роль фундамента русской культуры. Впрочем, для российской государственной власти оно играет эту же роль, что неоднократно подтверждает русская история. Спасибо за комментарий. С Ув.

Treschalin Michail Yuriyevich

Уважаемые коллеги! Если "мы" - многонациональное и многоконфессиональное Российское государство, то говорить о возвращении к истокам православия не корректно. Кроме того, несмотря на 75-летний официальный атеизм в СССР, Храмы были открыты, детей крестили даже в Москве. Словосочетание "возрождение национальной идентичности россиян" не совсем понятно. В России проживают и мусульмане и буддисты и католики. Стричь под одну гребенку народы, хоть и проживающие в одной стране, но имеющие свои вековые историю и культуры, думаю, не стоит. С уважением М.Ю. Трещалин

Kruchinin Sergei

Уважаемый Михаил Юрьевич! «Возрождение национальной идентичности россиян» отнюдь не тождественно «объединить все религиозные конфессии». Мы подразумеваем, что возрождение национальной идентичности прежде всего стоит понимать в социально-культурном, а вовсе не исключительно религиозном смысле. То есть, мы именуем православие не «плетью», а «связующей нитью». Роль православия для современной России вовсе не такова, какой она была в X столетии. Мы призываем не «стричь под одну гребенку». Напротив, мы видим православие в современной России как один из факторов (!) национального и культурного единства. С Ув. Спасибо.

Roman Kljujkov

Спасибо, Михаил Юрьевич, за справедливые слова! Мы стеснялись так смело высказать, но теперь справедливо будет добавить. Чтобы России "возвратиться к истокам православия", надо современной России, как правоприемнице, всемирно покаяться за разгром Киева в 1169 году сыном Киевского же князя Юрия Долгорукого, князем Владимиро-Суздальким (в будущем - Московским) - Андреем Боголюбским, а также за захватнический перевод в 1299 году митрополии из Киева во Владимир! И уже покаянными снова вернуться под сень Киевского патриархата. С уважением, Клюйковы

Roman Kljujkov

Автор опирается на более чем 100-летний источник, "прямых выводов для современности из него сделать не можем". Зная в России много наций (более 130) и множество религиозных конфессий (больше 40), не смущаясь, рупорит слова того же источника: "Православие – вот единственный и ничем незаменимый источник обновления в сгущающемся мраке современности" и несгибаемо верит "православная вера способна стать активным средством к возрождению все той же национальной идентичности россиян"! Мы молчим о т.н. "русских" - "группа славяно-русских племен начала ... ассимилировать себя и целый ряд других, уже совсем чуждых племен... пока, наконец... не создалась нынешняя огромная и могущественная православная Русь". В этой "группе" славяне закончились на черте Новгород-Чернигов, а дальше - до самой Камчатки были и есть 130 "чужих племен". Уважайте хотя бы их численность, если их идентичность Вами замалчивается! С уважением, Клюйковы

Kruchinin Sergei

Добрый день господа Клюйковы! Речь идет не о «смешивании» многочисленных национальностей в современной России. Тем более, нам не представляется возможным объединение более 40 конфессий под единой чертой православия. При написании статьи нам хотелось лишь подчеркнуть значимость православия в историческом развитии русской культуры! И значимость эту переоценить сложно! Невозможно отрицать, что многочисленные элементы отечественной культуры основаны, так или иначе, на православной конфессии. Так, какое широкое отражение идеи православия находят в русской литературе, живописи, в том числе и иконописи? Говоря о национальной идентичности, мы имеем ввиду не однотипность «религиозного облика» россиян. Мы лишь подчеркиваем роль православия как объединяющего начала для русской нации. Спасибо за комментарий, Вы как всегда на "высоте". С Ув.

Roman Kljujkov

Добрый и Вам день! Вы продолжаете слепо не видеть искрения нелогичностей в Ваших высказываниях! Если Вам уже видны "значимость православия в историческом развитии русской культуры" и "многочисленные её элементы, основанные на православной конфессии", то что Вы призываете "возрождать", "возвращать"? Может Валуевский циркуляр 1863: "киевский генерал-губернатор находит опасным и вредным выпуск в свет рассматриваемого ныне духовною цензурою перевода на малороссийский язык Нового Завета"... "пропуск книг на малороссийском языке как духовного содержания, так учебных и вообще назначаемых для первоначального чтения народа, приостановить"? Или Эмский указ 1876? Приподнимите же, наконец, овечью шкуру! С уважением, Клюйковы

Shentceva Elena

Уважаемые авторы поднимают важнейший вопрос для нашей страны. Как представляется, очень интересные интерпретации, ссылки , рассуждения, должны продвигаться (то есть, вопрос Что делать?) в сторону вопроса Как делать? Именно на этом пути нас зачастую ожидают такие сложные и неоднозначные коллизии, такие повороты и развороты, что невольно вспоминается печально известная поговорка о благих намерениях (извините за банальность...). Возможно Мы, я имею в виду сейчас философское сословие в целом, что-то делаем не так? Не умеем придать нашей мысли силу действия? Это даже не вопросы к авторам, а, УВЫ!!! скорее предварительные соображения. Желаю авторам дальнейшего углубления столь значительной темы, возможно, обнаружения новых ее аспектов. С уважением, Елена Анатольевна

Kruchinin Sergei

Уважаемая Елена Анатольевна!Абсолютно справедливым является вопрос «Как делать?», заданный Вами. Но, как представляется, направлен он не только в отношении философского общества. В контексте данной проблемы, в чем заключается роль Философов? В правильной постановке задач, в частности, осознания значимости православия для русской культуры. То есть, задачи Философов – осмыслить видение колоссальной роли православия для России. Возможно, вопрос «Как делать?» других его аспектах перемещается в ведение иных движущих сил, например, общественных движений, политических партий, и, наконец, государства в целом. С Ув. Спасибо за отзыв.
Comments: 16

Nazarova Elena

Уважаемые Сергей и Екатерина! Спасибо за вашу бескомпромиссность, даже уже смелость написания статьи, т.к. массово наблюдается «в последнее время религиозное охлаждение интеллигентного европейского общества и уклонение от христианства» консервативного: православного и католического. Можно согласиться с мыслью в одном из отзывов на статью: «философское сословие в целом, что-то делает не так», что испокон веков обусловлено сложностью взаимоотношений культуры и религии. Да, Россия – федеративное государство, но такое ли оно многонациональное, как СССР, юридически, все одной национальности – россияне, каждый решает, с какой национальностью себя соотнести, учитывая, наверно, национальности родителей. Так давайте и в вероисповедании придерживаться их веры, «воплощенной в ее разных конфессиях», как ставил задачу для православных «оправдать веру отцов», выдающийся идеалистический философ В. Соловьев.

Kruchinin Sergei

Уважаемая Елена Павловна!На наш взгляд, православие для Руси, как в историческом аспекте, так и в современном, является частью народной идеи, «связующим звеном» с национальной и культурной точек зрения. То есть, православие играет роль не только религиозной, но и социально-культурной составляющей в системе русского общества. Современная многонациональность России, по нашему мнению, в некоторой степени тождественна её исторической многонациональности. Рассматривая российскую историю, нельзя не отметить, что разнонаправленные культурно-национальные процессы на протяжении формирования социума оказывали существенное влияние на духовный облик русской нации. Примером этому могут служить культурные, этнические, нравственные и иные противоречия, возникающие в духовной системе российского общества в процессе присоединения к стране территорий, населенных малыми народами. Кроме того, нельзя не отметить, что на протяжении истории Россия часто принимала в свое «духовное пространство» не только многочисленных мигрантов различных национальностей, но и заимствовала элементы культуры как Востока, так и Запада (что особенно наглядно можно проследить на динамике системы отечественного образования). В этой связи, православие представляется нам своеобразным «духовным цементом», позволяющим объединить чужеродные культурные элементы различных категорий. Современная «многонациональная» Россия (именно «многонациональная» с социально-культурной, а не с юридической точки зрения»), как Вы совершенно справедливо отметили, нуждается в единой духовной системе, единой вере, «воплощенной в разных конфессиях», что русский классик Соловьев также подтверждает в своих философских исканиях. Как нам представляется, на сегодняшний день именно в православии России можно найти выход из духовного кризиса, связанного с отсутствием единой идеологии. Речь идет именно о возрождении «веры отцом», о которой пишет Соловьев. Таким образом, в отношении православия как «скрепляющего» духовно-религиозного начала мне современная России видится так же, как и Россия молодая. Спасибо за оценку. С Ув.

Dedyulina M.A.

Работа была уже опубликована ранее:Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 6 №6, Часть 1, 2014 . Тема очень актуальная и интересная, но авторы, похоже настойчиво пренебрегают исследованиями историков на эту тему. Поэтому над темой надо еще основательно поработать и некоторые моменты переосмыслить. Желаю удачи в этом направлении.

Kruchinin Sergei

Добрый день Людмила Анатольевна! Вы правы, наша работа уже была опубликована. Мы решили ее использовать на этой конференции и получили массу полезной информации (отзывы) чего собственно и хотели. Спасибо за пожелания. С Ув.

Lugovaya Tatyana Anatolievna

Уважаемые авторы! Очень актуальная тема. На Руси в 16 веке в праздник Вербного Воскресенья совершался православный обряд "Шествие на осляти", символически показывающий не только въезд Иисуса Христа в Иерусалим, но и демонстрирующий подчинение светской власти власти духовной (небесной). Сегодня, к сожалению, все наоборот. А ведь именно духовная власть (воплощенная в ее разных конфессиях) может стать главным фактором консолидации современного общества и гарантом мира. С уважением, Татьяна Луговая

Kruchinin Sergei

Добрый день Татьяна!Мы также придерживается мнения, что возрождение русской национальной идеи возможно посредством православия. Достоверным является то, что неоднократно на протяжении истории православие выступало объединяющим элементом для российского социума. Ярким примером этого может служить объединение Руси после польской интервенции. Тогда православие послужило «фундаментом» народного ополчения. Важно, что в отсутствие легитимной светской власти осталась власть духовная, религиозная. Кроме того, нельзя недооценить культурное значение веры. Речь идет именно об обрядах, традициях, обычаях в православии как важной составляющей русской культуры. С Ув.

Sanosyan Khachatur Avetis

Уважаемые авторы. Цель (выявление роли православной веры в становлении государственности и общественных основ России) и задачи поставленные в статье выполнены. Действительно "православие не является единственной религией в нашей державе, однако оно явно доминирует, поэтому" согласен, что Вами раскрыта "именно" история православия. С уважением, Хачатур (несущий крест) Саносян (санус-здоровый)

Kruchinin Sergei

Уважаемый Хачатур (несущий крест) Саносян (санус-здоровый)! Закономерным является то, что в многонациональном государстве невозможно существование единой конфессии. Россия являет тому яркий пример. Однако, верным является и другое. Российское государство представляет собой образец «постоянства» в отношении веры. То есть, несмотря на различные противоречия, православие на протяжении истории сохраняет роль фундамента русской культуры. Впрочем, для российской государственной власти оно играет эту же роль, что неоднократно подтверждает русская история. Спасибо за комментарий. С Ув.

Treschalin Michail Yuriyevich

Уважаемые коллеги! Если "мы" - многонациональное и многоконфессиональное Российское государство, то говорить о возвращении к истокам православия не корректно. Кроме того, несмотря на 75-летний официальный атеизм в СССР, Храмы были открыты, детей крестили даже в Москве. Словосочетание "возрождение национальной идентичности россиян" не совсем понятно. В России проживают и мусульмане и буддисты и католики. Стричь под одну гребенку народы, хоть и проживающие в одной стране, но имеющие свои вековые историю и культуры, думаю, не стоит. С уважением М.Ю. Трещалин

Kruchinin Sergei

Уважаемый Михаил Юрьевич! «Возрождение национальной идентичности россиян» отнюдь не тождественно «объединить все религиозные конфессии». Мы подразумеваем, что возрождение национальной идентичности прежде всего стоит понимать в социально-культурном, а вовсе не исключительно религиозном смысле. То есть, мы именуем православие не «плетью», а «связующей нитью». Роль православия для современной России вовсе не такова, какой она была в X столетии. Мы призываем не «стричь под одну гребенку». Напротив, мы видим православие в современной России как один из факторов (!) национального и культурного единства. С Ув. Спасибо.

Roman Kljujkov

Спасибо, Михаил Юрьевич, за справедливые слова! Мы стеснялись так смело высказать, но теперь справедливо будет добавить. Чтобы России "возвратиться к истокам православия", надо современной России, как правоприемнице, всемирно покаяться за разгром Киева в 1169 году сыном Киевского же князя Юрия Долгорукого, князем Владимиро-Суздальким (в будущем - Московским) - Андреем Боголюбским, а также за захватнический перевод в 1299 году митрополии из Киева во Владимир! И уже покаянными снова вернуться под сень Киевского патриархата. С уважением, Клюйковы

Roman Kljujkov

Автор опирается на более чем 100-летний источник, "прямых выводов для современности из него сделать не можем". Зная в России много наций (более 130) и множество религиозных конфессий (больше 40), не смущаясь, рупорит слова того же источника: "Православие – вот единственный и ничем незаменимый источник обновления в сгущающемся мраке современности" и несгибаемо верит "православная вера способна стать активным средством к возрождению все той же национальной идентичности россиян"! Мы молчим о т.н. "русских" - "группа славяно-русских племен начала ... ассимилировать себя и целый ряд других, уже совсем чуждых племен... пока, наконец... не создалась нынешняя огромная и могущественная православная Русь". В этой "группе" славяне закончились на черте Новгород-Чернигов, а дальше - до самой Камчатки были и есть 130 "чужих племен". Уважайте хотя бы их численность, если их идентичность Вами замалчивается! С уважением, Клюйковы

Kruchinin Sergei

Добрый день господа Клюйковы! Речь идет не о «смешивании» многочисленных национальностей в современной России. Тем более, нам не представляется возможным объединение более 40 конфессий под единой чертой православия. При написании статьи нам хотелось лишь подчеркнуть значимость православия в историческом развитии русской культуры! И значимость эту переоценить сложно! Невозможно отрицать, что многочисленные элементы отечественной культуры основаны, так или иначе, на православной конфессии. Так, какое широкое отражение идеи православия находят в русской литературе, живописи, в том числе и иконописи? Говоря о национальной идентичности, мы имеем ввиду не однотипность «религиозного облика» россиян. Мы лишь подчеркиваем роль православия как объединяющего начала для русской нации. Спасибо за комментарий, Вы как всегда на "высоте". С Ув.

Roman Kljujkov

Добрый и Вам день! Вы продолжаете слепо не видеть искрения нелогичностей в Ваших высказываниях! Если Вам уже видны "значимость православия в историческом развитии русской культуры" и "многочисленные её элементы, основанные на православной конфессии", то что Вы призываете "возрождать", "возвращать"? Может Валуевский циркуляр 1863: "киевский генерал-губернатор находит опасным и вредным выпуск в свет рассматриваемого ныне духовною цензурою перевода на малороссийский язык Нового Завета"... "пропуск книг на малороссийском языке как духовного содержания, так учебных и вообще назначаемых для первоначального чтения народа, приостановить"? Или Эмский указ 1876? Приподнимите же, наконец, овечью шкуру! С уважением, Клюйковы

Shentceva Elena

Уважаемые авторы поднимают важнейший вопрос для нашей страны. Как представляется, очень интересные интерпретации, ссылки , рассуждения, должны продвигаться (то есть, вопрос Что делать?) в сторону вопроса Как делать? Именно на этом пути нас зачастую ожидают такие сложные и неоднозначные коллизии, такие повороты и развороты, что невольно вспоминается печально известная поговорка о благих намерениях (извините за банальность...). Возможно Мы, я имею в виду сейчас философское сословие в целом, что-то делаем не так? Не умеем придать нашей мысли силу действия? Это даже не вопросы к авторам, а, УВЫ!!! скорее предварительные соображения. Желаю авторам дальнейшего углубления столь значительной темы, возможно, обнаружения новых ее аспектов. С уважением, Елена Анатольевна

Kruchinin Sergei

Уважаемая Елена Анатольевна!Абсолютно справедливым является вопрос «Как делать?», заданный Вами. Но, как представляется, направлен он не только в отношении философского общества. В контексте данной проблемы, в чем заключается роль Философов? В правильной постановке задач, в частности, осознания значимости православия для русской культуры. То есть, задачи Философов – осмыслить видение колоссальной роли православия для России. Возможно, вопрос «Как делать?» других его аспектах перемещается в ведение иных движущих сил, например, общественных движений, политических партий, и, наконец, государства в целом. С Ув. Спасибо за отзыв.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.