facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ХОЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОСТИ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ХОЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..
Poplavskaya Tatyana, candidate of philosophy, associate professor

South-Ukrainian National Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Ukraine

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

УДК: 316.37:130

 

Холистический подход, который автор применяет в данной статье для исследования  феномена духовности, позволяет рассмотреть данное явление с религиозной, философской, научной и эзотерической точек зрения. Автор считает, что именно такой ракурс рассмотрения духовности поможет  глубже понять её природу и способ формирования в  современном социуме.

Ключевые слова:  духовность, энергия, сознание, эволюция, человечество.

Holostic approach that an author applies in this article for research  of the phenomenon of spirituality allows to consider this phenomenon with religious, philosophical, scientific and esoteric points of view. An author considers that the just the same foreshortening of consideration of spirituality will help  deeper to understand her nature and forming method in  modern society.

Keywords:  spirituality, energy, consciousness, evolution, humanity

 

Современную цивилизацию можно исчерпывающе охарактеризовать двумя понятиями – техногенность и бездуховность. Причины такого её состояния  исследовались и описывались мыслителями разных стран на протяжении, как минимум, трех столетий, начиная с эпохи Нового времени вплоть до наших дней, однако  только сейчас  широкая общественность начинает понимать  масштабы происходящих  глобальных процессов и  грозящие человечеству последствия технологического развития, взятого в качестве самоцели. Выход из сложившейся ситуации многие видят в развитии духовности. Подобно тому, как проблема рациональности «впервые формулируется в эпоху, когда пошатнулась вера в разум»[1,c.249-250],  к осознанию проблемы духовности приводит чувство ее недостатка, дефицита, ощущение сложившейся в обществе атмосферы бездуховности, чему не в малой степени способствует отсутствие целостной концепции духовности в современной отечественной философской литературе, смешением проблемы сущности духовности с проблемами ее специфики.  В этой связи представляется актуальным применить холистический подход к исследованию духовности, так как он позволит рассмотреть  данный феномен с философской, научной, религиозной и даже с эзотерической точек зрения.

Большинство исследователей придерживается методологической установки на обстоятельное исследование отдельных аспектов и компонентов духовности и сосредоточивает свое внимание на рассмотрении таких ее элементов как вера, знание, нравственность и пр. При этом рассматривается роль духовности в общественной жизни и становлении личности, анализируется отличие духовности от мировоззрения и т.д. Однако ответ на вопрос о том, что есть духовность, не складывается из суммы ответов на вопросы о том, как она проявляется, в каких формах реализуется и к каким последствиям приводит. И до тех пор, пока не будет выяснена сущность феномена духовности, это понятие останется в дурном смысле многозначным, то есть его смысл будет определяться исключительно контекстом его использования. Так, с религиозной точки зрения, духовность – это присутствие в человеке Духа Божьего. Причем такое понимание духовности можно встретить как в восточных, так и в западных  религиозных  течениях. Основой  такого понимания природы духовности является духовный опыт, т.е. опыт обретения человеком внутренних сил, который имеет вид тайны преображения, когда душа устремляется к духовным источникам, к утверждению высшего предназначения человека.   Это опыт осознания внутренней разорванности   человека и последующего преодоления этой разорванности через взращивание внутри себя духовного, внутреннего человека. Обретение внутреннего единства и целостности приводит к полному преображению личности. Суть этого преображения состоит в том, что человек, становясь духовным, знает и видит в духе и судит обо всем духовно. Такое видение ставится превыше познания, исполнения долга и служения искусству. По этому поводу Григорий Палама писал: «Все имеющие духовной опыт только смеются над людьми, которые не из опыта, а из своего разумения выводят противоположные правила; ведь в таких делах учитель не разум, а труд и добытый трудом опыт, который приносит полезный плод, делая пустыми и бесплодными рассуждения  всевозможных  спорщиков и обличителей»[7,c.49]. Данная  традиция живого духовного опыта практически выродилась в современных религиях, не склонных к аскетизму,  в результате чего  видоизменился и снизился духовный идеал, сведенный  к выполнению определенных заповедей по отношению к Богу, государству, семье и самому себе.  Однако она сохранилась до наших дней в восточных религиозно-философских школах, где учителя  являются практикующими аскетами или йогами, а также и в православном исихазме, который, продолжая библейскую и евангельскую историю живого и деятельного Бога, утверждает возможность прямого осуществления Божественных энергий в человеческой душе. Эти энергии представлены в учении Паламы символически; их символом является свет Фаворский, таинственное созерцание которого доступно «чистым сердцем» во все времена, доказательством чему являются не логические умозаключения, а достоверность духовного опыта православного монашества. Традиция исихазма продолжается в настоящее время также во многих монастырях и исихастириях, в частности, на Афоне.Выдающимся представителем этого направления в ХХ веке явился старец Иосиф Исихаст.

Религиозному пониманию феномена духовности  активно противостоит позиция современной секулярной, рациональной философии..   Сторонники секулярной точки зрения на феномен духовности (для которых религиозный вариант исключен по мировоззренческим причинам) понимают дух, душу, духовность как метафорические аналоги «точных» понятий «сознание», «мышление», «разум», «нравственность», «психика» и т.д., удобные для придания идеальным деятельным силам, способностям и устремлениям человека оттенка особой «возвышенности». Духовность при таком подходе выступает в качестве «общего знаменателя» всех духовных явлений, собирающего их в некоторое единство, замкнутое в пределах человеческого мира ценностей и идеалов. В этом случае духовные функции отождествляются с высшими психическими функциями и проблема духовности сводится к индивидуально-психологическому уровню, а устремленность человека к духовномусамосовершенствованию обозначается термином «одухотворенность». Возможности теоретического осмысления духовности при таком подходе являются, однако, ограниченными, потому что  духовность мыслится не в плане соотношения индивидуальной души с духом, а в качестве элемента сознания и нравственного чувства и не выходит за пределы сферы человеческого бытия.

Современная наука проблемами духовности  не занимается, потому что это не коммерческая сфера  деятельности, а у нас, как известно, кто платит деньги, тот и музыку заказывает. Платят же деньги люди, очень далекие от проблем духовности, причем эта тенденция носит глобальный характер. Как отмечает в своей книге Рихард Рудзитис: «…современная наука, можно сказать, безграмотна в самых насущных, высших вопросах великого Бытия. Она не знает, прежде всего, что собою являет человек, какова его истинная сущность, откуда он приходит и куда идет, в чем смысл и цель его жизни. Она не знает также тайны рождения и смерти, и что такое эволюция нашего человечества – последнюю наука принимает как развитие материальных форм, но она смутилась бы, если бы ее спросили о восхождении отдельного индивида: как человек может совершенствоваться в границах одной-единственной жизни? Также наука мало что знает об эволюции Земли и Космоса. Еще меньше наука знает, что такое жизнь и каково ее происхождение, и какую связь она имеет с этой раздробленной на атомы материей. Также современная наука обрекает человека на ограниченное существование на нашей маленькой, пусть и красивой планете, тогда как его удел – сотрудничество с дальними мирами более высоких энергий»[9, с.11].

Однако есть отдельные энтузиасты, которые  на свой страх и риск делают исследования  глубин человеческой психики, раскрывают тайну жизни и смерти, изучают Космические Законы и их влияние на эволюцию планетарного сознания.  К их числу    можно отнести ученых, объединенных  новыми  направлениями в современной науке – эниологии, изучающей энергоинформационные  процессы в природе[6]; парапсихологии, изучающей паранормальные явления  такие как реинкарнация[5;11], около смертный опыт[8] и др.; трансперсональной психологии, изучающей измененные состояния сознания[3]; психофизики, изучающей природу человеческой мысли, обладающей особой  информационно-активной силой[4] и другие направления  Науки будущего. Как отмечает известный ученый Л.М. Гиндилис, современная «наука  переживает сложный период, она находится в поиске, она приходит к новым неожиданным выводам. Этот поиск ведёт к новому космическому мышлению. Но отсюда не следует делать вывод, что космическое мышление уже вошло в жизнь. Предстоит большая работа по переосмыслению научной картины Мира»[2].

Таким образом, пока академическая наука переживает мировоззренческий кризис, или кризис научной парадигмы,  трудами  пока немногочисленных энтузиастов строится здание Науки будущего, в котором нет места догматизму,  скептицизму,  суеверию,  соперничеству и корыстолюбию.   

Естественным образом может возникнуть вопрос – какое отношение  перечисленные научные открытия имеют к духовности? Оказывается, самое непосредственное. Данные исследования в области природы человеческой души, духа, сознания, а также их взаимодействия с Вселенскими  Законами давно были  предсказаны в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской и в «Учении Живой Этики», которое через семью Рерихов было дано человечеству Махатмами Востока.  Дав основы нового космического мировоззрения, Учителя человечества обратили взор ученых на то, в каком направлении с точки зрения эволюции сознания следует развивать науку. Сама Е.И. Рерих в записях «Изучение свойств человека» набросала эскиз будущего Храма Науки[10]. Учение предуказало ученым, какие открытия должны преобразить сознание человечества и всю жизнь на нашей планете. Среди них: доказательство продолжения существования сознания после биологической смерти; открытие невидимых областей реальности (Тонкого Мира); доказательство феномена перевоплощения; доказательство взаимодействия мысли человека с окружающим пространством; доказательство того, что нравственный образ жизни имеет чисто практическую целесообразность, так как безнравственность разрушительна для человека, его жизни и здоровья;  обоснование важности пребывания человека на  нашей планете как ведущего фактора общепланетной эволюции, а также многое другое. «Истинно, пришло время, когда наука и религиозная мысль не должны разделяться в своей сущности, когда они должны не только дружественно сотрудничать, но стать единым целым, и священнослужители станут немного учеными, и ученые будут немного духовнее. Ибо это две божественные ветви одного космического древа мысли»[9,c.12].

Если в основе науки лежат достоверные, проверенные знания, то и Учение Живой Этики, или Агни-Йогу, можно назвать наукой, ибо каждая мысль и указание в ней не только опирается на умозаключения, но и эмпирически обосновано – тысячелетним духовным опытом и всесторонними исследованиями великих ученых – Учителей человечества. Все здесь выражено и аргументировано с такой строгой, убедительной логикой, что у читателя не остается ни малейших сомнений в истинности сказанного, даже если в первое мгновение ему и не все понятно. За каждой строкой Учения, за каждым данным намеком или символом – точная мысль. Чем больше мы углубляемся в книги Учения, тем сильнее убеждаемся в этом[9, c.14]..

Согласно философской концепции Учения, все формы жизни в Мироздании – от атома до звезды- содержат в себе  так называемое «зерно духа», которое, проявляясь в материи, устремляется к проявлению своих свойств, одухотворяя её, утончая,  а значит и развивая: «Дух и материя – утверждается в Учении, - утончаются в едином порыве к достижению высшего огненного сознания»[12,п.227].  «Сознание содержит в себе, - объясняет Учение, - все следы пройденных жизней, отпечатки каждого проявления»[12,п.227].

На человеческом этапе эволюции сознания действие «зерна духа» проявляется такими качествами как интеллект, креативность, терпеливость, наблюдательность, сострадание, милосердие, воля, интуиция, чувство такта, чувство юмора, чувство меры. Наличие этих  качества в человеке трактуется как присутствие психической энергии определенной вибрации и напряжения и проявляются  они настолько,  насколько  сильно это напряжение. Чем сильнее напряжение, чем сильнее вибрации психической энергии, тем  сильнее  проявляются в личности её высшие качества, и наоборот, чем слабее напряжение, тем слабее они проявляются, вплоть до  пребывания в латентном состоянии.

Таким образом, психическая энергия является тем, что в обычном понимании трактуется как духовность, а её развитие есть в сущности развитие духовности, но не той духовности, которая у нашего современника выражается в исполнении обрядов и  хождении в храмы, но той истинной, высшей духовности, которая состоит в приобщении к Высшему Миру, в раскрытии в себе высшего сознания, в развитии в  себе, в овладении и в сознательном использовании той огромной высшей силы, которая присуща каждому из нас, для пользы эволюции и для блага всего человечества.

Формирование такой духовности средствами современного образования и воспитания практически невозможно. К ней можно только приобщаться в процессе самопознания и самоосознания. «Долг каждого человека, - пишет Великий Учитель Шрила Прабхупада, - осознать свое изначальное положение по отношению к Богу и действовать соответственно ему. Если нам это удастся, то наша жизнь увенчается успехом»[13,с.20.]

 

Литература:

1. Бердяев Н.А. Судьба России.- М.:Правда, 1990.- 600с.

2. Гиндилис Л.М. Идеи космического мышления и современная научная картина мира. [Электроный ресурс]. Режим доступа:  http://lib.icr.su/node/913

3. Гроф С. За пределами мозга. – М.:Ин-т Трансперсональной психологии,2000.-504с.

4. Дубров А.П. О смене парадигмы в естествознании в ХХІ веке//Этика и наука будущего. Единство в многообразии. Роль духовности в познании мира.-М.:Дельфис,2003г.С.24-30.

5. Крэнстон С.,Уильямс К. перевоплощение: новые оризонты в науке и религии.-М.: ИДЛи,2001.-464с.

6. Материалы Международного конгресса «Эниология ХХІ века». Одесса,10-15 сентября 2001. Ч.1. Доклады.- Одесса, 2001.-220с.

7. Палама Г. Триады в защиту священно безмолвствующих.-М.,1995.

8. Пик Э. Путешествие души. Есть ли жизнь после смерти- Харьков-Белгород: Клуб семейного досуга,2013.-413с.

9. Рудзитис Р. Учения Огня. ВведениевЖивуюЭтику.- Минск: Звезды Гор,2008.-272с.

10.  Светлов А.В. Контуры науки будущего.// Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы.- М. Выпуск1.-2001. С.28-29.

11.  Stevenson, Ian (1974). Twenty cases suggestive of reincarnation, second (revised and enlarged) edition, University of Virginia Press.

12.  Учение Живой Этики: В трех томах. Т.3. Мир Огненный.-СПб.:Просвещение,1993.-814с. 

13.  Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Наука самоосознания.-Киев: Бхактиведанта Бук Траст,1991.-476с.

0
Your rating: None Average: 6.6 (7 votes)
Comments: 15

Kruchinin Sergei

Уважаемая Татьяна Николаевна!Проблема духовности является одной из самых «старых проблем» как в рамках зарубежной, так и отечественной философии. Традиционно духовность связывают с культурой, этикой и т. д. Однако, как справедливо отмечено в статье, духовность связана и с развитием различных отраслей научного знания. Большой научный интерес представляет собой выявление взаимосвязи таких категорий, как духовность, Учение Живой Этики и научное познание. По мнению автора статьи, взаимосвязь между этими категориями очевидна. Большой интерес также представляет видение истиной духовности автором статьи. Истинная духовность рассматривается как возможность раскрытия в себе высшего сознания. По мнению автора, именно посредством такого раскрытия человек способен осознать свое истинное положение к Богу и Природе. С Ув.

Chernyak Vladimir ivanovich

Уважаемая Sophist Татьяна Николаевна. Ваша ошибка в том, что пытаетесь оценить окружающий мир путем анализа понятий, а не собственно явлений и вещей. Откуда Ваше утверждений о том, что "современная цивилизация - бездуховна"? У Вас есть какая-то оценочная, аналитическая база? Вы умудрились "взвесить духовность цивилизаций" 100, 200, 500, 1000 лет назад? Или Вы просто свое восприятие, подкрепленное "авторитетами", выдаете за Истину? Мыслители всех времен жаловались на "бездуховность нынешнего поколения" обосновывая это не более, чем набором слов. В названии работы Вы делаете "заявку" на "холистичность исследования" В чем она?, если в тексте работы о "холистическом" (подходе, методе, восприятии, мышлении????) ни слова. Или Вы считаете, что объявив в аннотации объединенность религиозной, философской, научной (а философию, я так понимаю к наукам вы не относите?) и эзотерической (а ВЫ можете провести четкую грань между всеми этими частями?) тем самым обеспечиваете "холистичность исследования? Но почему тогда "упор" на теософскую точку зрения? С уважением, Черняк В.И.

Dedyulina M.A.

Работа впечатляет, но не вдохновляет. Спасибо любителям теософии, но к сожалению не философии.

Poplavskaya Tatyana

Лично мне трудно представить себе любителя философии, не интересующегося проблемами теософии! Сам корень слова "софия" - мудрость просто обязывает, ведь узколобой или однозначной мудрости в природе не бывает. Может вы что-то напутали?

Nazarova Elena

В статье автором интересно и эмоционально рассматривается феномен духовности с позиций рерихианства, т.е. теософии, модного оккультного движения, противопоставляющего себя христианству. Только не понятно непосвященным, уважаемая Татьяна Николаевна, в чем заключается научное доказательство «паранормальных явлений, таких как реинкарнация» и т. п., в общем, каббалы.

Poplavskaya Tatyana

Рекомендую почитать, информация для размышления Крэнстон С.,Уильямс К. Перевоплощение: новые горизонты в науке и религии.-М.: ИДЛи,2001.-464с. Пик Э. Путешествие души. Есть ли жизнь после смерти- Харьков-Белгород: Клуб семейного досуга,2013.-413с. С уважением, Т.Н.

Nazarova Elena

1. В наш «информативный» век, наверно, ограничиваться сведениями из одной книги недостаточно, интересуюсь данными представителей разных взглядов, приведенными на английском языке на сайте near-death experience (NDE). 2.Придерживаюсь христианского мнения, т.е. не согласна, что «обстоятельства зависят не от моей сегодняшней деятельности, а от непознаваемой Кармы и от прошлых эпох, – то ничего изменить в моей нынешней жизни я уже не в силах. Христианство, которое видит в мире не безликие законы, а действия конкретных воль, гораздо успешнее может побудить человека к активному действию, к активной перемене и себя, и внешнего мира». С пожеланиями успехов, Е.П.

Sanosyan Khachatur Avetis

Уважаемая Татьяна. Я процитирую строки из статьи где Вы отмечаете, что " Основой такого понимания природы духовности (присутствие в человеке Духа Божьего) является духовный опыт , т.е. опыт обретения человеком внутренних сил, который имеет вид тайны преображения, когда душа устремляется к духовным источникам, к утверждению высшего предназначения человека. Это опыт осознания внутренней разорванности человека и последующего преодоления этой разорванности через взращивание внутри себя духовного, внутреннего человека. Обретение внутреннего единства и целостности приводит к полному преображению личности. Суть этого преображения состоит в том, что человек, становясь духовным, знает и видит в духе и судит обо всем духовно. Такое видение ставится превыше познания, исполнения долга и служения искусству." Соглашаясь с Вами, что "Формирование такой духовности средствами современного образования и воспитания практически невозможно. К ней можно только приобщаться в процессе самопознания и самоосознания" должен сожалеть, что вышеизложенное, к сожалению , не всем дано. С уважением, Х. А. Саносян

Poplavskaya Tatyana

Уважаемый Х.А. Саносян! Спасибо за комментарий, за понимание, однако сожалеть о том, что не всем дано быть духовными личностями не надо, это совершенно нормально. Я считаю, что в обществе должна присутствовать определенная прослойка людей, имеющих адекватное представление о природе духовности и о способах её развития и желательно чтобы эти люди имели доступ к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Все остальное само собой будет складываться, ведь основной массе народа обязательно нужны идеалы или, если хотите, ориентиры в этой жизни, на которые можно было бы равняться, к которым можно было бы стремиться и т.д. Во все времена такими ориентирами были философы, мудрецы, искатели истины и любители мудрости, они то и задавали вектор развития духовной культуры человечества. Наша же задача, обращаться к этому Источнику вневременной мудрости и приобщать к нему талантливую молодежь! С уважением, Поплавская Т.Н.

Roman Kljujkov

Уважаемые Т.Н.Поплавская и Х.А.Саносян! Позвольте вставить "свои пять копеек"! Когда всеми системами образования и воспитания нам постоянно вдалбывают "Человек - венец Природы!" и т.п., трудно, но доступно каждому усмирить гордыню и признать, что "идеалами, ориентирами" являются не "философы, мудрецы, искатели истины и любители мудрости", а подлинные идеалы Мирового Разума. Самопознание - когда Человек искренне поверит, что весь его разум даруется познанными идеалами. Верь, изучай и применяй идеалы как образцы ВСЕГО, и станешь "духовным"! Это Интеллектуальная религия. С уважением и надеждой, Клюйковы

Treschalin Michail Yuriyevich

Уважаемая Татьяна Николаевна! Полностью солидарен с Вашим определением современной цивилизации! Статья очень актуальная. Другой вопрос: как формировать духовность в условиях рыночной экономики? Например, мои студенты не слышали о Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих, не читали Евангелие и озабочены, в основном, сугубо меркантильными вопросами. Приобретенный после перестройки практицизм стал основой личности. Первичны деньги, все остальное потом. А это целое поколение! По большому счету - формирование духовности государственная проблема, а с идеологией, после СССР, как то слабовато. С уважением М.Ю. Трещалин

Poplavskaya Tatyana

Уважаемый М.Ю. Трещалин! Спасибо за солидарность и понимание! А вот вашим студентам рассказать о Е.П. Блаватской и семье Рерихов можете вы сами. Нам ведь не спускают сверху программы курсов, не держат за язык, как в советское время, поэтому можно подумать и подать так материал, чтобы и вам и студентам было интересно, во-первых, а во-вторых, это еще одна возможность поговорить с ними о смысле жизни, о счастье, любви и т.д. Пусть задумаются, ведь это и есть главная цель образования - научить человека думать!!! С уважением, Поплавская.

Shentceva Elena

Уважаемая автор статьи поднимает (точнее, продолжает) важнейшую традицию самоосмысления наукой самой себя в духовном пространстве. Безусловно, сегодняшний исторический момент, очень ярко высвечивает все те проблемы (духовные дыры), о которых говорили великие Учителя человечества. Зачастую возникает мысль, что этот откат в яму всевозможных без- уже достиг своего апогея, но нет! Появляются все новые и новые доказательства деградации. Выход один - переместить акцент на философский подход к собственному бытию ("Спасется один - спасется сотня!"), к счастью, подобные примеры есть. С уважением, Елена Анатольевна.

Poplavskaya Tatyana

Уважаемая Елена Анатольевна! спасибо за понимание и позитивный отзыв о моей работе! Sophist.

Roman Kljujkov

Уважаемая Татьяна Николаевна! Спасибо за содержательную статью! Взяли «быка за рога» - рассмотрели наивысший 16й идеал Платона! Много правильных выводов, но с некоторыми – мы не согласны. 1)Холистический, по Платону, - не только «совместный» при рассмотрении «религией, философией, наукой, эзотерикой», но, главное, - целый, целостный, закольцованный, круглый со всех сторон, завершённый, Единый. 2)Описанным взглядам не 300, а более 2500 лет, так как они, ещё Платоном и Плотином уже подавались восстановленной нами грандиозной «этической системой совершенствования Человека», неправильно понятой другими философиями программой суицидного «постоянного умирания»! Это не «отдельные аспекты духовности», а целая законченная матрица 4х4 совершенствования человеческих добродетелей до Божественных: (язычеством и опытом) рассудок, мужество, соразмерность, справедливость; (мировыми религиями и духовностью) интуиция, бесстрашие, бесстрастие, безгрешность; (Интеллектуальной религией и философией) мудрость, честность, праведность, истинность; (без поводырства и мистикой) Мировой Разум, Энергия, Гармония, Информация. Вы правы: добродетели не даются Образованием, Воспитанием и даже чтением чужих докладов, а только личным Самосознанием и Самопознанием каждого. Это – выводы из наших докладов на gisap физ-мат.конференциях в течении 2015 (http://gisap.eu/ru/user/23714): «ИДЕАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ ЭВОЛЮЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО МИРА», «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ ВСЕГО ЖИВОГО И НЕЖИВОГО», «ДЕСЯТАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОШИБКА-ПРОКЛЯТИЕ АРИСТОТЕЛЯ». Будем рады Вашим замечаниям. С уважением, Клюйковы
Comments: 15

Kruchinin Sergei

Уважаемая Татьяна Николаевна!Проблема духовности является одной из самых «старых проблем» как в рамках зарубежной, так и отечественной философии. Традиционно духовность связывают с культурой, этикой и т. д. Однако, как справедливо отмечено в статье, духовность связана и с развитием различных отраслей научного знания. Большой научный интерес представляет собой выявление взаимосвязи таких категорий, как духовность, Учение Живой Этики и научное познание. По мнению автора статьи, взаимосвязь между этими категориями очевидна. Большой интерес также представляет видение истиной духовности автором статьи. Истинная духовность рассматривается как возможность раскрытия в себе высшего сознания. По мнению автора, именно посредством такого раскрытия человек способен осознать свое истинное положение к Богу и Природе. С Ув.

Chernyak Vladimir ivanovich

Уважаемая Sophist Татьяна Николаевна. Ваша ошибка в том, что пытаетесь оценить окружающий мир путем анализа понятий, а не собственно явлений и вещей. Откуда Ваше утверждений о том, что "современная цивилизация - бездуховна"? У Вас есть какая-то оценочная, аналитическая база? Вы умудрились "взвесить духовность цивилизаций" 100, 200, 500, 1000 лет назад? Или Вы просто свое восприятие, подкрепленное "авторитетами", выдаете за Истину? Мыслители всех времен жаловались на "бездуховность нынешнего поколения" обосновывая это не более, чем набором слов. В названии работы Вы делаете "заявку" на "холистичность исследования" В чем она?, если в тексте работы о "холистическом" (подходе, методе, восприятии, мышлении????) ни слова. Или Вы считаете, что объявив в аннотации объединенность религиозной, философской, научной (а философию, я так понимаю к наукам вы не относите?) и эзотерической (а ВЫ можете провести четкую грань между всеми этими частями?) тем самым обеспечиваете "холистичность исследования? Но почему тогда "упор" на теософскую точку зрения? С уважением, Черняк В.И.

Dedyulina M.A.

Работа впечатляет, но не вдохновляет. Спасибо любителям теософии, но к сожалению не философии.

Poplavskaya Tatyana

Лично мне трудно представить себе любителя философии, не интересующегося проблемами теософии! Сам корень слова "софия" - мудрость просто обязывает, ведь узколобой или однозначной мудрости в природе не бывает. Может вы что-то напутали?

Nazarova Elena

В статье автором интересно и эмоционально рассматривается феномен духовности с позиций рерихианства, т.е. теософии, модного оккультного движения, противопоставляющего себя христианству. Только не понятно непосвященным, уважаемая Татьяна Николаевна, в чем заключается научное доказательство «паранормальных явлений, таких как реинкарнация» и т. п., в общем, каббалы.

Poplavskaya Tatyana

Рекомендую почитать, информация для размышления Крэнстон С.,Уильямс К. Перевоплощение: новые горизонты в науке и религии.-М.: ИДЛи,2001.-464с. Пик Э. Путешествие души. Есть ли жизнь после смерти- Харьков-Белгород: Клуб семейного досуга,2013.-413с. С уважением, Т.Н.

Nazarova Elena

1. В наш «информативный» век, наверно, ограничиваться сведениями из одной книги недостаточно, интересуюсь данными представителей разных взглядов, приведенными на английском языке на сайте near-death experience (NDE). 2.Придерживаюсь христианского мнения, т.е. не согласна, что «обстоятельства зависят не от моей сегодняшней деятельности, а от непознаваемой Кармы и от прошлых эпох, – то ничего изменить в моей нынешней жизни я уже не в силах. Христианство, которое видит в мире не безликие законы, а действия конкретных воль, гораздо успешнее может побудить человека к активному действию, к активной перемене и себя, и внешнего мира». С пожеланиями успехов, Е.П.

Sanosyan Khachatur Avetis

Уважаемая Татьяна. Я процитирую строки из статьи где Вы отмечаете, что " Основой такого понимания природы духовности (присутствие в человеке Духа Божьего) является духовный опыт , т.е. опыт обретения человеком внутренних сил, который имеет вид тайны преображения, когда душа устремляется к духовным источникам, к утверждению высшего предназначения человека. Это опыт осознания внутренней разорванности человека и последующего преодоления этой разорванности через взращивание внутри себя духовного, внутреннего человека. Обретение внутреннего единства и целостности приводит к полному преображению личности. Суть этого преображения состоит в том, что человек, становясь духовным, знает и видит в духе и судит обо всем духовно. Такое видение ставится превыше познания, исполнения долга и служения искусству." Соглашаясь с Вами, что "Формирование такой духовности средствами современного образования и воспитания практически невозможно. К ней можно только приобщаться в процессе самопознания и самоосознания" должен сожалеть, что вышеизложенное, к сожалению , не всем дано. С уважением, Х. А. Саносян

Poplavskaya Tatyana

Уважаемый Х.А. Саносян! Спасибо за комментарий, за понимание, однако сожалеть о том, что не всем дано быть духовными личностями не надо, это совершенно нормально. Я считаю, что в обществе должна присутствовать определенная прослойка людей, имеющих адекватное представление о природе духовности и о способах её развития и желательно чтобы эти люди имели доступ к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Все остальное само собой будет складываться, ведь основной массе народа обязательно нужны идеалы или, если хотите, ориентиры в этой жизни, на которые можно было бы равняться, к которым можно было бы стремиться и т.д. Во все времена такими ориентирами были философы, мудрецы, искатели истины и любители мудрости, они то и задавали вектор развития духовной культуры человечества. Наша же задача, обращаться к этому Источнику вневременной мудрости и приобщать к нему талантливую молодежь! С уважением, Поплавская Т.Н.

Roman Kljujkov

Уважаемые Т.Н.Поплавская и Х.А.Саносян! Позвольте вставить "свои пять копеек"! Когда всеми системами образования и воспитания нам постоянно вдалбывают "Человек - венец Природы!" и т.п., трудно, но доступно каждому усмирить гордыню и признать, что "идеалами, ориентирами" являются не "философы, мудрецы, искатели истины и любители мудрости", а подлинные идеалы Мирового Разума. Самопознание - когда Человек искренне поверит, что весь его разум даруется познанными идеалами. Верь, изучай и применяй идеалы как образцы ВСЕГО, и станешь "духовным"! Это Интеллектуальная религия. С уважением и надеждой, Клюйковы

Treschalin Michail Yuriyevich

Уважаемая Татьяна Николаевна! Полностью солидарен с Вашим определением современной цивилизации! Статья очень актуальная. Другой вопрос: как формировать духовность в условиях рыночной экономики? Например, мои студенты не слышали о Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих, не читали Евангелие и озабочены, в основном, сугубо меркантильными вопросами. Приобретенный после перестройки практицизм стал основой личности. Первичны деньги, все остальное потом. А это целое поколение! По большому счету - формирование духовности государственная проблема, а с идеологией, после СССР, как то слабовато. С уважением М.Ю. Трещалин

Poplavskaya Tatyana

Уважаемый М.Ю. Трещалин! Спасибо за солидарность и понимание! А вот вашим студентам рассказать о Е.П. Блаватской и семье Рерихов можете вы сами. Нам ведь не спускают сверху программы курсов, не держат за язык, как в советское время, поэтому можно подумать и подать так материал, чтобы и вам и студентам было интересно, во-первых, а во-вторых, это еще одна возможность поговорить с ними о смысле жизни, о счастье, любви и т.д. Пусть задумаются, ведь это и есть главная цель образования - научить человека думать!!! С уважением, Поплавская.

Shentceva Elena

Уважаемая автор статьи поднимает (точнее, продолжает) важнейшую традицию самоосмысления наукой самой себя в духовном пространстве. Безусловно, сегодняшний исторический момент, очень ярко высвечивает все те проблемы (духовные дыры), о которых говорили великие Учителя человечества. Зачастую возникает мысль, что этот откат в яму всевозможных без- уже достиг своего апогея, но нет! Появляются все новые и новые доказательства деградации. Выход один - переместить акцент на философский подход к собственному бытию ("Спасется один - спасется сотня!"), к счастью, подобные примеры есть. С уважением, Елена Анатольевна.

Poplavskaya Tatyana

Уважаемая Елена Анатольевна! спасибо за понимание и позитивный отзыв о моей работе! Sophist.

Roman Kljujkov

Уважаемая Татьяна Николаевна! Спасибо за содержательную статью! Взяли «быка за рога» - рассмотрели наивысший 16й идеал Платона! Много правильных выводов, но с некоторыми – мы не согласны. 1)Холистический, по Платону, - не только «совместный» при рассмотрении «религией, философией, наукой, эзотерикой», но, главное, - целый, целостный, закольцованный, круглый со всех сторон, завершённый, Единый. 2)Описанным взглядам не 300, а более 2500 лет, так как они, ещё Платоном и Плотином уже подавались восстановленной нами грандиозной «этической системой совершенствования Человека», неправильно понятой другими философиями программой суицидного «постоянного умирания»! Это не «отдельные аспекты духовности», а целая законченная матрица 4х4 совершенствования человеческих добродетелей до Божественных: (язычеством и опытом) рассудок, мужество, соразмерность, справедливость; (мировыми религиями и духовностью) интуиция, бесстрашие, бесстрастие, безгрешность; (Интеллектуальной религией и философией) мудрость, честность, праведность, истинность; (без поводырства и мистикой) Мировой Разум, Энергия, Гармония, Информация. Вы правы: добродетели не даются Образованием, Воспитанием и даже чтением чужих докладов, а только личным Самосознанием и Самопознанием каждого. Это – выводы из наших докладов на gisap физ-мат.конференциях в течении 2015 (http://gisap.eu/ru/user/23714): «ИДЕАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ ЭВОЛЮЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО МИРА», «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ ВСЕГО ЖИВОГО И НЕЖИВОГО», «ДЕСЯТАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОШИБКА-ПРОКЛЯТИЕ АРИСТОТЕЛЯ». Будем рады Вашим замечаниям. С уважением, Клюйковы
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.