facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП КАК СОСТАВНАЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП КАК СОСТАВНАЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОКСОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП КАК СОСТАВНАЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
Konoplytska Oksana, applicant

Kharkiv National University of Internal Affairs, Ukraine

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

 

В статье рассматриваются основные теоретические представления о социальном стереотипе. Проанализированы особенности изучения социального стереопита в различных школах. Дано определение понятия социальный стереотип, показаны его функции и структуру. Показана цель исследования и предпосылки его проведения.

Ключевые слова: общество, личность, социальная группа, социальный стереотип, сотрудники ОВД, несовершеннолетний правонарушитель.

In the article the basic theoretical concepts of social stereotypes. The features of the study of social stereotype in various schools. The definition of the concept of social stereotype, showing its function and structure. Shows the purpose of the study and background of the meeting.

Keywords: society, individuals, social groups, social stereotype of law enforcement officers, juvenile offenders.

 

Полноценная личность формируется только в процессе социальной деятельности. Личность содержит в своем сознании определенный исторический комплекс навыков и стандартов социального поведения. Историки называют этот «комплекс» исторической памятью. В социологии, так же как и в социальной психологии, это понятие определятся как «социальный стереотип». Он формируются в ходе социализации и, обладая признаками устойчивости и иррациональности, выступает в качестве побудительных мотивов действия индивида.

Социальные стереотипы как одна из наиболее интересных и  небезразличных  сфер  в   функционировании  общества   на  протяжении   веков  изучалась  многими  исследователями, такими как У. Липпманом,  Т. Шибутани, В.П. Трусов, Л.Х. Стрикленд, А.А. Бодалевым, В.А. Ядовым и другими.

Таким образом, можно констатировать, что необходимо рассмотреть  и раскрыть особенности формирования социальных стереотипов.

Значительное внимание на протяжении почти всей истории социальной психологии уделялось генерализации и категоризации - процессам, лежащим в основе формирования социального стереотипа. Термин «стереотип» был введен в социальную науку в США У. Липпманом при построении им концепции общественного мнения. Сама концепция - яркое проявление прагматического интереса к обыденному сознанию, для которого поиски истины заканчиваются после получения «инструментального» знания, т. е. знания, обеспечивающего эффективность поведения в повседневной жизни. [1]

Несмотря на многие недостатки концепции Липпмана, ему удалось выявить реально существующий феномен и указать на некоторые закономерности функционирования стереотипа в процессе мышления и поведения.

Кимбалл   Юнг  понимал стереотип в виде «ложной классификационной  концепции,  с  которой,  как  правило,  связаны  какие-то социальные чувственно-эмоциональные тона сходства и различия, одобрения  или осуждения другой группы». [2]  Из этого суждения можно делать вывод, что под стереотипом понимали что-то заведомо ложное или неверное.  Стереотип  стал выступать в качестве ошибочной оценки или предвзятого мнения о  явлениях  или группах. Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». [3] Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории». [3] Тэшфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа: 1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; 2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени; 3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; 4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; 5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; 6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

Исследование социальных стереотипов происходит в отечественной и зарубежной психологии и социологии. Так в Польше доминируют исторический и общетеоретический подходы (А.Шафф, А.Бондар,  А.Барциковский, А.Колосковская и др.).    Большое  внимание  в  работах  ученых  Германии  и  Франции   уделяется стереотипизации  как  процессу  формирования  стереотипов.   Речь   идет   о приверженности  стереотипам,  склонности  пользования  ими  в   определенных ситуациях. Недостатком этих исследований  является  ограничение  внимания  к проблемам  стереотипов  теоретическими  вопросами,  без  установления  связи между стереотипами и конкретным действием.  В западноевропейской социальной психологии широко распространена  точка зрения, согласно  которой  социальные  стереотипы  и  ряд  других  феноменов группового  и  общественного  сознания  должны  быть  объединены   в   общую концептуальную схему общества.

В отечественной психологии проблема социального стереотипа была наиболее  изучена   П.А.Сорокиным, он   не вводил в обращение термин  «стереотип»,  он  описал  процесс  его  функционирования  в социокультурной  группе.   «Ряд   процессов   и   форм   поведения   заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством  членов  группы». [4] Сорокин П.А. указывал, что «в каждой  группе  имеется  определенный порядок  взаимоотношений. Этот  официально   групповой   шаблон   поведения представляет как бы «костяк» группы, на  котором  дальше  выводятся  другие, более детальные  узоры  поведения».

В  конце  50-х  –  начале  60-х  годов  в отечественной науке начинают появляться работы критического  содержания,  в  которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. В это же время, впервые  в отечественной  науке  были  предприняты  попытки  дать  определение  понятию «социальный стереотип».  В.А.Ядов  под  стереотипом   понимал  «чувственно   окрашенные социальные образы». И.С.Кон дает  такое  определение:  стереотип  – это «предвзятое,  т.е.  не  основанное  на  свежей  непосредственной  оценке каждого явления, а выведенное из стандартизированных  суждений  и  ожиданий,  мнение о свойствах людей и явлений».

В советской литературе  исследование  проблемы  стереотипов  связано  с именами Шихирева П.Н., Шерковина  Ю.Л.,  Гаджиева  К.С.,  Кона  И.С.,  Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и других.  Эти авторы основывались на классовом  подходе, изучая проблему стереотипов, наиболее часто они определяли социальный стереотип как «образ» или  «набора  качеств»,  как  достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о  действительности, неадекватно отражающего объективные  процессы.  В настоящее время большинство российских и западных ученых более  осторожно  подходят  к определению стереотипа,   считая   его в основном    комплексным образованием и оценивая  содержание  его  не  только  с  негативной  стороны.   Выделяя, что социальный стереотип   выполняет  объективно  необходимую функцию, позволяя быстро и достаточно  надежно  категоризировать,  упростить социальное  окружение  индивида.

Как отмечалось ранее, социальный стереотип изучался и рассматривался разными учеными и в разное время. Следовательно, все исследователи отмечали разнообразные особенности социальных стереотипов, их свойства, функции и виды. Существуют  различные  виды   стереотипов.  

В   основном,   различают автостереотипы,  отражающие   представления   людей   о   самих    себе,   и гетеростереотипы,  отражающие  представления о другой социальной группе. Стереотипы  могут  быть  индивидуальными  и  социальными, которые   выражают представления о целой группе людей. Для социальных стереотипов свойственна  достаточно высокая стойкость. 

В исследованиях, изучающих стереотип как элемент когнитивного процесса, он рассматривается с точки зрения истинности его содержания; как результат формирования представлений и умозаключений (процесса стереотипизации); как понятие, как образ.

Однако по мере того, как рос объем знаний о стереотипе, категорическое утверждение о его исключительно ложном характере сменялось более осторожной оценкой. В настоящее время все большее признание находит выдвинутая в 1950 г. О. Клайнбергом гипотеза о “зерне истины” в стереотипе, согласно которой общий объем истинных знаний в стереотипе превышает объем ложных [5, 6]. Была высказана и получила частичное подтверждение гипотеза о том, что мнение человека о членах какой-либо социальной группы, вероятнее всего, будет точно, если эта группа играет строго определенную роль  [7], а также гипотезы о том, что признаком истинности стереотипа может служить совпадение мнений членов одной группы с мнениями представителей другой группы о первой, о положительной корреляции униформности (единства мнений членов данной группы) и истинности, информированности и истинности гетеростереотипа.

Специфику стереотипа как особого класса понятий У.Вайнеки пытается выявить, анализируя процесс формирования представлений об объекте, в котором, по его мнению, необходимо различать представления об интенсиональных и экстенсиональных свойствах объекта. Интенсиональные свойства, согласно Вайнэки, суть свойства объекта, выделяемые субъектом, как имеющие для него специфическое, личное значение, которое может отличаться от значений, придаваемых объекту другими людьми. Экстенсиональные же свойства имеют всеобщее значение, и относительно них “между всеми нормальными людьми существует единое мнение”. Стереотип, согласно этой концепции, отличается от других видов знания тем, что соотносится главным образом не с соответствующим объектом, а со знаниями других людей о нем. Стереотип - знание стандартное, в чем, видимо, его главная отличительная особенность. При этом неважно, истинно данное знание или ложно, поскольку главное в стереотипе - не сама истинность, а убежденность в ней, причем отличительной особенностью убежденности, сопутствующей стереотипу, является ее устойчивость, прочность.

Как выяснилось, фиксированность стереотипа связана с поляризацией знания: чем прочнее оценка, тем она категоричнее, четче, и наоборот. Здесь вновь подтверждается закономерность, убедительно и неоднократно доказанная в исследованиях установки: степень фиксации установки связана с силой проявления эффекта ассимиляции и контраста.

Р. Картер утверждает, что “фиксированность и поляризация зависят от когнитивного стиля индивида” [8]. Иными словами, появление стереотипа объясняется индивидуальными психологическими особенностями.

Основной аспект феномена стереотипа - социально-психологический. Он был выделен еще Липпманом, который говорил, что “помимо экономии усилий есть и другая причина того, почему мы так часто придерживаемся наших стереотипов, когда могли бы использовать более непредвзятые способы видения. Системы стереотипов могут быть ядром наших личных традиций, защитой нашего положения в обществе... Стереотипы в высшей степени заряжены теми чувствами, с которыми они связаны... Начав спор, вы не можете остановиться” [1].

Объекты, представляющие ценность для группы, - вот что защищают стереотипы. Объяснение специфики действия стереотипа не врожденными свойствами психологии мышления и восприятия, а функцией защиты социальных ценностей, функцией ориентира при определении отношения личности к объекту или явлению, составляют одну из сильных сторон в рассуждениях Липпмана. Этой же защитной функцией объясняется и еще одна отличительная особенность стереотипа - его эмоциональная насыщенность. Чем тверже оценка, тем, как правило, большую эмоцию вызывает любая попытка подвергнуть ее сомнению, и, наоборот, чем интенсивнее эмоция, тем категоричнее выражающее ее мнение.

Природа эмоционального наполнения стереотипа пока что почти не изучена, однако в настоящее время можно выделить две основные точки зрения. В одном случае эмоциональная энергетика стереотипа рассматривается как проявление личностных процессов и соответственно устойчивость стереотипа объясняется их константностью. В другом случае, наоборот, эмоциональный заряд стереотипа объясняется фактом его прочной фиксации в структуре личности и соответственно ставится в зависимость от глубины и степени устойчивости самого стереотипа. Согласно первой точке зрения, индивид держится за стереотип потому, что он выражает и защищает его личные интересы, согласно второй - потому, что стереотип выражает и защищает интересы социальной общности.

Рассмотрим первую точку зрения, наиболее четко выраженную Г.Олпортом [9]. Она интересна тем, что представляет характерный вариант подхода к стереотипу как когнитивному элементу установки. Конструкция Г. Олпорта такова. Предрассудок включает два обязательных компонента: отношение (установку) симпатии или антипатии, причем не просто, как “конкретное отношение к конкретной группе”, а как “выражение всего способа мышления о мире, в котором он живет>, и <связанное с ним чрезмерно общее и потому ошибочное убеждение” [9]. Отношение между компонентами предрассудка состоит в том, что система убеждений обычно приспосабливается к системе установок, представляет их в сознании субъекта, рационализирует. Что касается стереотипа, то он есть “преувеличенное убеждение, связанное с категорией. Его функция состоит в том, чтобы оправдывать (рационализировать наше поведение в связи с этой категорией”) [9]. В своей книге «Природа предрассудка» он анализирует еще две основные причины: человек может испытывать предубежденность к другому, угрожающему его интересам; он может также внешне демонстрировать предрассудок как выражение согласия с нормами группы, иными словами, лишь формально быть предубежденным.

По мнению Ла Виолетт и Силверт: “Выбор, детализация и наполнение стереотипа в процессе его формирования и структурирования может объясняться не только его личностными потребностями или психологическими механизмами, но, кроме этого, также процессом сохранения своей идентификации с группой и своего в ней статуса” [10].

Осознание этого мы находим и в следующих словах МакДэвида и Хэрэри: “Когда индивиды принадлежат к высокоорганизованным группам или обществам, они чаще всего бывают ограничены в своих связях с членами других обществ или групп, и таким образом их межличностные отношения основываются скорее на предрассудках, нежели на точной и надежной информации и непосредственном опыте” [11].

По существу нет ни одного серьезного исследования стереотипов не только представителей классов (предпринимателя, рабочего и т. п.), но даже профессий, что констатируется и самими американскими исследователями [12]. Этот факт лишний раз свидетельствует о действии идеологических запретов на определенные темы.

При анализе стереотипов необходимо учитывать как отрицательные, так  и положительные психологические последствия стереотипизации. С одной  стороны, выводимая из стереотипа схема суждения о другом человеке  нередко  действует как предубеждение.  Возникая  в  условиях  дефицита  информации,  социальный стереотип часто оказывается ложным и играет  консервативную  роль,  формируя ошибочные   представления   людей   о   происходящем,   деформируя   процесс интерпретации происходящего и характер межличностного взаимодействия.

Целью нашего исследования является выявление социальных стереотипов сотрудников ОВД  к несовершеннолетним правонарушителям. Насколько изменяется социальный стереотип со стажем профессиональной деятельности и в зависимости от направлений работы сотрудника ОВД (подразделение) к различным категориям несовершеннолетних правонарушителей, в зависимости от тяжести и корыстности совершенного правонарушения.

К сожалению, объём статьи не позволяет показать эмпирические результаты исследования, поэтому в этой статье рассмотрена теоретическая часть. Практическая часть будет показана в следующей статье и опубликована на следующей конференции.

 

Литература:

  1.  Lippman W. Public opinion. N.Y., 1922.
  2. Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры.  Воронеж, 2000, с. 41.
  3. Психология. Словарь. Под общей ред. Петровского А.В. – М., 1999, с.98
  4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, Общество. М.,1992, с.21-27
  5. Klineberg 0. Tensions affecting international understanding.-Soc. Sci. Res. Council Bull., 1950, N 62.
  6. Klineberg 0., Christie R. Perspectives in social psychology.N.Y., 1965.
  7. Berry 1. A functional approach to the relationship between stereotypes and familiarity. - Austral. J. PsychoL, 1970, V. 22, N 1.
  8. Carter R. Stereotyping as a process. - Public Opinion Quaterly, 1962 (Spring), p. 75-90.
  9. Allport G. W. The nature of prejudice. N.Y., 1958.
  10. La Violette E., Silvert K. A theory of stereotypes. - Soc. Forces, 1951, V. 21, p. 257-262.
  11. McDavid J., Harrari H. Psychology of social behavior. N.Y., 1974., р. 197
  12. Tagiuri R. Person perception. - In: The handbook of social psychology / Ed. G. Lindzcy, E. Aronson. 2"^ ed" Addison-Wesley, 1968, V. 3., р. 418
0
Your rating: None Average: 6.6 (8 votes)
Comments: 11

Fornea-Stecailov Iuliana

Уважаемая, Оксана Коноплицкая! Спасибо за актуальную и интересную статью! Надеюсь, что в следующих первенствах Вы представите конкретные прикладные результаты и решение поставленных целей! Желаю Вам новых научных достижений! С уважением, Юлиана Вас.!

Riyaz Masalimov

С удовольствием познакомился со статьёй Оксаны Коноплицкой. Очень интересно и познавательно, особенно для меня, который иногда касаюсь вопроса этнических стереотипов по ходу своих исследований социальных и психологических проблем сельской молодёжи своего региона (Башкирии в РФ). Это же здорово, когда молодые исследователей подают пример глубоких теоретических изысканий своим старшим коллегам. Спасибо, Оксана, за замечательную работу! Будем ждать продолжения, т.е. практическую часть, что меня очень заинтриговало. Желаю искренне успехов! Статья достойна высокой оценки.

Konoplytska Oksana

Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Мнение квалифицированных коллег очень ценно для меня! С уважением Коноплицкая Оксана!

Alieksieieva luliia

Интересная статья, выполнена на высоком уровне. С уважением, Юлия Алексеева

Konoplytska Oksana

Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Мнение квалифицированных коллег очень ценно для меня! С уважением Коноплицкая Оксана!

Konoplytsky Ivan

Целью статьи было: рассмотреть основные теоретические представления о социальном стереотипе, проанализировать особенности изучения социального стереотипа в различных школах, дать определение понятию социальный стереотип, показать его функции и структуру. С поставленной задачей автор справился на высоком уровне. Поданный материал имеет логическое завершение в виде предпосылок к проведению исследования. Интересно. С нетерпением будем ждать следующих докладов!

Konoplytska Oksana

Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Мнение квалифицированных коллег очень ценно для меня! С уважением Коноплицкая Оксана!

Moskalyuk Victoriya

Добрый вечер. Содержательная статья. Эмпирические данные, действительно, были бы уместны с учетом материала, представленного в теории. Надеюсь, такая возможность скоро представиться.

Konoplytska Oksana

Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Мнение квалифицированных коллег очень ценно для меня! С уважением Коноплицкая Оксана!

Dolgova Valentina Ivanovna

Здравствуйте, уважаемая Оксана Коноплицкая! Вам удалось на высоком уровне показать, что социальный стереотип является составной частью когнитивного компонента социально-психологических установок. Я уже порекомендовала Вашу работу своим коллегам. Спасибо! Готова выступить Вашим рецензентом, оппонентом, соавтором, etc. С уважением и самыми наилучшими пожеланиями, проф. Валентина Долгова.

Konoplytska Oksana

Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Мнение квалифицированных коллег очень ценно для меня! С уважением Коноплицкая Оксана!
Comments: 11

Fornea-Stecailov Iuliana

Уважаемая, Оксана Коноплицкая! Спасибо за актуальную и интересную статью! Надеюсь, что в следующих первенствах Вы представите конкретные прикладные результаты и решение поставленных целей! Желаю Вам новых научных достижений! С уважением, Юлиана Вас.!

Riyaz Masalimov

С удовольствием познакомился со статьёй Оксаны Коноплицкой. Очень интересно и познавательно, особенно для меня, который иногда касаюсь вопроса этнических стереотипов по ходу своих исследований социальных и психологических проблем сельской молодёжи своего региона (Башкирии в РФ). Это же здорово, когда молодые исследователей подают пример глубоких теоретических изысканий своим старшим коллегам. Спасибо, Оксана, за замечательную работу! Будем ждать продолжения, т.е. практическую часть, что меня очень заинтриговало. Желаю искренне успехов! Статья достойна высокой оценки.

Konoplytska Oksana

Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Мнение квалифицированных коллег очень ценно для меня! С уважением Коноплицкая Оксана!

Alieksieieva luliia

Интересная статья, выполнена на высоком уровне. С уважением, Юлия Алексеева

Konoplytska Oksana

Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Мнение квалифицированных коллег очень ценно для меня! С уважением Коноплицкая Оксана!

Konoplytsky Ivan

Целью статьи было: рассмотреть основные теоретические представления о социальном стереотипе, проанализировать особенности изучения социального стереотипа в различных школах, дать определение понятию социальный стереотип, показать его функции и структуру. С поставленной задачей автор справился на высоком уровне. Поданный материал имеет логическое завершение в виде предпосылок к проведению исследования. Интересно. С нетерпением будем ждать следующих докладов!

Konoplytska Oksana

Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Мнение квалифицированных коллег очень ценно для меня! С уважением Коноплицкая Оксана!

Moskalyuk Victoriya

Добрый вечер. Содержательная статья. Эмпирические данные, действительно, были бы уместны с учетом материала, представленного в теории. Надеюсь, такая возможность скоро представиться.

Konoplytska Oksana

Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Мнение квалифицированных коллег очень ценно для меня! С уважением Коноплицкая Оксана!

Dolgova Valentina Ivanovna

Здравствуйте, уважаемая Оксана Коноплицкая! Вам удалось на высоком уровне показать, что социальный стереотип является составной частью когнитивного компонента социально-психологических установок. Я уже порекомендовала Вашу работу своим коллегам. Спасибо! Готова выступить Вашим рецензентом, оппонентом, соавтором, etc. С уважением и самыми наилучшими пожеланиями, проф. Валентина Долгова.

Konoplytska Oksana

Спасибо за проявленный интерес к моей работе! Мнение квалифицированных коллег очень ценно для меня! С уважением Коноплицкая Оксана!
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.