facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

Национальная идея как фактор обеспечения безопасности Российской Федерации

Национальная идея как фактор обеспечения безопасности Российской Федерации
Tolmacheva Elena, postgraduate student

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia

Conference participant

Статья посвящена анализу правового регулирования национальной идеи в Российской Федерации, позволяющего создать общественные, национальные, духовные ценности, единые для всего российского общества, с помощью которых удастся снизить напряженность в межнациональных отношениях, сократить количество конфликтов на национальной почве и, в конечном итоге, повысить национальную безопасность в России.
Ключевые слова: национальная идея, правовое регулирование, патриотизм, национальная безопасности, ценности.

The article is devoted to the analysis of legal regulation of the national idea in the Russian Federation, to form a public, national and spiritual values, common for the whole of Russian society, with the help of which we will be able to reduce tensions in inter-ethnic relations, reduce the number of conflicts on national ground and, ultimately, improve national security in Russia.
Key words:national idea, the legal regulation, patriotism, national security and values.

В современных геополитических условиях, в непрекращающемся процессе глобализации, создании единого экономического пространства, деятельности международных организаций, унификации законодательства, не нужно забывать, что важнейшее место в правовой политики каждого государства современного мира должно уделяться совершенствованию национальных отношений, укрепление межнационального согласия. Российская Федерация  в данном вопросе не является исключением, напротив, в России четкое и последовательное регулирование государством национального вопроса является одной из основных социально-политических задач. Формирование взаимодоверия и взаимоуважения между различными народами, проживающими в России, выражающиеся в создании и проведении единой, национальной идеи, имеет огромное политическое значение, позволяет обеспечить национальную безопасность Российской Федерации.

В последние десять лет истории нашей страны заметно усилился интерес ко всему, что составляет основу национального единства. В современной культуре России актуализируется проблема использования национальной идеи как механизма, консолидирующего общество для разрешения назревших проблем[1], в том числе и в сфере национальной безопасности. Со времен распада СССР область межнациональных отношений в Российской Федерации была и остается одним из самых проблемных и сложно регулируемых аспектов жизнедеятельности общества, острота напряженности в этой сфере была настолько высока, что на протяжении многих лет власть фактически предпочитала не вмешиваться в происходящее, желая избежать вероятного обострения ситуации. В результате реализации такого подхода по меткому выражению М.С. Филь государственная национальная политика фактически свелась к политике этнокультурной и стала выражаться в поддержке традиционных национальных праздников, развитии сети Домов национальностей и других подобного рода мероприятиях. Поэтому на данный момент можно говорить о том, что в современной России системное государственное регулирование межнациональных взаимодействий отсутствует как таковое[2]. Новые угрозы российскому обществу и государству предъявляют принципиально иные требования и к системе обеспечения национальной безопасности, которая должна обладать свойством не только быстрого реагирования на возникающие угрозы, но и потенциалом для их предотвращения. Национальная безопасность связана с обеспечением жизнеспособности государства, его сохранением как определенной культурно-исторической ценности, защитой суверенитета[3]. В современных условиях одной из важных угроз национальной безопасности является региональный и национальный сепаратизм. В политическом отношении он ведет к попыткам отдельных регионов получить дополнительные права, выходящие за рамки, установленные Конституцией Российской Федерации, либо в своем крайнем проявлении — к попытке самопровозглашения в качестве независимого государства (Чечня). В экономическом плане сепаратизм ведет к разрыву единого экономического пространства, нарушению целостной финансово-кредитной, налоговой и таможенной системы и, в конечном счете, к подрыву социально-политической стабильности в стране. Не менее серьезной является угроза дальнейшего обострения межэтнических и межконфессиональных отношений, одно из которых произошло осенью 2006 г. в Республике Карелия. Также подтверждением возможности возникновения конфликтов на национальной почве стали события, произошедшие в Москве в конце 2010 г. Казалось бы, простое выяснения отношений между группами молодых людей переросло в массовые беспорядки в самом центре страны, вызванные как раз противоречиями в межнациональных отношениях. Именно данная ситуация является непосредственной демонстрацией угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В целях недопущения возникновения подобных ситуаций в дальнейшем нам видится необходимость создания и реализации правового регулирования национальной идеи Российской Федерации, которая будет служить гарантом стабильности межнациональных отношений и национальной безопасности в нашей стране. Данное правовое регулирование позволит адекватно понять историю народа и государства и эффективно прогнозировать будущее нашей страны, ведь отсутствие национальной идеи или ее деградация ведет к разрушению страны[4]. Формулирование современной единой национальной идеи должно полностью отражать все исторические предпосылки ее создания, в противном случае произойдет навязывание искусственной, псевдонациональной идеи, которая только усугубит социальный кризис. Навязывание противоестественной национальной идеи приводит к ее краху либо к краху государства, которому она навязывается, либо к краху и идеи, и государства.

Виднейшие российские политики, например Д.А. Медведев, В.В. Путин[5], отмечают, что за последние десятилетие достигнуты успехи во многих направлениях жизнедеятельности российского общества. Но вместе с этим вопросы, касающиеся правовой политики в области национальной идеи Российской Федерации, до сих пор являются не разрешенными, что обуславливает большое количество противоречивых мнений в данной области. 23 января 2012 г. В.В. Путин опубликовал в «Независимой газете» свою статью, посвященную анализу национального вопроса в России. «Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура… Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной. Дает колоссальные возможности для развития во многих областях... Задачи, которые мы ставим и внутри страны (создание новой экономики с эффективной занятостью, воссоздание профессиональных сообществ, равномерное развитие производительных сил и социальной инфраструктуры на всей территории страны), и задачи евразийской интеграции – это ключевой инструмент, благодаря которому можно ввести миграционные потоки в нормальное русло. По сути, с одной стороны, направить мигрантов туда, где они будут в наименьшей степени вызывать социальное напряжение. А с другой – чтобы люди в своих родных местах, на своей малой родине могли чувствовать себя нормально и комфортно. Надо просто дать возможность людям работать и нормально жить у себя дома, на родной земле, возможность, которой они сейчас во многом лишены. В национальной политике нет и не может быть простых решений. Ее элементы рассыпаны во всех сферах жизни государства и общества – в экономике, социалке, образовании, политической системе и внешней политике. Нам надо выстроить такую модель государства, цивилизационной общности с таким устройством, которая была бы абсолютно равно привлекательна и гармонична для всех, кто считает Россию своей Родиной. Мы будем укреплять наше «историческое государство», доставшееся нам от предков. Государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий»[6].

В настоящее время нет однозначного понимания термина «национальная идея», этот термин не имеет четкого законодательного определения, что порождает наличие огромного количества, зачастую противоречивых мнений по данному вопросу. Сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что в современных условиях невозможно определить национальную идею в качестве одной обобщающей формулы, как это было со знаменитым тезисом монаха Филофея о Москве - Третьем Риме или даже с известным тезисом, приписываемым Министру народного просвещения Уварову: православие, самодержавие, народность. До настоящего времени политики, стоящие у власти, так и не смогли выработать четкие и понятные всему населению страны духовно-идеологические ориентиры того пути, по которому необходимо двигаться обществу. Но вместе с этим понятно, что единая национальная идея выступает сегодня в качестве одной из духовных основ возрождения Отечества, нашей исторической памяти, национального самосознания, стремления россиян к лучшей действительности, проявления ими высокой духовности и истинного патриотизма[7]. Она должна способствовать осуществлению надежды определенной части российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи. Вследствие этого возникает необходимость более глубокого понимания сущности «русской идеи», ее осмысления не только в контексте изменений, происшедших в России за последнее десятилетие, но и с учетом многовекового исторического развития опыта нашего Отечества.

Национальная идея есть теоретическая и духовная доктрина обеспечения независимости Отечества[8], возрождения нации, осмысленное стремление народа к утверждению лучшей действительности, совершенствованию своей цивилизации и образа жизни, концентрированное и возвышенное проявление национальной психологии, мужества и жертвенности, воинской доблести, духовности нашего народа, его нужд и потребностей в экономике, политической, социальной, культурной, международной жизни.

Иванова С.Ю. обращает наше внимание на то, что национальная идея - это система определенных структурных элементов[9]. Среди них:

- патриотическая составляющая - желание процветания Родины как норма гражданского поведения. В современный период не уделяется должного внимания проблемам патриотизма как одного из главных компонентов национальной идеи, его воспитательному потенциалу в укреплении государственности и державности России, обеспечении её национальной безопасности, консолидации современного российского общества, что предполагает реализацию механизмов суверенной демократии и созданию условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина России. Патриотизм - составная часть  национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства. В начале нового века в России происходит возрастание значимости патриотизма, идет восстановление его структуры, наполнения его новым содержанием. Формирование патриотизма в условиях российской социокультурной реальности должно осуществляться как мерами государственного воздействия, так и мерами, включающими активизацию всех элементов культурного комплекса. Процесс восстановления патриотического сознания носит многоаспектный характер и включат в себя проблемы улучшения качества жизни россиян;

- ментальная составляющая - приверженность национальной культуре;

- политическая составляющая идеи, которую можно определить как доктрину или идеологию;

- геополитическая составляющая - место России в мире.

Таким образом, «национальная идея» - внутренне присущая русской цивилизации стратегия сохранения, поддержания и развития ее миссии в виде открытого множества признаков с изменяющихся со временем составом и содержанием, но существующих и действующих в рамках традиций и цивилизационных и моральных ценностей, сложившихся в течение тысячелетий ее жизни в условиях евразийской внутриконтинентальной срединности, идентифицируемая в таком состоянии приверженными ей народами и странами, а также внешними для нее национальными и цивилизационными сообществами[10].

Национальная идея, опираясь на свои базисные основания — государственность, культуру, свободу, — выступает в трех ипостасях: идея как идеал, идея как отражение исторических особенностей развития России и ее будущих перспектив, идея как организующая и движущая сила исторического развития[11]. Обобщено суть государственной политики в области национальной идеи состоит в максимально полном учете интересов и национальных особенностей населяющих Россию народов и этнических групп, в проведении государственного строительства, экономической, социальной, правовой, культурной и других направлений внутренней политики в общих интересах всех народов России. Правовое регулирование национальной идеи не может быть просто искусственно сформулировано[12]. Оно должно выражать социальные ценности, цели, идеалы, потребности, интересы всего народа, всей страны. Толька такая политика может послужить тем критерием, в соответствии с которым и можно будет выстраивать пути и способы решения проблем, стоящих перед Россией на современном этапе. Правовое регулирование национальной идеи должно учитывать необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур и призвана стать ориентиром для органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, общественных организаций, граждан при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также повышения уровня патриотического воспитания граждан.

 

Литература:

1.  Воробьев К.А. К вопросу о русской национальной идее / К.А. Воробьев // Российская общенациональная идея. – М.: Реалисты, 1996. – Вып. 19. – 64 с.
2. Вырщиков А.Н., Никонов К.М.  Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998. — 112 с.
3. ИвановаС.Ю. Национальная идея в культуре современной России / С.Ю. Иванова// Юридический мир. – 2006. - № 12. – С. 70 - 80.
4. Коровникова Н.А. Национальная идея современной России: социальные ориентиры и ценности / Н.А. Коровникова // Социология власти. – 2008. - № 6. - С. 217 - 222.
5. Куковский А.А. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
6. Медведев Д.А., Путин В.В. Россия-2020. Цели и задачи развития страны. – М.: Европа, 2008. – 58 с.
7. Путин В.В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс]. – Режим доступа <http:// www.ng.ru/ politics/ 2012-01-23/1_national.html>.
8. Семененко И.С. Культурные факторы и механизм формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXIвека / И.С. Семененко // Полис. – 2004. - № 1. – С. 101 - 114.
9. Троицкий Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации. – М.: АКИРН, 1994. – 314 с.
10. Филь М.С. Императивы государственной национальной политики в современной России / М.С. Филь // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. – 2007. - № 2. – С. 102 - 106.
11. Чубайс И.Б. Разгаданная Россия. Что же будет с Родиной и с нами (Опыт философской публицистики). - М.: Известия, 2005. – 178 с.


[1]Иванова С.Ю. Национальная идея в культуре современной России / С.Ю. Иванова // Юридический мир. – 2006. - № 12. С. 70.

[2]Филь М.С. Императивы государственной национальной политики в современной России / М.С. Филь // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. – 2007. - № 2. С. 102.

[3]Куковский А.А. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 3.

[4]Чубайс И. Разгаданная Россия. Что же будет с Родиной и с нами (Опыт философской публицистики). М., 2005. С. 3.

[5]Медведев Д.А., Путин В.В.Россия: цели и задачи развития страны 2020. М., 2008. С. 9.

[6]http:// www.ng.ru/ politics/2012-01-23/1_national.html 19:55 23.01.2012 г.

[7]Троицкий Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации. – М., 1994. С. 17.

[8]Семененко И.С. Культурные факторы и механизм формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXIвека / И.С. Семененко // Полис. – 2004. - № 1. – С. 109.

[9]Иванова С.Ю. Национальная идея в культуре современной России / С.Ю. Иванова // Юридический мир. – 2006. - № 12. С. 76.

[10]Воробьев К.А. К вопросу о русской национальной идее / К.А. Воробьев // Российская общенациональная идея. – М.: Реалисты, 1996. – Вып. 19. С. 64.

[11]Вырщиков А.Н., Никонов К.М.  Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве. — Волгоград, 1998. С. 5.

[12]Коровникова Н.А. Национальная идея современной России: социальные ориентиры и ценности / Н.А. Коровникова // Социология власти. – 2008. - № 6. С. 218.

Comments: 5

Iroshnikov Denis Vladimirovich

Тема действительно очень интересная и актуальная для современной России. Заслуживает высокой оценки выработаная автором концепция национальной идеи (ее понятие, генезис, основные составляющие и т.п.). На мой взгляд работу бы украсило более детальное уяснение места и роли национальной идеи в обеспечении национальной безопасности.

Zhidkova Elena

Согласна с автором, что стране необходима национальная идея, и она служит укреплению безопасности государства. Ссылка, что данная тема лежит вне правового поля, на мой взгляд не совсем точна: во-первых, идеология-только одна из составляющих национальной идеи, во-вторых, право ориентировано на все значимые общественные отношения, и национальная идея сейчас как никогда актуальная для нашего общества и государства.

Пузиков Руслан Владимирович

Бесспорно заявленная тема вызовет и должна вызывать интерес, и не только положительный, со стороны читающей ее аудитории. Однако трудно согласиться с комментарием о не правовом "поле" данной проблемы и уж тем более ее не конституционности. Только правовыми средствами реализации правовой политики в сфере национальной идеи возможно формирование как общей культуры в обществе так и правовой в частности. Работа написана на высоком теоретическом уровне. Вызывает похвалы смелость автора в попытке раскрытия столь сложной и многоплановой темы как эта.

Tkachenko Yuri Leonidovich

Я намеренно обострил дискуссию по данной теме, чтобы заострить внимание на более широкой постановке вопроса: Может быть правовая политика в сфере национальной идеи должна начинаться с изменения Конституции?

Tkachenko Yuri Leonidovich

Уважаемый автор! Согласно Конституции Российской Федерации, Стаья 13, п.2 " Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной." Поэтому национальная идея никак не может быть объектом правового регулирования, это будет нарушением Конституции. Собственно так и происходит, ни выработать национальную идею в многонациональном государстве, ни даже, что является более правильным, идею межнационального согласия никак не удается. В данном случае исследование должно лежать в плоскости социальной философии и иметь гораздо бОльшую глубину. Если мы рассмотрим принципы устроцства общества, то согласно современным взглядам, социокультурная общность людей строится на основе связки "смыслы-ценности-нормы", которая в свою очередь может базироваться всего на трех типах ответов человека на вопрос: "Что есть окружающий мир?" (П.А. Сорокин "Социологические теории современности"). Самым примитивным типом ответа является признание существующим только чувственного мира при отрицании существования мира идей, т.е. представлений не только о том, "что есть", а и о том, "как должно быть". Этот тип ответа и, соответственно, тип формирующегося на его основе общества называется "сенсатным" от слова "сенс", т.е. "чувство". Россия прошла периоды идейной связки "смысл-ценность-норма" (царская Россия), идеалистической связки (СССР) и низвергнута ныне в грубую сенсатность. Так что попытки привить членам сенсатного общества какую-либо "идею" обречены на провал. Выбраться из ямы сенсатного общества можно только путем коренного его переобустройства на основе перераспределения субстанции власти между социальными институтами.
Comments: 5

Iroshnikov Denis Vladimirovich

Тема действительно очень интересная и актуальная для современной России. Заслуживает высокой оценки выработаная автором концепция национальной идеи (ее понятие, генезис, основные составляющие и т.п.). На мой взгляд работу бы украсило более детальное уяснение места и роли национальной идеи в обеспечении национальной безопасности.

Zhidkova Elena

Согласна с автором, что стране необходима национальная идея, и она служит укреплению безопасности государства. Ссылка, что данная тема лежит вне правового поля, на мой взгляд не совсем точна: во-первых, идеология-только одна из составляющих национальной идеи, во-вторых, право ориентировано на все значимые общественные отношения, и национальная идея сейчас как никогда актуальная для нашего общества и государства.

Пузиков Руслан Владимирович

Бесспорно заявленная тема вызовет и должна вызывать интерес, и не только положительный, со стороны читающей ее аудитории. Однако трудно согласиться с комментарием о не правовом "поле" данной проблемы и уж тем более ее не конституционности. Только правовыми средствами реализации правовой политики в сфере национальной идеи возможно формирование как общей культуры в обществе так и правовой в частности. Работа написана на высоком теоретическом уровне. Вызывает похвалы смелость автора в попытке раскрытия столь сложной и многоплановой темы как эта.

Tkachenko Yuri Leonidovich

Я намеренно обострил дискуссию по данной теме, чтобы заострить внимание на более широкой постановке вопроса: Может быть правовая политика в сфере национальной идеи должна начинаться с изменения Конституции?

Tkachenko Yuri Leonidovich

Уважаемый автор! Согласно Конституции Российской Федерации, Стаья 13, п.2 " Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной." Поэтому национальная идея никак не может быть объектом правового регулирования, это будет нарушением Конституции. Собственно так и происходит, ни выработать национальную идею в многонациональном государстве, ни даже, что является более правильным, идею межнационального согласия никак не удается. В данном случае исследование должно лежать в плоскости социальной философии и иметь гораздо бОльшую глубину. Если мы рассмотрим принципы устроцства общества, то согласно современным взглядам, социокультурная общность людей строится на основе связки "смыслы-ценности-нормы", которая в свою очередь может базироваться всего на трех типах ответов человека на вопрос: "Что есть окружающий мир?" (П.А. Сорокин "Социологические теории современности"). Самым примитивным типом ответа является признание существующим только чувственного мира при отрицании существования мира идей, т.е. представлений не только о том, "что есть", а и о том, "как должно быть". Этот тип ответа и, соответственно, тип формирующегося на его основе общества называется "сенсатным" от слова "сенс", т.е. "чувство". Россия прошла периоды идейной связки "смысл-ценность-норма" (царская Россия), идеалистической связки (СССР) и низвергнута ныне в грубую сенсатность. Так что попытки привить членам сенсатного общества какую-либо "идею" обречены на провал. Выбраться из ямы сенсатного общества можно только путем коренного его переобустройства на основе перераспределения субстанции власти между социальными институтами.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.