facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

СТАРШЕКЛАССНИКИ О СОСТОЯНИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ И РАСПРОСТРАНЕНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / SENIOR PUPILS ABOUT RELIGIOUS SITUATION AND SPREAD OF RELIGIOUS EXTREMISM

СТАРШЕКЛАССНИКИ О СОСТОЯНИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ И РАСПРОСТРАНЕНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / SENIOR PUPILS ABOUT RELIGIOUS SITUATION AND SPREAD OF RELIGIOUS EXTREMISM
Aleksey Konovalov, professor, candidate of history, associate professor

Semipalatinsk State University named after Shakarim, Kazakhstan

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Kazakhstan";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

В статье предложены основные итоги социологического исследования среди учащихся 10-11-х классов г. Семей (Семипалатинск) Восточно-Казахстанской области. Тема опроса касалась религиозности и религиозного экстремизма и того, насколько старшеклассники оценивают и ощущают распространение данных явлений по Казахстану и в г. Семей, в частности. Кроме этих вопросов социологам удалось выяснить положение дел в молодежной среде и по ряду других сторон их социально-духовной жизни. В числе важных результатов опроса оказались данные, демонстрирующие достаточно высокий этно-религиозный центризм в подростковой среде. Что не должно не вызывать беспокойства в образовательной и  воспитательной среде, где проходят духовное становление школьники.

Ключевые слова: социологический опрос, религиозность, этнический и религиозный центризм, религиозный экстремизм, качество образования и воспитания, социальные условия, старшеклассники.

In the article, there are main results of a sociological survey among students in grades 10-11, city of Semey (Semipalatinsk) of East Kazakhstan region. The subject of the inquiry was the religiosity and religious extremism and how high school students evaluate and perceive the distribution of these events in Kazakhstan and in the city of Semey, in particular. Besides these issues, sociologists managed to find out the state of things in the youth, and on a number of other aspects of their social and spiritual life. The important results of the survey were data showing fairly high ethno-religious centrism among teenagers. What should be cause for concern in the educational and training environment, where the students have a spiritual formation.

Keywords: survey, religiosity, ethnic and religious centrism, religious extremism, quality of education and training, social conditions, high school students.

Социологический центр г. Семей (Семипалатинск) как юридическое лицо,  функционирует с 1996 года. За время работы им реализовано более 150 исследовательских проектов на территории Восточного  Казахстана и республики в целом. Социологический опрос по выше указанной теме продиктован необходимостью регулярного замера религиозной ситуации в подростковой среде. Поскольку давно уже прошли времена, когда в Казахстане, как и на всей территории СССР, целенаправленно     ограничивали влияние религии на население. Теперь мы дело имеем с полной свободной жителей на вероисповедание. Что из этого получается, скажем, чему здесь нужно радоваться, а отчего – огорчатся, мы попытаемся  поговорить на основе проведенных исследований.  

В социологическом опросе приняли участие 536 учащихся 10-11-х классов из двенадцати школ города, в равных пропорциях, как того требует социальная и территориальная представительность, принятая в подобного рода замерах общественного мнения. Именно старшеклассники больше других школьников ассоциируют эмпирический опыт в этнических, религиозных и других вопросах общественного бытья, в котором духовно формируются  подростки.

Первый вопрос анкеты, с которым авторы проекта обратились к старшеклассникам, касался выяснения значимости общественных проблем и места среди них религии и религиозного экстремизма. В анкетах исследователи насчитали более двадцати общественно-значимых проблем (ОЗП), которые в той или иной мере сегодня волнуют старшеклассников. Однако систематизация их по ранжиру (по рейтингу) показала, что в первом десятке ОЗП оказались следующие проблемы: 1) предстоящее Единое национальное тестирование (ЕНТ), отметили 67,9% опрошенных; 2) насилие и жестокость (45,1); 3) нарастание религиозного экстремизма (33,6); 4) в городе недостаточно культурных мест для молодежи (29,9); 5) плохое состояние улиц и дорог (26,9); 6) запыленность и загазованность города (26,5); 7) невысокая культура среди молодежи (25,7); 8) недостаток материальных средств (23,9); 9) рост цен, распространение коррупции и недостаточное внимание к молодежи со стороны государства (по 20,9 и 10) невысокое качество медобслуживания (19,0). Ниже на графике 1 показан рейтинг первых десяти ОЗП.

Исследователи не ожидали, что среди старших подростков будет настолько остро стоять вопрос о распространении религиозного экстремизма. Эта проблема, как видим обнаружилась с первого вопроса.

График 1. Рейтинг первых десяти общественно-значимых проблем, отмеченных старшеклассниками г.Семей (в %)

В таблице 1 мы показали полный расклад оценок, которые назвали респонденты по поводу качества школьных знаний.

Таблица 1.

Старшеклассники о качестве школьного образования (в %)

 

Наименования

Всего по городу

 
 

Отметьте Ваши успехи в учебе…

 

Учусь на "5" и "4"

63,4

 

На "4" и "3"

36,2

 

Имеются "двойки"

0,4

 

Оцените качество знаний, которые Вы уже получили в школе…

 

высокое, скорее высокое

46,6

 

среднее

42,9

 

скорее невысокое, низкое

10,4

 

Оцените уровень воспитательной работы в школе…

 

высокий, скорее высокий

54,9

 

средний

34,3

 

скорее невысокий, низкий

10,1

 

Другое: «не плохой»

0,7

 

В представленных в таблице 1 данных особое внимание заслуживают серьезные расхождения между оценками, которые уже выставлены старшеклассникам и собственными оценками качества знаний, которые они получают, обучаясь в школе. По крайней мере по итоговым данным мы наблюдаем, например, что отклонения между «пятерками» и «четвертками» (отнесем их к «высокому» уровню) и оценками «высокие», «скорее высокие» составляют 16,8%. Что дает нам основание заметить о том, что реальный уровень качества обучения отстает от формального – того, который материализуется в повседневных оценках, выставляемых учителями. Другими словами, учителя во многом завышают оценки знаний, осваиваемые учениками. Это обстоятельство, с одной стороны, устраивает обучающихся. Не случайно, что качество школьных знаний в рейтинге ОЗП находится на 15 месте и волнует всего 9,3% старшеклассников. С другой стороны, именно недополучаемые  базовые знания в значительной мере обостряют проблему удачной сдачи ЕНТ. Поскольку, как видим по графику 1, эта проблема возглавляет список ОЗП и беспокоит 67,9% опрошенных.

Пятый-восьмой вопросы анкеты имели целью выяснить распространение религии среди старшеклассников и выяснить, насколько глубоко она проникла в их сознание и социальную практику. Что из этого получилось, мы показали на графиках 2-5.

График 2. Ответы респондентов на вопрос: считаете ли Вы себя верующим в Бога человеком (в %)

 

График 3. Распределение респондентов по религиям (в %)

 

График 4. Респонденты о глубине верований в Бога и соблюдении религиозных канонов (в %)

График 5. Отношения респондентов к «своей» и «чужой» религиям (в %)

Данные ответов на указанные вопросы позволили сказать о следующем. Во-первых, считают себя верующими в Бога 85,4% старшеклассников. Это внушительная цифра, если иметь ввиду, что в школе даются научные знания. Во-вторых, больше других респонденты веруют в Аллаха и относят  себя к Исламу. На это указали представители казахской национальности. Что соответствует их весу среди опрошенных. В-третьих, что касается глубины верований и строгости соблюдения религиозных культов, то здесь ситуация оказалась менее значительной. По крайней мере, в среднем, не более 15% старшеклассников придерживаются культовых канонов в повседневной практике. Хотя и это количество верующих, на наш взгляд, не может не вызывать озабоченности по поводу того, как поведут они себя в контактах с представителями радикальных течений. В-четвертых, также вызывают озабоченность данных опроса, показанные на графике 5. Особенно в части того, что более 20% опрошенных считают необходимым «бороться с нарушителями «своей» веры». Какие формы и масштабы эта «борьба» может принять размеры, трудно предсказывать. Поскольку «борьба» способна проявиться не только в идеологии, но и в политике, в физическом противостоянии, в том, что мы можем наблюдать на примере некоторых арабских стран.

На графике 6 показано распределение негативных установок респондентов к некоторым социальным категориям людей, окружающих школьников. То есть те, которые их «раздражают».

График 6. Негативные установки к некоторым социальным группам, окружающих респондентов (в %)

Из данных таблицы 6 видим, что больше других респондентов «раздражают» люди, злоупотребляющие алкоголем (отметили 64,9%), на втором месте – бескультурные  люди (57,5), затем - курящие люди (57,1), не владеющие казахским языком (45,9), не владеющие русским языком (18,3), неуспевающие учащиеся (15,7), межнациональные браки (12,3), люди другой веры (11,9), увеличение числа людей, исповедующих религию (10,4) и люди другой национальности (8,6).

К сожалению, обращает на себя внимание определенное количество школьников, у которых остро проявляются этноцентристские установки. Именно эта категория людей, как известно, способна больше других воспринимать радикальные религиозные и национальные идеи, что не допустимо в условиях полиэтнического, поликонфессионального общества.

В таблице 2 систематизированы ответы школьников относительно уровня информированности по поводу некоторых малочисленных религиозных групп, в том числе запрещенных на территории Казахстана.

Таблица 2.

Отношение к некоторым религиозным группам  (в %)

Наименования

Всего по городу

 
 

Насколько Вам известны и, как Вы относитесь к следующим религиозным группам (из ответов выделены только «не известны» и «отношусь положительно»)…

 

Ваххабиты:   Не известны

47,0

 

Положительно

3,5

 

Кришнаиты:   Не известны

56,7

 

Положительно

1,7

 

Свидетели Иеговы:   Не известны

56,7

 

Положительно

4,3

 

Благодать:   Не известны

57,5

 

Положительно

4,4

 

Хизб-ут-Тахрир:   Не известны

59,7

 

Положительно

0,9

 

Евангелисты:   Не известны

59,7

 

Положительно

3,7

 

Таблиги Джамаат:   Не известны

60,8

 

Положительно

1,0

 

Салафиты:   Не известны

63,1

 

Положительно

5,1

 

Кораниты:   Не известны

63,1

 

Положительно

3,0

 

Ахмадиты:    Не известны

63,8

 

Положительно

5,2

 

Алля аят:   Не известны

64,9

 

Положительно

3,2

 

Ата жолы шар:   Не известны

65,7

 

Положительно

2,2

 

Дагуатшылар:  Не известны

66,0

 

Положительно

3,3

 

В следующей таблице (№ 3) показаны знания респондентами религиозных групп, запрещенных на территории нашей республики.

Таблица 3.

О знаниях запрещенных в Казахстане религиозных групп (в %)

 

Наименования

Всего по городу

В том числе по школам

8

27

31

35

36

37

39

42

Здесь впишите религиозные группы, которые запрещены в Республики Казахстан…

Затруднились ответить

67,2

70,6

65,0

55,6

61,9

45,5

89,5

43,2

65,0

Правильно назвали запрещенные группы,

 в том числе

17,2

8,8

47,5

0,0

4,8

45,4

3,9

18,9

15,0

Ваххабиты

6,0

5,9

17,5

-

-

18,2

1,3

2,7

5,0

Хизб-ут-Тахрир

5,6

2,9

17,5

-

4,8

13,6

-

5,4

5,0

Таблиги Джамаат

3,0

-

10,0

-

-

9,1

-

5,4

-

Салафиты

1,1

-

2,5

-

-

4,5

-

2,7

-

Алля аят

0,7

-

-

-

-

-

1,3

-

5,0

Ахмадиты

0,4

-

-

-

-

-

1,3

-

-

Дагуатшилар

0,4

-

-

-

-

-

-

2,7

-

Дали неправильные ответы

29,5

32,3

17,5

50,1

38,2

40,9

11,7

51,3

35,0

Из социологической статистики хорошо видно, насколько плохо респонденты информированы  о запрещенных религиозных группах. В разрезе школ эти данные отличаются, причем в значительной мере, что не может не говорить об уровне преподавания предмета «религиоведение» и квалификации учителей. Главное, что именно отсутствие  таких знаний может спровоцировать школьников на нежелательный итог от контактов с представителями этих групп. Более того, такие контакты случаются. Это видно по данным опроса и их результатам, размещенным в таблице 4.

Таблица 4.

О контактах с представителями некоторых религиозных групп (в %)

Наименования

Всего по городу

 
 

С представителями каких религиозных групп Вам приходилось лично встречаться в 2014 году...

 

Не встречались

88,8

 

Встречались, в том числе:

11,2

 

Благодать

3,4

 

Ваххабиты

2,6

 

Таблиги Джамаат

2,6

 

Ахмадиты

0,7

 

Салафиты

0,7

 

Хизб-ут-Тахрир

0,7

 

Алля аят

0,4

 

Дагуатшылар

0,4

 

На графике 7 показаны конечные итоги нашего исследования – они касаются степени правовой защищенности подростков от влияния радикальных, экстремистских религиозных групп.

График 7. Респонденты о степени защищенности от негативного влияния экстремистских религиозных групп (в %)

Из чего следует, что подростки более защищенными себя чувствуют в семье, менее – в общественных местах, чем собственно и пользуются миссионеры, распространяя свои идеи среди молодежи, особенно среди тех, кто мир еще воспринимает через «розовые очки» и больше других доверяют «первому встречному»- это школьники. Не случайно, что в ходе опроса респонденты особое внимание заострили именно на ужесточение законодательства в отношении к религиозному экстремизму, к необходимости «плотно закрыть границы», чтобы миссионеры и религиозная продукция не могли попадать на территорию республики, к усилению профилактической работы среди школьников, к выработке у них устойчивого неприятия религиозного радикализма. Собственно, многие из этих предложений приведены ниже, в таблице 5 и могут служить не только в качестве заключения к результатам социологического опроса, но и поводом для работы соответствующих государственных служб, и гражданских организаций.

Таблица 5.

Перечень некоторых обобщенных предложений и замечаний, вписанных респондентами в анкетах

  • ·      Усилить законы. Людей, которые ведут деструктивную пропаганду нужно выдворять из республики
  • ·      Беречься от влияния религиозных групп
  • ·      Больше информации об Исламе
  • ·      В школах расширить курс религиоведения, занятия должны вести более квалифицированные педагоги
  • ·      Если честно, то перед тем, как пропускать через нашу границу маджахетов или других людей их нужно тщательно проверять. Границы нашей республики не очень защищены. Государство должно издать более строгие законы. Нашим правоохранительным структурам надо более решительно противостоять религиозному экстремизму
  • ·      Запретить религиозные группы. Проводить с населением профилактические мероприятия. Ликвидировать религиозную безграмотность. Усилить границы, не пропускать контрабанду и религиозную литературу
  • ·      Защищать религию «своей» нации
  • ·      Внимательнее следить за поведением, деятельностью сект
  • ·       «Меня это не интересует»
  • ·      Молодежным организациям больше показывать видеоуроки и проводить встречи на тему, как вести себя с экстремистами
  • ·      Нужно стараться жить правильно, не нарушать наставлений родителей
  • ·      Нужно учиться защищать себя
  • ·       «Первое - семья, второе - мечеть, третье – школа»
  • ·      Повышать общую культуру
  • ·      Поднимать экономику
  • ·      Помогать школе
  • ·      Правильное воспитание в семье
  • ·      «Придерживаться принципа: религия - это личное дело»
  • ·      Принять Ислам как государственную религию
  • ·      Родители должны больше уделять внимания детям, в том числе по вопросам религии
  • ·      Побольше досуговых центров
  • ·      Тесно общаясь с детьми доходчиво, объяснять им религиозные вопросы
  • ·      Усилить деятельность правоохранительных органов по защите от религиозных фундаменталистов
  • ·      Больше информации о религии и религиозных течениях
  • ·      «Дети не должны верить всем подряд…»
  • ·      Больше объяснять, в чем вред от религиозных сект, чаще работать психологам
  • ·      Учиться защищать себя
  • ·      Не верить людям на улице, агитирующим в секту
  • ·      С детства приучать ребенка к внимательности и др.
0
Your rating: None Average: 5 (12 votes)
Comments: 3

Sergey Chirun

Автором статьи собран и подвергнут научному анализу весьма интересный эмпирический материал. Безусловно, результаты представленного исследования заслуживают пристального внимания как со стороны органов исполнительной ветви власти, в частности, структур молодёжной политики, так и серьезного изучения педагогической общественностью. Хочется пожелать дальнейших успехов, творческих достижений в развитии прикладного направления "социология молодёжи".

Riyaz Masalimov

Статья Алексея Коновалова - результат реального комплексного социологического исследования старшеклассников городских школ по выявлению степени религиозности и знаний о религиозном экстремизме, результат весьма интересный, да и убедительный. Видимо, автор вместе с социологическим центром г. Семей имеют большой опыт мониторинга и обработки его материалов. По статье видно, что проведена огромная работа по анализу результатов социологического исследования. Поскольку я сам один из руководителей социологической лаборатории в вузе Российской Федерации, хорошо представляю ситуацию с обработкой данных подобных опросов. По моему, автор представил замечательную научную работу, имеющую реальную политико-практическую значимость, рекомендации которой должны учитываться специалистами и органами управления. Не буду говорить о репрезентантивности, правильности выборки и пр. атрибутах, присущих подобным исследованиям, - всё это очевидно, верно, - я прежде всего усматриваю значение и полезность результатов исследования. Редко приходится встречать такие исследования, которые весьма пригодятся для наших собственных исследований. Хотя ситуация в Казахстане, суверенном государстве, резко отличается от нашей в Башкортостане, автономной части России. Конечно, социологические опросы среди школьников тоже отличаются от опросов среди взрослой части молодёжи, чем мы занимаемся. Школьник более комплиментарны по отношению к себе, но критически настроены по отношению к другим, особенно к чужим. незнакомым, неведомому. В целом, статью коллеги Алексея Коновалова оцениваю по высшему баллу. Ждём от него таких же замечательных исследований.

Ruslan Abdulov

Статья актуальна, прежде всего, как следствие повышения общественной значимости религии. Работу можно рассматривать, как начальный «добротный» задел, размещены только данные анкетирования, да еще и продублированы: приводятся диаграммы с числами и пояснениями, а затем эти же данные повторяются текстом (для заполнения объема статьи?). Ввиду сложности темы междисциплинарного характера, возникает ряд вопросов и пожеланий для последующих исследований. Например, пояснить, какие использовались определения понятий «религия» и «религиозность» (пять основных, с точки зрения американских социологов, или больше?), исследовать наличие (отсутствие) взаимосвязи между религиозным воспитанием в семье и реальной религиозной идентичностью подростка и определить степень потребности учащихся в получении религиоведческого (или религиозного?) образования. Можно привести данные, какие школы опрашивались, доля каждой к общему числу анкетируемых. Интересно узнать, какие подходы к феномену религиозности сформированы в казахской социологии религии. С помощью какой программы обработаны результаты? Имеются ли показатели «регулярного замера религиозной ситуации в подростковой среде»....В общем, успешного завершения сложного, но важного и интересного исследования!
Comments: 3

Sergey Chirun

Автором статьи собран и подвергнут научному анализу весьма интересный эмпирический материал. Безусловно, результаты представленного исследования заслуживают пристального внимания как со стороны органов исполнительной ветви власти, в частности, структур молодёжной политики, так и серьезного изучения педагогической общественностью. Хочется пожелать дальнейших успехов, творческих достижений в развитии прикладного направления "социология молодёжи".

Riyaz Masalimov

Статья Алексея Коновалова - результат реального комплексного социологического исследования старшеклассников городских школ по выявлению степени религиозности и знаний о религиозном экстремизме, результат весьма интересный, да и убедительный. Видимо, автор вместе с социологическим центром г. Семей имеют большой опыт мониторинга и обработки его материалов. По статье видно, что проведена огромная работа по анализу результатов социологического исследования. Поскольку я сам один из руководителей социологической лаборатории в вузе Российской Федерации, хорошо представляю ситуацию с обработкой данных подобных опросов. По моему, автор представил замечательную научную работу, имеющую реальную политико-практическую значимость, рекомендации которой должны учитываться специалистами и органами управления. Не буду говорить о репрезентантивности, правильности выборки и пр. атрибутах, присущих подобным исследованиям, - всё это очевидно, верно, - я прежде всего усматриваю значение и полезность результатов исследования. Редко приходится встречать такие исследования, которые весьма пригодятся для наших собственных исследований. Хотя ситуация в Казахстане, суверенном государстве, резко отличается от нашей в Башкортостане, автономной части России. Конечно, социологические опросы среди школьников тоже отличаются от опросов среди взрослой части молодёжи, чем мы занимаемся. Школьник более комплиментарны по отношению к себе, но критически настроены по отношению к другим, особенно к чужим. незнакомым, неведомому. В целом, статью коллеги Алексея Коновалова оцениваю по высшему баллу. Ждём от него таких же замечательных исследований.

Ruslan Abdulov

Статья актуальна, прежде всего, как следствие повышения общественной значимости религии. Работу можно рассматривать, как начальный «добротный» задел, размещены только данные анкетирования, да еще и продублированы: приводятся диаграммы с числами и пояснениями, а затем эти же данные повторяются текстом (для заполнения объема статьи?). Ввиду сложности темы междисциплинарного характера, возникает ряд вопросов и пожеланий для последующих исследований. Например, пояснить, какие использовались определения понятий «религия» и «религиозность» (пять основных, с точки зрения американских социологов, или больше?), исследовать наличие (отсутствие) взаимосвязи между религиозным воспитанием в семье и реальной религиозной идентичностью подростка и определить степень потребности учащихся в получении религиоведческого (или религиозного?) образования. Можно привести данные, какие школы опрашивались, доля каждой к общему числу анкетируемых. Интересно узнать, какие подходы к феномену религиозности сформированы в казахской социологии религии. С помощью какой программы обработаны результаты? Имеются ли показатели «регулярного замера религиозной ситуации в подростковой среде»....В общем, успешного завершения сложного, но важного и интересного исследования!
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.