facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

Аудиовизуальные источники в пространстве и времени

Аудиовизуальные источники в пространстве и времени
Seksenbayeva Gulzira, associate professor, doctor of history, associate professor

Kazakh National Pedagogical University named after Abay, Kazakhstan

Conference participant


Аудиовизуальные документы рассматриваются в контексте развития современной исторической науки, в качестве исторического источника, а также своеобразного продукта культуры, которые позволяют значительно расширить возможности познания реальной действительности и в определенной мере могут посодействовать обновлению исторического мышления при изучении прошлого. Обращено внимание на состав и содержание кинофотофонодокументов как самостоятельных групп исторических источников. Такой подход к их изучению позволит, используя возможности, средства, приемы и методы источниковедения, решить ряд проблем, связанных с введением в общественный и научный оборот наиболее ценной информации, содержащихся в этих источниках.
Ключевые слова: исторический источник, кинодокумент, кинохроника, аудиовизуальный документ, киножурнал, киносюжет, кинопленка, фотодокумент, фонодокумент.

Audiovisual documents are considered in the context of modern historical science, as a historical source, as well as a peculiar product of culture, which can significantly extend the knowledge of reality and to some extent, can assist renovation of historical thinking in the study of the past. Attention is paid to structure and contents of audiovisual documents as an independent group of historical sources. Such a study approach enables to resolve (through the use of the possibilities, tools, techniques and methods of source-studies) a number of challenges associated with the introduction into public and scientific use of the most valuable information contained in these sources.
Keywords: historical source, film-documents, newsreels, audiovisual document, film magazine, film-plots, film, photo document, phono document.

Исторический опыт показывает, что для познания окружающего мира и передачи повседневного опыта последующим поколениям, человечество научилось кодировать информацию в различных материальных носителях. Эти фиксированные источники информации предназначались для его передачи в пространстве и времени, как способ получения информации о человеческом сообществе, как средство социальной коммуникации. Чтобы синтезировать и упорядочить информацию о реальности во времени и пространстве, показать их нам в их связности и последовательности, человечество изобретало для этой цели различные средства – рисунок, письменность, книгопечатание, фотографию, кино, звукозапись. Совершенно очевидно, что без обращения к этим источникам познание реальности невозможно.

Современная жизнь сопровождается расширением объемов информации и каналов ее распространения в обществе.  При этом происходят качественные изменения в способах хранения информации, ее передачи и распространения, которые, прежде всего, связаны с техническими открытиями. Эта закономерность  обнаруживается в усложнении структуры, увеличении количества и видов источников по мере развития общества. Открытие фотографии, кино, телеграфа и т.д. можно рассматривать как возникновение новых каналов передачи информации и новых способов ее фиксации. Так, появление фотографии вызвало к жизни такой новый вид исторических источников, как фотодокументы, а затем - кинодокументы и т.д. Таким образом, благодаря техническим открытиям, сделанным на рубеже XIX-XX вв., значительно расширились каналы передачи информации, что сопровождалось увеличением объемов передаваемой информации и возникновением новых способов ее фиксации. По сути, каждый новый канал передачи информации вызывает к жизни новые способы ее фиксации и сохранения. Со способами фиксации информации связано распространение новых видов исторических источников - фото-, аудио-, видеодокументов. Информация, зафиксированная в них, выступает как исторический источник культурного развития общества на определенном этапе и основной канал этого развития. Социокультурное развитие общества представлено в виде изобразительной (фотографической) и звуковой (на фонографе) и изобразительно-звуковой (кино) информации и наследуется в форме социального опыта и способствует возникновению социальной памяти. Эти источники обладает большим интегративным потенциалом и позволяет изучать диахронное движение информации в истории - движение информации от поколения к поколению, по существу обеспечивающее преемственность исторического развития и наследование традиций. При этом закрепленная в них информация рассматривается как источник не только о прошлом состоянии общества, но и значимой для программирования его последующей жизнедеятельности. В историческом опыте до сих пор основным объектом изучения при попытке восстановить картину прошлого остается традиционные виды исторических источников, несущие на себе ту или иную информацию (прямую или косвенную) об ушедшем событии. На самом деле весь тот объем знания, который получает историк на основе изучения этих источников о прошлой жизни, представляет собой единичные и разбросанные фрагменты. Дальнейшее развитие технических средств трансляции и сохранения информации, сами новые средства коммуникации оказывают влияние на сохранность социальной памяти, наполнение источниковой базы исторических исследований. Именно здесь перед ним встает в полный рост его самая главная задача. Весь сложившийся комплекс проблем, связанных с изучением времени как категории исторического дискурса, не может быть сегодня по-настоящему глубоко и всесторонне изучен без обращения к самым разнообразным историческим источникам как документального, так и художественно-эстетического характера (аудиовизуальные документы), независимо от их происхождения и носителя информации. Место и роль аудиовизуальных документов в структуре исторического знания, анализе реалий культурного и социального развития общества не переосмыслены и определяется традиционными представлениями об историческом документе. Ценность аудиовизуальных  документов с исторической точки зрения во многом определяется широтой и разнообразием представленной информации об общественно-политической и культурной жизни страны. Своеобразие техногенных документов (кино, - фото, - фоно и др. документы), определяемое их техническими, технологическими и другими особенностями, способность аудиовизуальных документов сообщать информацию о явлениях социальной истории и истории духовной культуры выдвинули проблемы организации их государственного хранения. Главным хранилищем этих документов, имеющих особое историческое, художественное, культурологическое значение является Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан (ЦГА КФДЗ РК), организованный в 1943 году [1].

Хронологически они охватывают конец XIXвека (фотодокументы) по 90- е годы XX  столетия. В состав архива входят кинофотофонодокументы, образовавшиеся в процессе деятельности учреждений и частных лиц, имеющую особую ценность для общества и уникальность содержания. Причем содержательная (информационная) ценность документа, его историческое, художественное и культурологическое значение являлись определяющим признаком, позволяющим отнести его к разряду архивных источников, обеспечивая тем самым их безопасное и длительное хранение. Общенациональный фонд аудиовизуальных документов сегодня составляет основу духовных и материальных ценностей нашего общества и обеспечивает сохранность и доступность источников для различных целей.

Согласно Закону Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах» от 22 декабря 1998 года кинофотофонодокументы входят в его состав и являются неотъемлемой частью информационной системы государства [2]. Информационный потенциал хранящихся источников неоценим и касается всех аспектов жизнедеятельности общества. К сожалению, до сих пор в отечественной историографии отсутствуют научные работы, где бы аудиовизуальные документы использовались в качестве полноценных исторических источников наряду с традиционными письменными свидетельствами. Историки применительно к предмету своих исследований также по существу обходят вниманием информационные и познавательные возможности изобразительных источников. Расширение сферы использования аудиовизуальных источников как равноправных элементов фактической базы исторических исследований лежит еще в перспективе.

Ценность аудиовизуальных  документов с исторической точки зрения во многом определяется широтой и разнообразием представленной информации об общественно-политической и культурной жизни страны. Выступая как единый комплекс исторических источников, они располагают достаточно высокими информативными свойствами, передавая их специфическими методами. Проблемы глубокого и всестороннего анализа и оценки информационных возможностей и перспектив использования аудиовизуальных источников представляются актуальными на современный момент. Аудиовизуальный фонд нашей страны, содержит ценную, подчас уникальную информацию обо всех сторонах социально-экономической, политической, культурной жизни, происходящих в казахстанском обществе.

Центральное место в изучении аудиовизуальных документов Национального  архивного фонда страны в качестве источниковой базы исторических исследований занимает вопрос о его составе и содержании. Этот вопрос является одним из слабо разработанных в казахстанской  исторической, источниковедческой литературе. Несмотря на признание аудиовизуальных документов как мощного информационного средства и информационного продукта, содержательная ценность этих источников остается малопривлекательной для исторического сообщества.

Состав и содержание национального аудиовизуального фонда дает возможность не только расширить документально-источниковую базу, научно осмыслить объемный и разнообразный по тематике комплекс документов, но и предоставить в распоряжение исследователей информационное наследие, нашедших отражение в изобразительных и звуковых источниках [3].

Из всех разновидностей аудиовизуальных источников многообразием документной информации обладают киножурналы, касающиеся большинства сторон деятельности общества. Как правило, киножурналы представляют собой периодический киновыпуск, содержанием которого  обычно является оперативная киноинформация о различных событиях, происходящих в стране. Подобная информация выходила регулярно в форме киножурнала «Советский Казахстан», который хранится в фондах архива с 1936 года. Это не только значительный массив в количественном отношении в национальном архиве, но и источник необычайной полноты, освещающий крупные внутренние и международные события, отдельные факты из жизни рядовых людей. Историко-информационный потенциал этих источников постоянно привлекает внимание пользователей.

Достаточно большим объемом документов представлен комплекс по общественно-политическим вопросам нашего общества. Значительную их часть составляют государственные официальные мероприятия: съезды советов, партии, комсомола, профсоюзов, ударников различных отраслей экономики; партийные, комсомольские, хозяйственные конференции; выборные кампании различных уровней; празднование годовщин и юбилеев значимых событий общества и др., которые отражены  в периодических выпусках киножурнала «Советский Казахстан». Наибольшей информационной плотностью по данной теме, отложившиеся в фондах республиканского архива, обладают также периодические киноиздания – «Союзкиножурнал», «Пионерия», «Советское искусство». Некоторые киножурналы, спецвыпуски, самостоятельные киносюжеты были выявлены и приобретены в виде копий из государственных архивов бывшего СССР.

Периодические киножурналы содержат широкие и разнообразные по своему характеру и содержанию круг сведений и фактов, которые в совокупности обладают высоким информационным потенциалом. Их анализ позволяет выявить не только многогранность тематики, но и широкую географию имеющихся съемок, а также определенную последовательность в фиксации событий на кинофотопленку.Сюжеты в киножурналах не лишены своего рода  парадности и пропагандистской направленности. Однако, на наш взгляд, их следует воспринимать, прежде всего, как продукт определенного времени и осмыслить познавательные свойства как ценного исторического источника.

Самым крупным массивом с точки зрения объема и хронологического охвата событий является комплекс аудиовизуальных документов по истории социально-экономической жизни страны. Они всесторонне представляют состояние и развитие различных отраслей промышленности, транспорта и сельского хозяйства Казахстана за длительный период времени. Специальные выпуски, сюжеты, документальные фильмы, фотографии отражают этапы строительства, технологические процессы, выпускаемую  продукцию, их качество, передовиков производства, развитие инфраструктуры и др. 

Значительный информационный массив характеризует историю Великой Отечественной войны и участие в ней казахстанцев. Кинофотофонодокументы по истории войны составляют «золотой фонд» архива и  интенсивно используются потребителями информации.

Интерес для исторического исследования представляет аудиовизуальная документация по истории внешней политики страны. В национальном фонде аудиовизуальной документации  отложился достаточно крупный массив документов, которые зафиксировали многообразие политических, экономических, культурных связей и сотрудничества Казахстана практически со всеми странами мира. Выявление информационных возможностей этой группы документов в освещении международных связей в предшествующий период истории нашей страны, где накоплен достаточный опыт и традиции сотрудничества с внешним миром, с выходом нашей страны на мировую арену в качестве независимого и самостоятельного субъекта, остаются постоянно актуальными.

Комплекс документов по истории науки и техники незначителен по своему объему, причем они носят больше научно-популярный характер и отражают определенные достижения в некоторых областях науки.

Самый значительный комплекс  аудиовизуальных источников отражает историю культуры. Здесь выделяются три крупных группы документов: по истории народного образования; материальной и духовной культуре; о деятелях литературы и искусства.

Отметим также наиболее крупный блок кино- и фото документов видового характера – съемок городов и сел нашей страны. В ряде случаев – это единственные визуальные свидетельства об облике городов и сельской местности, улиц и площадей, памятников архитектуры своего времени, многие из которых изменили свой вид или вовсе перестали существовать.

Обладая свойствами фиксировать зримый, динамичный и аудиальный образ реальной жизни, кинофотофонодокументы явилась запечатленным временем истории, бесценной летописью жизни общества. Сегодня невозможно переоценить сохраненные пленкой события истории, облик исторических лиц, деятелей культуры и науки, людей разных наций и профессий, достоверность среды, обстановки, костюмов и т.п. Историческое значение документальных съемок возрастает со временем: пленка хранит в себе движение ушедших времен, изображение людей в их неповторимости. Прошлое благодаря доподлинности  кинофотофонодокументов становится духовным достоянием современности, зримо воспринимается и нередко  художественно осваивается новыми поколениями.

Созданная аудиовизуальная документация не лишена воздействия господствующей идеологии, и чаще является продуктом идеологической пропаганды, но, несмотря на это, она остается важным документом эпохи.

В связи с огромной значимостью аудиовизуальных документов как источников познания возникает актуальная и перспективная проблема не только организации их хранения, но и последующего источниковедческого изучения. Эта проблема достаточно многоаспектная и включает в себя множество самостоятельных тем. Среди них особую значимость приобретают вопросы источниковедческой оценки аудиовизуальных документов, от разрешения которых зависит создание полноценной базы документальных источников и разработка теоретических и прикладных исследований в этой области.

Несмотря на определенные достижения в изучении аудиовизуальных документов, тем не менее, в историческом опыте до сих пор основным объектом изучения при попытке восстановить картину прошлого используются традиционные источники. Наше обращение к источниковому потенциалу аудиовизуальных документов  продиктовано стремлением обратить внимание историков-исследователей к их источниковой информации и расширения документальной базы исследований. Недооценка информационного потенциала аудиовизуальных источников на современный момент очевидна, хотя бурно развивающиеся явления цивилизации заставляют приобщаться к новым документальным ресурсам (в особенности в связи с внедрением и распространением технотронных и электронных документов) и ставит источниковедческие проблемы.

Литература:

1.  Архивное строительство в Казахской ССР (1918-1980 гг.)/ Сб. законодательных и  руководящих документов. - Алма-Ата, 1980. – С. 134.
2. Закон Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах» от 22 декабря 1998 года // Казахстанская правда, 24 декабря 1998 г.
3. При обзоре аудиовизуального документального наследия Казахстана привлечены аннотированные каталоги киножурналов и документальных фильмов, хранящиеся в национальном аудиовизуальном архиве.

Comments: 6

Aleksey Konovalov

Автор поднял очень важную проблему. За что ему глубокая благодарность! Действительно, активное использование аудиовизуальных источников – это прорыв в исследовании новейшей истории. К тому же сегодня, как известно, видеосъемки и звукозаписи не делают только самые ленивые. В этой связи хотелось бы знать мнение автора, его исследования в этой части по следующим вопросам. Первое. Проблема доступности к такого рода источникам. Скажем, как скоро через Интернет мы сможем насладиться информацией, содержащейся в том же киножурнале - «Советский Казахстан»? Так как к хранилищу, где он сегодня находится надо, скажем, доехать (из Уральска, других дальних городов). Второе. Что нужно предпринять государству, чтобы тот мегаобъем фактологической видеоинформации, которую производят телеканалы, оказался на службе историков? Третье. Интересно знать, у автора имеются наработки по методике работы с таким источником? Поскольку, как она справедливо замечает, такие документы также нуждаются в расшифровке как, скажем, костные останки динозавра?

Seksenbayeva Gulzira Ashimhanovna

Здравствуйте, спасибо Вам за комментарий! Согласна с Вами по поводу актуальности проблемы, т.к. в Казахстане проблемы источниковедения аудиовизуальных документов практически не рассматриваются. На данном этапе существует неплохой сайт ЦГА КФДЗ РК, где выложена информация отдельно по кино-, фото-, фонодокументам (в т.ч. по киножурналу "Советский Казахстан"). На сайте Вы можете узнать также о новых поступлениях. Советую Вам также обратиться к сайту ЦГА КФД РФ, где есть материалы по истории Казахстана. Что касается поступления современной видеоинформации, Вам лучше обратиться непосредственно к архивным работникам. Мною опубликованы учеб. пос., статьи, касающиеся методики работы с данными видами источников. С уважением Гульзира.

Maksyutova Zulfiya Gil'manovna

Аудио-визуальные источники, становятся важнейшими источниками в связи с развитием современных информационно-коммуникативных технологий. Автор обращает внимание на актуальную проблему. Необходимо обратить внимание на разные аспекты данной проблемы: теоретическое обобщение накопленных знаний, классификация названных источников в контексте современного уровня их развития, методические проблемы использования их в чебном процессе и т.п.

Seksenbayeva Gulzira Ashimhanovna

Здравствуйте, спасибо за комментарий. Объем статьи не позволил обратить внимание на различные аспекты данной проблемы, хотя в казахстанских изданиях я неоднократно освещала указанные Вами проблемы.

Shmeleva Evgeniya Vladimirovna

Спасибо за интересную статью. Хотелось бы задать вопрос, какие методы исторического исследования Вы используете для изучения визуальных источников?(быть может семиотический/структуралистский и пр.) Евгения, г. Екатеринубрг

Seksenbayeva Gulzira Ashimhanovna

Уважаемая Евгения! Спасибо за комментарий! Аудиовизуальные документы представляют собой особые знаковые системы, с помощью которых осуществляется создание, хранение и передача информации. Большинство исследователей (В.М. Магидов и др.) аудиовизуальные документы представляют как гиперсистему, а структурный подход связывается с описанием системы и предполагает выделение и описание элементов ее структуры с учетом взаимосвязей между этими элементами. При таком рассмотрении структура отражает внутреннюю форму организации системы. В ходе использования структурно-семиотического анализа мы можем выявить, каким образом организовано или структурировано то или иное произведение (источник), та или иная система, как через эту структуру «просвечивается» смысл, что особенно значимо в анализе содержания этих видов источников. Семиотический анализ позволяет выяснить, как организована информация, что она выражает и с помощью каких элементов помогает понять идеи автора и глубинные смыслы текста. В русле семиотического анализа может быть выделен семантический анализ – анализ содержательных элементов изображения.
Comments: 6

Aleksey Konovalov

Автор поднял очень важную проблему. За что ему глубокая благодарность! Действительно, активное использование аудиовизуальных источников – это прорыв в исследовании новейшей истории. К тому же сегодня, как известно, видеосъемки и звукозаписи не делают только самые ленивые. В этой связи хотелось бы знать мнение автора, его исследования в этой части по следующим вопросам. Первое. Проблема доступности к такого рода источникам. Скажем, как скоро через Интернет мы сможем насладиться информацией, содержащейся в том же киножурнале - «Советский Казахстан»? Так как к хранилищу, где он сегодня находится надо, скажем, доехать (из Уральска, других дальних городов). Второе. Что нужно предпринять государству, чтобы тот мегаобъем фактологической видеоинформации, которую производят телеканалы, оказался на службе историков? Третье. Интересно знать, у автора имеются наработки по методике работы с таким источником? Поскольку, как она справедливо замечает, такие документы также нуждаются в расшифровке как, скажем, костные останки динозавра?

Seksenbayeva Gulzira Ashimhanovna

Здравствуйте, спасибо Вам за комментарий! Согласна с Вами по поводу актуальности проблемы, т.к. в Казахстане проблемы источниковедения аудиовизуальных документов практически не рассматриваются. На данном этапе существует неплохой сайт ЦГА КФДЗ РК, где выложена информация отдельно по кино-, фото-, фонодокументам (в т.ч. по киножурналу "Советский Казахстан"). На сайте Вы можете узнать также о новых поступлениях. Советую Вам также обратиться к сайту ЦГА КФД РФ, где есть материалы по истории Казахстана. Что касается поступления современной видеоинформации, Вам лучше обратиться непосредственно к архивным работникам. Мною опубликованы учеб. пос., статьи, касающиеся методики работы с данными видами источников. С уважением Гульзира.

Maksyutova Zulfiya Gil'manovna

Аудио-визуальные источники, становятся важнейшими источниками в связи с развитием современных информационно-коммуникативных технологий. Автор обращает внимание на актуальную проблему. Необходимо обратить внимание на разные аспекты данной проблемы: теоретическое обобщение накопленных знаний, классификация названных источников в контексте современного уровня их развития, методические проблемы использования их в чебном процессе и т.п.

Seksenbayeva Gulzira Ashimhanovna

Здравствуйте, спасибо за комментарий. Объем статьи не позволил обратить внимание на различные аспекты данной проблемы, хотя в казахстанских изданиях я неоднократно освещала указанные Вами проблемы.

Shmeleva Evgeniya Vladimirovna

Спасибо за интересную статью. Хотелось бы задать вопрос, какие методы исторического исследования Вы используете для изучения визуальных источников?(быть может семиотический/структуралистский и пр.) Евгения, г. Екатеринубрг

Seksenbayeva Gulzira Ashimhanovna

Уважаемая Евгения! Спасибо за комментарий! Аудиовизуальные документы представляют собой особые знаковые системы, с помощью которых осуществляется создание, хранение и передача информации. Большинство исследователей (В.М. Магидов и др.) аудиовизуальные документы представляют как гиперсистему, а структурный подход связывается с описанием системы и предполагает выделение и описание элементов ее структуры с учетом взаимосвязей между этими элементами. При таком рассмотрении структура отражает внутреннюю форму организации системы. В ходе использования структурно-семиотического анализа мы можем выявить, каким образом организовано или структурировано то или иное произведение (источник), та или иная система, как через эту структуру «просвечивается» смысл, что особенно значимо в анализе содержания этих видов источников. Семиотический анализ позволяет выяснить, как организована информация, что она выражает и с помощью каких элементов помогает понять идеи автора и глубинные смыслы текста. В русле семиотического анализа может быть выделен семантический анализ – анализ содержательных элементов изображения.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.