facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

Мораль как базовая составляющая прфессинальной культуры спасателя

Мораль как базовая составляющая прфессинальной культуры спасателя
Dulgerova Olga, associate professor, candidate of history, associate professor

Kryshtal Tatyana, associate professor, doctor of economics, associate professor

Kryshtal Nykolay, professor, candidate of psychology, full professor

Cherkassy Institute of Fire Safety named after Heroes of Chornobyl, Ukraine

Conference participant

Статья посвящена проблеме снижения морали в современном обществе. В исследовании раскрыто содержание морали как составляющей профессиональной культуры; охарактеризованы нравственные основы профессиональной деятельности спасателя, определено моральные качества и моральные требования к работнику службы гражданской защиты.

Ключевые слова: культура, профессиональная культура, мораль, нравственность, профессиональная мораль, моральные качества, моральные требования.


Сложные социально-экономические преобразования, которые происходят во всех сферах современного общества, процветания взяточничества и коррупции в государственных структурах требуют максимального усиления нравственной активности личности.Особенно актуально это для тех сфер, деятельность которых связана с обеспечением нормальной жизнедеятельности.

Останавливать огненную стихию, спасать жизни и здоровья пострадавших могут только люди исключительного мужества, высокого служебного профессионализма и  моральных качеств. Аморальный человек не может, рискуя собственной жизнью, оказывать помощь пострадавшим, преодолевать смертельную опасность.

Для достижения высоких результатов профессиональной деятельности подразделениям Государственной службы по чрезвычайным ситуациям  Украины нужны надежные кадры, которые бы обладали не только профессиональным мастерством, но и высокой профессиональной культурой.

Усложнение задач, стоящих перед спасательной службой, привело к формированию новых требований к профессионализму, нравственности и культуре поведения каждого ее работника. Это связано прежде всего с активизацией международного взаимодействия, развитием научно-технического прогресса, глобализацией культуры и другими факторами, которые вызвали значительную трансформацию современного общества. Постоянные изменения в экономической, общественно-политической жизни предъявляют новые требования к подготовке современного спасателя. Вместе с развитием профессиональной составляющей меняется и требований к спасателю со стороны культуры и социума, и, безусловно, развивается и содержание профессиональной культуры.

Научные исследования, многочисленные выступления в СМИ свидетельствуют, что развитие государственности в Украине сопровождается общим падением нравственности, моральным кризисом в обществе, быстрой и радикальной сменой нравственных ориентиров, отсутствием устойчивых нравственных ценностей.
К сожалению, сегодня, мы наблюдаем факты снижения нравственности, особенно среди молодежи, для которой идеалом жизни является материальное благополучие и нажива любыми средствами. Нельзя в этом плане пренебрегать реальной оценкой нравственного состояния спасателей, поведение которых, иногда, характеризируется, к сожалению, низкой духовной культурой, снижением нравственных требований к себе и коллегам, игнорированием правилами поведения. По этому, проблемы культуры  и ее составляющих приобретают сегодня особенно большого значения.  И, на наш взгляд, этой проблеме уделяется неоправданно мало внимания.

«... Личности людей не входят готовыми в этот мир, а являются продуктами культуры и обстоятельств, как и наследственности», - пишет философ К. Ламонт в книге «Иллюзия бессмертия».

Что такое культура? Это слово переводится с латыни как выращивание, воспитание, образование, развитие, почитание и означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

В «Современном толковом словаре украинского языка» указано, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории; это также образованность, воспитанность [13]. Д.Майерс считает, что культура - это понятие, установки, обычаи и особенности поведения, которые являются общими для большой группы и которые передаются от поколения к поколению [10]. Академик С. Гончаренко отмечает, что культура - это совокупность практических, материальных и духовных достижений общества, отражающие исторически достигнутый уровень развития общества и человека и воплощаются в результатах продуктивной деятельности [3].

В научной литературе находим различные подходы к определению тех или иных аспектов культуры. Некоторые характеризуются поиском соотношение между культурой личности и культурой общества (Л. Пономарев, В. Попов, В. Чичканова), анализом социальной культуры личности (А. Прохоров, К. Розлогов, В. Рузин); другие - рассматривают отдельные ее аспекты: информационную (Д. Блюменау), коммуникативную, профессиональную (В. Кричевский), управленческую культуру (Г. Ельникова).

Каждая эпоха развития человечества характеризуется определенным типом культуры. Так же характеризуется и каждая сфера жизни и профессиональной деятельности человека.

Уже в раннем возрасте в ребенке закладываются основы его культуры, в том числе и культуры поведения и общения. Имея такой базис, человек в течение своей жизни стремится его повышать. До этого ее стимулирует желание постоянно открывать для себя нечто новое в окружающем мире с тем, чтобы адекватно в нем ориентироваться. Культура, к которой человек присоединяется с детства, многогранная. Это художественная культура, культура жизненного самоопределения, экономическая культура, политическая и правовая, интеллектуальная и нравственная, экологическая и физическая, культура общения и культура семейных отношений. Но наиболее ярко человек проявляется в деятельности с другими во время выполнения  своих профессиональных обязанностей.

Широко применяемым сегодня является понятие  профессиональной культуры. Профессиональная культура личности предполагает усвоение профессиональных знаний, профессиональную компетентность, сформированность профессионально-значимых качеств, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности. Это понятие включает в себя весь духовный потенциал личности, интеллектуальные, эмоциональные и практически-действенные компоненты его сознания. Профессиональная культура не только определяет познавательные интересы личности, но и обусловливает мировоззренческие установки, ценностные ориентации, общее жизненное кредо. Таким образом, в профессиональной культуре специалиста мы прослеживаем такую структурную цепь или комплексную систему элементов, а именно: профессиональное мышление, профессиональный интерес, профессиональные знания, умения, навыки и способности, профессиональную мораль, профессиональный опыт, степень готовности личности к конкретному виду деятельности, профессиональное мировоззрение, профессиональное мастерство, адаптация к профессиональной среде и тому подобное.

Итак, профессиональная культура спасателя - это совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, ценностных ориентаций личности, которые проявляются в профессиональной деятельности спасателя и обеспечивают более высокую ее эффективность.

Содержательную основу профессиональной культуры составляет мораль. В научных источниках подчеркивается, что это императивно-оценочный способ отношения человека к действительности, который регулирует поведение людей с позиции принципиального противопоставления добра и зла [11]; это совокупность осознаваемых людьми принципов, правил и норм поведения [12]; это совершенно уникальный способ духовно-практического освоения мира человеком, осуществляемого в логико-рефлексивной, эмоциональной и подсознательной формах, это форма осознания общественно-необходимого типа поведения, реализуется в свободных действиях с опорой на личные убеждения и общественное мнение [6].

Проблемы морали и профессиональной этики были в центре внимания выдающихся мыслителей (Аристотель, Цицерон, Гиппократ, Квинтилиан, Юстиниан, И. Кант, Г. Гегель, Г. Сковорода, К. Ушинский).

Над фундаментальными аспектами нравственного развития личности плодотворно работали Г. Ващенко, Л. Выготский, Л. Кольберг, И. Кон, Я. Корчак, А. Макаренко, А. Маслоу, С. Рубинштейн, Ж.-Руссо, В. Сухомлинский.

В философской и этической литературе мораль характеризуется как сфера (способ) нормативной регуляции деятельности человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений [1]; как система норм и принципов поведения людей в отношении друг к другу и к обществу [2]; как система норм определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям [7]. Предметом ее изучения является поиск ответа на то, как возникло, формируется общественное сознание и как оно влияет на судьбу человека. В отличие от обычаев и традиций, нравственные нормы имеют идейное обоснование, которое связывается с вечными духовными ценностями, идеалами.

В античной литературе толкование слова "мораль" связывалось с понятием "нрав" (рус.) - Черта характера человека, или "нравы" (рус.), То есть массовое поведение, которая имеет моральное значение и оценивается с нравственной точки зрения ("добрые нравы ",  "преступные нравы", "деградация нравов", "исправление нравов'') [8]. Составляющими морали является нравственная деятельность, нравственные отношения, нравственное сознание. Нормы и принципы морали, моральные идеалы, чувства составляют ее систему, которая определяет жизненную позицию определенной социальной группы или индивида, ориентирует их в мире ценностей.

Главное в морали - это ее регулятивная способность, потому что она осуществляет регуляцию поведения с помощью общих для данного социума фундаментальных представлений о добре и зле, о достойном и недостойном, справедливом и несправедливом, то есть с помощью тех нравственных ценностей, которые на протяжении веков формировались народами и обобщались, оттачивались великими умами человечества. А. Донцов пишет, что мораль сосредоточивает в теоретическом сознании общества принципы, нормы, идеалы, выполняющие функцию регуляции поведения человека [5].

В настоящее время особого внимания привлекает к себе проблема формирования профессиональной морали, как неотъемлемой составляющей профессиональной культуры. Ведь к современному работнику предъявляются требования - четко представлять себе нравственный смысл, ценность, последствия своей деятельности, иметь целостное мировоззрение, экономически, экологически развитое мышление, владеть культурой общения, знанием правовой системы общества и т.

Профессиональная мораль- это то, что конкретизирует общечеловеческие ценности (нормы, принципы, понятия) в конкретных профессиях. Особенность профессиональной морали состоит в том, чтобы, прежде всего, осознать свою ответственность и готовность выполнять свой ​​профессиональный долг. Центральным понятием профессиональной морали является понятие профессионального долга, которое сочетается с понятием ответственности. Проанализировать результаты своего труда с позиций общечеловеческих нравственных ценностей специалисту помогает профессиональная совесть. Она пересекается с такими понятиями как профессиональная честь, профессиональное достоинство, профессиональная справедливость.

Профессиональная мораль не есть нечто неизменное, устоявшимся. Она динамична, вариантная, учитывает социальные условия, направления развития общества или определенной профессии. Профессиональная мораль видоизменяется в связи с наполнением социальной культуры новым содержанием, возрождением общечеловеческих ценностей, принятием нового законодательства, стажем работы и т.п.
Есть целый ряд профессий, представителям которых нужно не только знать, но и действовать в соответствии с нравственными принципами, так как объектом их деятельности является человек. Профессия спасателя относится к этому ряду профессий, ведь одна из основных задач службы гражданской защиты это сохранение жизни и здоровья людей, выполнение которого невозможно без соблюдения норм профессиональной морали.

Действия и решения спасателей затрагивают права и интересы граждан, поэтому они должны соответствовать принципам и нормам морали. К общим нравственным качествам, которыми должен обладать спасатель, относятся: честность, порядочность, вежливость, тактичность, доброжелательность, аккуратность, воспитанность, терпения, гуманизм; к специальным нравственным качествам - эрудированность, компетентность, принципиальность, человечность, сдержанность, решительность, смелость, внимательность, чуткость, самокритичность, честь, достоинство и т.п.

Деятельность спасателей постоянно связана со стрессовыми ситуациями, работой в сложных условиях и дефицитом времени. Поэтому выполнение ими служебных обязанностей требует высокого напряжения психики, собранности в общении с пострадавшим населением, смелости, мужества и решимости. В то же время их действия и решения должны соответствовать нормам закона. Особо следует отметить значение нравственной культуры спасателей в условиях кризисного состояния современного общества, когда возрастает необходимость привлечения к службе в органах и подразделениях гражданской защиты наиболее воспитанных, надежных и стойких духом работников. Это обусловлено тем, что в состоянии реформирования украинского общества значительная роль в реализации государственных функций возлагается именно на преданных своему делу специалистов, которые умеют поступиться личным интересом ради общего блага.

Нравственная зрелость человеческой личности определяется готовностью осуществить нравственный поступок. В последние десятилетия наблюдается своеобразный кризис поступка. Ведь человека приучали к "мудрому" ​​правилу "не выступай", прививали "стадные инстинкты" тоталитарного мышления. В подтверждение этого тезиса доктор философских наук В. Малахов приводит такой пример: «Как показал еще Чернобыль, даже подвиг, даже героическое деяние оказывались для нашего соотечественника более понятным и «легким», чем «обыкновенный» нравственный поступок: подбирать с риском для жизни радиоактивный лом  было  кому, а вот подойти к микрофону или телекамере и, четко и своевременно предупредить людей об опасности - добровольцев не нашлось »[11].

В обществе, несмотря на то, что в основе конкретных обязанностей представителей той или иной профессии лежат одни и те же требования общей нравственности, существуют все же и специфические нравственные требования. Например, для врача основным нравственным требованием является чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному, охрана здоровья и жизни человека; для учителя - любовь к детям и осознание ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения.

Нравственные требования к спасателям содержат такие черты, как: честность, справедливость, требовательность к себе и другим, выдержка, тактичность, доброжелательность, уважение к людям, способность сопереживать, сила воли, чувство ответственности, достоинства и чести, непримиримость к антиобщественных поступков и т.п.

Итак, без формирования подлинной духовности и профессиональной культуры нельзя возродить гуманность и демократизм в среде работников службы гражданской защиты.

 

Литература:

1. Адорно Теодор В. Проблемы философии морали/ Пер. с нем. – М.: Республика, 2000. – 239с.

2. Блюмкин В. А.Этика и жизнь.– М.: Политиздат, 1987.– 111с.

3. Гончаренко С.  Український педагогічний словник / Семен Гончаренко. – К.: Либідь, 1997. – 376 с.

4. Денищик О. І. Формування моральної культури майбутніх юристів у процесі професійної підготовки : наук.-метод. посіб. / Денищик О. І. – Хмельницький, 2010. – 159 с.

5. Донцов А.В.Моральна культура вчителя. Монографія. – Х.: ХНУ імені В. Н. Каразина, 2008. – 240 с.

6. Зеленкова И.Л. Этика: учебное пособие и практикум / [И.Л.Зеленкова, Е.В.Беляева]. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: ТетраСистемс, 1998. – 368 с.

7. Етика. Естетика : навчальний посібник / І. Є. Волошко, Р. М. Вечірко, Т. С. Пітякова та ін.; Міністерство освіти і науки України, Київський Національний економічний університет. - 2-е вид., без змін. – К.: КНЕУ, 2006. – 152 с.

8. Крук С.Л. Методологічні підходи до формування етичної культури особистості військовослужбовця / С.Л. Крук // Зб. наук. пр. № 15. Ч. 2. (спецвипуск). – Хмельницький: Нац. акад. ПВ України, 2001. – С. 187-190.

9. Лаврецький Р.В., Мовчан І.О., М'якуш І.І.Професійна етика та етикет працівника МНС: навч. посібник / Р. В. Лаврецький, І. О. Мовчан, І. І. М'якуш ; вид. 2-ге, перероблене і доповнене. – Львів : „СПОЛОМ", 2010. – 208 с.

10. Майерс Д. Социальная психология / Дэвид Майерс; пер. с англ. [С.Меленкевич и др.] – Спб.: Питер, 1996. – 684 с.

11. Малахов В.А. Етика: курс лекцій [навч. посіб] / В.А. Малахов. – К.: Либідь, 1996. – 304 с.

12. Соціологія: Короткий енциклопедичний словник / уклад. В.І. Волович, В.І. Тарасенко, М.В. Захарченко та ін.; за заг. ред. В.І. Воловича. – К.: Укр. центр виховн. культури, 1998. – 736 с.

13. Сучасний тлумачний словник української мови: 65 000 слів / За заг. ред. д-ра філол. наук, проф. В.В. Дубічинського. – Х.: Школа, 2006. – 1008 с.

Comments: 4

Dmitriy Usov

Очень важная и животрепещущая тема. Авторам успехов в дальнейшей работе над ней!

Kruchinin Sergei

Уважаемые Ольга Дулгерова и Кришталь Татьяна! В статье Вы поднимает очень острую проблему для современного общества – это проблема снижения морали в современном обществе. Еще более болезненная тема для всего сострадающего человечества сегодняшних дней - это горе восточно-украинского народа. Не могу не согласиться с автором, что «мы наблюдаем факты снижения нравственности, особенно среди молодежи, для которой идеалом жизни является материальное благополучие и нажива любыми средствами». Однако, хочется отметить, что тема данной статьи возможно предполагает менее реферативный стиль изложения. С наилучшими пожеланиями. С ув.

Dedyulina M.A.

В названии статьи авторы заявляют, что они будут раскрывать профессиональную этику спасателей, а в содержании этом проблеме посвящено где-то 30%. Тогда возникает вопрос, насколько глубоко данная тема изучена. На мой взгляд, авторы находятся только в начале исследовательского пути, т.е. на уровне осмысления понятий. Хотелось бы пожелать в будущем авторам раскрыть природу профессиональной этики и проблемы в профессиональной этике спасателей, например, на уровне профессиональных кодексов спасателей в Украине и т.д.

Shentceva Elena

Уважаемые авторы обращаются к исследованию чрезвычайно важной и сложной проблемы нравственных основ профессиональной деятельности спасателя, его моральных качеств и требований к работнику службы гражданской защиты. Тем более, попытка решения этой проблемы предпринимается в то время, когда, по словам самих авторов, «развитие государственности в Украине сопровождается общим падением нравственности, моральным кризисом в обществе, быстрой и радикальной сменой нравственных ориентиров, отсутствием устойчивых нравственных ценностей». Хотелось бы пожелать дальнейшего погружения в изучение этой темы и, по возможности, пытаться избегать некоторой реферативности в изложении материала. С уважением, Елена.
Comments: 4

Dmitriy Usov

Очень важная и животрепещущая тема. Авторам успехов в дальнейшей работе над ней!

Kruchinin Sergei

Уважаемые Ольга Дулгерова и Кришталь Татьяна! В статье Вы поднимает очень острую проблему для современного общества – это проблема снижения морали в современном обществе. Еще более болезненная тема для всего сострадающего человечества сегодняшних дней - это горе восточно-украинского народа. Не могу не согласиться с автором, что «мы наблюдаем факты снижения нравственности, особенно среди молодежи, для которой идеалом жизни является материальное благополучие и нажива любыми средствами». Однако, хочется отметить, что тема данной статьи возможно предполагает менее реферативный стиль изложения. С наилучшими пожеланиями. С ув.

Dedyulina M.A.

В названии статьи авторы заявляют, что они будут раскрывать профессиональную этику спасателей, а в содержании этом проблеме посвящено где-то 30%. Тогда возникает вопрос, насколько глубоко данная тема изучена. На мой взгляд, авторы находятся только в начале исследовательского пути, т.е. на уровне осмысления понятий. Хотелось бы пожелать в будущем авторам раскрыть природу профессиональной этики и проблемы в профессиональной этике спасателей, например, на уровне профессиональных кодексов спасателей в Украине и т.д.

Shentceva Elena

Уважаемые авторы обращаются к исследованию чрезвычайно важной и сложной проблемы нравственных основ профессиональной деятельности спасателя, его моральных качеств и требований к работнику службы гражданской защиты. Тем более, попытка решения этой проблемы предпринимается в то время, когда, по словам самих авторов, «развитие государственности в Украине сопровождается общим падением нравственности, моральным кризисом в обществе, быстрой и радикальной сменой нравственных ориентиров, отсутствием устойчивых нравственных ценностей». Хотелось бы пожелать дальнейшего погружения в изучение этой темы и, по возможности, пытаться избегать некоторой реферативности в изложении материала. С уважением, Елена.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.