facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

Психология этнической идентичности личности как аспект экстремальной антропологии / PSYCHOLOGY OF ETHNIC IDENTITY OF THE PERSONALITY AS THE ASPECT OF EXTREME ANTHROPOLOGY

Психология этнической идентичности личности как аспект экстремальной антропологии / PSYCHOLOGY OF ETHNIC IDENTITY OF THE PERSONALITY AS THE ASPECT OF EXTREME ANTHROPOLOGY
Riyaz Masalimov, associate professor, candidate of history

Bashkir State University, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

Статья посвящена теоретическому анализу этнической идентичности личности с точки зрения психологии в условиях нарастания кризисных и стрессовых явлений в обществе.  
Ключевые слова: экстремальная антропология, психология, личность, этническая идентичность, культура, поведение. 
 
The article discusses the psychological theory of ethnical identity of a personality under the stressful conditions of crises in society. 
Keywords: extraordinary anthropology, psychology, a personality, ethnical identity, culture, behavior.     
  
 
В условиях многонациональной и поликультурной российской действительности выяснилось, что мои исследования в области экстремальной антропологии не могут обходиться без психологической методологии, что представляет существенную часть антропологического принципа познания человека и природы. «Проблема человека есть основная проблема философии, - отмечал русский философ Н.А. Бердяев. – Ещё греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке» [1]. Естественники против подобного положения нередко приводят вполне очевидное с точки зрения здравого смысла и, казалось бы, подкреплённые данными науки возражения. Субъективный идеализм ныне мало популярен, и большинство образованных людей убеждены в том, что человеческая цивилизация – продукт эволюции Природы.
Современная философия и космология в их гипотетическом аспекте предлагают новые аргументы в пользу макрокосмичности человеческой сущности. Человек не есть дробная часть мира, в нём заключена цельная загадка и разгадка мира. Во всяком случае, в прошлое всё дальше уходят как вульгарно-материалистические концепции, согласно которым человек – случайное и всецело детерминируемое объективными процессами существо, сама разумность которого весьма проблематична, так и упрощённо-теологические построения, исходящие из того, что человек – лишь орудие провидения. К сожалению, формы и методы реализации установки на включение человеческого измерения в состав частных наук в большей части случаев остаются лишь предметом специального поиска. Тем не менее, успехи на этом пути приводят к существенному изменению содержания и ориентиров научного знания в целом.
В этом плане весьма перспективно рассмотрение психологии этнической личности, находящейся в таком специфическом пространстве, как Россия. В самом начале надо обратить внимание на трактовку понятия «этничности», или «национальности». В современной этнологии принято деление народов на три стадиальных (исторических) типа: племя, народность, нация. Племя или группа племён  были характерны примитивному обществу, то есть первобытнообщинному строю; народность формировалась в период античных и раннесредневековых цивилизаций. Нация появляется в период развития современных социальных отношений и интенсификации экономических связей и отличается от предыдущих типов наибольшей степенью внутренней консолидации. В последнее время говорят также о возможном четвёртом типе этносов – супернации (суперэтноса), характерной современной, постиндустриальной и постмодернистской эпохе, когда множество наций в условиях глобализации и интеграции консолидируются в единую сущность. 
Вследствие неравномерности социально-экономической и политического развития разных стран и регионов в настоящее время на Земле сосуществуют различные типы этносов. Однако зачастую весьма сложно определить, к какому типу относится тот или иной 
народ, так как у многих из них недостаточно чётко выражены признаки, отличающие нацию от народности, народность – от группы племён. Это связано  в первую очередь с тем, что этносы находятся в процессе постоянного развития и трансформации. 
Вышеприведённое деление народов весьма условно; оно не отражает всего многообразия существующих на планете форм этнических групп. Картину усложняют существующие во многих странах переходные этнические группы – иммигранты, а также их потомки, частично подвергшиеся ассимиляции основной нацией. Они ещё окончательно не оторвались от народа своей родной страны и целиком не влились в этнос принявшей их страны (к таким группам относятся, например, арабы Магриба во Франции; армяне, грузины, таджики и прочие в России; немцы, итальянцы и некоторые другие в США и Канаде). 
Своеобразные «пограничные» группы формируются и в зоне этнических границ, где контактируют два и более народа (например, в западной части Республики Башкортостан башкиры и татары). Характерная черта всех этих групп – наличие двойного и более  этнического самосознания. 
В «Концепции государственной национальной политики», принятой ещё в 1996 г., понятия «народ», «национальность» в официальном языке используются в этнокультурном значении; они, на деле, приемлемы для обозначения любой этнической общности или этнической группы. В России не было чёткости в использовании этих понятий и в начале ХХ века. Это было связано с чрезвычайной полиэтничностью российского и советского государства и слабым развитием гражданского общества. Дискуссии вокруг понимания термина «нация» имели не только теоретический характер. Они были связаны с вопросами государственно-политического устройства страны, сохранения или возможности ликвидации национальных республик внутри Российского государства. 
Учитывалось, что государственность не должна использоваться для утверждения исключительного положения и узурпации власти титульной этнической общностью, поскольку это противоречило процессу гражданского равноправия. Теперь мы начинаем понимать, что без пристального, внимательного, методически грамотного изучения специфики поведения того или иного этноса невозможно формирование адекватной социальной и государственной политики. В связи с этим особое значение приобретает такая область прикладной социальной психологии, как этническая психология. 
В реальной, обычной, жизни как мы рассуждаем? А так: немцы угрюмы, британцы сдержанны, американцы наглые и т.д. Однако этническая психология утверждает, что стереотипы о национальном характере являются вздором. Так вот, граждан 26 стран попросили оценить особенности характера типичных людей из их культуры. А потом сравнили эти шаблоны с опубликованными данными опросов о чертах характера людей из этих стран (и самооценка, и мнение наблюдателей). Стереотипы сравнивали с данными исследований особенностей национального характера по пяти чертам (открытость, добросовестность, экстравертность, покладистость, нервозность), проводилось 15 сравнений. Оказалось: в целом соотношение штампов и реальности чрезвычайно низкое – всего 0,134. По детальным аспектам национальных особенностей картина оказалась не лучше: из 30 аспектов единственной чертой, по которой было существенное соответствие штампов и реальности, стала ранимость. Это для нас весьма примечательный результат, особенно для понимания взаимосвязи этнической идентичности и стрессоустойчивости личности. Вряд ли мы так уж часто наделяем этим качеством какую-либо нацию. Вообще, если соглашаться с шаблонами, то канадцы больше похожи на индусов, чем на американцев; украинцы больше похожи на таиландцев, чем на русских; китайцы из Гонконга больше похожи на венгров, нежели на китайцев из самого Китая…  
В целом психологи сочли, что в теории национального характера что-то есть, совпадений при сопоставлении оказалось больше, чем можно объяснить простой случайностью, но всё же очень немного. 
Современное состояние этнической психологии, по сути, субдисциплины культурной антропологии, можно охарактеризовать рядом особенностей. Выступая в качестве междисциплинарной области знаний, этническая психология включает элементы таких наук, как этнология, психология, биология, психиатрия, медицина, социология, что накладывает отпечаток на способы анализа и интерпретацию эмпирических данных. Рассматривая развитие этнической психологии как взаимодействие антропологических, этнологических и психологических теорий, можно выделить несколько направлений. Это, прежде всего, психоаналитическое направление, опирающееся как на ортодоксальный психоанализ, так и на новейшую его модификацию – неофрейдизм. 
Другое направление современной этнопсихологии связано с изучением личности в различных культурах. Целый ряд сравнительных исследований этнических групп с применением разнообразных психологических тестов позволил исследователям сделать вывод о существовании некоей «модальной личности», отражающей национальный характер. Модальной личностью оказывался личностный тип, к которому относится наибольшее количество взрослых членов данного общества. В этом случае национальный характер определялся с учётом частоты распространения определённых типов личности в этом этносе. 
С точки зрения американского этнопсихолога Джона Хонигмана, главной задачей современной этнопсихологии является исследование того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях конкретного социального окружения [2]. Он выделяет два типа связанных с культурой явлений: социально стандартизированное поведение (действия, мышление, чувства) некоторой группы и материальные продукты поведения такой общности. Дж. Хонигман вводит понятие «модель поведения», которое определяет как закреплённый индивидом способ активного мышления или чувствования/восприятия. Модель поведения может быть универсальной, реальной или идеальной. В качестве идеальной модели рассматриваются желаемые стереотипы поведения, не получившие, однако, реализации в конкретной жизни. 
На основе результатов огромного количества социальных исследований Дж. Хонигман отстаивает тезис о том, что в каждой культуре существует представление об «идеальной личности», образ которой содержит ценностные ориентации, оптимальные для передачи 
следующим поколениям. Внутри этнокультурной общности может быть несколько типов «идеальных личностей» в соответствии с полом и социальным статусом. Таким образом, культура как бы определяет социальный стандарт модели поведения, мышления и чувствования личности, являясь прочной основой этносоциальной общности.      
Дальнейшее развитие этого направления связано с работами выходца из Китая Ф.Л.К. Хсю, который предложил переименовать направление «культура и личность» в «психологическую антропологию», поскольку это название в большей степени, по его мнению, отражает содержание этнопсихологических исследований [3]. Согласно Фу Хсю, психологическая антропология имеет дело с осознанными и неосознанными идеями, распространёнными у большинства индивидов в данном обществе, управляющими их действиями и описываемыми в терминах психологии коллективных представлений. 
Совсем недавно международная группа психологов во главе с Робертом Макрэйем также пришли к выводу о том, что их данные указывают на устойчивые коллективные представления о национальном характере [4]. Тем не менее, точность таких представлений оказалась весьма ограниченной, что подтверждается данными более ранних работ. Люди довольно верно указывают на реальный возраст и половые различия, однако, у них весьма иллюзорные представления о национальном характере. 
Национальные стереотипы зачастую бессмысленны в географическом плане, об этом уже выше было сказано. Стереотипные представления о теплоте межличностного общения тесно связаны со среднегодовой температурой, что является следствием образного 
мышления. Хотя северные итальянцы составляют половину населения Италии, шаблонное представление о них прямо противоположно образу итальянцев в целом. То есть национальный характер, элементы национальной идентичности на практике способны порождать в обществе весьма серьёзные экстремального характера проблемы. Как не нам, россиянам, этого не знать! Но и в мировой истории есть примеры, которые шокируют явным непониманием психологии национального характера и национальных устремлений «чужих».  
В заключение приведём несколько примеров. В начале ХХ века среди евреев была распространены ожидания лучшего в жизни. Особенно среди евреев Европы, которые мечтали где-нибудь, допустим, в Африке, обрести родину. Элиезер Бен Иегуда писал тогда: «Если мы захотим, то уже завтра можем стать такими же людьми, как все люди на свете: людьми у которых есть своя страна, где не придётся опасаться изо дня в день, как бы не оказаться неугодными её жителям. Африка - страна великого будущего. Быть может, уже через четверть века там будет новая Америка, быть может – ещё более цветущая, чем Америка! Вблизи предоставленной нам земли обосновываются многие просвещённые народы. С запада – бельгийцы, с юга – немцы, с севера и востока – англичане. Новая жизнь порождается вокруг, и для евреев там тоже будет просто для труда и свершений. То, что мы не смогли бы сделать в другом месте за 20 лет, там мы сделаем за год» [5]. 
Другой пример уже нашего времени. Один из самых популярных писателей современной Польши Януш Леон Вишневский в своём интервью говорил: «Моя мать родилась в Берлине и после войны влюбилась в моего отца, надзирателя концентрационного лагеря, так что в моей семье стереотипы не могли существовать в принципе. Но могу рассказать интересную историю. Однажды я летел из Лос-Анджелеса на Гавайи. Моя соседка, пожилая немка, сказала, что в Германии иммигранты – источник «многих проблем», например, большинство машин угоняют поляки. Поскольку этот стереотип о соотечественниках меня обижает, я привёл статистику немецкой полиции: 96% автомобилей крадут немцы. Мои слова не убедили даму, и она возразила: «Мы с вами немцы, - знаем, что это ложь» [6].
Итак, одно положение остаётся неизменным: о национальных чертах своего этноса каждый судит положительно, а о характере других – отрицательно. Исключения бывают, но они лишь подтверждают правило. Для понимания психологии этнической сущности личности необходимо рассмотреть механизмы социального поведения, в частности с позиции «Я-концепции». Но это уже тема следующей публикации.  
 
Литература: 
1. Мир философии: В 2 т. – Т. 2. – М., 1991. – С. 50. 
2. Honigman John J. The Development of Anthropological Ideas. – W., N.Y.: Dorsey, 1976. – 434 p. 
3. Hsu F.L.K. Clan, Caste, and Club. – N.Y.: Princeton, 1963. – 335 p. 
4. McCrae R.R. & et al. The Inaccuracy of National Character Stereotypes // Journal of 
Research in Personality. – 2013. - No 47. – P. 831-842. 
5. Ха-Шкафа (Обозрение). – Иерусалим, 1903. 
6. Линия полёта. – 2013. – Декабрь. – С. 48. 
0
Your rating: None Average: 7 (7 votes)
Comments: 12

Fornea-Stecailov Iuliana

Уважаемый, Риаз Масалимов! Исследования в психологии личности и подробный анализ этнической идентичности личности с психологической точки зрения - очень важный субъект исследования, особенно в условиях нарастания кризисных и стрессовых явлений в обществе. В данном контексте было бы интересно изучить социальную устойчивость личности, так как она может обеспечивать межпоколенную преемственность, когда межличностные отношения определяют непосредственные глубинные взаимодействия разных поколений. Все-таки специфика различных обращений к проблеме личности в контексте экстремальной антропологии, не может обходиться без психологической методологии, проявляющееся, в первых - в особенностях личностной и философской позиции исследователя, в способах и формах систематизации полученных данных; подходах к проблеме анализа и интерпретации. Желаю Вам найти самые эффективные стратегии для получения достоверных данных в данной проблематике исследований! С уважением, Юлиана!

Riyaz Masalimov

Уважаемая дорогая Юлиана, спасибо огромное за объективный отзыв! Слова Ваши стимулируют мне более внимательно изучать проблему этнической идентичности личности в особых условиях, - а то, что происходит на пост-советском пространстве, никак нельзя называть обычным нормальным явлением, - и особенно обратить внимание на психологическую методологию. Буду учитывать всё это. Ещё раз большое спасибо Вам, доктор Юлиана Форня!

Dolgova Valentina Ivanovna

Уважаемый Рияз Ниязович! Приглашаю Вас и Ваших учеников принять участие в отраслевом Конгрессе " Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы управления". Бесплатно. С выдачей сертификата и диплома. 1) Открыть сайт gisap.eu. 2) Кликнуть на значок нужного вам языка в правом верхнем углу - en/ru 3) Кликнуть на большой баннер с логотипом справа - МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ КОНГРЕССЫ МАНВО 4) Кликнуть на - Действующие конгрессы 5) Кликнуть на - Текущие сессии 6) Кликнуть на - " Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы управления" Заполнить заявку: кликнуть на неё, указать свои ФИО, телефон, диплом не обязательно. Не упустите такую замечательную возможность бесплатного участия в зарубежном Конгрессе!!! С уважением, проф. Валентина Долгова.

Riyaz Masalimov

Уважаемая дорогая Валентина Ивановна, большое спасибо за любезное приглашение! Действительно, для моих студентов и соискателей это будет прекрасная возможность участвовать бесплатно в научном Конгрессе. Да и мне самому очень хорошо будет использовать эту возможность. Пребольшое спасибо, дорогая Валентина Ивановна! Я прочитал Ваш доклад, поинтересовался с Вашими предыдущими публикациями. Я снимаю пред Вами шляпу и кланяюсь. Вы, конечно, опытнейший исследователь и знаток своей проблемы. Рад был бы познакомиться со своей учёной землячкой - ведь, Челябинск - для меня почти родной город. Я родом из-под Верхнеуральска...

Dolgova Valentina Ivanovna

Уважаемый Рияз! Работа Ваша исключительно актуальна. Проведенный Вами анализ проблемы, конечно, гораздо шире, чем удалось представить его на шести традиционных страницах проекта. Но и то, что представлено здесь, носит не только информационный характер, но и призывает к размышлению. Жду Ваших следующих работ. С уважением и наилучшими пожеланиями, проф. Валентина Долгова.

Moskalyuk Victoriya

Интересный материал, подкупающий в части актуализации вопроса об этнической идентичности в ракурсе экстремальной антропологии. Но в полной мере согласиться с одним из последних утверждений автора не могу. Оно звучит так: одно положение остаётся неизменным: о национальных чертах своего этноса каждый судит положительно, а о характере других – отрицательно. Если это так, то априори эффективное взаимодействие между очень многими людьми было бы затруднено. С другой стороны, не всякая негативная установка проявляется в поведении, в современном мире не всегда «модно» (и выгодно) проявлять этноцентризм. С уважением, эксперт 35

Riyaz Masalimov

Очень благодарен уважаемому эксперту за благосклонное отношение к моей работы. Ваши тёплые и объективные слова ободряют меня. Также я премного благодарен эксперту за заслуженные замечания. Видимо, мне придётся опубликовать здесь результаты наших социологических опросов и психологических тестов, проведённых среди молодёжи 17 муниципальных районов и 5 малых городов (Бирск, Благовещенск, Дюртюли, Нефтекамск и Янаул) северо-западной части Республики Башкортостан. К сожалению, все наши исследования дают основание мне заключить, что молодые люди многонациональной республики всегда предпочитают оценивать положительно именно только своих, а "чужих" - отрицательно. Конечно, в продвинутых городах, да и в Европе, может быть сплошь рядом так, как Вы говорите. С уважением и признательностью, Рияз Н. Масалимов.

Konoplytsky Ivan

Статья актуальна, информативна и достаточно интересна. Доклад носит теоретический характер. Успехов автору!

Pogontseva Daria

Работа крайне актуальна! Миграционные процессы современного мира способствует созданию новых, и зачастую нелепых, этнических стереотипов! Удачи автору со столь не тривиальной темой!

Riyaz Masalimov

Пребольшое спасибо, дорогая уважаемая Дарья! Положительный отзыв о моей скромной работе моих молодых коллег очень, очень ценен!

Groshev Igor Vasilyevich

В статье представлен теоретический анализ очень сложной проблемы, а именно проблемы ментальных образований социума. Можно согласиться с автором в том, что исследование данной проблемы - это актуальная задача не только настоящего, но и будущего времени. Хотелось бы в дальнейшем видеть собственные исследования и результаты автора. Успехов!

Riyaz Masalimov

Благодарю Вас, уважаемый профессор, за доброе отношение к моей работе. Большое спасибо за пожелание успехов, конечно, мне хотелось бы в дальнейшем дать собственные исследования на материалах многонациональной республики Башкирия.
Comments: 12

Fornea-Stecailov Iuliana

Уважаемый, Риаз Масалимов! Исследования в психологии личности и подробный анализ этнической идентичности личности с психологической точки зрения - очень важный субъект исследования, особенно в условиях нарастания кризисных и стрессовых явлений в обществе. В данном контексте было бы интересно изучить социальную устойчивость личности, так как она может обеспечивать межпоколенную преемственность, когда межличностные отношения определяют непосредственные глубинные взаимодействия разных поколений. Все-таки специфика различных обращений к проблеме личности в контексте экстремальной антропологии, не может обходиться без психологической методологии, проявляющееся, в первых - в особенностях личностной и философской позиции исследователя, в способах и формах систематизации полученных данных; подходах к проблеме анализа и интерпретации. Желаю Вам найти самые эффективные стратегии для получения достоверных данных в данной проблематике исследований! С уважением, Юлиана!

Riyaz Masalimov

Уважаемая дорогая Юлиана, спасибо огромное за объективный отзыв! Слова Ваши стимулируют мне более внимательно изучать проблему этнической идентичности личности в особых условиях, - а то, что происходит на пост-советском пространстве, никак нельзя называть обычным нормальным явлением, - и особенно обратить внимание на психологическую методологию. Буду учитывать всё это. Ещё раз большое спасибо Вам, доктор Юлиана Форня!

Dolgova Valentina Ivanovna

Уважаемый Рияз Ниязович! Приглашаю Вас и Ваших учеников принять участие в отраслевом Конгрессе " Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы управления". Бесплатно. С выдачей сертификата и диплома. 1) Открыть сайт gisap.eu. 2) Кликнуть на значок нужного вам языка в правом верхнем углу - en/ru 3) Кликнуть на большой баннер с логотипом справа - МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАУЧНЫЕ КОНГРЕССЫ МАНВО 4) Кликнуть на - Действующие конгрессы 5) Кликнуть на - Текущие сессии 6) Кликнуть на - " Психофизиологические, психологические и педагогические проблемы управления" Заполнить заявку: кликнуть на неё, указать свои ФИО, телефон, диплом не обязательно. Не упустите такую замечательную возможность бесплатного участия в зарубежном Конгрессе!!! С уважением, проф. Валентина Долгова.

Riyaz Masalimov

Уважаемая дорогая Валентина Ивановна, большое спасибо за любезное приглашение! Действительно, для моих студентов и соискателей это будет прекрасная возможность участвовать бесплатно в научном Конгрессе. Да и мне самому очень хорошо будет использовать эту возможность. Пребольшое спасибо, дорогая Валентина Ивановна! Я прочитал Ваш доклад, поинтересовался с Вашими предыдущими публикациями. Я снимаю пред Вами шляпу и кланяюсь. Вы, конечно, опытнейший исследователь и знаток своей проблемы. Рад был бы познакомиться со своей учёной землячкой - ведь, Челябинск - для меня почти родной город. Я родом из-под Верхнеуральска...

Dolgova Valentina Ivanovna

Уважаемый Рияз! Работа Ваша исключительно актуальна. Проведенный Вами анализ проблемы, конечно, гораздо шире, чем удалось представить его на шести традиционных страницах проекта. Но и то, что представлено здесь, носит не только информационный характер, но и призывает к размышлению. Жду Ваших следующих работ. С уважением и наилучшими пожеланиями, проф. Валентина Долгова.

Moskalyuk Victoriya

Интересный материал, подкупающий в части актуализации вопроса об этнической идентичности в ракурсе экстремальной антропологии. Но в полной мере согласиться с одним из последних утверждений автора не могу. Оно звучит так: одно положение остаётся неизменным: о национальных чертах своего этноса каждый судит положительно, а о характере других – отрицательно. Если это так, то априори эффективное взаимодействие между очень многими людьми было бы затруднено. С другой стороны, не всякая негативная установка проявляется в поведении, в современном мире не всегда «модно» (и выгодно) проявлять этноцентризм. С уважением, эксперт 35

Riyaz Masalimov

Очень благодарен уважаемому эксперту за благосклонное отношение к моей работы. Ваши тёплые и объективные слова ободряют меня. Также я премного благодарен эксперту за заслуженные замечания. Видимо, мне придётся опубликовать здесь результаты наших социологических опросов и психологических тестов, проведённых среди молодёжи 17 муниципальных районов и 5 малых городов (Бирск, Благовещенск, Дюртюли, Нефтекамск и Янаул) северо-западной части Республики Башкортостан. К сожалению, все наши исследования дают основание мне заключить, что молодые люди многонациональной республики всегда предпочитают оценивать положительно именно только своих, а "чужих" - отрицательно. Конечно, в продвинутых городах, да и в Европе, может быть сплошь рядом так, как Вы говорите. С уважением и признательностью, Рияз Н. Масалимов.

Konoplytsky Ivan

Статья актуальна, информативна и достаточно интересна. Доклад носит теоретический характер. Успехов автору!

Pogontseva Daria

Работа крайне актуальна! Миграционные процессы современного мира способствует созданию новых, и зачастую нелепых, этнических стереотипов! Удачи автору со столь не тривиальной темой!

Riyaz Masalimov

Пребольшое спасибо, дорогая уважаемая Дарья! Положительный отзыв о моей скромной работе моих молодых коллег очень, очень ценен!

Groshev Igor Vasilyevich

В статье представлен теоретический анализ очень сложной проблемы, а именно проблемы ментальных образований социума. Можно согласиться с автором в том, что исследование данной проблемы - это актуальная задача не только настоящего, но и будущего времени. Хотелось бы в дальнейшем видеть собственные исследования и результаты автора. Успехов!

Riyaz Masalimov

Благодарю Вас, уважаемый профессор, за доброе отношение к моей работе. Большое спасибо за пожелание успехов, конечно, мне хотелось бы в дальнейшем дать собственные исследования на материалах многонациональной республики Башкирия.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.