facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТ-ЦЕНТРОВ / PROPOSALS AND RECOMMENDATIONS IN RELATION TO BUILDING THE ART-CENTRES

ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТ-ЦЕНТРОВ / PROPOSALS AND RECOMMENDATIONS IN RELATION TO BUILDING THE ART-CENTRES
Olga Kostyuchenko, postgraduate student

National Aviation University, Ukraine

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

В статье приведены основные тенденции в развитии объёмно-планировочных характеристик зданий арт-центров. Предложена комплексная теоретическая модель формирования архитектурной среды полифункциональных общественных сооруженийэкспозиционного типа (арт-центр), которая связывает воедино специфику объемно-планировочного решения, приемы организации архитектурной среды, технологические схемы и художественные средства формирования арт-центров.

Ключевые слова:архитектура; арт-центр; экспозиция; искусство; планировочная организация; архитектурная среда.

The article presents the main trends in the development of space-planning performance of buildings art centers. A complex theoretical model of the architectural environment of multifunctional public facilities exposure type ( art center ), which binds together the specifics of space-planning solutions , methods of organizing architectural environment, technological schemes and artistic means of forming art centers.

Keywords: architecture; art center; exposure; art; planning organization; architectural environment .

 

Средства объемно пространственной организации арт-центров, которые используются в архитектурно строительной практике, разнообразны. Наиболее характерныефакторы, которые влияют на объемно пространственную организацию арт-центров: структурного и композиционного построения, специфики функциональных процессов, степени развития пространства. Все факторы рассматриваются относительно четырех моделей арт-центров.

Анализ опыта проектирования и строительства современных отечественных и зарубежных арт-центров позволили определить оптимальные модели организации.Арт-центрыорганизуются по принципам четырех основных моделей: «художественная», «общественная» «кластерискусства» и «универсальная». В архитектуре арт-центров рекомендуется отображать традиции региональной архитектуры, специфику страны или города с помощью символов и метафор.

Оптимальная «универсальная» модель арт-центрапозволяет осуществить трансформацию первоначальнозаданной структуры, изменить ее целостность и единство. Данная модель позволяет организовать комплекс с полифункциональной, гибкой, динамической структурой, способной к адаптации при изменении условий и под воздействием разных факторов: естественных, экологических, градостроительных, эстетичных. Принцип построения арт-центра«универсальной» модели основан на том, что в структуре комплекса нужно выделять главные объекты или составные элементы и добавлять им способность к временным изменениям (разработать способность трансформации, превращения, расширения). Такая гибкая пространственная структура способна в заданный момент времени прийти в состояние, соответствующее данному моменту в цикле функционирования, и при необходимости вернуться в исходное состояние. Обеспечить постоянное функционирование арт-центрав заданном режиме можно разными приемами: от незначительных изменений в пределах объемов (за счет многопрофильного использования учреждений и трансформации помещений и площадок), к развертыванию целой системы временных сооружений на прилегающей специально обустроенной территории.

Общие рекомендации по проектированиюарт-центров. Для последующего развития нового типа арт-центров архитекторам проектировщикам безусловно интересен зарубежный опыт создания разных видов арт-центров, которые имеют свою специфику. Для этого и было сделано теоретическое обобщение опыта проектирования арт-центр и разработанные модели - схемы, характерные для них.

Теоретическое осмысление роли арт-центраи его функционального насыщения позволяет говорить об арт-центру как социальном феномене. Арт-центр кроме обзора постоянной экспозиции позволяют посетителям почувствовать свое культурное естество, свою принадлежность к цивилизации.

Статические традиционные экспозиционные, культурно зрелищные, досуговыездания потеряли интерес упубликии не отвечают современным запросам посетителей. Им на смену приходит арт-центр который быстро реагирует на потребности времени. В основе арт-центравсегда лежит интересная неординарная авторская конценция, которая привлекает публику, способствует повыщению процента посещаемости.

При проектировании арт-центров рекомендуется решить следующие принципиальные задания:

  • 1. Оценить начальную градостроительную ситуацию и определить ее соответствие, место и расположение в ней будущего комплекса.
  • 2. Проанализировать предложенный в задании состав зданий и сооружений арт-центров (для открытых и комбинированных), или группы помещений с возможной корректировкой в зависимости от градостроительной ситуации и авторского замысла.
  • 3. Выбрать логическую схему функционально планировочных связей главных зон в соответствии с композицией.
  • 4. Принять объемно пространственную композицию основных блоков зданий и сооружений инфраструктуры комплекса арт-центра, гармонично связал их с окружающей средой.
  • 5. Отработать проблемы архитектурно-художественного образа, силуэта, создать многоплановую панораму, которая запоминается, прибавив выразительное своеобразие.

Решение названных задач предусматривает три последовательных и  взаимосвязанных этапов проектирования:

1. Определения концепции и тематики арт-центра, количества тематических зон, их название и функциональное насыщение.

2. Взять за основу разработку функциональных зон и планировочной структуры с учетом градостроительной ситуации, участка застройки, транспортной и пешеходной схемы, опираясь на предложенные схемы

3. Композиционное размещение обьемов в структуре комплекса, распределение по территории доминант первого второго и третьего порядка, выработки приемов акцентирования композиции (входные группы, естественные образования, цветовые акценты, рекламные экраны и так далее).

Рекомендации по тематике арт-центров.  Согласно исследованию многие арт-центры, формируются по тематическому принципу. При проектировании арт-центров рекомендуется тематика связанная с искусством, а также тематика, которая отображает региональные особенности страны, которую необходимо организовывать по принципу использование традиций региональной архитектуры. Все регионы имеют свои особенности, специфику, обычаи, традиции, которые могут повлиять на тематику образа арт-центра. В исследовании рекомендуется тематика, которая подразделяется на: искусство, историю, науку и культуру.

Тематику искусства могут представлять: черты творчества современных  художников, музыкантов, компьютерного моделирования,  местечко мастеров гончарного искусства и так далее. Арт-центры можно размещать в районах, которые наделены характерными особенностями, с которыми может быть связанная тематика всего комплекса.

Пространственную структуру арт-центра, согласно выбранной тематике, необходимо разделить на тематические зоны. Количество тематических зон решается индивидуально в пределах 4-6 зон. Тематика может быть общая для всего комплекса, а может разделенная на зоны (например, каждая зона - вид искусства, творчество одного автора, и так далее)

После выбора тематики для арт-центра необходимо разработать программу-сценарий зрительного восприятия, составить график движения посетителей и запрограммировать качества среды, которые влияют на эмоционально эстетичное восприятие зрителя.

Рекомендации по функционально-планировочной структуре арт-центров. Функционально планировочная организация арт-центров определяется функциональными технологическими связками между основными функциональными группами помещений у закрытой и комбинированной моделей и между зданиями и сооружениями у открытой модели. Функционально планировочная организация разных моделей своеобразна и индивидуальна.

Планировочные структуры арт-центра рекомендованы автором в виде построенных функционально планировочных схем четырех теоретических моделей. На обобщенных схемах определены главные функциональные связи, которые обеспечивают распределение потока посетителей и основные технологические связи, которые определяются движением обслуживающего персонала и административных служащих, инвентаря, оборудования. Движение потоков служащих и основного потока посетителей разделены и изолированы, имеют разные входные группы.

Организация взаимосвязей всех функциональных групп помещений в арт-центре «универсального» типа происходит согласно следующим композиционным приемам: блочная планировочная композиция, павильонная и совмещенная (блочно-павильонная). При блочной композиции основные группы помещений – экспозиционного, развлекательного, культурно-зрелищного  назначения - располагаются в отдельных зданиях, соединенных между собой закрытыми переходами, такие, которые имеют свои входные группы, связанные общей обустроенной территорией комплекса. Блочные композиции могут быть симметричными и ассиметричными. При павильонной композиции основные группы помещений находятся в отдельных зданиях или временных павильонах, которые имеют индивидуальную планировочную композицию со своей входной группой и связанные между собой обустроенной территорией комплекса. Таким образом, павильонная композиция является рассредоточенным размещением зданий с разными функциями.

Арт-центры в зависимости от выбранной модели организации комплекса решаются по разным функциональным схемам. Предлагаются два из возможных функциональных решений. Первое - зонирование по жанровым функциям: экспозиционной, культурно зрелищной, развлекательной и др. С распределением помещений (зданий) по функциональным зонам с центральным информационным пространством (вестибюль, фойе, входная площадь). Второе - формирование функций арт-центру по принципу социально психологического комфорта в зависимости от характера досуговой деятельности: индивидуальной, групповой, массовой - и создание в каждой зоне соответствующего архитектурно пространственного и социально-психологической среды.

Рекомендации по объемно-пространственному формированию арт-центров. Объемно пространственная структура зависит от расположения функциональных групп помещений. Автором рекомендованы следующие приемы размещения функциональных групп помещений:

  • 1. Все функциональные группы расположены на одном уровне в одном объеме.
  • 2. Все функциональные группы находятся на одном уровне в разных объемах.
  • 3. Все функциональные группы находятся на разных уровнях в одном объеме.
  • 4. Все функциональные группы находятся на разных уровнях в разных объемах.

Выбор того или другого приема объемно-пространственной структуры зависит от местоположения арт-центра. Объемно-пространственная организация арт-центров зависит, прежде всего, от естественных условий размещения комплекса (рельеф, излучины рек, озера, лесные массивы и так далее). Размещение в условиях сложного рельефа позволяет применить всевозможные виды архитектурной организации, при максимальном использовании рельефа. Так, например, архитектурная композиция может формироваться террасообразным, веерообразным, продольным, подиумным, многоцентровым, ступенчатым способами.

Архитектурно-стилистические рекомендации. Архитектура арт-центра должна быть эффектной, оригинальной, носить образ народной архитектуры. Художественно образная сторона архитектуры должна выходить на первый план.

Архитектура интерьера арт-центру должна быть починена смысловой стилистике, с целью максимального привлечения посетителей, которая может меняться по уровням. Внутренняя пространственная композиция должна рассматриваться как интерьер, который состоит из системы перетекающих пространств с необычными переходами одного функционального пространства в другое, с поворотами, уровнями, на которых раскрываются неожиданные ракурсы пространства: рекреационные, камерные и так далее. При этом элементы неожиданного интерьера должны быть образно и композиционно продуманными.

При разделении внутреннего пространства арт-центру на основные функциональные зоны возможно использования светопрозрачных, стеклянных перегородок, которые позволят посетителям наблюдать за тем, которое происходит вокруг и стимулировать к посещениям соседних мероприятий.

Рекомендуется применять методы известные в типологии колористического решения зданий и сооружений. В создании колористики пространственной композиции нужно учитывать:

  • 1. Переход цвета от общего к частному при выявление доминанты (общая цветовая гамма функциональной зоны нейтральна по отношению к доминанте зоны, которая оказывается акцентной колористикой).
  • 2. Центрально осевой метод характерен в употреблении акцентной цветовой гаммы на пересечении основных направляющих осей арт-центру, формируя при этом колористический насыщенный центр комплекса.
  • 3. Тематически зональный метод позволяет выделить зону или охарактеризовать ее тематику, в этом случае каждая функциональная зона арт-центру имеет свою колористику.
  • 4. Артериальный метод характеризуется употреблением усиления цветового доминирования в окрашивании зданий и сооружений по главных коммуникационных направлениях.
  • 5. Метод цветового поля - когда все здания и сооружения подчинены одной цветовой гамме, которая задает колористику всей функциональной зоне, таким образом, создавая единственное «цветовое поле» с разными тональными оттенками. Этот метод, например, можно применять к небольшой тематической зоне арт-центру открытого типа, при расположении ее в композиционном центре комплекса.
  • 6. Метод направления изменения цветового поля - когда колористическое акцентирование происходит в форме дежурства цветовых полей, от зелени, мощения, деревянных сооружений к яркому акценту.

Акцентирование пространства арт-центра осуществляется с помощью цвета. Выделяются цветом отдельные необычные фрагменты. С помощью цвета в арт-центре добавляется зданиям и сооружениям символический образ. Цветовое решение зданий и сооружений арт-центров рекомендуется выполнять естественными оттенками (дерево, натуральный камень) и декорированными (кирпич, бетон, металл, керамика). Цветовое решение зданий и сооружений центров искусства выполнять согласно известным универсальным методам:

  • 1. Метод разделения цветом - здания по всему объему окрашены разными цветовыми островными участками, горизонтальными или вертикальными полосами, ромбами т.д.
  • 2. Метод акцентирования - яркая насыщена цветовая гамма здания, выделения из всех близлежащих сооружений.
  • 3. Метод дифференцированного обозначения - выделение входной группы.
  • 4. Метод структурирования - подчеркивание цветом конструктивного «скелета» здания или сооружения.

Градостроительные рекомендации. Для всех типов арт-центров обязательным фактором является наличие удобных автомагистралей, подъездных путей и мест для парковки автомобилей, возможность использования разных видов транспорта: автомобильного, водного, железно дорожного, воздушного. Проектируемый комплекс должен объединять в себе все возможные современные научные и технические достижения в науке, архитектуре, строительстве.

В процессе проектирования и принятия решения о размещении комплекса архитекторы должны решить транспортно-пешеходные проблемы:

  • 1. Связь комплекса с внешним транспортом.
  • 2. Создание удобных дорог подъезда, организации достаточного количества мест парковки автомобилей.
  • 3. Разделение подъездов грузового, пожарника, пассажирского и персонального транспорта, подходов посетителей.

Выводы. Предложенные общие рекомендации по формированию арт-центров, которые могут быть использованы при проектировании подобных зданий в Украине и за рубежом, а именно:

  • - необходимо предусмотреть обеспечение гибкого планирования с целью многофункционального использования помещений с учетом расширения их вместимости;
  • - возможность организации визуально пространственных «картин»;
  • - возможность динамического развития объема здания и всей структуры в целом (предусмотреть последовательное строительство);
  • - создание образа необычной архитектуры (в соответствии с выбранной тематикой);
  • - обеспечение органической взаимосвязи внутреннего пространства и внешнего вида арт-центру с естественным окружением.

 

Литература.

1. Дуцев М. В. Концепция архитектуры универсального центра искусств в XX веке  / М. Дуцев // Стратегическое городское и региональное планирование: Межвузовский сборник науч. трудов, - Самара, 2003,

2. Куцевич В.В. Архитектурная наука и архитектурное проектирование. Опыт взаимодействия, проблемы, результаты. - К.: Будiвництво України, 2003. - № 6.

3. Цайдлер Э.Н. Многофункциональная архитектура. Пер.снем.Multi – use architecture/ E.N. Zeidler – Karl Kramer Verlag Stuttgard. –М.: Стройиздат. -1988. – 187 с. 

0
Your rating: None Average: 5.5 (2 votes)
Comments: 3

Simonian Geworg

Уважаемая Ольга НАнатолевна! Интересная работа. Так держать. С увожением Геворг Саркисович Симонян.

Olga Kostyuchenko

Спасибо за внимание к моим исследованиям!

Marijus Grigola

Уважаемая Ольга Костюченко! Вашу статю прачёл с интересом. Успехов вам. С увожением, Мариюс Григола.
Comments: 3

Simonian Geworg

Уважаемая Ольга НАнатолевна! Интересная работа. Так держать. С увожением Геворг Саркисович Симонян.

Olga Kostyuchenko

Спасибо за внимание к моим исследованиям!

Marijus Grigola

Уважаемая Ольга Костюченко! Вашу статю прачёл с интересом. Успехов вам. С увожением, Мариюс Григола.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.