facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

Предметное объемно-пространственное моделирование в архитектурном проектировании

diplomПредметное объемно-пространственное моделирование в архитектурном проектировании
Mironyuk Alexandr, lecturer, candidate of architecture

Ukhta State Technical University, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

УДК 721.011 + 37.025
 

В статье рассматриваются вопросы архитектурного проектирования, основанные на объемном моделировании, этапы  архитектурном композиции, цели объемно-пространственного моделирования, процесс создания архитектурного произведения с привлечением архитектурной композиции.
Ключевые слова: теория архитектурной композиции, объемное моделирование, макетирование, композиция ограниченного пространства, композиция открытого пространства, абстрактное мышление, композиционный замысел, пластика формы.
In this paper, architectural design, based on comprehensive modeling stages of the architectural composition, purpose three-dimensional modeling, the process of architectural work involving the architectural composition.
Keywords: theory of architectural composition, solid modeling, layout, composition of limited space, the composition of open space, abstract reasoning, compositional design, plastic form.

Термин «композиция» обозначает сложение, состав, построение художественного произведения, определенные системы средств раскрытия и организации образов, связи и отношения этих образов. Изучением процесса и результатов композиционного моделирования архитектурной формы занимается специальная наука — теория архитектурной формы и композиции. Создание художественно-композиционной модели будущего объекта, фиксация ее в объемных макетах, схемах, эскизах — важнейшая стадия архитектурного проектирования. Издревне на первичном этапе проектирования зодчие использовали архитектурную композицию, характерной особенностью которой является трехмерное представление будущего здания или сооружения.
Методика архитектурного проектирования, основанная на объемном моделировании, является главной на первых курсах, когда основное внимание направлено на структурно-композиционную сторону архитектурных объектов. Процесс работы над проектом начинается с формирования отвлеченной объемно-пространственной геометрической композиции, обладающей некоторыми конкретными признаками будущего объекта. Сначала создается обобщенная геометрическая модель-макет, пространственные характеристики которой соответствуют габаритам и имеют характерный силуэт-абрис проектируемого сооружения (рис. 1).

 
Рис. 1. Студенческие работы по архитектурной композиции (абстрактные модели)

Это промежуточная стадия между абстрактной графической объемной композицией (которая имеет лишь художественно-прикладное значение) и итоговым проектным решением (архитектурно-строительной виртуальной моделью объекта, комплектами рабочей документации) (рис. 2).


 

Рис. 2 Объемные модели общественных и жилых зданий (студенческие работы)

 Современная теория архитектурной композиции определяет общие категории взаимоотношений архитектурного объема-массы, геометрического пространства, физиологических законов восприятия цвета и света. Различаются виртуальные композиционные модели ограниченных и открытых архитектурных пространств.
Композиция ограниченного пространства решается с помощью организации различных геометрических элементов, расположенных внутри визуальной границы восприятия архитектурного пространства (по периметру, на поверхности основания и поверхности перекрытия). К таким композиционным моделям относят объемно-пространственную композицию отдельного фрагмента здания или сгруппированных фрагментов сооружения, интерьера, конструктивного каркаса (рис. 3).

 

Рис. 3 Учебные студенческие работы по архитектурной композиции

Композиция открытого пространства решается формированием пластики поверхности тектонического основания и объектов-доминант (рис. 4). Пластика основания задает характер движения в трехмерном пространстве и определяет сценарий восприятия архитектурного решения. Объекты-доминанты определяют характер различных связей между соподчиненными им элементами композиции. В число указанных композиционных моделей входят ландшафтные композиции, варианты объемных решений экстерьера объектов, сценарные градостроительные композиции.
 Исследования проблемы формирования у человека образов, действий и понятий, проведенные психологами и педагогами, дают основание говорить о дидактическом эффекте предметного моделирования. Предметное объемно-пространственное моделирование, как метод, сопутствующий творческим стадиям архитектурного проекта, — активное средство обучения, имеющее преимущества перед графическими средствами. При графической работе студент постепенно учится преобразовывать мыслительный образ будущего объекта в изображение, тогда как при проведении предметной деятельности — моделировании — это происходит скорее. В моделировании творческий замысел материализуется, получает наглядное выражение [1].



Рис.4 Композиции открытого пространства (студенческие работы)

Объемно-пространственное моделирование преследует следующие цели:
•    содействовать творческому поиску;
•     быть геометрически наглядной проверкой объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построения объекта или группы объектов;
•    служить предметной иллюстрацией для контрольной проверки конечного результата проектирования.
Процесс создания архитектурного произведения — это движение композиционной модели от первоначальной идеи (представленной в виде простейших геометрических форм, рожденных образной ассоциацией) через организацию пространства из групп усложненных форм к конструктивно-технологической системе документов, выраженной в понятии «проект».  В методологическом отношении наиболее продуктивно рабочее моделирование, проводимое с целью поиска композиционного решения. Организация исполнения рабочих макетов студентами на этапах проектного поиска наряду с графическим эскизированием становится творческим методом вариантного проектирования. Рабочее моделирование (макет) предполагает активную деятельность студентов, связанную с визуализацией — мыслительным «обмериванием» макета, отыскиванием соотношений между частями, проверкой различных точек зрения и соотношений внутреннего и внешнего пространства. Макетирование развивает способность фиксировать свою мысль, зрительно воспринимать и оценивать решение. Абстрактное мышление получает опору в наглядности — студент творчески осваивает метод макетирования. Навыки по всем видам композиции закрепляются на конкретных упражнениях и проектах, на основе тщательно разработанных функциональных программ-заданий: при градостроительном макетировании достигается единство планировочного замысла и пространственной идеи застройки, связь с природной и градостроительной ситуацией; объемно-пространственное макетирование проектов павильонов, клубов, школ способствует выработке трехмерного пластического представления о сооружении как об абстрактной объемной форме (рис. 5); макетирование интерьера позволяет показать многоуровневое развитие пространства.
Первичный композиционный замысел развивается только тогда, когда формируются различные модели проектируемого объекта (функционально-планировочная, эргономическая, конструктивная и т.д.), которые согласуются с архитектурной композицией, уточняя и конкретизируя ее.

 

Рис. 5 Объемно-пространственные модели (студенческие работы):
1 – средняя общеобразовательная школа, 2-3 – выставочные павильоны

 

Рис. 6 Объемно-пространственные модели общественных зданий (студенческие работы):
1 – реконструкция учебного корпуса, 2 – здание банка, 3 – реконструкция входной группы общежития, 4 – реконструкция университетской столовой, 5 – благоустройство городского квартала, 6 – реконструкция вестибюля учебного корпуса

Литература:
1.    Никитина Н. П. Аналитический метод изучения архитектурной композиции / Н. П. Никитина // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 4(81). – С. 71-73.

0
Your rating: None Average: 8.3 (6 votes)
Comments: 5

Mikhnova Polina Vladimirovna

Статья носит хороший методологический характер. У архитекторов-дизайнеров есть известный специфичный термин, обозначающий первый эскиз-"клаузура на образ". Иногда, перед абстрактной графической объемной композицией полезно составить так называемый словесный ассоциативный ряд, который может вылиться в некий сценарий, на основе художественного образа и функции будущего объекта. По поводу композиций ограниченного и открытого пространства любопытно было провести аналогию с методом открытой формы, разработанной в Сенежской студии (там, акцент именно на объем, а не на пространство). Действительно, в современных условиях наступления цифровых технологий очень важно максимально сохранят "ручные" навыки у студентов-архитекторов в графике, и в макетах, т.к. работая на компьютере зачастую получается случайный непрогнозируемый результат. А в обучении архитекторов очень важным было и остается методическая последовательность. Спасибо за статью, и , в особенности, за иллюстрации

Kuznetsova Julia

Иллюстративный материал, действительно, очень обогатил статью. Было очень интересно рассматривать работы студентов. Статья скорее выглядела как лозунг: Макетирование развивает способность фиксировать свою мысль. Это, наверное, и есть основная идея статьи. Архитектор или дизайнер создает макет, чтобы лучше понять придуманную им форму, и это не секрет. И это очень замечательно, что автор делится опытом. Спасибо, что еще раз напомнили о необходимости разносторонне подходить к осмыслению своей идеи.

Pimenova Galina Ivanovna

Статья представляет собой еще одну попытку увидеть и понять роль композиционного моделирования в подготовке архитектора, хотя, как справедливо отметил предыдущий комментатор, длительный опыт архитектурного образования, да и профессионального творчества не позволяет усомниться в целесообразности моделирования как способа, позволяющего найти решение и презентовать результат поиска. Очевидно, в наше время, которое справедливо называют временем продвинутых технологий, когда компьютерное моделирование будущего объекта завоевывает все большую популярность, работу автора можно принять как напоминание об отработанных традиционных приемах, не потерявших свою актуальность как в обучении, так и в профессиональной практике. Желаю автору дальнейших успехов на учебно-методическом поприще.

Proskurin George Alexandrovich

Александр! В Вашей статье представлен интересный иллюстративный материал, показывающий стадийность и подтверждающий логичность движения от абстрактной формы к конкретной функционально-технологической и объёмно-пространственной модели. Но ведь методика эта вполне распространённая. И заложена она буквально в любом учебно-методическом комплексе. В чём заключается научная новизна Вашей статьи? Или же методики? Какие результаты Вы получили в ходе обкатки новых методических приёмов и какие научные выводы сделали? Было бы интересно ознакомиться с этим тезисно. Спасибо.

Mironyuk Alexandr Vasil'evich

GeorgePro, материалы данной статьи не претендуют на научную новизну исследования. Это лишь попытка рассмотреть многостадийность и многогранность архитектурной композиции на студенческих работах в связке с архитектурным проектированием. От абстракции к конкретике! Не секрет, что существует некая проблема перехода от абстрактного макетирования к конкретным объемно-пространственным функциональным моделям. И реализация даже существующей распространенной методики требует некоего осмысления и индивидуальной обкатки в каждом конкретном случае. Таким образом, предлагаю считать данные материалы презентационными и расценивать данный факт как возможность поделится опытом макетирования в Ухтинской архитектурной школе
Comments: 5

Mikhnova Polina Vladimirovna

Статья носит хороший методологический характер. У архитекторов-дизайнеров есть известный специфичный термин, обозначающий первый эскиз-"клаузура на образ". Иногда, перед абстрактной графической объемной композицией полезно составить так называемый словесный ассоциативный ряд, который может вылиться в некий сценарий, на основе художественного образа и функции будущего объекта. По поводу композиций ограниченного и открытого пространства любопытно было провести аналогию с методом открытой формы, разработанной в Сенежской студии (там, акцент именно на объем, а не на пространство). Действительно, в современных условиях наступления цифровых технологий очень важно максимально сохранят "ручные" навыки у студентов-архитекторов в графике, и в макетах, т.к. работая на компьютере зачастую получается случайный непрогнозируемый результат. А в обучении архитекторов очень важным было и остается методическая последовательность. Спасибо за статью, и , в особенности, за иллюстрации

Kuznetsova Julia

Иллюстративный материал, действительно, очень обогатил статью. Было очень интересно рассматривать работы студентов. Статья скорее выглядела как лозунг: Макетирование развивает способность фиксировать свою мысль. Это, наверное, и есть основная идея статьи. Архитектор или дизайнер создает макет, чтобы лучше понять придуманную им форму, и это не секрет. И это очень замечательно, что автор делится опытом. Спасибо, что еще раз напомнили о необходимости разносторонне подходить к осмыслению своей идеи.

Pimenova Galina Ivanovna

Статья представляет собой еще одну попытку увидеть и понять роль композиционного моделирования в подготовке архитектора, хотя, как справедливо отметил предыдущий комментатор, длительный опыт архитектурного образования, да и профессионального творчества не позволяет усомниться в целесообразности моделирования как способа, позволяющего найти решение и презентовать результат поиска. Очевидно, в наше время, которое справедливо называют временем продвинутых технологий, когда компьютерное моделирование будущего объекта завоевывает все большую популярность, работу автора можно принять как напоминание об отработанных традиционных приемах, не потерявших свою актуальность как в обучении, так и в профессиональной практике. Желаю автору дальнейших успехов на учебно-методическом поприще.

Proskurin George Alexandrovich

Александр! В Вашей статье представлен интересный иллюстративный материал, показывающий стадийность и подтверждающий логичность движения от абстрактной формы к конкретной функционально-технологической и объёмно-пространственной модели. Но ведь методика эта вполне распространённая. И заложена она буквально в любом учебно-методическом комплексе. В чём заключается научная новизна Вашей статьи? Или же методики? Какие результаты Вы получили в ходе обкатки новых методических приёмов и какие научные выводы сделали? Было бы интересно ознакомиться с этим тезисно. Спасибо.

Mironyuk Alexandr Vasil'evich

GeorgePro, материалы данной статьи не претендуют на научную новизну исследования. Это лишь попытка рассмотреть многостадийность и многогранность архитектурной композиции на студенческих работах в связке с архитектурным проектированием. От абстракции к конкретике! Не секрет, что существует некая проблема перехода от абстрактного макетирования к конкретным объемно-пространственным функциональным моделям. И реализация даже существующей распространенной методики требует некоего осмысления и индивидуальной обкатки в каждом конкретном случае. Таким образом, предлагаю считать данные материалы презентационными и расценивать данный факт как возможность поделится опытом макетирования в Ухтинской архитектурной школе
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.