facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

К ВОПРОСУ ДЕПОРТАЦИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В 40-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СССР

К ВОПРОСУ ДЕПОРТАЦИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В 40-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СССР
Ermekbay Zharas, doctor of history

Kazakhstan Branch of Lomonosov Moscow State University, Kazakhstan

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Kazakhstan";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

 

Эта тема и по настоящее время вызывает научный интерес не только у исследователей по проблемам этнополитической конфликтологии, но и у многих людей, интересующихся историческим прошлым национальной политики СССР.

Ключевые слова: СССР, Северный Кавказ, ГУЛАГ, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши.

This theme for the present time causes scientific interest not only among researchers on the ethno-political conflictology, but among many people who interested in the history of national policies of the USSR.

Keywords: USSR, Northern Caucasus, GULAG, karachay, balkars, chechens, ingush.

 

Почему в числе выселенных народов СССР оказались народы Северного Кавказа? Этот вопрос не сходит с повестки, когда речь идет о депортации отдельных народов, осуществленных в Советском Союзе в 30-50-х годах ХХ столетия. Этнические чистки были характерным явлением для сталинского периода СССР. После смерти Сталина было посчитано, что с 1936 по 1951 г. в Советском Союзе были репрессированы по национальному признаку более 3 600 000 человек [1, с.15]. В числе 17 выселенных народов в местах принудительного проживания оказались и коренные народы Северного Кавказа – карачаевцы, чеченцы, ингуши и балкарцы, депортированные в 1943-1944 годах. Надо отметить, что их страдания и лишения соответствовали положению политических узников ГУЛАГа.

Попытаемся изучить этнополитические причины, которые привели к катастрофической ситуации отдельные народы СССР. Известно, что депортация народов Северного Кавказа была вызвана определенными обстоятельствами того времени. В чем суть? Ответить довольно сложно. Нужно подойти комплексно. К сожалению, в средствах массовой информации попадаются опусы, в которых несправедливо трактуются исторические события прошлого. Это видно по публикациям российских авторов В. Логинова и И. Пыхалова. Так, И. Пыхалов в статье «Красные орлы» третьего рейха» утверждает, что «в годы войны чеченцы и ингущи совершили преступления, причем гораздо более серьезные, чем история с пресловутым белым конем, якобы подаренным чеченскими старейшинами Гитлеру» [2, с.23]. К сожалению, идеологический миф о белом коне, предназначенный Гитлеру, придуманный НКВД СССР и по настоящее время используется «любителями истории». Нередко встречаются высказывания, оскорбляющиеся честь и достоинство народов, несправедливо подвергшихся изгнанию со своей родной земли.

Следует заметить, что тема сотрудничества части населения СССР с немецко-фашистскими войсками остается актуальной и по сей день. В зависимости от времени и политической обстановки ряд исследователей обращаются к этой проблеме. Конечно, депортация народов Северного Кавказа носила античеловеческий характер. В настоящее время дана политическая, историческая, правовая и моральная оценка сталинскому злодеянию. Однако надо ответить, а почему это произошло? Да, подобное происходило в той или иной мере в тех или иных странах, в зависимости от происходящих во времени и пространстве событий. Например, высшее руководство США признали антигуманным интернирование японцев американского происхождения после нападения Японии на военно-морскую базу США в Пёрл-Харборе.

Сводить все к параноидальному поведению Сталина и лично его подручному Берия будет легким ответом на заданный вопрос. Хотя ряд исследователей при оценке событий и фактов из истории СССР ссылаются на это. Российский исследователь В.А. Бердинских пишет: «Менталитет, личные пристрастия и антипатии Сталина – следующая особенность, присущая для депортации в целом, а для этнических репрессий – доминирующая и определяющая <…> Вероятно, здесь существенную роль играло и мнение Л.П. Берия – уроженца Закавказья…» [1, с.25]. Вероятно, что мнение автора имеет значение при изучении причин депортаций отдельных народов СССР. Только надо учесть, что депортации отдельных народов шли в вкупе с тогдашней национальной политикой, проводимой в СССР. Известно, что административно-командная система Советского Союза использовала насилие как одно из средств достижения своих целей.

Насилие заключалось в необоснованных политических репрессиях своих соотечественников в угоду идеологическим амбициям Сталина путем расстрела и в лучшем случае свозимых так называемых «врагов народа» в лагеря ГУЛАГа, «кулацкой ссылке» простых тружеников сельского хозяйства, этнических депортациях в зависимости от целей. Это и превентивное устрашение вновь присоединенных к СССР народов, и возмездие врагу в связи с началом войны путем репрессий этнических немцев, венгров, румын, финнов и других этносов, подвергшихся депортации, и, наконец, наказанию якобы за пособничество оккупантам, а именно немцам в период наступления на Кавказ со стороны карачаевцев, балкарцев чеченцев и ингушей.

Политические причины депортации отдельных народов кроются в самой политике руководства СССР. Анализ нормативных документов советского времени отчетливо показывает несправедливость в оценке тех или иных народов. К примеру, в постановлении ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели говорилось, что чеченцы и ингуши являлись помехой для установления дружбы народов на Северном Кавказе еще в годы борьбы за власть Советов в 1918-1920 годах [4, с.590-595]. Это непременно воздействовало на сознание определенной части советских людей, и, таким образом создался ложный образ наций, вызывающих недоверие у власти.

Исследователи, занимающиеся историей депортаций народов, доказали, что во многих официальных партийных и правительственных документах СССР причины выселения народов в 30-50-х годах ХХ столетия объясняли стремлением снятия этнической напряженности в том или ином регионе страны и тем самым стабилизации политической обстановки, наказания за коллаборацию с немцами, ликвидацией бандитизма, направленной против коммунистического строя [5]. Архивы изобилуют материалами донесений сотрудников НКВД, свидетельствующими о сложной криминогенной ситуации на Северном Кавказе с 30-х по 1944 год. Прав историк В.А. Бердинских, утверждающий, что тенденция «наказания народов» резко усилилась с началом Второй мировой войны и приобрела массовые масштабы в первые же дни после 22 июня 1941 года, а 1944-й стал годом тотального переселения народов в СССР [1, с.23].

Известный в свое время в СССР, а затем эмигрировавший в США историк А. Некрич еще в 1965 г. выпустил книгу «1941, 22 июня», в которой подвергнул критике политику СССР накануне войны с Германией. Книга в советском обществе вызвала большую полемику. Сам автор за отказ признать «свои ошибки» был исключен из рядов КПСС, в которую он вступил во время войны в 1943 году. Обращаясь к проблеме национальной политики в СССР, А. Некрич в изданной в Нью-Йорке книге «Наказанные народы» причину депортаций видел в том, что «выселение мусульманских народов Кавказа и крымских татар было несомненно связано и с напряженными отношениями между СССР и Турцией во время Второй мировой войны, и с пантуранскими планами турецких шовинистов, получивших на какое-то время одобрение со стороны гитлеровской Германии. Подавляющая часть мусульманского населения, разумеется, и понятия не имела о пантуранизме, ни о великогерманских амбициях» [6, с.91].

Одной из причин для тотальной высылки, официальные органы СССР называли антисоветские настроения среди горских народов Северного Кавказа. Да, антисоветские выступления имели место на Северном Кавказе. Так, по данным НКВД, в 1941-1943 гг. всего по СССР была ликвидирована 7161 повстанческая группа (54 130 чел.), из них на Северном Кавказе – 963 группы (17 563 чел.). Только в первой половине 1944 г. в Советском Союзе были уничтожены 1727 групп (10 994), из них на Северном Кавказе 145 (3144 чел.) [7, с.33]. Эти выступления основывались на политических, экономических и нравственных причинах, вызванных обстоятельствами сложного для Советского Союза периода. Причины заключались не только в неумелом действии советского руководства, толкающего людей на антисоветские действия, но и агрессивной политике внешнего врага в лице Германии.

В экономической области причиной недовольства была неправильная аграрная политика, проводимая центральными советскими органами. Проведенная в краткие сроки коллективизация и обустройство местного населения на так называемый «колхозный» образ жизни вызвали неоднозначную реакцию среди коренного местного населения. Массовое обобществление скота и орудий сельского хозяйства вызвало недовольство у крестьян, так как оно проводилось без учета особенностей и традиций горских народов Северного Кавказа.

Социальные протесты вызывались общими для СССР причинами, которые в первую очередь заключались в административно-командной, тоталитарной системе управления, пренебрежения интересами народов, отступлении от принципов справедливости, искажении национальной политики, усилением так называемой «классовой борьбы», сопровождаемой бессмысленными репрессиями, и т.д.

Проводимая так называемая политика «коренизации» кадров в СССР не дала ощутимых результатов. Хотя надо отметить, что в ходе такой своеобразной политики в союзных, автономных республиках, краях и национальных округах местные национальные кадры получили возможность выдвинуться на руководящие должности в советские, партийные и силовые органы. Однако широкого распространения это политика не получила в Советском Союзе. Об этом отмечалось в 1989 г. на круглом столе, посвященном обсуждению темы «Национальный вопрос и межнациональные отношения в СССР: история и современность». В частности, указано, что межнациональные отношения, национальная политика часто деформируются при осуществлении кадровой политики: «Еще в 30-е годы в автономных республиках Северного Кавказа сложилась такая ситуация, что ряд ответственных должностей стал просто недоступен представителям коренных национальностей <…> данная ситуация во многом сохраняется и сегодня» [8, с.32].

В духовной области навязывалась новая мораль, которая не соответствовала традиционному менталитету народов огромной евразийской страны под названием СССР. Кремлевское руководство считало себя лучшими специалистами по очистке мозгов населения от «вредных привычек» феодально-буржуазного наследия российской империи. Политика интернационального воспитания людей сводилась к декларативным кампаниям, скрывающим глубинные причины недовольства населения. В частности, активно проводилась политика воинствующего атеизма. В конце концов, негативное отношение властей к отправлению религиозных чувств также способствовало скептическому отношению части населения к мероприятиям советского руководства. Так, во время коллективизации в Чечне было 2675 мечетей и молитвенных домов, 140 духовных школ, 850 мулл и 38 шейхов находились на содержании духовной паствы [9, с.145]. Значительное число религиозных сект держало под своим влиянием десятки тысяч людей. Практически все население Северного Кавказа, исповедующее ислам, не приняло политику атеизма. И в этом заключалось откровенная, скрытая религиозная форма протеста населения.

Первыми на Северном Кавказе были высланы карачаевцы, официально обвиненные в коллаборационизме и бандитизме. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 октября 1943 г. и постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 14  октября 1943 г. карачаевцы подлежали высылке в Казахскую и Киргизскую ССР. В указе было отмечено, что «В период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Карачаевской автономной области карачаевцы вели себя предательски, вступали в организованные немцами отряды для борьбы с советской властью, передавали немцам честных советских граждан, сопровождали и показывали дорогу немецким войскам, наступающим через перевалы на Закавказье, а после изгнания оккупантов противодействуют проводимым советской властью мероприятиям, скрывают от органов власти бандитов и заброшенных немцами агентов, оказывая им активную помощь <…> Всех карачаевцев, проживающих на территории области, переселить в другие районы СССР, а Карачаевскую автономную область ликвидировать»  [10, с.82]. Из Карачаевской автономной области 2 ноября 1943 г. было переселено в Казахстан и Кыргызстан 14 774 семьи, по разным источникам это составило примерно 69 207 – 69 938 карачаевцев [11, с.106; 89].

В январе – феврале 1943 года территория Северного Кавказа была полностью освобождена от немецких войск. Однако это не остановило советское руководство от дальнейших планов по депортации следующих народов Северного Кавказа - чеченцев и ингушей. По плану операции «Чечевица» в Казахстан и Кыргызстан планировалось переселить около 500 тысяч чеченцев и ингушей. Сама операция переселения была намечена на 23 февраля 1944 года. В 1944 г. в Казахстан прибыло 239 768 чеченцев и 78 479 ингушей. К ним прибавились несколько тысяч чеченцев и ингушей, уволенных из рядов Красной Армии после февраля 1944 года. В Казахстан к своим семьям прибыло свыше 60 тыс. демобилизованных солдат и офицеров [12, с.147]. Небольшая часть чеченцев и ингушей была отправлена в Киргизскую ССР.

Сравнивая документы тех лет, удивляешься той спешке. Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Чечено-Ингушской АССР вышел 7 марта 1944 г. [13, Л.51-54]. Базовое постановление государственного комитета обороны о выселении чеченцев и ингушей в казахскую и Киргизскую ССР (датировано 31 января того же года), а 21 февраля последовал приказ НКВД СССР [14, с.39; 123].

Выселение балкарцев состоялось 8 марта 1944 г. В Казахскую ССР и Киргизскую ССР в 14 эшелонах было отправлено 37 713 человек [10, с.461].

Тотальное выселение отмеченных народов Северного Кавказа сопровождалось ликвидацией и переделом прежних административно-территориальных субъектов. Карачаевская автономная область была разделена между Ставропольским и Краснодарским краями. В состав Грузинской ССР вошла высокогорная область Карачая и тем самым была изменена граница между РСФСР и Грузией. На месте ликвидированной Чечено-Ингушской Республики организовали Грозненский округ в составе Ставропольского края. Во вновь созданный округ вошло не менее 2/3 бывшей территории ЧИАССР. Позднее Указом Президиума Верховного Совета была организована Грозненская область в составе РСФСР. Территория проживания балкарцев, а это Эльбрус и Приэльбрусье было передано соседней Грузии. Таким образом, в результате депортации северокавказских народов обезлюдела территория в 35 тыс. кв. км, почти равная Швейцарии.

Это приводит к мысли, что одной из причин высылки отдельных народов Северного Кавказа заключалась в захвате территории и передаче их в состав других субъектов СССР.

 

Литература:

1. Бердинских В.А. Спецпоселенцы: Политическая ссылка народов Советской России. – М., 2005.

2. Пыхалов И. Кавказские орлы третьего рейха // Отечество. 2002. №4.

3. О партийной и советской печати. Сборник документов. – М., 1964.

4. Уралов Александр (А. Авторханов). Убиийство чечено-ингушского народа. Народоубийство в СССР. – М., 1991; Так это было:национальные репрессии в СССР 1919-1952 годы / Ред-сост. С.У. Алиева. В 3 т. Т.2. – М., 1993; Полян П. Не по своей воле… История и география принудительных миграций в ССР. – М., 2001; Ингуши: депортация, возвращение, реабилитация. 1944-2004: Документы, материалы, комментарии / Авт.-сост. Я.С.Патиев. – Магас, 2004; Х.-М.А. Сабанчиев. Депортация народов Северного Кавказа в 40-х гг. ХХ в. // Вопросы истории. №11. 2013.

5. Некрич А. Наказанные народы. – Нью-Йорк, 1978.  

6. Бугай Н.Ф. Правда о депортации чеченского и ингушского народов // Вопросы Истории. №7. 1990.

7. Вопросы истории. 1989. №5.

8. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. 1917-1970. Т.2. – Грозный, 1972.

9. Вклад репрессированных народов СССР в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Т.1. – Элиста, 2010.

10. Вклад репрессированных народов СССР в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Т.1. – Элиста, 2010; Депортация народов Северного Кавказа в 40-х гг. ХХ в. // Вопросы истории. №11. 2013.

11. Вопросы истории. 1991. №1.

12. Государственный архив Российской Федерации. Ф.7523. Оп.4. Д.208.

13. Бугай Н.Ф. Правда о депортации чеченского и ингушского народов // Вопросы Истории. №7. 1990; Полян П. Не по своей воле… История и география       принудительных миграций в ССР. – М., 2001.

0
Your rating: None Average: 5 (13 votes)
Comments: 13

Toivo Tanning

Актуальная тема. Интересный подход. Мой совет, чтобы продолжить.

Ayazbekov Skandarbek

Проблемы депортации затрагивают достаточно большую часть населения Казахстана. Такие научные работы при их использовании в деятельности органов государственного управления позволяют снять остроту проблем и гармонизировать общество. Успехов автору!

Ayazbekova Sabina

С учетом современной ситуации статья приобретает особую значимость. Хотелось бы, чтобы политики почаще читали такие статьи. Поздравляю! Успехов!

Kruchinin Sergei

Добрый вечер Жарас Ермекбай! Ваша работа достаточно интерес на, спасибо. Ваши выводы находят свое подтверждение и в наше время. СССР Хрущев Н.С. передал самовольно Крым во имя дружбы Украине и вот теперь хлебаем нечистоты полной ложкой и мы Россияне и Украинский народ. У каждого своя правда. С Ув.

Ermekbay Zharas

Очень верю в светлое будущее России и Украины!

Zulfugarzade Teymur El'darovich

Работа интересна не только с исторической, но и с прогностической точки зрения, учитывая происходящие в наше время события, связанные с последствиями подчас непродуманной, а нередко, жестокой государственной политики, отличавшейся недальновидностью с точки зрения стратегии и тактики. Работа заслуживает весьма высокой положительной оценки.

Ermekbay Zharas

Уважаемый Теймур Эльдарович! Спасибо за комментраий.

Puzikov Ruslan Vladimirovic

Спасибо! Познавательно!

Ermekbay Zharas

Благодарю за отклик.

Baran Mariya

Спасибо за статью! Актуальна, научно обоснована. К большому сожалению, издевательства, гонения и ущемления в период сталинизма испытал и мой народ. Поэтому тема, освещена Вами, для меня является не только информативной, но и душевно близкой, поскольку сегодня моя страна и мой народ снова испытывают неправомерное вмешательство извне в нашу жизнь, какой бы она не была - она наша!!!. С уважением, Мария Баран.

Ermekbay Zharas

Уважаемая Мария! Спасибо за комментарий.

Sibirskaya Elena

Актуальная статья!

Ermekbay Zharas

Уважаемая коллега Елена! Спасибо за отклик.
Comments: 13

Toivo Tanning

Актуальная тема. Интересный подход. Мой совет, чтобы продолжить.

Ayazbekov Skandarbek

Проблемы депортации затрагивают достаточно большую часть населения Казахстана. Такие научные работы при их использовании в деятельности органов государственного управления позволяют снять остроту проблем и гармонизировать общество. Успехов автору!

Ayazbekova Sabina

С учетом современной ситуации статья приобретает особую значимость. Хотелось бы, чтобы политики почаще читали такие статьи. Поздравляю! Успехов!

Kruchinin Sergei

Добрый вечер Жарас Ермекбай! Ваша работа достаточно интерес на, спасибо. Ваши выводы находят свое подтверждение и в наше время. СССР Хрущев Н.С. передал самовольно Крым во имя дружбы Украине и вот теперь хлебаем нечистоты полной ложкой и мы Россияне и Украинский народ. У каждого своя правда. С Ув.

Ermekbay Zharas

Очень верю в светлое будущее России и Украины!

Zulfugarzade Teymur El'darovich

Работа интересна не только с исторической, но и с прогностической точки зрения, учитывая происходящие в наше время события, связанные с последствиями подчас непродуманной, а нередко, жестокой государственной политики, отличавшейся недальновидностью с точки зрения стратегии и тактики. Работа заслуживает весьма высокой положительной оценки.

Ermekbay Zharas

Уважаемый Теймур Эльдарович! Спасибо за комментраий.

Puzikov Ruslan Vladimirovic

Спасибо! Познавательно!

Ermekbay Zharas

Благодарю за отклик.

Baran Mariya

Спасибо за статью! Актуальна, научно обоснована. К большому сожалению, издевательства, гонения и ущемления в период сталинизма испытал и мой народ. Поэтому тема, освещена Вами, для меня является не только информативной, но и душевно близкой, поскольку сегодня моя страна и мой народ снова испытывают неправомерное вмешательство извне в нашу жизнь, какой бы она не была - она наша!!!. С уважением, Мария Баран.

Ermekbay Zharas

Уважаемая Мария! Спасибо за комментарий.

Sibirskaya Elena

Актуальная статья!

Ermekbay Zharas

Уважаемая коллега Елена! Спасибо за отклик.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.