facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

ЦЕННОСТНЫЙ ФАКТОР НОРМАТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС

ЦЕННОСТНЫЙ ФАКТОР НОРМАТИВНОЙ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС
Sukhina Igor, applicant, candidate of philosophy, associate professor

Conference participant

 

УДК 124.5 + 130.2 + 141.319.8 / ББК Ю 217 + Ч 110.0 + Ю 61

 

В статье на основе философского анализа ценности как атрибута человеческого бытия представлена аксиологическая интерпретация культуры как сферы актуальных ценностей, и с данной концептуальной позиции рассмотрены сущность, содержание и значение культурных норм и соответственно – нормативной функции культуры.
Ключевые слова: человек, человеческое бытие, сознание, смысл, значение, ценность, ценностное представление, деятельность, культура, норма, нормативность.

In article on the basis of the philosophical analysis of value as attribute of human being the axiological  interpretation of culture as spheres of actual values is presented, and from the given conceptual position the essence, the contents and meaning of cultural norms and accordingly – normative function of culture are considered.
Keywords: man, human being, consciousness, sense, meaning, value, valuable representation, activity, culture, norm, normative.

 

При попытках постижения сущности антропологического феномена культуры, удостоверяющей собой оптимальное состояние собственно человеческого бытия, всегда выявляется корреляция культуры и ценностей или «культурного» и «ценностного».

Акцентуация ценностных оснований культуры, корреспондентная аксиологическому ее (от греч.axia - ценность) пониманию, предполагает философскую аналитику категории ценности как атрибута человеческого бытия. Ценность указывает на нечто предметно-значимое длячеловека, его жизни и деятельности, и является фиксированной сознанием характеристикой отношения человека к действительности, сообразного с его потребностями и интересами. И поскольку для человека нет действительности не сопряженной с его потребностями и интересами, постольку она, как мир объектов, предстает перед ним миром ценностей. Следовательно, ценности – это любые объекты (вещи, процессы, действия), которые имеют значение в связи с их объективными свойствами, применительно к их потенциальной, а в практическом плане – и реальной способности соответствовать потребностям и интересам человека. Таково исходное, «объектное» или экстерналистское определение ценности. Так, например, к объектным ценностям можно отнести: природу и ее явления, продукты специализированного материального и духовного производства.

Вместе с тем ценность есть не просто объект, а, прежде всего, антропоморфный смысл, если под антропоморфизмом понимать интенциональную проекцию содержания человеческого сознания на действительность, ее «очеловечивание». По сути, ценность есть актуализированный сознанием смысл, значимый для человеческой жизни и деятельности, т.е. смысл, обладающий выраженным антропоморфным значением. В своем предельном выражении ценности имеют смысложизненный характер, определяют мировоззренческий горизонт человека и могут быть удостоверены в виде ответа на основоположный для каждой человеческой личности вопрос: «для чего»/«во имя чего» живет и действует человек?».

Обладающие смысложизненным содержанием и значением ценности выступают тем универсальным «смысловым форматом» человеческой жизни, в котором она осознается, осмысливается, экзистенциально-переживается, становится продуктивно-действенной. Именно посредством актуализации ценностей, выражающей смыслополагающую активность человеческого сознания как такового (или трансцендентального сознания), восприятия действительности трансформируются в апперцепции (лат. ad - к, и perceptio - восприятие), т.е. сознательные восприятия и представления человека, лежащие в основе всех видов его мотивированного, целенаправленного, культурно-сообразного поведения и деятельности.

Посредством ценности человеческое сознание определяет свое содержание, которое образуют антропоморфные значения реальных, воображаемых или иллюзорных предметов; человеческое сознание антропоморфно, и в априорно присущей ему смыслополагающей активности выражается идентификация сущего в соответствии с ментальным (от англ. mental - умственный, духовный) миром человеческой субъективности. Сообразованные с сознанием (или смыслосообразные) человеческие восприятия действительности и представления о ней есть ценностные представления-апперцепции: о священном и профаном, о добре и зле, о должном и недолжном, о дозволенном и недозволенном, о красивом и безобразном, о полезном и вредоносном, о справедливости и несправедливости, о счастье и несчастье и т.д.

По сути, ценность есть актуализированный сознанием, значимый для человека как его субъекта смысл, т.е. смысл, обладающий определенным антропоморфным значением. Причем ценность – это не просто вид смысла, подобно идеям как ментальным продуктам человеческого мышления, это и есть действительность смысла, становящегося достоянием сознания именно в качестве ценности; ценность определяет собой все интенциональные акты сознания, все его функции, весь его смысловой/мировоззренческий горизонт, в котором удостоверяется вся доступная человеку действительность; ценности определяют собой все то, что имеет значение для человека, все, что он ищет и открывает в мире и в самом себе, все, к чему он стремится, все его цели. Вся сознательно-мотивная формация собственно человеческого поведения и деятельности интегрирована ценностью. Такое понимание ценности, характеризующее ее с позиции смыслополагающей интенциональной активности человеческого сознания (от лат. intention - стремление; направленность акта сознания на предмет, а точнее - предметная активность сознания, задаваемая и определяемая ценностью)можно квалифицировать интерналистским или феноменологическим, а учитывая ценностно-смысловую мотивацию и детерминацию человеческой деятельности также и «субъектным».

Так, по словам немецкого философа Г.Риккерта «для человека только действительное всегда остается непонятным. Понимать можно только «смысл» или «значение» вещей, а смысл и значение чего бы то ни было имеются только по отношению к ценности. Во всех отношениях свободное от ценностей бытие вместе с тем лишено смысла и значения» [7, 229].Выступающее квинтэссенцией человеческой субъективности сознание не есть лишь отображение действительности, оно само есть бытие, причем особого – смыслополагающего рода, которое обладает неисчерпаемым творческим потенциалом. И его смыслополагающая, интенциональная активность связана с ценностями, с их актуализацией и продуцированием.

С позиции интерналистского или феноменологического понимания, ценности есть инициируемые интенциональной активностью сознания актуальные смыслы или значения, которые определяют собой мировоззренческие представления и смысложизненные ориентиры человека, выступают руководящими началами, принципами его сознательной активности и мотивационными детерминантами его целесообразной жизнедеятельности; такое определение наиболее важно для раскрытия внутренней природы/сущности ценности. Так, российский философ и культуролог М.Каган подчеркивает: «философское понимание ценности, в отличие от общежитейского трактует ее не как некий предмет, а как значение предмета для человека как субъекта. Система таких значений и становится необходимой ему культурной силой, диалектически взаимосвязанной и взаимодействующей с его потребностями в творимых им предметах и служащих этому знаниях» [2, 145].

Соотнесение «экстерналистской» и «интерналистской» трактовок ценности призвано не только раскрыть ее сущность, но также и указать на то, что ценность не существует ни как самодостаточный «объект», ни как беспредпосылочное, произвольное творение «из ничего» сознанием человека. Ценность имеет субъектно-объектный характер, она есть субъектно-объектное отношение, и на основании ценностей конституируется взаимосвязь человеческой субъективности и объективной действительности. На основе ценностей (священного, долга, порядка, мудрости, любви, солидарности, справедливости, полезности, эффективности, властвования, служения и т.д.) формируется человеческое отношение к действительности, формируется перманентная система взаимосвязей «человек-мир», которая с позиции своих предметных конструктивно-творческих проявлений и спецификаций предстает как культура.  

Как смысловые значимости, содержащие идеационный компонент долженствования, ценности придают человеческой деятельности творческий или культуротворческий характер, если понимать под творчеством высшую, оптимизирующую человеческое бытие, форму жизнедеятельности, взятую как способность человека к реализации своих сущностных сил посредством актуализации потенциала своего сознания на основе ценностей/ценностных представлений и созидания (и организации) предметной среды своего бытия в мире.

По своей сути, культура представляет собой антропогенный мир/сферу предметно-воплощенных или воплощаемых ценностей, если понимать культуру процессуально, т.е. совокупностью развертывающихся в пространстве и времени преобразующих наличную действительность культуросозидающих процессов, в которых происходит опредмечивание, а с учетом того, что посредством культуры человек творит и позиционирует свое собственное бытие – онтологизация ценностей; под онтологизацией следует понимать ценностное преобразование доступной влиянию человека действительности в социокультурный мир его бытия, а в феноменологическом, интерналистском плане – перевод в объективированное состояние интенционального потенциала сознания, его ментального содержания. С позиции аксиологического понимания культура является собой мир/сферу общезначимых ценностей, которая определяет смысложизненное содержание человеческого бытия, мотивирует человеческую деятельность и воплощается в ее опредмеченных продуктах - артефактах. По словам украинского философа и культуролога С.Крымского «человеческий мир культуры конституирован как ценностно-смысловой универсум» [5, 14]. Аксиологическое или ценностное понимание культуры указывает на то, что она не ограничивается отдельными сегментами жизнедеятельности индивидов, групп и общества, а охватывает все стороны человеческого бытия, будучи универсальным способом человеческого отношения к миру.  

В социокультурном пространстве человеческого бытия ценности способны выступать в качестве норм (от лат. norma - правило, образец) как регулятивных антропоморфных смыслов, предстающих типическими правилами, образцами, сообразно с которыми люди строят свое поведение и деятельность. Нормами являются общепризнанные в данной культуре, социально-значимые правила поведения людей; поэтому нормальное – это соответствующее нормам, подчиняющееся определенным правилам. Функциональная совокупность присущих конкретной культуре норм, которая соответствующим образом формирует жизнедеятельность людей, являющихся ее носителями, есть нормативность культуры. Она определяется присущей данной культуре системой общезначимых ценностей.

В культурных нормах четко выражаются установки на регулятивную регламентацию человеческой жизнедеятельности, придающие ей культурно-сообразную формацию. Нормы выражают представления о таких регуляторах человеческого бытия, которые призваны обеспечить его упорядоченность, стабильность и культурогенную продуктивность. Основой каждой нормы является соответствующая ей ценность, из значения которой она выводится. Например, норма «не делать зла», основана на признании ценности добра и добродетели, и пролонгирует эти ценности на отношения межличностной взаимности. И нормы есть, прежде всего, установки сознания, связанные с ценностными представлениями, которые человек прилагает к действительности именно как регулятивное (ценностное) долженствование.

На базе норм определяются типичные взаимосогласованные структуры сознания и поведения людей, которые имеют регулятивно-ориентированный характер. Посредством норм формируются и поддерживаются «культурные паттерны» (Р.Бенедикт), т.е. состоящие из представлений, действий и оценок устойчивые культурные образования, выступающие типизированными программами человеческого поведения. В большей или меньшей степени нормы как культурные регулятивы регламентируют собой все, с чем связано собственно человеческое бытие: питание, трудовую деятельность и праздники, формы приветствия и общения, одежду, отношения между мужчиной и женщиной и т.д. Благодаря наличию норм культура содержит над-инстинктивные программы, кодирующие важнейшие виды поведения и деятельности человека. Именно на основании усвоения – интериоризации (от лат. interior - внутренний) имеющихся в культуре общества норм осуществляется человекотворческий, по сути своей, процесс социализации личности или ее «инкультурации» (М.Херсковиц).

В нормах в силу их регулятивных особенностей присутствует момент императивности(от лат. imperativus- повеление) как требования определенного отношения или поведения. Весьма показательно императивность выражена в заповедных нормах морали: «не убивай», «не кради», «не лги», «не прелюбодействуй», «почитай родителей своих», «не делай другим того, чего себе не желаешь» и др., посредством которых еще с древности регулируются отношения между людьми. Императивная значимость норм, например –институциональных, т.е. зафиксированных в каких-либо официальных документах: религиозных, юридических, политических и др., проявляется в том, что их соблюдение обеспечивается с помощью авторитета власти, и с применением принудительного воздействия в необходимых случаях. Императивность нормативной регуляции вызвана тем, что нормы являются механизмом, совмещающим ценностные представления человека с его жизнедеятельностью, с его конкретными программами - паттернами. Но человек тогда надлежащим образом соблюдает нормативные установления, когда сам осознает их назначение как должных и образцовых.

Человек сознательно следует нормативным правилам потому, что они могут быть постигнуты из правил более высокого порядка. Например, правило заботиться о детях или пожилых людях подчинено более высокому правилу – морально-ответственной готовности прийти на помощь; а древнее правило: «око – за око, зуб – за зуб» вызвано стремлением восстановить справедливость и т.д. И этими правилами более высокого порядка, на которых базируются нормы, являются ценности или ценностные представления, содержат в себе деонтологический (от греч. deontos - должное)компонент долженствования. Каждая такая максима действенна, если предстает как долженствование – эталон, образец поведения.

Выражающие общезначимые правила поведения и взаимодействия людей нормы имеют социальную направленность. И нормами выступают именно такие регулятивы, которые признанны в социокультурной среде. Следовательно, все существующие нормы можно охарактеризовать как социокультурные. Нормы выражают собой то, что существует и должно существовать в виде традиционных социальных стереотипов, т.е. правил поведения, которые в результате более или менее длительного применения, входят в привычку, характер и менталитет людей, и подобным образом регулируют их действия и взаимодействия. Поэтому поддержание социальной легитимности и авторитетности норм есть необходимое условие обеспечения стабильности социокультурной среды человеческого бытия. При этом определяемое нормами, общепринятое в данной социокультурной среде, типичное и привычное для большинства ее представителей, прогнозируемое поведение следует считать нормальным или нормативным. Поведение, которое игнорирует общепринятые нормативные установления, нарушает, дискредитирует их, следует считать ненормальным, девиантным.           

В целом нормы как социокультурные регулятивы, есть исторически обусловленные регулятивные требования к жизнедеятельности индивидов, социальных групп, общностей и институтов, выражаю­щие необходимость ее оптимальной организации согласно с объективными условиями существования и исторического развития культуры и общества.

Исходя из масштаба семантического влияния, нормы можно разделить на следующие уровни, с присущим им социокультурным диапазоном или интервалом действия: 

Общекультурные нормы, распространяющиеся на всех членов данного общества. Это: этикет и нормы межличностного общения, правила поведения в общественных местах, гражданские права и обязанности, юридические нормы, экономические нормы (как оптимальные программы социально-ориентированной экономической деятельности) и т.д.

Групповые нормы – типичные для определенной социальной группы стандарты поведения, общения и совместной деятельности, а также особые правила, которые устанавливают для себя организации и объединения. Например: стандарты поведения, принятые в семье, студенческой группе, производственном коллективе, религиозной общине и т.д. или нормативные требования, предназначенные для сотрудников социальных институтов.  

Ролевые нормы, формирующие программу поведения, ожидаемого от индивида, выполняющего определенную социальную роль (зачастую - в соответствии с занимаемым социальным статусом). Например, роли учителя, руководителя, управленца-чиновника, политического лидера, успешного предпринимателя, отображающиеся как во внешнем облике и поведении (одежде, жаргоне и других признаках социальной и профессио­нальной принадлежности), так и во внутренней смысложизненной мотивации индивидов.

Вместе с тем, необходимо отметить еще и так называемые:  

Универсальные нормы (ценностно-нормативные универсалии), представляющие собой общечеловеческие или общегуманистические принципы, в той или иной степени присущие культурам всех обществ в качестве фундаментальных основ, «скреп» социальности. К ним относятся: принципы нравственной взаимности, социальной солидарности и ответственности, исполнения соглашений и принятых обязательств, нормы справедливости, личностной свободы, патриотической любви к родине, уважения законов, семейных устоев, старших по возрасту и по положению, забота о детях и др., подобные им нормы общечеловеческого характера.Они столь привычны (нормальны), что человек может и не замечать, как соблюдает их, полагая, что и другие также должны следовать этим правилам.           

В мировоззренческом плане влияние норм выражается в том, чтобы человек мог руководствоваться выверенными индивидуально- и социально- значимыми регуляторами своего поведения, упорядочивающими его бытие, придающими ему целенаправленный, собственно культурный характер. Сами нормы фиксируются и проявляют себя: и в виде культурных образцов и «паттернов» деятельности, и в виде принципов и правил (закрепленных в знаковых формах), и в виде программ поведения (встроенных в социальную среду человеческой жизнедеятельности). При этом нормы могут относиться: и к внешним для человека объектам среды, и к определенным ситуациям межличностных взаимодействий, и к индивидуальному развитию человека. В принципе все сферы/области собственно человеческой жизни и деятельности, так или иначе, связаны с нормативной регуляцией и подвержены ей. Причем этот универсализм нормативной регуляции человеческой жизнедеятельности связан и определяется универсализмом ценностных представлений человека; и нормативность как смыслосообразная, целенаправленная регуляция поведения и деятельности человека является выражением его ценностного самоопределения.

Тем самым посредством нормативной функции культуры происходит не просто упорядочивание человеческой жизнедеятельности, связанное с ее общей и специальной регуляцией и регламентацией, но и, что самое главное – происходит формирование человеческого бытия, его перманентное формообразование. Вне задаваемой ценностями культурной нормативности человеческое бытие как таковое невозможно. Если действия животного осуществляются в русле инстинктивных программ, то превосходящие инстинктивную детерминацию и определяемые ценностями собственно человеческие действия, так или иначе, регулируются нормами, которые человек для себя устанавливает, формируя тем самым социокультурное пространство – топос своего жизнедействия в мире. Выработка и введение норм, обеспечение их действенности есть закрепляемая и воспроизводимая культурой характерная черта человеческого способа жизнедеятельности.

Таким образом, истинное, аутентичное назначение нормативной функции культуры имеет универсальное антропологическое значение – формирование подлинно человеческого бытия в мире как «бытия в культуре». Это предполагает понимание значимостинорм как границ, определяющих диапазон, в котором явления культуры, виды человеческого поведения и деятельности, общественные системы способны сохранять свои оптимальные качества, форму и функции. Эта – оптимизационная интерпретация норм указывает на онтологическую соразмерность нормативной функции культуры, на онтологический статус самой культуры как универсального способа человеческого бытия и отношения к миру. И в данном контексте аутентичным символом культуры может быть «космос» как креативный (от лат. creation - созидание, творение)принцип бытия, организующий его структурно-функциональный порядок, гармонию и содержание, противостоя всему беспорядочному, бесформенному и бессмысленному в мире, культуре, обществе и в самой человеческой субъективности. Можно сказать, что рождение космоса из стихии хаоса и его утверждение символизирует нормативный порядок культуры и нормативный характер сообразного с ней бытия в мире.

Литература

1.     Ильин В.В. Аксиология/ В.В.Ильин. – М.: МГУ, 2005. – 216 с.
2.     Каган М.С. Философия культуры/ М.С.Каган. – СПб: Петрополис, 1996. –  416 с.
3.     Каган М.С. Философская теория ценности/ Каган М.С. – СПб: Петрополис, 1997. – 205 с.
4.     Кармин А.С. Культурология/ Кармин А.С., Новикова Е.С. – СПб: Питер, 2006. – 464 с.
5.     Кримський С.Б. Під сигнатурою Софії/ С.Б.Кримський. – К.: Києво-Могилянська академія, 2008. – 367 с.
6.     Лазарев Ф.В., Литтл А.Брюс. Вселенная культуры: стратегемы и ценности/ Ф.В.Лазарев. – Симферополь: СОНАТ, 2005. – 192 с.
7.     Риккерт Г. Философия жизни: Пер. с нем./ Г.Риккерт. – М.: АСТ, 2000. – 240 с.
8.     Сухина И.Г. Аксиология культуры: философско-антропологические основания: монография/ И.Г.Сухина. – Донецк: Донбасс, 2011. – 560 с.
9.     Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии/ А.Я.Флиер. – М.: Академический Проект, 2000. – 496 с.

Comments: 0
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.