facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Shlyakhova Svetlana, lecturer

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

 

В статье рассматриваются актуальные проблемы обучения и воспитания студентов в системе духовно-светского образования. На примере преподавания предмета «Русский язык и культура речи» показаны пути решения задач, связанных с возрождением духовных, нравственных традиций, а также приобщение студентов к правильности и чистоте речи,высокому уровню речевой культуры. Экология языка и речи – основополагающий фактор духовно-нравственного воспитания молодёжи в системе ценностей современного общества.
Ключевые слова: обучение, воспитание, образование, экология языка и речи, духовность, нравственность, молодёжь, система ценностей, общество.

The article explores current problems of the spiritual and secular education of the students. Taking as an example, teaching of the subject "Russian Language and Culture of Speech" the author shows the ways to solve the problems connected with the revival of spiritual and moral traditions, enculturation of the students, attracting them to the correctness and purity of speech. Language and parole purity is a fundamental factor in the spiritual and moral education of the youth in the value system of modern society.
Key words: education, care, language, spirituality, morality, the youth, system of values, society.

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна, если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья, если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека».

На мой взгляд, это и есть основная цель экологического воспитания и образования. Наш путь – «от экологии природы через экологию языка к экологии души».

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Еще большее сожаление вызывает то обстоятельство, что одаренный человек – это не всегда воспитанный, культурный, грамотный и знающий прошлое своей страны представитель общества. Очень часто такой человек не владеет связной, образной, выразительной речью. Естественно, научить владеть точной, ясной речью – задача не из легких.

Забота о правильности и чистоте речи, о высоком уровне речевой культуры – профессиональный и гражданский долг в первую очередь лингвистов и преподавателей-словесников.

Эта ответственность возрастает в период ломки общественных отношений, коренных исторических перемен, которые не только активизируют языковую эволюцию, но и провоцируют негативные явления, процессы в повседневной речевой коммуникации.

Сейчас лингвисты говорят о третьей варваризации русского языка, имея в виду, что первая произошла в Петровскую эпоху, а вторая – после революции 1917 года. В первом случае язык захлестнули заимствования из французского и немецкого языков, во втором – самые невероятные аббревиатуры, сокращенные слова.

Сейчас следовало бы говорить о беспредельной жаргонизации всех славянских языков, в том числе и русского: жаргон все более расширяет свое пагубное присутствие в языковом пространстве. Между тем еще апостол Иаков говорил: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать все тело».

2007 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом русского языка и посвящен укреплению его авторитета в мире. И это неслучайно, ведь он является официальным или рабочим в таких международных организациях, как ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ВОЗ. Казалось бы, признание статуса русского языка на столь высоком уровне должно означать его триумфальное шествие по миру. Но давайте поразмышляем о тех процессах, которые сейчас происходят с самим языком, о том, как говорит современная молодежь, наконец.

Уже сегодня значительная часть студентов Христианского гуманитарно-экономического открытого университета (ХГЭУ) не владеет русским литературным языком в той степени, какая необходима для всесторонне развитой личности. А ведь именно язык является орудием духовной культуры, с его помощью формируется мировосприятие и мировоззрение человека. В. Г. Короленко говорил: «Мне страшно подумать, что моим детям был бы непонятен мой язык. А за ним – и мои понятия, мечты, стремления, моя любовь к своей природе, к своему родному народу, к своей соломенной деревне, к своей стране».

В этих условиях в первую очередь перед христианскими университетами стоит глобальная задача – подготовка культурного, высокообразованного человека, творческой личности, ответственной за состояние окружающей среды. Решение этой задачи направлено на возрождение духовных, нравственных традиций, приобщение студентов к культуре, формирование нового стиля мышления – экоцентрического, без которого невозможно сохранение жизни в биосфере.

«Экос» в переводе с греческого означает «дом, жилище, местопребывание». Наиболее точное понимание проблемы взаимодействия человека и природы мы находим в работах Д. С. Лихачева, который отметил: «Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью человечеству». Экология является уникальной областью человеческого знания, так как само экологическое знание обладает ценностным характером. Экологию следует рассматривать как мировоззрение, как бережное отношение ко всему живому и ко всему окружающему человека – к людям, природе, животным, к планете, наконец, давшей нам жизнь. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биосферы, ибо для жизни человека не меньшее значение имеет среда, созданная культурой его предков или им самим. Если природная среда необходима для биологической жизни человека, то культура столь же необходима его духовной, нравственной жизни. Экология природы, экология культуры, экология языка, наконец, – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.

Каковы же объективные причины, мешающие качественному обучению русскому языку, и почему так важно изучение этого предмета в системе духовно-светского образования?

Владение языком и культурой речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» в Христианском гуманитарно-экономическом открытом университете – обязательный элемент профессионального образования, который способствует подготовке высококвалифицированных, всесторонне образованных специалистов. Кроме всего, этот предмет играет огромную роль в духовном обогащении и воспитании личности в общей системе духовно-светского образования.

Необходимость преподавания этой дисциплины обусловлена ещё и тем, что в школьной программе, к сожалению, русский язык преподаётся как иностранный, а в некоторых регионах Украины отсутствует вообще как предмет. В результате студенты, поступившие в университет, не знают ни украинского языка, ни русского, хотя многие из них общаются дома и на работе на русском языке. Сплошь и рядом нарушения норм языка и не только в устной речи (орфоэпические, акцентологические трудности), но и в письменной – абсолютное незнание грамматики.

Безусловно, изменения в общественно-политической ситуации серьезно отразились и на статусе, и на состоянии русского языка. А в ситуации иноязычного окружения процессы, происходящие в нем, характеризуются особой интенсивностью.

И все это происходит в условиях разнузданной агрессии массовой культуры, потерявшей всяческие духовные ориентиры. Именно поэтому угроза распространяется не только на русский, но и на другие литературные языки.

В настоящее время в обществе наблюдается преобладание вульгаризмов, жаргонизмов, примеров десемантизации[1] не только в разговорной речи, но и в речи государственных мужей, в текстах, создаваемых радио- и тележурналистами, в газетных и журнальных публикациях. Кроме того, современная экономическая и политическая обстановка в стране способствует тому, что процесс проникновения иноязычной лексики отличается непредсказуемым характером. Такое обращение с языком незамедлительно отразилось в речи подростков. Она характеризуется отсутствием лексического богатства, разнообразия синтаксических конструкций, скудна и невыразительна. Порой подростки для выражения всего спектра чувств, переживаний, впечатлений используют десяток жаргонизмов. Это не может не отразиться на сознании и культуре каждого молодого человека, зачастую воплощается в элементарном невежестве, касающемся как истории, так и современности. Забвение традиций, обычаев, народных примет приводит к тому, что наши современники своими руками разрушают не только культуру, создававшуюся тысячелетиями, но и природную среду, в которой обитали наши предки и которая перешла нам по наследству.

Хочу обратить внимание на опасность так называемого интернет-языка, где правила правописания намеренно искажаются. Виртуальные собеседники, которые подписываются как «аффторы» или «падонки» и пишут в стиле: «Превед, красавчег, иди выпий иаду!», претендуют на элитарность. Им кажется, что они принципиально отличаются от массы, которая говорит на «обычном» литературном языке, и их «неоязык» – это пропуск в мир, где нет места серости и обыденности. Пострадает ли от этого «неоязыка» язык литературный или сбросит с себя все наносное и ненужное – вопрос открытый. Я далека от оптимистичных прогнозов тех лингвистов, которые уверены, что русскому языку не страшны никакие искажения.

А ведь лексикон человека прежде всего указывает на состояние его нравственности, духовности. Если раньше говорили «маменька» и «папенька», то теперь дети называют родителей даже и не «родаки» и «предки», это вчерашний день, а «шнурки» и «черви». И это о людях, которые вынянчили, воспитали, которые дарят им свою любовь…

Константин Паустовский, прекрасный русский писатель, истинный ценитель русского языка и его ревностный защитник, в статье «Поэзия прозы» справедливо отметил: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

Вслушайтесь в знаменитые строки Ивана Тургенева о русском языке, которые звучат сегодня особенно актуально: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Русский язык – мощный фактор формирования личности в современном обществе, складывания ее мировоззрения, мировосприятия, выработки стереотипа общественного поведения. Личность активна, и, помимо того, что она осуществляет выбор самого окружения, она постоянно производит отбор и языковых средств. А сделанный ею выбор оказывает решающее влияние на ее собственное формирование: как мы говорим, такими себя и сотворим. Ведь нас не удивляет то обстоятельство, что из анализа речевых средств, которыми пользуется тот или иной персонаж литературного произведения, мы способны сделать выводы об эмоциональных, интеллектуальных и социальных особенностях человека. Между этими величинами есть и обратная зависимость.

В обществе действуют определенные языковые нормы. Норма – понятие всегда обязывающее. Но специфика культурно-речевой нормы в том, что она не предусматривает никаких санкций в противовес, скажем, правовым нормам или нормам общественного поведения. То есть нарушение как будто, на первый взгляд, остается безнаказанным, проходит бесследно. На деле же это не так. Слова, которые мы произносим, не просто улетают к адресату, тексты, которые мы создали, воздействуют не только на слушающего. Они оставляют след и в нас, накладывают отпечаток на поведение говорящего, формирует или уничтожает духовность.

От бранных слов и сквернословия до антиобщественных поступков расстояние, как мы знаем, невелико; в употреблении жаргона скрыта идеологическая опасность – предпосылка противопоставления некоторой узкой группы лиц всему социальному коллективу. Осознав это, мы должны сделать вывод, что санкции против нарушения языковых норм должны быть также и внутренними.

Одно дело, что семья и школа, литература и наше окружение воспитывают в нас способность к оценкам собственной речи, умение осуществлять выбор языковых выразительных средств в соответствии с лингвокультурной ситуацией, адресатом, целью общения. Но необходимо, чтобы и сама становящаяся личность в порядке самовоспитания, самовоздействия оберегала себя от ненормативных речевых поступков, вырабатывала в себе сеть внутренних запретов на употребление слов и выражений, которые могут соотноситься с ненормативными действиями.

Но вот парадокс, понятие нормы не существует без ее нарушения. Нарушение языковых норм – процесс объективный, обусловленный развитием языка, человека, общества. Писатель, публицист преступает их для речевой характеристики персонажей, добиваясь усиления воздействия своих произведений. В повседневной речи мы делаем это, достигая определенного эффекта, например, комического. Иногда уклонение от стандарта используется как своего рода пароль, речевой сигнал принадлежности говорящего и слушающего к одной и той же социальной или профессиональной группе. Все это случаи целенаправленных и осознаваемых нарушений. Естественно, они могут быть и неосознанными – как следствие имитации, а также низкой культуры говорящего!

Из сказанного становится ясным, чему надо учить. Учить надо, во-первых, фактическому знанию культурно-речевых норм, потому что только их утверждение и распространение в обществе способствуют адекватному развитию языка. Во-вторых, надо учить каждого человека активной позиции в своем языковом воспитании. Необходимо содействовать выработке контроля и оценки собственной речи, формированию внутренних санкций как против обедненной речи, так и против речи вычурной, неоправданно перегруженной искусственными «красивостями» стиля.

И, конечно же, необходимо, чтобы уже в старших классах школы и средних специальных учебных заведениях велось преподавание практической стилистики или риторики. Оно решало бы задачу научить юношей и девушек целенаправленно строить речевые произведения, создавать устные и письменные тексты, максимально точно и полно достигающие заданного эффекта и т.д. Эти знания и навыки пригодились бы и при обучении в высших учебных заведениях, в частности при написании контрольных работ, рефератов, курсовых и дипломных проектов. В этом и состоит смысл нормы.

Русская речь – это наиболее ценная и в то же время весьма уязвимая часть культуры и национального достояния не только русского народа. Уважение к памяти поколений, запечатленной в русском слове, его изучение и познание, причем выходящее за стены академических кабинетов, знание, ставшее частью души миллионов людей, говорящих на русском языке, – это задачи не только лингвистов и преподавателей-филологов, но всей образовательно-воспитательной системы. Немаловажное значение имеет быстрейшее развитие законодательства, связанного с использованием, защитой и развитием русской речи, в том числе и в Украине. Необходимо и ее сохранение, защита, действенная забота о русском слове, особенно – в электронных и печатных средствах массовой информации, имеющих столь сильное влияние на речевую культуру наших сограждан.

Всем людям, без исключения, особенно необходимо осознать, что надо крайне бережно относиться к языку, изучать его, грамотно употреблять и при необходимости защищать. Ни в коем случае нельзя засорять язык сленгом и прочей словесной чепухой, всегда помня о наставлении апостола Павла: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».

Русский язык церковного богослужения, который священнослужители используют ежедневно, на протяжении целого тысячелетия воспитывал и формировал не только русскую литературу и литературный язык Ломоносова и Пушкина, Чехова и Достоевского, но и самого русского человека. Этот язык призван духовно обогащать каждого из нас, и мы не вправе равнодушно относиться к величайшему духовному наследию наших предков.

Роль церкви в становлении и сохранении русского литературного языка трудно переоценить. По словам Михаила Васильевича Ломоносова, «не будет русский язык подвержен упадку, коль долго Церковь славословием Божиим на славенском языке украшатися будет». Русский язык – был, есть и будет!

В заключение хочу процитировать Льва Толстого, великого ревнителя русской словесности. В своем эссе «О жизни» он написал: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждой фразе несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия. Если же можно употреблять слова как попало и под словами понимать, что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать все знаками...»

Литература:

  1. Андронова Е.В. Экология природы – экология языка – экология души (экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы). Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – 2005.
  2. Столяренко Д.А. Разруха начинается в головах (М.А. Булгаков).
  3. Тез. докл. межконфессиональной религиозной конференции «Русский язык – был, есть и будет!». Даугавпилс (Латвия), 2007.
  4. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. М.: Наука, 1999.
  5. Справочно-информационный Интернет-портал «Грамота.ру».

[1] Десемантизация – (от греч.  semantikos  обозначающий) – искажение смысловой стороны языка слов, частей слова, словосочетаний.

0
Your rating: None Average: 4.4 (12 votes)
Comments: 5

Svetlana Makovetska

Очень своевременная статья. Автор поднимает важные, насущные проблемы экологии языка и речи. Не может современное общество быть в стороне от лингвоэкологических проблем, от негативных процессов, происходящих в речевой культуре сограждан. Вопросы, поднимаемые в статье, несомненно имеют огромное значение для филологов, преподавателей языка, а также в духовно-нравственном воспитании молодежи. Система духовно-светского образования позволяет максимально развивать чистоту речи и духовность языка как первооснову в лингвоэкологии.

Nyyazbekova Kulanda

Автор поднимает в своей работе очень актуальную тему. Рассматриваются актуальные проблемы обучения и воспитания студентов в системе духовно-светского образования, о чистоте речи, о языковой норме. На примере преподавания предмета «Русский язык и культура речи» показаны пути решения задач, связанных с возрождением духовных, нравственных традиций, а также приобщение студентов к правильности и чистоте речи, высокому уровню речевой культуры. Константин Паустовский: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». В этом сказано все. Спасибо автору статьи! Успехов Вам!

Shlyakhova Svetlana

Большое спасибо за поддержку и понимание актуальности темы. За чистоту языка и речи нужно бороться сообща, всем людям, без исключения, - это гражданский долг. Духовно-светское образование - это прямой путь к всестороннему совершенствованию. А.П. Чехов очень метко сказал: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Слово, речь - показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. "Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал!" (персидский поэт и мыслитель Саади, XIII век). Успехов всем!

Glebova Marina

В статье рассмотрены актуальные проблемы обучения и воспитания студентов в системе духовно-светского образования. На примере преподавания предмета "Русский язык и культура речи" показаны пути решения задач, связанных с возрождением духовных, нравственных традиций, а также приобщение студентов к правильности и чистоте речи, высокому уровню речевой культуры. Автор верно отмечает: лексикон человека прежде всего указывает на состояние его нравственности, духовности. Дух и слово тесно связаны друг с другом: дух человеческий действует через слово, облекается словом и живет в нем. Русская речь - это наиболее ценная и в то же время весьма уязвимая часть культуры и национального достояния не только русского народа. Понятно, что чем выше духовное наполнение, стойкость и надёжность языка, чем он более развит. Однако в настоящее время "критическая масса" негативных явлений в развитии всех составляющих русского языка свидетельствует о наступлении поры великих испытаний языка и слова нашего. Забота о правильности и чистоте речи, о высоком уровне речевой культуры - профессиональный и гражданский долг не только лингвистов и преподавателей-словесников, но и всех специалистов в системе духовно-светского образования. Благодарю автора за статью.

Shlyakhova Svetlana

Большое спасибо за комментарий. Приятно читать слова в поддержку моей статьи. Я знаю: "великий, могучий, правдивый и свободный" русский язык, не погибнет, не деградирует, пока есть истинные ценители и защитники русского слова. С Вами полностью согласна. С уважением, Светлана.
Comments: 5

Svetlana Makovetska

Очень своевременная статья. Автор поднимает важные, насущные проблемы экологии языка и речи. Не может современное общество быть в стороне от лингвоэкологических проблем, от негативных процессов, происходящих в речевой культуре сограждан. Вопросы, поднимаемые в статье, несомненно имеют огромное значение для филологов, преподавателей языка, а также в духовно-нравственном воспитании молодежи. Система духовно-светского образования позволяет максимально развивать чистоту речи и духовность языка как первооснову в лингвоэкологии.

Nyyazbekova Kulanda

Автор поднимает в своей работе очень актуальную тему. Рассматриваются актуальные проблемы обучения и воспитания студентов в системе духовно-светского образования, о чистоте речи, о языковой норме. На примере преподавания предмета «Русский язык и культура речи» показаны пути решения задач, связанных с возрождением духовных, нравственных традиций, а также приобщение студентов к правильности и чистоте речи, высокому уровню речевой культуры. Константин Паустовский: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». В этом сказано все. Спасибо автору статьи! Успехов Вам!

Shlyakhova Svetlana

Большое спасибо за поддержку и понимание актуальности темы. За чистоту языка и речи нужно бороться сообща, всем людям, без исключения, - это гражданский долг. Духовно-светское образование - это прямой путь к всестороннему совершенствованию. А.П. Чехов очень метко сказал: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Слово, речь - показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. "Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал!" (персидский поэт и мыслитель Саади, XIII век). Успехов всем!

Glebova Marina

В статье рассмотрены актуальные проблемы обучения и воспитания студентов в системе духовно-светского образования. На примере преподавания предмета "Русский язык и культура речи" показаны пути решения задач, связанных с возрождением духовных, нравственных традиций, а также приобщение студентов к правильности и чистоте речи, высокому уровню речевой культуры. Автор верно отмечает: лексикон человека прежде всего указывает на состояние его нравственности, духовности. Дух и слово тесно связаны друг с другом: дух человеческий действует через слово, облекается словом и живет в нем. Русская речь - это наиболее ценная и в то же время весьма уязвимая часть культуры и национального достояния не только русского народа. Понятно, что чем выше духовное наполнение, стойкость и надёжность языка, чем он более развит. Однако в настоящее время "критическая масса" негативных явлений в развитии всех составляющих русского языка свидетельствует о наступлении поры великих испытаний языка и слова нашего. Забота о правильности и чистоте речи, о высоком уровне речевой культуры - профессиональный и гражданский долг не только лингвистов и преподавателей-словесников, но и всех специалистов в системе духовно-светского образования. Благодарю автора за статью.

Shlyakhova Svetlana

Большое спасибо за комментарий. Приятно читать слова в поддержку моей статьи. Я знаю: "великий, могучий, правдивый и свободный" русский язык, не погибнет, не деградирует, пока есть истинные ценители и защитники русского слова. С Вами полностью согласна. С уважением, Светлана.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.