facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

СОЦИО-КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СОЦИО-КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙСОЦИО-КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ferapontov Gennadiy, заведующий кафедрой иностранных языков института естественных и социально-экономических наук, candidate of education, associate professor

Natalya Vlasyuk, кафедра иностранных языков иесэн нгпу, candidate of philosophy, associate professor

Olga Mishutina, старший преподаватель кафедры иностранных языков иесэн нгпу

Novosibirsk State Pedagogical University, Russia

Conference participant

Изучение английского языка студентами неязыковых специальностей естественнонаучного направления в университете способствует не только формированию у них определенного багажа теоретических и практических знаний, но и введению в критическое рассмотрение системы отношений между человеком и миром, знакомству с многообразием культурного пространства, умению ориентироваться в нём. Опираясь на социо-кросс-культурный подход (Ферапонтов Г.А) как фактор межличностного общения, акцентирующий внимание на установлении особых партнерских отношений, основанных на сотрудничестве, коммуникации и взаимопонимании субъектов образовательного процесса, ведущих к развитию всех сфер личности делает возможным формировать социо-кросс-культурную компетенцию у студентов, выбравших естественнонаучное направление в вузе. В условиях межличностного взаимодействия в многонациональном, поликонфессиональном и поликультурном обществе устойчивого развития, большое значение для образовательного процесса приобретают Культурологическая драматизация, интернет-коммуникация и другие инновационные технологии.

Ключевые слова: Eстественнонаучноe направление, социо-кросс-культурный подход, образовательный процесс, межличностное общение, поликультурное общество устойчивого развития, Культурологическая драматизация, интернет-коммуникация, инновационные технологии

English studying by students of not language specialties of the natural-science direction at university promotes not only to formation a certain baggage of theoretical and practical knowledge, but also to introduction in critical consideration of system of the relations between the person and the world, to acquaintance to variety of cultural space, ability to be guided in it. Learning on socio-cross-cultural approach (Ferapontov G.A.) as the factor of interpersonal communication focusing attention on establishment of special partnership, based on cooperation, communication and mutual understanding of subjects of the educational process conducting to development of all spheres of the personality does possible to form socio - cross-cultural competence at the students who have chosen the natural-science direction in higher education institution. In the conditions of interpersonal interaction in multinational, polyconfessional and polycultural society of a sustainable development, the great value for educational process is got by Culturological dramatization, Internet communication and other innovative technologies.

Keywords: Natural-science direction, socio-cross-cultural approach, educational process, socio - cross-cultural competence, interpersonal interaction, polycultural society of a sustainable development, Culturological dramatization, Internet communication, innovative technologies.

 

 Исследования в области педагогики сотрудничества, социологии и социолингвистики, коммуникативно ориентированной этнографии, международный опыт глобализации и "европеизации" содержания образования создают условия для формирования новой модели образования, в которой инновационная модель социо-кросс-культурного  образования средствами родного и неродного (в том числе и иностранного) языков и других гуманитарных дисциплин, необходимых для формирования гражданской культуры, осуществляется по принципу «расширяющегося круга» соизучаемых культур (от этнических и суперэтнических культур, разновидностей социальных субкультур, к геополитически взаимосвязанным континентально-региональным культурным пластам и цивилизациям, а затем и к мировой культуре и общепланетарной цивилизации) и с ориентацией на диалог культур [3]. 

Концепция социо-кросс-культурного образования, разработанная в научно-исследовательской лаборатории Новосибирского государственного педагогического университета, включает социо-кросс-культурный феномен гражданского воспитания (термин введён в научный оборот Ферапонтовым Г.А.), представляющего собой баланс социокультурного и кросскультурного контекстов в воспитании гражданской личности. Данный феномен включает в себя понятие единства развития и саморазвития человека как гражданина в культурно-образовательном пространстве двух условных социумов педагогического влияния (Этнокультурного и Кросскультурного) в преемственной образовательной вертикали. Здесь мы также видим диалектику развития социокультуры и кросскультуры гражданской личности как дуальной оппозиции и как единства и борьбы противоположностей, способствующих формированию гражданина демократического типа [1].

Слаженность действий двух контекстов (социокультурного и кросскультурного), их гармония и противодействие позволяют субъекту гражданского развития на себе претерпевать возрождение гражданской культуры и становиться как бы ее мотором.

Первый (Этнокультурный контекст педагогического влияния), по нашему мнению, представляет собой влияние культурно организованной среды родного этноса (с устойчивой совокупностью людей, идей, предметов культуры, знаков, символов, традиций), где в качестве учителя может выступать реальный «культурный носитель», говорящий на родном языке, идея, артефакт и т.д., имеющие общий социальный признак освоения внутренней культуры среды обитания родного этноса и выполняющие общественно необходимую функцию культурного общения в общей структуре культурного взаимодействия.

Второй (Кросскультурный контекст педагогического влияния) может быть представлен культурно-образовательной средой «неродного» этноса (общность людей разных культур, идей, предметов культуры, знаков, символов, традиций и т.д.), где в качестве учителя выступает реальный «культурный носитель», говорящий на «неродном языке», идея, артефакт, интернет, образовательная компьютерная программа, а в качестве ученика любой субъект культурного развития, желающий вступить в кросскультурную коммуникацию. Данная условная общность имеет общий социальный признак (культурное развитие и культуротворчество на базе кросскультурной компетенции) и выполняет социально необходимую функцию формирования планетарного сознания в культурном развитии и саморазвитии субъекта.

Таким образом, разные «дистанции» действия культурных сфер, «пластов» среды, воздействующие на образовательное пространство Этнокультурного контекста, с одной стороны, а также культуротворческие искания по законам культурной коммуникации Кросскультурного контекста, с другой - позволяют учителю и ученику (студенту и преподавателю) строить Диалог культурного развития, в котором язык учителя и его культурные тексты выполняют роль метаязыка. В связи с этим, социо-кросс-культурная интеграция воспитательных контекстов гражданского образования рассматривается нами как инновационная педагогическая система, позволяющая в школах разного уровня формировать гражданина демократического типа, который, во-первых, знает свои обязанности и права, обладает чувством собственного достоинства, внутренней свободой, дисциплинированностью, уважением и доверием к другим гражданам и к государственной власти, способен выполнять свои обязанности, гармонически сочетать патриотические, национальные и интернациональные интересы своей страны; и, во-вторых, на базе сформированной социо-кросс-культурной компетенции может решать комплексные проблемы человека в родном и неродном социуме, используя общепризнанные демократические модели деятельности и социально-педагогические технологии адаптации в поликультурном мире.

Для реализации адаптивных задач гражданского строительства в преемственной вертикали школа-вуз мы представляем теоретическое обоснование и практическое освоение авторской технологии гражданского воспитания средствами Культурологической драматизации и Интернет-коммуникации, соединяющей в естественной драматизационной и драматургической деятельности три важнейших элемента: аутентичный текст, культурологический образ гражданского события и социо-кросс-культурную интернет-коммуникацию.

Многоуровневая модель становления интегрированного социо-кросс-культурного пространства субъекта гражданского воспитания в современной России, по нашему мнению, должна быть направлена на:

а) целостное становление нравственной, свободной гражданской личности школьника, студента в интегрированном социо-кросс-культурном пространстве преемственной вертикали «семья – школа – гимназия – колледж – университет» с учетом социально личностно-ориентированного образования и культуротворческий мотивации;

б) формирование ключевой социо-кросс-культурной гражданской компетенции участников культурно-образовательного процесса на базе воспитания нравственных гражданских качеств личности и гражданского сознания [2].

С другой стороны социо-кросс-культурное образование также включает знакомство студента с историей и культурой страны изучаемого языка, анализа «своих» и «чужих» традиций, национальных особенностей и т.п. В такой ситуации не обойтись без внимания к зарубежному опыту и включению в преподавание иностранного языка достижений других дисциплин. Так например, при формировании пакетов упражнений, текстов и тестов, описания контрольных, лабораторных и практических работ в on-line & off-line режимах [5] для Дистанционного Курса «Английский язык для студентов ИЕСЭН Новосибирского государственного педагогического университета (Общекультурный блок)» – основывается на опыте многолетнего и тщательного анализа практической работы студентов университета с грамматическим материалом в социо-кросс-культурном контексте (Мишутина О.В.) [4].

Таким образом, изучение английского языка студентами неязыковых специальностей естественнонаучного направления способствует не только формированию у них определенного багажа теоретических и практических знаний, но и введению в критическое рассмотрение системы отношений между человеком и миром, знакомству с многообразием культурного пространства, умению ориентироваться в нём. Опираясь на социо-кросс-культурный подход как фактор межличностного общения, способствует формированию социо-кросс-культурной компетенции у студентов, выбравших естественнонаучное направление в вузе. В условиях межличностного взаимодействия в многонациональном, поликонфессиональном и поликультурном обществе, большое значение для образовательного процесса приобретают и другие инновационные технологии.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в современной социокультурной ситуации взаимодействие этнокультурного и кросскультурного контекстов на базе образовательных технологий, на наш взгляд, является обязательным условием устойчивого развития гражданского общества. Устойчивое развитие просто невозможно без социо-кросс-культурного образования, опирающегося на инновационные образовательные технологии. «Существительное механизм ... подталкивает к глаголу изобрести, но не стоит обольщаться соблазнами технологического оптимизма и рекламой социального конструирования. Пожалуй, большинство нужных механизмов уже существует в человеческой практике, надо их увидеть, не мешать, а наоборот, способствовать их развитию и распространению. Надо поддерживать их позитивную работу, препятствуя проявлению негативных свойств» [6].

Самая важная роль принадлежит механизмам, лежащим в сфере культуры, и, соответственно, воспитания и образования. Именно здесь необходимо богатство возможностей, которое дается только культурным, этническим разнообразием, но при условии тесного межличностного общения, диалога культур и недогматического отношения к "своему", если оно не лучшим образом соответствует необходимому "общему".

Поэтому среди многообразных научных изысканий последних лет, на наш взгляд, особого внимания заслуживает социо-кросс-культурный подход (Ферапонтов Г.А) акцентирующий внимание на установлении особых партнерских отношений, основанных на сотрудничестве, коммуникации и взаимопонимании субъектов образовательного процесса, ведущих к развитию всех сфер личности. Мы считаем, что следует ориентироваться на взаимодействие этнокультурного и кросскультурного контекстов согласующихся с требованиями устойчивости в cсоциальных ее аспектах.

Межличностное взаимодействие, представляется, во-первых, как обязательный компонент, обеспечивающий устойчивость всего процесса образования и, во-вторых, как своеобразный результат, выражающийся в получении каждым субъектом (как педагогом, так и студентом) духовных и нравственных приоритетов, расширяющих стандартизированные рамки классически-нормированных знаний, умений и навыков до категории «драматизация», «компетентность» и «социокросскультурный опыт». В связи с этим актуализируется задача обучения будущего гражданина грамотному, компетентному межличностному взаимодействию с целью возможности формирования его  как гражданина демократического типа, участвующего в формировании общества устойчивого развития. (Власюк Н.Н.) [7].

 

Литература:

1. Ферапонтов Г.А. Социокультурный и кросскультурный феномен в системе образования: монография / Г.А. Ферапонтов. – Новосибирск. Институт философии образования НГПУ, 2003. 203 с.

2. Ферапонтов Г.А.  Концепция интегративного социо-кросс-культурного гражданского воспитания образования // Компаративные исследования и кросскультурный подход в науке и образовании. Материалы международного междисциплинарного семинара: Новосибирск: Научное издание НГПУ, 2008.

3. Ферапонтов Г.А. Гражданское воспитание в социо-кросс-культурном образовательном пространстве школы и вуза: монография / Г.А.Ферапонтов. - Мин-во образования и науки Р.Ф. Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013.- 100с.

4. Мишутина О.В. – URL: [engnature.nspu.ru]

5. Чупахина И.А. Критерии качества рабочей программы учебного курса / И.А. Чупахина // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Информатика и информатизация образования». – 2006. - №1 (6) 2006. – с.206-207

6 Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С.. Рейф И.Е.  Перед главным вызовом цивилизации; Взгляд из России. – URL: [URL:http://lit.lib.ru/r/rejf_i_e/peredglawnymwyzowomciwilizacii.shtml]. (Дата обращения 9 февраля 2014 г.)

7.  Власюк Н.Н. Образование как фактор адаптации к информационному обществу: монография / Н.Н. Власюк. - Мин-во образования и науки Р.Ф. Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : Изд-во  НГПУ, 2013.- 167с.

Comments: 2

Ferapontov Gennadiy

Уважаемый коллега! Мы очень благодарны Вашему отзыву по проблемам эффективности методики преподавания в университете в настоящее время! Это ещё раз подтверждает актуальность и инновационность нашего социо-кросс-культурного подхода. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество. С наилучшими пожеланиями к.п.н., доцент Ферапонтов Г.А., к.ф.н., доцент Власюк Н.Н., ст.преподаватель Мишутина О.В.

Treschalin Michail Yuriyevich

Уважаемые коллеги! Изложенная Вами, по сути, образовательная концепция не только эффективна с точки зрения методики преподавания, но очень актуальна и своевременна с мировоззренческой позиции. Желаю дальнейших успехов. С уважением д.т.н., профессор Трещалин
Comments: 2

Ferapontov Gennadiy

Уважаемый коллега! Мы очень благодарны Вашему отзыву по проблемам эффективности методики преподавания в университете в настоящее время! Это ещё раз подтверждает актуальность и инновационность нашего социо-кросс-культурного подхода. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество. С наилучшими пожеланиями к.п.н., доцент Ферапонтов Г.А., к.ф.н., доцент Власюк Н.Н., ст.преподаватель Мишутина О.В.

Treschalin Michail Yuriyevich

Уважаемые коллеги! Изложенная Вами, по сути, образовательная концепция не только эффективна с точки зрения методики преподавания, но очень актуальна и своевременна с мировоззренческой позиции. Желаю дальнейших успехов. С уважением д.т.н., профессор Трещалин
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.