facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ У ЗОРОАСТРИЙЦЕВ

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ  И ОБРАЗОВАНИЯ У ЗОРОАСТРИЙЦЕВ
Qobiljon Abdullayev, senior lecturer, doctoral candidate

Bukhara State Universtity, Uzbekistan

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Uzbekistan";

В настоящей статье говорится об истоках  воспитаниеи образованииу зороастрийцев. Основываясь на анализе «Авесты», древних назидательных текстов и рукописей зороастрийцев обосновываются взгляды, мысли зороастрийцев о воспитании и обучении, актуальность их использования в деле воспитания всесторонне развитой личности на данном этапе.

 

Воспитание подрастающего поколения всегда было не только необходимостью, но и условием дальнейшего развития человеческого общества. Как развивалось само это воспитание? Это крайне сложный и многоплановый процесс, на него прежде всего влияет историческая эпоха и культура того народа, где это воспитание происходит. Это особенно актуально для цивилизаций Древнего Мира, которые разительно отличаются от современных. Мы практически не можем доподлинно восстановить и рассмотреть все особенности этого процесса в Древнем Мире. Как бы то ни было, именно туда, вглубь тысячелетий, уходит сама суть воспитания, его появление и развитие берет свое начало именно там.

Огромное внимание  воспитаниюиобразованию молодежи  уделяли  зороастрийцы.

После принятия в Моварауннахре, Иране и Хорасане религии зороастризма, основанного на веровании единому Создателю,  в городах и селах стали возводить специальные храмы – оташкада с алтарем для молитв Ахуре Мазде. Оташкада строились, обычно, на широких площадях на окраине города. В них входило от десяти до ста худжра (комнат), толор (зал), читальни, книгохранилища, комнаты пения. В читальне обучали чтению части «Авесты», именуемой «Виспарад» с особой ритмикой и приемами, в  комнатах пения – коллективному пению (в хоре)  «Го?» (Гаты – самая священная часть Авесты, гимны пророка Заратуштры. Их пять: Гата «Ахунавайти», Гата «Уштавайти», Гата «Спэнта-Майнью», Гата «Вохукхшатхра» и Гата «Вахиштоишти», всего они занимают 17 глав Ясны (28-34, 43-51, 53). Гаты – единственная часть Авесты, авторство которой не оспаривается никем. Каждая Гата имеет свой ритм, размер и значение. По смыслу Гаты – морально-этическая основа зороастрийского учения).

Профессор Иса Джаббаров писал, что храмы, обнаруженные в ходе археологических раскопок под руководством С.П.Толстова в руинах Тупрак-кала и Жанбас-кала в Харезме состояли из нескольких строений, в центре построек находилось прямоугольное здание, окруженное несколькими заборами, с круговым тротуаром вовнутрь.  Также  обнаружено, что рядом с храмами находилось построенное в два этажа, прекрасное треугольное здание, в котором было более ста комнат. Каждая комната  была украшена особым орнаментом. Обнаруженные в комнатах 140 документов, посвященных административно-хозяйственным вопросам,  выполненные  на коже и дереве; 138 больших и малых статуй; изображения людей, птиц, животных; красочный рисунок женщины, играющей на треугольном музыкальном инструменте (арфе) и руки, держащей определенное положение музыкального инструмента (ноту) свидетельствует о том, что здесь находились различные объекты.

Оташкада занимали особое место в общественной, просветительской жизни государства. В них наряду с образовательными объектами, находились и лечебные: сихатгох (больница), дармонгох (поликлиника); аптеки, городской догустар (суд), комнаты руководителя вакфа  и председателя общины. В попечении оташкада находились и дижнабишты – специальные канцелярии, где хранились различные документы и религиозные книги. Здесь во многих экземплярах переписывались в качестве отдельных книг и хранились оды Зороастра, осуществляли свою деятельность китобдоры (хранители книг), десятки авестоведов, мудрецы нокилы и рови (сказители). В оташкада проводились обряды-испытания «Сидрапуши», «Камарбастан» (Каждый верующий зороастриец, достигший совершеннолетия, обязан носить пояс называемый кустыиз шерстяных нитей числом 72 — по количеству глав «Ясны»,— трижды обёртываемых вокруг поясницы). Мобилизация молодежи в воины, построение каналов, организация хашаров, различных праздников и гуляний также связано с деятельностью оташкада. Одним словом, оташкада – храмы зороастрийской религии, наряду с проповедью, призывом верованию единому Богу, проведением различных религиозных обрядов, доведением до людей законов религии, служили очагами науки, общественного мнения и духовности. Здесь решались различные общественно-политические, просветительские вопросы.

Оташкада в целях сбережения от различных природных  бедствий строили на холмах из сырого и жженого кирпича. Оташкада возводились в древних городах, как Ургенч, Термез, Балх, Бомиян, Мерв, Механ (Туркменистан); Хутталиян (Таджикистан); Табрез, Язд, Сеистан, Исфахан. Оташкада в городах Кома (Индия) и Исфахан (Иран) сохранились сравнительно лучше. Стены десятка худжра оташкада, возведенного на высоте 10 метров в Исфахане во время правления Сасанидов хорошо сохранились до наших дней. И в наши дни осуществляет свою деятельность самая крупная и красивая  оташкада в г. Язде. Академик А.Аскаров в ходе раскопок в руинах Яркутан в Сурхандарье обнаружил остатки огромной оташкада, которая также состоит из толора и сотни худжра.

В учебных заведениях типа медресе и в школах при оташкада, составляющих основное звено образовательной системы зороастрийцев, хранились и использовались в образовательном процессе наряду с книгами, посвященными светским знаниям, копии «Авесты», рукописи книг, имеющих общественное, просветительское значение.

Позднее эти книги были обогащены дополнительными сведениями и доказательствами, систематизированы, переведены на пехлеви, и во многих экземплярах распространены по территории страны.

В «Авеста» о преимуществе чтения книг в различных этапах системы образования говорится что, «читающему с душой, придает чистоту и благоразумие»или  «Хаома даёт рождающим блестящих детей и праведное потомство. Хаома жалует славу и мудрость всем тем, которые изучают наски»[книги][1].

 Это свидетельство того, что у зороастрийцев книга является основным средством усвоения знаний.

В настоящее время среди молодежи заметна тенденция уменьшения чтения научно-популярной, художественной литературы. Это, несомненно, оказывает отрицательное влияние на формирование их мировоззрения, на их развитие. По этому представляется важным пропаганда,  использование в процессе обучения и воспитания,  в формировании  всесторонне развитого молодого поколения мыслей, советов наших предков – зороастрийцев о любви к книге.

Анализ сохранившихся до наших дней рукописей зороастрийцев, написанных на пехлеви, как «Дадестон-и меног-и храд» (Суждение духа разума), «Бундахишн» , «Арта виразнома», «Ояткор Зареран», «Затспорам», «Корномаи Ардашери Бобакон», «Бахман яшт», «Ривоят», «Рост Сухан», «Шойист-ношайист», «Чим-и-дрон», «Андарз-и данаг мард», «Хвешкарих-и редагон» позволяет изучить их мысли об обучении и воспитании, советах наставника ученику, мудреца молодому поколению; получить подробные сведения  о системе и процессе образования,  о правилах, соблюдаемых в процессе воспитания и обучения, обязанностях преподавателей и наставников, учеников.

В рукописи «Андарз-и данаг мард» (Советы мудреца) мудрец обратился к своему сыну, дал (ему) наставление, обучил, распорядился и приказал: «Сын! Будь безгрешен, чтобы не испытывать страха. Будь благодарным, чтобы быть достойным. Будь благоразумным, чтобы быть богатым. Будь благодарным, чтобы иметь хороших друзей...Согласно наставлению и обязанности, (будь) послушен родным и друзьям, а также не ссорься со своим наставником...К жене и детям относись как можнолучше и доброжелательнее ("радостнее"), а именно беседуй(с ними), наставляй и обучай».[2]Как видим, глава семьи обязан был, в первую очередь,  давать советы (семейное образование), а потом обучать (в школьное образование) своих детей. Подчеркивалось, что в обязанности сына входит: найти хороших и умных друзей, не красть,  быть правдивым всегда, умение  отвечать за свои слова и поступки.

Начальное образование у зороастрийцев составляло основное звено образовательной системы, охватывала период с 7 до 15 лет.

До семи лет детей не обучали систематически, а лишь знакомили с определенными канонами зороастризма. Считалось, что до этого возраста дети далеки от грехов и влияния Ахримана (авест. «злой дух», пехл. Ахриман – Дьявол, «князь тьмы», предводитель сил зла, главный враг Ахуры Мазды и всего благого  мира, по одному из мифов появившийся как плод сомнения Зервана. Ему противостоит Спэнта Майнью – Святой Дух. В человеке проявляется,прежде всего, через гордыню). Ребенка, достигшего  семилетнего возраста одевали в специальную одежду со святыми признаками. Считая, что семилетний ребенок в состоянии различать хорошее и плохое (добро и зло), на него накладывали определенные обязанности.

Об особом внимании воспитанию детей в зороастрийской религии свидетельствуют слова: О,Ахура-Мазда,ты дух свой воплотил в различном, разум дал и в плоть облек жизнь. Деянье и ученье сотворил, чтобы каждый мог выбрать путь себе по нраву[3]или «Воспитание должно считаться важнейшей опорой жизни. Каждого молодого нужно воспитать так, чтобы тот, изучив сначала хорошие манеры, чтение, а затем письмо, достиг самого высокого уровня».

Итогом начального образования в образовательных учреждениях зороастрийцев типа медресе считалось овладение в совершенстве 7 видами искусства. Это:чтение,письмо, счет, стрельба из лука, верховая езда, религиозные каноны, кироат (чтение с особой интонацией) и пение.

Письмо и счет являлись низшим звеном в образовании. В качестве высшего уровня начального образования рассматривались ораторство и «сладкословие». Воизы (ораторы) занимали более высокое положение в обществе, чем писари и каллиграфы. Людей, в совершенстве владеющих письмом и счетом, относили к ремесленникам, а ораторы достигали уровня жрецов и предводителей религии.

Зороастрийцами предусматривалось физическое и трудовое воспитание, физическая и трудовая закалка, основной целью была военно-патриотическая подготовка и подготовка молодого поколения к труду. Мальчиков обучали борьбе, оседлать коня, пасти и скрещивать скот, уходу за верблюдами и конями, управлению ими, пасти овец, уметь пользоваться более 50 видами оружия, чтобы охранять скот от хищников и разбойников, езде верхом и еще 32 военных ремесел. Данный факт свидетельствует о преемственности и непрерывности частного и начального образования, характеризующегося  особым значением в становлении и достижение совершенства молодым поколением. 

Заслуживает внимания и точное определение времени усвоения знаний, получения уроков и отдыха в  системе образовании. «Он должен получать знания в начале и конце дня,  в начале и конце ночи, должен быть полон разума, наконец, достичь такого уровня, чтобы восхвалять божества, говорить в их честь искренние слова. И таким образом повышать свои знания». «Он должен хорошо отдохнуть в середине дня и ночи, после этого усердствовать на пути к знаниям, дабы усвоить все наследие мудрецов прошлого»[4](Вендидод 4-фаргард 45).

Получивший начальное образование каждый юнец в конце обучения принимал присягу. Примечательна присяга ученика, приводимая в «Авесте»: “С этим почитанием я приду, восхваляя вас, О Мазда, с деяниями Благого Помысла с Ашей. Когда я буду вольно властвовать над своей наградой, То я, возрастая в силе, буду в страстном стремлении к Щедрому[5](Ясна 50-?от 9), или “Я тверд в исполнении добрых дел и в раскаянии отвращаюсь от всех грехов. Я сохраняю чистоту своих деяний, храня от зла шестьсвойств своей души: силу мысли, силу слова, силу дела, рассудительность, разум и мудрость[6].

Как видим, в зороастрийской религии искренне верили в силу знаний, и считали, в итоге в жизни общества победят наука и мудрость. «Авеста» и назидания свидетельствуют о том, что древние наши предки не только заботились о рождении здорового поколения, уделяли серьезное внимание его физическому воспитанию еще в младенческом возрасте, но и заботились о том, чтобы он изучал науки и ремесла, был духовно чист, овладевал хорошими и добрыми качествами: Подай мне, о Огонь, сын Ахура Мазды, быстрое благополучие, быструю защиту, быстрые блага жизни, обширное благополучие, обширную защиту, обширные блага жизни, мудрость, святость, подвижность языка, после для души в сознании разум величайший, величественный, устойчивый.После отвагу мужей, твердость ног, неусыпность, быстроту подъема с ложа, бодрость, сытое потомство, направление в пахоте, председательство на собраниях, сильное телосложение, искусность, освобождение от пут, добрый рассудок, что приведет к процветанию мой дом, мое селение, мою область, мою страну и управление страной[7].(Ясна 62-?от 4-5)

Уделяли особое внимание патриотическому, нравственному, умственному, физическому, половому, трудовому и предпринимательскому воспитанию, стремились сформировать у молодого поколения такие человеческие качества, как правдивость, доброта, человеколюбие:”Юношу добромыслящего, благоговорящего,добродеятельного, доброверующего, праведного, стражаАши почитаем мы[8]

Обязательными отраслями начального образования считались: чтение и письмо, счет и наука о звездах (арифметика и астрономия), стрельба из лука, верховая езда (военные знания), соблюдение религиозных канонов, чтение и пение (музыка).

Зороастрийцы применяли следующие методы обучения:

1.Устного изложения.Тексты  «Авеста» и назидания излагались харбедами и дастурами устно по памяти. Формы изложения текстов: предание, сказание, совет, назидание, песни. Давались задания для закрепления изученных знаний.

Было обязательным «Повторное (в два раза) пение, хорошее чтение, рассказ наизусть патмонов, бандов, зандов (разделов, параграфов), вопросов, ответов насков «Авесты» учителями и наставниками.

2.Наглядные.В частности, в преподавании счета (арифметики) наглядными пособиями служили барсамовые палочки; в обучении астрономии – показ  и наблюдение за небесными телами; в изучении искусства – наглядным пособием служили музыкальные инструменты, произведения искусства, здания, наскальные рисунки и др.

3.Практические.В целях закрепления знаний, полученных с помощью устных и наглядных методов, в процессе обучения применялись и практические методы (упражнения, задания, общение, самообразование). К ним относят применение военного оружия, верховую езду, борьбу, чтение стихов и пение, игру на музыкальных инструментах, ораторство, рисование, выполнение наскального рисунка, оформление стола, прием гостей, игра в шахматы и нарды, приготовление кувшинного напитка, служба в оташкада и многие другие приемы. Повторение, закрепление полученных знаний осуществляли путем общения (беседы), анализировали уровень выполнения учебного задания.

4. Самообразование. Части «Авесты» - «Гохи» и «Яшты» учили наизусть в качестве самообразования, особое внимание во время чтения уделялось произношению, развитию устной речи. Обучаемые в целях постановки, совершенствования голосового и звукового аппарата изучали самостоятельно кироат и ораторское искусство в специальных помещениях, обеспечивающих колебание, звучание голоса, построенных с соблюдением правил акустики в часовнях. Письмо, присущее «Авеста» жрецы сохраняли  втайне. Сохранение частей священной книги зороастризма до наших дней заслуга тех, кто учил наизусть и хранил в памяти эти части. Это подтверждается и в «Авесты»: Ставута йиснях мы почитаем, которые суть законы Первейшего Бытия, поминаемые, воплощаемые, провозглашаемые, исполняемые, поддерживаемые, практикуемые, отмечаемые, произносимые, используемые в почитании, обретающие по воле Преображенный Мир.[9] (Ясна 55-?от 6).

Данные слова можно рассматривать как сведения о формах самообразования в процессе начального образования.

Несомненно, взгляды, мысли  зороастрийцев о воспитание и образовании молодежи, их методы обучения и воспитания, советы и назидания достойны быть примером для подражания и применения в настоящем процессе непрерывного образования.

 

Литература:                

  1. Авеста. Избранные гимны. пер. с авестийского И. М. Стеблин – Каменского. –Душанбе: Ирфон. 1990.
  2. Авеста. Хордэ Авеста (Младшая Авеста)/Подготовка авестийского текста, перевод,предисловие,комментарий М. В. Чистякова. – СПб., 2005
  3. «Авесто».Тарихий-адабий ёдгорлик. А. Ма?кам таржимаси –Т.: Шар? нашриёти- матбаа концерни. 2001.
  4. Заратустра.Учение огня.Гаты и молитвы.-М.:Эксмо,2008
  5. Зороастрийские тексты. -Санкт-Петербург: «Нева», «Лесной сад». 1998.
  6. Жaббopов И. Антик маданият ва маънавият хазинаси. -Т.: «Ўзбекистон». 1999.

[1] Авеста в русских переводах (1861—1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ, разд. И. В. Рака.— СПб.: Журнал „Нева” — РХГИ, 1997.c 147

[2] Зороастрийские тексты. Переводы О. М. Чунаковой.© Издательская фирма "Восточная литература" Ран, 1997.

[3] Заратустра.Учение огня.Гаты и молитвы.-М.:Эксмо,2008 - с -200

[4] «Авесто».Тарихий-адабий ёдгорлик. А. Ма?кам таржимаси –Т.:Шар? нашриёти- матбаа концерни. 2001.б-121

[5] «Авесто».Тарихий-адабий ёдгорлик. А. Ма?кам таржимаси –Т.:Шар? нашриёти- матбаа концерни. 2001.б-28

[6] Авеста. Хордэ Авеста (Младшая Авеста) /Подготовка авестийского текста, перевод,предисловие,комментарий М. В. Чистякова. – СПб., 2005.с-351

[7]«Авесто».Тарихий-адабий ёдгорлик. А. Ма?кам таржимаси –Т.: Шар? нашриёти- матбаа концерни. 2001.б-90

[8]Авеста. Хордэ Авеста (Младшая Авеста) /Подготовка авестийского текста, перевод,предисловие,комментарий М. В. Чистякова. – СПб., 2005.с-81

[9] «Авесто».Тарихий-адабий ёдгорлик. А. Ма?кам таржимаси –Т.: Шар? нашриёти- матбаа концерни. 2001.б-81

0
Your rating: None Average: 6.7 (12 votes)
Comments: 12

Grishina Anastasya

Уважаемый Кобилжлн, спасибо Вам огромное за великолепный материал! В сегодняшнем обществе принимает особое значение, указанное Вами предположение, что "в зороастрийской религии искренне верили в силу знаний, и считали, в итоге в жизни общества победят наука и мудрость". Наука и мудрость уже победили, иначе нам бы не посчастливилось прочесть такую научную статью. Историю развития образования в Древнем Мире - одно из самых интересней шиш направлений педагогической науки. Желаю Вам дальнейших успехов и научных достижений! С уважением, Анастасия Гришина!

Varfolomeeva Zoya Semenovna

Спасибо за весьма интересное сообщение! Заслуживает уважения столь трепетное отношение автора к наследию предков. В то же время, проведенный исторический анализ представляется односторонним, без должной критики. То, насколько методы устного изложения и наглядности, характерные для образовательной практики школ Древнего Мира, могут быть востребованы в современной школе с ее ориентацией на формирование не знаний, а компетенций, - тоже большой вопрос. Какова все-таки практическая значимость проведенного исследования? С уважением, З.Варфоломеева.

Igropulo Irina Fedorovna

Уважаемый Кобилжон! С большим интересом прочитала Вашу статью. Могу отметить, прежде всего, четкость структуры, логичность и ясность изложения, убедительность аргументации. Представленный материал имеет высокую практическую ценность в современных условиях поиска новых смыслов и целей образования. Обращение к историко-педагогическому наследию зороастрийцев показывает непреходящее значение роли воспитания и образования в становлении личности, демонстрирует значимость взаимосвязи содержания и методов образования . Мне понравился акцент на роли чтения, самообразования в воспитании зороастрийцев. Желаю Вам успешного продолжения Ваших исследований. С уважением, И.Ф. Игропуло

Nabi Yskak

Уважаемый г-н Абибуллаев! Спасибо за познавательную статью.

Sanosyan Khachatur Avetis

Уважаемый Кобилжон. Вы представили интерсную систему воспитания, которая актуальна и в настоящее время. С уважением. Хачатур Саносян.

Макотрова Галина Васильевна

Уважаемый Кобилжон, спасибо за проделанную работу! Интересный материал! Буду использовтаь на занятиях по педагогике. С уважением, Макотрова Галина

Qobiljon Abdullayev

Спасибо Галина Васильевна ! благодарен за интерес и оценку статьи. С уважением Кобилжон.

Lavrenteva Zoya Ivanovna

В условиях глобализации образования принципиально важно сохранить национальные особенности формирования личности. Ваша статья показывает, как это можно сделать, опираясь на истоки зарождения национальной системы образования. Ярко просматривается гуманистическая позиция автора. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время снизился интерес к историко-педагогическим исследованиям. Поэтому желаю Вам творческих успехов в продолжении выбранной темы. С уважением, Зоя Лаврентьева

Qobiljon Abdullayev

Спасибо Зоя Ивановна за интерес и оценку моей статьи!

Fedina Volodimira

Стаття, мені як особі, яка захоплюється Сходом, дуже сподобалась. Варто піднімати питання освіти, виховання не лише на Заході (ця проблема тут вивчається доволі довго), але й цікавитися Сходом, для того, щоб припідняти з нього завісу таємничості.

Panfilova Alvina

05.23.2013 - 19.40. - Альвина Панфилова Уважаемый Кобилжон. Я с большим интересом прочла вашу статью, она очень познавательна и показывает необходимость использования наследия прошлого в современном образовании более широко. Исторический и духовный опыт народа бесценен. Именно его популяризация позволит возродить духовные ценности народа и начинать необходимо с детей и тех взрослых. кто их растит и воспитывает. Практически в каждом тезисе, представленном в статье, прописаны важные характеристики человека, которые не утратили значение и сегодня. Для учителей и родителей это хорошее подспорье для воспитания. Очень важно, что вы так внимательно и подробно пишите о духовном наследии. Считаю вашу статью очень важной для морально-нравственного и патриотического развития как в начале самообразования, так и при дальнейшем развитии и воспитании молодого поколения. С уважением, Альвина Павловна, профессор

Qobiljon Abdullayev

Огромное спасибо за тщательный анализ статьи и лучшую оценку моей работы. С уважением Кобилжон.
Comments: 12

Grishina Anastasya

Уважаемый Кобилжлн, спасибо Вам огромное за великолепный материал! В сегодняшнем обществе принимает особое значение, указанное Вами предположение, что "в зороастрийской религии искренне верили в силу знаний, и считали, в итоге в жизни общества победят наука и мудрость". Наука и мудрость уже победили, иначе нам бы не посчастливилось прочесть такую научную статью. Историю развития образования в Древнем Мире - одно из самых интересней шиш направлений педагогической науки. Желаю Вам дальнейших успехов и научных достижений! С уважением, Анастасия Гришина!

Varfolomeeva Zoya Semenovna

Спасибо за весьма интересное сообщение! Заслуживает уважения столь трепетное отношение автора к наследию предков. В то же время, проведенный исторический анализ представляется односторонним, без должной критики. То, насколько методы устного изложения и наглядности, характерные для образовательной практики школ Древнего Мира, могут быть востребованы в современной школе с ее ориентацией на формирование не знаний, а компетенций, - тоже большой вопрос. Какова все-таки практическая значимость проведенного исследования? С уважением, З.Варфоломеева.

Igropulo Irina Fedorovna

Уважаемый Кобилжон! С большим интересом прочитала Вашу статью. Могу отметить, прежде всего, четкость структуры, логичность и ясность изложения, убедительность аргументации. Представленный материал имеет высокую практическую ценность в современных условиях поиска новых смыслов и целей образования. Обращение к историко-педагогическому наследию зороастрийцев показывает непреходящее значение роли воспитания и образования в становлении личности, демонстрирует значимость взаимосвязи содержания и методов образования . Мне понравился акцент на роли чтения, самообразования в воспитании зороастрийцев. Желаю Вам успешного продолжения Ваших исследований. С уважением, И.Ф. Игропуло

Nabi Yskak

Уважаемый г-н Абибуллаев! Спасибо за познавательную статью.

Sanosyan Khachatur Avetis

Уважаемый Кобилжон. Вы представили интерсную систему воспитания, которая актуальна и в настоящее время. С уважением. Хачатур Саносян.

Макотрова Галина Васильевна

Уважаемый Кобилжон, спасибо за проделанную работу! Интересный материал! Буду использовтаь на занятиях по педагогике. С уважением, Макотрова Галина

Qobiljon Abdullayev

Спасибо Галина Васильевна ! благодарен за интерес и оценку статьи. С уважением Кобилжон.

Lavrenteva Zoya Ivanovna

В условиях глобализации образования принципиально важно сохранить национальные особенности формирования личности. Ваша статья показывает, как это можно сделать, опираясь на истоки зарождения национальной системы образования. Ярко просматривается гуманистическая позиция автора. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время снизился интерес к историко-педагогическим исследованиям. Поэтому желаю Вам творческих успехов в продолжении выбранной темы. С уважением, Зоя Лаврентьева

Qobiljon Abdullayev

Спасибо Зоя Ивановна за интерес и оценку моей статьи!

Fedina Volodimira

Стаття, мені як особі, яка захоплюється Сходом, дуже сподобалась. Варто піднімати питання освіти, виховання не лише на Заході (ця проблема тут вивчається доволі довго), але й цікавитися Сходом, для того, щоб припідняти з нього завісу таємничості.

Panfilova Alvina

05.23.2013 - 19.40. - Альвина Панфилова Уважаемый Кобилжон. Я с большим интересом прочла вашу статью, она очень познавательна и показывает необходимость использования наследия прошлого в современном образовании более широко. Исторический и духовный опыт народа бесценен. Именно его популяризация позволит возродить духовные ценности народа и начинать необходимо с детей и тех взрослых. кто их растит и воспитывает. Практически в каждом тезисе, представленном в статье, прописаны важные характеристики человека, которые не утратили значение и сегодня. Для учителей и родителей это хорошее подспорье для воспитания. Очень важно, что вы так внимательно и подробно пишите о духовном наследии. Считаю вашу статью очень важной для морально-нравственного и патриотического развития как в начале самообразования, так и при дальнейшем развитии и воспитании молодого поколения. С уважением, Альвина Павловна, профессор

Qobiljon Abdullayev

Огромное спасибо за тщательный анализ статьи и лучшую оценку моей работы. С уважением Кобилжон.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.