facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИИ САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ И НАСТРОЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО КОНТЕНТА ПАМЯТНИКА «АРКАИМ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИИ САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ И НАСТРОЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО КОНТЕНТА ПАМЯТНИКА «АРКАИМ»
Dolgova Valentina, dean, doctor of psychology, full professor

Alexander Moskvichev, магистр

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

УДК 159.922+[001.895:37](035.3)

В статье раскрыта организация исследования коррекции самочувствия, активности и настроения студентов средствами историко-культурного контента памятника «АРКАИМ». Названы этапы, цели, задачи, методы, дана характеристика выборки.

Ключевые слова: Аркаим, самочувствие, активность, настроение, этап, цель, задачи, методы, характеристика выборки.

In the article the research organization correcting health, activity and mood of students by means of historical and cultural content of the monument "ARKAIM." Called stages, goals, objectives, methods, the characteristic of the sample.

Keywords: arch, health, activity, mood, stage, goals, objectives, methods, sample characteristics.

 

Процесс исследования психолого-педагогической коррекции САНсредствами историко-культурного контента памятника Аркаим по особенностям целей, содержанию задач и характеристикам результатов можно разделить на следующие этапы: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и контрольно-обобщающий. Остановимся на содержании и особенностях каждого из этапов.

Поисково-подготовительный этап. В результате анализа исторической и психологической литературы первоначально было определено лишь общее научное направление – влияние историко-культурного памятника на личность человека. В ходе дальнейшего изучения особенностей памятника и аспектов содержания психолого-педагогической науки было принято решение об исследовании психолого-педагогической коррекции САНстудентов средствами историко-культурного контента памятника Аркаим.

Целью исследования стало выявление закономерностей коррекции САН студентов средствами историко-культурного контента памятника Аркаим.

Задачами исследования кроме различных экспериментов стали разработка модели и программы коррекции САН в контексте выявления особенностей историко-культурного контента памятника Аркаим.

На поисково-подготовительном этапе гипотеза исследования формулировалась как значительная позитивная коррекция САН студентов в результате формирующего эксперимента средствами историко-культурного контента памятника Аркаим.

В качестве основной методики изучения коррекции САН средствами историко-культурного контента памятника Аркаим была выбрана методика САН (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников). Обращает на себя внимание тот факт, что методика САН была разработана на базе Первого московского медицинского института им И.М. Сеченова и несет на себе некоторый отпечаток физиологических и даже органических характеристик. При использовании методики САН следует учитывать и то, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер, что не позволяет фиксировать оттенков и деталей самочувствия, активности и настроения.

Следует отметить, что полярные характеристики опросника САН не всегда в полной мере корректно отражают объявленную модальность состояний личности. Так, шкала «увлеченности – безучастности» более соответствует настроению, чем декларируемой активности. Да и шкала «взволнованности – равнодушия» более подходит самочувствию, чем той же активности. Получается, что итоговые значения показателей активности во многом являются результатом таких состояний как самочувствие и настроение, но это совсем не нашло отражения в инструкции опросника и значительно осложняет интерпретацию его данных.

Нельзя не заметить и своеобразное толкование составителями опросника некоторых характеристик состояния личности, которое неизбежно отразилось на итоговых цифрах показателей. Так, удивление вызывает предпочтение напряженного состояния над расслабленным, хотя это и укладывается абсолютно в рамки деятельностного канона формирования личности. Конечно, с точки зрения работоспособности и предметной активности состояние напряжения значительно важнее расслабленности, но с позиций, скажем, созерцания, являющегося атрибутом высшего состояния сознания, эта картина выглядит абсолютно наоборот – психофизическая расслабленность предпочтительней и эффективней напряжения.

Сомнение вызывает и необходимость разделения авторами опросника таких настроений как «радостный» и «жизнерадостный», при этом антонимом радостного выступает печальное, а антонимом жизнерадостного – мрачное, хотя предпочтительней выглядел бы антоним – «пессимистичное». В данном разделении просматривается желание придать состоянию жизнерадостности больший экзистенциальный оттенок, что объяснимо при детализации оттенков настроения. Если это так, то чем же можно оправдать наличие такой пары состояний как «хорошее настроение – плохое настроение», столь грубо и абстрактно характеризующей психологическое состояние личности.

На фоне таких недостатков опросника САН призрачной выглядит и возможность опрашиваемых адекватно его воспринять. Как нам представляется, опросник чаще толкуется как набор вопросов по констатации нюансов одного и того же сиюминутного состояния, а не ряда различных состояний личности, что сказывается на том, что эмоция момента неизбежно окрашивает даже те состояния, которые связаны с долговременными и жизненно важными программами. Особенно такая картина характерна для студенческой аудитории, которая, в силу своего специфического социального опыта, более подвержена настроению момента.

Несмотря на это методика САН, как отмечалось выше, как никакая иная максимально отвечает целям исследования результатов воздействия историко-культурного контента памятника Аркаим на личность. Это происходит по той причине, что историко-культурный контент влияет именно на структуры сознания, которые в значительной мере ответственны как раз за самочувствие, активность и настроение.

В качестве вспомогательной методики изучения коррекции САН средствами историко-культурного контента памятника Аркаим была выбрана методика ГРВ (газоразрядная визуализация), позволяющая на основе эффекта Кирлиан (визуальное наблюдение свечения тканей организма в переменном электрическом поле) судить о физической активности и психоэмоциональ-ном состоянии человека.

Для сбора эмпирического материала по выявлению особенностей САНстудентов третьего курса психологического факультета ЧГПУ использовались также беседы и интервью. Беседы и интервью, как и предполагалось, явились вспомогательными методами исследования. Они помогли уточнить некоторые положения и выводы, способствовали выявлению важных нюансов самочувствия и настроения.

Опытно-экспериментальный этап

На этом этапе в ходе всестороннего изучения проблемы была сконструирована модель психолого-педагогической коррекции САН средствами историко-культурного контента памятника Аркаим, учитывающая различные уровни (стихийно-эмпирический, эмпирический, теоретический) и компоненты коррекции (ценностно-установочный, интеллектуальный, эмоциональный, визуальный). В результате применения данной модели прогнозировалось постепенное появления таких новообразований сознания, которые в основном бы соответствовали особенностям историко-культурного контента памятника Аркаим. Предполагалось, что модель психолого-педагогической коррекции САН свяжет в единое целое эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий аспекты психики участников программы, обеспечит их системное функционирование.

На этапе констатирующего эксперимента в ходе более пристального внимания и большего количества бесед была выявлена тенденция неподдельного интереса подавляющего большинства студентов к проблемам историко-культурного контента памятника Аркаим. Наряду с общим познавательным интересом студентов-психологов определенную роль в этом сыграли их профессиональный интерес к коммуникациям и общим антропологическим и гуманитарным проблемам.

Контрольно-обобщающий эксперимент

Качественный анализ полученных результатов коррекции САН был проведен с учетом особенностей аудитории и тех тенденций, которые были выявлены на опытно-экспериментальном этапе в ходе проведенных бесед, интервью и осуществленных констатирующих, формирующих и контрольных экспериментов. По интегрирующему показателю коррекции САН – активности, динамика изменений выглядит достаточно убедительной. Качественный анализ результатов исследования показал, что психолого-педагогическая коррекция САНсредствами историко-культурного контента памятника Аркаим напрямую зависит от того, «кто её проводит», «с кем проводит» и «как проводит». В основе этой уникальности лежат своеобразие и особенности историко-культурного контента памятника Аркаим, затрагивающие трансцедентальные проблемы личности.

Базой экспериментального исследования явился факультет психологии ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» (N= 26), третий курс, женщины - 92%. Исследователями выявлено, что студенчество включает в себя людей, целенаправленно и систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые являются следствием правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности [Б.Г. Ананьев, 1]. Студенты проявили себя как достаточно активная и зрелая группа, озабоченная профессиональными ценностями и, ориентирующаяся на реальный результат своей деятельности. Толерантность как главный тренд образования и воспитания превратил эмоции, чувства и поведение большинства студентов в сиюминутный отклик на важные и значимые сигналы окружающего мира. Их сознание часто занято эмоционально-духовными феноменами, они достаточно близки трансцендентным планам бытия, нередко их внимание приковано к моральным аспектам жизни и будущей профессиональной деятельности. В силу академической необходимости и целей профессиональной самореализации студентами-психологами становится очень востребованной рефлексия, столь необходимая для их будущего становления как педагога. Без рефлексии невозможно правильное социальное позиционирование, понимание проблем коммуникации, фиксация и анализ неизбежных ошибок при столь многоликой и быстро изменяемой свои параметры деятельности. В этом плане некоторые проблемы психологии высших состояний, затрагиваемые в связи с историко-культурным контентом памятника Аркаим, рассматривались ими и с профессиональных позиций, как возможное направление их дальнейшей профессиональной деятельности.

В связи с этим особый интерес вызвал у студентов метод ГРВ, который привлек их внимание своей необычностью, объективностью и наглядностью. По итогам бесед и интервью можно сказать, что студенты-психологи отличаются высокой степенью мотивации к профессиональной деятельности, сонливость, вялость и немотивированная усталость по результатам констатирующего эксперимента в этой группе практически сведены к нулю. Эта тенденция была подтверждена итогами констатирующего эксперимента и свидетельствует о том, что для студентов значимыми являются не столько материальные критерии, сколько экзистенциальные категории. Будучи каждодневно связаны с разнообразными коммуникационными проблемами, студенты вынуждены обращать внимание на социальный контекст и значимость своих эмоций, мыслей и профессиональных действий. Интересы, ценности и мотивы не ограничиваются только физиологическими характеристиками. Поэтому не случайно, что бодрость, увлеченность и жизнерадостность как характеристики состояний так часто встречаются среди студентов, и в этом разрезе совершенно логично связанны с декларируемой работоспособностью в констатирующем эксперименте. Констатирующий эксперимент со студентами выявил, что средний показатель их настроения выше среднего показателя их самочувствия на 0,4 балла, и выше среднего показателя их активности на 1,2 балла. Данные показатели можно интерпретировать следующим образом. Активность как динамическая характеристика деятельности в рейтинге состояний констатирующего эксперимента объяснимо значится на последнем месте по той причине, что её потенциальная природа не позволяет говорить о ней непосредственно в данный момент опроса. Самочувствие в рейтинге состояний констатирующего эксперимента следует за активностью по причине того, что являясь сложным феноменом, включающим актуальное знание, эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение, на практике нелегко осознается и констатируется. Проще дело обстоит с настроением, которое, будучи эмоциональным феноменом, фиксируется сознанием намного легче. Поэтому логично, что в рейтинге состояний констатирующего эксперимента настроение занимает лидирующую позицию. Показатели настроения преобладают над активностью и самочувствием ещё и потому, что характерной особенностью молодежной аудитории является оптимизм. Вместе с тем, по итогам констатирующего эксперимента следует отразить и другие тенденции, пусть и менее проявленные. Примерно четвертая часть студентов (6 чел.) показала превышение показателей самочувствия над настроением, что может свидетельствовать как о более высоких психофизических кондициях, так и о возможностях фиксации студентами-психологами более сложного феномена, чем настроение. Не следует забывать и того, что на индивидуальном уровне настроение, как более простой феномен, может восприниматься сознанием, как составной частью самочувствия. В трех случаях (из 26-ти) наблюдалось превышение показателей активности над самочувствием. Как показали беседы, это происходило в тех случаях, когда планы текущего учебного дня студентов были связаны с деятельностью или реальными физическими усилиями. Из состояний, характеризующих настроение высшие средние показатели по итогам констатирующего эксперимента у жизнерадостности (5,7 балла), оптимизма (5,6 баллов) и надежд (5,4 балла), что вполне объяснимо возрастом и спецификой будущей профессии респондентов. Радость, оптимизм и надежды студенческой группы чаще связаны с чувственно-предметным миром и его представлением в будущем. Так, что показатели самочувствия и настроения студентов в констатирующим эксперименте надо принимать с учетом того, что на них существенно повлияла потенциальная активность студентов, которая опросником могла сама и не фиксироваться.

По результатам констатирующего эксперимента высокие показатели восторженности (5,6-5,8 балла) были выявлены у большинства студенческой группы (18 чел.). Такой показатель свидетельствовал о хороших перспективах на итоги формирующего и контрольного экспериментов, ибо чувство восторженности как никакое другое состояние соответствует параметрам сознания, закладываемым в психолого-педагогическую программу коррекции САН средствами историко-культурного контента памятника Аркаим. Тем более что восторженность, была одной из особенностей сознания и самих аркаимцев. Обращает на себя внимание тот факт, что по итогам констатирующего эксперимента средние показатели хорошего настроения студентов существенно ниже среднего показателя настроения (на 0,4 балла). Думаем, что причинами этого являются как связи настроений студенчества с их перспективами, так и недостатки опросника. Из состояний, характеризующих самочувствие высшие средние показатели по итогам констатирующего эксперимента у работоспособности (5,4 балла), бодрости (5,3 балла) и выносливости (5,1 балла), что весьма показательно и свидетельствует о нацеленности студенчества на достижение реального результата и готовности к возможным трудностям. Проявление этой тенденции доказываюс и высокие показатели радости, оптимизма и надежд.

Вместе с тем, высокий средний показатель работоспособности соседствует с достаточно высоким средним показателем усталости (5,4 балла) студенческой группы. Объяснение этому противоречию предположительно было найдено в чрезмерной учебной загруженности студентов. Дальнейшее исследование и анализ итогов констатирующего эксперимента только подтвердили нашу гипотезу. Окончательный ответ был найден в анализе нюансов активности студентов. Из состояний, характеризующих активность, низшие показатели по итогам констатирующего эксперимента были зафиксированы у желания работать (2,9 балла). Как же можно объяснить эти показатели на фоне увлеченности (5,4 балла) и восторженности (5,7 балла)? Нам представляется, что кроме как перспективной или виртуальной деятельностью этого сделать нельзя. Получается, что по итогам констатирующего эксперимента главной проблемой студенческой группы является их активность в форме реальной готовности и желания работать. Надо сказать, что по итогам констатирующего эксперимента была выявлена зависимость желания студентов работать от их бодрости и оптимизма.

Итак, в нашем случае активность является функцией самочувствия и настроения. Это совершенно укладывается в статистическую норму и подтверждено результатами констатирующего эксперимента. Выявлено, что бодрость и оптимизм являются не только итогом веры руководства факультета в потенциал и силы студентов, но, и во многом, есть следствие правильного понимания студентам своего места в системе отношений с однокашниками, их уважения к эмоциям и чувствам коллег, отказа от себялюбия и самолюбования, внимания к важным деталям и нюансам своего поведения. Получается что, перспективы увеличения показателей активности в результате воздействия программы коррекции достаточно хорошие.            Понятно, что в рамках одной статьи невозможно показать еще саму Программу коррекции и провести анализ результатов, поэтому мы предприняли попытку представить вниманию коллег серию статей, посвященных проблеме успешной коррекции САН средствами историко-культурного контента памятника Аркаим.

 

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. – В 2 т. - Т.1 – М.: Педагогика, 1980. – 230 с.

2.  Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия [Текст] / Научн. ред. Г.Б. Зданович. – Челябинск, 1995. – 132 с.

0
Your rating: None Average: 5.7 (6 votes)
Comments: 3

Groshev Igor Vasilyevich

Работа вызвала интерес. Но, каким же образом производилась коррекция респондентов "средствами историко-культурного контента памятника Аркаим"? К сожалению из текста это не совсем ясно.

Pogontseva Daria

Ув. авторы! К сожалению из текста не совсем ясно, что в вашем понимании "влияние историко-культурного памятника на личность человека" и каким именно образом оказывалась коррекция "средствами историко-культурного контента памятника Аркаим". Заранее спасибо

Dolgova Valentina Ivanovna

Уважаемые коллеги! Здравствуйте! Одновременно мы расположили три доклада, посвященных обсуждаемой проблеме. 1). Особенности историко-культурного контента памятника «АРКАИМ» в аспекте социологии культуры и духовной жизни «Технологии глобализации XXI века: эволюция или регресс», секция «Социология культуры, духовной жизни»). 2) К проблеме моделирования психолого-педагогической коррекции самочувствия, активности, настроения человека средствами историко-культурного контента памятника «АРКАИМ» (2013-03-28 - 2013-03-28 «Человек в условиях интенсификации межличностного взаимодействия», секция «Педагогическая психология»). 3). Организация исследования коррекции самочувствия, активности и настроения студентов средствами историко-культурного контента памятника «АРКАИМ» (2013-03-28 - 2013-03-28 «Человек в условиях интенсификации межличностного взаимодействия», секция «Психофизиология»). Возможно, вы найдете в них ответы на некоторые из своих вопросов. Только скажу сразу, что ни в одной из трех аннотаций мы не заявляли обсуждения хода и результатов формирующего эксперимента. Результаты уже есть, но мы планируем их перепроверить и выставить на следующих чемпионатах. С неизменным уважением, Валентина Долгова.
Comments: 3

Groshev Igor Vasilyevich

Работа вызвала интерес. Но, каким же образом производилась коррекция респондентов "средствами историко-культурного контента памятника Аркаим"? К сожалению из текста это не совсем ясно.

Pogontseva Daria

Ув. авторы! К сожалению из текста не совсем ясно, что в вашем понимании "влияние историко-культурного памятника на личность человека" и каким именно образом оказывалась коррекция "средствами историко-культурного контента памятника Аркаим". Заранее спасибо

Dolgova Valentina Ivanovna

Уважаемые коллеги! Здравствуйте! Одновременно мы расположили три доклада, посвященных обсуждаемой проблеме. 1). Особенности историко-культурного контента памятника «АРКАИМ» в аспекте социологии культуры и духовной жизни «Технологии глобализации XXI века: эволюция или регресс», секция «Социология культуры, духовной жизни»). 2) К проблеме моделирования психолого-педагогической коррекции самочувствия, активности, настроения человека средствами историко-культурного контента памятника «АРКАИМ» (2013-03-28 - 2013-03-28 «Человек в условиях интенсификации межличностного взаимодействия», секция «Педагогическая психология»). 3). Организация исследования коррекции самочувствия, активности и настроения студентов средствами историко-культурного контента памятника «АРКАИМ» (2013-03-28 - 2013-03-28 «Человек в условиях интенсификации межличностного взаимодействия», секция «Психофизиология»). Возможно, вы найдете в них ответы на некоторые из своих вопросов. Только скажу сразу, что ни в одной из трех аннотаций мы не заявляли обсуждения хода и результатов формирующего эксперимента. Результаты уже есть, но мы планируем их перепроверить и выставить на следующих чемпионатах. С неизменным уважением, Валентина Долгова.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.