facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ ЛЕКЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ ЛЕКЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Natalia Romanishina, candidate of philology, associate professor

Conference participant

УДК 821.161.2.-3.09:378.147

Автор статьи анализирует современные инновационные модели модернизации лекции; ищет ответ на вопрос, почему, несмотря на теоретическое обоснование преимуществ новых лекционных стратегий, они не очень охотно используются преподавателями вузов.

Ключевые слова: научная лекция, инновации, диалогическая задействованность, литературный материал

The author of the article analyzes modern innovative models of modernization of the lecture; searching for the answer the question why in spite of theoretical justification of the advantage of the new lecture strategies they arenot very willing to be used by university professors.

Keywords: scientific lecture, innovation, dialogic using, literary material.

 

В практику работы школы и университета сегодня активно внедряються новые образовательные технологии и методики обучения. Некоторые дидакты приходят к категоричным выводам: традиционные методы и формы обучения должны уступить место инновационным технологиям, основанным на самостоятельной работе учащихся [7, с.158]. В связи с тем, что в наше время эффективность учебного процесса во многом определяется характером деятельности ученика, особенно неприемлемымы считаются информационный и объяснительный способы сообщения учебного материала, которые составляют суть  классической лекции. В Украине многие педагогические издания ознакомили читателей с результатом исследований американських учених, так называемой «Пирамидой обучения», вершиной которой является лекция, всего с 5% усваиваемости материала. «Думается, пришло время осознать, что лекция как общеаудиторная форма обучения является самой неэффективной среди других форм обучения студентов в высшей школе», - уверен академик Д.Чернилевский [9, с.140].Если разделить позицию тех, кто понимает инноватику как потребность «полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе сообщения знаний и передачи информации»[7, с.246], нужно признать, что лекция как традиционная форма исчерпала себя. При этом именно лекция, наряду с семинарскими, практическими занятиями, по прежнему остается основной формой обучения в высшем учебном заведении. Цель статьи: проанализировать современные инновационные модели модернизации лекции; определить некоторые спорные моменты нових лекционных стратегий; на примере организации литературного материала предложить действенные способы активизации познавательных процессов и интересов слушателей классической научной лекции.

В конце ХХ века в педагогике считалось достаточным условием, чтобы причислить лекцию к «активным формам преподавания литературы»: составление плана занятия, конспектирование важнейшей информации, вопросы к слушателям по обсуждаемым теоретико-литературным проблемам; решение проблемных ситуаций по ходу сообщения учебного материала [1, с.114; 2; 7, с.41] и т.п. Большинство современных специалистов предполагают, что изменения в этой форме занятий должны иметь радикальный характер. Классическая научная лекция, - пишет А.Токмань, - проигрывает популярной сугестопедической обучающей технологи на основе рассуждения преподавателя в стиле эссе [8, с.187]. Авторы учебника «Профессиональная педагогика» (М., 1997) Н.Борисова, А.Соловьева противопоставляют традиционную лекцию активной, формами которой являються: проблемная, лекция-визуализация,  лекция вдвоем, лекция - пресс-конференция, лекция-консультация, лекция-провокация, лекция-диалог, лекция с использованием техники обратной связи, современых дидактических методов и др. Украинские ученые апробируют инновационную лекционно-семинарскую технологию, с типами лекций: сократическая, дискуссионная, с опорным конспектом, «группой шума» [8, с.182-183] и т.п. Многие педагоги руководствуются принципами диалогизации лекции А.Еремеевой, И.Киршбаума, Н.Посталюк, В.Расторгуева, Л.Попова и др.: Д.Чернилевский,О.Куцевол, М.Левковский, С.Дмитриева и др. обосновывают методику лекции «диалогической задействованности», «диалогического общения», когда лектор и студент рассматриваются как отдельные субъекты познавательной активности; преподаватель не только передает информацию, рассчитивая на репродуктивно-воспроизводительную деятельность аудитории, но и старается создать условия для развития в слушателях творческого потенциала, инициативности, самостоятельности в решении проблем.

Ученые говорят, как правило, о преимуществе новых лекционных стратегий, по сравнению с традиционными. Но в университете они не очень охотно апробируются; по прежнему доминирует классическая лекция как «устное системное и последовательное изложение учебного материала» [3, с.189] преподавателем, монологическая форма общения. Рассмотрим некоторые причины, почему преподаватели и учащиеся еще не готовы перейти к новой модели образования:

? в пособии «Инновационные педагогические технологии» (К., 2004) И.Дычкивская знакомит читателей с результатами психолого-педагогических исследований: в школе, как правило, учат воспринимать готовое, всеми доказанное, что убивает способность мыслить нестандартно [4, с.214]; многие методисты говорят об «обучении пассивности» (А.Богосвятская), что учащиеся привыкли довольствоваться полученным на уроке объемом знаний. Поэтому студентов необходимо стимулировать, поощрять, приучать к участию, активности; помогать преодолевать стереотип, что во время лекции не нужно настраивать себя на продуктивную деятельность;

? вуниверситете лекции, например, по истории украинской литературы имеет право читать профессор или доцент, который специализируется на определенном историко-литературном периоде. Не совсем этически и корректно проводить лекцию-консультацию, приглашая «грамотного специалиста», чтобы «исспользовать профессионализм лектора» [9, с.139], ставя под сомнение компетентность преподавателя? Не много найдется желающих принять участие в «лекции вдвоем»: по причине занятости, материальной незаинтересованности, отсутсвия практики подобного преподавания, возможно, из-за не достаточно развитых импровизационных умений, страха выглядеть неубедительным, оппонируя коллеге  и т. п;

? авторы публикаций в педагогической прессе - учителя, преподаватели «вопиют» о том, что качество школьного литературного образования не соответствует глобальным требованиям информационного общества. Комментируя ответы випускников на экзамине в университет, методист Н.Волошина была поражена: из 500 абитуриентов только 36  исчерпывающе ответили на вопросы по литературе. Таким образом, реагировать на «запланированные ошибки» преподавателя в теоретическом материале «лекции-провокации», оперативно отвечать на вопросы во время «лекции-диалога», тем более, дискутировать на одном уровне с лектором, в особенности первокурсники, способны немногие. Преподаватель отвечает за профессионально-качественную подготовку студентов по своему предмету; тщательно планирует, продумывает темы лекций; большой риск для него надеяться на эрудированность, информационную образованность даже аудитории, у которой накоплен определенный опыт литературоведческого труда, чтобы формировать по ее запросам содержание занятия, когда речь идет о лекции - пресс-конференции или лекции-диалогеи т.п;

? лекция по литературе в университете и в наше время – способ логически, осмысленно, понятно, последовательно, с учетом современных научных подходов и т. п. изложить, объяснить сложный теоретический материал; охватить весь творческий путь писателя; охарактеризовать литературный период; продемонстрировать образец профессионального художественного анализа изучаемого произведения; поделиться малоизвесной или сложнодоступной информацией; проявить эрудицию, увлечение предметом, артистизм, исследовательские умения преподавателя и т.п.; подтверждение полученного авторитета - эпитет «классическая». Специалистами доказано, що эффективность занятий в высшей школе зависит именно от научно-теоретического уровня содержания изучаемого материала и удачно подобраных примеров (Т.Левченко, Т.Чубань); на этапе чтения нового для студентов лекционного курса интерес к дисциплине незначительный, дальнейшее его развитие во многом зависит от эрудированности преподавателя (М.Левковский);

? опираясь на результаты исследований психологов, что в памяти человека остается только 10% услышанного, и 50 % увиденного, что 80% людей привикли получать информацию через зрительный анализатор, как говориться, «лучче один раз увидеть /…/», методисты обосновывают эффективность лекции-визуализации.Действительно, если учебный материал представить в виде таблиц, схем, алгоритмов; продумать, как его проиллюстрировать; подготовить задания программированного характера; задания, которые дифференцируют обучение и т.п., такая методическая система работает. Но все ли педагоги готовы проводить занятия на таком высоком уровне? Напомним, что дидакты (М.Евтух, А.Кузьминский, В.Омельяненко, Б.Х.Толль, М.Фицула, М.Шахмаев и др.) едины в том, что применение принципа наглядности, вне всякого сомнения, имеет много преимуществ, но не заменяет вербальное изложение темы; поэтому, не следует иллюстрировать весь материал. Лекцию-визуализацию необходимо «читать» в лаборатории, оснащенной современными техническими средствами обучения. Многие педагоги могут пожаловаться на слабую материально-техническую базу свого учебного учреждения. На одной из конференций, посвященной проблемам филологического образования, говорилось, что падение интереса к литературе объясняется тем, что в кабинетах литературы нет не то что наглядних пособий, фильмов, видеомагнитофонов, компютеров, не хватает хрестоматий, учебников, справочной учебной и методической литературы, чрезвычайно низкий уровень обеспечения художественными произведениями, даже классиков. «Учителю остается одно – слово, пусть прекрасное, образное, гуманное, но все же одно только слово»  (Ю.Толмачев);

?правы те методисты, которые считают, что самостоятельность студенческой мысли начинается с активного восприятия, изучения содержания лекции. Например, Н.Логвиненко, лекцию по украинской литературе, во время которой исследуются основополагающие теоретические и методологические проблемы, раскрываются основы системы знаний по конкретной теме, что влечет за собой дальнейшее розвитие и применение в практической деятельности, классифицирует как «серьёзную»; обращает внимание на важность формирования умений учеников сознательно и сосредоточенно  «слушать и конспектировать». Соответственно, не всегда оправданным будет в такой «академической» форме учебной деятельности, как лекция (определение А.Вербицкого), применение дидактических методов: «моговой штурм», когда поощряются любые, даже самые глупые, шуточные идеи [4, с.219]; изучение литературы в процессе  интеллектуальных игр; презентация основного содержания лекции по литературе в образной форме и т.п.;

? инновационное обучение предполагает большую самостоятельность студентов в подборе содержания материала. Но, преподаватель должен обучать учащихся, в том числе и во время лекции, опыту исследования, стратегиям поиска материала, умению работать с разными источниками, сравнивать, оценивать, применять полученную информацию т.п. Обычно, студент рассчитывает подготовиться к занятию при помощи Интернета. Например, если по творчеству Марка Вовчка в системах типа «Google» он будет искать ответы на вопросы по ключевым словам: «Марко Вовчок», «Творчество Марка Вовчка», то откроет кладезь литературных легенд, которыми обросла биография писательницы: роковая женщина украинской литературы, жрица любви, секс символ Украины и подобные, которые рассчитаны на недалекого обывателя, а не будущего учителя литературы - интеллигента и интеллектуала.

Эксперимент относительно внедрения инновационных моделей в практику украинских образовательных учреждений разных типов помог И.Матиюк диагностировать такое «заболевание отечественной педагогики», как отрыв от зарубежного опыта в научной и практической сферах; когда информация о технологиях часто исчерпывается наименованием-перечислением или рекламным характером; учителя занимают по отношению к педагогическим технологиям  позицию «пользователя»; а нужно не механически перенимать, а «наполнять их своим содержанием» [6, с.1]. Таким образом, есть необходимость в конкретных рекомендациях, в особенности, как вводить в модель классической лекции по истории украинской литературы элементы инновационной технологии, чтобы студенты не были пассивными слушателями, а были задействованы в ней.

• Чтобыстуденты-филологи активно воспринимали лекцию, они должны понимать научный стиль изложения материала, владеть базовыми литературоведческими знаниями. Монологическая форма общения «диалогизируется» ответами учащихся на вопросы профессора по ходу лекции, касающимися изученных в школе общих законов литературы, способов созидания произведений, прочитанних и проанализированных текстов и т.п. Новую научную информацию лучше структурировать, подавать в виде блоков, схем, таблиц, установок; применять классификационные приемы; следить, чтобы термины, дефиниции записывали; добиваться их запоминания путем многочисленних повторений, применения по ходу изучения различных программных текстов; включать в учебный процесс тесты, анкеты, которые помогут определить каждому качество усвоения темы, темп развития  и т.д.

• Готовясь к лекции, решая проблему организации литературного материала, важно предусмотреть задания, активизирующие познавательную деятельность; например, исследуя специфику сатиры, поинтересоваться: почему «украинская литература начиналась сатирой, продолжалась и по сей день основывается на сатире» (А.Марчук); правда ли, что юмористика – «малостоящий жанр» (О.Чорногуз), писатели-юмористы – «шуты литературы» (Ю.Ивакин) и т.п; продумать специальные вопросы для студентов с высоким уровнем учебных достижений; оставлять место для эвристического поиска (предоставлять возможность студентам самим додуматься до правильного ответа, определить способы решения проблемы, сконструировать научное определение и. т.д.). Следующее занятие начинать с мини-докладов студентов на вопросы, которые на предыдущей лекции не успели рассмотреть; проверки оформления специально недозаполненных таблиц, самостоятельно проанализированных произведений по образцу (например, на лекцииизучали фельетоны О.Маковея,программа же рекомендует также ознайомиться с фельетонами Остапа Вишни, П.Капельгородского, П.Панча, О.Чорногуза и др.). Или запланировать подобные виды работ на семинарских, практических занятиях этого же курса.

• Теорию описанной в педагогике разновидности лекции-консультации по предложенному опорному конспекту [5, с.224] можно использовать при разработке методики руководства долекционной подготовкой студентов. Тогда появляется возможность повысить уровень художественного анализа (до лекции следует прочитать художественные произведения); расширить и уразнообразить объем учебной информации за счет заданий: законспектировать, ознакомиться с рекомендованными к теме научными источниками; найти и сравнить определения ведущими исследователями ключевых теоретических понятий; составить список дополнительной критической литературы, в том числе представленной в Интернете; студентам предоставляется возможность на время исполнять функции профессора, раскрывая несложные вопросы плана; приобщиться к формированию содержания  и т.п.; оценить пакет с заданиями и методическими рекомендациями, предусмотренными программой модульного обучения и т.п.

• В повышении деятельной природы лекции важную роль играет мотивационный компонент: необходимо определять место приобретенных знаний в структуре модели специалиста; где и как студенты-филологи могут применить их в практической педагогической деятельности. Оценки за активное участие в лекции отобразятся в рейтинге студента. Интересное предложение, как достичь взаимной детерминации лектора и студентов, академика Д.Чернилевского: приучать к определенным правилам организации занятия; чтобы то, что было скрыто, так сказать, «педагогическая кухня», стало не просто открытым, а составило бы основу самоорганизации и саморегуляции учащихся в учебном процессе[9, с.137,140]. Учебным планом предусмотрена вузовская практика студентов магистратуры; их нужно задействовать в «лекции в паре» или «лекции-диалоге», при условии, что функции профессора, - не столько оппонировать, сколько быть консультантом, советчиком и т.д.

Таким образом, среди дидактов нет единого мнения, относительно того, должны ли быть инновационные изменения в научной лекции радикальними или достаточно ее несколько усовершенствовать. Скорее всего, преобразования должны иметь не кардинальный, а модифицированный характер, в особенности в аспектах целевой ориентации – не только сообщение знаний, но и поощрение поисковой, творческой деятельности; изменения позиции учащегося с пассивной, «воспринимающей», на инициативную - диалогические отношения с преподавателем, участие в поиске информации, формировании содержания занятия и др.

 

Литература:

1.Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах.- М.: Просвещение, 1991.- 176 с.

2.Воробьев А.М. Проблемная ситуация в лекции / А.М. Воробьев. – М.: Знание, 1981.-64 с.

3.Гончаренко С.У. Український педагогічний словник /С.У.Гончаренко.-К.: Либідь,1997.-376 с.

4.Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні  технології: навч. посіб. / І.М.Дичківська -К.: Академвидав, 2004.-352 с.

5.Куцевол О.М. Методика викладання української літератури (креативно-інноваційна стратегія): монограф. / О.М.Куцевол. -К.: Освіта України, 2011.- 464 с.

6.Матіюк І.О. Інноваційні моделі навчального процесу в сучасній школі (на матеріалах різних типівх навчально-освітніх закладів України): автореф… канд. пед. н.- К.,1999.-22 с.

7.Освітні інноваційні технології в процесі викладання навчальних дисциплін / за ред. О.А. Дубасенюк. – Житомир: Видавництво ЖДУ, 2004. – 261 с.

8. Токмань Г.Л. Методика викладання української літератури в старшій школі: екзистенціально-діалогічна концепція / Г.Л.Токмань. - К.: Міленіум, 2002.- 320 с.

9.Чернилевский Д.В. Дидактические технологи в высшей школе / Д.В.Чернилевский.- М.:Юнити, 2002.-438 с.

Comments: 3

Morozova Natalia

Очень основательный анализ современных инновационных моделей модернизации лекции. Интересная и актуальная статья.

Nadezhdina Natalya

Тема борьбы между "традициями" и инновациями" будет актуальна во все времена. Полностью разделяю вашу точку зрения, по предложенному решению данной проблемы!

Minnullina Rozaliya Faizovna

Интересный, содержательный анализ! Удачи!
Comments: 3

Morozova Natalia

Очень основательный анализ современных инновационных моделей модернизации лекции. Интересная и актуальная статья.

Nadezhdina Natalya

Тема борьбы между "традициями" и инновациями" будет актуальна во все времена. Полностью разделяю вашу точку зрения, по предложенному решению данной проблемы!

Minnullina Rozaliya Faizovna

Интересный, содержательный анализ! Удачи!
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.