facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Trubaichuk Lyudmila, head of a chair, doctor of education, full professor

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

В работе обсуждается процесс непрерывного и органического социально контролируемого вхождения ребенком в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого.

Ключевые слова: развитие, одаренность, активность, творчество.

The paper discusses the process of continuous social and organic baby controlled entry into the society, the process of assigning them to the social norms and cultural values under the direct participation of a significant adult.

Keywords: development, talent, activity, creativity.

 

Возраст 5-8 лет иногда называют золотым периодом по богатству проявлений творчества ребенка. Это пора интенсивного и самостоятельного творчества. Именно в этом возрасте творческая деятельность детей не знает своих пределов, сплошь и рядом порождая у родителей ошибочное мнение об исключительной одаренности своих детей. К сожалению, ближайшие годы разбивают эту иллюзию. По мнению специалистов, с возрастом образная впечатлительность ослабевает, повышается критичность мышления, к тому же накапливаются шаблоны и штампы. Естественное детское творчество исчезает.

Идея нашего исследования состоит в том, что вслед за Л.С.Выготским, А.Маслоу считаем, что все дети от природы талантливы, чтобы сохранить имеющиеся от рождения задатки одаренности, ребенку необходима «подпитка», развертывание, раскрытие его природных начал за счет создания специально организованного творческого образовательного пространства. Мы рассмотрением дошкольное образование как фундаментальную основу для полноценной жизнедеятельности дошкольника и его дальнейшего образования. При этом личность ребенка дошкольного возраста определяется как развивающийся социокультурный феномен, нуждающаяся в постоянной поддержке и развитии склонностей и задатков, которые значительно проявляются в данном возрасте и накладывают отпечаток на всю жизнедеятельность. Дети дошкольного возраста особо чувствительные к миру художественной культуры, и миссия взрослых – сохранить эту эмоциональную откликаемость, ввести его во взрослый мир посредством понимаемых и тайных знаков и символов культуры. Творческий акт в дошкольном возрасте – сложный диалектический процесс, в котором объединяются сознательное и интуитивное воображение, мышление, вдохновение и труд, оригинальность и подражательность. Природные качества ребенка развиваются лишь в результате целенаправленного воздействия через создание творческого образовательного пространства семьи и образовательного учреждения.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что развитие одаренности осуществляется под воздействием значимого Другого, ведущего малыша в общество. «Речь идет не о потребительской зависимости растущих людей (физической, материальной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как посредникам, открывающим им будущее, и как к соучастникам их деятельности». Детство – это не «социальный питомник» [1], а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые. Дошкольник, познающий жизнь, особенно нуждается в обретении взрослых смыслов жизни. Активное постижение смыслов жизни, развитее одаренности у ребенка данной возрастной группы происходит через вопросы к взрослому или в игре как ведущей деятельности дошкольника.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил нам выявить, что одаренность чаще всего проявляется в дошкольном возрасте как художественно-творческая, так как ребенок-дошкольник, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное (именно этими свойствами наделено искусство) и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности. Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми.

В рамках нашего исследования ребенок, обладающий художественно- творческой одаренностью проявляет самостоятельность, инициативу и любознательность при рассматривании и в обследовании произведения искусства, дает оценку его основным эстетическим характеристикам, отражает понимание выбора средств выразительности художника в соответствии с замыслом в содержании суждений. Такой ребенок демонстрирует в речи, жестах эстетические чувства, является инициатором искусствоведческой беседы, с увлечением занимается творческой (музыка, театр, ИЗО, хореография) деятельностью. Художественно-творческий одаренный ребенок работает самостоятельно, предлагает свои идеи, свободно входит в нестандартную ситуацию, охотно экспериментирует, легко выбирает необходимые для осуществления замысла изобразительные и технические средства, испытывает удовольствие от эстетической деятельности, знает, как сделать работу еще лучше.

У современного дошкольника формируется иная субкультура детства, во многом зависящая от влияния мира взрослых и развития технического и информационного прогресса. Д.И. Фельдштейн утверждает, что детство, устремленное к свободе, действию, чистоте в культуре может создать поле, в котором разворачиваются его собственные уровни духовного развития в ситуации выбора, где он обретает новую культуру и освобождается от старого[1].

Под феноменом одаренности дошкольника понимаем процесс непрерывного и органического социально контролируемого вхождения ребенком в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого, на основании чего происходит развитие творческих задатков, потенциалов и способностей, самоизменение личности ребенка уже на раннем этапе онтогенеза. Мы придерживаемся мнения, что детская одаренность как интегральная, динамическая личностная характеристика, которая определяет возможность достижения ребенком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми, наиболее интенсивно начинает проявляться в дошкольные годы. Детский дошкольный возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности.

Феноменологический подход позволяет рассмотреть дошкольное детство не изолированно от других детских возрастных групп, а в их взаимосвязи, в развитии и движении, выявить интегративные системные свойства данного возраста и его качественные характеристики, чтобы составить объективную картину ребенка дошкольного детства как социокультурного феномена и обеспечить преемственность и перспективность развивающейся личности на всех возрастных этапах. Предметный, функциональный и исторический аспекты данного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития такого сложного явления как одаренность.

Биологический феномен одаренности дошкольников определяет врожденную природу данного явления. Мы соглашаемся с мнением А.Маслоу, который заявляет, творческая направленность является врожденной для всех людей, но теряется большинством под воздействием среды. Для нас важным является идея Тейлора, о том, что творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Креативность (творческость) рассматривается им не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной индивидуальности. Рассмотрим, какие проявления одаренности у дошкольника являются врожденными и что он теряет с возрастом под воздействием среды.

По мнению А.Ф.Яфальян, голографическое (целостное) и субсенсорное (сверхчувствительное) восприятие мира, являющиеся врожденными, обеспечивают раннее проявление одаренности. Очевидно, именно голографичность и субсенсорность позволяли ребенку-дошкольнику осваивать мир в быстром темпе, пройти за 4-5 лет этапы развития человечества. Высокая чувствительность, целостность восприятия мира дают ему возможность наиболее полно, объемно, быстро и, главное, точно усваивать опыт. Не случайно говорят, что «устами младенца глаголет истина», «чист как дитя», «детская непосредственность» и т.д. Субсенсорное, то есть сверхчувствительное, восприятие мира представляет собой отражение любого воздействия, реакцию на раздражители, влияние которых человек не осознает и не дает им отчета. Это одно из проявлений бессознательного. Каждый орган чувств (например, зрение, слух) имеет порог ощущений, за которым происходит воздействие звука, световой волны, но настолько слабое, что оно зрением, слухом не воспринимается [2].

Психический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем, что художественно-творческая одаренность ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное (именно этими свойствами наделено искусство) и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности. Вслед за А.М.Матюшкиным мы одаренность понимаем как развивающееся творчество, прежде всего творческих способностей. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления, в сочетании с интенсивным развитием воображения это обеспечивает развитие творческих способностей.

В данном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо творческой деятельности. Характер развития художественно-творческой одаренности в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованных деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой), а также личностной активностью самого ребенка, его способности к саморазвитию. Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми.

Такой ребенок демонстрирует в речи, жестах эстетические чувства, является инициатором искусствоведческой беседы, с увлечением занимается творческой (музыка, театр, ИЗО, хореография) деятельностью. Художественно-творческий одаренный ребенок работает самостоятельно, предлагает свои идеи, свободно входит в нестандартную ситуацию, охотно экспериментирует, легко выбирает необходимые для осуществления замысла изобразительные и технические средства, испытывает удовольствие от эстетической деятельности, знает, как сделать работу еще лучше.

Духовно-нравственный феномен развития одаренности детей в дошкольном детстве определяется тем, что ребенок как член социума постоянно включен в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Дошкольник «включен» в другого человека и через эту включенность развивается как творческая личность. Собственный поиск жизненных установок, освоение творческих образцов и норм творческой деятельности осмысленно соединено у ребенка со значимым Другим: родителями, педагогами, сверстниками. Исторические факты свидетельствуют, что гениальные люди делятся на две большие группы: альтруистов и эгоистов. Большая внушаемость, подражательность, эмоциональная восприимчивость делают дошкольный возраст особенно благоприятным для развития нравственных чувств. В этом возрасте начинают складываться и укрепляться моральные установки и психологические свойства личности, выражающие ее отношение к другим людям: общительность, справедливость, стремление доминировать, эгоизм и т.д. Это осуществляется в основном через эмоциональные механизмы сознания, так как в детстве (прежде всего дошкольном) развитие эмоционального отношения к жизни опережает развитие моральных знаний, рациональной стороны морального сознания. Мир эмоций и чувств формируется в сравнительно раннем возрасте, и если какие-то фундаментально важные для морали эмоции не сложились, очень мало надежды на то, что этот пробел будет восполнен в будущем, ибо опыт свидетельствует о необратимости развития ребенка на разных этапах.Эмпатия - как способность эмоционально воспринимать другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Мы считаем, духовно-нравственное развитие должно опережать развитие одаренности ребенка. Не захваливать, не подчеркивать уникальность ребенка, а сделать все, чтобы направить талант и дар на созидание, на благо других людей.

Социокультурный феномен развития одаренности детей дошкольного возраста объясняется тем, что творческая самореализация личности приобретает всё большее значение в современных социокультурных условиях, когда высокоразвитое творческое мышление и активное, творчески инициативное отношение к явлениям окружающей действительности рассматривается в обществе как высшая ценность. Известно, что как на проявление детской одаренности, так и на ее сохранение и развитие большое влияние оказывают социальные условия, в которых находится ребенок. Прежде всего, это условия, созданные и поддерживаемые в семье. Равнодушие к особенностям развития ребенка со стороны родителей может привести к быстрому затуханию одаренности. И напротив, преувеличение проявляемых ребенком способностей, перекос в воспитании в сторону лишь выявленной одаренности, приводит к многочисленным проблемам, связанным с неразвитостью других сторон личности ребенка. И только адекватная оценка особенностей ребенка и создание условий для гармоничного развития деятельностной, мотивационной, интеллектуальной, социальной сфер его развития может привести к сохранению и совершенствованию одаренности и возможности наиболее полно реализовать ее. Это относится и образовательному учреждению, которое не в меньшей степени, чем семья влияет на раскрытие и реализацию одаренности детей. Большая работа проводится в настоящее время по раннему выявлению одаренности, организации образовательного процесса, способствующего развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста (например, программа «Одаренный ребенок»). На наш взгляд, важна не сама по себе одаренность в какой-либо области, а то, как она будет реализоваться, на основе каких ценностей будет действовать одаренный человек, какова будет его гражданская позиция, социальная компетентность. Следовательно, особое внимание в работе с одаренными детьми должно уделяться формированию их социального развития.

Рассматривая развитие одаренности в дошкольном возрасте, важно выделить гендерный феномен одаренности ребенка. Исследования литературных источников о жизни художников (Леонардо да Винчи, П. Пикассо, С. Дали, З. Серебрякова, М. Башкирцева) позволяют сделать вывод, что для творчества важна андрогиния, обретение которой возможно при идентификации мальчика преимущественно с матерью или другими личностями женского пола в окружении будущего творца, а девочки - с отцом. Исследователи одаренных детей отмечают, что они в гораздо большей степени, чем менее способные сверстники, соединяют в себе свойства, характерные как для собственного пола, так и для противоположного (психологическая андрогиния). Творчески одаренные мальчики обладают многими чертами, стереотипно считающимися женскими, - чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом и т. д. С другой стороны, творчески одаренные девочки проявляют многие, традиционно считающиеся мужскими, качества - независимость, самоутверждение, честолюбие. Вместе с тем, исследования позволяют сделать вывод, что для успешности творчества в личности должны взаимодополняться мужское и женское начала. Творческие личности отличаются тем, что при решении задач пользуются обоими полушариями мозга (Л. С. Выготский, Дж. Гауэн, А. Маслоу, Дж. Гилфорд, Э. Боно, Р. Б. Хайкин, Д. Ландрам). Но достаточно жесткие социокультурные требования к мужской модели поведения в период дошкольного детства помогают мальчику сохранить и усилить в период окончательного становления идентичности мужские личностные проявления. Для девочки же изначальная женственность и последующая близость с женственной матерью и окружением своего пола, не отличающимся личностными проявлениями, стереотипно считающимися мужскими, способствуют становлению феминной женщины, но оказывают негативное влияние на становление женщины в дальнейшем как активной и независимой личности, способной реализоваться в творчестве, особенно гениальном.

Таким образом, понятие «развитие одаренности ребенка дошкольного возраста» можно рассматривать как многомерный феномен, который, имея биологическую и психическую основу, опосредован социокультурными факторами развития общества. Присвоение ребенком человеческой культуры и участие в творческой деятельности всегда носит деятельностный характер – он не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям жизни, выступает как активный субъект преобразования окружающей действительности, способный к созданию продуктов творчества и самостроительству собственной жизни под руководством значимого взрослого.

 

Литература:

Фельдштейн, Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования [Текст]/ Д.И. Фельдштейн //Мир психологии. – 2009. – № 1. – С. 212.

Яфальян, А.Ф.Учимся жить у великих: к вопросу о талантливых детях[Текст]/ А.Ф. Яфальян// Одаренные дети дошкольного возраста ХХ1 века: предпосылки, факторы и перспективы развития. – Челябинск: Изд-во «Оразование», 2009. –С.75-82.

0
Your rating: None Average: 6.5 (11 votes)
Comments: 8

Igropulo Irina Fedorovna

Уважаемая Людмила! Благодарю за статью и возможность познакомиться с Вашей позицией по поводу развития детской одаренности. Мне импонирует Ваш выбор возрастной категории и особый акцент на значении художественно-творческой деятельности. Согласна также с утверждением о роли социального развития одаренных детей. Считаю Вашу проблему очень актуальной в научном и социальном аспектах и желаю Вам новых успехов в дальнейших исследованиях. Хочется верить, что при переходе из ДОУ в школу дети не перестанут быть творцами. Формализм - главный враг творческого развития всех детей, да и взрослых. А его сегодня больше, чем хотелось бы в образовании. Но мы должны объединять наши ресурсы (интеллектуальные, эмоциональные), чтобы дать школьникам и студентам возможность реализовать себя. С уважением, Игропуло Ирина

Panfilova Alvina

03.02.2013 - Panfilova Alvina Уважаемая Людмила, благодарю вас за статью. Она очень интересна, информационна и перспективна в плане анализа возможностей развития детей и использования их одарённости в детском возрасте. Я тоже часто размышляю по поводу одарённости детей и креативности взрослых, поэтому у меня есть размышления, которые вам также могут пригодиться в плане расширения исследования. Поскольку не позволяет формат, пропишу только несколько проблем архиважных и требующих специальных исследований, может быть вам это покажется интересным или вашим деловым партнёрам. 1 проблема связана с тем, что индивидуальный стиль лидерства также проявляется и доказано, что формируется к 5 годам ребёнка, но исследований про это чрезвычайно мало, а ведь стиль у взрослых людей влияет на всё: взаимодействие с другими, семейные отношения, карьеру, успех и пр. 2-ая проблема - это развитие сенсорных каналов ребёнка. К сожалению в России родители, садики и школы чаще всего развивают тот канал, который у ребёнка развит генетически и остаются недоразвитыми другие каналы. Так у на с в России только 13% людей имеют развитый аудиальный канал, 35 % визуальный, 52% - кинестетический. Это данные НЛП, а по другим каналам вообще исследований практически нет. В результате дети одни музыцируют всю жизнь, другие- рисуют, а учиться им трудно из-за неразвитости остакльных каналов. Эта проблема сегодня и у многих студентов, а 52% россиян с кинестетическим каналом не получают нужных эмоций и информации из-за недостаточного внедрения в учебный процесс интенсивных технологий. 3-ья проблема связана с развитием социального и эмоционального интеллекта в детском возрасте. В связи с управлением человеческими ресурсами стала острой проблема руководителей с развитой эмпатией и эмоциональным интеллектом. Мне представляется, что проблема, прописанная вами, тесно связана с теми, которые я обозначила. По-видимому, должно быть какое-то комплексное решение. К сожалению, я не занимаюсь детьми, у меня студенты и взрослые, которых уже не изменить. Что вы об этом думаете? Буду рада с вами пообщаться неформально по электронному адресу (appanfilova@mail.ru). Благодарю ещё раз за ваш материал. С уважением, профессор Панфилова А.П. Санкт-Петербург (РГПУ)

Nabi Yskak

Статья интересна в теореическом плане. Желательно бы разработать методические вопросы. В Казахстане в Национальном центре информатизации разрабатываются компьютерные игры для детей дошкольного возраста на основе казахсого фольклора. Все они выполнены красочно, что соотвествует Вашей мысли об эмоциональном воздействии красочности. Разработчики игр надеются, что они будут способствовать развитию талантов ребенка.

Lavrenteva Zoya Ivanovna

Несомненной ценностью статьи является обращение к социальной составляющей одаренности ребенка. Нельзя не согласиться, что базисом сохранения и развития творческой одаренности выступает социальная направленность творчества ребенка. Может показаться, что это общеизвестные теоретические идеи, но статья, на мой взгляд, направлена на то, чтобы придать устойчивость данному теоретическому положению. Приветствует подобные статьи. Желаю успехов. Зоя Лаврентьева

Sanosyan Khachatur Avetis

Уважаемая Людмила. Разделяю Ваше мнение , “что все дети от природы талантливы, чтобы сохранить имеющиеся от рождения задатки одаренности, ребенку необходима «подпитка», развертывание, раскрытие его природных начал за счет создания специально организованного творческого образовательного пространства”. Желаю Вам успехов в реализации проекта. С уважением Х.А.Саносян

Bondar Irina Aleksandrovna

Интересная тема, считаю, что в современных условиях очень важно подобрать и специальный компьютерный инструментарий в виде электронных развивающих комплексов, для активизации развития ребенка на основе игровых элементов

Varfolomeeva Zoya Semenovna

Проблема, безусловно, актуальна. Автор справедливо обращается к дошкольному детству как интересному в плане одаренности возрастному периоду. Вместе с тем, остаются вопросы по практической значимости проведенного исследования. Кроме того, спорной выглядит корректность рассмотрения "феномена одаренности" как некоего процесса, и, наоборот, "процесса развития одаренности" как некоего феномена. спасибо за интересное сообщение.

Fedina Volodimira

Дуже цікава стаття. Як ще казав свого часу Плутарх: "Дитина - це не посудина, яку треба заповнити, а факел, який необхідно розпалити". В дошкільний період якраз і необхідно розвивати здібності до обдарованості. Не даремно, зараз дітей з 3 місяців вже починають навчати іноземним мовам.
Comments: 8

Igropulo Irina Fedorovna

Уважаемая Людмила! Благодарю за статью и возможность познакомиться с Вашей позицией по поводу развития детской одаренности. Мне импонирует Ваш выбор возрастной категории и особый акцент на значении художественно-творческой деятельности. Согласна также с утверждением о роли социального развития одаренных детей. Считаю Вашу проблему очень актуальной в научном и социальном аспектах и желаю Вам новых успехов в дальнейших исследованиях. Хочется верить, что при переходе из ДОУ в школу дети не перестанут быть творцами. Формализм - главный враг творческого развития всех детей, да и взрослых. А его сегодня больше, чем хотелось бы в образовании. Но мы должны объединять наши ресурсы (интеллектуальные, эмоциональные), чтобы дать школьникам и студентам возможность реализовать себя. С уважением, Игропуло Ирина

Panfilova Alvina

03.02.2013 - Panfilova Alvina Уважаемая Людмила, благодарю вас за статью. Она очень интересна, информационна и перспективна в плане анализа возможностей развития детей и использования их одарённости в детском возрасте. Я тоже часто размышляю по поводу одарённости детей и креативности взрослых, поэтому у меня есть размышления, которые вам также могут пригодиться в плане расширения исследования. Поскольку не позволяет формат, пропишу только несколько проблем архиважных и требующих специальных исследований, может быть вам это покажется интересным или вашим деловым партнёрам. 1 проблема связана с тем, что индивидуальный стиль лидерства также проявляется и доказано, что формируется к 5 годам ребёнка, но исследований про это чрезвычайно мало, а ведь стиль у взрослых людей влияет на всё: взаимодействие с другими, семейные отношения, карьеру, успех и пр. 2-ая проблема - это развитие сенсорных каналов ребёнка. К сожалению в России родители, садики и школы чаще всего развивают тот канал, который у ребёнка развит генетически и остаются недоразвитыми другие каналы. Так у на с в России только 13% людей имеют развитый аудиальный канал, 35 % визуальный, 52% - кинестетический. Это данные НЛП, а по другим каналам вообще исследований практически нет. В результате дети одни музыцируют всю жизнь, другие- рисуют, а учиться им трудно из-за неразвитости остакльных каналов. Эта проблема сегодня и у многих студентов, а 52% россиян с кинестетическим каналом не получают нужных эмоций и информации из-за недостаточного внедрения в учебный процесс интенсивных технологий. 3-ья проблема связана с развитием социального и эмоционального интеллекта в детском возрасте. В связи с управлением человеческими ресурсами стала острой проблема руководителей с развитой эмпатией и эмоциональным интеллектом. Мне представляется, что проблема, прописанная вами, тесно связана с теми, которые я обозначила. По-видимому, должно быть какое-то комплексное решение. К сожалению, я не занимаюсь детьми, у меня студенты и взрослые, которых уже не изменить. Что вы об этом думаете? Буду рада с вами пообщаться неформально по электронному адресу (appanfilova@mail.ru). Благодарю ещё раз за ваш материал. С уважением, профессор Панфилова А.П. Санкт-Петербург (РГПУ)

Nabi Yskak

Статья интересна в теореическом плане. Желательно бы разработать методические вопросы. В Казахстане в Национальном центре информатизации разрабатываются компьютерные игры для детей дошкольного возраста на основе казахсого фольклора. Все они выполнены красочно, что соотвествует Вашей мысли об эмоциональном воздействии красочности. Разработчики игр надеются, что они будут способствовать развитию талантов ребенка.

Lavrenteva Zoya Ivanovna

Несомненной ценностью статьи является обращение к социальной составляющей одаренности ребенка. Нельзя не согласиться, что базисом сохранения и развития творческой одаренности выступает социальная направленность творчества ребенка. Может показаться, что это общеизвестные теоретические идеи, но статья, на мой взгляд, направлена на то, чтобы придать устойчивость данному теоретическому положению. Приветствует подобные статьи. Желаю успехов. Зоя Лаврентьева

Sanosyan Khachatur Avetis

Уважаемая Людмила. Разделяю Ваше мнение , “что все дети от природы талантливы, чтобы сохранить имеющиеся от рождения задатки одаренности, ребенку необходима «подпитка», развертывание, раскрытие его природных начал за счет создания специально организованного творческого образовательного пространства”. Желаю Вам успехов в реализации проекта. С уважением Х.А.Саносян

Bondar Irina Aleksandrovna

Интересная тема, считаю, что в современных условиях очень важно подобрать и специальный компьютерный инструментарий в виде электронных развивающих комплексов, для активизации развития ребенка на основе игровых элементов

Varfolomeeva Zoya Semenovna

Проблема, безусловно, актуальна. Автор справедливо обращается к дошкольному детству как интересному в плане одаренности возрастному периоду. Вместе с тем, остаются вопросы по практической значимости проведенного исследования. Кроме того, спорной выглядит корректность рассмотрения "феномена одаренности" как некоего процесса, и, наоборот, "процесса развития одаренности" как некоего феномена. спасибо за интересное сообщение.

Fedina Volodimira

Дуже цікава стаття. Як ще казав свого часу Плутарх: "Дитина - це не посудина, яку треба заповнити, а факел, який необхідно розпалити". В дошкільний період якраз і необхідно розвивати здібності до обдарованості. Не даремно, зараз дітей з 3 місяців вже починають навчати іноземним мовам.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.