facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ (на примере подготовки педагогов-музыкантов)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ (на примере подготовки педагогов-музыкантов)МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ (на примере подготовки педагогов-музыкантов)
Dolgova Valentina, dean, doctor of psychology, full professor

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia

Yana Zhakupova, head of the department, candidate of psychology, associate professor

South Ural State Institute of Art named P. Tchaikovsky, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

 

В статье показано моделирование процесса формирования эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов. Методологическую основу построения модели составляют системный подход, теория поуровневого подхода, теория познания. Методологические позиции позволили выявить в обсуждаемой модели три уровня ее функционирования: стихийный, эмпирический и научный. На каждом уровне представлены компоненты и элементы эмоционально-коммуникативной культуры в их развитии, раскрыты этапы и принципы их формирования.

Ключевые слова: моделирование, эмоционально-коммуникативная культура, её компоненты и элементы, этапы и принципы формирования.

This paper shows simulation of the formation of emotional and communicative culture of future teachers and musicians. The methodological basis of model building up a systematic approach, the theory of tiered approach, the theory of knowledge. Methodological positions revealed in the three levels of the model of its operation: natural, empirical and scientific. At each level of the components and elements of emotional and communicative culture in their development stages and revealed the principles of their formation.

Keywords: modeling, emotional and communicative culture, its components and elements, stages and principles of formation.

 

Моделирование эмоционально-коммуникативной культуры предполагает наличие четких методологических и теоретических предпосылок, оснований. Проектируя модель формирования эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов, мы исходили из того, что научная модель представляет собой воспроизведение характеристик объекта, специально созданного для их изучения, абстрагированное выражение сущности исследуемого явления.

Методологическую основу построения модели составляют системный подход, теория поуровневого подхода, теория познания.

Этиметодологические позиции позволяют выявить в предлагаемой модели формирования эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантовтри уровня ее функционирования: стихийный (низший), эмпирический (уровень опыта) и теоретический (научный).

На каждом уровне могут быть изучены компоненты эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов.

Стихийный уровень

Мотивационный компонент представлен глорическими эмоциями, составляющими соответствующую эмоциональную направленность личности, а также преимущественной направленностью личности педагога-музыканта на себя, характеризующейся стремлением к личному первенству, престижу. Стихийный уровень функционирования эмоционально-коммуникативной культуры предполагает доминирование у педагогов-музыкантов потребности удовлетворения своих притязаний вне зависимости от интересов других субъектов образовательного процесса.

Когнитивный компонент характеризуется поверхностными, разроз­ненными знаниями в области худо­жественно-эстетиче­ской коммуникации, неоформленными преставлениями о эмоционально-коммуникативной культуре педагога-музыканта, отсутствием рефлексии на собствен­ную эмоцио­нально-коммуника­тивную дея­тельность.

Поведенческий компонент на стихийном уровне функционирования модели представлен низким уровнем экспрессивности речевой деятельности педагога-музыканта, что проявляется в интонационной обедненности речи, отсутствии в ней логических ударений, динамичности, выразительности; низким уровнем развития эмпатии, не позволяющим педагогу проявлять чувствительность в адрес своих воспитанников, что тем самым затрудняет  установление тесного психологического контакта с ними.  Стихийный уровень проявления поведенческого компонента характеризуется также неадекватным выраже­нием невербальных средств музыкально-педагогической коммуникации, низким уровнем эмоциональной устойчивости, выраженной в слабой эмоциональной регуляции своей деятельно­сти и поведения.        Таким образом, на стихийном уровне функционирования модели будущие педагоги-музыканты слабо ориентируются в теории применения знаний о эмоционально-коммуникативной культуре  на практике, обладают скудным поведенческим репертуаром.

Эмпирический уровень.

Мотивационный компонент характеризуется частичным присутствием необходимых потребно­стей и моти­вационных установок, сопровождающихся преимущественно эстетическими и гностическими эмоциями. Проявление направленности личности на обще­ние может вызвать определенные трудности с принятием руководства в ситуации выбора учебно-воспитательных задач, а также отсутствием прямого решения проблем, возникших в ситуации разногласия между учеником и педагогом.

  Когнитивный компонент на этом уровне представлен зарождением эмпирических знаний о специфике му­зыкально-педагогиче­ской коммуникации, стремлением будущих педагогов-музыкантов к отбору, группировке и обобщению полученной учебной информации при помощи более компетентных специалистов. Отмечается становление рефлексии на собственную эмоционально-коммуникативную деятельность.

  Поведенческий компонент характеризуется развитием эмпа­тических качеств будущих педагогов-музыкантов (студенты учатся понимать эмоциональные проявления своих воспитанников); оформляется экс­прессивность речи (студент способен соразмерять громкость, темп, динамику речи с требованиями художественной ситуации). Формируются умения адекватного отображения эмоций и чувств посредством невербального поведения педагога-музыканта (оформляются умения пластического интонирования), происходит формирование эмоциональ­ной устойчивости личности (повышенная чувстви­тельность будущих педагогов-музыкантов наблюдается лишь к определенным трудно­стям, возникающим в учебном взаимодейст­вии с воспитанниками). В целом эмпирический уровень функционирования модели характеризуется осознанием системы знаний и умений, необходимых в педагогической деятельности музыканта. Данный уровень может быть достаточным для лиц, не связанных в профессиональной деятельности общением с людьми.

Теоретический уровень.

Мотивационный компонент представлен доминированием альтруистических, коммуникативных, эстетических и гностических эмо­ций, необходимых для эмоционально насы­щенной, коммуника­тивно-эстетической деятельности. Профессиональная на­правленность на дело, характерная для этого уровня функционирования эмоционально-коммуникативной культуры, обусловливает увлечение процессом эмоционально-эстетической деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Такой педагог-музыкант стремится к сотрудничеству с воспитанниками, что в свою очередь порождает высокую продуктивность музыкально-педагогического общения.

Когнитивный компонент этого уровня отражает наличие целостной системы знаний о специфике музыкально-педагогического процесса и условиях его эффективности, об эмоционально-коммуникативной деятельности и личностных качествах педагога-музыканта, об особенностях проявления  эмоционально-коммуникативной культуры в педагогической деятельности музыканта. Студенты знают психологические особенности музыкально-педагогического общения, могут без затруднения назвать общие принципы и закономерности музыкально-педагогической коммуникации; знают и понимают сущность эмпатии, эмоциональной устойчивости и педагогической экспрессии как необходимых условий формирования эмоционально-коммуникативной культуры будущего педагога-музыканта. Студенты умеют определить границы своих собственных знаний и умений; способны самостоятельно найти пути и средства решения возникших художественно-коммуникативных проблем; умеют оценить качественный уровень действий, обеспечивающих решение поставленной художественно-коммуникативной задачи.

Поведенческий компонент функционирования модели на теоретическом уровне характеризуется системным владением умениями и навыками, необходимыми в профессиональной педагогической деятельности музыканта. На этом уровне будущие педагоги-музыканты обладают развитыми умениями адекватно выразить и передать учащимся необходимые эстетические эмоции; используют широкий диапазон интонаций в речи, смену ритмиче­ских рисунков, динамику; посредством пластического интонирования умеют через жест показать протяженность фразы или несимметричность фразировки, пульсацию и характер того или иного произведения, особенности развития музыкального произведения.

Студенты могут без затруднений уловить изменения в эмоциональном состоянии учащихся по незначитель­ным признакам их невербального поведения, умеют сопереживать и сочувствовать. На этом уровне будущие педагоги-музыканты умеют  оперативно управлять своим психическим состоянием, снимать излишнее напряжение, волнение; спокойно относиться к неожиданностям, возникшим в учебно-воспитательном процессе; умеют поддерживать стабильность эмоциональных ресурсов

Таким образом, модель формирования эмоционально-коммуникативной культуры педагогов-музыкантов характеризуют три уровня функционирования: стихийный (низший), эмпирический (уровень опыта), теоретический (научный). Стихийный уровень представлен спонтанным функционированием эмоционально-коммуникативной культуры в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов. Эмпирический уровень отличается появлением рефлексивного самоконтроля педагога-музыканта над своим коммуникативным поведением, осознанием осуществляемых действий. Теоретический уровень обозначает функционирование эмоционально-коммуникативной культуры с учетом знаний и умений в области эмоционально-коммуникативной деятельности педагога-музыканта.

В состав модели формируемой эмоционально-коммуникативной культуры  входят: социальные установки, знания и умения по теории и практике музыкально-педагогической коммуникации.

Профессиональные установки: содействие и помощь другим; эмоционально открытое выражение мыслей и чувств, переживание художественно-эстетической природы музыкального искусства, ориентация на процесс познания, овладения новыми умениями и навыками; ориентация на сотрудничество с учащимися,  ориентация на качественность выполнения своей работы.

Знания: знание общих принципов и закономерностей музыкального обучения и воспитания; знание структуры музыкально-педагогической деятельности и профессионально важных педагогических качеств музыканта; знание психологических особенностей музыкально-педагогической коммуникации; знание сущности речевого слуха; знание сущности музыкально-педагогической экспрессии; знание сущности эмпатии; знание сущности эмоциональной устойчивости; знание сущности рефлексии; знание сущности педагогической рефлексии.

Умения: умение учитывать специфику музыкально-педагогической коммуникации; умение использовать широкий диапазон интонаций в речи, смену ритмиче­ских рисунков, динамику; умение уловить изменения в состоянии учащихся по признакам в их поведении и манере исполнения; умение сопереживать, сочувствовать; умение оперативно управлять своими психическими состояниями; умение снимать излишнее напряжение, волнение; умение определить границы своих собственных знаний и умений;  умение самостоятельно найти способы и средства решения возникших художественно-коммуникативных проблем; умение оценить качественный уровень действий, обеспечивающих решение поставленных художественно-коммуникативных задач.

По характеру модель идеальная и описательно-знаковая; по задачам моделирования – прогностическая: по степени точности – достоверно-приближенная; по объему абстрагирования свойств оригинала – относительно полная. Её реализация проходит в три этапа: ориентировочно-подготовительный, операциональный, корректировочно-стабилизирующий.

Первый этап формирования эмоционально-коммуникативной культуры является своего рода «вхождением» в профессию, и предполагает проведение профориентационной работы, направленной на формирование и преобразование мотивационной структуры личности будущих педагогов-музыкантов.

На втором этапе происходит усвоение ключевых знаний в области музыкального воспитания и обучения, закладка теоретической основы эмоционально-коммуникативной культуры, обучение методам применения полученных знаний и умений в работе будущего педагога-музыканта.

На   третьем   этапе в условиях практических занятий происходит условное воспроизведение реалий музыкально-педагогического общения, что дает возмож­ность на практике попробовать себя в ситуациях педагогической действительности, прочувствовать себя в роли субъекта, от имени которого выступают студенты.

На четвертом  этапе обучения деятельность носит преимущественно творческий характер, поскольку весь комплекс знаний умений и навыков переносится в условия профессионально-педагогической практики, где студенты самостоятельно планируют, отбирают и проявляют те элементы эмоционально-коммуникативной культуры, которые наиболее приемлемы в конкретной ситуации.

Процесс формирования эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов организуется на основе следующих принципов: комплексности, непрерывности, преемственности, интегративности, индивидуализации, контекстности, вариативности.

Принцип комплексности обусловлен многосоставным характером общепрофессиональной и специальной подготовки педагога-музыканта, в которую входят предметы музыкально-теоретического и музыкально-исторического профиля, общегуманитарные и специальные дисциплины.

Принцип непрерывности и преемственности обеспечивает поступательное овладение новыми знаниями, умениями, личностно-профессиональными качествами; позволяет сохранить результаты предшествующих этапов подготовки и обеспечить возможность продвижения в дальнейшем профессиональном становлении.

Принцип интегративности реализуется во взаимосвязях музыкально-исторических  и психолого-педагогических курсов, в актуализации знаний, полученных при изучении музыкально-исторических дисциплин («История исполнительства», «Музыкальная литература»).

Принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также обучающихся, объединенных в группы для совместной деятельности по признакам возраста, уровня подготовки и т.д.; определяет отбор содержания психолого-педагогического материала и организацию различных форм учебной деятельности.

Принцип контекстности является основным принципом освоения дисциплин психолого-педагогического цикла. Психолого-педагогические дисциплины ориентированы на педагогическую практику и направлены на применение полученных знаний и сформированных умений в условиях профессионально-педагогической деятельности. Конечная цель подготовки педагога-музыканта  связана с его функционированием в конкретных условиях профессиональной деятельности.

Принцип вариативности в профессиональном обучении предполагает разработку элективных курсов, обеспечивающих возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в зависимости от профессиональных потребностей личности и социальных запросов общества.

Указанные принципы формирования эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов мы воспринимаем, с одной стороны, как организацию процесса формирования эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов, с другой  как основу реализации психолого-педагогических условий формирования эмоционально-коммуникативной культуры педагогов-музыкантов.

 

Литература:

  1. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание, управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. – М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  2. Бодалев, А.А. Личность и общение: избр. психол тр. [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Междунар. пед акад.. 1995. – 324 с.
  3. Долгова В.И. Готовность к инновационному управлению в образовании (монография). - М.: Книжный дом «Университет», 2009. – 250 с.
  4. Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Формирование эмоционально-коммуникативной культуры (монография). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. - 240 с.
  5. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность (монография). - Челябинск: Изд-во «АТОКСО» . – 2007. – 253 с.
0
Your rating: None Average: 5.7 (7 votes)
Comments: 6

Shapovalova Inna Sergeevna

В работе действительно предложена модель эмоционально-коммуникативной культуры. Изложение носит несколько реферативный характер, на наш взгляд, необходимо было бы расширить анализ проблемы, актуальности и последствий ее решения, а также дать небольшой теоретический обзор

Cherkasova Svitlana

Интересная статья, актуальная, полезная и хорошо, что переплетается с прочими работами данного автора. Она заслуживает внимания и высокой оценки

Starikov Pavel

Работа безусловно является актуальной, системной. Хочется отметить несколько проблем. Действительно ли целесообразно выделять и дифференцировать три уровня? Может быть четыре, с включением уровня выхода за рамки формализации (уровень мастерства)? Рассматриваем ли мы только одно измерение развития или есть необходимость моделировать несколько частично зависящих координаты развития? В то же время сам по себе подход плодотворен и значим. С уважением, Стариков.

Sergey Chirun

Автором представлена интересная статья по проблеме моделирования процесса формирования эмоционально-коммуникативной культуры. Статья написана хорошим научным языком и заслуживающая высокой оценки.

Soldatenko Iryna

Не понятно, носит ли статья авторский характер, либо представлен реферативный обзор. Работа перекликается с другими статьями, представленными автором. Безусловно, представленный материал будет полезен для учебных заведений, занимающихся подготовкой музыкантов -педагогов.

Dolgova Valentina Ivanovna

Большое спасибо, дорогие коллеги, за оценки. Всего вам доброго! С уважением, Валентина Долгова.
Comments: 6

Shapovalova Inna Sergeevna

В работе действительно предложена модель эмоционально-коммуникативной культуры. Изложение носит несколько реферативный характер, на наш взгляд, необходимо было бы расширить анализ проблемы, актуальности и последствий ее решения, а также дать небольшой теоретический обзор

Cherkasova Svitlana

Интересная статья, актуальная, полезная и хорошо, что переплетается с прочими работами данного автора. Она заслуживает внимания и высокой оценки

Starikov Pavel

Работа безусловно является актуальной, системной. Хочется отметить несколько проблем. Действительно ли целесообразно выделять и дифференцировать три уровня? Может быть четыре, с включением уровня выхода за рамки формализации (уровень мастерства)? Рассматриваем ли мы только одно измерение развития или есть необходимость моделировать несколько частично зависящих координаты развития? В то же время сам по себе подход плодотворен и значим. С уважением, Стариков.

Sergey Chirun

Автором представлена интересная статья по проблеме моделирования процесса формирования эмоционально-коммуникативной культуры. Статья написана хорошим научным языком и заслуживающая высокой оценки.

Soldatenko Iryna

Не понятно, носит ли статья авторский характер, либо представлен реферативный обзор. Работа перекликается с другими статьями, представленными автором. Безусловно, представленный материал будет полезен для учебных заведений, занимающихся подготовкой музыкантов -педагогов.

Dolgova Valentina Ivanovna

Большое спасибо, дорогие коллеги, за оценки. Всего вам доброго! С уважением, Валентина Долгова.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.