facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Page translation
 

ОБУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ МЕТОДАМ ТВОРЧЕСТВА (АНАЛИЗ В КОНТЕКСТЕ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО)

ОБУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ МЕТОДАМ ТВОРЧЕСТВА (АНАЛИЗ В КОНТЕКСТЕ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО)
Starikov Pavel, associate professor, candidate of philosophy, associate professor

Siberian Federal University, Russia

Conference participant

В статье  обсуждается проблематика обучения современным методам творчества, оценивается функциональная значимость этих методов в контексте развития человека и общества. Показывается, что создание комплексной системы формирования навыков творческой деятельности становится все более актуальной задачей современного образования в контексте   растущей комплексности современного мира.

Ключевые слова: методы творчества, творчество, функции, компетентность.

The article is devoted to the problem of the contemporary creativity methods education, the functional role of these methods within the development of human and the society. The author proposes the foundation of the creative skills development system to be more and more topical challenge of the contemporary education in the increasing complexity of the today’s society. 

Keywords:creativity methods,  creativity, functions, competency.

 

Одной из актуальных задач современной гуманитарной науки становится осознание тех компетенций  творческой активности, тех знаний, умений, навыков, которые необходимо должны быть сформированы системой  образования, тех возможностей, вызовов и последствий, которые несет  пробуждение творческости. Творчество на уровне психических процессов можно определить как выход субъекта за пределы имеющихся у него наличных знаний и представлений. В то же время эта способность индивида является эмерджентным (целостным) свойством, имеющим в своей основе определенным образом организованную систему мотивации, умений, знаний. Соответственно, как считает В.Н. Дружинин, «изменяя креативные свойства индивидуума, мы воздействуем на широкую область эмоционально-личностных свойств, и ограничить производимый эффект лишь сферой креативности, по-видимому, невозможно» [1, с.227].

С этой точки зрения, представляется важным,   обсуждение проблематики интегрального формирования  творческой компетентности в рамках  системы образования как одного из наиболее влиятельных социальных институтов современного общества.

В данной работе выделяется и анализируется конкретное содержание и функциональные аспекты современных технологий организации творческого процесса, обучение которым  имеет двойное значение: прагматическое (увеличение эффективности процесса творчества) и личностное, социальное (целесообразно в контексте их значения для развития личности и общества).

Латеральное мышление.Огромную важность для развития навыков творчества имеет научение сознательному поиску альтернатив. Предложил концепцию латерального мышления Эдуард де Боно. При вертикальном мышлении, общепринятом в современной рациональной культуре, человек продвигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан, ищется единственное верное решение. 

 Латеральное мышление направлено на расширение спектра альтернативных идей, что неизбежно влечет за собой важные следствия. Согласно правилам латерального мышления смысл такого поиска в самом поиске, а не в том, чтобы обнаружить какой-то оптимальный вариант. Не останавливаясь на достигнутом, продолжая изыскивать альтернативные пути решения задачи, учащийся приучается  смотреть на ситуацию шире, приобретает навыки в перегруппировке привычных моделей.  В культурологическом, социальном смысле латеральное мышление соответствует идеям взаимодополнительности, толерантности, терпимости. Умение видеть множество путей решения является значимым компонентом обучения совладающим, а не защитным стратегиям при взаимодействии с трудностями. 

Способность преодолевать свои  «внутренние границы» и выходить в новые области поиска – одна из важнейших особенностей творческого мышления. Умение выйти в новые области поиска нередко награждается легкими и красивыми решениями проблем. Поэтому чем большее число сторон, контекстов рассмотрения задачи – областей поиска видит и может охватить сразу исследователь и чем различнее эти контексты, тем лучше.

Особенности «тестового» мышления прочно укореняют в  сознании учащихся неэффективную для пробуждения творческих способностей формулу «одна задача – один ответ».  Поступая иным образом, то есть, придумывая не меньше трех концепций решения,  затем выбирая наилучший вариант, учащиеся открывают свое творческое начало, учатся находить дополнительные возможности и решения. Затраты времени окупаются в долгосрочной перспективе.

Инверсия. Техника инвертирования– действенный способ выйти за рамки привычных неосознаваемых ограничений, освободиться  от скованности предыдущим опытом собственным и общечеловеческим. Подобно известному методу   Мюнхаузена (вытаскивание себя из болота за волосы) техника инвертирования позволяет выходить из разнообразных тупиков проблемных ситуаций, рождает юмор, остроту и свежесть новых подходов, рельефность восприятия мира.

Инвертирование означает изменение чего-либо на свою противоположность. Такое простое действие позволяет, играя, поставить под сомнение привычные убеждения, наши способности,  законы,  здравомыслие, авторитет  учителей и пророков. Уметь безбоязненно применять технику инвертирования означает приобщиться к безумной мудрости в ее архетипическом проявлении Трикстера.  

В то же время, техника инвертирования – диалектична, обучение ее использованию, несмотря на возможные риски, является своеобразной «прививкой» от социальной, культуральной ограниченности, возвращает целостное восприятие мира, диалог света и тени, из которого рождается Самость. Поэтому многие известные технологии творчества, в той или иной форме, включают в себя  процедуру инвертирования. Тема инвертирования и интеграции противоположностей наделена особым статусом практически во всех психологических школах. В частности, в гештальт-терапии  идет речь об особом состоянии, которое  получило название «творческое предстояние» – пребывание в нейтральной точке между противоположностями, в равновесии, но с осведомленностью – сознанием и заинтересованностью в потенциальной ситуации, простирающихся в обоих, борющихся друг с другом направлениях.

Интеграция системного и творческого подходов.Одним из первых вопрос о соотношении творческого и системного подхода был «поднят» в отечественной школе решения изобретательских задач – ТРИЗ, основанной Г.С.Альтшуллером.

Как предположил Альтшуллер, технические системы  развиваются по объективно существующим законам. Эти законы познаваемы. Их можно выявить и использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых технических систем. В целом относительно использования ТРИЗ необходимо сказать,  что в этой системе творчества процесс решения задачи алгоритмизирован, построен как четкая  программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий.  В результате этого изобретатель получает возможность точно выявить ключевое противоречие, разрешение которого позволяет сделать изобретение, то есть усовершенствовать техническую систему. Мышление в понятиях системных функций, переход от административных противоречий к выявленным системным противоречиям (если выполнение одной функции улучшается, то выполнение другой – ухудшается, и наоборот), запрет на компромиссные решения (инициирование смелости и оригинальности догадок) определяют перспективность использования технологий изобретательства ТРИЗ во многих областях человеческой жизни. В то же время, отметим, что гуманитарные технологии, качественно отличаются от технических, предполагают иные, пока еще мало разработанные, подходы к развитию сложных систем.

 Метафоры, аналогии как «катализаторы» творчества. Все большее значение для формирования системного, творческого мышления приобретает  подход, основанный на поиске аналогий, использовании метафор. Важность и перспективность развития «метафорических» технологий творчества очевидна в контексте формирования новой научно-методологической парадигмы. Метафорический язык описания все чаще становится  адекватным средством отражения и познания системной глубины и сложности мира, универсума, открывающейся в рамках этой новой методологической парадигмы. Как считал Э.Нэйманн, одно из опасных заблуждений проистекает из мнения, что человек в своем развитии "прогрессирует" от архаически-мифологического к дифференцированному рациональному.  "Только когда мы поймем, что символы отражают более сложную реальность, чем та, которую можно втиснуть в рациональные концепции сознания, мы сможем полностью оценить способность человека к созданию образов" [2, с.221].

В целом, как показывает опыт применения современных гуманитарных технологий, метафора оказывается  эффективной и гармоничной   формой синтеза эмоционально-образного мышления и  логико-вербального,  метафорический язык – средством диалога  сознания и различных уровней бессознательного.

Метафора во все исторические эпохи выполняла  разнообразные функции в сферах коммуникации, творчестве, познании. На сегодняшний момент создание и использование эффективных метафор становится наукой и искусством одновременно. Возможности метафорического языка только начинают осознаваться, а практика использования метафор – систематизироваться.

В целом можно выделить ряд функций, которые выполняют метафоры  в организации творческого процесса.

1. Использование метафор облегчает рождение понимания нового, неизвестного. В частности, с помощью метафор создаются модели, которые раскрывают существенные свойства изучаемого объекта, явления. Отсутствие подходящих метафор может самым серьезным образом ограничить процесс познания. Новые метафоры   расширяют горизонт познания, делают очевидными и доступными   ранее скрытые  свойства и отношения. 

2. Метафоры используются для диагностики и описания сложной проблемной ситуации, когда  часть значимых связей и отношений не может учитываться рациональными способами, но «схватывается» интуицией, правополушарными способами обработки информации. В частности, метафоры в рамках проективных техник служат инструментом познания внутреннего мира человека, сложных социальных отношений.

Более того, обыгрывание специально подобранных метафор позволяет разрешать  сложные узлы проблем внутрипсихологических, социальных, духовных.  

3. Выражение мыслей с использованием метафор активизирует деятельность воображения, включает ассоциативное мышление  и, таким образом, оживляет, энергетизирует творческий процесс. Наконец, развитие способности находить связи между, на первый взгляд, чужеродными предметами и ситуациями, переносить идеи из одной области в другую формирует богатый, многогранный внутренний мир самого творца. Возможно,  поэтому способность порождать оригинальные, глубокие ассоциации-сравнения   используется как один из интегральных индикаторов творческих способностей.

4. Через метафоры, аналогии, образы и косвенные намеки звучит голос человеческой интуиции. Большинство людей находятся вне контакта со своей интуицией,  ожидая, что интуитивный процесс даст буквальное решение их проблемы. Развитие способности говорить метафорически и понимать метафоры   позволяет сформировать коммуникативную систему взаимодействия с бессознательными стилями мышления, принимать решения, прислушиваясь к голосу интуиции.

Дифференциация и интеграция функций, необходимых для организации творческого процесса. Такого рода методы являются одним из ключевых факторов организации эффективного творческого процесса. Общий подход –  разделить во времени стратегии мышления, являющиеся функциональными для реализации заданных целей каждого этапа творческого процесса.  Так, Эдвард  де Боно, известный  как автор концепции латерального мышления, предлагает шесть структурированных функций, позволяющих наиболее полно, синергично использовать возможности человеческого мозга, в равной степени задействовать эмоциональное, логическое, интуитивное, критическое и оперативное мышление. Данный метод расчленяет мыслительный процесс на шесть структурированных этапов.  Широко известны схемы стадиации творческого процесса с включением этапов: постановка проблемы, сбор данных, инкубация, озарение, операционализация.  

Следует отметить, что за конкретными техниками дифференциации функций и последующей интеграции в целостную систему  противоположностей, удержании их в равновесии  угадывается значительно больший объем системных последствий, опыт гениальности, проявления архетипа Самости.  Как писал А. Маслоу,  творческие способности – эпифеномен большей целостности и интегрированности.  Известный российский ученый А.Н. Лук делает следующее замечание  по данной теме. Творческая личность соединяет в себе противоположные черты: серьезность и шутливость, приверженность традициям и «бунтарство», уверенность в себе и скромность, готовность к риску и осторожность, деятельный характер и склонность к размышлению, гибкость, фантазию и реалистичность [3].

Близкие подходы реализуют в своих многоаспектных системных исследованиях гениальности  Джон Гриндер, Джудит Делозье, разделяя функции первого (сознательного) и второго (бессознательного) внимания.  Опыт современной психотерапии, образования, бизнес-консультирования показывает насколько равновесие между первым и вторым вниманием существенно для  здоровья и благополучия личности и ее окружения. Первое внимание, как правило, довольно целенаправленно, в значительной мере ориентировано на результат и не особенно разумно. Второе внимание имеет ценные качества, которые  обычно не замечаются в первом внимании, – целый мир возможностей, о которых мы можем только догадываться в состояниях нормального сознания, мир благодати и его поиска. Авторы уверены, что проблема благодати – это по существу проблема интеграции, и объединиться в единое целое должны именно разрозненные части психики – прежде всего та последовательность многочисленных уровней, один конец которой называется сознанием, а другой – подсознанием. Для обретения благодати доводы сердца должны слиться с доводами рассудка, эстетика и артистизм должны уравновеситься с технологиями достижения краткосрочных целей.

Коллективное творчество. Анализ  современных психо- и социотехнологий  позволяет утверждать, что общей задачей,  общим «узким местом» современного общества является решение универсальной для развития всех сложных систем проблемы – согласование процессов дифференциации  и интеграции;  автономизации частей и  эволюции целостности. В современных условиях, когда нелинейность, сложность, динамичность среды необходимо предполагает  дифференциацию подсистем целого и их автономизацию, указанная проблема решается в демократизации отношений части-целое на основании ресурсов обучения, творчества, коммуникации (необходимо связанных сегодня с развитием человека и общества феноменах культуры). И на уровне  психотехнологий развития личности, и на уровне социологических подходов формируется определенная модель структурно-функциональной организации  – центром системной регуляции становится процессуальная  структура коммуникации частей целого, в рамках которого осуществляется творческое взаимодействие на принципах глубинной демократии.

Так, Р. Акофф указывает на неизбежность автономизации работы частей в ходе нарастания нелинейности и сложности современной экономической среды, развивая опыт согласования частей системы в рамках интерактивного планирования.  П. Чекленд предполагает адекватными возрастающей сложности среды социальные технологии мягкого системного подхода, построенные вокруг обучения, обмена мнениями, интеграции и творчества.  Сегодня  рассматриваемая модель организации  целого – дифференциация частей, сопряженная с растущим значением творческой коммуникации частей целого,  все в большей степени определяет тенденции  развития   общественных процессов.

С этой точки зрения, становится очевидным  образовательный «императив», что современная практика развития творческой компетентности студентов необходимо должна включать в себя  обучение различным формам коллективного творчества. Современные методы коллективного творчества  дают синергичные эффекты:  наделяют поиски решения проблемы «особой энергетикой творчества», духом «карнавального» коллективизма, игры и праздника; позволяют научиться учитывать особое пространство «психологических прав человека», соблюдение которых   способствует рождению, развитию и реализации творческих идей; возникает эффект Медичи (новое рождается на стыках различных дисциплин, областей человеческой практики, поэтому обсуждение проблемы качественно различающимися специалистами  порождает качественно новые подходы, новые перспективы видения, интересные аналогии).

В целом, выделенные и рассмотренные нами современные методы творчества,  технологии организации творческого процесса составляют необходимую основу как для развития творческой компетентности учащихся, так и являются  условием, значительным вкладом современной образовательной системы в раскрытие потенциала личности и общества.

 

Литература:

  1. Дружинин,  В.Н. Психология общих способностей  / В. Н. Дружинин. – СПб., 2002. – 380 с.
  2. Нэйманн, Э. Творческий человек. // Психоанализ и искусство  / Э.Нэйманн. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. – С.208-249
  3. Лук, А.Н. Психология творчества  / А.Н. Лук. – М., 1978. – 126 с.
Comments: 6

Shayahmetova Valeriya

Тема статьи весьма актуальна, лаконично представленный материал является полезным для получения емкого представления о современных методах развития творческих способностей личности. Интересна актуализация идей о возможностях "сознательного" и "бессознательного" внимания. На мой взгляд, эти возможности важны не только в творческой деятельности. Изучение данного аспекта перспективно как в контексте развития идей о соотношении сознания и бессознательного, так и для психологической практики (психологического консультирования, психокоррекции и т.д.). С уважением, Валерия Шаяхметова.

Nabiyev Alpasha Alibek

Автор используя методологию формальной логики анализирует значение "творчества" в контексте влияния на личность и общество. Далее автор детально рассматривает вопросы "Латеральное мышление", "Инверсия","Коллективное творчество" и др. Желаю Вам успехи.

Nabiyev Alpasha Alibek

Автор используя методологию формальной логики анализирует значение "творчества" в контексте влияния на личность и общество. Далее автор детально рассматривает вопросы "Латеральное мышление", "Инверсия","Коллективное творчество" и др. Желаю Вам успехи.

Tcvetkova Ekaterina Nikolaevna

В статье представлен очень интересный материал. Работая совершенно в другой сфере я открыла для себя много нового. Большое спасибо! Работа заслуживает высокой оценки.

Dubrovsky Yuriy

Уважаемый господин Стариков ! С большим интересом изучил Вашу статью, которая посвящена важнейшей проблеме современности - развитию творческих способностей личности. Работа выполнена на основе удачного приложения современных достижений системного анализа к пролемам психологии творчества. Вами блестяще показано, что метод аналогий, модифицированный рованный в сторону ,,метафорических" технологий, действительно, может оказаться эффективным. При этом использование метафор должно стимулировать воображение - основной стержень творческого процесса. Удачно сформулировано краткое, но ёмкое определение творчества, а также - творческого мышления. Очень интересны и актуальны Ваши соображения о синергетических свойствах коллективного творчества. Похоже, что латеральное мышление является механизмом реализации принципа дополнительности Макса Борна в научном познании. По-видимому, только обретения благодати для формирования гениальности недостаточно, по крайней мере, относительно науки. Хотя такое уравновешивание противоположностей очень важно для развития личности. В списке литературы целесообразно было бы привести известную книгу Г.С. Альтшулера ,, Техника решения изобретательских задач", а также- работы А. Маслоу, Д. Гриндера, Д. Делозье, Р. Акффа, на которае имеются ссылки. В целом научный уровень работы весьма высок и заслуживает высокой оценки. С уважением, Ю.В. Дубровский

Azmaiparashvili Maia

Ваша статья весьма интересна. В представленной работе интересные данные. Работа заслуживает высокой оценки. Успехов в дальнейших исследованиях. Maia Azmaiparashvili.
Comments: 6

Shayahmetova Valeriya

Тема статьи весьма актуальна, лаконично представленный материал является полезным для получения емкого представления о современных методах развития творческих способностей личности. Интересна актуализация идей о возможностях "сознательного" и "бессознательного" внимания. На мой взгляд, эти возможности важны не только в творческой деятельности. Изучение данного аспекта перспективно как в контексте развития идей о соотношении сознания и бессознательного, так и для психологической практики (психологического консультирования, психокоррекции и т.д.). С уважением, Валерия Шаяхметова.

Nabiyev Alpasha Alibek

Автор используя методологию формальной логики анализирует значение "творчества" в контексте влияния на личность и общество. Далее автор детально рассматривает вопросы "Латеральное мышление", "Инверсия","Коллективное творчество" и др. Желаю Вам успехи.

Nabiyev Alpasha Alibek

Автор используя методологию формальной логики анализирует значение "творчества" в контексте влияния на личность и общество. Далее автор детально рассматривает вопросы "Латеральное мышление", "Инверсия","Коллективное творчество" и др. Желаю Вам успехи.

Tcvetkova Ekaterina Nikolaevna

В статье представлен очень интересный материал. Работая совершенно в другой сфере я открыла для себя много нового. Большое спасибо! Работа заслуживает высокой оценки.

Dubrovsky Yuriy

Уважаемый господин Стариков ! С большим интересом изучил Вашу статью, которая посвящена важнейшей проблеме современности - развитию творческих способностей личности. Работа выполнена на основе удачного приложения современных достижений системного анализа к пролемам психологии творчества. Вами блестяще показано, что метод аналогий, модифицированный рованный в сторону ,,метафорических" технологий, действительно, может оказаться эффективным. При этом использование метафор должно стимулировать воображение - основной стержень творческого процесса. Удачно сформулировано краткое, но ёмкое определение творчества, а также - творческого мышления. Очень интересны и актуальны Ваши соображения о синергетических свойствах коллективного творчества. Похоже, что латеральное мышление является механизмом реализации принципа дополнительности Макса Борна в научном познании. По-видимому, только обретения благодати для формирования гениальности недостаточно, по крайней мере, относительно науки. Хотя такое уравновешивание противоположностей очень важно для развития личности. В списке литературы целесообразно было бы привести известную книгу Г.С. Альтшулера ,, Техника решения изобретательских задач", а также- работы А. Маслоу, Д. Гриндера, Д. Делозье, Р. Акффа, на которае имеются ссылки. В целом научный уровень работы весьма высок и заслуживает высокой оценки. С уважением, Ю.В. Дубровский

Azmaiparashvili Maia

Ваша статья весьма интересна. В представленной работе интересные данные. Работа заслуживает высокой оценки. Успехов в дальнейших исследованиях. Maia Azmaiparashvili.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.