facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

МАссовая культура в постиндустриальной цивилизации: универсальные характеристики и национальная идентичность

МАссовая культура в постиндустриальной цивилизации: универсальные характеристики и национальная идентичность
Ayazbekova Sabina, doctor of philosophy, full professor

Kazakhstan Branch of Lomonosov Moscow State University, Kazakhstan

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Kazakhstan";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

Доклад посвящен изучению феномена массовой культуры в условиях постиндустриальной цивилизации. Массовая культура рассматривается в контексте развития двух тенденций: выработки в ней универсальных характеристик и сохранения национальной идентичности. В результате делаются выводы о необходимости государственного регулирования процессов распространения массовой культуры и ее взаимодействия с национальной культурой, сохранения всего корпуса культурного наследия, расширения функций национальных языков, широкого распространения и поддержки традиционной музыки, расширения межкультурной коммуникации  и укрепления государственности.

Ключевые слова: массовая культура, культурные универсалии, межкультурные коммуникации, национальная идентичность, национальный культурный код.

The article explores phenomenon of mass culture within the post-industrial civilisation. The author analyses mass culture in the context of development of two trends: creation of universal characteristics within it, and preservation of national identities. The author writes about the necessity to regulate processes of mass culture on the governmental level and its interaction with national cultures, preservation of cultural heritage, expansion of the functions of national languages, wide dissemination and support of traditional music, expansion of intercultural communication and state consolidation.

Keywords: mass culture, cultural universals, intercultural communications, national identity, national cultural code.

 

На протяжении всей своей истории мировая культура складывалась из непрерывного процесса становления и развития двух основных тенденций: формирования идентичностей (цивилизационных, исторических, географических, социальных, этнокультурных, языковых, личностных и др.) - с одной стороны, а с другой, выработки их универсальных характеристик. В постиндустриальной мировой цивилизации сосуществование этих двух тенденций, а также их взаимодействие широко проявляется в феномене массовой культуры.

Массовая культура, возникшая на Западе в 40-х гг. ХХ в., распространилась далеко за рамки места своего происхождения и охватила практически всю мировую культуру. И сегодня исследователи говорят о губительном воздействии массовой культуры на национальные культуры, видя в ней угрозу национальной идентичности и даже, национальной безопасности.

Негативное воздействие на общество массовой культуры и свойственных ей процессов унификации было замечено еще в ХХ веке. Так, Ортега-и-Гассет видел в массовой культуре дегуманизацию искусства [1],  Карл Ясперс в духовной ситуации времени узрел оторванность человека от своих корней, отсутствие подлинного бытия [2, с. 310], а Освальд Шпенглер – закат Европы [3].

Однако ясно одно: распространение феномена массовой культуры в условиях постиндустриальной цивилизации уже не остановить, а это значит, что исследовательский интерес должен быть сосредоточен на изучении тех возможностей, которые имеются в самой массовой культуре для укрепления национальной идентичности.

Национальным идеологам,  пожалуй, не стоит бояться массовой культуры, видя в ней только инородное начало и гибель национальной идентичности. Ведь духовная ситуация человека, как справедливо отметил К.Ясперс, «возникает лишь там, где он ощущает себя в пограничных ситуациях. Там он пребывает в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии» [4, с. 321].

I.  Универсальные предпосылки и характеристики массовой культуры

Известный испанский философ и социолог Ортега-и-Гассет в своих работах «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс» увидел основополагающие предпосылки формирования массовой культуры в социальной стратификации общества, разделенного на  «меньшинство» и «массу». Можно в этой связи констатировать, что массовость, будучи явлением постоянным («Общество всегда было подвижным  единством меньшинства и массы» [5]), несет в себе и некую универсальную характеристику, создавая предпосылки для формирования массовой культуры в любом типе общества, независимо от времени и пространства.

Постиндустриальная цивилизация – мировая цивилизация.

70-80–е гг. XX в. положили начало новому типу мировой цивилизации. Одни исследователи называют ее информационной, другие – постиндустриальной, третьи – постмодернисткой. Переход к этому типу цивилизации определяется исследователями как переход ко второму этапу III научно-технической революции и связан с развитием техники и прорывом в информатике, микроэлектронике и биотехнологиях. Одной из характерных черт этой цивилизации выступает глобализация и интернационализация экономики, создание транснациональных корпораций, международных банков, наднациональных организаций управления. В результате формируется новая универсальность, что приводит к унификации многих сфер жизни мирового сообщества, в числе которых – и массовая культура.

Коммерциализация культуры.

Глобальная интеграция национальных экономик с доминированием рыночных отношений значительно повлияла на весь спектр общественных, моральных и духовных оснований социума, что привело к повсеместной коммерциализации в культуре. Массовая культура является, по сути, формой коммерциализации культуры, ярким воплощением этапа перехода экономики к рынку.

В результате глобализациирыночной экономики во многих культурах мира произошли не только идентичные организационно-структурные изменения, но и кардинальному пересмотру подверглась иерархия культурных ценностей, где на верхние позиции поднялась массовая культура в своем «дегуманизированном» воплощении.

В особой мере это коснулось государств Востока, где традиционные культуры исторически являлись центром всех общественных отношений. Выполняя важные социальные и эстетические роли, традиционные культуры задавали целостность, стабильность и устойчивость социума. Коммерциализация культуры, распространившись в этой части глобального биполярного мира, привела к дезорганизации устоявшихся функций искусства, изменению подверглись статусные роли человека, что, зачастую, приводило к потери им четких социальных ориентиров.

Информационное общество.

Особенности постиндустриальной цивилизации связаны не только с рыночной экономикой, но и с  формированием мирового информационного сообщества, в основе которого – признание средств массовой информации в качестве основного мирового стратегического ресурса с высокой нематериальной ценностью.

Аудиовизуальная эпоха информационного общества, как совершенно справедливо заметил Маршалл Маклюэн, приводит к восстановлению цельного восприятия мира. Телеграф и телефон, радио и телевидение, кино и компьютер – все эти средства массовой коммуникации позволили каждому человеку стать непосредственным участником любого информационного события [6-8].

Следует заметить в этой связи, что именно в этот исторический период постиндустриальное общество, используя в полной мере художественный ресурс  массовой культуры, смогло превратить информацию в материальную ценность – в товар. Отныне именно информационные технологии, а не традиционная культура оказывает основополагающее влияние на мировоззрение человека, его образ жизни, ценности и приоритеты. Информационные технологии позволяют массово продуцировать и репродуцировать ставшую значимой связь каждого со всем миром, а средства массовой информации создают возможность человеку принимать участие в тех или иных событиях, независимо от местоположения и статуса.

И сегодня становится очевидным, что в исторической гонке и взаимном поглощении народов и культур выживут те, кто сможет модернизировать общество на основе информационных технологий, создавая на этой основе новые условия расширения либеральных предпосылок для гуманизации и развития форм самовыражения творческой и свободной личности.  

Средства, виды, формы и жанры массовой культуры.

Становление массовой культуры, ее глобальное распространение во всем мире стало возможным благодаря использованию как традиционных, так и новых средств массовой информации и способов функционирования художественного творчества, видов и жанров искусства.

Феномен массовой культуры по своей направленности не создает ассоциативные связи с понятием «традиция». Однако, именно в традиционных формах культуры – в печатной продукции, спорте, музыке, литературе, изобразительном искусстве   формировалась и развивалась массовая культура. Одновременно с этим, возникновение радио, телевидения и кинематографа, а на рубеже ХХ-ХХI вв. компьютера и цифровых инновационных информационных технологий привело к полномасштабному их распространению, что, безусловно, также способствовало формированию многообразных гибридных  форм и жанров, создавая фундамент общекультурной общности.

Содержание массовой культуры.

С бытовыми потребностями человека, его развлечениями и необходимостью получения все новой и новой информации во многом связано содержание массовой культуры. А если учесть антропологическое единство человека, то становится очевидной связь содержания массовой культуры с поведенческими культурными универсалиями.

Культурные универсалии как наиболее распространенные в социокультурной практике культурные нормы, ценности, правила, традиции, свойства, образцы, стереотипы сознания и поведения, отличаются сравнительным единообразием своих черт у самых разных народов и присущих всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

В настоящее время общепринятым признан состав универсалий, выделенный американским социологом и этнографом Джорджом Мердоком, включающим 88 компонентов культуры, имеющих универсальное применение во всех культурах. К ним относятся одежда, место обитания,  имущество, праздники, подарки, гостеприимство, изобразительные искусства, труд, родственные связи, младенчество и детство, смерть и похороны, религиозные представления, социальная стратификация, использование орудий труда, наличие институтов семьи и брака и другие. Будучи связаны с важнейшими биологическими потребностями человека: сохранением жизни, продолжением рода и непреодолимым желанием видеть здоровое потомство [9], культурные универсалии  формируют основной содержательный остов массовой культуры.

Из сказанного можно заключить, что массовая культура, действительно, создает всепоглащающий универсализм, унифицирующий любые идентичности -  цивилизационные, социальные, этнокультурные и личностные. Однако именно здесь, в массовой культуре, при условии государственного и общественного регулирования, кроется, на наш взгляд, неисчерпаемый ресурс развития многообразных форм национальной идентичности.

II. Массовая культура и национальная идентичность

Национальная идентичность .

Задолго до формирования нации - в недрах  антропо-, культуро- и филогенеза, имеющих универсальный характер, складывается национальная идентичность. На ее становление оказывает влияние множество цивилизационных факторов, относящихся как к мировым синхронным цивилизациям (Номадической и Оседлой, Восточной и Западной), так и к диахронным цивилизациям (Неолитической, Античной, Средневековой, Нового и Новейшего времени, Постиндустриальной) [10,11].

В исторической эволюции в результате миграции населения, взаимодействия культурных традиций, военных потрясений и внутреннего развития формируется культурный код нации, который приобретает черты сложного механизма, направленного на сохранение идентичности в условиях социально-культурной динамики, межкультурной коммуникации и трансформации культуры. 

Культурный код нации формируется из множественности самых разнообразных сочетаний и конфигураций: государственных, социально-экономических, художественных, ментальных и других. Воплощенный в национальном сознании и ценностях, культурный код нации становится тем связующим звеном, который объединяет Мир и Человека, Прошлое-Настоящее-Будущее в координатах Этнического пространства и времени.

Межкультурная коммуникация и массовая культура.

Как показал анализ, на всех этапах становления и развития национального культурного кода межкультурная коммуникация становится внешней средой его бытования, имеющей основополагающее значение в кристаллизации его особенностей [12].

Из сказанного следует, что распространение массовой культуры в национальных обществах не нарушает, по большому счету, устоявшийся  механизм межкультурной коммуникации. Так, к примеру, на становление европейской идентичности  большое влияние оказали древние цивилизации Ближнего Востока и Центральной Азии, тогда как, начиная с периода Нового времени, многие традиционные культуры Азии принимают европейскую культуру в ее системной целостности, образуя евразийский тип бикультуры [13,14].

Что касается массовой культуры, то следует иметь в виду, что ее воздействие тоже ведет к системной глубокой трансформации национального кода, сопровождаемой перекодировкой, в результате чего происходит «расщепление» основного кода с семантизацией и сегментацией новых форм и их динамической корреляцией. А это означает, что взаимодействие национальной культуры с массовой может привести к «предельным состояниям», за которыми кроется распад и гибель национальной культуры.

Национальные художественные традиции в жанрах массовой культуры.

Социокультурная практика многих азиатских народов обнаруживает проникновение национальных художественных традиций в жанры массовой культуры: массового кинематографа (боевик, мелодрама, детектив, комедия, триллер, фантастика), развлекательной музыки (рок – и поп-музыка, джаз, мюзикл, рэп, хип-хоп), литературы (комиксы, «любовные» романы). Эти и многие другие жанры по мере своего масштабного распространения приобретают национальные черты. В особой мере, это проявляется в тех жанрах,художественный язык которых связан с национальным вербальным языком.

Национальные художественные традиции проявляются не только в отдельных жанрах или произведениях, во многих азиатских странах были созданы и целые национальные стилистические направления, основанные на жанрах массовой культуры (к примеру, китайское кино новой волны, корейский хип-хоп).

С Запада – на Восток, с Востока – на Запад.

Феномен массовой культуры возник в начале ХХ в. в США и странах Западной Европы. В этот период жанры массовой культуры, несмотря на свой универсализм, ярко проявляли свои глубокие этнические корни, большинство из которых имеет африканское или латиноамериканское происхождение.

В течение ХХ века массовая культура повсеместно распространилась также и на Восток. Воздействие массовой культуры на национальные культуры стран Востока было столь широким, что изменило всю структуру национальных культур. Так, массовая культура не только воссоздавалась в своем первоначальном виде, но и формировала  свои национальные варианты.

Однако уже с середины ХХ века происходит обратный процесс,  когда восточные культуры на основе своих национальных традиций начинают моделировать новые направления, виды, стили и жанры массовой культуры. К таковой, бесспорно, относится японская культура.

Представляется, что возникновение новых направлений, видов и жанров массовой культуры именно в японской культуре во многом определяется высоким уровнем развития здесь технических, информационных и цифровых технологий. Так, Япония, наряду с высокотехнологической техникой подарила миру такие жанры массовой культуры, как нэцке (популярный жанр  мелкой пластики),  аниме (мультфильмы, анимация), манга  (комиксы), дорамы (телефильмы и телесериалы), фильмы о монстрах (начиная с «Годзиллы»). 

Интересно, что японская культура смогла поставить на коммерческую основу,  сделать массовыми и распространить по всему миру не только эти жанры и виды искусства, но и компьютерные игры (серия игр Final Fantasy, Super Mario Bros), детские игрушки (Тамагочи), новые художественные образы (Hello Kitty), художественные приемы (фансервис), а также ввести в разряд поп-культуры традиционные боевые искусства (айкидо, дзюдо, карате), национальные блюда (суши), одежду (кимано) и японские подростковые поп-песни.

Опыт Японии показывает, что национальные культурные традиции способны порождать новые формы массовой культуры, полностью сохраняя национальную идентичность и распространяя ее на весь мир.  Японский опыт свидетельствует также и о том взаимодействии государства, бизнеса и творчества, которое и способно создать самобытные национальные формы массовой культуры.

Выводы. Анализ массовой культуры в контексте универсальных характеристик и национальной идентичности свидетельствует о существовании феномена «предельного состояния». В этой связи к мерам, поддерживающим национальную идентичность, можно отнести следующее:

1. вопросы распространения массовой культуры и ее взаимодействия с национальной культурой требуют самого пристального  внимания со стороны государства и общества;

2. необходимо государственное регулирование вопросов, связанных с распространением массовой культуры на законодательном, управленческом и экономическом уровнях;

3. сохранение всего корпуса культурного наследия и создание механизмов для его дальнейшего развития на основе современных информационных технологий и с учетом глобализации и модернизации общественного сознания;

4. безусловное  сохранение и расширение функций национальных языков;

5. широкое распространение и государственная поддержка традиционной музыки как одного из самых значимых видов искусства, кодифицирующих на сознательном, подсознательном и бессознательном уровне общественное и индивидуальное сознание;

6. расширение межкультурной коммуникации как внешней среды бытования национального кода;

7. укрепление государственности как институционального ресурса национальной идентичности.

 

Литература:

  • 1. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. Перевод А. М. Гелескула, 1991 г. – URL. - http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt
  • 2. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-527 с (Мыслители XX в.).
  • 3. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М. 1993.
  • 4. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-527 с (Мыслители XX в.).
  • 5. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. Перевод А. М. Гелескула, 1991 г. – URL. - http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt
  • 6. Маршалл Маклюэн.Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man. — М.: Кучково поле, 2007. — 464 с.
  • 7. Маршалл Маклюэн. Пресса: управление посредством утечки информации (рус.) = Press: Government by Newsleak // Отечественные записки : журнал / пер. Руслана Хестанова. — 2003. — № 3.
  • 8. Маршалл Маклюэн. Телевидение. Робкий гигант (рус.) = The Timid Giant // Современные проблемы личности : журнал / пер.: Григорьева Аркадьева. — М.: Издательтво «Икусство», 2001. — № 1. — С. 138—148.
  • 9. Мëрдок Дж. П. Общий знаменатель культур / Культурология: дайджест. – М., 2005. № 1.
  • 10. Аязбекова С.Ш. Невербальные и языковые факторы формирования и развития мировых культурных универсалий // 139-ая Международная научно-практическая конференция «Роль и соотношение языковых и невербальных средств общения в рамках тенденций повышения ценности информации и интенсивности ее обращения»  / 1 этап первенства по филологическим наукам.   - Лондон: Международная Академия Наук и Высшего Образования (Великобритания), 3-10 марта 2017 г. - URL.  – http://gisap.eu/ru/node/120704
  • 11. Аязбекова С.Ш. Мировые цивилизации в системе культурных универсалий // 126-ая Международная научно-практическая конференция «Феномен человеческого творчества в перипетиях исторического процесса» / 2  этап первенства по культурологии. - Лондон: Международная Академия Наук и Высшего Образования (Великобритания), 23-30 июня 2016 г. - URL.  – http://gisap.eu/ru/node/115638
  • 12. Аязбекова С.Ш. Культурный код казахов: истоки, формирование, развитие и трансформация // Национальный код и идентичность в эпоху глобализации. Тезисы заседания Центрально-Азиатского научно-экспертного совета Ассамблеи Народа Казахстана.– Астана, 2017. 
  • 13. Аязбекова С.Ш. «Культура Евразии» и «евразийская культура» //Казахстан и евразийская идея в новом мире: Сборник докладов Международного научного форума / Под ред. А.В.Сидоровича и Е.Б.Сыдыкова. – В 2-х т. Т.1. – Астана, 2012 - С. 216-220.
  • 14. Аязбекова С.Ш. Евразийская культура: становление и основные этапы развития // Международная научно-практическая конференция  «Культура в евразийском пространстве: традиции и новации». - Барнаул, 24-27 мая 2017 г.
0
Your rating: None Average: 6.8 (4 votes)
Comments: 5

Makarova Tatyana Lvovna

Тема, безусловно, требует внимания п.1 - не мера. Требуется отредактировать: где меры, где - вопросы. Хотелось бы в перспективе увидеть и авторские методы и предложения. С уважением, эксперт.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемая Сабина Шариповна! Вы написали фундаментальную работу. Ваши выводы очень актуальны. Я занимаюсь проблемами коллективной идентичности с 1990 года. Мы отличаем национально-культурную идентичность (в контексте этнической нации) и гражданскую идентичность (в контексте политической нации). Ставлю Вам самую высокую оценку и желаю дальнейших успехов в научной работе! С уважением, Воропаева Татьяна..

Moskalyov Dmitriy

Необходимость всестороннего внимания и глубоко осмысления современных культурных процессов в контексте сосуществования массовой и национальной культуры представляется актуальной и важной темой. Интересная и информативная статья.

Ayazbekova Sabina

Глубокоуважаемый Алексей! Спасибо за комментарий. Тема доклада "Массовая культура в постиндустриальной цивилизации: универсальные характеристики и национальная идентичность", поэтому было бы неверным рассматривать ее на примере Казахстана. Что касается анализа социокультурных тенденций, происходящих в Казахстане, то он широко представлен в моих двух монографиях "Мир музыки Г.Жубановой: время - культура - этнос" и "Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов". Также на сайте МГУ Вы сможете найти и ряд других моих работ по современной социокультурной ситуации в Казахстане .

Aleksey Konovalov

Тема более чем актуальная. Поскольку на каждом шагу видим, как все люди "выравниваются" массой того ширпотреба, который их одевает, обувает, кормит и развлекает. Жаль, что нет анализа социокультурных тенденций в Казахстане. Такое впечатление, что автор сознательно уходит от оценок того, что происходит в нашей стране.
Comments: 5

Makarova Tatyana Lvovna

Тема, безусловно, требует внимания п.1 - не мера. Требуется отредактировать: где меры, где - вопросы. Хотелось бы в перспективе увидеть и авторские методы и предложения. С уважением, эксперт.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемая Сабина Шариповна! Вы написали фундаментальную работу. Ваши выводы очень актуальны. Я занимаюсь проблемами коллективной идентичности с 1990 года. Мы отличаем национально-культурную идентичность (в контексте этнической нации) и гражданскую идентичность (в контексте политической нации). Ставлю Вам самую высокую оценку и желаю дальнейших успехов в научной работе! С уважением, Воропаева Татьяна..

Moskalyov Dmitriy

Необходимость всестороннего внимания и глубоко осмысления современных культурных процессов в контексте сосуществования массовой и национальной культуры представляется актуальной и важной темой. Интересная и информативная статья.

Ayazbekova Sabina

Глубокоуважаемый Алексей! Спасибо за комментарий. Тема доклада "Массовая культура в постиндустриальной цивилизации: универсальные характеристики и национальная идентичность", поэтому было бы неверным рассматривать ее на примере Казахстана. Что касается анализа социокультурных тенденций, происходящих в Казахстане, то он широко представлен в моих двух монографиях "Мир музыки Г.Жубановой: время - культура - этнос" и "Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов". Также на сайте МГУ Вы сможете найти и ряд других моих работ по современной социокультурной ситуации в Казахстане .

Aleksey Konovalov

Тема более чем актуальная. Поскольку на каждом шагу видим, как все люди "выравниваются" массой того ширпотреба, который их одевает, обувает, кормит и развлекает. Жаль, что нет анализа социокультурных тенденций в Казахстане. Такое впечатление, что автор сознательно уходит от оценок того, что происходит в нашей стране.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.