facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ
Olga Krupenko

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

Говоря о социокультурной идентичности, прежде всего, следует разобрать значение «идентичности». Э. Эриксон писал об идентичности как о своеобразном эпицентре жизненного цикла каждого человека, от качественных характеристик которого зависит жизнедеятельность личности. Кроме этого Э. Эриксон делал акцент на важным моменте в понимании «идентичности» поскольку рассматривал его как процесс, который происходит в ядре не только индивидуальной, но и общественной культуры, устанавливающий в действительности идентичность двух вышесказанных идентичностей. 

Ю. Хамберс предложил модель, в которой личностная и социальная идентичность являются одним целым (баланс идентичности), Х. Тэджфел и Дж. Тэрнер называют «баланс идентичности» полюсами одного биполярного континуума, а Г. Брейкуэлл как динамическую систему.  

Свой вклад в изучение идентичности внесли Е. П. Белинская, В. Н. Павленко, В. А. Ильин, Н. В. Антонова,  М. В. Попова, Л. Гудков, Л. Б. Шнейдер и другие. [1]

Самое простое разделение на виды «идентичности» - это «естественные» и «искусственные» идентичности. Разница, между которыми заключается только в том, что для первых не нужно организованного участия для их создания, а вторые постоянно следует поддерживать. К первой категории относят расовые, территориальные, этнические, видовые, общемировые. Вторую категорию составляют профессиональные, национальные, конфессиональные, договорные, сословные, региональные, классовые, континентальные, групповые, стратификационные, зодиакальные. При этом некоторые идентичности могут быть смешанного типа, например, гендерные. [2]

Цель исследования. Выяснить каким образом социокультурная идентичность трансформирует личность.

Основной материал. E.S. Abes и S.R. Jones создали многомерную модель идентичности, которая представлена на рисунке 1. Маркерами идентичности личности в ней являются принадлежность к той или иной культуре и социальному классу, гендер, сексуальная ориентация, раса и религиозные убеждения. Соотношений этих маркеров представлено в виде колец поскольку, по мнению E.S. Abes и S.R. Jones ни одно из них не может пониматься отдельно от других.  Авторы считают, что на «чувство Я» (ядро модели) влияют социокультурные, семейные, профессиональные и другие внешние факторы, что в свою очередь приводит к изменениям в идентичности. [3] 

 

 
 


Рисунок 1. Многомерная модель идентичности

 

Социокультурная идентичность представляет собой привычный набор из символических, предметных, поведенческих маркеров, лежащих в основе политического поведения разных людей. Уровни социокультурной идентичности формировались постепенно и на данном этапе их можно представить следующим образом: 1) Представление о себе как члене общества (Я-идентичность); 2) Представление о своей идентичности в ситуациях социального взаимодействия в обществе (Субъективная социокультурная идентичность); 3) Реакция людей на социокультурное поведение человека и его образ (Демонстрируемая публичная идентичность); 4) Совокупность психологических качеств, объективно проявляемых в ситуации социального контакта (Объективная социокультурная идентичность).  [4]

В 2007 году автором статьи была разработана и апробирована методика определения социокультурной идентичности (ОСКИ), которая представлена ниже.

№ п/п

Вопросы

Варианты ответов

«согласен»

«скорее согласен, чем не согласен»

«скорее не согласен, чем согласен»

«не согласен»

1

2

3

4

5

6

1

Я хорошо знаю историю своего этноса

1

2

3

4

2

Я нормально реагирую на представителя любой национальности

1

2

3

4

3

Я никогда не «копался (ась)» в своих «корнях» с целью установить национальную принадлежность

1

2

3

4

4

Я не чувствую себя неуютно в обществе людей другой национальности

1

2

3

4

5

Я люблю природу родного края

1

2

3

4

6

Я не страдаю от стереотипов, сложившихся по отношению к моей нации

1

2

3

4

7

Я не люблю разговоры о расовых взаимоотношениях

1

2

3

4

8

Я не чувствую неблагожелательное отношение к себе из-за моей национальной принадлежности

1

2

3

4

9

Я связываю свое будущее с моим краем

1

2

3

4

10

Где бы я ни был – я никогда не ищу «своих»

1

2

3

4

11

Я не могу сказать, что я националист

1

2

3

4

12

Для меня не имеет значения национальность как моя, так и других людей

1

2

3

4

13

Я критически отношусь к традициям представителей своей национальности

1

2

3

4

14

Я не ищу в людях черты национальной принадлежности

1

2

3

4

15

Мне все равно, что говорят или делают представители других национальностей, если это не затрагивает мои интересы

1

2

3

4

16

Я очень привязан (а) к тому месту, где родился (ась)

1

2

3

4

17

Я не задумываюсь над тем, представителем какой национальности являюсь

1

2

3

4

18

Я не хотел бы  быть представителем другого народа

1

2

3

4

19

Если слышу мысли о жизни, отличающиеся от моих, то никогда не связываю их возникновение с принадлежностью собеседника к другой  национальности

1

2

3

4

20

У меня есть любимые места, которые я никогда не променяю на что-то другое

1

2

3

4

21

Никакие черты, свойственные моей этнической группе, не мешают мне в жизни

1

2

3

4

22

Я признаю праздники не только своей этнической группы

1

2

3

4

23

Негативные высказывания в свой адрес я никогда не ассоциирую с оскорблением людей моей национальности

1

2

3

4

24

Считаю, что национальный вопрос надуманный и неактуальный

1

2

3

4

25

Я легко могу узнать земляка по манере говорить

1

2

3

4

26

Я никогда не был членом общины, объединяющей людей по этническим признакам

1

2

3

4

27

При выборе круга общения для меня не имеет значения цвет кожи человека.

1

2

3

4

28

Для меня не важно, какой национальности мои соседи

1

2

3

4

29

Я никогда не чувствовал себя «другим» в стране, в которой живу

1

2

3

4

30

Я не планирую  переехать на пмж на историческую родину

1

2

3

4

31

Если возникнет конфликт, стану на сторону правого, даже если придется «выступить» против представителя своей этнической группы

1

2

3

4

32

Я никогда не думаю о том, чтобы скрыть черты, характерные представителям моей национальности

1

2

3

4

33

Я никогда не буду выбирать вторую половину по национальной принадлежности

1

2

3

4

34

Я бы не смог переехать жить в другой регион

1

2

3

4

35

Для меня нет необходимости в осознании принадлежности к своей этнической группе

1

2

3

4

36

Считаю, что заострение национального вопроса в многонациональной стране ни к чему хорошему не приведет

1

2

3

4

Ключ

№ п/п

Шкала

ответы на вопросы

количество баллов

1

Социокультурная идентичность

1, 3, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 21, 22, 23, 24, 26, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36

от 22 до 50 – позитивный результат

от 51 до 88 – негативный результат

2

Региональная идентичность

5, 9, 16, 20, 25, 34

от 6 до 15 – позитивный результат

от 16 до 24 – негативный результат

3

Расизм

2, 4, 11, 14, 18, 19, 27, 28

от 26 до 32 – позитивный результат

от 8 до  25 – негативный результат

 

интерпретація

Чем меньше количество баллов набрано по каждой шкале, тем лучше человек осознает свою социокультурную и региональную идентичность, а также не имеет расистских склонностей.

 

Проведенное исследование по данной методике (в период с октября 2016 года по март 2017) охватило 74 респондента (из них 55 юной и 19 девушек возрастом от 17 до 20 лет). Все они студенты Таврического государственного агротехнологического университета.

По его результатам негативная социокультурная идентичность наблюдается у 86,5% респондентов (64 человека) из чего можно сделать вывод, что большая часть студентов не представляют себя постоянными членами общества, в котором проживают и развиваются, и только 13,5% (10 человек) четко представляют, что являются представителями той среды, в которой живут.

Не лучше картина и с региональной идентичностью. Она представлена только у 18,9% (10 человек) респондентов, 81,1% (60 человек) не переживает о регионе в котором проживает и имеет не сформированную территориальную принадлежность. [5]

Ярко выраженный расизм наблюдается у 2,7% респондентов (2 человека). Учитывая то, что методика ОСКИ была разработана десять лет назад, автор статьи считает нужным внести правку в ключ по третьей шкале «Расизм». И обратить внимание на следующий момент: в связи с последними событиями в мире и конкретных странах, в частности, в ключ вышеупомянутой шкалы следует добавить такую категорию как «Наличие тенденции». Как показало исследование 2016-2017 года в категорию «Наличие тенденции» попадают респонденты, получившие от 17 до 25 баллов. Таким образом, 24,3% (18 человек) имеют тенденцию к расизму. Это четко прослеживается в ответах респондентов.

Вывод. Современные технологии, влияния на личность при помощи средств массовой информации, идеологического образования, умалчивания, перекручивания и создания новой картины мира активно используют социокультурную идентичность как механизм изменения сознания населения в своих целях. Таким образом, создаются искусственные идентичности, которые наслаиваются и в итоге приводят с одной стороны к своеобразной потере личностных ценностей и целей, с другой – к укреплению идентичности (как региональной, так и социокультурной). По результатам нашего исследования значительная часть респондентов может планировать переезд из одного региона в другой, а так же в другую страну.

 

Литература:

0
Your rating: None Average: 6.8 (4 votes)
Comments: 6

Mucomel Svetlana

Уважаемая Ольга! Большое спасибо за Ваши статьи. запомнила вас хорошо по предыдущей статье по быстрой социализации. Очень хорошая методика я использую ее в своей работе. Теперь с Вашего позволения буду еще использовать методику определения социокультурной идентичности (ОСКИ).Спасибо за интересный доклад. С уважением, Светлана Мукомел.

Olga Krupenko

Уважаемая, Светлана Анатольевна, благодарю за практический интерес к моим работам и позитивные отзывы. С уважением, О. Крупенко

Kubanov Ruslan

Интересное исследование. В Украине идет борьба мировоззрений: космополитизм или национальная идентичность, выбор делают люди и специалисты в своих работах. Авторское исследование заслуживает самого пристального внимания. С уважением, Кубанов Р. А.

Olga Krupenko

Руслан Анатольевич, спасибо за интерес к моей работе. С уважением, О. Крупенко

Olga Krupenko

Уважаемая, Валентина Ивановна, спасибо большое за отзыв и приглашение принять участие в конгрессе. С удовольствием присоединюсь. Безусловно каждому очень приятно когда его разработки вызывают интерес и используются в работе коллег. Я не исключение.

Dolgova Valentina Ivanovna

Уважаемая Ольга! Большое спасибо за предложенную Вами методику определения социокультурной идентичности (ОСКИ). Позвольте нам использовать эту методику в своей работе с обязательной, конечно, ссылкой на Ваше авторство. Приглашаю выступить с этой методикой на отраслевом конгрессе, который идет параллельно в разделе Проекты - Научные Конгрессы - Действующие Конгрессы... Участие бесплатное... Сертификат... Награда... Всего Вам самого доброго! С уважением, Валентина Долгова.
Comments: 6

Mucomel Svetlana

Уважаемая Ольга! Большое спасибо за Ваши статьи. запомнила вас хорошо по предыдущей статье по быстрой социализации. Очень хорошая методика я использую ее в своей работе. Теперь с Вашего позволения буду еще использовать методику определения социокультурной идентичности (ОСКИ).Спасибо за интересный доклад. С уважением, Светлана Мукомел.

Olga Krupenko

Уважаемая, Светлана Анатольевна, благодарю за практический интерес к моим работам и позитивные отзывы. С уважением, О. Крупенко

Kubanov Ruslan

Интересное исследование. В Украине идет борьба мировоззрений: космополитизм или национальная идентичность, выбор делают люди и специалисты в своих работах. Авторское исследование заслуживает самого пристального внимания. С уважением, Кубанов Р. А.

Olga Krupenko

Руслан Анатольевич, спасибо за интерес к моей работе. С уважением, О. Крупенко

Olga Krupenko

Уважаемая, Валентина Ивановна, спасибо большое за отзыв и приглашение принять участие в конгрессе. С удовольствием присоединюсь. Безусловно каждому очень приятно когда его разработки вызывают интерес и используются в работе коллег. Я не исключение.

Dolgova Valentina Ivanovna

Уважаемая Ольга! Большое спасибо за предложенную Вами методику определения социокультурной идентичности (ОСКИ). Позвольте нам использовать эту методику в своей работе с обязательной, конечно, ссылкой на Ваше авторство. Приглашаю выступить с этой методикой на отраслевом конгрессе, который идет параллельно в разделе Проекты - Научные Конгрессы - Действующие Конгрессы... Участие бесплатное... Сертификат... Награда... Всего Вам самого доброго! С уважением, Валентина Долгова.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.