facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

КОЛОНИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ МАКСА ВЕБЕРА / COLONIAL PROBLEMATICS IN THE CREATIVE HERITAGE OF MAX WEBER

КОЛОНИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ  МАКСА ВЕБЕРА / COLONIAL PROBLEMATICS IN THE CREATIVE HERITAGE OF MAX WEBER
Voropayeva Tetyana, associate professor, candidate of psychology, associate professor

Taras Shevchenko National University of Kiev, Ukraine

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

УДК 325.8.316

 

В статье рассматривается теория имперского экспансионизма М. Вебера. Исследуется колониальная проблематика в творческом наследии Макса Вебера. Обобщены основополагающие геополитические идеи Макса Вебера, которые представлены в его научных трудах начала ХХ века, концептуально ориентированные на украинские реалии того времени. Рассмотрены возможности использования концепций Вебера для анализа и объяснения современного переходного процесса в Украине.

Ключевые слова: империя, колонии, экспансионизм, Макс Вебер, Украина.

The article considers Max Weber's theory of imperial expansionism. The colonial problematic in the creative heritage of Max Weberis researched. The fundamental geopolitical ideas of M. Weberare summarized, which found a reflection in his scientific labours of the early twentieth century and which are conceptually oriented to of that time Ukrainian realities. The possibilities of using Weber’s conceptions for analyzing and explaining modern transitive processin Ukraine have been considered.

Keywords: Empire, colonies, expansionism, Max Weber, Ukraine.

 

Макс Вебер – выдающийся немецкий ученый-энциклопедист (социолог, историк, юрист, философ, экономист, религиовед, политолог), творческое наследие которого оказало значительное влияние на становление и развитие современной социогуманитаристики (в частности, на развитие социологии, истории, экономики, философии и политологии). М. Вебер разрабатывал антипозитивистскую методологию, метод герменевтики, сравнительно-исторический подход, теорию и методологию экономической науки, исследовал проблему соотношения объективного и субъективного, изучал экономическую историю, а также специфику перехода общества от традиционного к современному (исследуя процессы интеллектуализации, рационализации, секуляризации и «расколдовывания мира»). Ученый основал новое направление в социологии – «понимающую социологию», создал теориюрациональной бюрократии, концепцию легитимности власти, теорию плебисцитарной демократии, концепцию идеальных типов, теорию социального действия (введя в научный оборот понятие «социальное действие», а также различая при этом термины «социальное действие» и «социальное поведение»), выделил типы социальных действий, расположив их в порядке убывания степени их осмысленности (целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное), в соответствии с данной иерархией он описал типы легитимной власти: традиционный (который опирается на веру людей в святость существующих порядков и системы власти), харизматический (который опирается на веру подданных в чрезвычайную одаренность политического лидера, которому для поддержки этой веры необходимо постоянно совершать выдающиеся поступки, побеждать и т.п., это пример авторитарной политической власти) и рационально-легальный (который предусматривает подчинение законам, характерен для европейских государств и США, по-прежнему доминируя в современном мире. 

Творческое наследие М. Вебера определяется широким диапазоном его научных интересов: функционирование политических и государственных институтов; история экономики; политэкономия; хозяйственная этика; теория морали; социология права, культуры, религии; социология города, экономическая и политическая социология и др. Творческое наследие М. Вебера огромное, уже больше 100 лет научные работы автора изучают, цитируют, критикуют, дополняют представители разных наук. В список его основных работ входят такие: «Национальное государство и экономическая политика» (1895), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 –1905), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Наука как призвание и профессия» (1918), «Политика как призвание и профессия» (1919), «Собрание сочинений по социологии религии» (1920 – 1921), «Рациональные и социологические основы музыки» (1921), «Хозяйство и общество» (1921 – 1922), «Аграрная история Древнего мира» (1923), «Собрание сочинений по социологии и социальной политике» (1924), «Собрание сочинений по социальной и экономической политике» (1924), «Общая экономическая история» (1924), «Экономика и общество» (1925), «Социология государства» (1956) [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 20; 21; 22]. Одними из самых известных работ М. Вебера стали «Хозяйство и общество», а также «Протестантская этика и дух капитализма», в списке 10 лучших социологических книг ХХ века «Хозяйство и общество» занимает 1-е место, а «Протестантская этика и дух капитализма» – 4-е место.

Исследованием работ М. Вебера занимались и занимаются многие зарубежные, а также российские и украинские ученые (Г. Аренд, Р. Арон, С. Бройер, И. Вайс, Ю. Габермас, П. Гайденко, Ю. Давыдов, Р. Дарендорф, М. Доган, А. Дибиров, О. Игнатьева, Д. Истон, Д. Катаев, С. Колберг, Р. Коллинз, О. Куценко, В. Левандовский, С. Липсет, Н. Луман, Г. Майнц, В. Макаренко, М. Масловский, В. Моммзен, Э. Ожиганов, М. Олевич, Г. Осипов, И. Пакульськи, Т. Парсонс, А. Патрушев, А. Погорелый, А. Прево, Ф. Тенбурк, С. Хантингтон, А. Цингерле, В. Шевчук, В. Шлухтер, Р. Шпакова, М. Элброу и др. [8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19]). Многие из исследователей считают М. Вебера одним из основателей современной политической науки, и с ними можно согласиться. Ведь именно благодаря М. Веберу начала формироваться фундаментальная теоретико-методологическая база политической науки. Использованные Вебером исследовательские подходы и созданные им модели социальных и политических процессов не потеряли своей актуальности и в наши дни. Учитывая методологические основы «понимающей социологии» и используя ее понятийный аппарат, М. Вебер существенно развил политическую науку, обогатив ее, прежде всего, комплексным исследованием демократии, оригинальной трактовкой природы политической власти, классификацией типов легитимного господства, анализом сущностных составляющих политики, системных характеристик и социальных функций политической власти. Важной частью политического учения М. Вебера является предложенная им в работе «Протестантская этика и дух капитализма» концепция капитализма (как типа организации общественной жизни), которая стала яркой альтернативой марксизму.

М. Вебер глубоко изучал проблему соотношения этики и политики. В рамках этого исследования он использовал принципы рациональности и приоритет духовного (нравственного) начала (как и при характеристике капитализма). Ведь перед политиками всегда ставятся этические требования, однако проблема в том, что политики не всегда их придерживаются (хотя и призывают к этому). Ученый подчеркивал, что главное средство политики – насилие (политика спартакизма, большевизма, разных типов революционного социализма и т.п.). Поэтому, по мнению Вебера, почти закономерными становятся примеры, когда новый псевдодемократический режим, отвергший в свое время деспотических политиков-предшественников, начинает действовать, используя те же самые (недемократические) средства. Важной общественно-политической ценностью для М. Вебера была нация, становление и развитие которой предусматривало соединение политических и правовых свобод, а также развитой экономики и национального могущества. В связи с этим М. Вебер был тем ученым, который одним из первых обратил внимание на политические партии, рассматривая их в качестве эффективного инструмента и социального механизма, помогающего достигать важнейшие политические цели.

Но на сегодня в творческом наследии М. Вебера остаются проблемы, которые он рассматривал во многих своих работах, но так и не создал целостной концепции. Например, колониальная проблематика так и не была обобщена самим ученым, но авторская последовательность, убедительная аргументация и логика рассмотрения проблем имперской политики, политической и экономической экспансии позволяет утверждать, что политические идеи М. Вебера в этой сфере являются довольно зрелыми и могут быть систематизированы и сформулированы в виде завершенной концепции. Тем более, что данная проблематика остается актуальной для современной социогуманитаристики (в частности, для дальнейшего развития постколониальных исследований, основанных такими учеными: Франц Омар Фанон, Эдвард Вади Саид, Хоми Бхабха, Гаятри Чакраворти Спивак, Мике Баль, Эме Сезер), а сам Макс Вебер был не только политологом-теоретиком, но и политиком-практиком, что усиливает практическую значимость многих его выводов. Таким образом, целью данной статьи является решение очерченной научной проблемы.

В своих работах [1; 2; 6; 20; 21; 22] М. Вебер исследовал экспансионистскую внешнюю политику многих государств со времен античности, особенности развития и падения империй, анализировал успехи и неудачи имперской политики. Ученый подчеркивал, что экономическая экспансия не обязательно сопровождается экспансией политической. В то же время, отмечал автор, широкие массы населения склонны недооценивать тот риск, с которым связана подобная экспансия, и субъективно готовы поддерживать империалистическую политику своего государства. Их надежда улучшить свои дела за счет других государств является тем влиятельным фактором, на котором основывается великодержавная политика.

Известно, что мнение М. Вебера об имперской политике и экспансии Германии постепенно менялось от ее умеренной поддержки до последовательной и аргументированной критики [19, s. 61–62]. Взгляды Вебера на решение национального вопроса (одного из важнейших для Восточной и Центральной Европы) также постепенно эволюционировали. В самом начале ХХ в. М. Вебер находился под сильным влиянием идей федерализма М. Драгоманова, с которым его познакомил Б. Кистяковский. Изложенная М. Драгомановым в работе «Историческая Польша и великорусская демократия» программа федералистического переустройства Российской империи понравилась М. Веберу компромиссным решением потенциально взрывоопасной проблемы, Вебер писал, что «большая сила» драгомановской программы «откровенно заключается в комбинации идеалов экономических с национальными» [22, s. 267]. М. Вебер оценивал идеологическую трансформацию позиции М. Драгоманова как переход от социализма к национал-демократии [22, s. 267], с логикой такой трансформации он полностью соглашался. Именно таким был и вектор эволюции взглядов самого М. Вебера.

В. Левандовский и А. Погорелый [15] подчеркивают, что М. Вебер не ограничивался только немецким опытом политической модернизации. Когда в Российской империи началась революция 1905 г., М. Вебер, за две недели изучивший русский язык, написал о российских событиях две брошюры («О буржуазной демократии в России» и «Переход России к мнимому конституционализму»), в которых большое внимание уделил украинскому вопросу. Он обнаружил глубокую осведомленность об общей политической и культурной ситуации в Украине. Ученый утверждал, что предоставление Украине автономии – это вопрос, который не хотят решать даже последовательные демократы. Одной из причин этого он считал, в частности, политику колонизации, которую последовательно осуществлял в Украине царский режим. М. Вебер подчеркивал, что социальная структура Российской империи является главным препятствием либеральному развитию и европеизации России, он часто ссылался на работы М. Драгоманова, считая его автором, предложившим самые демократические способы решения национального вопроса в полиэтнической Европе. В. Моммзен отмечал «влияние Драгоманова на Вебера» и писал, что «и позднее Вебер считал произведения Драгоманова основополагающими для любой трактовки национальных проблем» [19, s. 61–62]. Вместе с тем, М. Вебер сделал вывод, что Россия, несмотря на всякие отступления назад, все же стала на путь «специфически европейского развития», и выразил свою уверенность в том, что борьба участников демократических и национально-освободительных движений не будет напрасной [15].

В 1906 г., рассматривая переход России к мнимому конституционализму, М. Вебер анализирует российскую политику «злейшего угнетения Украины» [21, s. 202], отмечая факты сильной и довольно успешной русификации украинцев [22, s. 259, 269, 271]. Он вспоминал о запрете в 1876 г. издавать и ввозить украинскую литературу и замечал, что «только проблема автономии примерно 30 млн.» украинцев «есть пункт, на котором “спирает дыхание” даже у последовательных демократов» России [22, s.270]. М. Вебер хорошо знал программные принципы и требования различных украинских политических партий (в частности, Украинской демократической и Украинской радикальной партии), подчеркивая, что конечной целью некоторых политических сил является отделение Украины от России и создание независимого украинского государства [22, s.270]. Макс Вебер поддерживал идею создания независимой Украины и формирования украинцами своего собственного независимого национального государства.

Ход событий в Российской империи в течение второго десятилетия XX в., ее вступление в Первую мировую войну, ее экспансионистский натиск на западно-украинские земли лишь укрепили убеждения М. Вебера. В своих многочисленных статьях и выступлениях 1915 – 1919 гг., в частности в статье «Переход России к псевдодемократии» (апрель 1917 г.), подчеркивается склонность российских политиков к монгольским практикам и их приверженность к коммунизму. М. Вебера поразило враждебное отношение россиян к славянам и варварское поведение российских войск на славянских просторах, что напоминает ему средневековые монгольские времена. В своих выступлениях и публикациях ученый использует выражения «большевистский солдатский империализм», «милитаристские массовые инстинкты», «народный империализм» [20, s. 80], «великороссийский шовинизм» [21, s. 122], «империалистическая интеллигенция» [21, s. 110] и др. В 1915 г. Вебер насмехается над рвением отдельных представителей российской интеллигенции к осчастливливанию других народов, что находится в вопиющем контрасте с нерешенными культурными задачами на собственной территории [20, s. 44].

М. Вебер различает европейские и азиатские колонии Российской империи. Он считал, что европейские колонии России имеют свою собственную и часто более древнюю культуру по сравнению с Россией [20, s. 90]. Поэтому уже в конце 1915 г. М. Вебер выступал за создание независимых национальных государств нерусских народов европейской части Российской империи: польского, украинского, литовского, латышского и др. Во многих статьях и выступлениях того времени ученый рассматривал Украину как страну, которая находится в колониальной зависимости от России и ставил ее в один ряд с Польшей, Литвой, Финляндией и другими тогдашними колониями (Индией, Ирландией, Мальтой, Египтом, Персией и др.) [20, s. 90].

В октябре 1916 г. М. Вебер вновь публично отстаивает идею независимой Украины [18; 19]. Ученый видел сущность Октябрьской революции 1917 г. в установлении военной диктатуры и опровергал тезис, что большевизм опирается на «классово сознательные» в европейском понимании пролетарские массы. Ведь Октябрьский переворот, по его мнению, был осуществлен «солдатским пролетариатом». Россия же была искренне заинтересована в продолжении войны, в частности, на территории Украины, которую она «под предлогом освобождения» будет иметь возможность и дальше грабить и эксплуатировать [15; 18; 19]. М. Вебер считал Российский империализм явлением постоянным, а какую «этикетку» будут иметь экспансионистские притязания России – царистскую, кадетскую или большевистскую (учитывая последствия) – не столь важно.

Итак, анализ основополагающих геополитических идей М. Вебера, колониальной проблематики в его творческом наследии, а также работ, концептуально ориентированных на украинские реалии того времени, показал, что можно говорить о теории имперского экспансионизма М. Вебера, которую необходимо использовать для изучения и объяснения постколониального состояния Украины, а также для исследования современных трансформационных процессов как в Украине, так и во многих странах мира.

 

Литература:

  • 1. Вебер М. Господарство і суспільство: Нариси з соціології розуміння / пер. з нім. М. Кушнір. – К.: Вид. дім «Всесвіт», 2012. – 1112 с.

  • 2. Вебер М. Избранное. – М. : Юрист, 1994. – 704 с.

  • 3. Вебер М. Исследования по методологии науки. – М. : ИНИОН, 1980. – 202 с.

  • 4. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс 1990. – С.537 – 643.

  • 5. Вебер М. Политические работы(1895– 1919) / пер. с нем. Б. М. Скуратова. – М. : Праксис, 2003. – 424 с.

  • 6. Вебер М. Протестантська етика і дух капіталізму : пер з нім. – К. : Основи, 1994. – 261 с.

  • 7. Вебер М. Соціологія. Загальноісторичні аналізи. Політика / Пер. з нім. Олександр Погорілий. – К. : Основи,1998. – 584 с.

  • 8. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. – М. : URSS, 2009. – 368 с.

  • 9. Дибиров А. Устарела ли концепция легитимности М. Вебера? // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – №3. – С. 258 – 268.

  • 10. Куценко О. Д. Деятельностная перспектива в понимании общества: попытка деятельностно-структурного синтеза // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2001. – №1. – С. 27 – 41.

  • 11.Макаренко В. П. Вера, власть и бюрократия: критика социологии Макса Вебера. – Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. гос. ун-та, 1998. – 412 с.

  • 12. Масловский М. В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология : Монография. – Новгород: Нижегородский университет, 1997. – 86 с.

  • 13. Ожиганов Э. Н. Политическая теория Макса Вебера : критический анализ. – Рига : Зинатне, 1986. – 158 с.

  • 14. Патрушев А. И. Макс Вебер : дух и этос капитализма // Философские науки. – 1990. – № 6. – С. 37 – 45.

  • 15. Погорілий О. Макс Вебер і його класична праця. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: <http://litopys.org.ua/weber/wbr01.htm.>

  • 16. Шпакова Р. П. Легитимность и демократия (уроки Вебера) // Полис. – 1994. – №2. – С. 169 – 174.

  • 17. Collins R. Weberian sociological theory. – Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

  • 18. Mommsen W. J. Age of Bureaucracy. Perspectives on the Political Sociology of Max Weber. – Oxford, 1974.

  • 19. Mommsen W.J.Max Weber und die deutsche Politik 1890 – 1920. – Tübingen. – 1974.

  • 20. Weber M. Deutschland unter dem europäischen Weltmachten. Gesamt. politische Schriften. –  Muenchen. – 1921.

  • 21. Weber M. Russlands Übergang zum Schein Konstitutionalismus  // Archiv f. Sozialwiss. u. Sozialpolitik. – 1906. – Bd. XXIII. – Hf. 1. Juli. – Beilage.

  • 22. Weber M.Zur Lage der Bürgerliche Demokratie in Russland // Archiv für Sozialwissenschaft und Sozialpolitik (Tübingen). – 1906. – Bd. XXII. – Hf.1. Januar.

0
Your rating: None Average: 3 (2 votes)
Comments: 6

Аrefyeva Svetlana

Обзор взглядов, убеждений и мнений М. Вебера любопытен. Политизированность автора явная. Неоднозначная статья…

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемый Евгений Сергеевич! Большое спасибо Вам за высокую оценку моей статьи! С уважением и наилучшими пожеланиями, Татьяна.

Korolev Evgenie Sergeevich

Довольно интересная аналитическая работа позволяющая быть на стыке исследований разных научных направлений. Желаю дальнейших научных продвижений. С уважением, Е.С. Королёв.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемый Евгений Сергеевич! Большое спасибо Вам за высокую оценку моей статьи! С уважением и наилучшими пожеланиями, Татьяна.

Puzikov Ruslan Vladimirovic

Достаточно познавательная статья, дающая возможность вкратце ознакомиться с научным и творческим наследием великого ученого. Однако в конце работа носит больше политический окрас чем обзор научного наследия, что как нам представляется не допустимо в научных работах.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемый Руслан Владимирович! Благодарю Вас за хорошую оценку моей статьи! В связи с Вашим комментарием у меня возник вопрос: должны ли иметь "политический окрас" статьи по политологии, социологии политики, политический психологии, философии политики и т.п. (если только не путать понятия "политика" и "политиканство")? В научном наследии Макса Вебера есть и более "острые" оценки и выражения, касающиеся имперской политики как Германии, так и России, но я их не цитировала. Все остальные цитаты можно проверить. Я уверена, что Вы хорошо знаете, почему многие работы, например, К. Маркса и В. Ленина, не были изданы в советские времена. С уважением и наилучшими пожеланиями, Татьяна.
Comments: 6

Аrefyeva Svetlana

Обзор взглядов, убеждений и мнений М. Вебера любопытен. Политизированность автора явная. Неоднозначная статья…

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемый Евгений Сергеевич! Большое спасибо Вам за высокую оценку моей статьи! С уважением и наилучшими пожеланиями, Татьяна.

Korolev Evgenie Sergeevich

Довольно интересная аналитическая работа позволяющая быть на стыке исследований разных научных направлений. Желаю дальнейших научных продвижений. С уважением, Е.С. Королёв.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемый Евгений Сергеевич! Большое спасибо Вам за высокую оценку моей статьи! С уважением и наилучшими пожеланиями, Татьяна.

Puzikov Ruslan Vladimirovic

Достаточно познавательная статья, дающая возможность вкратце ознакомиться с научным и творческим наследием великого ученого. Однако в конце работа носит больше политический окрас чем обзор научного наследия, что как нам представляется не допустимо в научных работах.

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемый Руслан Владимирович! Благодарю Вас за хорошую оценку моей статьи! В связи с Вашим комментарием у меня возник вопрос: должны ли иметь "политический окрас" статьи по политологии, социологии политики, политический психологии, философии политики и т.п. (если только не путать понятия "политика" и "политиканство")? В научном наследии Макса Вебера есть и более "острые" оценки и выражения, касающиеся имперской политики как Германии, так и России, но я их не цитировала. Все остальные цитаты можно проверить. Я уверена, что Вы хорошо знаете, почему многие работы, например, К. Маркса и В. Ленина, не были изданы в советские времена. С уважением и наилучшими пожеланиями, Татьяна.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.