facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

КОНЦЕПТ «КУЛЬТУРА» КАК ФЕНОМЕН МИРОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ / "CULTURE" CONCEPT AS A PHENOMENON OF THE WORLD CULTURAL UNIVERSALS

КОНЦЕПТ «КУЛЬТУРА»  КАК ФЕНОМЕН МИРОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ / "CULTURE" CONCEPT AS A PHENOMENON OF THE WORLD CULTURAL UNIVERSALS
Ayazbekova Sabina, doctor of philosophy, full professor

Kazakhstan Branch of Lomonosov Moscow State University, Kazakhstan

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Kazakhstan";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

Доклад посвящен концепту «культура» в его историческом, смысловом и терминологическом многообразии у всех народов мира. Подчеркивается, что культура является феноменом мировых культурных универсалий.  В современный период в силу широкого распространения ценностей европейской культуры наряду с национальными определениями, широкое распространение приобретает латинский термин «культура».

Ключевые слова: культура, пайдейя, ааа, вэнь хуа, ваби-саби, коло, утамадуни, таалума, мадениет, руханият.

The thesis is dedicated to the concept of culture in historical, semiotical and terminological diversity among the world's nations. The  underlining idea is that culture is a phenomenon of the world's cultural universals. In contemporary period, due to wide dissemination of Western cultural values, the Latin term 'culture' comes to be more relevant and widely disseminated than ever. 

Keywords: culture, paideia, aaa, wan hua, wabi-sabi, colo, utumaduni, taaluma, madeniyet, ruhaniyat. 

 

Происхождение культуры.

Выделение человека из животного мира, его приспособление к окружающей природной среде, а также создание, восприятие, сохранение, воспроизводство и передача следующим поколениям материальных и духовных ценностей, - все это, независимо от места возникновения и проживания человека, формировало культуру.

Культура существуетабсолютно у всех народов, поскольку, когда человек впервые из природного материала создал орудие для охоты или труда или каким-либо образом изменил природное пространство, окружающее его, он тем самым создал предмет культуры, имеющий социальную ценность.

Становление пракультуры человечества проявлялось в формировании такой деятельности, которая основывалась не на биологических инстинктах, а на «целеустремленном сознании» (термин П. Тейяр де Шардена), а формирование социальности и коллективных форм жизнедеятельности сопровождалось интенсивным обращением информации – звуковой, вербальной, визуальной и ольфакторной. Активное речевое общение, возможность выбора, создание символических систем, стандартов и норм поведения, взаимодействие с другими людьми, возникновение общественных и брачных отношений, коллективная деятельность, разделение труда, развитие творчества, навыков и умений, – все эти универсальные характеристики определяют особенности культурогенеза и формирования пракультуры.

Понятие «культура».

Понятие «культура»латинского происхождения, возникло в эпоху античности и первоначально обозначало «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием» (от латинского - colo, colere).

В широком смысле слова «сultura»,  начиная с древних эллинов и римлян, понималась как забота, направленная на облагораживание жизни; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание. Общий корень «культ» слова «культура» имеется во всех европейских языках (ср. англ. и фр. «culture», нем. «die Kultur»), поэтому во всей европейской цивилизации происхождение культуры ассоциировано с культом и ритуалом.

Именно в Европе происходит вычленение понятия  культуры из терминологии повседневности, приобретая категориальную самостоятельность и закрепленность. Понятие «культура» является центральной категорией европейской философии, становясь индикатором исторического развития того или иного общества.

По мнению европейских философов, культура распространялась, прежде всего, в Европе; в этих же границах рассматривался и эталон культурного развития других народов. Соответственно этому, культурой считалось все то, что соотносилось с европейским мировосприятием, особенностями деятельности и творчеством, а все  иное, другое, что не соответствовало этому эталону, называлось варварством. Известный теоретик культуры В.Межуев пишет: "Самим философам могло казаться, что в "идее культуры" они ухватывают действительно всеобщие (базисные) условия культурного бытия человека, значимые для любого исторического времени и пространства, на деле же они возводили во всеобщность нормы и ценности, имеющие значение лишь для европейца, судили о культуре в целом исключительно по ее европейской мерке. По существу классическая философия в своем понимании культуры стояла на позициях культурного европоцентризма, исходившего из признания безусловного превосходства европейской культуры над всеми остальными (которые и культурами даже не считались)" [1].

Однако сегодня современной наукой признан непреложный факт всемирного исторического развития, основанного на многообразии цивилизаций и культур. И в этой связи следует признать, что географические  и расовые различия, разнообразие исторических судеб каждого народа, и, соответственно, способов осмысления окружающей действительности, деятельности и творчества человека обуславливает и разнообразие определения понятия «культура» у разных народов. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Пайдея.

В Древней Грецииблизкой к термину «культура» являлась категория философии «пайдейя» (Сократ и Платон), которая была связана с понятием «образование» как определенного способа воздействия и изменения  природы человека. Пайдейя выступала как система воспитания античного грека путем его «культивации», что, по-видимому,  было связано с термином «культура».

Культивация природы человека обусловило то, что пайдейя как целостная система образования и воспитания, включала в себя философию, медицину, военное и мусические искусства, мораль и этос, гимнастические упражнения, эрос. Будучи осмыслена как государственная категория, именно пайдейя  формировала идеальное государство, в котором воспитатель обладал статусом государственного деятеля. При этом особое место уделялось воспитанию женщин и детей.

Примечательно, что в «Государстве» Платона пайдейя включала в себя расовый отбор, который, по мнению мыслителя, должен стать частью политической жизни греков, а частная жизнь человека должна быть подчинена идее отбора создать новую элиту — носителей наивысшей арете[2].

Ааа.

В арабском языке термины культура (ثَقَافَةٌ), и цивилизация (حَضَارَةٌ) звучат одинаково - как «ааа» [3]. Представляется, что такое совпадение – далеко не случайно, оно отражает важнейшую историческую миссию народов Ближнего Востока, поскольку именно здесь человечество обрело свою цивилизационную ипостась. И если просвещенная Европа говорит о цивилизации как высшей форме культуры (Л.Морган, О.Шпенглер, А.Тойбни, С.Хантингтон), то на Ближнем Востоке цивилизация и культура – едины.

Вэнь хуа.

В Китае термин «культура» переводится как 文化 (вэнь хуа), что означает «изменение узора».  В отличие от европейского осмысления термина «культура», связанного с земледелием, культом и ритуалом, китайская и, воспринявшая от нее многие особенности, японская культура, иероглифичны, поэтому для них именно  иероглиф (узор) выступает основным средством сохранения информации и ее передачи. Иероглиф обусловил особенности многих видов искусства – не только каллиграфии, но и живописи и поэзии [4].

Термин вэнь хуа является также определением для образования, археологических культур («Яншао вэньхуа» - археологическая культура Яншао) и артефактов («вэнь-у» - «вещи — знаки»).

Важной его смысловой составляющей является иероглиф文«вэнь», изображающий знак на теле человека, что выражает суть человека, его способность «создавать знаки и оперировать ими», обозначая тем самым основную особенность китайской и японской культуры - ее знаково-символическую сущность[5].

Другой составляющей этого термина является иероглиф 化«хуа», изображающий двух людей, стоящих спиной друг к другу, причем второй – вверх головой. В китайском языке этот иероглиф воплощает в себе множественность смыслов, связанных с превращением, позитивным изменением и развитием. К другим смысловым оттенкам этого иероглифа относятся следующие значения: «перевари­ваться (о пище); усваиваться (о зна­ниях); та­ять, растворяться; испаряться, улетучиваться; сгорать; исчезать; умирать; перерождаться, переходить из одной формы в другую; гримироваться, маскироваться, подделываться; приобщать к культуре; воспитывать, просвещать, обрабатывать, учить; сжигать; растоплять, плавить; творить, создавать; по­рождать; формировать; ме­нять (обличье, платье); рядиться (гри­мироваться) под; подделываться под; подражать; просвещение, обучение; благодетельное влияние; культура (обычно: китай­ская); нравы, обы­чаи» [6].

Ваби-саби.

Ваби-саби-японский термин, воплощающий в себе буддийские идеалы средневековой культуры. Возникший в рамках отшельнической традиции, этот термин состоит из двух элементов – ваби и саби.

Вабив своей первоначальной средневековой форме  выражало категории одиночества и печали, но применительно к хайку или садо (чайная церемония) сулило покой, освобождение, чистоту помыслов [7]. В современном значении ваби  обозначает эстетические и моральные нормы и правила; простой, строгий тип красоты; созерцательное, безмятежное отвлеченное восприятие действительности; наслаждение спокойствием, праздной жизнью, свободной от мирских забот [8].

Понятие саби также выражало средневековую эстетику, выражающую прелести одиночества, смирения, безмятежности и старости; покорность, скромность, нечто сделанное со вкусом [9].

В эволюции термина ваби-саби большое значение приобретают буддийская концепция му (небытие, пустота, ничто), согласно которой «Все существует в пустоте: цветы, луна на небе, прекрасный пейзаж». Эта особенность японской культуры может быть проиллюстрирована стихотворением Фудзивара-но Тэйка (Садаиэ), в котором раскрывается суть связи между му иваби-саби:

Когда я смотрю вдаль,
Я не вижу ни цветков вишни,
Ни пестрых листьев,
Только убогую лачугу на берегу

В сумерках наступающей осенней ночи [10].

Это стихотворение в поэтической форме раскрывает суть термина ваби-саби, воплощающего в себе японские идеалы красоты, объединяющие простоту и утонченность, эстетические нормы и представления. Эта особенность японской культуры, раскрывающаяся через концепцию красоты, ощущаемой в сознании, внутреннем созерцании, проявляется во многих сферах жизни и видах искусств японцев: в их единстве с природой, аскетизме, простоте убранства, в чайной церемонии, организации окружающего пространства – с непременной ландшафтной составляющей и аранжировкой цветов,  в каллиграфии, поэзии, образовании и воспитании и многом другом.

Коло.

В старославянском языкепонятие «коло» («культура») восходило к двум основным образам:

1 - Свет Истины Всевышнего, Правда; Жизнь по правилам, установленная ПРАВЬЮ, Богами («Культура» - Культ: почитание, следование чему-либо, Ра: свет истины Всевышнего, правда, отсюда «Культура» - почитание правды, следование правилам).

2 -  Движение по кругу или Постоянство («Культура» - «Коло»: круг, Тор: движение). Поэтому культура для древних славян связывалась с доступом носителей культуры к первоначальному Образу, Эталону и его способностью передавать этот Образ без искажений [11].

Утамадуни, таалума.

У многих африканских народов, говорящих на суахили, существует термин utamaduni (tamaduni), соединяющий в единое целое культуру и утонченность, изысканность. Данный термин в своей смысловой основе соотносится с национальной культурой (utamaduni wa taifa) и культурным наследием (urithiwa utamaduni), которые воспринимаются многими африканскими народами как суть утонченного и изысканного [12].

Другой распространенный термин у африканских народов – taaluma. Представляется, что этот термин - более позднего происхождения, посколькуобъединяет в себе культуру, учение, обучение, просвещение, науку, область знания, профессию, учебное и научное заведение [13].

Мәдениет и руханият.

В казахском языкеблизкий термину «культура» существует термин «мәдениет», который охватывает самые разные смысловые пласты:

·личностные (жоғары мәдениетті адам - человек высокой культуры);

·межличностные (адами қарым-қатынастар өнегесі - культура человеческих отношений);

·временные (мәдениет тарихы - история культуры, бергі мәдениет - культура поздней эпохи);

·институциональные (мәдениет үйі  - дом культуры, мәдениет және демалыс саябағы - парк культуры и отдыха);

·производственные (еңбек мәдениеті - культура труда, өндіріс мәдениеті - культура производства, жұмыс мәдениеті - культура работы);

·речевые (тіл мәдениеті - культура языка, оқу мәдениеті - культура чтения).

Что касается культуры земледелия и физической культуры, то, в казахской этимологии, номадической по своему происхождению, в отличие от оседлой европейской, объединяющей их в одно смысловое значение с термином «культура», они обозначаются другими терминами - дақыл, өсімдік(дәнді дақылдар - зерновые культуры,  мақта дақылы - культура хлопка) и дене шынықтыру - физическая культура [14].     

В казахской культуре распространен еще один термин, в смысловом отношении дополняющий термин «мәдениет»,  - «руханият». Произошедший от арабского روحانية, этот термин обозначает духовность [15]. Отличительной особенностью этого термина является распространение духовного начала на материальный овеществленный мир.

Термин «культура» в современном социогуманитарном знании.

Приведенный анализ концепта «культура» свидетельствует о его терминологическом и смысловом разнообразии у многих народов мира. Однако в современном мире во многих внеевропейских культурах, наряду с традиционными национальными терминами, широкое распространение получил термин «культура» в латинском виде. Во многом это связано с расширившимся универсализмом во всех сферах жизни, тотальным воздействием глобализации и европейской цивилизации.

При этом, став в процессе интеграции культур универсальным понятием, данный феномен, несмотря на принятие его азиатскими, ближневосточными и африканскими народами, отражает в большей мере европейский тип культуры, воспринятый этими народами. Что касается азиатских народов, то, как показал анализ, культура каждого народа породила множество терминологических обозначений, раскрывающих национальные особенности той или иной культуры. Тем самым, существование и широкое распространение европейского термина «культура» одновременно с аналогичными азиатскими терминами раскрывает динамику евразийской бикультуры и свойственного ей двумирья [16].

В современном социогуманитарном знаниитермин «культура» имеет свыше 160 определений, выступая в  единстве трех основных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности [17].

Сферы социокультурной деятельности: экономическая, политическая, художественная, религиозная, научная, нравственная, правовая, технико-промышленная, коммуникативная, экологическая и др.

Результаты человеческой деятельности включают специализированные области культуры (экономическая культура, политическая культура, правовая культура, философская культура, научно-техническая культура, художественная культура и др.) и культуру повседневности (домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, обыденное мировоззрение, практические технологии, обыденная эстетика и др.).

Культура состоит из материальной культуры (мир вещей, предметов, созданных трудом человека) и нематериальной, или духовной, культуры (нормы, правила, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык).

Основные определения понятия «культура»:

·Культура – это «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Большая советская энциклопедия).

·Культура – это «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев).

·Культура – это «продукт играющего человека» (Й. Хёйзинга).

·Культура – это «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман).

·Культура – это «иерархическая система приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды» (Э. О. Уилсон).

·Культура – это «Природа — возделанная духом человеческим» (Велланский Д.М.).

·Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается                        (Бердяев Н.А.).

Универсальные характеристики и свойства концепта «культура».

Развитие универсальных свойств и характеристик культуры исходит как из пракультуры, так и из процессов миграции и межкультурных взаимодействий. Культура, аналогично картине скрещивания гаплогрупп, имеет генетически разнообразный состав. Точно так же, как общий состав ДНК любого народа может иметь набор гаплогрупп, характерных для многих других народов, культура каждого народа включает в себя характеристики, особенности, ценности и способы функционирования многих народов мира.

Межкультурные взаимодействия могут возникать разными способами и быть результатом многообразных причин: миграции населения, вхождения в суперэтническую целостность, создания и распада мировых и локальных цивилизаций, изменения государственных границ, взаимодействия культур, ассимиляции  и пр. В результате, несмотря на наличие цивилизационных и этнических характеристик, отражающих идентичность и особенности той или иной культуры, в процессе взаимодействия культурой-реципиентом принимаются в чистом виде либо адаптируются те или иные особенности или ценности культур–доноров. Все это свидетельствует об отсутствии абсолютной идентичности и эндогенности культур народов всего мира.

В современный период наблюдаются кардинальные изменения в сфере глобальных политических и экономических процессов, происходит увеличение мобильности населения, расового и этнического взаимодействия, диалогичности во всех сферах бытия и человеческой деятельности.

В силу широкого распространения информационных, телекоммуникационных, разнообразных технических средств связи, несмотря на постулирование сохранения идентичности и культурного наследия, наблюдается высокий уровень полифоничности и глубинного взаимодействия народов и цивилизаций, культур и искусств. Данные процессы находят отражение и в повышении ценности информации, увеличении интенсивности ее обращения в контексте всей мировой цивилизации, развитии диалогичности монолога и монологичности диалога в сфере культуры, взаимодействии вербальных и невербальных средств общения, полифонии языков искусств и их бурной модификации.

Выводы.

1. Концепт «культура» отражает полноту исторического, лингвистического, географического и семантического разнообразия.

2. Наличие культуры у всех народов мира свидетельствует о его принадлежности к мировым культурным универсалиям.

3. Единые характеристики концепта «культура» у многих народов мира,  также как и ее феноменологических составляющих, обусловлены как особенностями пракультуры, так и широкомасштабными миграционными процессами и межкультурными коммуникациями. 

4. Общность культуры в современный период усиливается в силу глобальных политических и экономических процессов, интенсивности миграций населения, языковых контактов и межкультурного диалога, а также инновационных коммуникативных технологий, опирающихся не только на национальные, но и на искусственные языки.

 

Литература:

  • 1. Межуев В.М. Культурология и философия культуры // Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. М., 1993.
  • 2. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 2. /Пер. с нем. М.Н. Ботвинника. - М.: «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 1997.
  • 3. Русско-арабский словарь. -URL.- https://gufo.me/dict/ruar/культура#ixzz4obz39ILL
  • 4. Основные особенности развития и характерные черты культур Китая и Японии. - URL. - http://www.shenming.narod.ru/theory2.html
  • 5. Мартыненко Н.П. Культура как превращение знаков – вэньхуа. Том первый: Культурогенез. М., Изд-во «Социально-политическая мысль». 2006. C. 4-16.
  • 6. Большой китайско-русский словарь в 4 тт. Под ред. И.М.Ошанина. - М., 1984. Т.4. - С. 294-295.
  • 7. Keene D. The pleasures of Japanese Literature. New York: Colombia University Press, 1988.
  • 8. Wabi // Encyclopedia Nipponica. - 2001, Vol. 24, 1989. - P. 822; Wabi // Japan, An Illustrated Encyclopedia. -1993.  - P. 1677.
  • 9. Sabi  // Encyclopedia Nipponica. - 2001, Vol. 10, 1989. - P. 224; Sabi  // Japan, An Illustrated Encyclopedia. - 1993. - P. 1289.
  • 10. Культура. - URL.- http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=392&page=1
  • 11. Словарь древнеславянской речи. - URL.- http://fotonnika.narod.ru/SLOVAR.htm
  • 12. Суахили-русский словарь. – URL. - https://gufo.me/dict/swru/utamaduni
  • 13. Суахили-русский словарь. – URL. https://gufo.me/dict/swru/taaluma
  • 14. Sozdik.kz. Русско-казахский словарь. – URL. - https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/ru/kk/культура/
  • 15. Руханият (значения) // ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. - URL. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%82_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)
  • 16. Аязбекова С.Ш. Бикультура как феномен взаимодействия культур Европы и Азии// Cultural and historial  heritage in the context of a modern outlook formation. – London: JASHE, 2015. - P. 43-46. - URL.- http://gisap.eu/ru/node/59259
  • 17. Kroeber A. L. Kluckhohn Clyde.Culture: A Critical Review of Conceptsand Definitions. Papers of the Peabody Museum of American Archaeology and Ethnology, Harvard University, Vol. 47, No. 1. Cambridge, MA: Peabody Museum. 1952. P. 149.
0
Your rating: None Average: 7.3 (4 votes)
Comments: 3

Svetlana Pavlikova

Интересная статья, посвященная классификации универсалий культуры на примере нескольких народов!

Mamatov Ulugbek

Уважаемая Сабина Шариповна! Спасибо Вам за познавательную и интересную статью. Я получил для себя много полезной информации. С уважением Улугбек Маматов.

Sanosyan Khachatur Avetis

УВАЖАЕМАЯ САБИНА, Спасибо за интерсных и содержательный доклад. Вами представлен материал рассматриваемый концепт «культура» в его историческом, смысловом и терминологическом многообразии. С уважением, Хачатур Саносян
Comments: 3

Svetlana Pavlikova

Интересная статья, посвященная классификации универсалий культуры на примере нескольких народов!

Mamatov Ulugbek

Уважаемая Сабина Шариповна! Спасибо Вам за познавательную и интересную статью. Я получил для себя много полезной информации. С уважением Улугбек Маматов.

Sanosyan Khachatur Avetis

УВАЖАЕМАЯ САБИНА, Спасибо за интерсных и содержательный доклад. Вами представлен материал рассматриваемый концепт «культура» в его историческом, смысловом и терминологическом многообразии. С уважением, Хачатур Саносян
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.