facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

Невербальные и языковые факторы формирования и развития мировых культурных универсалий / NONVERBAL AND LINGUAL FACTORS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE WORLD CULTURAL UNIVERSALS

Невербальные и языковые факторы  формирования и развития мировых культурных универсалий / NONVERBAL AND LINGUAL FACTORS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE WORLD CULTURAL UNIVERSALSНевербальные и языковые факторы  формирования и развития мировых культурных универсалий / NONVERBAL AND LINGUAL FACTORS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE WORLD CULTURAL UNIVERSALS
Ayazbekova Sabina, deputy director, doctor of philosophy, full professor

Kazakhstan Branch of Lomonosov Moscow State University, Kazakhstan

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Kazakhstan";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

Доклад посвящен вопросам взаимодействия невербальных и языковых факторов в становлении и развитии мировых культурных универсалий (далее - МКУ). Рассматриваются вопросы происхождения человечества, пракультуры и праязыка, роли антропологического единства и единого способа бытия в формировании МКУ. Развитие МКУ анализируется в контексте миграций, ДНК-модификаций, межкультурных взаимодействий, возникновения языковых семей и языковых контактов, универсальных видов и языковых средств вербальных и невербальных искусств. В результате обосновывается вывод о взаимодействии в период постиндустриальной мировой цивилизации МКУ с космологическими, континентальными, локально-цивилизационными, этническими, социально-групповыми и индивидуальными культурными универсалиями.

Ключевые слова: культурные универсалии, праязык, пракультура, ДНК-модификации, межкультурные и языковые взаимодействия, вербальные и невербальные виды искусства.

The article focuses on inter-relation of verbal and non-verbal factors in the creation and development of the world's cultural universals. It brings to the fore the questions of the origin of humankind, development of proto-culture and proto-language, the role of anthropological unity in the formation of the world's cultural universals. The author analyses development of the world's cultural universals in the context of: 1) migrations, 2) modifications of the DNA, 3) inter-cultural relations, 4) emergence of language families and language contacts, 5) universal types and 6) linguistic means of verbal and non-verbal arts. The article investigates the inter-relation of the world's cultural universals with cosmological, continental, local-civilisational, ethnical, social and individual cultural universals in the period of post-industrial civilisation.

Key words: cultural universals, proto-language, proto-culture, the DNA modifications, inter-cultural and linguistic inter-relations, verbal and non-verbal types of art.

 

Кто мы и откуда? Кто наши предки? Как и где возникло человечество? Где искать истоки языка и культуры? Эти и многие другие вопросы всегда волновали человечество. Ответы на эти вопросы породили множество мифов, гипотез, версий, теорий и концепций. Одни из них выводят генеалогию человека из обезьяны, другие - из обожествленного первопредка, третьи – из природной стихии, а четвертые – из космического вселенского начала. Причем, каждая из версий происхождения человечества, языка и культуры подкрепляется и обосновывается конкретными  примерами и доказательствами – мифологическими, археологическими, историко-культурными, генетическими и другими.

Но вместе с тем, все эти вопросы все же не имеют на сегодняшний день однозначного ответа. Ибо идентичность многих общекультурных форм, существование огромного количества языковых параллелей вновь и вновь возвращают исследователей к поискам единого пранарода, прачеловека, пракультуры и праязыка. Несмотря на множественность и разнообразие концепций по этому поводу, такая идентичность во многих сферах бытия позволяет выделить мировые  культурные универсалии (далее - МКУ) из всей системы культурных универсалий, включающей, наряду с ними, космологические, континентальные, локально-цивилизационные,   этнические, социально-групповые и индивидуальные культурные универсалии [См. подробно: 1].

Мировые культурные универсалии являются общечеловеческими, едиными для людей всей планеты Земля. В связи с этим встает вопрос о том, какие же факторы повлияли на их становление и развитие. Представляется, что к ним могут быть отнесены невербальные и языковые факторы, такие как: антропологическое  единство, существование пракультуры и праязыка, политические и экономические процессы, миграции, ДНК-модификации, языковые контакты и заимствования, формирование языковых семей, классов и союзов.

I. Становление мировых культурных универсалий

1.1. Антропологическое единство.Появление человека (род Homo) относится к четвертичному периоду кайнозойской эры (2,7-2.6 млн. лет назад). В геологической истории Земли этот период называют также антропогеном.

Происхождение людей от одной пары людей, также, как и идея прачеловека, от которого произошло все человечество, на сегодняшний день не получила всеобщего признания. Палеоантропологические находки зачастую указывают на множество возможных мест возникновения человека. Однако, независимо от того, был ли очаг возникновения человека единым или множественным, а также, несмотря на историческое и видовое разнообразие рода Homo, ясно одно: человек, независимо от онтологических различий, обладает антропологическим единством.

Об этом же свидетельствует и археогенетика, которая базируется на двух основных понятиях: «Y-хромосомный Адам» и «Митохондриальная Ева». Не связанные с конкретной парой людей, эти понятия отражают наличие Y-хромосомы, передающейся по мужской линии и имеющейся у всех современных мужчин [2], и митохондриальной ДНК, передающейся по материнской линии [3]. Эти два понятия,  объединяющие древность с современностью, как нельзя лучше демонстрируют генетическую близость всего человечества. Это подтверждается также и эволюций гаплогрупп современного человечества, имеющей одну самую древнюю, архаичную и эволюционно протяженную гаплогруппу А00 [4].

Рис. 1

   

Клесов А.А. Диаграмма эволюции гаплогрупп современного человечества.

Основные гаплогруппы Y-хромосомы человечества расположены на горизонтальной оси, абсолютная шкала времени зафиксирована на вертикальной оси [5].

 

Изучение эволюции гаплотипов и маркеров (повторов нуклеотидов) позволили известному генетику Анатолию Клёсову сделать вывод о происхождении всех людей на Земле  «от одного общего предка», при этом применяя это понятие на разных уровнях сложности [6].

1.2.  Пракультура.Выделение человека из животного мира, его приспособление к окружающей природной среде, а также создание, восприятие, сохранение, воспроизводство и передача следующим поколениям материальных и духовных ценностей, - все это, независимо от места возникновения человека, формировало культуру. Становление пракультуры человечества проявлялось в формировании такой деятельности, которая основывалась не на биологических инстинктах, а на «целеустремленном сознании» (термин П. Тейяр де Шардена); формирование социальности и коллективных форм жизнедеятельности сопровождалось интенсивным обращением информации – звуковой, вербальной, визуальной и ольфакторной. Активное речевое общение, возможность выбора, создание символических систем, стандартов и норм поведения, взаимодействие с другими людьми, возникновение общественных и брачных отношений, коллективная деятельность, разделение труда, развитие творчества, навыков и умений, – все эти универсальные характеристики определяют особенности культурогенеза и формирования пракультуры.

1.3. Праязык и универсальные характеристики языков.Моногенез или полигенез: этот вопрос остается открытым и для лингвистов, хотя в науке копятся свидетельства в пользу наличия моноязыка, который мог возникнуть в период не глубже, чем 40 - 50 тысяч лет. Однако, независимо от решения данного вопроса, исследователями выявлена общая, абсолютно сходная для всех народов, глубинная структура языка, имеющая в своем составе гласные и согласные, а также идентичную синтаксическую структуру с наличием подлежащего, сказуемого и дополнения [7].

Следует заметить, что само по себе наличие естественного языка, независимо от его семейной, классовой или этнической принадлежности, выступает в качестве МКУ. С самых древнейших времен человеческий язык выступает как адаптивная кодовая система, как универсальное средство передачи информации от собеседника к собеседнику, из одного времени и пространства в другое.  Универсальность естественных языков сопровождается и их универсальными характеристиками, такими как передача звуковых сигналов, использование артикуляционно-акустических способов кодирования и декодирования, «линейность языка» и последовательный способ кодирования языковой информации, противопоставление гласных - согласным, диффузных гласных – компактным, использование противопоставлений по признаку закрытых и широких гласных, открытых и закрытых слогов, а также принципами минимальной сложности,  использованием сложного после простого [8].

В процессе глоттогенеза  все естественные языки человечества были сформированы на основе четырех основных классов языков: изолирующего, инкорпорирующего, агглютинативного и флективного [9]. Поэтому предположение о наличии моноязыка, также как и существование четырех классов естественного языка и ограниченное количество языковых семей может во многом объяснить природу КМУ. Современные лингвистические исследования выявляют не только этимологическую общность различных языков, но и сходство  в  порядке слов.

1.4. Единый способ бытия и МКУ. Человек, проживая свою жизнь в различных формах бытия, обладает единым способом бытия. Универсальная сущность человека проявляется также и в том, что он, с одной стороны, представляет собой одновременно и закрытую, и открытую систему; в каждом человеке соединяется телесное, душевное и духовное.

Такие специфически человеческие проявления послужили истоком формирования  общечеловеческих культурных универсалий, которые едины во всем мировом пространстве. В большинстве случаев к ним относятся универсалии, связанные с биологическими потребностями, с жизнью и смертью, прохождением человека определенных циклов жизни (детство – юность – зрелость – старость), созданием семьи, рождением детей, межпоколенной передачей ценностей и т.д.

Не случайно поэтому, американским социологом и этнографом Джорджом Мердоком был определен состав универсалий, включающий 88 общих поведенческих категорий, среди которых: одежда, место обитания, имущество, праздники, подарки, гостеприимство, изобразительные искусства, труд, родственные связи, младенчество и детство, смерть и похороны, религиозные представления, социальная стратификация, использование орудий труда, наличие институтов семьи и брака и т. д. [10].

II. Развитие  мировых культурных универсалий

2.1. Миграции. Мировые универсалии складываются не только в условиях взаимодействия  антропо- глотто- и культурогенеза. На всем протяжении человеческой истории интенсивность обращения культурной информации усиливалась в периоды миграции народов. В древние эпохи большую роль в этом процессе играли дрейфы континентов и сильные колебания климата. Так, к примеру, вюрмское оледенение (60-12 тыс. лет тому назад) привело к понижению уровня океана и возникновению сухого пути, что привело к заселению Америки через Берингов пролив [11]. Похолодание климата стало катализатором и Великого переселения народов, охватившее в IV-VII вв. большую часть Евразии.

По мере развития человечества увеличивается количество причин миграции, которые могут возникнуть не только вследствие глобальных климатических изменений, стихийных бедствий, но и в результате неэффективных государственных управленческих решений, экономических кризисов, политических и военных конфликтов, правовых нарушений и др.   Миграции – и дальние, и близкие – приводят к тому, что сталкиваются и приходят во взаимодействие различные этносы и народы, языки и культуры. Данный тезис может быть подтвержден результатами ДНК-генеалогии.

2.2. Гаплотипы и гаплогруппы. Несмотря на расовое и этническое разнообразие человечества, генетики выявили всего 20 основных гаплогрупп, которые обозначаются латинскими буквами от А до T [12]. В результате миграций на протяжении всей истории человечества в ДНК происходит накопление мутаций, которые образуют тысячи подчиненных родов (см. рис. 1), каждый из которых может быть локализован в том или ином пространстве и формировать определенные генеалогические роды. И все же важным представляется то, что одни и те же гаплотипы могут присутствовать на разных континентах и входить в генеалогическую линию многих рас и этносов: от территориально близких до прямо противоположных. Так, к примеру, и в Африке, и в Европе, и в Азии  живут носители  гаплогруппы  A1b1 [4];  гаплогруппа R1a  присутствует в генетике  русских (48%), поляков (56%), украинцев (54%), белорусов (51%), чехов (34%), киргизов (63%), шорцев (56%), алтайцев (54%), чувашей (31,5%), таджиков (53%), панджабцев (54%) (Пакистан-Индия), в Индии в целом (30%) и в верхних кастах (43%) [14]. ДНК-генеалогия также показывает и то, что в каждом народе может присутствовать несколько  гаплогрупп, каждая из которых, в свою очередь, может быть и в генетике других народов. Так, набор гаплогрупп киргизов включает в себя носителей  гаплогрупп R1a, C3, J2, N1, R1b, I1, О, N [15]. Все это может свидетельствовать о том, что в истории человечества степень миграции настолько велика, что говорить об абсолютной автохтонности, генетической чистоте отдельных народов не представляется возможным.

2.3. Межкультурные взаимодействия и МКУ. Наличие культуры у всех народов мира, точно так же, как и естественный язык, можно отнести к МКУ. Что касается развития универсальных свойств и характеристик культуры, то они исходят как из пракультуры, так и из процессов миграции и межкультурных взаимодействий. Культура, аналогично картине скрещивания гаплогрупп, имеет генетически разнообразный состав. Точно так же, как общий состав ДНК любого народа может иметь набор гаплогрупп, характерных для многих других народов, культура каждого народа включает в себя характеристики, особенности, ценности и способы функционирования многих народов мира.

Межкультурные взаимодействия могут возникать разными способами и быть результатом многообразных причин: миграции населения, вхождения в суперэтническую целостность, создания и распада мировых и локальных цивилизаций, изменения государственных границ, взаимодействия культур, ассимиляции  и пр. В результате, несмотря на наличие цивилизационных и этнических характеристик, отражающих идентичность и особенности той или иной культуры, в процессе взаимодействия культурой-реципиентом принимаются в чистом виде либо адаптируются те или иные особенности или ценности культур–доноров. Все это свидетельствует об отсутствии абсолютной идентичности и эндогенности культур народов всего мира. Этот же тезис можно отнести и к языкам.

2.4. Языковые семьи и контакты. Миграции населения, хорошо прослеживаемые с помощью ДНК-генеалогии, позволяют реконструировать также происхождение и развитие языковых семей. При этом все языковые семьи и входящие в них языки сохраняют общие универсальные свойства и характеристики, а генетически родственные языки на протяжении длительного времени сохраняют свою типологическую родственность [15].

В настоящее время исследователями выделяются такие достаточно изученные языковые макросемьи, как ностратическая – ХIV тыс. до н.э. (индоевропейские, алтайские, уральские, картвельские, дравидийские и др.), афразийская - IV-V тыс. до н.э. (или семито-хамитские языки),  сино-кавказская - IV-V тыс. до н.э. (северо-кавказские, енисейские, возможно, бакский и сино-тибетские языки). К малоизученным семьям относятся америндская, нигер-конгская, нило-сахарская, койсанская и папуасская языковые семьи [7].

Одной из древних гаплогрупп, получившей широкое распространение во всех  частях света, является гаплогруппа R1b и производные от нее субклады R1b1, R1b1a1, R1b1a2, R1b-V88 и др. С гаплогруппой R1b тесно связано индоевропейское родство многих народов и распространение прото-индоевропейских языков  во всех регионах мира [16].

Индоевропейская языковая семья является самой распространенной среди других семей. В состав индоевропейских  языков исследователи включают следующие языки: «индоарийские (хинди, урду, санскрит и др.), иранские (персидский, таджикский, пушту, осетинский и др.), славянские (русский, болгарский, сербский, польский и др.), балтийские (латышский, литовский и язык пруссов), германские (немецкий, английский, голландский, датский, шведский, идиш и др.), романские (латынь, французский, итальянский, испанский, румынский и др.), кельтские (ирландский, бретонский и др.), а также греческий, армянский, албанский и др. [17, с. 19].

Пример развития индоевропейских языков показывает значимость не только  вербальных, но и невербальных факторов в процессе формирования и развития МКУ, когда миграции народов, их генетическое и культурное взаимодействие, ассимиляция и аккультурация приводят как к выделению языковых семей, так и к формированию внутри них отдельных языков.

2.5. Искусство. Наряду с обществом, культурой, языком, религией, экономикой, правом и другими сферами человеческого бытия, феноменом МКУ является и искусство. Воссоздавая и формируя «вторичную реальность», искусство выступает как универсальный коммуникативный канал, осуществляющий связь человека и мира на основе художественных образов.  В этногенетическом отношении искусство, также как и культура, и естественные языки, отражает контакты народов и культур.

Если же рассматривать виды искусства, то можно отметить, что и мировые, и локальные цивилизации, безотносительно ко времени своего существования, ареалу распространения, многообразным отличительным особенностям,  имеют универсальный набор. К ним относятся музыка, танец, театр, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, литература и др.

Несмотря на деление видов искусств, все они отражают образный тип мышления, с той лишь разницей, что сами образы раскрываются специфическими для каждого вида искусств языками. При этом сами языки искусств, несмотря на многозначность и уникальность художественных текстов, опираются на универсальные семиотические средства – звукоинтонационные (язык музыки), пластические (языки статических искусств  - живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры) и словесные (литература, театр, музыкально-поэтическое искусство).

Особенностью языков искусств является то, что все они диалогичны. В отличие от знаковых систем естественно-технических наук и монологичности их языков,  языки искусства – и вербальные, и невербальные – раскрываются в коммуникативном процессе и восприятии художественных образов. 

В различных культурах виды искусства могут различаться по материалам, утилитарности, способам создания и хранения информации, языку, критериям эстетического воздействия, функциям, выполняемым в обществе и многому другому. Однако все же следует признать, что нет ни одной культуры, в которых не существовали бы вербальные и невербальные, а также пространственные, временные и пространственно-временные виды искусств, а потому само их присутствие и функционирование в различных исторических и локальных культурах имеет ярко выраженный универсальный мировой характер. 

2.6 МКУ в условиях постиндустриальной мировой цивилизации. В современный период наблюдаются кардинальные изменения в сфере глобальных политических и экономических процессов, происходит увеличение мобильности населения, расового и этнического взаимодействия, диалогичности во всех сферах бытия и человеческой деятельности. В силу широкого распространения информационных, телекоммуникационных, разнообразных технических средств связи, несмотря на постулирование сохранения идентичности и культурного наследия, наблюдается высокий уровень полифоничности и глубинного взаимодействия народов и цивилизаций, культур и искусств. Данные процессы находят отражение и в повышении ценности информации, увеличении интенсивности ее обращения в контексте всей мировой цивилизации, развитии диалогичности монолога и монологичности диалога в сфере науки и культуры, взаимодействии вербальных и невербальных средств общения, полифонии языков искусств и их бурной модификации.

В результате происходит взаимодействие мировых культурных универсалий  с космологическими, континентальными, локально-цивилизационными, этническими, социально-групповыми и индивидуальными.

Выводы:

1. Мировые культурные универсалии складываются в период взаимодействия антропо- глотто-и культурогенеза.

2. Становление и развитие МКУ определяется взаимодействием невербальных и языковых факторов.

3. В более поздние периоды, когда возникают локальные цивилизации и этносы, МКУ могут приобретать локальные особенности и распадаться на локально-цивилизационные и этнические культурные универсалии.

4. Общность МКУ усиливается в силу глобальных политических и экономических процессов, интенсивности миграций населения, языковых контактов и межкультурного диалога, а также инновационных коммуникативных технологий, опирающихся на искусственные языки.

5. В современный период в процессе вхождения человечества в мировую постиндустриальную цивилизацию, происходит взаимодействие всех типов культурных универсалий.

 

Литература:

  • 1. Аязбекова С.Ш. Постиндустриальная цивилизация и культурные универсалии: исторический контекст // LX Международная научно-практическая конференция "Социально-политические аспекты постиндустриальной жизнедеятельности государств"/ II этап первенства по военным наукам, социологии и политическим наукам. - Лондон: Международная Академия Наук и Высшего Образования (Великобритания), 8-14 августа 2013 г. – [Электронный ресурс]. - http://gisap.eu/ru/node/31516
  • 2. Thomson Russell. «Recent common ancestry of human Y chromosomes: Evidence from DNA sequence data». - (2000). - PNAS  97 (13): 6927–9.
  • 3. Blaine Bettinger.Mitochondrial Eve and Y-chromosomal Adam// The Genetic Genealogist (20 July 2007).
  • 4. Клесов А. Не выходили наши предки из Африки // Семь искусств. - № 12 (48). – Декабрь 2013 г.
  • 5. Klyosov, A.A., Rozhanskii, I.L. (2012b) Re-examining the “Out of Africa” theory and the origin of Europeoids (Caucasoids) in light of DNA genealogy. Adv. Anthropol. 2, 80-86.
  • 6. Клёсов А. А. Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 14. - Вып. 1. - 2015. - URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-45-html/klyosov/klyosov.htm
  • 7. Старостин С. А. У человечества был единый праязык (Беседа Г.Зеленко с С.Старостиным) // Знание - сила. - М., 2003, № 8).
  • 8. Г.П. Мельников. Язык как система и языковые универсалии // Системные исследования. Ежегодник 1972. — М.: Наука, 1973, с. 183–204. - URL:  http://philologos.narod.ru/melnikov/universals.htm
  • 9. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. С. 34-298;  М. Т. Дьячок, В. В. Шаповал. Генеалогическая классификация. - Новосибирск, 2002. – 32 с.; Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков. Сравнительный словарь. Т. 1, М., 1971; т. 2. М., 1976; т. 3. М., 1984; Г.П.Мельников. Системная типология языков: синтез морфологической классификации языков со стадиальной. – М.: Изд-во РУДН, 2000; Г.П.Мельников. Язык как система и языковые универсалии // Системные исследования. Ежегодник 1972. — М.: Наука, 1973, с. 183–204; Б.А.Успенский. Структурная типология языков. – М., 1965. – С. 179-222 и др.
  • 10. Мëрдок Дж. П. Общий знаменатель культур / Культурология: дайджест. – М., 2005 . № 1.
  • 11. Сорохтин О.Г., Ушаков С.А. Развитие Земли. М.: Изд-во МГУ, 2002. 506 с. – С. 364.
  • 12. Клёсов А. А. Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. - Т. 14. - Вып. 1. - 2015. - URL: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-45-html/klyosov/klyosov.htm
  • 13. Описание гаплогрупп и известные представители гаплогрупп R1a, R1b, N1c, G2a, E1b и др. - URL:  http://haplogroup.narod.ru/celeb.html
  • 14. Киргизский Проект FTDNA. – URL. - https://www.familytreedna.com/public/kirgiz/default.aspx?section=yresults
  • 15. В.М. Солнцев. Связь генеалогии и типологии и универсальные закономерности языков // Конференция по проблемам изучения универсальных и ареальных свойств языков. Тезисы докладов», М., 1966, стр. 74–77.
  • 16. Европейские гаплогруппы: описание и связь с археологическими культурами гаплогрупп R1a, R1b, I1, I2 и N1c1. - URL:   http://haplogroup.narod.ru/eur_hap.html
  • 17. Клейн Л.С. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев. – СПб, Евразия, 2010. – 496 с.
0
Your rating: None Average: 7.6 (8 votes)
Comments: 10

Ayazbekova Sabina

Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за отзывы и предложения к дальнейшему осмыслению поставленной проблематики. Отмечу все же, что вербальные и невербальные факторы формирования мировых культурных универсалий рассмотрены не Дж. Мердоком, а мной. Джорджом Мердоком был определен состав универсалий, включающий общие поведенческие категории. С уважением и благодарностью, Аязбекова С.Ш.

Tetyana Kovalevska

Представленная статья имеет синкретический теоретический характер, поскольку интегрирует идеи нескольких ветвей современного научного знания: исторический экскурс опирается на фундаментальные теории культурогенеза и антропологии, задействованы основы нейрофизиологии и генетики, в языковедческом аспекте ярко постулируются положения этнолингвистики, когнитивной и психолингвистики, общего языкознания, что в целом создает полифункциональную, стереофоническую работу. Нам очень импонирует стратегическая цель автора – установление вербальных и невербальных факторов формирования мировых культурных универсалий, которые, как и отмечает госпожа Аязбекова, выведены еще Дж. Мердоком. Автор рассматривает проблему в диахронно-синхроническом аспекте, что дает возможность ощутить динамику анализированного материала, теоретическую обоснованность и многогранность статьи. Принимая во внимание стратегическую позитивность оценивания статьи, отметим, что, к сожалению, мы снова столкнулись с отсутствием четко поставленных задач исследования и других обязательных для научной статьи позиций (методы, фактический материал и под.). Кроме того, хотелось бы даже в такой теоретически направленной работе увидеть больше конкретики, т.к. автор практически не указывает, о каких КОНКРЕТНО вербальных и невербальных маркерах формирования МКУ идет речь, что является критерием доминирующей или, наоборот, периферийной роли соответствующих репрезентантов, какова глубинная роль таких элементов, в каких позициях она выявляется и т.д.

Pykhtina Iuliana

Как справедливо отметили коллеги, тема доклада Сабины Шариповны интересна и актуальна; работа хорошо структурирована, что облегчает восприятие достаточно сложного материала. Рассматривая проблему взаимодействия невербальных и языковых факторов в становлении и развитии МКУ, автор опирается на данные целого ряда смежных наук, такой междисциплинарный подход к исследованию позволяет сформулировать убедительные выводы. С наилучшими пожеланиями, Юлиана Пыхтина.

Galina Kontsevaya

Уважаемая Сабина Шараповна! Изложенные Вами в статье мысли о взаимодействии невербальных и языковых факторов в становлении и развитии МКУ интересны, убедительны. Статья отличается глубиной научного анализа, основательностью обобщений и выводов. Спасибо! Успехов Вам!

Ivanna Grenadiorova

Уважаемая Сабина Шариповна, Ваша статья очень интересна и познавательна! Получила массу удовольствия от прочтения. Считаю, что эта статья заслуживает высокой оценки. Удачи Вам!

Balasanian Mariana

Глубокоуважаемая коллега!Спасибо за интересный доклад, который очень чётко описывает проблему взаимодействия невербальных и языковых факторов в становлении и развитии мировых культурных универсалий. Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников..Успехов!

Hamze Dimitrina

Глубокоуважаемая госпожа Профессор! Дорогая Сабина! Благодарю Вас от всей души за замечательный доклад! Прочитала его с подлинным удовольствием. Такое обхватное, всеобъемлющее, глобальное исследование может послужить универсальной основой для изыскания интегративных конвергенций субъектов и обществ во всех областях и на все уровнях человеческой жизни. Все рассмотренные Вами МКУ составляют единую стабильную платформу, являющуюся гарантией антропологического единства, которое имеет жизнеспасательную роль в современном постиндустриальном мире. Желаю Вам дальнейших достижений на научном поприще! С уважением и теплым приветом! Ваша Димитрина

Kosykh Elena

Уважаемая коллега! Доклад очень интересный, интегративный, полиинформативный. Действительно, такие универсалии имеются в каждом языке, об этом также писали В.В. Иванов и Т.В. Гамкрелидзе. Спасибо. Успехов Вам.

Riyaz Masalimov

Очень интересная, содержательная, убедительная публикация! Можно считать важным вкладом в культурогенез и этнопсихолингвистику. Желаю Вам, уважаемая Сабина, дальнейших успехов!

Shatilova Olena

Статья С.Ш.Аязбековой "Невербальные и языковые факторы формирования и развития мировых культурных универсалий" интересна не только специалистам данной области, но и широкому кругу читателей. Материал изложен в доступной форме, отличается новизной и удачной формой подачи информации. Статья хорошо структурирована. Выводы логичны. Особенно ценным является то, что исследование проведено на стыке наук: филологии, культурологии и биологии. Статья заслуживает высокой оценки.
Comments: 10

Ayazbekova Sabina

Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за отзывы и предложения к дальнейшему осмыслению поставленной проблематики. Отмечу все же, что вербальные и невербальные факторы формирования мировых культурных универсалий рассмотрены не Дж. Мердоком, а мной. Джорджом Мердоком был определен состав универсалий, включающий общие поведенческие категории. С уважением и благодарностью, Аязбекова С.Ш.

Tetyana Kovalevska

Представленная статья имеет синкретический теоретический характер, поскольку интегрирует идеи нескольких ветвей современного научного знания: исторический экскурс опирается на фундаментальные теории культурогенеза и антропологии, задействованы основы нейрофизиологии и генетики, в языковедческом аспекте ярко постулируются положения этнолингвистики, когнитивной и психолингвистики, общего языкознания, что в целом создает полифункциональную, стереофоническую работу. Нам очень импонирует стратегическая цель автора – установление вербальных и невербальных факторов формирования мировых культурных универсалий, которые, как и отмечает госпожа Аязбекова, выведены еще Дж. Мердоком. Автор рассматривает проблему в диахронно-синхроническом аспекте, что дает возможность ощутить динамику анализированного материала, теоретическую обоснованность и многогранность статьи. Принимая во внимание стратегическую позитивность оценивания статьи, отметим, что, к сожалению, мы снова столкнулись с отсутствием четко поставленных задач исследования и других обязательных для научной статьи позиций (методы, фактический материал и под.). Кроме того, хотелось бы даже в такой теоретически направленной работе увидеть больше конкретики, т.к. автор практически не указывает, о каких КОНКРЕТНО вербальных и невербальных маркерах формирования МКУ идет речь, что является критерием доминирующей или, наоборот, периферийной роли соответствующих репрезентантов, какова глубинная роль таких элементов, в каких позициях она выявляется и т.д.

Pykhtina Iuliana

Как справедливо отметили коллеги, тема доклада Сабины Шариповны интересна и актуальна; работа хорошо структурирована, что облегчает восприятие достаточно сложного материала. Рассматривая проблему взаимодействия невербальных и языковых факторов в становлении и развитии МКУ, автор опирается на данные целого ряда смежных наук, такой междисциплинарный подход к исследованию позволяет сформулировать убедительные выводы. С наилучшими пожеланиями, Юлиана Пыхтина.

Galina Kontsevaya

Уважаемая Сабина Шараповна! Изложенные Вами в статье мысли о взаимодействии невербальных и языковых факторов в становлении и развитии МКУ интересны, убедительны. Статья отличается глубиной научного анализа, основательностью обобщений и выводов. Спасибо! Успехов Вам!

Ivanna Grenadiorova

Уважаемая Сабина Шариповна, Ваша статья очень интересна и познавательна! Получила массу удовольствия от прочтения. Считаю, что эта статья заслуживает высокой оценки. Удачи Вам!

Balasanian Mariana

Глубокоуважаемая коллега!Спасибо за интересный доклад, который очень чётко описывает проблему взаимодействия невербальных и языковых факторов в становлении и развитии мировых культурных универсалий. Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников..Успехов!

Hamze Dimitrina

Глубокоуважаемая госпожа Профессор! Дорогая Сабина! Благодарю Вас от всей души за замечательный доклад! Прочитала его с подлинным удовольствием. Такое обхватное, всеобъемлющее, глобальное исследование может послужить универсальной основой для изыскания интегративных конвергенций субъектов и обществ во всех областях и на все уровнях человеческой жизни. Все рассмотренные Вами МКУ составляют единую стабильную платформу, являющуюся гарантией антропологического единства, которое имеет жизнеспасательную роль в современном постиндустриальном мире. Желаю Вам дальнейших достижений на научном поприще! С уважением и теплым приветом! Ваша Димитрина

Kosykh Elena

Уважаемая коллега! Доклад очень интересный, интегративный, полиинформативный. Действительно, такие универсалии имеются в каждом языке, об этом также писали В.В. Иванов и Т.В. Гамкрелидзе. Спасибо. Успехов Вам.

Riyaz Masalimov

Очень интересная, содержательная, убедительная публикация! Можно считать важным вкладом в культурогенез и этнопсихолингвистику. Желаю Вам, уважаемая Сабина, дальнейших успехов!

Shatilova Olena

Статья С.Ш.Аязбековой "Невербальные и языковые факторы формирования и развития мировых культурных универсалий" интересна не только специалистам данной области, но и широкому кругу читателей. Материал изложен в доступной форме, отличается новизной и удачной формой подачи информации. Статья хорошо структурирована. Выводы логичны. Особенно ценным является то, что исследование проведено на стыке наук: филологии, культурологии и биологии. Статья заслуживает высокой оценки.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.