facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

Половозрастные особенности развития детского творчества: междисциплинарный подход

Половозрастные особенности развития детского творчества: междисциплинарный подход
Dyuldina Zhanna, associate professor, candidate of education

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. Ulyanov, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

В данной статье рассматривается половозрастные особенности развития детского творчества в междисциплинарном подходе. Так как детское творчество, так и половые различия мальчиков и девочек, давно привлекает внимание специалистов разных направлений, таких как художников, этнографов, педагогов и психологов и пр. Данный вопрос, на сегодняшний день является одним из важных аспектов развития детского творчества. На наш взгляд, невозможно разделить возрастные процессы и половые  различия, которые происходят как у мальчиков, так и у девочек, эти два психофизиологических «мира» существуют параллельно друг другу и в помощь друг другу. И в современной науке должно уделяться особое внимания этим аспектом в развитии ребенка обоих полов.

Ключевые слова: Детское творчество, возрастной эволюции детского рисунка, рисунок, развитие ребенка,воображение, мальчики, девочки.

 

 

 

Творя, мы созидаем себя.
Ян Амос Коменски

 

Мы хорошо познакомились бы с душой взрослого человека,
если бы могли заглянуть в нее свободно, но в деятельности и в словах взрослого
нам приходится только угадывать его душу, и мы часто ошибаемся,
тогда, как дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь.

К.Д. Ушинский

 

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В.А. Сухомлинский

 

Каждый ребенок – художник. Трудность

в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста».

П. Пикассо

 

«Библия говорит о том, как Всевышний закончил творение созданием человека.

Поворачивая ход событий вспять,дети начинают свое творчество с создания человека».

Коррадо Риччи

 «I' ArtedeiBambini»

 

Детское творчество давно привлекает внимание специалистов разных направлений, художников, этнографов, педагогов и психологов.

Среди них нам известны: Ф. Фребель, И. Люке, Г. Кершенштейнер, В.И. Киреенко, Е.И. Игнатьев, П.М. Якобсон, Г.В. Лубанская, Н.А. Рыбников, Р. Арнхейм и др.

В изучаемой литературе мы видим, что основные исследования в этой области сосредоточены главным образом на возрастной эволюции детского рисунка в работах Г. Кершенштейнер, И. Люке.

В работах других авторов мы видим линии психологического анализа процесса рисования - О. Мейман, Н.А. Рыбников.

 

 

 

В исследованиях специалистов в области психологии искусства (Р.Арнхейм, В.И. Киреенко, Е.И. Игнатьев, П.М. Якобсон, Г.В. Лубанская) мы видим, что любой художник в своих произведениях не столько отражает действительность, сколько стремится выразить собственное мироощущение.

И одним из основополагающих вопросов, изучения воображения как познавательного процесса, и именно в детском творчестве, занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Ананьев Б.Г., М.В. Гамезо, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Немов Р. С., Реан А.А., Рубинштейн С.Л., и другие.

Одним из первых серьезных трудов о детском творчестве была книга «Искусство ребенка» итальянского искусствоведа Коррадо Риччи, изданная в 1887 году которая была представлена в русском переводе, как «Дети-художники», и  вышла в Москве в

издательстве Саблина в 1911 году.

К.Риччи в своей работе открыл своеобразие детского творчества. Фактически он первый, кто увидел в детских рисунках не жалкие неумелые каракули, а закономерные этапы развития, заметил некоторые общие для всех черты и предложил разграничивать два основных периода детского рисования: доизобразительный;

собственно изобразительный.

Ему же принадлежит революционное для педагогики того времени открытие о том, что рисование детей основано не на сходстве с реальным объектом, а на представлении о нем самого автора.

С конца XIX в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений-психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как в России, так и за рубежом.

В Российском изучении этого вопроса, особый интерес представляет работа В. М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» вышедшая 1910 году, не потерявшая своего значения до настоящего времени.

В. М. Бехтереврассматривал детское рисование в самый ранний период у детей с 3-4 лет. И критически оценивал некоторые положения зарубежных авторов. Например, он считал ненаучным вывод о возможности проникать в субъективный мир ребенка, и на основе чего определять особенности его чувств и представлений. И как верно он указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.

Изучая характер штрихов и форм в рисунках малышей, ВМ. Бехтерев говорил о том, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающем, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснять условия, в которых он находится.

В.М. Бехтерев признавал необходимым обучение детей технике рисования, а так же разумное подражание взрослым, что, по его мнению, не может мешать ни своеобразию, ни проявлению индивидуальности ребенка.

Эти положения В.М. Бехтерева, несмотря на описательный характер его труда, являлись оригинальными и прогрессивными для того времени.

После Великой Октябрьской социалистической революции исследование детского изобразительного творчества заметно активизировалось. Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались педагоги Е.А. Флерина, Я.А. Башилов, Н.И. Ткаченко, К.М. Лепилов, Е.В. Разыграев и другие, психологи К. Н. Корнилов, И.Л. Ермаков, А. М. Шуберт, искусствоведы Ф.И. Шмит, А.В. Бакушинский и другие.

Педагог Е.А. Флерина, одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество».

Е.А. Флерина в 1924 году высказывается против вмешательства взрослого в творческий процесс ребенка, в 1934-м говорит о необходимости руководства изобразительной деятельностью со стороны взрослых. В работах 40-х гг. XX в. уже признает желательным оснастить детей навыками в области техники рисования, убедившись в процессе опытной работы, что самостоятельно овладеть ими, ребенок не может[12].

Л.С.Выготский выделял два типа деятельности у человека:

  • – репродуктивную, при которой человек в той или иной мере повторяет созданные или выработанные ранее приемы;
  • – творческую, при которой человек создает то, что еще никогда не видел.

Творческая деятельность начинается с мечты, поскольку новое сначала надо вообразить, обозначить, назвать. Именно поэтому творчество делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее[2].

Д.А. Леонтьев выделяет три основные линии исследований творчества:

  • 1. творчество изучается под углом зрения способности, одаренности, таланта, в том числе специфических познавательных процессов, таких как интеллект, дивергентное мышление, решение задач;
  • 2. творчество оценивается как характеристика личности, и ставится вопрос о ее особенностях;
  • 3. творчество рассматривается как деятельность в контексте жизни, социальных отношений[9].

Многие ученые пытались понять условия рождения нового и последовательность происходящих при этом событий.

Изучая литературу по данному вопросу, мы видим, что очень многие ученые пытались понять условия разделения нового, и последовательность происходящего.

Т. Рибо выделил три фазы в процессе порождения нового решения:

  • – накопление фактов или опыта;
  • – вызревание (или высиживание) будущего проекта или образа;
  • – рождение нового[11].

Психолог Рода Келлог в своих исследованиях указывает на то что, детский рисунок, эволюционирует определенным образом, то есть это:

от первых базовых «клякс» в сторону последовательных символов.

Она доказала, что рисунки 2х летних детей не являются бесцельным размазыванием красок и в них можно выделить 20 типов знаков, такие как:

  • - точки;
  • - линии;
  • - кружки[10].

Которые начертанные детской рукой, отражают отдельные движения мышц, которые не контролируются зрительно. По ее мнению, каждый ребенок должен уметь рисовать такие знаки, а дети, не способные это делать, недоразвиты [10.

Прослеживая развитие ребенка с самого раннего детства, можно увидеть, что навыки художественного творчества, параллельно с «дописьменными», и развиваются поэтапно в определенной последовательности. Так, к 1-1,5 лет, ребенок способен постукивать по бумаге или рисовать «каракули»

Эту первую стадию В.В. Зеньковский характеризовал как «доэстетическая», то естьне красоте подчинена большая часть детского рисования, еще нет эстетической задачи как таковой.

 

 

 

Важно выделить возрастные особенности в развитии детского творчества, основой чему есть воображение.

Воображение – это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы. Формировать такие образы способны не только фантазия, но и восприятие, представление, мышление. Воображение есть процесс преобразующего отражения действительности [8].

Существует два прямо противоположных толкования соотношения воображения и мышления:

а) воображение не входит в мышление,

 б) воображение является составляющей частью мышления.

Возможно, что воображение не есть только чувственная форма познания, но оно не может быть объяснено и только законами логики, как это можно сделать с мышлением.

В норме воображение активируется у трехлетних детей, остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одаренных людей. С возрастом большинство людей навсегда входит в прозу практической жизни и хоронит мечты своей юности. Однако воображение у них не исчезает полностью, но появляется теперь уже только случайно, в каких-то отдельных аспектах жизни.

Существуют некоторые возрастные закономерности выраженности воображения.

  • - Дети от трех до пяти лет строят новый образ, основываясь на некоторых элементах реальности, которые становятся центральной частью нового образа.
  • - В возрасте 4–5 лет заметно снижается продуктивное воображение, поскольку дети активно усваивают нормы и правила социума.
  • - Но уже в 6–7 лет они начинают пользоваться новым типом построения воображаемого образа, когда элементы реальности занимают лишь второстепенное место, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывающим на технику изображения. С 18 века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предметов: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Рисунок имеет отличительные особенности:

  • 1. Выполняются от руки, увеличивает скорость изображения и дает возможность быстро откликается на события жизни;
  • 2. Делается на глаз;
  • 3. Нагляден, передает внешние признаки предметов;
  • 4. Выражает внутреннее содержание изображенного предмета, вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.

Стадии (этапы) рисования и развития детского рисунка:

Первые детские рисунки называются по-разному:

  • - «марания»,
  • - «каляки»,
  • - «каракули».

В. Штернсоотносит их с детским лепетом, подчеркивая тот факт, что и лепет, и «каляки», это начало нового этапа освоения мира.

В работах ряда исследователей проблемы детского рисунка сделана попытка наметить стадии развития изобразительной деятельности.

 Как уже отмечали выше, К.Риччи считал, что она в своем развитии проходит два этапа: доизобразительный и изобразительный, которые, в свою очередь, делятся на несколько стадий, таким образом, выделяются следующие закономерности:

  • 1 стадия до изобразительного этапа: (по Г. Кершенштейнеру, К. Ричч и др.) - стадия каракулей, которая начинается в возрасте 2-х лет.
  • Первые каракули, это обычно почти случайные метки. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает кинестетически.
  • стадия этого этапа: стадия последующей интерпретации (от 2-х до 3-х лет). На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по-прежнему состоящим из каракулей. Начинается переход от «мышления в движениях» к «образному мышлению». В целом на стадии рисования каракулей наиболее важной для ребенка становится возможность создавать линии и формы; овладевать моторной координацией; строить образное отражение окружающей действительности.

В 1913 Г. Рума (G. Rouma) были выделины шесть стадий развития детского рисунка:

  • 1) самых ранних попыток изображения, в которых очень сложно распознать фигуру человека, через;
  • 2) стадию «головастиков», в которой человек изображается с непропорционально большой головой и выходящими из нее ногами, к более зрелым рисункам, в которых;
  • 3) переходная фаза, в которой «головастик» приобретает туловище и дополнительные черты;

 

Рис. 1 Определение психического возраста ребенка по изображению человека (по И. Винче)

 

  • 4) возникает полное изображение лица человека с постепенным добавлением частей тела. На последующих стадиях;
  • 5) переходная стадия, на которой ранние попытки изображения профиля приводят к «смешанному профилю» (представлены 2 глаза. 2 носа), голова в профиль, в то время как тело и конечности изображены фронтально, а затем;
  • 6) изображается правильная профильная ориентация, начинает изображаться движение[4].

На рис. 1 представлена схема рисунков нормальных детей в соответствии с возрастом (по И. Винче), [7,С 39]. Соотнося рисунок обследуемого ребенка с данными образцами, можно определять его психический возраст. Интересно обратить внимание на то, что руки  появляются в рисунке, согласно этим данным, позже, чем ноги.

Стадии развития рисунка ребёнка, которые выделил психолог А.А.Смирнов.

  • 1 стадия – стадия штрихов- начинается в тот момент, когда ребёнку предложили предметы для рисования и продолжается примерно до двух лет.
  • 2 стадия – стадия бесформенных изображений (каракулей)–начинается на 3 году жизни.
  • Эта стадия близка к предыдущей по результату, но существенно отличается по эмоциональному наполнению и мотивации ребёнка. Это значит, что видимый результат работы примерно идентичный на первой и второй стадиях: взрослому кажется, что ребёнок всё так же рисует переплетающиеся линии.
  • 3 стадия – стадия схематичного изображения – начинается примерно на 4-5 году жизни.
  • На этой стадии ребёнок рисует только некоторые существенные детали изображаемого им объекта. Так, человек состоит из головы на палках (головоног).
  • 4 стадия – стадия правдоподобных изображений – примерно соответствует началу школьного обучения.

На этой стадии ребёнок начинает отказывать от схем и воспроизводит относительно реальный вид предметов. На рисунках появляется больше деталей: волосы у человека, крылечко у дома и т. д. Ребёнок начинает рисовать достаточно сложные сюжетные изображения. При этом для рисунка характерна прозрачность. Так, рисуя дом, ребёнок рисует его одновременно изнутри и снаружи, а рисуя сидячую кошку, рисует четыре лапы, хотя в реальности они не видны.

Необходимостью и психолого-педагогической направленностью детское творчество обладает и особо важном аспекте, как, пол (мальчики и девочки). Вопрос о половых различиях в психической сфере интересовал до недавнего времени мало, несмотря на то, что еще в 1960-х гг. его поставил Б.Г. Ананьев[1].

И мальчики и девочки, конечно же, отличаются друг от друга не только генетически по Х- и У-хромосомами, не только биологически, но и по социально-психологическим параметрам.

Безусловно, различия в устройстве мозговой организации мальчиков и девочек – явление научно доказанное и обоснованное. Даже биотоки мозга мужчин и женщин имеют различные потенциалы, это наблюдается уже в период младенчества.

Необходимо отметить, что:

Мальчики 6-го года жизни более склонны к интеллектуальной деятельности, они превосходят девочек по уровню развития большинства параметров интеллекта. Однако у девочек выше уровень вербального интеллекта, развития речи и мышления. Различия проявляются также в самостоятельной деятельности детей.  Мальчики более нацелены на поиск, на нахождение ответа своим собственным способом. Они мыслят нестандартно, схематично, нередко предпочитают делать карты, наброски, простейшие чертежи.

Девочки 6-го года жизни, напротив, мыслят более стереотипно, они предпочитают выполнять задания по заданному образцу. Поэтому им не всегда понятны задания, которые требуют самостоятельной творческой активности. Данный ряд различий можно продолжить, приведя в качестве примера другие психические процессы.

В.Д. Еремеева и Т. П. Хризман[5] подчеркивают важность учета половых различий в воспитании детей, и говорят, о том, что если не дано нам пожить в этом чужом (мужском или женском) мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим понять ребенка, помочь, а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола.

Девочка в 1-1,5 года уже качает в руках куклу, а мальчик ползает по полу с машинкой и громко «гудит». Художественное творчество, мальчиков и девочек также различно. Девочки 5 лет заполняют альбомы бесконечными «принцессами», а мальчики 5 лет машинами и сражениями, и никогда наоборот.

Половозрастные особенности развития детского творчества в междисциплинарном подходе, на сегодняшний день является одним из важных аспектов развития детского творчества, так как, невозможно разделить возрастные процессы и половые различия, которые происходят как у мальчиков, так и у девочек, эти два психофизиологических «мира» существуют параллельно друг другу и в помощь друг другу. И поэтому современная наука должна уделять особое внимание  изучая грани половозрастных особенностей именно в междисциплинарном подходе.

 

Литература:

  • 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. Т. 1. М., 1980.
  • 2. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во АПН СССР, 1968. С. 91-110.
  • 3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С.Выготский - М.: Просвещение 1991. – 89с.
  • 4. Дилео Джон. Детский рисунок: Диагностики и интерпретация / Пер. с англ. Е. Фатюшиной. – 2-е изд., испр. – М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2007. – 256 с.
  • 5. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
  • 6. Ермошин А.Ф. Геометрия переживаний. Конструктивный рисунок человека в психотерапевтической практике - Изд-тво Форум , 2008 г., - 285с.
  • 7. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1983.
  • 8. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. С. 407.
  • 9. Леонтьев Д. А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л. С. Выготского: Четвертая Международная конференция. М.: РГГУ, 2004. С. 214–223.
  • 10. Остер Д., Гоулд П..Рисунок в психотерапии. М. - 2005
  • 11. Рибо Т. Психология чувств. СПб.: Юж. - рус. кн. изд-во Ф. А. Иогансона, 1898.
  • 12. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е.А.Флерина - М., 1956. – 208с.
  • 13. Шевченко М.А Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. - Москва: АСТ, Кладезь, 2014.- 176с.
0
Your rating: None Average: 7.1 (7 votes)
Comments: 9

Konoplytsky Ivan

Спасибо за интересную статью. С уважением Иван Коноплицкий!

Snisarenko Andrei

Добрый день, уважаемая Жанна Николаевна! Спасибо за авторских подход относительно исследования половозрастных особенностей развития детского творчества. Желаем дальнейших творческих успехов.

Konoplytska Oksana

Спасибо автору за интересный доклад. С нетерпением жду продолжения исследования. Удачи! С уважением Оксана Коноплицкая!

Lavrentieva Olesya

Уважаемая Жанна Николаевна! Бесспорно важность учета половых различий в воспитании детей необходима, удачи вам в развитии вашего исследования, продолжайте подкреплять современную науку изучая грани половозрастных особенностей развития детского творчества в междисциплинарном подходе.

Dyuldina Zhanna

Уважаемые коллеги,спасибо огромное за Ваши оценки и комментарии!с Уважением Дюльдина Ж.Н.

Kubanov Ruslan

Любое исследование, которое посвящается изучению творческого начала личности, безусловно, вызывает интерес. Теоретический анализ данной работы качественно совмещается с иллюстративной формой подачи информации, что является плюсом исследования, облегчая читателю восприятия материала. Автору новых научных успехов. С уважением, Кубанов Р. А.

Svitlana Kulbida

Автор изучила половозрастные особенности развития детского творчества на междисциплинарной основе;представила доказательную базу. На мой взгляд, весомым в докладе являются стадии развития изобразительной деятельности, детского рисунка, которые несомненно имеют ценность в психодиагностике психического развития ребенка. Огромное спасибо и пожелание дальнейших успехов Жанне Дюльдиной.

Dolgova Valentina Ivanovna

Здравствуйте, уважаемая Жанна Никлаевна! Большое спасибо за доклад! Одновременно с первенством, но параллельно проходит отраслевая сессия Конгресса МАНВО. Приглашаю принять участие: Проекты – Научные конгрессы – Действующие конгрессы - «Психофизиологические, психологические, педагогические проблемы развития личности школьника». С наилучшими пожеланиями, проф. Валентина Долгова.

Dyuldina Zhanna

С огромным удовольствием.Как это сделать?
Comments: 9

Konoplytsky Ivan

Спасибо за интересную статью. С уважением Иван Коноплицкий!

Snisarenko Andrei

Добрый день, уважаемая Жанна Николаевна! Спасибо за авторских подход относительно исследования половозрастных особенностей развития детского творчества. Желаем дальнейших творческих успехов.

Konoplytska Oksana

Спасибо автору за интересный доклад. С нетерпением жду продолжения исследования. Удачи! С уважением Оксана Коноплицкая!

Lavrentieva Olesya

Уважаемая Жанна Николаевна! Бесспорно важность учета половых различий в воспитании детей необходима, удачи вам в развитии вашего исследования, продолжайте подкреплять современную науку изучая грани половозрастных особенностей развития детского творчества в междисциплинарном подходе.

Dyuldina Zhanna

Уважаемые коллеги,спасибо огромное за Ваши оценки и комментарии!с Уважением Дюльдина Ж.Н.

Kubanov Ruslan

Любое исследование, которое посвящается изучению творческого начала личности, безусловно, вызывает интерес. Теоретический анализ данной работы качественно совмещается с иллюстративной формой подачи информации, что является плюсом исследования, облегчая читателю восприятия материала. Автору новых научных успехов. С уважением, Кубанов Р. А.

Svitlana Kulbida

Автор изучила половозрастные особенности развития детского творчества на междисциплинарной основе;представила доказательную базу. На мой взгляд, весомым в докладе являются стадии развития изобразительной деятельности, детского рисунка, которые несомненно имеют ценность в психодиагностике психического развития ребенка. Огромное спасибо и пожелание дальнейших успехов Жанне Дюльдиной.

Dolgova Valentina Ivanovna

Здравствуйте, уважаемая Жанна Никлаевна! Большое спасибо за доклад! Одновременно с первенством, но параллельно проходит отраслевая сессия Конгресса МАНВО. Приглашаю принять участие: Проекты – Научные конгрессы – Действующие конгрессы - «Психофизиологические, психологические, педагогические проблемы развития личности школьника». С наилучшими пожеланиями, проф. Валентина Долгова.

Dyuldina Zhanna

С огромным удовольствием.Как это сделать?
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.