facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

ЭТНОЛУКИЗМ – КАК ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ETHNIC LOOKISM AS THE SUBJECT OF MODERN STUDIES

ЭТНОЛУКИЗМ – КАК ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ETHNIC LOOKISM AS THE SUBJECT OF MODERN STUDIES
Pogontseva Daria, associate professor, candidate of psychology

Southern Federal University, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

В данной статье рассматривается феномен этнолукизма – т.е. дискриминации по внешнему облику, основанной на этнической группе объекта взаимодействия/оценки, в современных исследованиях. Рассматриваются работы, в которых пусковым механизмом этнолукизма являются: цвет кожи, этническое оформление внешнего облика (тюрбан, хиджаб, одежда) и другие факторы. Делается вывод об актуальности данного аспекта, и в то же время не достаточной разработанности данного феномена в современных психологических исследованиях. Приводятся результаты опроса, делается вывод о то, что у респондентов (жители России) нет сформированного понимания форм дискриминации, и в частности форм этнолукизма.

Ключевые слова: этнолукизм, дискриминация, внешний облик, терроризм, вербальная дискриминация

This article discusses the phenomenon etnolookism (discrimination in appearance based on ethnic group of interaction / evaluation object) in modern research. We review works, which consider such triggers of etnolookism as: skin color, ethnic design of appearance (turban, hijab, dress) and other factors. The conclusion about the relevance of this aspect, and at the same time is not sufficient elaboration of this phenomenon in modern psychological research. We give the survey results, which included that the respondents (citizens of Russia) do not have an understanding of forms of discrimination, and in particular forms of etnolookism.

Keywords: etnolookism, discrimination, appearance, terrorism, verbal discrimination

 

В современных работах посвященных дискриминации, отмечается, что причина дискриминации может быть основана на различных основаниях: этническая, расовая, гендерная, возрастная (эйджизм) и др. Как отмечает В.А. Лабунская, «внешний облик - становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. … Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации» [3]. Таким образом, внешний облик становится одним из пусковых механизмов для возникновения дискриминации, и в частности - этнической дискриминации. Согласно определению термина «лукизм», которое приводит W. Safire, с отсылкой на Оксфордский словарь, лукизм это дискриминация основанная на внешнем облике человека [цит.по 7]. И хотя в классическом понимании под лукизмом понимают – культурный аспект категоризации себя и другого как красивых/не красивых, и которая является основным фактором для выбора характера отношений, в последнее время лукизм сводят просто к категоризации по внешности. Исходя из этого, категория этно-лукизма понимается нами, как категоризация Другого по внешнему облику как относящегося к определенной этнической группе и формирование отношение в зависимости от внешнего облика.

События последних лет стали причиной возникновения устойчивого словосочетания «исламский фактор». Начиная от терактов в Москве, Ставропольском крае, в различных регионах Северного Кавказа и заканчивая конфликтом с Исламским государством и терактом во Франции в редакции газеты «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo) данная тема (взаимоотношение с исламским миром) не однократно возникает в различных работах по политологии, конфликтологии, социологии, философии, психологии. Однако, рассматривая историю Юга России, важно отметить, что соседство с республиками Северного Кавказа, а также торговые и другие экономические и политические связи обеспечевали взаимодействие между людьми, как разных национальностей, так и разного вероисповедания. В такой ситуации категоризация Другого по внешнему облику выходит на первый план. Все чаще в зарубежных работах поднимают вопрос о категоризации Другого и о роли внешности как пускового механизма этнической дискриминации.

Так в работе Versey H.Sh., Curtin N. [16] рассматривается цвет кожи, как пусковой механизм этнолукизма, результаты, полученные авторами свидетельствуют о том, что дискриминация по цвету кожи влияет на самооценку респондентов, а также процессы связанные со статусом на уровне группы. Reid A. E. [14] указывает на то, что женщины подверженные дискриминации на основе их этногруппы (темнокожие респондентки, латиноамериканки) чаще набирали избыточный вес во время беременности (третий триместр). Yampolsky M.A. и Amiot C.E. [18] выявили положительную взаимосвязь между воспринимаемыми проявлениями этнолукизма и раздробленностью этнокультурной идентичности. WagnerJ. T. и его коллеги [17] изучили особенности интеракции 399 учеников, и выявили, что дети эмигрантов меньше всего включены в общение и игры со сверстниками. Авторы отмечают, что такие особенности интеракции являются потенциальным риском для развития более серьезных проявлений этнической дискриминации. В свою очередь KosicA. и PhaletK. [12] опросили итальянцев, на предмет того, «эмигрантов из каких стран больше всего в Италии», а затем предложили определить этническую принадлежность людей на фотографиях. Было выявлено, что в тех случаях, когда итальянцы указывали, что больше всего эмигрантов из Марокко, то лица на фотографиях оценивались, как принадлежащих марокканцам. В то время, как те респонденты, которые затруднялись указать точно процент эмигрантов из разных стран – лучше дифференцировали фотографии (на которых были представлены жители Индии, Египта, Марокко, Филиппин, Эквадора ит.д). Авторы также делают вывод о том, что большие иммигрантские группы более заметны, и поэтому воспринимается как потенциальная угроза для коренного населения, что подтверждается недоверием респондентов к жителям Марокко и иным проявлениям дискриминационного отношения. Abdulrahim S., James S. A. и др. [10] выявили, что выходцы, из арабских стран (1016 человек), проживающие в «арабских кварталах» чаще подвергаются дискриминации, и при этом меньше переживают из-за этого. В то же время арабы из «белых» районов реже подвергаются дискриминации, но сильнее переживают из-за этого, испытывая стресс. Авторы предполагают, что это связано с одной стороны с опытом взаимодействия, а с другой стороны с классовой стратификацией в Америке в целом. PrashizkyA. и RemennickL. [13] рассматривали возможность противодействовать этнолукизму за счет ассимилияции мигрантов (на примере мигрантов в Израиле). Авторы отмечают, что большинство женщин-эмигрантов (участвовавших в опросе) считают, что наилучший способ противодействовать этнолукизму – активная ассимиляция, посредством религиозного обращения (гиюр), как правило, ради детей; другие, чтобы стать частью израильского общества выбирают военную службу своих детей и внуков, данный выбор можно рассматривать как вариант республиканского гражданства. Unkelbach C. и его коллеги [15] изучили роль исламского тюрбана (мужской головной убор) и хиджаба на решение «стрелять на поражение» в компьютерной игре; было выявлено, что наличие на персонаже игры тюрбана уменьшает время реакции и увеличивает количество решений «стрелять на поражение». Авторы отмечают, что тюрбан и хиджаб являются стереотипными образами терроризма и таким образом человек категорируется как опасный/угрожающий. В наших предыдущих работах [8-9] мы рассматривали особенности отношения  к девушкам в хиджабах и без. Нами было показано, что хиджаб резко изменял модальность отношения к девушкам. При этом интересно отметить, что большая часть респондентов указывали, что дискриминации по отношению к девушкам в хиджабах они не замечали, и скорее всего «дискриминация к девушкам, исповедующим ислам – отсутствует». Однако «враждебное» отношение респондентов к ним и «неприязненное отношение» говорит нам о другом. В работах В.А. Лабунской и А.А. Бзезян [1, 3, 4, 5, 6] рассматриваются различные «аppearance»-стереотипы, а также отношение к представителям этнокультурных групп в различных ситуациях взаимодействия. Так рассматривая отношение к лицам с «кавказским», «азиатским» и «славянским» внешним обликом, авторы выявили значимые различия в отношении к ним, принятии ситуаций дискриминации по отношению к ним и формированию стереотипов связанных с этническим внешним обликом.

Анализ данных исследований указывает на то, что данная проблема, этнолукизма, актуальна практически во всех странах. И напрямую зависит от таких процессов, как иммиграция и эмиграция. Данная проблема особо остро встала на современном этапе в Европе, и гораздо слабее проявляется, в последнее время, на территории России. Однако, нельзя говорить, что данная тема не актуальна для России. Как мы уже указывали выше – многонациональными можно назвать многие города России, а соседство Кавказских исламских республик, Татарстана с православными регионами – часто, так или иначе становится катализатором конфликтов.

Для проверки гипотезы, о том, что в представлениях русского населения нет понимания вербальных форм дискриминации, нами был проведено анкетирование 50 человек в возрасте от 18 до 45 лет (30 женщин, 20 мужчин). Которым было предложено оценить, с какими формами лукизма, дискриминации по внешнему облику, они сталкивались, а далее было предложено вспомнить, встречали ли они ситуации, в которых людей оскорбляли, придумывали обидные прозвища и эпитеты, связанные с их внешним обликом, а также особенностями внешнего облика связанными с их этнической группой. Анкетирование проводилось анонимно, после чего заполненные бланки было предложено складывать в специальный лоток, что бы максимально снизить желание респондентов дать социально одобряемые ответы. Интересно отметить, что 96% отметили, что этнолукизма в нашем регионе не существует, однако все участники исследования смогли вспомнить несколько ситуаций, в которых они стали свидетелями оскорблений «лиц кавказской национальности», жителей азиатских и африканских стран. Таким образом, мы можем говорить о том, что этнолукизм имеет место на территории Ростовской области, однако у респондентов нет сформированного понимания форм дискриминации.

В связи этим, в дальнейшем мы планируем разработать опросник, который сможет фиксировать различные формы этнолукизма. На данном этапе, мы планируем увеличить выборку и провести контент анализ высказываний.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №1636-00049 «Социально-психологическая теоретико-эмпирическая модель исследования отношения к этнолукизму — практики дискриминации на основе обыденных обозначений типов внешнего облика»).

 

 

Литература:

  • 1. Бзезян А.А. Особенности идентификации визуальных репрезентаций внешнего облика с расовой и этнической принадлежностью человека // В сборнике: Мир Кавказу: Результаты исследований и материалы конференции Ответственный редактор А.В. Сериков. 2013. С. 52-61.
  • 2. Лабунская В.А. Психология самовыражения и проблема формирования «Я» личности // Прикладная психология. 1999. № 5. С. 53.
  • 3. Лабунская В.А. Самопрезентация личности и отношение к внешнему Я // В книге: Психология личности учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология". Сер. "Образовательный стандарт XXI" под научной редакцией П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. Москва, 2007. С. 265-296.
  • 4. Лабунская В.А., Бзезян А.А Методология исследования дискриминационного отношения к представителям этнокультурных групп в различных ситуациях взаимодействия // В сборнике: Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии 2014. С. 50-55.
  • 5. Лабунская В.А., Бзезян А.А. Методологический подход к изучению «аppearance»-стереотипов как эмоционально-когнитивного компонента этнолукизма // В сборнике: Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии Материалы Пятой Международной научной конференции. Отв. ред. В.В.Гриценко. 2016. С. 37-41.
  • 6. Лабунская В.А., Бзезян А.А.Особенности «appearance» стереотипов этно-культурных групп с различными типами внешнего облика // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 9. С. 77-84.
  • 7. Погонцева Д.В. Виды дискриминации в современной социальной психологии // Психолог. 2016. № 5. С. 1-6.
  • 8. Погонцева Д.В. Особенности отношения к девушкам с различным оформлением внешнего облика: роль хиджаба // Психология и психотехника. 2015. № 3. С. 235-244.
  • 9. Погонцева Д.В., Кожухарь Г.С. Особенности религиозной категоризации женщин в хиджабе и без него // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3. С. 265-276.
  • 10. Abdulrahim S., James S. A., Yamout R., Baker W. Discrimination and psychological distress: Does Whiteness matter for Arab Americans? // Social Science & Medicine, Volume 75, Issue 12, December 2012, Pages 2116–2123
  • 11. Brown C. S. Bias at school: Perceptions of racial/ethnic discrimination among Latino and European American children // Cognitive Development, Volume 21, Issue 4, October–December 2006, Pages 401–419.
  • 12. Kosic A., Phalet K. Ethnic categorization of immigrants: The role of prejudice, perceived acculturation strategies and group size // International Journal of Intercultural Relations, Volume 30, Issue 6, November 2006, Pages 769–782.
  • 13. Prashizky A., Remennick L. “Strangers in the new homeland?” Gendered citizenship among non-Jewish immigrant women in Israel // Women's Studies International Forum, Volume 35, Issue 3, May–June 2012, Pages 173-183
  • 14. Reid A. E., Rosenthal L., Earnshaw V.A., Lewis T.T., Lewis J.B., Stasko E.C., Tobin J.N., Ickovics J.R. Discrimination and excessive weight gain during pregnancy among Black and Latina young women // Social Science & Medicine, Volume 156, May 2016, Pages 134-141
  • 15. Unkelbach C., Forgas J. P., Denson T. F. The turban effect: The influence of Muslim headgear and induced affect on aggressive responses in the shooter bias paradigm // Journal of Experimental Social Psychology. 2008. Vol. 44. Is. 5. Р. 1409–1413
  • 16. Versey H. Sh., Curtin N. The differential impact of discrimination on health among Black and White women // Social Science Research, Vol. 57, May 2016, P. 99-115
  • 17. Wagner J. T., Camparo L. B., Tsenkova V., Camparo J. C.  Do anti-immigrant sentiments track into Danish classrooms? Ethnicity, ethnicity salience, and bias in children's peer preferences // International Journal of Educational Research Vol. 47, Issue 5, 2008, P. 312–322.
  • 18. Yampolsky M.A., Amiot C.E. Discrimination and multicultural identity configurations: The mediating role of stress // International Journal of Intercultural Relations, Vol. 55, November 2016, P. 86-96.
0
Your rating: None Average: 7.1 (9 votes)
Comments: 10

Fornea-Stecailov Iuliana

Работа интересная и актуальная! Было интересно увидеть результаты в подробной аналитической форме, это надеемся Вы представите в следующих работах! Желаю успехов!

Mucomel Svetlana

Уважаемая Дарья Викторовна! Спасибо за Вашу огромную и интереснейшую работу! Больших творческих успехов в вашей работе! С уважением, Светлана Мукомел.

Konoplytsky Ivan

Очень интересная статья. С уважением Иван Коноплицкий!

Konoplytska Oksana

Доклад посвящен актуальной и злободневной теме! С нетерпением жду продолжения исследования. Удачи! с уважением Оксана Коноплицкая!

Pogontseva Daria

Большое спасибо за отзывы, в последующих работах планирую более подробно показать и раскрыть собственное исследование, а опираясь на данную публикацию можно будет более подробно остановится именно на эмпирическом исследовании. С уважением Погонцева Д.В.

Sivrikova Nadejda Valeryevna

Работа посвящена актуальной мировой проблеме. Хотелось бы, чтобы автор более подробно представил результаты собственного анкетирования. От этого работа только выиграла бы. С уважением, Надежда

Riyaz Masalimov

Уважаемая Дарья. Вы представили совершенно инновационное исследование! Это на стыке этнопсихологии и социологии, где-то и задевает этнополитологию. В своё время занимаясь проблемами молодёжного потребительства и консьюмеризма вообще, я оказался в недоумении от совершенно необычных форм дискриминации в мусульманских республиках РФ - по одежде (то, что Вы называете этнолукизмом), по предметам быта, гигиены, в особенности же в пище (халяль - нехаляль, кошер - некошер). Единственный путь изживания таких форм ксенофобских проявлений, дискриминации, этностереотипов всяких - просвещение молодёжи, активная пропаганда науки, прививание научной картины мира и т.д. В современных условия одичания масс, усиления религий, предрассудков и прочих девиаций и невротизации населения наши исследования должны стать важным вкладом в дело просвещения и воспитания молодого поколения. С этой точки зрения Ваша работа бесценна. Вы к тому же продолжите его дальше. Пусть Вам сопутствует удача! Желаю искренне здоровья, всяких благ! ,

Viktor Sitkar

Уважаемая Дарья Викторовна. Тема исследования актуальна и имеет дальнейшие перспективы. Ибо сегодня мировое сообщество очень динамично (иммиграция, эмиграция)и исследования такого рода как раз нужны. Действительно на вкус и цвет товарище -нет. Но знать социально-психологические особенности этнолукизма очень привлекательно для психологии. Желаю успехов. С уважением Виктор Ситкарь.

Snisarenko Andrei

Добрый день, уважаемая Дарья Викторовна! Спасибо за исследование, которое является очень актуальным для современной психологической науки. Желаем дальнейших творческих успехов.

Dolgova Valentina Ivanovna

Здравствуйте, уважаемый автор Дарья Погонцева! Большое спасибо за актуальный и содержательный доклад! Одновременно с первенством, но параллельно проходит отраслевая сессия Конгресса МАНВО. Приглашаю принять участие: Проекты – Научные конгрессы – Действующие конгрессы - «Психофизиологические, психологические, педагогические проблемы развития личности школьника». Участие бесплатное. С наилучшими пожеланиями, проф. Валентина Долгова.
Comments: 10

Fornea-Stecailov Iuliana

Работа интересная и актуальная! Было интересно увидеть результаты в подробной аналитической форме, это надеемся Вы представите в следующих работах! Желаю успехов!

Mucomel Svetlana

Уважаемая Дарья Викторовна! Спасибо за Вашу огромную и интереснейшую работу! Больших творческих успехов в вашей работе! С уважением, Светлана Мукомел.

Konoplytsky Ivan

Очень интересная статья. С уважением Иван Коноплицкий!

Konoplytska Oksana

Доклад посвящен актуальной и злободневной теме! С нетерпением жду продолжения исследования. Удачи! с уважением Оксана Коноплицкая!

Pogontseva Daria

Большое спасибо за отзывы, в последующих работах планирую более подробно показать и раскрыть собственное исследование, а опираясь на данную публикацию можно будет более подробно остановится именно на эмпирическом исследовании. С уважением Погонцева Д.В.

Sivrikova Nadejda Valeryevna

Работа посвящена актуальной мировой проблеме. Хотелось бы, чтобы автор более подробно представил результаты собственного анкетирования. От этого работа только выиграла бы. С уважением, Надежда

Riyaz Masalimov

Уважаемая Дарья. Вы представили совершенно инновационное исследование! Это на стыке этнопсихологии и социологии, где-то и задевает этнополитологию. В своё время занимаясь проблемами молодёжного потребительства и консьюмеризма вообще, я оказался в недоумении от совершенно необычных форм дискриминации в мусульманских республиках РФ - по одежде (то, что Вы называете этнолукизмом), по предметам быта, гигиены, в особенности же в пище (халяль - нехаляль, кошер - некошер). Единственный путь изживания таких форм ксенофобских проявлений, дискриминации, этностереотипов всяких - просвещение молодёжи, активная пропаганда науки, прививание научной картины мира и т.д. В современных условия одичания масс, усиления религий, предрассудков и прочих девиаций и невротизации населения наши исследования должны стать важным вкладом в дело просвещения и воспитания молодого поколения. С этой точки зрения Ваша работа бесценна. Вы к тому же продолжите его дальше. Пусть Вам сопутствует удача! Желаю искренне здоровья, всяких благ! ,

Viktor Sitkar

Уважаемая Дарья Викторовна. Тема исследования актуальна и имеет дальнейшие перспективы. Ибо сегодня мировое сообщество очень динамично (иммиграция, эмиграция)и исследования такого рода как раз нужны. Действительно на вкус и цвет товарище -нет. Но знать социально-психологические особенности этнолукизма очень привлекательно для психологии. Желаю успехов. С уважением Виктор Ситкарь.

Snisarenko Andrei

Добрый день, уважаемая Дарья Викторовна! Спасибо за исследование, которое является очень актуальным для современной психологической науки. Желаем дальнейших творческих успехов.

Dolgova Valentina Ivanovna

Здравствуйте, уважаемый автор Дарья Погонцева! Большое спасибо за актуальный и содержательный доклад! Одновременно с первенством, но параллельно проходит отраслевая сессия Конгресса МАНВО. Приглашаю принять участие: Проекты – Научные конгрессы – Действующие конгрессы - «Психофизиологические, психологические, педагогические проблемы развития личности школьника». Участие бесплатное. С наилучшими пожеланиями, проф. Валентина Долгова.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.