facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ХОЛИСТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ / A PROBLEM OF MAN IS IN CONTEXT OF HOLISTIC ANTHROPOLOGY

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ХОЛИСТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ / A PROBLEM OF MAN IS IN CONTEXT OF HOLISTIC ANTHROPOLOGYПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ХОЛИСТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ / A PROBLEM OF MAN IS IN CONTEXT OF HOLISTIC ANTHROPOLOGYПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ХОЛИСТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ / A PROBLEM OF MAN IS IN CONTEXT OF HOLISTIC ANTHROPOLOGY
Poplavskaya Tatyana, associate professor, candidate of philosophy, associate professor

South-Ukrainian National Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Ukraine

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Ukraine";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

УДК- 141.333

Для философского знания ХХІ века характерной особенностью является исследование проблемы сущности и существования человека, которое ведется на стыке  гуманитарных  и естественных наук. Благодаря такому сочетанию создается новое знание и новые способы философствования.  В данной статье  рассматриваются основные идеи новой философии человека, которая  носит оптимистический характер и имеет высокий объяснительный потенциал.

Ключевые слова: холизм, холон,  антропология, постмодерн, антропный принцип

For philosophical knowledge of ХХІcentury a characteristic feature is research of problem of essence and existence of man, that is conducted on the joint  of humanitarian  and natural sciences. Due to such combination new knowledge and new methods of philosophizing are created.  The basic ideas of new philosophy of man, that  carries optimistic character and has high explanatory potential, are examined in this article .

Keywords: holism, holon,  anthropology, post-modern,  anthropology principle

 

Каждая глубокая и не очень философская концепция человека или человечества, сформулированная в западной философии, начиная с Д. Вико, Х. Вольфа и французских материалистов и заканчивая постмодернистами (Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Деррида и др.) пыталась  создать свой образ человека,  определить формы и пути достижения подлинного бытия с раскрытием его смысла и специфики.  Причем если, начиная с  эпохи Возрождения, в философии   доминирует антропоцентрическая модель человека, в соответствии с которой  он стал смотреть на мир сквозь призму  своих  потребностей и интересов, то  у постмодернистов человек выступает исторической фикцией, поскольку лишен целостности, фрагментарен в своих действиях и в претензии на самоидентичность.

Современный человек, втянутый в многочисленные и разнородные события и процессы взаимодействия, не способен интегрировать все происходящее с ним в единый поток своего сознания и жизненного опыта. Человеку отказано быть автором своих поступков, поскольку его реакция на события строится в зависимости от случайных и постоянно изменяющихся условий жизни.  Тезис М.Фуко «Человек умирает, остаются одни структуры» есть скрытая форма критики устаревших представлений о сущности человека, о его способности с помощью разума и морали осуществить гуманистический проект развития общества.

В позиции постмодернистов отразился дух нашей эпохи с её иерархией ценностей, со спецификой отношения человека к Миру, вернее в полной потере связи с ним и по этой причине переживание  неустроенности, отчуждения, заброшенности, одиночества.

«Человек Постмодерна остался один на один с Небытием. Наподобие «рыцаря на распутье», он потерял путеводные ориентиры, он не видит больше «вех», обозначающих магистраль, он сбился с «дарованной дороги». Впервые вся жизненная ситуация (человека и человечества) предстала в виде открытой системы, застывшей в точке бифуркации. Человек Постмодернаэто человек «озабоченный» проблемой выживания,  не ведающий, что его ждет»[9].

Как известно, главным объектом ироничной и скептичной критики постмодернистов является проект Просвещения, а также его основные темы и образы, среди которых мы находим и образ человека. Если в эпоху Просвещения человек находится в центре мироздания и культуры, то у постмодернистов он изначально «децентрирован» как во Вселенной, так и в собственной психике, он лишен привилегированного положения, поэтому должен быть подвергнут деконструкции антропологического, лингвистического, гносеологического фундаментализма, возводящего человека в центр Универсума.

Такому представлению о человеке способствовало все развитие познания в ХХ веке, для которого характерной чертой стали фрагментация  общечеловеческого знания. Именно в этом веке возникают множество антропологий: религиозная, философская, культурная, социальная, историческая и т.д.,  в которых человек стал рассматриваться в аспекте тех качеств, которые требуются той или иной сферой деятельности и формируются ею. На сегодняшний день не существует научно аргументированного синтетического представления о человеке в единстве его разнообразных проявлений, которое было бы более или менее общепризнанным. Ещё в начале ХХ века Макс Шелер писал: «Единой же идеи   человека у нас нет. Специальные науки, занимающиеся человеком все возрастающие в своем числе, скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают ее»[12,c.32]. С тех пор мало что изменилось.

Цель статьи – очертить контуры холистической антропологии  для формирования новой модели человека как сложного многоуровневого и многогранного образования.

Холистическая антропология предполагает построение такого образа человека, который бы  обладал объяснительным потенциалом для  объединения разрозненных фрагментов общечеловеческого знания в целостную картину. Её формирование – вопрос времени. Здесь же мне бы хотелось обозначить основные идеи этой философии  целостного человека,  почерпнутые из современной науки, философии и религии.

В современном философско-антропологическом дискурсе проблема целостности человека является чуть ли не самой актуальной. Здесь можно найти множество суждений, частных замечаний, конкретных оригинальных концепций. Во всех  этих суждениях присутствует попытка понять в человеке соотношение социального и биологического, индивидуального и социального, индивидуального и национального и т.д.  Считается, что философское постижение человека невозможно без осознания его первоначальной целостности. «Стремление к целостному, интегральному изучению человека во всем богатстве его природного и социального бытия, - пишут М.Я. Бобров и О.Т. Коростелева, - породило в современной науке две противоположные тенденции: с одной стороны, процесс весьма широкого междисциплинарного синтеза, объединяющего усилия представителей различных областей научного знания, а с другой – периодически возобновляющиеся попытки создания совершенно новой науки о человеке, к законам которой можно было бы свести все ранее разработанное в рамках других дисциплин»[1,с.368]. Однако создание целостной концепции человека требует от её создателя глубокого понимания природы этой самой целостности, быть самому целостным, иначе все попытки рационального постижения приведут к разочарованиям, к отказу от идеи целостности, применительно к человеку, как это получилось у П.С. Гуревича. В заключении своей книги «Проблема целостности человека»(2004г.) он пишет: «Человек, по определению, не может быть целостным. Целостность является для него неким идеалом, общим устремлением, ибо он может быть рассмотрен через спектр отдельных целостностей. Именно такое понимание проблемы открывает широкие горизонты для понимания человека как особого рода сущего»[6,c.170].

Человек по определению существо целостное, однако чтобы это увидеть, необходим совершенно другой подход к рассмотрению его природы. В холистической традиции человек рассматривается как космопланетарный феномен, который, сохраняя свою автономность, в то же время неразрывно связан с Макромиром. Наиболее подробно и доступно взаимосвязь человека (микромира) с Универсумом (Макромиром) объяснил современный американский философ Кен Уилбер[10]. Согласно с его концепцией холизма Вселенная является многослойным Холоном, который объемлет все  мыслимые и немыслимые формы жизни, каждая из которых является цельной сама по себе и в то же время частью другого, большего целого, т.е. целым/частью.   Например, целый атом является частью целой молекулы, а целая молекула является частью целой клетки, целая клетка является частью целого организма, и так далее. Каждый из этих объектов не целое, и не часть, а холон.   Поэтому, согласно с  Уилбером, первый принцип холизма гласит, что реальность состоит не из вещей или процессов, не из целого и его частей, а из целого/частей, или холонов, как при увеличении масштаба наблюдения, так и при уменьшении.

Второй принцип холизма объясняет нам природу собственно холона: поскольку каждый холон – это целое/часть, у него есть две тенденции или силы, которые поддерживают его свойства целостности и частичности. С одной стороны, ему необходимо поддерживать свою целостность, идентичность, автономию или организацию, чтобы просто существовать в окружающей среде, с другой стороны, ему также необходимо быть частью другого целого, от которого зависит его собственное существование. Это в равной мере относится к атомам, молекулам, животным и  к человечеству. Поэтому для холона так важно обладать не только своей собственной организацией как целого, но необходимо постоянно  участвовать во взаимодействии как части с целым. Если он не может выполнять эти обязанности, он просто будет разрушен, просто перестанет быть. Эти способности холона автор называет «горизонтальными», однако в холоне присутствуют, потенциально, и «вертикальные» способности, которые он еще называет «самоопределением»  и «самораспадом». «Если холону не удается поддерживать свою организацию или взаимодействие, то он может полностью разрушиться. Когда он разрушается, он распадается на подхолоны: клетки распадаются на молекулы, которые, в свою очередь, распадаются на атомы»[10,с.24].

Интересно в этом распаде то, что холоны распадаются в порядке, обратном тому, в котором они создавались. Поэтому это разложение является самораспадом или просто разделением на подхолоны, которые также разделяются на составляющие и так далее. Однако не менее интересен и обратный процесс, процесс роста, в ходе которого появляются новые холоны. Самый яркий пример такого роста – любое живое существо, от пшеничного зернышка до человеческого эмбриона.

Итак, рассуждает Кен Уилбер,  у нас есть организация и взаимодействие, действующие на горизонтальном уровне и в вертикальном измерении у нас есть самоопределение как движение вверх и распад как переход на более низкий уровень. Эти четыре импульса – быть целым, быть частью,  импульс движения вверх и распада – постоянно воздействуют на все холоны и принцип номер два просто говорит о том, что у холонов есть эти четыре импульса. Остальные же принципы посвящены взаимодействию этих четырех сил. Самоопределение является причиной   эволюции холонов от Вселенной, галактик,  планет до атомов, молекул, клеток, организмов.

Чтобы понять движущие силы эволюции,   Уилбер приводит третий принцип. Он гласит: в Космосе постоянно возникают новые холоны  энергией творчества. «Творчество, холоны – это те основные категории, которые необходимы нам, прежде чем мы сможем рассуждать о чем-то другом!»[10,c.26].  Но творчество, как известно, является манифестацией Духа – человеческого на нашем плане бытия и Космического на вселенском плане. Словом, Космос развивается в процессе творческих возникновений и в этом возникновении появляются новые существа, составляются новые холоны, новые целостности. Другими словами, нечто управляет развитием мира помимо случайности и это один из основных постулатов современного холизма.   Необходимо упомянуть еще один принцип, четвертый, который гласит: возникая в процессе творческого импульса,  холоны формируют холархию, или говоря общепринятым термином – иерархию. «Естественная иерархия – это просто порядок возрастания целых единиц, например, от частиц к атомам, от атомов к клеткам, от клеток к организмам; или от буквы к слову, потом к предложению, а затем к параграфу. Целое на одном уровне становится частью на другом. Иными словами, нормальные иерархии состоят из холонов. И поэтому, как считает Кестлер, иерархию следует называть «холархией». И он абсолютно прав. Действительно, все процессы роста, от материи до жизни и разума, происходят как естественные холархии или как увеличение порядка, холизма, целостности – целые становятся частями новых целых – и это естественная иерархия, или холархия»[10,c.28]. Таким образом, холархия  выступает  вторым  основным принципов холизма: высшее измерение предоставляет модель, которая объединяет и связывает разделенные и изолированные части в единство, внутри которого между холонами осуществляется некая связь, которая и обеспечивает это единство. Т.е. Высшее является причиной низшего, Сложное порождает простое, а не наоборот.  Диалектика эволюции – инволюции раскрывает смысл существования практически всех форм жизни во Вселенной. Творческое нисхождение Духа в Материю (инволюция) сменяется  творческим же восхождением преображенного Духа  из Материи (эволюция). Поэтому эволюция во всех религиозно-философских учениях Древности всегда понималась как самосовершенствование, как преодоление инертности Материи с целью совершенствования ее формы.

Эту схему Уилбер  попробовал применить и к человеческой психике, которая, как и весь Космос, также имеет много уровней, т.е. многомерна и состоит из  последовательности целостностей, единств и совокупностей всё более высокого порядка. «Холистическая эволюция природы, повсюду производящая все более высокие степени целостности, в человеческой психике проявляет себя как развитие и рост.  Та же самая сила, сделавшая из амёбы человека, делает из детей взрослых. Иными словами, рост человека от детства до зрелости является просто миниатюрной версией космической эволюции. Или можно было бы сказать, что психологическое развитие людей – это просто микроскопическое отражение всеобщего развития в целом, и оно имеет  ту же цель: развёртывание стадий единства и интеграции все более высокого порядка. В  этом заключается одна из главных причин того, что психика действительно имеет слоистую структуру»[11,c.18].

Проводя параллель между Макро и микрокосмосом в своей следующей книге, он пишет:«…так как Вселенная имеет направление развития, у нас самих также есть направление развития. В движении есть смысл, в развитии есть внутренняя ценность. Как выразился Эмерсон, мы лежим на коленях высшего сознания, которое по-другому называется Духом. Существует тема, вписанная в подлинный Космос. Существует узор на стене Пустоты. В каждом жесте есть смысл, в каждом взгляде есть красота»[10,c.37].

Таковы основные принципы холизма, сформулированные Кеном Уилбером.  Всего их двадцать, но остальные  как бы дополняют эти четыре, которые можно обозначить краеугольными камнями его холистической парадигмы.

Таким образом, в контексте холистической парадигмы, человек является частью/целым или холоном, структурированным по принципу иерархии или холархии, вписанным в эволюционный процесс всеобщего развития. С одной стороны, ему необходимо поддерживать свою целостность, идентичность, автономию или организацию, чтобы  благополучно существовать в окружающей среде, а значит  все компоненты его внутреннего мира,  все его «Я-концепции», должны быть иерархизированы и гармонично взаимодействовать друг с другом.  С другой стороны, ему также необходимо быть частью  большего целого, от которого зависит его собственное существование, т.е. постоянно участвовать во взаимодействии с этим целым и это взаимодействие тоже должно быть гармоничным. Для человека  этим целым может быть семья, общество, наконец, природа. Если он не может выполнять эти обязанности, он просто будет разрушен, просто перестанет быть. Человек, находящийся в дисгармоничных, конфликтных отношениях сам с собой и, естественно, со своим окружением обречен на разрушение и исчезновение. Однако это  только горизонтальные  взаимодействия, в то же время потенциально в каждом из нас присутствуют и  возможности вертикального взаимодействия, которые выражаются через самоопределение или самораспад.

Самоопределение или знание своего предназначения в жизни является  прерогативой гармоничных людей. Если же человек не может или не хочет искать свое предназначение, он будет  жить по чужому сценарию, что в итоге приводит к самораспаду. Алкоголизм, наркотики, различной степени депрессии действительно разрушают разочарованного в жизни человека, независимо от достигнутых им  социальных благ и вершин.

В книге Кристины Гроф «Жажда целостности» дается очень подробное описание мучительных исканий людей, переживающих душевную пустоту и безотчетное желание чего-то большего, «которое приводит нас к саморазрушительным отношениям, видам деятельности или к употреблению веществ, которые, как нам кажется, могут на время обеспечить долгожданный покой»[4,c.15].

Как видим, самоопределение, поиск и нахождение своего места в этой жизни связано, во-первых, с самопознанием, ибо только знающий себя человек делает правильный выбор,  во-вторых, с обретением гармонии и полноты бытия, в то же время отказ от самопознания, от самоопределения приводит человека к самораспаду, к  формированию несчастного самосознания.

«Искомое нами место, где присутствует целостность, - пишет К.Гроф, -  это наше духовное ядро, сущностная составляющая нашей природы. Развитие отношений с этим внутренним источником – общий для всех и необходимый аспект человеческого бытия. На протяжении всей истории связь между божеством и человеком или обществом поддерживалась множеством способов, - через различные формы духовной практики, ритуалы и творческое выражение. Целые культуры признавали важность и ценность духовной составляющей человеческой жизни и активно поддерживали проявление и развитие этого важного аспекта человеческого характера. Желание достичь развития всего нашего потенциала естественно. «Жажада целостности, которую испытывает наша душа… единение с Богом», как говорил об этом Юнг – это наш основополагающий внутренний импульс, который оказывает на нашу жизнь величайшее воздействие. Это побуждение узнать истину о нас самих проявляет в нас некую божественную неудовлетворенность»[4,c.20].

В этой связи, думается, что основной задачей холистической антропологии является  формирование адекватного знания о природе человека, его предназначении, о характере его взаимоотношений с окружающей реальностью – социальной, культурной, экологической и т.д.

Формированию такого знания  могут  способствовать экскурсы в совсем, на первый взгляд, отдаленные области знания, такие как космология или квантовая физика. Например, широко обсуждаемый специалистами, так называемый Антропный принцип, который устанавливает определенное соотношение между фундаментальными свойствами Вселенной в целом и наличием в ней жизни и человека, точнее – между существованием наблюдателя и наблюдаемыми свойствами Вселенной. Как пишет известный своими публикациями космолог Л.М. Гиндилис: «Очень важной, на мой взгляд, является установленная с помощью АП связь между глобальными характеристиками Вселенной в целом и фундаментальными параметрами материального мира, с одной стороны, и жизненно-важными параметрами – с другой. Иными словами – обнаружение того, что самые существенные свойства Вселенной являются необходимыми для жизни»[3].

Согласно с мнением  автора диссертации «Эстетика Космоса»(1988), Ю.В. Линника, антропный принцип «утверждает гармонию Космоса и Человека. Древняя идея о связи между человеком и миром получает здесь качественно новое осмысление»[8,с.26]. Сходную мысль высказывает и астроном В.В. Казютинский: «Выявляется глубочайшая связь человека и Вселенной и снова, еще в одном аспекте, подчеркивается «человекомерность» объектов астрономического исследования»[7,с.27.].

Не менее значимым для холистической антропологии является и открытие  физиками феномена нелокальности.

Размышляя над явлением нелокальности, которое противоречит не только здравому смыслу, но и эйнштейновской теории относительности, налагающей жесткие ограничения на скорость распространения взаимодействий,    почетный профессор теоретической физики  Лондонского университета Дэвид Бом, пришел к выводу, что элементарные частицы взаимодействуют на любом расстоянии не потому, что они обмениваются таинственными сигналами между собой, а потому, что их «разделенность» есть иллюзия. Иными словами, на каком-то более глубоком уровне реальности сцепленные частицы – это вовсе не отдельные объекты, а фактически продолжения чего-то более фундаментального и цельного. К такому выводу ученый пришел наблюдая эффект голографии[2].

Согласно концепции Дэвида Бома, мир, каким мы его знаем, представляет собой только один аспект реальности, ее «явный» или «развернутый» порядок. Порождающей же его матрицей является «скрытый» (имплицитный) порядок, то есть, как правило, незримая для нас сфера, в которой время и пространство свернуты. Для понимания имплицитного порядка, Бом счел нужным рассматривать и сознание как неотъемлемый компонент «холодвижения» (мира как голограммы в динамике), а  потому включил в «развернутый» порядок и его. Таким образом, сознание и  материя оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми, однако не имеющими причинных связей на «явном» уровне реальности. Они представляют собой вложенные друг в друга проекции более высокой реальности, которая не является ни материей, ни сознанием в чистом виде. Успешные эксперименты придали теории Бома солидности, а открытая Бенуа Мандельбротом фрактальная геометрия, описывающая упорядоченный хаос природы, также демонстрировала «голографический» принцип бесконечного вложения самоподобных структур друг в друга на основе весьма простых математических соотношений.

«Интересно, пишет Станислав Гроф, что многие врачи, знакомые с квантово-релятивистской физикой, обычно проявляют гораздо более серьезный интерес к паранормальным феноменам, чем традиционно мыслящие психиатры и психологи»[5,c.46]. И действительно, в настоящее время все больше специалистов  исследуют такие феномены, как телепатия, ясновидение, астральные проекции, видение на расстоянии, психокинез, внетелесный опыт и др., которые можно объяснить при помощи   квантовой философии и психологии, расширив тем самым новое понимание реальности.

В настоящее время наука накопила в различных областях очень много удивительных и значимых знаний, еще не интегрированных в исчерпывающую концептуальную систему.  Её открытия затрагивают такие фундаментальные проблемы, как упорядочивающие и организующие принципы реальности и центральной нервной системы, распределение информации в Космосе и в человеческом мозге, природа памяти, взаимоотношение частей и целого и т.д. и т.п. Всё это знание требует философского осмысления, которое должно носит  не междисциплинарный, а холистический характер. Такой синтез  в состоянии создать целостную философию человека с ярко выраженным оптимистическим оттенком. Основные идеи этой философии следующие:

  • 1) наша Вселенная устроена очень разумно, иначе ученые не могли бы открывать существующие в ней закономерности и тончайшие согласованности, хотя традиции науки сегодня препятствуют тому, чтобы признать эти закономерности и согласованности разумно предусмотренными и целенаправленно осуществляемыми;
  • 2) антропный принцип, обнаруженный современными космологами, предполагает существование Мира не отдельно от Человека, а  именно вместе с ним, что с необходимостью следует из физических условий реализации Вселенной;
  • 3) Человек не является венцом творения, ни вершиной эволюционной лестницы, но как говорила Е.И. Рерих, одним из лучших устремлений Космоса: «Главное задание человечеству – соединить материальный мир с духовным» (Агни Йога. Беспредельность, І, 300).

Из этих трех постулатов следует, как минимум, один вывод – человечество, расы, народности и нации, так же как и  отдельный индивид, развиваются в соответствии с определенным планом, имеют определенные цели, а значит и определенный смысл, раскрыть который нам и предстоит. Это внушает оптимизм и наполняет смыслом все происходящее и с нами, и вокруг нас. Оптимистическая антропология становится  вполне реальным направлением философской мысли в нашу эпоху, эпоху Постмодерна.               А к тезису М.Фуко «Человек умер»  я бы добавила - «Да здравствует человек!». Умер человек Просвещения – рациональный  и агрессивный, вершина эволюционной лестницы и венец творения.  Нарождается человек духовный, стремящийся к целостности, гармонии, ищущий истину и пути её  достижения.

 

Литература:

  • 1. Бобров М.Я., Коростелева О.Т. проблема целостности человека в гомологии и антропологии// Социальная антропология на пороге ХХІвека.-М.,1998. С.368.
  • 2. Бом Д. Развертывающееся значение. Три дня диалогов с Дэвидом Бомом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koob.ru
  • 3. Гиндилис Л.М. Антропный принцип: занимает ли человек исключительное место во Вселенной. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusnauka.narod.ru
  • 4. Гуревич П.С. Проблема целостности человека.-М.,2004.
  • 5. Гроф К. Жажда целостности. Наркомания и духовный путь.-М.,2000.
  • 6. Гроф С. За пределами мозга.-М.,2000.
  • 7. Казютинский В.В. «Космическая философия» К.Э. Циолковского и современная научная картина мира//Труды XVIII-XXчтений, посвящ.разработке науч. наследия и развитию идей К.Э.Циолковского.-М.,1988.
  • 8. Линник Ю.В. Эстетика Космоса: Автореф.дис…д-ра филос.наук.-М.,1988.
  • 9. Минка П.  Смерти Постмодерна.  [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://postmodern.in.ua
  • 10. Уилбер К.  Краткая история всего.-М.: АСТ: Астрель, 2006.
  • 11. Уилбер К.  Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие.- М.,2004.
  • 12. Шелер. Положение человека в космосе//Проблема человека в западной философии. М., Прогресс, 1988. С. 32.       
0
Your rating: None Average: 7.8 (6 votes)
Comments: 4

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемая Татьяна! Меня очень заинтересовала Ваша статья, так как и я, и некоторые мои бывшие аспиранты (сегодня - уже кандидаты философских наук) довольно серьезно занимались подобными проблемами. Обобщая результаты исследований многих ученых, можно немного дополнить Ваш текст. Ведь целостный подход к изучению человека прослеживается также в трудах К. Абульхановой-Славской, Б. Ананьева, А. Асмолова, Л. Божович, Л. Анциферовой, А. Запорожца, Е. Исаева, Н. Непомнящей, К. Платонова, В. Петровского, С. Рубинштейна, В. Слободчикова, О. Шороховой и многих других. Целостный подход к изучению человека предполагает исследование его включенности в систему общих взаимосвязей: 1) единство Человека и Природы (Н. Бердяев), 2) единство Человека и Мира (С. Рубинштейн), 3) единство Человека (как микрокосма) и Универсума (П. Флоренский). Эти «внешние» основания целостности человека реализуются в его «внутренний» целостности, то есть во внутренне-личностном смысловом и бытийном центре, ведь онтологическим ядром личности является ее ценностно-смысловая сфера (именно поэтому апелляция к самооценке, самоуважению и системе личностных смыслов является одним из действенных воспитательных воздействий на личность). В связи с этим, сущностными качествами человека (которые проявляются как потенциальные способности) являются: 1) потенциальная универсальность (которая обеспечивает возможность присвоения разнообразного содержания, форм и способов жизни), 2) потенциальная безграничность (которая позволяет выходить «за границы» обычного, стандартного, известного, усвоенного и др.), 3) способность к идентификации, 4) склонность к обособлению, 5) рефлексивность, 6) интенциональность, 7) субъектность. Все эти сущностные качества взаимосвязаны и взаимообусловлены, они имеют духовную природу (поскольку определяют основные формы реализации человеческой жизнедеятельности), являются базовой основой человеческой свободы, эмпатии, толерантности, творчества и стремления к самосовершенствованию, а также качественно детерминируют различные виды активности человека (игру, общение, обучение, труд, творчество, межличностные отношения, надситуативную и гражданскую активность и т.п.). В реальной жизни человек проявляет себя как уникальный субъект во всем разнообразии своих общечеловеческих, индивидуально-неповторимых, социально-типических и национально-специфических особенностей и проявлений, ведь человек – это телесно-душевно-духовная целостность. Телесная сущность человека раскрывается через его организменные и индивидные характеристики; душевная сущность - через характеристики субъекта и лица, духовная сущность - через личностные, индивидуальные и универсальные характеристики. Человек как личность является высшей системной целостностью всех его сложных качеств, психических процессов, свойств и состояний, сознания и бессознательного. Реализация целостного подхода к изучению человека связана также с выделением основных, ведущих, фундаментальных основ личности. Обобщив исследования В. Зинченко, Е. Исаева и В. Слободчикова, можно утверждать, что основными целостными модусами человека являются: организм, индивид, субъект, самость, личность, индивидуальность, универсум. Желаю Вам успехов в дальнейших исследованиях! С искренним уважением, Воропаева Т.

Kruchinin Sergei

Уважаемая Татьяна! В статье Вами представлены взгляды на «человека постмодерна», идентифицированного с современным человеком. В то время как нам кажется, не рассмотрены взгляды гуманистической психологии и соответствующей философии, утверждающими уникальность человека, и представляющими его как творцом себя, так и окружающего мира. Наиболее интенсивно гуманистическая психология развивалась с 1970х, что соответствует исследуемому периоду. Кроме того, Вами в тексте приводятся цитаты Кристины Гроф, относящейся к данному направлению психологии. При этом, ее идеи рассматриваются исключительно к контексте холистики, исключая гуманистический подход. Вами так же рассматриваются различные работы авторов, рассматривающих человека как единое целое, Уилбера, Гроф, Рериха, Бом и других. Вы относительно подробно раскрыли подход к определению человека и его места в мире с точки зрения холистики. При этом, в Вашей статье полностью отсутствует сопоставление с альтернативными концепциями человека в современном обществе, к примеру, с системным подходом. Нам кажется, ключевым вопросом является сопоставление холистической антропологии с иными теориями, затрагивающими тематику роли человека в современном мире. Желаем удачи в дальнейших исследованиях. С Уважением!!!

Dedyulina M.A.

Актуальность работы не вызывает сомнения. Очень интересный анализ концепции Уилбера. Понятие постмодернистского человека раскрыть не удалось. Предлагаю прочитать работу Funk R. The Psychodinamics of the Postmodern “I-am-me” Orientation// International Conference on the Occasion of the 20 th Anniversary of the International E. Fromm Society, October 29, 2005, Switzerland

Sanosyan Khachatur Avetis

Уважаемая Татьяна. Цель статьи (очертить контуры холистической антропологии для формирования новой модели человека как сложного многоуровневого и многогранного образования) Вами выполнена. Желаю удачи в дальнейших исследованиях. С уважением, Х. А. Саносян
Comments: 4

Voropayeva Tetyana Sergiyivna

Уважаемая Татьяна! Меня очень заинтересовала Ваша статья, так как и я, и некоторые мои бывшие аспиранты (сегодня - уже кандидаты философских наук) довольно серьезно занимались подобными проблемами. Обобщая результаты исследований многих ученых, можно немного дополнить Ваш текст. Ведь целостный подход к изучению человека прослеживается также в трудах К. Абульхановой-Славской, Б. Ананьева, А. Асмолова, Л. Божович, Л. Анциферовой, А. Запорожца, Е. Исаева, Н. Непомнящей, К. Платонова, В. Петровского, С. Рубинштейна, В. Слободчикова, О. Шороховой и многих других. Целостный подход к изучению человека предполагает исследование его включенности в систему общих взаимосвязей: 1) единство Человека и Природы (Н. Бердяев), 2) единство Человека и Мира (С. Рубинштейн), 3) единство Человека (как микрокосма) и Универсума (П. Флоренский). Эти «внешние» основания целостности человека реализуются в его «внутренний» целостности, то есть во внутренне-личностном смысловом и бытийном центре, ведь онтологическим ядром личности является ее ценностно-смысловая сфера (именно поэтому апелляция к самооценке, самоуважению и системе личностных смыслов является одним из действенных воспитательных воздействий на личность). В связи с этим, сущностными качествами человека (которые проявляются как потенциальные способности) являются: 1) потенциальная универсальность (которая обеспечивает возможность присвоения разнообразного содержания, форм и способов жизни), 2) потенциальная безграничность (которая позволяет выходить «за границы» обычного, стандартного, известного, усвоенного и др.), 3) способность к идентификации, 4) склонность к обособлению, 5) рефлексивность, 6) интенциональность, 7) субъектность. Все эти сущностные качества взаимосвязаны и взаимообусловлены, они имеют духовную природу (поскольку определяют основные формы реализации человеческой жизнедеятельности), являются базовой основой человеческой свободы, эмпатии, толерантности, творчества и стремления к самосовершенствованию, а также качественно детерминируют различные виды активности человека (игру, общение, обучение, труд, творчество, межличностные отношения, надситуативную и гражданскую активность и т.п.). В реальной жизни человек проявляет себя как уникальный субъект во всем разнообразии своих общечеловеческих, индивидуально-неповторимых, социально-типических и национально-специфических особенностей и проявлений, ведь человек – это телесно-душевно-духовная целостность. Телесная сущность человека раскрывается через его организменные и индивидные характеристики; душевная сущность - через характеристики субъекта и лица, духовная сущность - через личностные, индивидуальные и универсальные характеристики. Человек как личность является высшей системной целостностью всех его сложных качеств, психических процессов, свойств и состояний, сознания и бессознательного. Реализация целостного подхода к изучению человека связана также с выделением основных, ведущих, фундаментальных основ личности. Обобщив исследования В. Зинченко, Е. Исаева и В. Слободчикова, можно утверждать, что основными целостными модусами человека являются: организм, индивид, субъект, самость, личность, индивидуальность, универсум. Желаю Вам успехов в дальнейших исследованиях! С искренним уважением, Воропаева Т.

Kruchinin Sergei

Уважаемая Татьяна! В статье Вами представлены взгляды на «человека постмодерна», идентифицированного с современным человеком. В то время как нам кажется, не рассмотрены взгляды гуманистической психологии и соответствующей философии, утверждающими уникальность человека, и представляющими его как творцом себя, так и окружающего мира. Наиболее интенсивно гуманистическая психология развивалась с 1970х, что соответствует исследуемому периоду. Кроме того, Вами в тексте приводятся цитаты Кристины Гроф, относящейся к данному направлению психологии. При этом, ее идеи рассматриваются исключительно к контексте холистики, исключая гуманистический подход. Вами так же рассматриваются различные работы авторов, рассматривающих человека как единое целое, Уилбера, Гроф, Рериха, Бом и других. Вы относительно подробно раскрыли подход к определению человека и его места в мире с точки зрения холистики. При этом, в Вашей статье полностью отсутствует сопоставление с альтернативными концепциями человека в современном обществе, к примеру, с системным подходом. Нам кажется, ключевым вопросом является сопоставление холистической антропологии с иными теориями, затрагивающими тематику роли человека в современном мире. Желаем удачи в дальнейших исследованиях. С Уважением!!!

Dedyulina M.A.

Актуальность работы не вызывает сомнения. Очень интересный анализ концепции Уилбера. Понятие постмодернистского человека раскрыть не удалось. Предлагаю прочитать работу Funk R. The Psychodinamics of the Postmodern “I-am-me” Orientation// International Conference on the Occasion of the 20 th Anniversary of the International E. Fromm Society, October 29, 2005, Switzerland

Sanosyan Khachatur Avetis

Уважаемая Татьяна. Цель статьи (очертить контуры холистической антропологии для формирования новой модели человека как сложного многоуровневого и многогранного образования) Вами выполнена. Желаю удачи в дальнейших исследованиях. С уважением, Х. А. Саносян
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.