facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ / GEOGRAPHIC SPACE IN THE LITERARY TEXT: NATIONAL AND REGIONAL ASPECTS

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ / GEOGRAPHIC SPACE IN THE LITERARY TEXT: NATIONAL AND REGIONAL ASPECTS
Pykhtina Iuliana, head of a chair, doctor of philology, associate professor

Orenburg State University, Russia

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Russia";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

УДК 82.09:821.161.1

В статье  на материале произведений региональной (оренбургской) литературы анализируются пространственные образы, отражающие индивидуальное сознание, духовно-нравственные установки и образ жизни провинциала. Прослеживается прочная связь географического фактора с фактором ментальным.

Ключевые слова: художественное пространство, географические образы, национальное пространство, региональное пространство, национальный характер, оренбургский текст.

The article is devoted to the study of national and regional spatial imagesin Russian literature. The analysis was carried out on the material of the Orenburg literature and was based on structural-semantic approach to literary space. Interpreting literary works from the functional-semantic viewpoints, we have identified geographical and axiological factors as basic factors and focused on their internal connection.

Keywords: literary space, geographical images, national space, regional space, national character, Orenburg authors’ text.

 

Формирование национальной ментальности обусловлено целым рядом факторов, среди которых особое значение имеет географическое положение страны. Еще в начале XIX века П. Чаадаев писал о том, что «географический факт» красною нитью проходит чрез всю нашу историю, пронизывает все нашу философию, проявляется  в общественной и политической  жизни  нашей страны, является «существенным элементом нашего политического величия, и истинной причиной нашего умственного бессилия». Итогом его размышлений по этому вопросу становится утверждение, что мы «лишь геологический  продукт обширных пространств» [12].

Правоту П. Чаадаева подтверждают крупнейшие русские ученые В. Ключевский [7], Н. Бердяев [1,2], В. Вейдле [3], В. Подорога [9], Г. Гачев [4] и др., указывающие в своих работах на то, что географические и климатические особенности России оказали первостепенное влияние на характер русского земледелия, особенности хозяйствования, мировоззрение русского народа и культуру его быта. 

Удивительно точно обосновал эту связь Н. Бердяев. «Пейзаж русской души, – отмечал философ, – соответствует пейзажу русской земли, подчеркивая безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широту национального русского сознания» [1, с.8]. 

То, что причудливая «география русской души» определяется географическими и климатическими особенностями России интуитивно почувствовали русские писатели – А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок, С.А. Есенин, М.И. Цветаева,  Б.Л. Пастернак… Русская литература с ее глубоким проникновением во внутренний мир человека, поиском добра и смысла жизни, обличением несправедливости и зла, а также состраданием и милосердием на протяжении всего своего существования пыталась найти верное толкование глубинных противоречий в характере русского народа, объяснить причудливое соединение в нем гордости, величия и отсутствия достоинства; открытости, бескорыстия, любви к людям и жестокости; стремления к свободе и рабской покорности, смирения; великого трудолюбия и лености. И, как бы подтверждая открытия философов и историков, именно через пространство русские писатели стремились постигнуть иррационально-сложное сочетание несочетаемого в русском характере. 

В данной работе мы предприняли попытку определить специфику региональной пространственной картины мира, нашедшей реализацию в русской литературе в конкретных пространственных образах (настоящее исследование ограничивается анализом образа провинциального города) и отметить диалектическое единство национального и регионального в локальном тексте. Основным материалом для анализа нам послужили произведения русских писателей, в которых город представлен как реальное географическое пространство или как условное пространство – фон, на котором разворачиваются события, – со своим настоящим именем или с вымышленным.

Город как реальное пространство описывается, например, в художественном очерке «Картина Оренбурга и его окрестностей» (1824) П.П. Свиньина, писателя и первого издателя «Отечественных записок» [11]. В начале очерка П.П. Свиньин, признается в том, что не думал встретить в отдаленной от центра провинции приличное общество: «Не стану говорить о той приятной ошибке, в которую введен я был, найдя Оренбург во всех отношениях несравненно выше, превосходнее, чем я представлял его себе, – скажу только, что я встретил здесь, на краю киргизской степи, общество людей самых образованных, лучшего тона, обладающих отличными талантами, а потому проводящими время как нельзя приятнее». Уже в этих рассуждениях автора отражается стереотипное представление о провинциальном как отсталом, второсортном, закрепившееся в русской художественной литературе уже в первой половине XIX века (отсюда и неожиданное «приятное» удивление).

Необходимо отметить, что писатель, подробно рисуя основные достопримечательности Оренбурга, дополняет картину сведениями о душевной организации и внешнем облике, характере и занятиях, особенностях быта и взаимоотношениях его жителей, т.е. их менталитете. Такие качества оренбуржцев, как любовь к чистоте и порядку, П.П. Свиньин связывает с особым военным статусом города: «При въезде в город приятно видеть точную правильность кварталов и улиц, чистоту сих последних, <…> пленительную опрятность домов, большею частию деревянных, оштукатуренных; начало великолепного каменного тротуара на большой улице и ряды молодых деревьев, насаженных перед домами…».

Путешественник отмечает также, что на несколько тысяч жителей в городе приходится пять церквей, это говорит о религиозности горожан: «Всякий класс жителей имеет здесь свою приходскую церковь, например, военные – церковь си. Петра и Павла, статские – Троицкую, купцы – Вознесенскую и пр. Все сии церкви построены иждивением казны, снабжены богатою утварью…».

Восторг у писателя вызывают и наличие в Оренбурге народного училища, в котором «бывает всегда довольно учеников, и многие из них несут в недра семейств любовь к просвещению и знаниям…», богадельни, «в ней несколько престарелых и бедных граждан и гражданок…проводят в тишине последние дни своей жизни», прекрасных мест для гуляний, где «можно с приятностию отдохнуть в тени французских аллей, насладится видом и благоуханием множества цветов…».

Внешний облик жителей города автор объясняет пограничным положением города: «В Оренбурге, как выше сказано, кроме русских обывателей, есть много магометан, частию там живущих, частию приезжающих туда с караванами и на летнюю кордонную службу. Различие языков, одежд и обыкновений представляет в сем городе весьма занимательные картины. Случается, что рядом с болтливым евреем видишь важного индейца; или пред толпою диких киргиз-кайсаков – какого-нибудь странствующего европейца, разряженного по всем правилам моды».

Местоположение города (на пересечении торговых путей) накладывает отпечаток и на характер горожан: «Более всех замечательны в Оренбурге татары, составляющие особый и значительный класс обывателей. Будучи хитры, пронырливы и проворны, они отличаются удивительною ловкостью в здешней торговле и нередко приобретают посредством оной великие капиталы».

Наконец, уделяет внимание П.П. Свиньин и описанию казаков – основного населения Оренбурга: «Форштадт оренбургский имеет свой замечательный характер. Жители его (казаки и большею частию старообрядцы) живут по-своему и за грех считают смешиваться с горожанами. Они оборотливы в делах промышленных, набожны и до крайности суеверны. Молодые казаки, говорят, привязаны к службе и страстны в любовных делах».

Как видно из представленных фрагментов очерка П.П. Свиньина, географическое положение Оренбурга (город-крепость «на краю киргизской степи» на пересечении торговых путей) отражается в ментальном облике его жителей, которых отличает любовь к порядку и чистоте, привязанность к службе, религиозность, тяга к просвещению, милосердие, коммерческие способности и др.

Об особенностях менталитета жителей Оренбургской губернии много писал В.И. Даль, проживший в этом крае восемь лет. Интересно, что свои художественные произведения («Уральский казак», «Бикей и Мауляна», «Майна», «Домик на Водяной улице», «Осколок льду» и др.) он обогащал сведениями этнографического и культурного характера, описывая образ жизни, быт и нравы многонационального Оренбуржья: башкир, киргиз-кайсаков, сосланных поляков, русских казаков, хивинцев [6].

Однако подобных примеров, в которых Оренбург представлен как благоустроенный и просвещенный город, в литературе немного. Это связано с тем, что в русской литературе сложилась сатирическая традиция в изображении провинции и менталитета провинциалов (об этом красноречиво свидетельствуют произведения Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, И.А. Бунина и др.).

Так, например, в повести А.Н. Плещеева «Житейские сцены. Отец и дочь» (1857) [8], Оренбург описывается как типичный провинциальный город с типичным набором характеристик: «Губернский город Бобров (на географических картах он называется иначе) ни в чём не отставал от других губернских городов нашей России. <…> Физиономия города Боброва была тоже из самых обыкновенных. В нем, как и повсюду, можно было найти присутственные места, окрашенные охрой, губернаторский дом с венецианскими окнами и балконом, клуб, где по субботам играли в карты, а по четвергам танцевали…».

Приведенный фрагмент позволяет вычленить устойчивые признаки русского провинциального города, проявляющиеся в его внешним облике (традиционной архитектуре), а также в ничем не нарушаемом ритме жизни – рутинном и застойном. Характер горожан и их патриархальные нравы, автор объясняет географической отдаленностью города Боброва от обеих столиц. Этим же обусловлено его ироническое описание жителей города: «Все в городе Боброве было основано на чистейшей любви. Каждый почти знал за своим соседом грешки, но никому и в голову не приходило обличать их даже намеком. Все граждане были пропитаны сознанием слабости человеческой природы и тою неопровержимой аксиомой, что «ведь свет не пересоздашь, а следовательно, и толковать об этом нечего».

В повести «Пашинцев» (1859) [8] А.Н. Плещеев «дорисовывает», картину Оренбурга, назвав его Ухабинском: «Дамы, пользуясь минутами ожиданья, то и дело бегали в уборную поправлять туалеты. На бале они, казалось, забывали свои антипатии, свою вражду, все ссоры, интрижки и сплетни, которыми так изобилует провинциальная жизнь; обращались друг к другу с самыми ласковыми, дружескими названиями…».

В обеих повестях А.Н. Плещеев представляет Оренбург как ментальное пространство, однако со знаком минус в отличие от  вышерассмотренных произведений. Внешнее пространство города он рисует материально неустроенным, а горожан малообразованными, некультурными, не имеющими высших духовных интересов, склонными к интрижкам, сплетням и т.п.

В повести С.И. Гусева-Оренбургского «Страна отцов» (1905) [5] Оренбург назван Старомирском. Детальное описание города дает автору возможность охарактеризовать все сферы городской жизни. Так, например, социальный и духовный облик горожан формирует архитектурную организацию пространства города: «…обыватель, непостоянный в своих симпатиях, с чувством самоудовлетворенной гордости показывает заезжему человеку новые достопримечательности города: захватившие целые кварталы неуклюжие и угрюмые, но вычурные дома, – создание тупой и тяжелой архитекторской фантазии, состоящей на купеческой службе». Автор не без иронии рисует дома богатых купцов, говорит о бессмысленной тяге к размаху, широте, надежности, не зря жилища их напоминают крепости, лишенные вкуса и красоты: «Вот еще «достопримечательность» – широкозадовский дом: нелепая смесь мавританского и русского стилей. Колонки, стрельчатые окна, резные карнизы, башенки по углам, поддерживающие балкон центавры, похожие на утопленников, и в то же время во всей наружности дома что-то распухшее, как от водянки, что-то придавленное, как тяжелая, во мраке бродящая мысль».

Во многом универсальное изображение города, включающее в себя все элементы городского пространства (трактир, храм, дома, улицы, парк и т.д.) сменяется почти «апокалиптическим»: «Заречье с балкона казалось клеткой, сторожимой со всех концов элеваторами, громоздкими фабриками, высокие трубы которых дымили день и ночь, – кирпичными заводами, черными как гробы бедняков. Оно казалось клоакой, вдавленной в землю, где копошилось что-то живое и несчастное, потому что голоса оттуда долетали как крики о помощи, а песни напоминали стоны. <…> Это – обширные клетки "страны отцов", в которых с плачем и воплем бьются дети прежде, чем самим превратиться в призрачно-благополучных отцов, – принимающих кошмарный сон за жизнь».

Некоторые картины города рисуются глазами главного героя отца Ивана, например, семинария, которая воспринимается им как школа интеллектуально и нравственно уродующая будущих священников, выпускники ее шли в жизнь со «страхом и бредом», внушенными преподавателями.

За внешне благоустроенными фасадами города скрываются страшные человеческие драмы, так, у самого богатого промышленника города Удалова, сошла с ума жена, оттого, что муж насмерть забил ее любовника. Теперь она, безумная, бегает по улицам города, смеша и пугая прохожих. У благоверного застрелился старший сын, служивший товарищем прокурора в Старомирске: не смог смирится с несправедливым приговором в одном из громких крестьянских процессов. С тех пор в глазах благочинного тоже «сквозит оттенок безумия». Ушла из дома жена отца Матвея Павлинька – случай, чуть ли не исключительный в духовной среде. Жизнь в провинции рождает конфликт и в душе отца Ивана: чувство личной вины, мучение совести, которые, в конце концов, перерастают бунт и желание отречься от сана священника. Однако конфликтное состояние не является всеобщим; размышляют, мучаются, сходят с ума лишь немногие – не «избранные», а просто живые люди, способные переживать чужую боль как свою.

Таким образом, анализ наиболее репрезентативных произведений региональной (оренбургской) литературы с учетом пространственно-географического фактора позволил нам выявить магистральные образы, относящиеся к локальной топике и рассмотреть их как ментальные локусы, отражающие индивидуальное сознание, духовно-нравственные установки и образ жизни героев. Проведенное исследование показывает, что оренбургский текст с одной стороны, отражает черты региональной ментальности, сформированной особенностями географического положения Оренбурга (на границе Европы и Азии), его статуса (пограничный город, торговый город), особенностями его социального состава (многонациональный, многоконфессиональный и т.п.), а с другой – черты типичной провинциальной ментальности. Город, нарисованный писателями-уроженцами Оренбургского края и теми, кто посещал его или жил в нем некоторое время, является носителем определенной культурной информации,представляет собой особую знаковую систему, включающую и элементы топографически реального пространства, и основные сферы социальной, бытовой, духовной, религиозной, экономической жизни.

 

Литература:

  • 1.   Бердяев, Н. А.Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания. Париж: YMCA-PRESS, 1955. – М.: Наука, 1990. – 224 с.
  • 2.    Бердяев, Н. А. О власти пространств над русской душой / Н. А. Бердяев // Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. – М.: Мысль, 1990. – С. 59-65.
  • 3.   Вейдле, В. В. Задача России / В.В. Вейдле. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011. – 512.
  • 4.   Гачев, Г. Д.Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
  • 5.    Гусев-Оренбургский, С. И. Страна отцов / Сергей Иванович Гусев-Оренбургский // C.И. Гусев-Оренбургский Повести и рассказы [вступ статья, примеч. и подгот. текста И.М. Гронского]. – М.: Госуд. Изд-во худож. лит., 1958. – С. 227-389.
  • 6.     Даль, В. И.Оренбургский край в художественных произведениях писателя / Владимир Иванович Даль; [сост. А.Г. Прокофьева и др.]. – Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2001. – 416 с.
  • 7.   Ключевский, В. О.О русской истории. / В.О. Ключевский. – М.: Просвещение, 1993. – 576 с.
  • 8.    Плещеев, А. Н. Житейские сцены / Алексей Николаевич; [сост., вступ. ст. и примеч. Н.Г. Кузина]. – М. Сов. Россия, 1986. –  352 с.
  • 9.    Подорога, В. Простирание или География «русской души» // Хрестоматия по географии России. Образ страны: Пространства России / Авт.-сост. Д.Н. Замятин, А.Н. Замятин; Под ред. Д.Н. Замятина. – М.: МИРОС, 1994. – С.131-132.
  • 10.  Пыхтина, Ю.Г. Функционально-семантическая типология пространственных образов и моделей в русской литературе XIX– нач. XXIвв.  / Пыхтина Юлиана Григорьевна // Автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.01, 10.01.08 / Российский университет дружбы народов (РУДН). Москва, 2014
  • 11.  Свиньин, П. П.  Картина Оренбурга и его окрестностей (Из живописного путешествия по России издателя «Отечественных записок» в 1824 году)  / Павел Петрович Свиньин // Оренбургский край в произведениях русских писателей / авт.- сост. Прокофьева А.Г., Пузанева Т.Н. – Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1991. – С. 16-26.
  • 12.   Чаадаев, П. Я.Философические письма. Апология сумасшедшего. Электронный ресурс. Режим доступа: http://az.lib.ru/c/chaadaew_p_j/text_0010.shtml
0
Your rating: None Average: 6.8 (8 votes)
Comments: 9

Pykhtina Iuliana

Дорогие коллеги! Большое спасибо за комментарии и положительную оценку моего доклада! От всей души желаю всем вам здоровья, успехов и новых научных открытий! С уважением, Юлиана

Pykhtina Iuliana

Дорогие коллеги! Большое спасибо за комментарии и положительную оценку моего доклада! От всей души желаю всем вам здоровья, успехов и новых научных открытий! С уважением, Юлиана

Leonova Nataliya

Уважаемая коллега, с огромным интересом ознакомилась с Вашим докладом! Слова Н. Бердяева о "Пейзаже русской души" прошли скрытым лейтмотивом через весь текст представленного Вами исследования. Следовать за авторской мыслью - чистой, молниеносной и предельно ассоциативно-аналитичной было лингвистическим и интеллектуальным удовольствием. Благодарю за доставленную радость. Особенно заинтересовала перспективность применения Вашей методики анализа наиболее репрезентативных региональных текстуально-литературных единиц с учетом пространственно-географического фактора "отражающих индивидуальное сознание, духовно-нравственные установки и образ жизни героев" для схожих объектов в дальнейшем. Желаю успехов в Ваших исследованиях, Наталия Леонова.

Kobyakova Iryna

Уважаемая Юлиана, спасибо за Ваш ценный опыт, изложенный в докладе! Ваше исследование является ценным как с лингвистической, так и с педагогической точки зрения, и станет незаменимой опорой в дальнейшей деятельности педагогов и лингвистов. Искренне желаем Вам дальнейших интересных, перспективных и продуктивных исследований! Ирина Коябкова.

Olena Nazarenko

Спасибо, Юлиана, за детальный анализ и крайне интересное исследование! С уважением, Елена Назаренко

Kosykh Elena

Уважаемые коллеги! Интересное и основательное исследование. Поэтическая лингвогеография, региональная, - редкое направление научных работ филологов. Интересным представляется обращение к текстам разных авторов. Есть ли возможность сопоставить пространство города и пространство городского текста? Спасибо! Успехов в дальнейших изысканиях!!!!

Balasanian Mariana

Уважаемая коллега! Спасибо за познавательный доклад. Нельзя не ответить новизну научного исследования. Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников. Полностью прослеживается связь географического фактора с фактором ментальным. Удачи в дальнейшей работе. Сердечно, Марианна Баласанян

Galina Kontsevaya

Уважаемая Юлиана! Спасибо за обстоятельное исследование, посвященное анализу произведений оренбургской литературы с учетом пространственно-географического фактора. Ваши научные изыскания интересны, познавательны. Дальнейших научных открытий!

Hamze Dimitrina

Дорогая Юлиана! Восхищена Вашим познавательным, актуальным и инспирирующим докладом! Много научила о географии русской души, о решающей роли пространства в формировании психотипа, ментальной архитектоники и социокультуры этноса, а в частности – о особеностях многонациональной и многоконфессиональной оренбургской общности и ее литературе. В будущем мне представляется интересным контрастивно-типологическое исследование с включением другого пространственно-литературного типа. Тепло поздравляю и желаю от всей души далнейших научных достижений! Ваша Димитрина
Comments: 9

Pykhtina Iuliana

Дорогие коллеги! Большое спасибо за комментарии и положительную оценку моего доклада! От всей души желаю всем вам здоровья, успехов и новых научных открытий! С уважением, Юлиана

Pykhtina Iuliana

Дорогие коллеги! Большое спасибо за комментарии и положительную оценку моего доклада! От всей души желаю всем вам здоровья, успехов и новых научных открытий! С уважением, Юлиана

Leonova Nataliya

Уважаемая коллега, с огромным интересом ознакомилась с Вашим докладом! Слова Н. Бердяева о "Пейзаже русской души" прошли скрытым лейтмотивом через весь текст представленного Вами исследования. Следовать за авторской мыслью - чистой, молниеносной и предельно ассоциативно-аналитичной было лингвистическим и интеллектуальным удовольствием. Благодарю за доставленную радость. Особенно заинтересовала перспективность применения Вашей методики анализа наиболее репрезентативных региональных текстуально-литературных единиц с учетом пространственно-географического фактора "отражающих индивидуальное сознание, духовно-нравственные установки и образ жизни героев" для схожих объектов в дальнейшем. Желаю успехов в Ваших исследованиях, Наталия Леонова.

Kobyakova Iryna

Уважаемая Юлиана, спасибо за Ваш ценный опыт, изложенный в докладе! Ваше исследование является ценным как с лингвистической, так и с педагогической точки зрения, и станет незаменимой опорой в дальнейшей деятельности педагогов и лингвистов. Искренне желаем Вам дальнейших интересных, перспективных и продуктивных исследований! Ирина Коябкова.

Olena Nazarenko

Спасибо, Юлиана, за детальный анализ и крайне интересное исследование! С уважением, Елена Назаренко

Kosykh Elena

Уважаемые коллеги! Интересное и основательное исследование. Поэтическая лингвогеография, региональная, - редкое направление научных работ филологов. Интересным представляется обращение к текстам разных авторов. Есть ли возможность сопоставить пространство города и пространство городского текста? Спасибо! Успехов в дальнейших изысканиях!!!!

Balasanian Mariana

Уважаемая коллега! Спасибо за познавательный доклад. Нельзя не ответить новизну научного исследования. Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников. Полностью прослеживается связь географического фактора с фактором ментальным. Удачи в дальнейшей работе. Сердечно, Марианна Баласанян

Galina Kontsevaya

Уважаемая Юлиана! Спасибо за обстоятельное исследование, посвященное анализу произведений оренбургской литературы с учетом пространственно-географического фактора. Ваши научные изыскания интересны, познавательны. Дальнейших научных открытий!

Hamze Dimitrina

Дорогая Юлиана! Восхищена Вашим познавательным, актуальным и инспирирующим докладом! Много научила о географии русской души, о решающей роли пространства в формировании психотипа, ментальной архитектоники и социокультуры этноса, а в частности – о особеностях многонациональной и многоконфессиональной оренбургской общности и ее литературе. В будущем мне представляется интересным контрастивно-типологическое исследование с включением другого пространственно-литературного типа. Тепло поздравляю и желаю от всей души далнейших научных достижений! Ваша Димитрина
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.