facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

Социально-психологическая концепция функционирования и развития детской субкультуры / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CONCEPT OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF CHILDREN'S SUBCULTURE

Социально-психологическая концепция функционирования и развития детской субкультуры / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CONCEPT OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF CHILDREN'S SUBCULTURE
Viktor Sitkar, candidate of psychology, associate professor

Ternopil National Pedagogical University named after V. Hnatiuk, Ukraine

Conference participant

УДК 159.9 : 316.6 – 053.6

В статье рассматривается структура ориентировной социально-психологической модели концепции детской субкультуры. При условии достаточного емпирического наполнения ее разделов и учета ментальных, региональных, возрастных и других особенностей это позволит создать «детскую субкультурную  карту Украины».

Ключевые слова: культура, субкультура, детская субкультура, социально-психологическая  модель, концепция.

The article deals with the structure of estimated socio-psychological model of children's subculture conception. Providing the sufficient empirical content of its sections and the consideration of mental, regional, age-old and other features it will enable to create a «children's subcultural map of Ukraine».

Keywords: culture, subculture,children’s subculture, socio-psychological model, conception.

 

Актуальность исследования субкультуры детства детерминирована тем, что, во-первых, историческое развитие общества, в процессе которого совершается преемственность и обновление его культуры, неразрывно связано с процессом смены поколений и передачи культуры от поколения к поколению. Этот процесс обеспечивается активной деятельностью субъектов всех поколений, у каждого с которых, в рамках общей культуры, формируется своя специфическая субкультура, в частности и субкультура детства. Поскольку все субкультуры существуют в едином поле общей культуры, для характеристики особенностей их взаимодействия необходимо исследовать специфику каждой субкультуры. Во-вторых, за последние 10-15 лет произошли изменения, которые затронули все сферы жизни человека: ускорился темп жизни, возросли информационные нагрузки и др. По сути, за последние десятилетия мир детей, а следовательно их субкультура, значительно изменились, а наше представление о них – не изменилось. Современные дети, или «новое детство» (Н. Уденховен, 2010) предупреждают нас о том, что в быстро изменяющимся мире, наши представления о детстве, а отсюда и действия с детьми, могут просто перестать быть адекватными [7, c. 9]. Если мы хотим укреплять связь с детьми, сохранить преемственность, мы должны понимать новую реальность детей, их современную субкультуру.

Сегодня глобальные процессы влияют на жизнь детей и превращают саму природу детства. Американские ученые определили пять «М» процессов, которые больше всего влияют на развитие детей в современном обществе и изменяют форму и содержание работы государственных образовательных учреждений в странах которые втянуты в процесс глобализации. В частности, это: маркетизация, маргинализация, медикализация, милитаризация и мобилизация. Именно в таком пространстве живет современный ребенок [2,c. 5-19 ].

Отсюда возникает вопрос: «Возможно ли исследовать субкультуру детей?» Если окажется, что исследовать культуру можно, тогда, непременно откроется путь и к исследованиям субкультуры в целом и детской - в частности. Поскольку культура, за своим величием и сложностью, - это абстрактный, расплывчатый конструкт, который реально описывает разные аспекты жизни людей (поведение, установки, ценности, нормы, обычаи, ритуалы и др.), то, одним из способов, которыми ученые пытаются подойти к культуре, это разделение ее аспектов на два компонента: объективный и субъективный элементы  (Триандис, 1972, Кробер, Клюкгольн, 1952) [1, с. 43].

Объективныеэлементы культуры – это физические манифестации культуры, предметы, которые мы можем фактически увидеть и потрогать (например, одежда, артефакты, посуда, пища, архитектура и др.).

Субъективные элементы культуры– все те аспекты, которые мы не можем увидеть или потрогать, но которые, как мы знаем, существуют, например социальные нормы, обычаи, установки и ценности. Именно субъективными аспектами культуры и интересуются большинство психологов, и именно они наиболее созвучны определению культуры. Под которой понимают набор программированных реакций, которые мы и наши предки усвоили, чтобы приспособиться в повседневной жизни к своей среде и тем кто нас окружает. Поэтому она является своеобразным программным обеспечением нашей сознательности.

Психологи характеризуют субъективные элементы культуры и соответственно субкультуры, двояким образом: с помощью домена и показателя. Домен относится к специфическим социопсихологическим характеристикам, которые рассматриваются как значимые результаты, продукты или составляющие культуры и субкультуры, включая установки, ценности, представления, мнения, нормы, обычаи и ритуалы. Показатель относится к общим тенденциям, которые влияют на поведение и отражают значимые аспекты культурной вариабельности [1].

На представленнойсхеме (рис. 1) в обобщенной форме показано, как культура и субкультура превращаются из большого абстрактного, расплывчатого понятия в субъективные домены и показатели. Эти показатели могут существовать как социально – внутри групп, так и индивидуально – внутри каждого члена культурной (Мацумото, 2002) и субкультурной группы. Поскольку субъективные домены и показатели культуры и субкультуры могут быть идентифицированы на индивидуальном уровне, постольку их можно измерить в психологическом исследовании.

Рис. 1. Превращение культуры и субкультуры в субъективные домены и показатели

Анализ психологической литературы показал, что в отечественной социальной психологии до сегодня еще не разработана концепция детской субкультуры, что и детерминировало нас исследовать этот феномен. Современная детская субкультура является достаточно сложной системой, много в чем закрытой для традиционных средств научного анализа. Если раньше детскую субкультуру изучали в основном фольклористы, то сегодня она делает вызов социальной психологии и педагогике. Подтверждением того, что в последнее время возрастает интерес к изучению детской субкультуры, является то, что понятие «Детская субкультура» имеет место в психологическом словаре. В частности, под детской субкультурой понимают, в широком аспекте – все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком значении – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, совершаемых в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития [3, c.98].

Автор статьи, под детской субкультурой понимает нормы, взгляды и ценности, присущие детскому сообществу, их социальные и духовные потребности, продукты творческой деятельности, способы приобщения к духовным ценностям и особенности их усвоения, стиль, способ жизни, общения и существования. Это – динамический, психосоциокультурный феномен со своими морально-правовыми нормами, языковыми особенностями, фольклорными приобретениями и игровым комплексом, что является процессом спонтанного, самостоятельного и инициативного усвоения ребенком эталонов социального опыта.

Психосоциокультурная значимость, практическая востребованность и отсутствие системных студий проблемы детерминировали цель исследования: - разработать ориентировочную модель социально-психологической концепции, которая отражала бы качественную специфику детской субкультуры.

Сегодня, по мнению В. Радзиевского, просматривается некоторое разделение двух векторов развития в субкультурном поле Украины – «социально-ориентированного» и «национально-ориентированного». Исследователи, которые изучают «социально-ориентированные» субкультуры (О. Божок, Л. Варяница, И. Выселко, Я. Левчук, Р. Михайлова, В Ситкарь, Н. Слюсаревский и др.), как правило, анализируют аспекты субкультур  отдельных групп населения. С. Ярошенко изучала субкультуру бедных, В. Давыденко, В Демина, Д. Бочарников – девиантов,  С. Денисов, Д. Выговский – преступников и т. д. Другие ученые (М. Варий, М. Гримич, С. Садовенко, И. Юдкин), часто демонстрируя национальную сознательность, активную гражданскую позицию, близость к глубинным символам и архетипам, к этнической матрице, народным корням и этнологическим кодам, описывают «национально-ориентированные» субкультуры. Так, например, в странах постсоветского пространства субкультура, как правило, изучается больше как индикатор культурного отличия, и как средство освоения информационного простора (Б Ерасов, Ю. Лотман, Е. Соколов и др.). На Западе – в контексте норм ценностей (В. Брешин, Я. Левчук и др.), на новый подход в Украине позиционирует субкультуру В. Радзиевский, в частности, как своеобразную «культуру культуры» [4].

Для уточнения сути понятия субкультура существует много разных подходов, концепций, которые пытаются раскрыть специфику этого феномена. Единого взгляда на явление субкультуры сегодня не существует. Каждая наука понятие «субкультура» интерпретирует и описывает со своих позиций, соответственно к своему предмету и методологии. Поэтому, в науке сформировался ряд распространенных подходов к изучению и описанию этого явления. Н. Слюсаревский обобщил их, и кратко характеризует так [5]: Системно-динамический подход состоит в подаче субкультуры как составляющей системы, которая познает фазовых превращений. Синергетический подход описывает взаимодействие субкультур как хаотически развертываемый процесс. В этом процессе одни субкультуры усиливаются (кооперативный эффект), а другие угасают. Информационный подход подает образ культуры (субкультуры) как объединение социальных феноменов с информационными, где коллективная сознательность, несущая в себе духовные ценности, формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а СМИ (пресса, радио, телевидение, Интернет) активно влияют на этот процесс. Генетический подход – состоит в отождествлении системы духовных ценностей с набором генов. Иерархический подход интерпретирует субкультуру, как иерархично организованную систему, в которой культуры высшего уровня развиваются по своим законам, отличающимся от законов низшего уровня. Трофический подходпридерживается принципа: высший уровень развивается за счет низшего. Трофические уровни выстраиваются в цепочку, началом которой есть превращение мира человеческих чувств в мысленные образы. Экологический подход рассматривает субкультурные общности как целостные образования в широкой социокультурной среде. Эпидемологический подход сравнивает процесс формирования субкультур с распространением инфекционной болезни: возбудитель – социальный миф, формируясь в массовом сознании, распространяется от индивида к индивиду, охватывая массу пораженных. Когнитивный подход состоит в понимании субкультуры как системы познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность. Субъектный подход предлагает рассматривать новые характеристики детства, сквозь призму культурных трансформаций, как субъекта отношений современного общества, и как субъекта социокультурного процесса в целом. Характерной чертой в изучении феномена детства, кроме установки на междисциплинарное кооперирование – является все более четкое понимание того, что ребенок – не просто объект воспитания, социализации и других внешних влияний, а самосознательный, активный субъект жизнедеятельности [6].

Поскольку каждый подход является продуктивным только в познании выделенного в исследовании аспекта, то взятый сам по себе, в отрыве от других, он, как правило, бывает недостаточным для изучения конкретного явления. Объективную картину сможет дать лишь комплексное исследование с применением совокупности подходов. Наиболее продуктивной и популярной сегодня является идея комплексной, взаимодополняющей, разработки подходов при исследовании тех или иных социально-психологических явлений, которую предложила Н. Яковлева и ее ученики.

Актуальность заявленной нами проблемы состоит в комплексном исследовании феномена «детской субкультуры», с целью лучше понять это явление и оптимизировать отношение к нему социума. Широкий исследовательский контекст субкультуры детей мотивирует к согласованию разнонаправленных взглядов на этот феномен в социально-психологической модели (ориентировочной), которая способна была бы объяснять и прогнозировать этносоциальные и социально-психологические проявления детской субкультуры в эпоху глобализации, а также самоактуализацию, саморазвитие и самосовершенствование личности ребенка в глобализационной культуре.

Концепция субкультур, вместе с трудовой, игровой и психоаналитической, подчеркивает многовекторные и разнофакторные коды в разных культурных полях. Например, можно вспомнить разные ступени личностного, социального и культурного роста. В частности – это возрастные переходы: из субкультуры детства в подростковую субкультуру, из подростковой субкультуры в юношескую, из юношеской – в молодежную и т.д. (с профессиональными, национальными, региональными и другими особенностями). По мнению В. Радзиевского, пришла пора утвердить в понятийно-категориальном аппарате понятие субкультурная личность, «homosubculturus». Болеее того, «homosubculturus»должнозанятьважноеместов осмысливаниидуховнойнаправленности деятельности человека как «homosapiens»(существаразумного), «homofaber»(человека, который создает), «homoamans» (человека, который любит), «homopaties» (человека, который страждает), «homodivisus»(человека, который разъединен сам в себе), «homodivinus» (человека довершенного божьей природой)и других «homo»[4].

Разработана и предложена ниже ориентировочная модель концепции детской субкультуры позволяет выявить социально-психологические закономерности межличностных отношений со сверстниками в группах старшего дошкольного – младшего школьного возраста в зависимости от условий совместной деятельности, типов санкционирования и индивидуальных особенностей детей. Композиционно изложение ориентировочной модели социально-психологической концепции, как системы научных знаний, и как формы представления результатов исследований, состоит из таких разделов:

Общие положения: 1. Вариативность, несхожесть, самобытность содержания детской субкультуры обеспечивает, с одной стороны, ориентацию на потерянные, забытые формы человеческой культуры, а с другой – прогнозирование новых путей ее развития. 2. Картина мира детей включает в себя набор норм, ценностей, способов жизни, менталитет, социальную коммуникацию, социальное проектирование и является частью их субкультуры, которая взаимосвязана с образом «Я» детей. 3. Изучение особенностей социогенеза детей на разных этапах развития (онтогенеза) приводит к выделению специфических «насквозных» явлений психической жизни ребенка – социогенетических инвариантов, которые сохраняют свою неизменность на протяжении длительного периоду истории и передаются от поколения к поколению. 4. Присвоение всего богатства культуры и субкультуры происходит через зону ближайшего развития (ЗБР за Л.С. Выготским) благодаря механизму интериоризации, при доминирующей роли взрослого. А овладение содержанием детской субкультуры совершается через зону вариативного развития (ЗВР), при определяющей роли сверстников, детского сообщества. Поэтому, из ЗБР вырастает культурно желаемая стратегия поведения ребенка, а ЗВР задает другие формы развития и поведении, как бы «про запас». 5. Детская субкультура является составляющей культуры общества и социокультурного конструирования аксиогенеза личности благодаря механизму социализации и инкультурации, регулирования отношений и социокультурной коммуникации.

Понятийно-категориальный аппарат: детство, возраст, социогенез, детская картина мира, культура, инкультурация, социализация, субкультура, спонтанно самоорганизованная система, идентификация, отношения, ценности, совместная деятельность, субъектность, субкультурная личность, «homosubculturus».

Теоретико-методологические основания: общенаучные подходы: системный, синергетический, деятельностный, информационный и др.; конкретно-научные подходы: аксиологический, личностно-ориентированный, культурологический, дифференциальный, технологический, интегральный, партисипативный, трофический, генетический, экологический, субъектный и др.

Ядро (закономерности, принципы): принцип развития, принцип социальной обусловленности; закономерности: социальная ситуация развития, социогенез, зона вариативного развития (за Л.С. Выготским), параллелограм генезиса опосредования, половая дифференциация, идентификация и др.

Содержательно-смысловое наполнение включает в себя: 1) разработку структурно-функциональной модели исследуемого аспекта (схемы, в частности: а) превращение культуры и детской субкультуры в измеряемый конструкт; б) содержание детской субкультуры; в) признаки и составляющие детской субкультуры и др.); 2) модель интегративного синтеза: а) биоэкологическая модель социализации У. Бронфенбреннера, которая дополнена нами; б) схема общего массива культуры и детской субкультуры и др.; и психосоциокультурные условия эффективного функционирования и развития детской субкультуры: а) социально-психологическая модель структуры картины мира ребенка во взаимосвязи с системой ценностей в образе «Я» детей; б) модель социально-психологической и педагогической интернализации субкультуры, как специфического социально-ценностного и личностного опыта ребенка в процессе онтогенеза и др.

Верификация, которая должна определить те теоретические посылы для которых могут быть найдены доказательства. Например, это: 1) наблюдение за детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста; 2) беседы (с родителями и детьми); 3) интервью (с родителями и детьми); 4) тестирование стандартизированными и проективными методиками и т.д.

Поэтому,предложенная ориентировочная модель, при условии достаточного эмпирического наполнения каждого ее раздела, позволит пополнить банк научных данных о проблеме украинской детской субкультуры, которая имеет свои ментальные, региональные, возрастные и полиэтнические особенности, и при этом поможет создать «карту детской субкультуры» в Украине.

 

Литература:

  • 1. Мацумото Д. Психология и культура / Дэвид Мацумото. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с. – (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  • 2. Обухова Л.Ф. Современный ребенок: шаги к пониманию / Обухова Л. Ф., Котляр И. А.// Психологическая наука и образование. – 2010. - № 2. - С. 5-19.
  • 3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. - С. 98.
  • 4. Радзієвський В.О. До актуальних питань субкультур у постсучасному діалозі / В.О. Радзієвський // Міжнародний вісник: Культурологія. Філологія. Музикознавство. – К. : Міленіум, 2014. – Вип. II (3). – С. 85-91.
  • 5. Слюсаревський Н. М. Субкультура як об’єкт дослідження / Н. М. Слюсаревський // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. — 2002. - № 3. - С. 117-127.
  • 6. Татенко В. О. Суб’єктно-вчинкова парадигма в сучасній психології / Віталій Олександрович Татенко // Соціальна психологія – 2006 – № 1. – С. 3-13.7. Уденховен Нико ван. Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей / Нико ван Уденховен, Рекха Вазир. – М.: Университетская книга, 2010. – 200 с.
Comments: 12

Kubanov Ruslan

Уважаемый Виктор! Интересная и познавательная работа. Новые задачи и открытия, вот что двигают науку вперед. Предложенная модель отвечает всем основным требованиям. Возможный результат – «карта детской субкультуры» Украины, безусловное имеет ценность для науки. Успехов Вам в дальнейшей научной работе, ждем новых публикаций. С уважением, Кубанов Р. А.

Viktor Sitkar

Руслан Анатольевич. Приятно вдвойне что мужчины тоже интересуются проблемами детства. Спасибо за положительный отзыв моей работы . Вместе двигать науку вперед всегда легче. Еще раз спасибо. С уважением Виктор.

Timerbulatova Elvira

Уважаемый Виктор, ваша работа содержит очень актуальную проблематику - понимание мира Детства глазами современных детей, людей, находящихся в совершенно другой ситуации развития чем те, кто их исследует. Очевидно, что методология изучения современного детства не разработана, так как сейчас она должна включать изучение влияния новейших технологий в контексте их влияния на детское восприятие, развитие, субкультуру, чему нет примеров в традиции изучения детских субкультур. Желаю вам успехов в этом интересном и непростом деле.

Viktor Sitkar

Уважаемая Эльвира Салаватовна!. Спасибо за положительный отзыв о моей работе. Вам желаю тоже успехов в научной деятельности.

Mucomel Svetlana

Уважаемый Виктор! Очень интересная и познавательная статья. Слежу за Вашими публикациями. Всегда очень интересные и актуальные темы исследования. Больших творческих успехов Вам и всех благ.

Viktor Sitkar

Светлана Анатольевна!. Спасибо за проявленный интерес к моей работе. И Вам желаю творческих успехов в научных исследованиях.

Pogontseva Daria

Спасибо за действительно интересную и актуальную работу, несколько раз встречала в работах по этнографии попытки ввести термин "детская субкультура", однако (возможно мне такие работы попадались) им не хватало целостности, в Вашей работе - она присутствует.

Viktor Sitkar

Дарья Викторовна! Спасибо за проявленный интерес к моей работе. Действительно о детской субкультуре в науке (культурологии, социологии, социальной психологии и др.) часто говорят, но это разговоры о каких-то отдельных ее составляющих. Поэтому и возникло желание синтезировать, по возможности, все о детской субкультуре в единое целое, с учетом национальных, региональных и этнических особенностей. Вам успехов в научной деятельности и счастья в личной и семейной жизни.

Dolgova Valentina Ivanovna

Спасибо за Ваши хорошие работы. Приглашаю принять участие в действующем Конгрессе (проекты - научные конгрессы - действующие конгрессы). Бесплатно.... С уважением и наилучшими пожеланиями, В. Долгова.

Viktor Sitkar

Предложение заманчиво. Непременно подумаю об участии в действующем Конгрессе (проекты - научные конгрессы - действующие конгрессы)

Dolgova Valentina Ivanovna

Большое спасибо, уважаемый Виктор, за содержательный и оригинальный доклад!

Viktor Sitkar

Валентина Ивановна, спасибо, за положительную оценку моей работы. Если это искренне, тогда Вам большой респект.
Comments: 12

Kubanov Ruslan

Уважаемый Виктор! Интересная и познавательная работа. Новые задачи и открытия, вот что двигают науку вперед. Предложенная модель отвечает всем основным требованиям. Возможный результат – «карта детской субкультуры» Украины, безусловное имеет ценность для науки. Успехов Вам в дальнейшей научной работе, ждем новых публикаций. С уважением, Кубанов Р. А.

Viktor Sitkar

Руслан Анатольевич. Приятно вдвойне что мужчины тоже интересуются проблемами детства. Спасибо за положительный отзыв моей работы . Вместе двигать науку вперед всегда легче. Еще раз спасибо. С уважением Виктор.

Timerbulatova Elvira

Уважаемый Виктор, ваша работа содержит очень актуальную проблематику - понимание мира Детства глазами современных детей, людей, находящихся в совершенно другой ситуации развития чем те, кто их исследует. Очевидно, что методология изучения современного детства не разработана, так как сейчас она должна включать изучение влияния новейших технологий в контексте их влияния на детское восприятие, развитие, субкультуру, чему нет примеров в традиции изучения детских субкультур. Желаю вам успехов в этом интересном и непростом деле.

Viktor Sitkar

Уважаемая Эльвира Салаватовна!. Спасибо за положительный отзыв о моей работе. Вам желаю тоже успехов в научной деятельности.

Mucomel Svetlana

Уважаемый Виктор! Очень интересная и познавательная статья. Слежу за Вашими публикациями. Всегда очень интересные и актуальные темы исследования. Больших творческих успехов Вам и всех благ.

Viktor Sitkar

Светлана Анатольевна!. Спасибо за проявленный интерес к моей работе. И Вам желаю творческих успехов в научных исследованиях.

Pogontseva Daria

Спасибо за действительно интересную и актуальную работу, несколько раз встречала в работах по этнографии попытки ввести термин "детская субкультура", однако (возможно мне такие работы попадались) им не хватало целостности, в Вашей работе - она присутствует.

Viktor Sitkar

Дарья Викторовна! Спасибо за проявленный интерес к моей работе. Действительно о детской субкультуре в науке (культурологии, социологии, социальной психологии и др.) часто говорят, но это разговоры о каких-то отдельных ее составляющих. Поэтому и возникло желание синтезировать, по возможности, все о детской субкультуре в единое целое, с учетом национальных, региональных и этнических особенностей. Вам успехов в научной деятельности и счастья в личной и семейной жизни.

Dolgova Valentina Ivanovna

Спасибо за Ваши хорошие работы. Приглашаю принять участие в действующем Конгрессе (проекты - научные конгрессы - действующие конгрессы). Бесплатно.... С уважением и наилучшими пожеланиями, В. Долгова.

Viktor Sitkar

Предложение заманчиво. Непременно подумаю об участии в действующем Конгрессе (проекты - научные конгрессы - действующие конгрессы)

Dolgova Valentina Ivanovna

Большое спасибо, уважаемый Виктор, за содержательный и оригинальный доклад!

Viktor Sitkar

Валентина Ивановна, спасибо, за положительную оценку моей работы. Если это искренне, тогда Вам большой респект.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.