facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

Интерактивные проблемно-ситуационные игры в маркетинге инноваций / INTERACTIVE PROBLEM- AND SITUATION-RELATED GAMES IN MARKETING OF INNOVATIONS

Интерактивные проблемно-ситуационные игры в маркетинге инноваций / INTERACTIVE PROBLEM- AND SITUATION-RELATED GAMES IN MARKETING OF INNOVATIONSИнтерактивные проблемно-ситуационные игры в маркетинге инноваций / INTERACTIVE PROBLEM- AND SITUATION-RELATED GAMES IN MARKETING OF INNOVATIONS
Korotkova Tatyana, doctor of economics, candidate of , full professor

National Research University of Electronic Technology MIET, Russia

Conference participant

Описан опыт разработки и внедрения таких интерактивных форм обучения в вузе, как проблемно-ситуационные деловые игры (ПС ДИ). На примере учебного процесса по дисциплине «Маркетинг инноваций» приведен поэтапный алгоритм проведения ПС ДИ «Креатив» и проанализированы результаты её внедрения в техническом университете.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения; проблемно-ситуационные деловые игры; маркетинг инноваций; эффективность использования ИФО.

Describes the development and implementation of such interactive forms of learning in the University, as problem-situational business game (PS DI). On the example of educational process on discipline "Marketing of innovations" given the phased algorithm for SS DI "Creative" and analyzed the results of its implementation at the technical University.

Keywords: interactive learning; problem and situational business game; marketing of innovations; the efficient use of IPV.

 

Маркетинг инноваций – это инструмент коммерциализации научных идей, т.е. превращение идеи, овеществленной в новом товаре, в деньги, которые должны компенсировать, во-первых, затраты на создание этого изделия, и, во-вторых, обеспечить расширенное воспроизводство путем получения прибавочной стоимости и увеличения капитализации инновационной компании.

Основная ошибка при осуществлении процесса создания инновации – это технократический подход. Суть её в проявлении маркетинговой миопии по меткому выражению американского маркетолога Теодора Левита [1], т.е. близорукости. При этом создатели инновации ученые, конструкторы, технологи, инженеры, воплощая свои идеи опираются на собственные вкусы и дизайнерские решения, нарушая основной принцип концепции маркетинга, – ориентации на потребителя.

Преподавая курс «Маркетинг инноваций» в техническом вузе необходимо научить студентов преодолевать эту болезнь. Как показала практика, наиболее эффективной интерактивной формой обучения, применяемой в процессе обучения маркетинга инноваций, являются проблемно-ситуационные деловые игры (ПС ДИ).

На рис. 1 иллюстрируется актуальность применения этих форм. На диаграмме показаны результаты освоения курса в течение семестра при традиционной и интерактивной формах обучения. Нарастание объема информации к концу семестра достигает максимума, а освоение предмета при традиционной форме обучения всего лишь 30% и меньше, а при интерактивном обучении – почти 90%!

Дело в том, что в процесс обучения должны быть включены все органы чувств студента. Рядом ученых, в том числе соотечественников, проводились исследования в области использования аудио-визуальных материалов в обучении. Известный конус опыта Эдгара Дейла [2], иллюстрирует то, что по мере увеличения уровня абстракции и формализации теряется способность к восприятию и запоминанию информации. Особенно сильно это проявляется при обучении наукам гуманитарного и экономического направления, к которым относится маркетинг. Таким образом, актуальность интерактивных форм обучения связана, во-первых, с необходимостью в короткое время освоить возрастающий объем информации и, во-вторых, с ограниченными возможностями эту информацию освоить.

На кафедре Маркетинга и управления проектами НИУ «МИЭТ» были разработаны и внедрены в учебный процесс по дисциплине «Маркетинг инноваций» проблемно-ситуационные деловые игры. Метод проблемно-ситуационных деловых игр в маркетинге инноваций – это использование в учебном процессе упрощенной модели реальной экономической ситуации для выявления проблем и принятия решений по выработке стратегий маркетинга инноваций и механизма их реализации.

Рассмотрим особенности проблемно-ситуационных как интерактивной формы обучения.

  • 1. ПС ДИ ориентированы на взаимоотношения студентов, как с преподавателями, так и друг с другом.
  • 2. Доминирующая роль в них играют учащиеся, преподаватель только координирует процесс.
  • 3. Наибольший эффект в работе достигается при такой расстановке участников игры, которая учитывает разделение личности на психотипы. Для ролевого распределения при подготовке к деловым играм можно использовать известный тест Майерса-Бригса [3] для выявления наиболее востребованных черт характера участников игры. Для маркетинга инноваций ими являются четыре психотипа: предприниматели, новаторы, критики, аналитики.
  • 4. При разработке ПС ДИ для данного направления необходимо учитывать цели и задачи дисциплины «Маркетинг инноваций».

Цель изучения маркетинга инноваций заключается в формировании компетенции, например: «Способность участвовать в управлении маркетинговой активностью инновационной компании на внутреннем и внешнем рынках на основе анализа рыночной информации».

Задачи дисциплины:

  • - Выявление и количественная оценка возможностей инновационной компании и рынка для балансирования спроса и предложения.
  • - Формирование и стимулирование спроса на инновации.
  • - Обеспечение таких темпов появления идей, производства и реализации новых изделий, которые соответствовали бы современному уровню удовлетворения покупательского спроса на наукоемкую продукцию.
  • - Внедрение маркетинговых новаций.

Необходимо было также учитывать принципы разработки и проведения проблемно-ситуационных деловых игр при подготовке маркетологов наукоемкой инновационной продукции:

  • 1. Проблемно-ориентированная направленность (ориентация студентов на проблемы, оценка и выбор приоритетной инновационной проблемы).
  • 2. Ситуационный подход (учет студентами контекста предлагаемой ситуации).
  • 3. Учет социального взаимодействия и коммуникабельности участников.
  • 4. Принцип системности и единства всех элементов маркетинга: получение синергетического эффекта путем интеграции решений по всем элементам комплекса маркетинга.
  • 5. Комплексное решение проблемы в процессе ПС ДИ.(с одной стороны учет факторов микро и макро среды, с другой, требований оптимизации решений по стоимостной цепи и по стадиям ЖЦ).
  • 6. Принцип интуитивного мышления в сочетании с креативным генерированием идей на основе знания экономических основ бизнеса.
  • 7. Поддержание в аудитории творческой атмосферы и активности.

 Для успешного проведения ПС ДИ был разработан поэтапный алгоритм с описанием каждого этапа. В качестве методики ПС ДИ выбрана широко известная и популярная в маркетинге SPIN-методика [4], которая предполагает представление конкретной бизнес-ситуации и решение проблемы коллегиально в процессе деловой игры с распределением ролей и ролевых инструкций. Методика состоит в последовательном ответе на следующие типы вопросов:

  • Направляющие (фокусировка на решении проблем).
  • Извлекающие (фокусировка на наиболее существенных проблемах);
  • Проблемные (фокусировка на ситуационных проблемах);
  • Ситуационные (фокусировка на учебном кейсе).

Вышеназванные принципы и методики применены при разработке проблемно-ситуационных деловых игр «Креатив» и «Диффузия инноваций» на практических занятиях по учебной дисциплине «Маркетинг инноваций», ориентированные на наукоемкий бизнес. ПС ДИ проводятся в течение 3-х пар, т.е. 6-ти академических часов. Выполняется многочасовое разыгрывание единой многоаспектной деловой проблемной ситуации. Студенты целиком погружаются в процессы анализа, поиска и принятия маркетинговых решений по инициации, разработке и выработке стратегии и тактики продвижения инноваций на внутренний и внешний рынки. Активно применяют знания, полученные на лекциях; готовят отчет и презентацию. Защищают свои идеи и предложения в соревновательном режиме.

Этапы проведения проблемно-ситуационной деловой игры «Креатив»:

Формирование системы креативных решений маркетинга инноваций

1. Подготовка к деловой игре. Заключается вразработке следующих материалов: теоретических основ темы игры; контрольных тестов для проверки теоретической подготовки студентов; проблемные ситуации (case-stady); список новых направлений бизнес-идей для наукоемкого бизнеса;тест и описание профилей личности по Майерсу-Бригсу; бланки для обработки результатов тестирования; инструкции для игроков.

2. Вступление. Повторение теории по теме деловой игры путем тестирования студентов. Студенты разбиваются на 3-4 группы в соответствии с выбранными из списка видами бизнеса. В каждой подгруппе распределяются роли в соответствии с четырьмя психологическими категориями. Инструктирование студентов. Задание нужного направления занятию. Стимулирование умственной активности и интереса к теме.

3. Основная часть. Каждая группа студентов выполняет следующие задания:

  • 1) выбирает вид инновационной деятельности наиболее отвечающей интересам каждой группы (основная роль предпринимателя и новатора). Например, на одном из занятий студентами были выбраны: многофункциональный браслет-пропуск в учебное заведение; климат-окна, изменяющие уровень тонирования в зависимости от погодных условий; мини диагностический медицинский прибор; автомат для бизнес-маникюра.
  • 2) формирует стратегические цели маркетинга и разрабатывает маркетинговое сопровождение на всех этапах цепочки создания ценности М. Портера [5] и по всем стадиям жизненного цикла инновации (роль аналитика и критика).
  • 3) разрабатывает маркетинговые новации в соответствии с предлагаемой моделью, названной «Пирамидой маркетинговых новаций»[6] для достижения стратегических целей и повышения конкурентоспособности нового изделия (роль генератора идей).
  • 4) Готовит доклад и презентацию результатов ПС ДИ.

4. Заключение. Подведение итогов: проверка формирования компетенций в соответствии с фондом оценочных средств, оценка участников ПС ДИ. Выявление победителей. Проставление баллов в электронной системе ОРИОКС в соответствии с графиком накопительно-балльных оценок.

Выводы

Использование ПС ДИ требует большой подготовительной работы, связанной с разработкой сценариев, вспомогательных материалов, технологии проведения. Преподаватель выступает в различных качествах, являясь, образно выражаясь, «сам себе режиссёром», что требует от него больших, как моральных, так и физических сил.

Эффективность ПС ДИ зависит не только от качественной подготовительной работы, но и от умения преподавателя стимулировать активность студентов и их вовлеченность в процесс инициации идей и рекомендаций.

Синергетический эффект может быть достигнут при проведении ПС ДИ совместно со студентами экономических и технических факультетов. Использование проблемно-ситуационных деловых игр способствует мотивации получения теоретических знаний и практических умений и навыков, изучению нового материала, эффективному решению сложных дискуссионных маркетинговых проблем.

Литература:

  • 1. Левитт Т. Маркетинговая миопия., В кн.: Классика маркетинга: сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг: Пер. с англ., Сост. Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква., Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб., Питер, 2001., С. 11-34.
  • 2. О профессоре ДЕЙЛЕ, его «конусе опыта» и «пирамиде обучения», предложенной его последователями. (Дата обращения 29 июля 2016 г.)., URL: http://www.openlesson.ru/
  • 3. Тест на тип личности по Майерс-Бриггс (MBTI). URL: https://4brain.ru/.
  • 4. Техника СПИН-продаж. URL: http://salers.ru/.
  • 5. Майкл Портер. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. - М.: Издательство: Альпина Паблишер. – 2016, с. 947.
  • 6. Короткова Т.Л. Маркетинг инноваций. Пособие для маркетологов высокотехнологичного бизнеса. – М.: Lennex Corp. Подготовка макета: Издательство Нобель Пресс, 2014. – 275 с.
  • 7. Короткова Т.Л. Практика внедрения интерактивных форм обучения студентов., SCI-ARTICLE.RU: Электронный научный журнал. 2015. № 20. С. 108-113., URL: http://sci-article.ru/number/04_2015.pdf (дата обращения: 28.07.2016).
Comments: 15

Panfilova Alvina

10.10.2016. Уважаемая Татьяна Леонидовна. Искренне радуюсь, что интерактивные технологии становятся всё более привлекательными для разных специалистов, а для тех, кто обучает маркетингу, на мой взгляд, это очень важно. Я практически всю свою профессиональную жизнь занимаюсь интерактивными технологиями, поэтому для меня ваша статья, как бальзам на душу. Приветствую, поддерживаю, одобряю. Статья написана корректно и грамотно, понятно даже для дилетантов. Прочла другие отзывы, действительно, хотелось бы подробнее прочитать про компетенции, но думаю, что раз игра креативная, то речь идёт об инновационных навыках и умениях находить новые возможности в ситуациях, требующих этого. Меня же интересует следующее: удалось ли с помощью игры (или правильнее, игр) преодолеть у студентов маркетинговую миопию и развить маркетинговую ментальность? Если да, то каковы критерии оценки такого результата? Буду благодарна за комментарий по вопросам. С уважением Альвина Павловна

Atamanchuk Petro

+ + +! С глубоким уважением к Татьяне Леондовне и пожеланием ей жизненніх успехов и научніх побед, П. Атаманчук.

Korotkova Tatyana

Уважаемый, Петр Сергеевич! Благодарю за отзыв и приятные пожелания! Вам тоже всего доброго и успехов в Вашем благородном труде. Т.Л. Короткова.

Simonian Geworg

Уважаемая Татьяна Леонидовна. Отличная работа. Вами описана опыт разработки и внедрения таких интерактивных форм обучения в вузе, как проблемно-ситуационные деловые игры на примере учебного процесса по дисциплине «Маркетинг инноваций». Ваша работа по счету третья, в этой конференции, где употребляется в процесе обучения идеи СИНЕРГИИ... Желаю дальнейших успехов. С уважением Геворг Саркисович.

Korotkova Tatyana

Уважаемый Геворг Саркисович! Спасибо за лестный отзыв. Синергизм - это основной принцип менеджмента который отражает эффективность совместного использования научных достижений в различных областях знаний. В моей работе - это эффект от совместной работы студентов, использования ими знаний из разных дисциплин, а также маркетинговых инструментов. С пожеланиями успехов. Т.Л.

Kubanov Ruslan

Уважаемая Татьяна Леонидовна! Вами представлен материал на актуальную проблему. Проблемно-ситуационные игры позиционируются в науке, как один из самых перспективных инструментов, который может использовать преподаватель для формирования компетенций у будущих экономистов. Сжатая форма подачи материала позволяет наедятся на знакомство с материалом новых исследований. Хочется пожелать автору дальнейших успехов и творческого вдохновения. С уважением, Кубанов Р. А.

Korotkova Tatyana

Руслан Анатольевич, добрый вечер! Примите благодарность за высокую оценку статьи и искренние пожелания. Вам тоже всех благ и успехов в образовательной и научной работе. Татьяна Короткова.

Макотрова Галина Васильевна

Уважаемая Татьяна Леонидовна, спасибо за представленный опыт и его научный комментарий. Очень интересно узнать: какие компетенции студентов были прежде всего реализованы в проблемно-ситуационных играх, что, на Ваш взгляд, способствовало росту мотивации студентов? Спасибо.

Kuprenaite Zydra

Спасибо за информативную статью, вы очень структурировано и конкретро, иллюстративно показали результаты освоения знании при традиционной и интерактивной формах обучения. Спасибо, желаю вам успехов в дальнейших исследованиях

Korotkova Tatyana

уважаемый господин Купренайте! Очень благодарна Вам за дружелюбный отзыв. Желаю Вам также успехов во всех начинаниях. Т.Л.

Dolgova Valentina Ivanovna

Спасибо за Вашу хорошую работу. Приглашаю принять участие в действующем Конгрессе МАНВО (проекты - научные конгрессы - действующие конгрессы). Бесплатно.... С уважением и наилучшими пожеланиями, проф. В. Долгова.

Korotkova Tatyana

Уважаемая, Валентина Ивановна! Спасибо за отзыв и приглашение к участию в конгрессах. Постараюсь его принять. Желаю успехов в кураторстве и в вашей профессиональной деятельности. Т.Л.

Dolgova Valentina Ivanovna

Спасибо за Вашу хорошую работу. Приглашаю принять участие в действующем Конгрессе МАНВО (проекты - научные конгрессы - действующие конгрессы). Бесплатно.... С уважением и наилучшими пожеланиями, проф. В. Долгова.

Smirnov Eugeny

Уважаемая Татьяна! Ваша статья -на актуальную тему и хорошо структурирована. Методологию можно усилить, например, теорией контекстного обучения А.А. Вербицкого. Абстрагирование и формализация не всегда ведет к пониманию, но поиск обобщающих конструктов - путь к адекватном уосвоению. Жаль, что главный механизм освоения - синергетический подход не раскрыт.

Korotkova Tatyana

Евгений, добрый день. Спасибо, Ваши замечания очень полезны, учту. С уважением. Татьяна Короткова.
Comments: 15

Panfilova Alvina

10.10.2016. Уважаемая Татьяна Леонидовна. Искренне радуюсь, что интерактивные технологии становятся всё более привлекательными для разных специалистов, а для тех, кто обучает маркетингу, на мой взгляд, это очень важно. Я практически всю свою профессиональную жизнь занимаюсь интерактивными технологиями, поэтому для меня ваша статья, как бальзам на душу. Приветствую, поддерживаю, одобряю. Статья написана корректно и грамотно, понятно даже для дилетантов. Прочла другие отзывы, действительно, хотелось бы подробнее прочитать про компетенции, но думаю, что раз игра креативная, то речь идёт об инновационных навыках и умениях находить новые возможности в ситуациях, требующих этого. Меня же интересует следующее: удалось ли с помощью игры (или правильнее, игр) преодолеть у студентов маркетинговую миопию и развить маркетинговую ментальность? Если да, то каковы критерии оценки такого результата? Буду благодарна за комментарий по вопросам. С уважением Альвина Павловна

Atamanchuk Petro

+ + +! С глубоким уважением к Татьяне Леондовне и пожеланием ей жизненніх успехов и научніх побед, П. Атаманчук.

Korotkova Tatyana

Уважаемый, Петр Сергеевич! Благодарю за отзыв и приятные пожелания! Вам тоже всего доброго и успехов в Вашем благородном труде. Т.Л. Короткова.

Simonian Geworg

Уважаемая Татьяна Леонидовна. Отличная работа. Вами описана опыт разработки и внедрения таких интерактивных форм обучения в вузе, как проблемно-ситуационные деловые игры на примере учебного процесса по дисциплине «Маркетинг инноваций». Ваша работа по счету третья, в этой конференции, где употребляется в процесе обучения идеи СИНЕРГИИ... Желаю дальнейших успехов. С уважением Геворг Саркисович.

Korotkova Tatyana

Уважаемый Геворг Саркисович! Спасибо за лестный отзыв. Синергизм - это основной принцип менеджмента который отражает эффективность совместного использования научных достижений в различных областях знаний. В моей работе - это эффект от совместной работы студентов, использования ими знаний из разных дисциплин, а также маркетинговых инструментов. С пожеланиями успехов. Т.Л.

Kubanov Ruslan

Уважаемая Татьяна Леонидовна! Вами представлен материал на актуальную проблему. Проблемно-ситуационные игры позиционируются в науке, как один из самых перспективных инструментов, который может использовать преподаватель для формирования компетенций у будущих экономистов. Сжатая форма подачи материала позволяет наедятся на знакомство с материалом новых исследований. Хочется пожелать автору дальнейших успехов и творческого вдохновения. С уважением, Кубанов Р. А.

Korotkova Tatyana

Руслан Анатольевич, добрый вечер! Примите благодарность за высокую оценку статьи и искренние пожелания. Вам тоже всех благ и успехов в образовательной и научной работе. Татьяна Короткова.

Макотрова Галина Васильевна

Уважаемая Татьяна Леонидовна, спасибо за представленный опыт и его научный комментарий. Очень интересно узнать: какие компетенции студентов были прежде всего реализованы в проблемно-ситуационных играх, что, на Ваш взгляд, способствовало росту мотивации студентов? Спасибо.

Kuprenaite Zydra

Спасибо за информативную статью, вы очень структурировано и конкретро, иллюстративно показали результаты освоения знании при традиционной и интерактивной формах обучения. Спасибо, желаю вам успехов в дальнейших исследованиях

Korotkova Tatyana

уважаемый господин Купренайте! Очень благодарна Вам за дружелюбный отзыв. Желаю Вам также успехов во всех начинаниях. Т.Л.

Dolgova Valentina Ivanovna

Спасибо за Вашу хорошую работу. Приглашаю принять участие в действующем Конгрессе МАНВО (проекты - научные конгрессы - действующие конгрессы). Бесплатно.... С уважением и наилучшими пожеланиями, проф. В. Долгова.

Korotkova Tatyana

Уважаемая, Валентина Ивановна! Спасибо за отзыв и приглашение к участию в конгрессах. Постараюсь его принять. Желаю успехов в кураторстве и в вашей профессиональной деятельности. Т.Л.

Dolgova Valentina Ivanovna

Спасибо за Вашу хорошую работу. Приглашаю принять участие в действующем Конгрессе МАНВО (проекты - научные конгрессы - действующие конгрессы). Бесплатно.... С уважением и наилучшими пожеланиями, проф. В. Долгова.

Smirnov Eugeny

Уважаемая Татьяна! Ваша статья -на актуальную тему и хорошо структурирована. Методологию можно усилить, например, теорией контекстного обучения А.А. Вербицкого. Абстрагирование и формализация не всегда ведет к пониманию, но поиск обобщающих конструктов - путь к адекватном уосвоению. Жаль, что главный механизм освоения - синергетический подход не раскрыт.

Korotkova Tatyana

Евгений, добрый день. Спасибо, Ваши замечания очень полезны, учту. С уважением. Татьяна Короткова.
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.