facebook
twitter
vk
instagram
linkedin
google+
tumblr
akademia
youtube
skype
mendeley
Wiki
Page translation
 

ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ»: В ПОИСКАХ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ / THE CONCEPT OF "INTELLIGENTSIA": SEARCHING FOR THE UNIVERSAL DEFINITION

ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ»: В ПОИСКАХ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ / THE CONCEPT OF "INTELLIGENTSIA": SEARCHING FOR THE UNIVERSAL DEFINITION
Ayazbekova Sabina, doctor of philosophy, full professor

Kazakhstan Branch of Lomonosov Moscow State University, Kazakhstan

Championship participant: the National Research Analytics Championship - "Kazakhstan";

the Open European-Asian Research Analytics Championship;

Доклад посвящен поискам универсального понятия «интеллигенция», в равной мере присущее разнообразным локальным и мировым цивилизациям.

Ключевые слова: интеллигенция, мировые и локальные цивилизации.

The thesis is dedicated to the search of universal meaning of the term 'intelligentsia' that is peculiar to various local and world civilisations. 

Keywordsintelligentsia, world civilisations, local civilisations.

 

В истории мировой культуры социальный прогресс – понятие относительное, поскольку каждая эпоха и каждое общество формируют собственный абрис социума и его прогресс. Казалось бы, исторический процесс, развитие науки, новых ценностей и потребностей должны отражать определенную динамику – от архаики к постиндустриальному обществу. Однако ряд исторических, археологических, культурологических и других исследований последних лет, в которых раскрываются особенности древних цивилизаций, убедительно свидетельствуют, что уже в глубокой древности человечество обладало высочайшим уровнем развития науки, культуры, искусства, технологий, а также высокоорганизованными формами общественного бытия, социальной стратификации и многим другим.

Все это свидетельствует о том, что мировая культура не может быть рассмотрена в линейной последовательности этапов: от худшего – к лучшему, от примитивного – к развитому. Данные открытия и свидетельства ставят перед учеными новые вопросы, предполагающие пересмотр ранее общепринятых теорий и концепций. В частности, мы полагаем, что мировая культура не может быть рассмотрена в линейной последовательности этапов: от худшего – к лучшему, от примитивного – к развитому. Следует признать разностадиальность, многогранность, многовекторность, полисемантичность и полиидентичность составляющих мировой культуры и ее исторического развития.

В то же время стремление к развитию и социальному прогрессу отчетливо прослеживается в каждой локальной общности людей. При этом исключительно важную роль в этом процессе играет та особая часть общества, деятельность которой направлена на достижение этих высоких общественных целей. Ибо, независимо от времени и локальной принадлежности, именно наличие в каждом обществе данной социальной группы представляет собой фактор мирового порядка, что дает нам основание причислить ее к феномену мировых культурных универсалий.

В связи с этим встает вопрос об универсальном понятии, которое обозначало бы абстрагированную от времени и пространства ту социальную группу людей, деятельность которой направлена как на стабильность, гармонизацию общественных отношений, так и социальный прогресс, создание новаций в сфере общественных отношений, идеологии, науки, культуры, экономики, производства и техники. Представляется, что таковым, при определенном понимании, может быть термин «интеллигенция», который и может претендовать на универсальное определение.

Первоначально понятие «интеллигенция» происходило от латинского intelligentia – «понимание, познавательная сила, знание». В римской культуре этот термин приобретает оценочный смысл и интерпретируется как "хорошая степень понимания и сознания", что нашло дальнейшее отражение в трудах европейских мыслителей - Гегеля, Шеллинга, в произведениях французских авторов и многих других. Не случайно поэтому, в европейской культуре, где этот термин получил свое дальнейшее развитие, в его смысловой основе прослеживается связь с академической западной моделью образованного класса. Парадокс же заключается в том, что «академическое образование» стало восприниматься как собственно явление европейской культуры, несмотря на то, что первоначально академия как организация образования со всеми ее атрибутами (кафедра, мантия, способ передачи знаний, а также сами знания) была заимствована европейцами из арабо-мусульманской цивилизации.

Академический тип образования, получивший распространение в Европе со средних веков, был принят в дальнейшем и другими странами. Так, в России эта культурно-образовательная реформа началась в русле глобальных общегосударственных реформ Петра I, стремившегося европеизировать Русь. И «первым интеллигентом» считается А.Н. Радищев - выпускникЛейпцигского университета [1. С. 69]. Считается также, что в дальнейшем именно из выпускников российских организаций образования, созданных по образцу и подобию европейских, стала формироваться интеллигенция «на российских окраинах» - в т.ч. и в республиках Советского Востока. Лица, получившие профессиональное образование в Санкт-Петербурге, Москве, Омске и др. городах России, билингвы - непременно говорящие не только на родном, но и на русском языке, стали называться интеллигентами. Не случайно поэтому, «первым интеллигентом» в Казахстане считается Чокан Валиханов [2. С. 64] – выдающийся ученый, политик, просветитель, получивший академическое образование в Сибирском кадетском корпусе в Омске.

Такое представление о формировании интеллигенции сохраняется и в современных концепциях. Так, Г. Померанц считает, что "... интеллигенция... складывается в странах, где сравнительно быстро принялась европейская образованность и возник европейски образованный слой, а социальная "почва", социальная структура развивалась медленнее, хотя иногда, по-своему, и очень быстро" и при этом "эта "почва" надолго сохраняла азиатские черты» [3]. Из этого следует, что общественная мысль при анализе понятия «интеллигенция» стоит сугубо на европоцентристских позициях, а потому потенциально не может привести к поискам универсального определения, в одинаковой мере приемлемого для Востока и Запада и всех мировых и локальных цивилизаций.

В социологии понятие «интеллигенция» получило широкое распространение в ХIХ-ХХ вв. Однако до сих пор данное понятие имеет смысловую неопределенность. Более того, изменения, произошедшие в последние десятилетия в общественной жизни, а также новые данные гуманитарных наук, касающиеся древних периодов развития человечества, особенно многих восточных культур, обнаруживают семантическую размытость термина «интеллигенция». Становится очевидным, что это понятие не может быть раскрыто только в контексте европейской модели образования; отошло в прошлое и понимание интеллигенции как прослойки между пролетариатом и крестьянством; и даже отдельные признаки интеллигенции - гуманизм или интеллектуальный труд, - не могут в полной мере раскрыть универсальный характер данной социальной страты.

Мы предлагаем цивилизационный подход, что заставляет нас вернуться к первоначальномулатинскому определению intelligentia– «понимание, познавательная сила, знание» и через данное понимание попытаться подойти к поискам современного универсального определения. А это значит, что мы должны исходить из неких общих признаков. На наш взгляд, они могут быть сведены к следующим: 1 – образованность, понимание и знание законов Мира, Общества и Человека; 2 – особый социальный статус; 3 - профессиональный характер интеллектуальной деятельности; 4 - служение Обществу; 5 – создание новаций и передача культурного опыта следующим поколениям.

1. Образованность, понимание и знание законов Мира, Общества и Человека. Возникновение цивилизаций - и мировых, и локальных -связано с Древним Востоком, - с присущим им высочайшим уровнем образования, науки, и культуры. Достаточно вспомнить первые древневосточные цивилизации – египетскую, месопотамскую, хараппскую, греческую, тюркскую, шань-иньскую и другие локальные цивилизации, развитие которых и обозначило начало исторического этапа формирования мировой неолитической цивилизации.

Общеизвестно, что высокий уровень интеллекта формируется только в процессе получения образования, изучения законов Мира, Общества и Человека. Следует отметить, что такой тип образования возможен не только в стенах университета. Более того, - наличие диплома – вовсе не означает особый уровень интеллекта или принадлежность человека к интеллигенции. Скорей, важна способность человеческой мысли постигать внутренние и внешние закономерности, структурные связи и отношения Вселенной, Общества и Человека. Изучение такого рода связей привело к развитию во всех древних цивилизацияхастрономии. К III тыс. до н.э. относятся и письменные астрономические документы, а сами астрономы становятся государственными придворными служащими, координирующими деятельность наблюдателей и писцов. Так, в Древнем Египте жрецов-астрономов называли «рех хетту» - знающий вещи [4]. Позже аналогичную роль выполняли звездочеты в европейской культуре, абызы– в казахской, волхвы – в русской, йондоҙсо– башкирской.Кроме того, не следует забывать и то, что существуют не только научные, но и донаучные, и вненаучные формы познания мира – мифология, искусство, религия, обыденное познание.

Многообразны и «культурные пространства» формирования интеллигенции – наряду с более поздними академическими университетами это могут быть «царские дворцы», храмы, соборы, монастыри; школы, древние и средневековые библиотеки. Если же рассматривать синхронные мировые цивилизации – кочевую и оседлую, то здесь можно обнаружить две формы передачи знаний из поколения в поколение – не только письменную, но и устную. Анализ этих цивилизаций показывает, что знания могут передаваться разными путями, не обязательно институализировано, но также и от учителя, наставника. Да и самообразование может дать значительный эффект, сопоставимый с университетским образованием.

Говоря о знаниях законов Мира, Общества и Человека, следует обратить внимание и на различие сакрального и профанного знания, когда носители сакрального знания формируют особые касты, ордена и другие социальные институты. К ним, безусловно, может быть отнесено и духовенство.

Исходя из сказанного, представляется, что представителей самых разных исторических типов рациональности и духовности, обладающих другими признаками интеллигенции, вполне можно отнести к этой социальной страте.

2. Особый социальный статус. Во многих культурах местоположение интеллигенции находилось в верхних этажах общества и следовало сразу же за верховным правителем. Так, например, в XI веке в государственном управлении тюрков Восточного Туркестана выделяется пять высших классов, объединяющих интеллигенцию: 1) прямые потомки пророка Мухаммеда; 2) улемы (мусульманские ученые); 3) отаджы (врачи и аптекари); 4) астрологи, астрономы; 5) поэты. И только следующими по социальной значимости шли экономические классы [5, § 26].

Аналогичное местоположение интеллигенции в верхних слоях общества наблюдается практически во всех обществах, достигших уровня цивилизации. Именно поэтому управленческая элита в стабильные периоды развития государства также формируется из этой социальной страты, тогда как в случаях военных завоеваний и социальных революций, основной костяк власти могут составлять военные, а также представители более низких социальных страт. В таких обществах статус интеллигенции становился достаточно низким.

Анализ развития локальных цивилизаций отчетливо выявил следующую тенденцию: периодам расцвета и социального прогресса свойственен чрезвычайно высокий социальный статус интеллигенции, позволяющий ее лучшим представителям давать советы и наставления действующим правителям, выражать (иногда, в иносказательной форме) критику и недовольство населения, тогда как периоды экспансии, упадка и деградации общества характеризуются снижением социального статуса и роли интеллигенции, ее уничтожением, отторжением социальных идей и невостребованностью знаний.

Конечно, происхождение человека и принадлежность его к достаточно высоким слоям общества способствуют развитию интеллекта и дают преимущества для получения профессионального образования, что, в конечном счете, приводит к профессиональной деятельности, имеющей интеллектуальный характер.

В то же время потребности общества в социальном прогрессе, художественном творчестве и техническом развитии способствуют открытости этой социальной страты и привлекают в нее наиболее одаренных представителей других страт. Поэтому особенностью интеллигенции как социальной страты является высокий уровень социальной мобильности в процессе вхождения в нее. В особой мере это проявляется в тех государствах, где доступ к профессиональному образованию не определяется происхождением человека. Тем самым интеллигенция по своему происхождению не может быть соотнесена с определенными классами, стратами и сословиями, а представляет собой универсальный слой общества, образуемый из наиболее подготовленных, образованных мыслителей, управленцев, инженерной и культурной элиты, которая формируется как по рождению, так и рекрутируется из низов, сумевших пробить себе дорогу, стать профессионалами в каком-либо роде деятельности.

3. Профессиональный характер интеллектуальной деятельности – еще один общепринятый признак понятия «интеллигенция». Начиная с периода неолита, специализация достигла достаточно высокого уровня, она отражала цивилизационный уровень развития общества и не только определяла общественную стратификацию, но и структурировала государственную вертикаль. Профессионализация и специализация способствовала такжеразвитию наук (астрономии, медицины, математики, биологии и др.), разнообразных видов и жанров литературы и искусства (мифологии, музыки, живописи, танца и др.).

Следует заметить, что в мировой культуре в художественном творчестве профессионализация реализуется в двух основных формах – устной и письменной. Не случайно поэтому, в кочевой мировой цивилизации распространен устный тип профессионализма, тогда как в оседлой мировой цивилизации – письменный тип профессионализма. Соответственно этому, сами профессионалы по своему типу относятся как к устной традиции (к примеру, казахские жырау, акыны, салы, сере, кюйши, жырши и др.), так и к письменной (писатели, композиторы, художники, каллиграфисты, писари и др.).

4. Служение Обществу. В науке понятие «интеллигенция» связано с вопросами служения Обществу, общественным идеалам, развитию нации. На этом пути возникают конфликты, сложные отношения интеллигенции с властью, ее противостояние. Во многом это определяется тем, что деятельность интеллигенции направлена на уничтожение застойных явлений, она формулирует новые идеи общественного развития, противоречащие с устоявшимися политическими программами и лозунгами. Конфликт может достичь такой силы, что власть готова к физическому уничтожению и истреблению, и тогда наиболее ярко проявляются пассионарные качества интеллигенции, ее способность отдать свою жизнь, личное благополучие интересам Общества.

Вместе с тем следует признать,что пассионарии, способные на жертвенность и великие духовные свершения, – это лишь небольшая часть интеллигенции. Деятельность же основной части направлена на творчество, создание новаций, передачу ценностей следующим поколениям. Но есть еще одна часть интеллигенции – ее можно назвать «обслуживающим персоналом власти». Стимулируемая материальными благами, ее деятельность направлена на восхваление власти, оправдание ее решений, даже тогда, когда действия власти идут в ущерб интересам государства, общества и личности.

5. Создание новаций и передача культурного опыта следующим поколениям. В каждой эпохе и каждом обществе существует страта или социальная группа, деятельность которой направлена на создание новаций. Поэтому наличие Творцов – создателей новых ценностей, технологий, знаний, а также Носителей культуры, передающих их в процессе коллективных взаимодействий из поколения в поколение, значимых именно для этой общности, определяет существование интеллигенции как феномена мировых культурных универсалий. Внутренняя свобода, умение выйти за рамки канона, стереотипа, омертвевших общественных отношений, поиски нового, необходимого в условиях перемен, создание новаций, особое духовное отношение к Миру, - все это выделяет интеллигенцию как социальную страту.

Выводы. Если исходить из понимания интеллигенции как феномена мировых культурных универсалий, то можно вывести следующее определение. Интеллигенция - это особый социальный слой общества, обладающий повышенным чувством и потребностью внутренней свободы, этнической и конфессиональной толерантностью, гуманизмом, деятельность которого обуславливается пониманием и знанием Мира и Человека в нем, имеет профессиональный характер и направлена на социальный прогресс, создание новаций и служение Обществу.

Знания, профессионализм, внутренняя свобода, способность самостоятельно мыслить, умение преодолевать преграды социального и политического характера, приоритет общественных ценностей над индивидуальными, духовности над материальным, способность отказаться от власти и привилегий во имя интересов Общества, - все это отличает истинную интеллигенцию. Хотелось бы верить, что существование интеллигенции как одухотворенной страты общества, обладающей значительным влиянием, будет способствовать достижению Гармонии и Социального прогресса всей мировой цивилизации.

 

Литература:

  • 1. Струве П.Б. Радищев и Пушкин., Дух и слово. Статьи о русской и западно-европейской литературе. - Париж, 1981.
  • 2. Турсунбаев А.Б. Казахский аул в трех революциях. – Казахстан, 1967. 483 с.
  • 3. Померанц Г. Долгая дорога истории., "Знамя"., № 11, 1991. 
  • 4. Найдыш В.М. Наука древнейших цивилизаций. Философский анализ., В.М. Найдыш. – М., Альфа-М, 2012., С. 147.
  • 5. Садри Максуди Арсал. Тюркская история и право. Перевод с турецкого языка Рафаэля Мухамметдинова. – Казань., Изд-во «Фэн», 2002. - 412 с.
0
Your rating: None Average: 7.6 (9 votes)
Comments: 8

Ayazbekova Sabina

Уважаемые коллеги! Благодарю вас за внимание к моей работе и высокую оценку. Надеюсь, что смогу и далее развить эту тему в дальнейших своих публикациях. С уважением, Аязбекова С.Ш.

Kubanov Ruslan

Знаковое исследование. Профессионализм и позиция автора достойны повышенного внимания и уважения. Хочется пожелать творческих успехов в разработке актуальной темы. С уважением, Кубанов Р. А.

Vaidotas Matutis

Отличная статья, интересный материал… удачи вам, С уважением и наилучшими пожеланиями...И всё таки очень хочется поинтересоваться пользованием термина «толерантность». Это вроде бы медицинский термин означающий нарушение иммунной системы организма, что по построению природы ведёт к гибели организма. В таком случаи, любое явление обладающие подобным свойством в долгосрочной перспективе обречено…

Sergey Chirun

Представленная статья, по моему мнению, выполнена на высоком профессиональном уровне. Работа написана хорошим научным языком. Достоверность сформулированных выводов убедительно обоснована материалами доклада. Данное исследование обладает определённой новизной, теоретической и практической ценностью.

Tatiana Dolina

Достаточно интересная работа. Успехов.

Korolev Evgenie Sergeevich

Довольно проработанный материал, который, признаюсь, даже юристу было интересно прочитать. Благодарю автора за интересную работу!

Novikov Andrey

Чрезвычайно интересный доклад. Автором затронута проблема актуальный функций и задач интеллигенции в современном обществе, что в условиях ценностного кризиса и внутриполитической ситуации кажется особенно актуальным. Представленный "цивилизационный подход" к понятию и функциям данной группы определенно заслуживает внимание.

Konoplytska Oksana

Интересный, информационный доклад. Читается легко и непринуждённо. Автору удалось дать определение понятию "интеллигенция".
Comments: 8

Ayazbekova Sabina

Уважаемые коллеги! Благодарю вас за внимание к моей работе и высокую оценку. Надеюсь, что смогу и далее развить эту тему в дальнейших своих публикациях. С уважением, Аязбекова С.Ш.

Kubanov Ruslan

Знаковое исследование. Профессионализм и позиция автора достойны повышенного внимания и уважения. Хочется пожелать творческих успехов в разработке актуальной темы. С уважением, Кубанов Р. А.

Vaidotas Matutis

Отличная статья, интересный материал… удачи вам, С уважением и наилучшими пожеланиями...И всё таки очень хочется поинтересоваться пользованием термина «толерантность». Это вроде бы медицинский термин означающий нарушение иммунной системы организма, что по построению природы ведёт к гибели организма. В таком случаи, любое явление обладающие подобным свойством в долгосрочной перспективе обречено…

Sergey Chirun

Представленная статья, по моему мнению, выполнена на высоком профессиональном уровне. Работа написана хорошим научным языком. Достоверность сформулированных выводов убедительно обоснована материалами доклада. Данное исследование обладает определённой новизной, теоретической и практической ценностью.

Tatiana Dolina

Достаточно интересная работа. Успехов.

Korolev Evgenie Sergeevich

Довольно проработанный материал, который, признаюсь, даже юристу было интересно прочитать. Благодарю автора за интересную работу!

Novikov Andrey

Чрезвычайно интересный доклад. Автором затронута проблема актуальный функций и задач интеллигенции в современном обществе, что в условиях ценностного кризиса и внутриполитической ситуации кажется особенно актуальным. Представленный "цивилизационный подход" к понятию и функциям данной группы определенно заслуживает внимание.

Konoplytska Oksana

Интересный, информационный доклад. Читается легко и непринуждённо. Автору удалось дать определение понятию "интеллигенция".
PARTNERS
 
 
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
image
Would you like to know all the news about GISAP project and be up to date of all news from GISAP? Register for free news right now and you will be receiving them on your e-mail right away as soon as they are published on GISAP portal.